Тема Роль литературы в жизни человека: аргументы. Значение литературы в жизни человека Значение литературы в современном мире

Роль литературы в современном обществе

(Казаченко Юлия, студентка 3 курса специализации

Хореографическое творчество)

Литература в обществе всегда занимала большое место и имела конкретные задачи и определенные функции. Прежде всего, — эстетические и информационные. Литература могла быть для общества, как лучшим другом, так и самым жестоким критиком. Но и конечно литература всегда была отражением общественной жизни и являлась одним их двигателей культурологического процесса.

На разных этапах своего развития человечество размышляло о роли литературы в обществе. С изменениями, происходящими в жизни, люди тоже становятся другими. Процесс самовыражения захватывает все, превращая человека в раба своего времени, где все продается и покупается. Общество реальное разделяется на бедных и богатых, успешных и неуспешных. Чаще говоря о некоторых достижениях демократических прав свобод, при этом мы забываем о падении нравов. И именно литература является главной основой любого общества, носителем новых идей и духовного насыщения: в художественных произведениях пережитое страной предстает во всей своей полноте.

Литература способна очень серьезно влиять на своего читателя. Специалистами уже научно доказано, что художественная литература способна существенно влиять на массовое сознание, создавать ориентиры для развития людей. И если литература действительно учит прекрасному, учит распознавать добро и зло, представляя собой суть мыслей и размышлений лучших умов человечества, то сегодня она представляется одним из наиболее эффективных средств, которые могут сделать этот мир лучше, добрее. Ещё М. Горький писал: Цель литературы — помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты .

Современная литература явление чрезвычайно неоднозначное. С одной стороны, литература и авторы стали более раскрепощенными, больше не ограничены ни цензурой, ни какими-либо рамками или канонами, как это было на протяжении многих веков в предыдущие годы. С другой же стороны, именно в связи с тем, что литература ничем и никем не ограничена, сегодня на рынке можно увидеть сотни наименований произведений, которые не только не имеют никакой художественной ценности, но и негативно влияют на современных читателей, формирование их художественного вкуса и на весь литературный процесс в общем.

Изменился и современный читатель. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.

Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали.

Размышляя о значении литературы в современном мире, обращаемся к Нобелевской лекции А.И. Солженицына, произнесённой на церемонии вручения, спустя несколько лет после присуждения ему премии. В своем выступлении он называет важные функции литературы: 1. Литература создает единую систему отсчета для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и терпимого; 2. Дает возможность человеку усваивать чужой жизненный опыт как собственный; 3. Передавать его от поколения к поколению, то есть быть живой памятью нации. Многое из сказанного и написанного А. Солженицыным сейчас воспринимается как пророчество. Не потеряли актуальность его высказывания о значении писательского слова в современном мире, прозвучавшие более 30 лет назад.

Он отмечает такую особенность мировой литературы, как единство: Я думаю, что мировой литературе под силу в эти тревожные часы человечества помочь ему верно узнать самого себя вопреки тому, что внушается пристрастными людьми и партиями; перенести сгущённый опыт одних краёв в другие, так чтобы перестала у нас двоиться и рябить в глазах, совместились бы деления шкал, и одни народы узнали бы верно и сжато истинную историю других с тою силой узнавания и болевого ощущения, как будто пережили её сами, — и тем обережены бы были от запоздалых жестоких ошибок. А сами мы при этом, быть может, сумеем развить в себе и мировое зрение: центром глаза, как и каждый человек, видя близкое, краями глаза начнём вбирать и то, что делается в остальном мире. И соотнесем, и соблюдем мировые пропорции . Писателя же он называет выразителем национального языка, главной скрепой нации. По его мнению, литература может помочь миру в его раскаленный час.

Литература вносит свою лепту в воспитание и развитие новых поколений, помогает открыть новые горизонты совершенствования человека, оставляя и свой заметный след для будущих поколений. От современной литературы требуется новый взгляд на обыденные вещи. Как бы не менялся человек, и как бы не смотрело на жизнь время, вечные ценности остаются неизменными. Он живет, наслаждается жизнью до тех пор, пока чувствует под ногами твердую почву. Но стоит этой почве пошатнуться, как человек открывает страницы откровения. И, конечно же, лучшим путеводителем в поисках истины всегда был и остается огромный пласт культурного наследия, несущий в себе опыт многих поколений.

Особенно большое влияние оказывает литература на подрастающее поколение. Поэтому литературное воспитание является одним из внешних факторов, способных повлиять на то, какая личность вырастет, какими чертами характера будет обладать.

Список литературы

Айзерман, Л.С. Время понимать. Проблемы русской литературы советского периода. М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1997.

М.Горький. Собрание сочинений в издании Книга. Рассказ Читатель. 1923.

Солженицын, А.С. Нобелевская лекция. [Текст] / Нобелевская лекция А.Солженицына. 1972. с.7

Сочинение на тему «Литература в жизни человека». 4.74 /5 (94.76%) 42 votes

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается. Именно поэтому роль литературы и книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас.


За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В.П.Острогорский сказала: «Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал… Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, — выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т.е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье».
На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье. Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

Литература – это огромное хранилище духовно-нравственных ценностей.

Казалось бы, каждый из нас давно знаком с понятием «литература». Но насколько литература многосложна и многозначна, мы, порой, даже не задумываемся. А ведь литература – это явление грандиозное, она создана гением человека, является плодом его ума.

Какова роль, значение литературы в жизни человека?

Литература – это средство познания мира, она помогает нам понять, «что такое хорошо и что такое плохо», указывает на истоки общечеловеческих конфликтов.

Литература помогает нам увидеть внутреннюю красоту человека, научиться понимать и ценить её.

Литература – это мощный источник воспитания духа, личности. Посредством раскрытия художественных образов литература даёт нам понятия о добре и зле, правде и кривде, истине и лжи. Никакие рассуждения, самые красноречивые, никакие доводы, самые убедительные, не могут оказать на ум человека такого воздействия, как правдиво нарисованный образ. И в этом сила и значимость литературы.

В литературе есть очень важное понятие — «текст». Правильная работа над текстом лучших мастеров слова, литераторов имеет огромное значение. Она расширяет кругозор человека, приучает к вдумчивому чтению, к пониманию тех идей, которые посредством образов выражает автор. Грамотная работа над текстом обогащает лексику человека, развивает умение владеть литературным языком и различными художественными приёмами.

Литература – это могучее оружие, которое может исцелять.

Литература указывает нам пути самосовершенствования.

О русской литературе замолвите слово. Среди достоинств русской литературы есть одно, быть может, самое ценное. Это её постоянное стремление сеять «разумное, доброе, вечное», её настойчивый порыв к свету и правде. Русская литература никогда не замыкалась в области чисто художественных интересов. Её творцы всегда были не только художниками, описывающими явления и события, но и учителями жизни, защитниками «униженных и оскорбленных», борцами против жестокости и несправедливости, приверженцами истины и веры.

Русская литература чрезвычайно богата как положительными, так и отрицательными образами. Наблюдая за ними, читатель имеет возможность пережить всю гамму чувств – от негодования и отвращения ко всему низкому, грубому, лживому, до глубокого восхищения, преклонения перед истинно благородным, мужественным, честным.

Литература стирает границы времени. Она знакомит нас с духом той или иной эпохи, с жизнью той или иной общественной среды – от царя Николая до учителя гимназии Беликова, от помещицы Затрапезной до бедной крестьянки – матери солдатской.

Раскрытие художественных образов является главной частью литературного чтения, его основой. Всякий художественный образ, как известно, является в одно и то же время и отражением действительности и выражениям идеологии писателя. Мало просто ознакомиться с литературным произведением. Надо попытаться проникнуть в тайны замысла, знать предысторию создания сочинения.

Литература развивает разум и чувства. Она – наш учитель, наставник, проводник. Проводник в мир реального и нереального. Способность выражать мысли в слове есть отличительная черта человека. Слова есть зеркало, в котором ясно отражается степень духовного развития. Всё то, что входит в нашу душу извне, отпечатывается в наших чувствах, мыслях, и в самом способе их выражения.

В творениях одного писателя мы встречаем смеющиеся картины, живописные изображения: это потому, что дух его воспитывался на лоне природы, там, где она щедрой рукой рассыпает дары свои.

Другой воспевает на лире своей битвы и сражения, ужасы, печальные явления страждущей жизни: это оттого, что душа творца знала много стонов.

В произведениях третьего природа человеческая является в самом жалком противоречии с идеей прекрасного: потому, что, с одной стороны, — зло, вечно враждующее с благом, с другой – неверие в высокое назначение человека, ожесточили владеющего пером.

Литература многогранна, её создатели очень разные. Литература взрослела вместе с Пушкиным и Лермонтовым, Гоголем и Чеховым, Блоком и Ахматовой. Она развивается и сейчас. Её идеи продолжают жить и бороться на нашей планете, они помогают избавить мир от скверны, жестокости, ничтожности.

Андреева Вера

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Двадцать первый век. Век компьютеров, интерактивных систем и виртуальной реальности. Нужны ли современному человеку книги? Мой ответ – да. Книги нужны каждому человеку, ведь в круговороте современной жизни мы волнуемся о школе, работе, о том, заряжен ли наш телефон, и совершенно забываем о нашей душе, которая тоже нуждается в уединении и подзарядке. Книги – единственный в своем роде духовный лекарь, который может исцелить наш дух так же, как и положительные эмоции. Человек растет как интеллектуально, так и нравственно, читая. Для меня каждое прочитанное произведение является прожитой жизнью, после которой я набираюсь опыта и становлюсь мудрее. Некоторые просто не понимают ценность литературы и всего изложенного в ней. Я же, читая, научилась понимать человеческую натуру, что в ней сокрыто, мотивацию тех или иных поступков людей. А самое главное – научилась не судить людей, не узнав их истории.

Нельзя давать оценку книге по её обложке. Книги – те же люди, и, как писали братья Стругацкие, среди них есть «добрые и честные, мудрые, много знающие, а также легкомысленные пустышки, скептики, сумасшедшие, убийцы, дети, унылые проповедники, самодовольные дураки и полуохрипшие крикуны с воспаленными глазами». Что касается меня, литература – это мое всё: ментор, друг, увлечение. Меня она научила только хорошему и светлому, открыла глаза на многие вещи, научила любить слово, по словам Маяковского, «полководца человечьей силы».

Литература – искусство, и как у любого искусства, у нее есть свои имена, прославившие её. Я по-своему уважаю каждого писателя, внесшего вклад в развитие литературы, но особо выделяю несколько имен и произведений из всего прочитанного мной до сих пор. Так, моё обожание психологических романов переросло в любовь к произведениям Фёдора Михайловича Достоевского. С полной уверенностью могу назвать его нашим современником, в отличие от некоторых других классиков, потому что всё написанное им, является актуальным по сей день. Я восхищаюсь его слогом и испытываю эстетическое удовольствие от прочитанного. Достоевский - знаток русской души, удивляюсь каждый раз тому, как можно так точно и метко описывать человеческие чувства и эмоции, которые сокрыты очень глубоко.

Не менее важным и любимым произведением для меня является повесть-притча, написанная Ричардом Бахом, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Проповедь о самосовершенствовании и самопожертвовании, манифест безграничной духовной свободе. Духовная свобода – это то, чем я бы хотела обладать в этой жизни. Данная книга является криком души каждого человека, хоть немного понимающего этот мир. Для меня Джонатан Ливингстон - это воплощение идеала сильной, независимой личности, любящей жизнь во всех её проявлениях. Перечитывая эту книгу, каждый раз открываю что-то новое, что наполняет, освобождает меня и дает мне силы для дальнейших свершений. Книги должны делать именно это - вдохновлять. Меня литература вдохновляет на добрые поступки, любовь к людям, вселяет в меня надежду на лучший исход событий и учит понимать людей.

Понятие о настоящей любви мне подарил роман Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Самое фантастическое в ней не сама любовная история, а то, что суть любых взаимоотношений заключается в умении прощать и принимать человека таким, какой он есть, вместе с его прошлым и его демонами. Мало кто умеет по-настоящему прощать, осадок от предательства всё равно остаётся в нас и вылезает на поверхность в будущем. Сила заключается в прощении. Перечитывая этот роман, я понимаю с каждым разом всё больше суть слова прощение.

Мини-манифестом любви и ярких человеческих чувств для меня является аллегорическая сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Повесть о том, как важно сохранить в себе ребенка и не замерзнуть душой. Даже самые огромные романы-эпопеи не могут рассказать о том жизненно важном, что содержится в этой небольшой книге. «Самое главное – то, чего не увидишь глазами…», - говорил Маленький принц. Чувства – это то, что будет всегда выше и понятнее любых сказанных слов.

Литература – мой маленький мир, в котором можно укрыться от всех бурь жизни, а книги – мои друзья, которые всегда успокоят, никогда не предадут, вселят надежду. Ещё великий Антон Павлович Чехов говорил: « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли...». Литературные произведения помогают нам в этом, делая нас прекрасными внутренне, а, если человек прекрасен изнутри, он очарователен и снаружи – это неизменная истина жизни, такая же, как закон бумеранга. Читая книги, человек уединяется, находит время для размышлений. Только не нужно путать одиночество и . Одиночество для меня психологическое, душевное, уединённость же - физическое. Первое отупляет, второе - успокаивает. Уединение приводит к гармонии с собой, со своим разумом, мыслями и чувствами. Книги помогают нам в этом, делая нас лучше, наставляя нас и успокаивая. Когда я читаю, то отдыхаю от повседневной рутины, могу на некоторое время забыть о житейских проблемах и просто насладиться чтением. Литература – самое лучшее изобретение человека, которое когда- либо существовало.

Переформатирование культуры приводит и к тому, что литература уходит на дальний план, и мы с трудом можем предсказать, насколько дальний. Читают, несомненно, меньше - и думаю, что удельный вес литературы как таковой будет меняться. Как и сама литература. С ней тоже что-то происходит: помню, как лет 30 назад я впервые увидела комикс, роскошный роман про мышей. Я посмотрела на него с недоумением, а моя подруга-художница назвала это книгами будущего. Я фыркнула, но она была права. Наши каналы восприятия расширяются, они меняют направление своей работы. Человеческое творчество, безусловно, останется, только человек будет не книжки писать. Но на рисунках, как мы знаем, выросла целая культура.

Там, где есть соприкосновение нескольких искусств, произрастает что-то новое. Когда мы увидели первые фильмы Феллини, мы поняли, что это не кинематограф, а что-то иное. Видимо, все будет другое. Дико интересно! Обратите внимание, что если 40 лет назад главным жанром была фантастика и мы читали Брэдбери, то сейчас фантастика малоинтересна: мы живём в том времени, которое нам спроектировали фантасты 20 века.

Поэтому мне ужасно хочется зафиксировать происходящее. Я всю жизнь пишу записные книжки. Последние годы мне становятся интереснее эти самоотчеты. Я уже мало помню и с трудом вспоминаю, что было на прошлой неделе. Жизнь такая интенсивная и скоростная, что памяти не хватит: я не Дима Быков. Такое даже чувство, что я жизнь собственную не успеваю догонять.

Предыстория: будучи студентом филфака, я проводила опрос среди одногруппниц, касательно литературы: их предпочтения и объемы прочитанного за последний год. В 80% случаев мне нагло врали, дабы показаться умнее, образованнее и т.д.

На сегодняшний день чтение стало трендом, а значит дело плохо. Выбрать достойную книгу очень сложно, потому что на полках с бестселлерами лежать второсортные романы, рейтинги наполнены мусором, знакомые зачитываются пустышками.

Книга становится чем-то вроде аксессуара. Читающие почему-то думают, что совершают нечто из ряда вон выходящее.

На самом же деле, чтение никогда не было показателем ума. Ум приобрести невозможно, его развивают. Если развивать нечего, нужно быть просто хорошим человеком.

Если же отделить зерна от плевел, то все просто - книга, как и во все времена, может служить источником информации, но информации настолько сокрытой сюжетом и метафорами, что не всякий разберет, в чем собственно соль. Художественная литература показывает нам историю человечества во всем ее великолепии.

Почему не фильм? Существует огромное количество книг, которые увлекательнее самых новых кинолент (тем более кинематограф последнее время чаще огорчает).

И наконец: в мировой литературе зародились все архитипы, сюжеты, конфликты, композиции, поэтому знание этой литературы делает Вас образованным человеком: и режиссер и астрофизик должны цитировать Мильтона, Бокаччо и Чехова.


Top