Сравнительная характеристика чацкого, онегина и печорина сочинение. Сравнение чацкого и онегина Что общего у онегина и чацкого

Евгений Онегин и Александр Чацкий – действующие лица различных литературных произведений А. Пушкина и А. Грибоедова, однако, в них есть то, что объединяет: героев до конца не понимает и не принимает общество. Но наряду с этим действующие персонажи имеют и отличительные черты. Если Онегин частый посетитель званых балов и обедов, то Чацкий отторгает подобный образ жизни, считая его бессмысленным. Евгений относится к людям высокомерно, Александр же, напротив, настроен ко всем доброжелательно, но, если видит себя правым, отстаивает такую точку зрения Ниже в таблице представлена характеристика этих героев.

Евгений Онегин Александр Чацкий

Возраст

Ему 26 лет Точный возраст не указан – известно, что он молодой человек.

Происхождение

Потомственный дворянин Богатый дворянин, в его владении 400 крепостных

Место рождения

Петербург Родился в Москве

Обучение

Основное образование получил в домашних условиях. К Евгению никогда не ставились жесткие критерии в плане образования. Весь процесс проходил таким образом, чтобы не утомить излишней информацией ум Онегина. Начальное образование получал в доме Фамусова, взявшего его на воспитание после смерти родителей, после обучался заграницей.

Род занятий

Онегин никогда не состоял на службе ни гражданской, ни военной. Только что вернулся с поездки заграницу. Бросил военную службу, но не стал чиновником.

Наличие братьев и сестер

У него нет ни братьев, ни сестер Единственный ребенок в семье.

Отношение к светской жизни

Евгений частый посетитель балов и званых обедов. Он активный деятель светской жизни. Его появления никогда не проходит незамеченным, он любимец публики. Сам же Евгений не отличается любовью к такому времяпровождению – его уже порядком утомил такой порядок. Он скучает и не находит былого утешения для себя. Разочарован светским обществом. Ему чужды принципы, по которым живет аристократия. Он считает русских аристократов позорным явлением, так как большинство из них далеки от понятия аристократизма и праздно живут набивая себе карманы чужими деньгами. Ему скучно и невыносимо такое общество, он предпочитает дистанцироваться от такого окружения.

Отношение к любви и женщинам

Евгений любит общество красивых женщин, но не признает постулаты о любви. В большинстве случаев он ограничивается кокетством – в его планах еще не зреет мысль о женитьбе. Женщины признают его привлекательным – мастерство Онегина в плане обольщения находится на высоком уровне. Восторженно относиться к чувству любви. Он влюблен в дочку Фамусова – Софью. Его чувства истины, он не понимает, как можно лицемерить в любви, поэтому, когда узнает о том, что любимая морочила ему голову, а на самом деле любит подлизу Молчалина, который создает видимость влюбленности, чтобы получить доступ к богатству Фамусова, испытывает глубокое огорчение, разочаровывается в искренности любви.

Умение поддерживать дружеские отношения

Не признает чувства дружбы. Он легко сходится с людьми и легко расстается. Готов поддерживать дружеские отношения, но не видит людей, готовых тоже сделать для него.

Отношение к людям

Высокомерен по отношению к другим людям, независимо от их статуса, талантов, умений и морального облика. Настроен положительно и доброжелательно, но готов отстаивать свою точку зрения, не стесняется высказать свое истинное мнение о положении вещей. В общении с окружающими часто прибегает к колкости и дерзости, высокомерен и горделив – в такой образ он пытается обличить пороки общества.

Интерес к жизни

Не видит смысла ни в одном занятии, у него отсутствует интерес к жизни. Полон стремления обличить пороки общества с целью прекратить его деградацию, терпит поражение, но не теряет интерес к жизни.

Особенности темперамента

Онегин отличается холодным и расчетливым умом. Он умеет скрывать свои мысли и эмоции. Вспыльчивый и излишне эмоциональный. Ему сложно сдержаться и не вступить в дискуссию.

Отношение к искусству

Он воспринимает искусство на интуитивном уровне – у него нет знаний, позволяющих анализировать те или иные произведения. Признает положительное влияние силы искусства на человека. Его огорчает, что людей, которые готовы заниматься развитием искусства считают ненормальными.

Нрав

Холодный, сдержанный Импульсивный и эмоциональный.

Привязанность к модным тенденциям

Денди, ему нравится быть модным Модные тенденции вызывают у него отвращение. Он не понимает людей, которые гоняются за модой. Чацкому достаточно того, чтобы его костюм был чистый и опрятный.

Умение лицемерить

Мастерски владеет умением лицемерить Не обладает умением лицемерить, считает его пороком человечества.

Организация досуга

Бесцельно проводит свободное время – не знает, чем ему заняться. Занимается саморазвитием.

Самостоятельность

Он обеспеченный и независимый человек. Богатый и самостоятельный человек.

Готовность путешествовать

Необходимость совершать поездки и путешествия его не пугают. Три года прожил заграницей, путешествуя по миру, но затем вернулся на Родину.

Как воспринимают окружающие

Думают, что он чудак Считают, что он сошел с ума.

Итог жизненного пути

Неизвестен. Исходя из предположения исследователей фрагментов неоконченной 10 главы – он умирает. Уезжает из Москвы, чтобы не сойти с ума от традиционных порядков и морали высшего общества.

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный, подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии "Горе от ума" и в "Евгении Онегине" в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.

Чацкий и Онегин - ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Онегину тоже "наскучил света шум", его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, "условий света свергнув бремя", отправляется в свое имение.

Оба героя достаточно образованны: Чацкий "славно пишет, переводит", Онегин "читал Адама Смита", "знал довольно по-латыне". Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. "Пустейший человек, из самых бестолковых", - отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со "страждущей спесью" в лице непременно согласился бы с ним.

Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.

Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к "свету пустому". Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.

Онегин же, "условий света свергнув бремя", не находит никакого применения своим знаниям потому, что "труд упорный ему был тошен". У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.

Чацкий своим имением "управлял оплошно", то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.

Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, "чтоб только время проводить", "ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил". Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.

Столь же различны герои и в главном - в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование - болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья - порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это - не драма всей его жизни. Чацкий - личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него - насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.

Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.

Запоздалая, невостребованная любовь Онегина - символ жизненного краха.

В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.

Примерный текст сочинения

В критическом этюде "Мильон терзаний" И. А. Гончаров написал: "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая. Наверное, он имел в виду то, что в комедии "Горе от ума" Чацкого характеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образ Онегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам автор в лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, он рассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие из Петербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. А Чацкий проживает в комедии всего один день.

Мне тоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этого требует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этих героев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболее прогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственной мощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протест против крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайные политические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоих характерна "охота к перемене мест". Им не везет в любви, у них не складываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий - натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, что отжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела, полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия и честность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему "прислуживаться тошно", и считает, что служить надо "делу, а не лицам".

Онегин же - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал Адама Смита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов. Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду, поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкий не боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его люто ненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же "свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнением фамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее. Я не думаю, что он "три часа по крайней мере, пред зеркалами проводил", как это делал Онегин, "боясь ревнивых осуждений".

Чацкий не только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против "чужевластья мод", подхалимства и низкопоклонства, жестокого отношения господ к своим крепостным.

Онегин же - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражая свое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым и надменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет по заведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, как должное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу. Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, что на русской земле "господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским".

По-разному относятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Это чувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще больше укрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он не входит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращенная к ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобных чувств.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

Но все-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Он отверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себя несчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочли подленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнению Белинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, и раскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность, как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мне больше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, а Онегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день, а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого, потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том, что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полон энергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, "отчизне посвятить души прекрасные порывы", Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


И нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова. ДОКЛАДВ реферате "Чацкий, Онегин, Печорин" мной поставлена цель проанализировать героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова как типичных представителей лучшей части дворянской молодежи своего времени, найти общие черты и...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Просьбы друзей "продолжать рассказ забытый", ссылаясь на голоса друзей, что "странно, даже неучтиво роман не кончив перервать", собирался вернуться к своему многолетнему труду. Но как в этом году, так и в 1835 дальше набросков работа не пошла. <…> Отрывки из путешествия Онегина Пушкин указывает мотивы, почему Онегин решил путешествовать. Герой романа "быть чем-нибудь давно хотел"; он " ...

Сочинение

Что происходило в России в начале 20-х годов XIX века? В ответ на усиление правительственной реакции в стране стали зарождаться тайные политические общества, ставящие своей целью коренное преобразование жизни на гуманной и справедливой основе. Столкновение человека декабристских взглядов с дворянами-реакционерами находит отражение в произведениях писателей, которых декабристы считали своими союзниками и соратниками.

Чацкий — герой комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума", а Онегин — герой романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Писатели изобразили в своих произведениях разные, противоположные характеры. Онегин — образованный человек, но "лишний" для общества, а Чацкий — передовой человек своего времени.

У этих героев мы найдем не только различие в характерах, но и сходство в происхождении, воспитании и образовании. И Чацкий, и Онегин учились и воспитывались под руководством иностранцев-гувернеров. О Чацком мы узнаем, что он образованный человек, который занимался литературным трудом, был на службе у министров, жил за границей. Но пребывание там лишь расширило его умственный кругозор, а не сделало поклонником всего иностранного.

Онегин по сравнению с грибоедовским героем получил поверхностное образование.

Француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя...

Впоследствии Онегин значительно пополнил свои знания. Он в совершенстве владел французским языком, "легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно". Этих познаний и умений было вполне достаточно, чтобы заслужить благосклонность света, который "решил, что он умен и очень мил".

В характере Чацкого можно заметить дерзость, непримиримость к равнодушным или консервативно настроенным людям. Он любит родину, с сердечной теплотой говорит о ней: "Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым Отечества нам сладок и приятен!" Чацкий — человек умный, горячий, но у него под маской иронии скрыто чуткое, отзывчивое сердце. Он может, как и все люди, смеяться и грустить, может быть зол и резок, но другом будет верным и надежным. Горячий и пылкий, он удивительно похож на молодого Пушкина. "Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив", — говорит о нем Лиза. Он немного наивен и неискушен в житейских делах. А Онегин... Кто он? "Чудак печальный и опасный, созданье ада иль небес, сей ангел, сей надменный бес"? Нет, не ангел, не демон. Онегин — собирательный образ, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно с его безнравственной душой, себялюбивой и сухой, мечтанью преданный безмерно, с его озлобленным умом, кипящим в действии пустом". У него нет в жизни любви и привязанности. Со скукой, недовольством и раздражением едет Евгений к своему умирающему дяде. Для него главное — наследство. Онегин равнодушен к болезни родственника и ужасается необходимости изображать опечаленного племянника. Он ведет типичную для "золотой" молодежи жизнь: балы, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров. Но ему все это давно приелось. Ему было скучно с теми людьми, с которыми он вынужден общаться. Жизнь, которую он вел, не устраивала его, но и перемена обстановки не смогла повлиять на Онегина. И в деревне им овладела та же скука.

Чацкий, мне кажется, выше и умнее Онегина. Это человек передовых взглядов. Он полон светлых идей преобразования общества, с гневом обличает пороки старой Москвы. Его глубокий ум дает ему веру в жизнь, в высокие идеалы. Чацкий возмущен крепостным правом, тем, что помещик может обменять своих верных слуг, которые "не раз и жизнь, и честь его спасали", на трех борзых собак. Он желает служить "делу, а не лицам". "Служить бы рад, прислуживаться тошно", — отвечает он на упреки и нравоучения Фамусова.

Онегин же томился, задыхался в своей среде и не знал сам, чего он хочет. Евгений много читал, пробовал заняться литературным трудом, но "труд упорный ему был тошен; ничего не вышло из пера его". Он не знал, чем занять свой ум, Чацкий серьезно готовился к деятельности на благо отечества. Даже его идейный противник Фамусов отдает должное его способностям, говоря: "Он славно пишет, переводит". Все твердят о его высоком уме.

Онегин критически относится к укладу жизни дворянского общества, но не предпринимает серьезной попытки что-либо изменить, он далек от декабристских прогрессивных идей.

Чацкий активно отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком иметь собственные мнения и убеждения и открыто их высказывать. Он стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом. Его возмущает преклонение русских дворян перед французскими модами, языком, их оторванность от своих национальных корней.

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий высокого мнения о своем народе, а Онегин бесконечно далек от него.

А как проявляют себя в дружбе и любви наши герои? В фамусовском обществе у Чацкого нет друзей. Его здесь ненавидят, даже объявляют сумасшедшим, потому что не признают его взгляды на жизнь, его убеждения. Стоит заметить, что Чацкий постоянно употребляет местоимение "мы", так как считает себя не одиноким в стремлении к переменам. Его друзьями являются те, кто представляет "век нынешний", но Грибоедов лишь упоминает об этих людях, вводя в пьесу внесценические персонажи.

Онегин был неразлучен с Ленским. Несмотря на то, что друзья были похожи на "лед и пламень", их многое объединяло. Ленский делился с Онегиным своими взглядами и личными переживаниями, он доверял ему. Но Онегин необдуманным поступком вызвал у Ленского чувство ревности, горькой обиды и разочарования в любви и дружбе. Онегин хладнокровно принимает вызов и убивает на дуэли единственного друга, не испытывая к Ленскому ни малейшей неприязни. Он думает только о том, как оценит его поведение поместное общество, которое он совершенно не уважает.

В основе любви Онегина к Татьяне тоже лежит себялюбие и эгоизм. В своем первом объяснении с ней он чистосердечно признается, что ему чужды сильные, глубокие чувства. Чацкий же любил Софью серьезно, видя в ней будущую жену. Любовь для него не "наука страсти нежной", как для Онегина. Из-за любви к девушке Чацкий возвращается в общество, которое ему глубоко противно. Ему пришлось до дна выпить чашу страданий.

Чацкий смело и отважно борется за все новое, передовое, за новую Россию, но его нельзя поздравить с победой. Он уезжает из Москвы, чтобы "искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок". Но мы уверены, что он останется борцом, который будет и дальше продолжать свою деятельность ради свободы Отчизны. Онегин в конце романа тоже испытывает крах своих надежд на счастье, но в отличие от Чацкого он сломлен этим горем. Если у грибоедовского героя, кроме любви, была общественно-полезная деятельность на благо родины, то у Онегина такого дела нет.

Грибоедов и Пушкин создали в своих произведениях яркие реалистические образы, вобравшие в себя типические черты людей эпохи 20-х годов XIX века. Они продолжают оказывать влияние на духовное формирование новых поколений.

После победы России в Отечественной войне 1812 года, во время которой русская нация пережила необыкновенный. подъем патриотического самосознания, единения всех слоев народа под знаменем освобождения Родины, в стране наступил период реакции. Россия превратилась в жандарма Европы, а вольнолюбивые настроения передовой части русского дворянства игнорировались самодержавием. Страна разделилась на два противоборствующих лагеря: реакционеров-крепостников и демократической интеллигенции, готовившей революционный государственный переворот. Была и третья общественная группа в дворянской среде, которая не вступала в тайные общества, но политический строй в России воспринимала критически. В бессмертной комедии «Горе от ума» и в «Евгении Онегине» в образах главных героев воплотились различные движения в дворянском сословии первой четверти XIX века.
Чацкий и Онегин - ровесники, представители столичной аристократии. Это молодые, энергичные, образованные люди. Оба они стоят выше своей социальной среды, потому что умны и рассудительны и видят всю пустоту и никчемность светского общества. Чацкий гневно клеймит тех людей, которые являются столпами дворянского общества:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Онегину тоже «наскучил света шум», его праздность, суета, бездуховность. Он испытывает жестокое разочарование от бесцельного прожигания жизни и, «условий света свергнув бремя», отправляется в свое имение.
Оба героя достаточно образованны: Чацкий «славно пишет, переводит», Онегин «читал Адама Смита», «знал довольно по-латыне». Безусловно, это люди одного круга, уровня развития, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие свой путь в жизни. Я уверена, что они были бы интересными собеседниками друг для друга, встретившись где-нибудь на балу в Москве. Я уже как бы вижу, как они отпускают колкие, критически остроумные замечания в адрес важных, с сановным видом проходящих почтенных гостей. «Пустейший человек, из самых бестолковых», - отозвался бы Чацкий о самом надутом, преисполненном напускного самоуважения государственном чиновнике, а Онегин бы со «страждущей спесью» в лице непременно согласился бы с ним.
Но на этом, на мой взгляд, сходство героев заканчивается.
Их объединяет лишь одинаковое общественное положение и критическое восприятие действительности, презрение к «свету пустому». Но Чацкий человек социально-активный, деятельный, истинный патриот. Он искренне хочет служить своему отечеству, применить свои знания во благо народа, труд для него не является тяжелым бременем, в просвещении он видит источник прогресса.
Онегин же, «условий света свергнув бремя», не находит никакого применения своим знаниям потому, что «труд упорный ему был тошен». У него нет никаких идеалов, и мысль посвятить свою жизнь кому-то или чему-то никогда не посещает его. Страдая от осознания бессмысленности светского образа жизни, от своей отчужденности, Онегин не ищет применения своим способностям. Ему даже в голову не приходит заняться созидательной работой.
Чацкий своим имением «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Он всей душой возмущен подневольным положением крепостных. Чацкий сознательно отпускает на волю своих крепостных, подтверждая, что его общественные взгляды не расходятся с практикой.
Онегин же совершенно безразличен к судьбе своих крестьян, «чтоб только время проводить», «ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил». Вся его реформаторская деятельность на этом закончилась. Онегин озабочен только своим душевным покоем, положение крестьян он облегчил постольку, поскольку считал это прогрессивным, созвучным времени и прочитанным книгам.
Столь же различны герои и в главном - в любви. Чацкий искренне любит Софью, он верит в жизнь, в высокие идеалы. Конечно, он идеализирует свою возлюбленную, и столкновение действительности с идеалом жестоко ранит его. Гордость его уязвлена, разочарование - болезненно. Сколько боли и горечи, уязвленного самолюбия и гневного упрека звучит в его последнем монологе! Но Чацкий не сломлен, не побежден. Он сознает, что Софья - порождение того общества, пороки которого он с гневом обличает. Чацкий переживает эту жизненную драму болезненно, как человек с чистым, большим сердцем, но это - не драма всей его жизни. Чацкий - личность социально-активная, он полон светлых идей преобразования общества, впереди у него - насыщенная трудом и борьбой жизнь. Мне кажется, он примкнет к декабристам.
Душа Онегина опустошена обилием мелких страстей, победных романов. Он не способен на большое чувство. Евгений достаточно чуткий и благородный, но он настолько эгоистичный, что отрекается от настоящей любви, которая могла бы придать его жизни высокий смысл и душевную гармонию. Но отказавшись от любви, Онегин обрек себя на полное одиночество. Критическое отношение к действительности, незаурядный ум при отсутствии четких общественных идеалов, неизбежно влекут к жизненной трагедии.
Запоздалая, невостребованная любовь Онегина - символ жизненного краха.
В образах Чацкого и Онегина воплощены два направления в общественной жизни дворянства начала XIX века: сознательный, активный протест против несправедливого общественного строя и пассивное неприятие устаревших социальных порядков, мучительный поиск гармонии в себе самом, путь в никуда.


Top