Все виды портретов. Какие существуют виды портретов? История жанра и современность

Конспект занятия № 66 по «Букварёнку» Г. Юдина.

Тема: «Знакомство с буквами Ь и Ъ.»

Цели: Развивать логическое мышление, речь, память; используя непроизвольное внимание повторить изученные звуки и буквы. Познакомить с буквами Ь и Ъ.

    Оборудование: у каждого ребёнка: индивидуальная доска, мел, тряпочка; «Букварёнок» Г.Юдина (с. 130-133, 194-195), тетрадка с буквами и картинками, дневник;

    для экипажей: деревянные кубики с буквами, табло букв с картинками, «Аквариум» с буквами.

Ход занятия:

    Игра «Путаница».

Называем буквы и слияния по заданию учителя.

1 экипаж называет, 2 контролирует. Затем наоборот.

    Знакомство с Ь знаком.

К нам сегодня пожаловали две буквы, которые не имеют ни одного звука. Что это за буквы?

Проблемная ситуация.

(Обсуждаем, слушаем рассуждения детей.)

«Буква Р перевернулась-

Мягким знаком обернулась.» (В. Степанов)

«Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква МЯГКИЙ ЗНАК

Действительно, буква «Ь» знак- это немой командир согласных букв, стоит ему только встать в слове за согласной, она тут же становится МЯГКОЙ.

Хотите проверить? Пожалуйста!

УГОЛ – УГОЛЬ

МЕЛ – МЕЛЬ

ШЕСТ – ШЕСТЬ

МОЛ - МОЛЬ (Объясняем значение каждого слова.)

А, ведь, были времена, когда буквы не хотели дружить с мягким знаком…

Вот послушайте сказку: «ПРО МЯГКИЙ ЗНАК».

(«Занимательное азбуковедение» с. 368- 369)

Работаем с кассой и магнитной доской.

«Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили к друг другу в гости.

Вот как-то раз С пошла в гости к Я.

Покажите, ребята, на слоговых линейках, что у вас получилось. (СЯ). Буква Л пошла в гости к Е. Теперь, что стало? (ЛЕ).

Буква Д отправилась к И. Они запели: ДИ. Т к Ё. Стало… ТЁ.

Какими стали согласные? МЯГКИМИ.

Буквы жили, не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

Что это за буква?- возмущались они.

Она не обозначает никакого звука, не умеет говорить, постоянно молчит…

Никто с этой буквой не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как- то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Своё слово они зашифровали загадкой.

«Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога». (Ребята отгадывают.)

Гвоздь,- догадались буквы. Стали составлять это слово.

Дети тоже составляют слово «гвоздь».

А у букв получается «ГВОЗД»…

Что-то у нас не то получается!- возмущаются буквы. Звук [ д]

в этом слове мягкий, а у нас он твёрдый…

И говорит: «Встану я и обозначу мягкость». Она быстро пристроилась в конце. Что получилось?

Дети читают : «ГВОЗДИ».

«Лучше я встану», - сказала буква Я.

Получилось… «ГВОЗДЯ». « Опять не то…, ведь, ты обозначаешь звук [а]» ,- сказали буквы.

Что же делать? Ребята, подскажите. (Надо подставить Ь знак.)

Иди к нам МЯГКИЙ ЗНАК!- позвали буквы.

Он с радостью согласился помочь буквам и быстро встал в конец.

Что получилось? « ГВОЗДЬ» ,- читают ребята.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь знак. Давайте мы отгадаем загадки и посмотрим, какие слова получились у букв…

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко. (ЛОСЬ)

Спит или купается,

Всё не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (ГУСЬ)

Кто приходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят. (ДВЕРЬ)

    Игра «Баскетбол». (Соревнование.)

Чей экипаж придумает больше слов с мягким знаком?

    Физкультминутка «Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три…

(варианты: лебедь лети, морж плыви, рачок ползи…)

    Загадки Ь знака:

Вы так хорошо работали, что мягкий знак решил загадать вам свои загадки. Но отгадки нужно напечатать на магнитной доске.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж напечатает отгадку быстрее?

«В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной отправляется…(МЕДВЕДЬ)».

«Уж очень вид у них чудной:

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженной.

На что она обижена?

Недаром часто злится

На всех мамаша …. (ЛЬВИЦА).»

    Физкультминутка «капитаны».

    Знакомство с Ъ знаком.

Но, оказывается, у Ь знака есть его братец. Тоже немой. Это Ъ.

Чем они похожи и чем отличаются?

А) «Мягкий знак живёт беспечно,

Он без кепки ходит вечно.» (Показ Ь знака.)

«А упрямый ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Кепку носит только так!» (Показ Ъ знака.) (А Шибаев)

На что ещё похож Ъ знак? (Обсуждение.)

«Зачерпни воды ковшом,

Суп съедим, чайку попьём!» (Г. Виеру)

«Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик- ТВЁРДЫЙ ЗНАК,

Чтобы не облиться.» (В. Степанов)

    Чем ещё отличаются эти знаки?

Если МЯГКИЙ знак делает согласную МЯГКОЙ.

То ТВЁРДЫЙ знак делает её ТВЁРДОЙ, стоит между согласной и гласной и приказывает им ЗВУЧАТЬ ОТДЕЛЬНО!

Например:

СЕМЬ (Мягкий знак сделал согласный звук МЯГКИМ.)

СЪЕМ (Твёрдый знак стоит между согласной и гласной и требует, чтобы они звучали ОТДЕЛЬНО.)

    Игра «Хоккей».

На доске написаны слова с Ь и Ъ знаками.

Представители экипажей читают эти слова по очереди.

СОРЕВНОВАНИЕ: чей экипаж не ошибётся и правильно прочитает слово, подчиняясь приказу немых знаков?

РЫСЬ ПЫЛЬ СЪЕЛ СЕЛ ПОДЪЕЗД КОНЬ РАЗЪЯРЁН СЪЕДОБНЫЙ РУСЬ СЛОВАРЬ

    Игра «Разведка».

А) Поиск Ь знака в рассказе «Букварёнка» «ОТЕЦ И МАТЬ».

Б) Поиск Ъ знака в рассказе «Букварёнка» «КАК МЫША ЗА СЫРОМ ЕЗДИЛ».

    Домашнее задание: продолжить поиск этих знаков дома.

    Итог занятия.

    Подведение итогов соревнования экипажей.

    Выставление улыбающихся солнышек.

Наталья Филимонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь»

Цель: познакомить детей с буквой Ь и ее назначением. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в печатанье слов под диктовку. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать связную речь.

Материал к занятию: картинка «Саванна», картинки анимации буквы Ь, на что похожа буква Ь, магнитные буквы, тетради, сигналы для звукового анализа слов.

1. Орг. момент: Игра «От кого приглашение?» У ребят индивидуальные карточки с изображением животного и детеныша. (меня пригласила слониха со слоненком, меня жирафа с жирафенком….)

2. Мелкая моторика: «Слон, крокодил» (по Цвынтарному)

3. Собрались животные жарких стран написать письмо диким животным, чтобы узнать, как им живется в лесу. Долго они спорили, кому именно написать? Зайцу - он трусливый, лиса – хитрая, волк – злой, медведь и еж зимой спят, белка – хлопотунья, она всегда занята. Решили написать мудрому оленю. Животные знали буквы, но не все.

Взяли они знакомые буквы и написали слово ОЛЕН (логопед выкладывает на магнитной доске). Слон сказал: «Не правильно. В слове олень звук Н – мягкий, а у нас твердый. Задумались звери и решили обратиться за помощью к буквам.

Я умею обозначать мягкость согласных, - сказала буква И, пристраиваясь в конце слова. Стали звери читать - ОЛЕНИ.

Опять не правильно,- возмутилась мартышка,- это же когда много оленей!

Лучше стану я, - сказала буква Я. Стали читать - ОЛЕНЯ. Пробовала помочь буква Е, получилось ОЛЕНЕ. Расстроились звери, и тут к ним вышла незнакомая буква, которая ничего не умела говорить, а только смягчала согласные. Звали букву мягкий знак. Позвали звери букву Ь к себе. Мягкий знак с радостью согласился помочь и быстро стал в конце слова. ОЛЕНЬ - громко прочел слон. – Получилось!- запрыгала от радости мартышка. И все звери пошли сочинять письмо мудрому оленю.

4. Давайте и мы ближе познакомимся с этой буквой. Рассматривание анимационных картинок с изображением Ь. Из скольки элементов состоит буква. Сконструируйте ее.

5. На что похожа буква Ь?

Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой вот так:

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Белка хвостик изогнула

У пенечка отдохнула.

Распушила хвост, да так –

Стал похож на мягкий знак.

Мягкий знак, мягкий знак,

Ковш, половник и черпак.

6. Печатанье буквы и слов (олень, день, тень, пыль) в тетрадях.

7. Физминутка: «У жирафа пятна» модель Т. Боровик.

8. Звуко – слоговой анализ слова олень

9. Написали звери письмо оленю и решили вложить фотографию. Всем хотелось быть на первом плане. Звери все время пересаживались, менялись местами. Попугай фотограф не знал что делать. Наконец, снял зверей и вот что получилось,- логопед выставляет картинку. Что вы видите? (жирафью шею, обезьяний хвост ….)

10. Итог. Заучивание четверостишья.

Мягкий знак, мягкий знак.

Не звучит совсем никак,

Но есть правило простое,

Мы легко его усвоим –

Если знак к согласной встанет,

Буква сразу мягкой станет.

Мягкий знак

Живёт беспечно,

Он без кепки

Ходит вечно.

А упрямый

Твёрдый знак

Кепку носит

Только так.


брат – братья

стул – стулья

дерево – деревья

сел съел

ехали съехали

ел съел


Веселые стихи

«Ь» Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

Мягкий знак, мягкий знак –

Ковш, половник и черпак.

В. Степанов

«Ъ» Из ведра не просто так

Нам воды напиться:

Нужен ковшик – твердый знак,

Чтобы не облиться.

В. Степанов

1. Расшифруй слова

ф – 1 л – 3 1 2 3 4 5

ф – 1,8 г – 5

о – 2, 4 р – 6 1 2 3 4 5 6 7 8


1. И г ра «Кто внимательный?».

1. По последним звукам слов стол, окно, гусь – составьте новое слово. ­­­________________________________

2. Что общего в словах:

белье, пальто, обезьяна, ружье, пыль ?

3. Что общего в названиях этих предметов:

подъезд, объявление, подъемный (кран), съедобный, съесть ?

2. Игра «Кто больше?».

1. Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами.

_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

3. Игра «Лесенка».

1. Мягкий знак «Ь». 2. Твердый знак «Ъ».

___ ___ ___ ь ___ ъ ___ ___ ___

___ ___ ___ ___ ь ___ ___ ъ ___ ___ ___

___ ___ ___ ___ ___ь ___ ___ ___ ъ ___ ___ ___

4. И г р а «Закончи слово».

1. Бук_________, тет__________, сло___________, ян__________, фев__________, мед____________.

5. Прочитай внимательно.

НА ЛЬДИНЕ

Наступила весна. На реке пошёл лёд. На берегу было много народу. Все смотрели, как идёт лёд. Вдруг все увидали на одной льдине собаку. Она жалобно выла.
Витя схватил длинный багор и зацепил льдину. Витя тихонько потянул льдину к берегу. Когда льдина была у берега, собака соскочила на землю.

Ответь на вопросы.

Какое время года наступила? Что пошёл на реке? Кто пришел на берег? Почему они пришли? Что увидели все? Что делала собака? Что сделал Витя? Что сделала собака?

6. Прочитай рассказ. И постарайся пересказать содержание.

ЗАВТРАК

Мама позвала Аню, Симу и Яшу кушать. На столе был завтрак: масло, сыр, мёд, хлеб и чай. Были яблоки и груши. Мама принесла ещё арбуз. Аня съела хлеб и масло. Сима съела хлеб с сыром. Яша съел хлеб с мёдом. А потом дети стали есть фрукты.

Задание: Спиши 1, 5, 6 и 7 предложения.




В пустые клетки напиши примеры и реши их.

Задача № 1

Всё валяется в квартире:

Тапок – три, носков – четыре.

Их сложи и убери.

(И на полках пыль протри!)

Чтобы маму радовать,

Нужно вещи складывать.

Задача № 2

У Мишки на ёлке висели игрушки.

Четыре игрушки упали с макушки…

«Сколько игрушек осталось на ёлке?» -

Думал медведь, подметая осколки.

3 Реши примеры

7 + ___ = 10 ___ + 4 = 10 2 + ___ = 10

5 = 10 1 + ___ = 10 ___ +6 = 10

4

9 – 3 = 5 + 2 = 4 – 3 =

6 + 4 = 8 – 4 = 1 + 7 =

Увеличь на 3 Уменьши на 4 ˂ ˃



Сколько всего? Обведи нужную цифру.



Аера да, нечкәртә дә -

Шундый билге нечкәлек.

Кирәк сүздә язмый калсаң,

Бозылачак эчтәлек.

Калынлык билгесе

Ул әкият ачкычы.

Буратино югалтмас,

Карабас ала алмас.

    Бу сүзләрдә «ъ» - калынлык билгесен яз! Поставь Ь в словах, прочитай и переведи.

тәүфик____ _____________ ал____япкыч _____________________

Ях___я _____________ мәг____нә ______________________

Ниг___мәт ____________ под____езд ______________________

Җәг___фәр _____________ кул____яулык ___________________

Сәг___ди _______________ аш____яулык __________________

    Нокталар урынына «ь» куеп, с ү зл ә рне д ө рес итеп укыгыз.

к ө н___як

с ә гат___

с ө м___я

шигыр___

Ил___яс

к ә газ____

д ө н___я

яш____

т ө н____як

ям____

М ә р___ям

С ә гыйт____

    Выучи стихотворения.

Мияу!

Песи, песи, пескәем,

Соры синең төскәең.

Йомшак синең йоннарың,

Җылы синең туннарың.

Роберт Миңнуллин

Яз

Яз килә! Яз килә!

Cыерчыклар килә,

Гөрләшеп, сайрашып,

Җырчы кошлар килә. Бари Рәхмәт

Выучи стихотворения. Запомни татарские слова.

Мы с тобой

Говорит учитель наш:

«Голова иначе – БАШ».

Это выучить пустяк:

КУЛ – РУКА, НОГА – АЯК,

Зиля в зеркало глядит,

А ЛИЦО, конечно БИТ.

Чисти зубы, как поешь!

З
УБ, запомни, будет ТЕШ.

Если вдруг подхватишь грипп,

То поможет ВРАЧ – ТАБИБ.

Как без друга обойдусь?

ДРУГ мой лучший – это ДУС.

МАЛЬЧИК, с нами поиграй!

Назовём его МАЛАЙ.

Книжку ДЕВОЧКА прочла.

Ходит в школу КЫЗ БАЛА.

Сборник заданий для детей семи лет перед подготовкой к школе: твердый знак, словарный диктант, развитие речи, формирование знаний об окружающей среде, развитие памяти, решение задач по математике.


Обучение чтению. Знакомство с "Ъ"

Цель : знакомство с Ъ.

Материал : рабочий лист. Карточка с Ъ.

- Ребята в русском языке есть еще одна буква, который не имеет звука – это Ъ.

Педагог показывает карточку с буквой.

- На что похож Ъ. Чем он отличается от Ь?
- Обведите букву пальчиком.
- Послушайте слова, в которых есть Ъ: СЪЕЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
- А сейчас послушайте сказку про Ъ и мягкий знак.

В сказочной городе "Алфавитске" жили 32 веселые буквы. Они занимались тем, что писали книги. Однажды буква А собрала всех жителей и сказала:

Сестры! Среди нас существуют буквы, которые нам неровня. Они не являются звуками и не выполняют той работы, которой занимаемся мы. Я говорю о мягком и твердом знаках. Предлагаю исключить их из нашей команды. Пусть отправляются на все четыре стороны.

Как же так? Что же нам теперь делать? – неуверенно и грустно прошептал мягкий знак.

Вы еще пожалеете об этом! – погрозил твердый знак. – Пойдем, брат, обойдемся и без них.

И они отправились, куда глаза глядят. Худенький мягкий знак шел робко и неуверенно, все время спотыкаясь. А толстый и неповоротливый твердый знак надел свою шляпу и, насвистывая веселую песенку, бодро зашагал вместе со своим другом по тропинке. На их пути встретился темный лес. Там они нашли заброшенную избушку дровосека и стали жить припеваючи.

В это время буквы продолжали заниматься своими делами. Они выпустили очередную книгу. Но, ни один читатель к ней не притронулся, потому что все в ней было бессмысленно. Слова без твердого и мягкого знаков потеряли свое значение.

Тяжелые времена наступили в жизни букв.

Так существовать невозможно! – воскликнула буква Я. – Надо оставить гордость и вернуть наших друзей.

Ее поддержала буква Д:

Нужно собираться в дорогу!

Буква А скомандовала:

Завтра в поход!

Рано утром они отправились в дорогу. Путь был долгим и утомительным. Перед ними показалось озеро. Построив лодку, буквы стали переплывать водоем. Вдруг нос лодки уперся во что-то твердое. Буква А хотела крикнуть:

Внимание! Мы садимся на мель!

Но вместо этого получилось:

Мы садимся на мел!

Все буквы послушно выбрались из воды и обмазались в мелу, которым был покрыт берег, хотя не понимали, зачем это нужно. Грязные, недовольные и голодные они побрели дальше.

Буква А поняла, что надо накормить команду и подумала:

"Сейчас скомандую, чтобы каждый остановился, съел и отдохнул".

Посидели буквы, но сил им это не прибавило. Наступила ночь, путешественники стали замерзать и разбили палатку.

Разжигайте уголь! – скомандовала буква А.

Но все услышали только "разжигайте угол" и послушно подожгли края палатки. Начался сильный пожар и буквам пришлось его тушить.

Наконец показались лес и избушка дровосека. Когда утомленные буквы зашли туда, то увидели, что мягкий и твердый знаки с удовольствием пьют чай с сахаром вприкуску, мирно беседуют и ничего их не тревожит. Вокруг чисто, тепло и уютно.

Поняли буквы, что несправедливо обошлись со своими товарищами, попросили у них прощения, осознав, что без твердого и мягкого знаков прожить невозможно. Братья не держали на них зла, накормили, напоили чаем. Утром все отправились в обратный путь.

С тех пор у каждого жителя города "Алфавитска" была своя задача. Гласные и согласные буквы обозначали звуки, а мягкий и твердый знак указывали на их мягкость или твердость.

Обучение чтению "Ъ"

Цель : формирование знания образа буквы.

Материал : рабочий лист.

Раскрасьте Ъ.

Обведите и допишите Ъ.

На что похож Ъ?

Обучение чтению. Чтение слов с Ъ

Цель : формирование навыка чтения.

Материал : рабочий лист. Звуковые кубики.

Педагог на доске пишет два слова – СЕЛ и СЪЕЛ. Педагог предлагает выложить схему слова СЕЛ . В результате этой работы дети видят, к какому слову относится предложенная схема на доске. Педагог сообщает детям, что еще один способ разделения звуков в словах - использование буквы Ъ. Ребята работают над сходством и различием слов сел и съел и делают выводы, что в слове съел, слышим отчетливо слияние двух звуков [Й] [Э] и, чтобы они не сливались со звуком [с] пишем Ъ.

Затем педагог обращает внимание на задание в рабочем листе.

- Прочитайте слова.
- Подчеркните Ъ.
- Затем педагог просит детей выполнить следующее задание в рабочем листе.
- Разделите слова на слоги. В квадратах напишите количество слогов.

Диктант. Предложение

Цель : формирование навыка письма, развитие способности к кодированию.

Материал : рабочий лист.

Напишите под диктовку предложение:

ПО МОРЮ ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ.

Поставьте в словах ударение.

Развитие речи. Беседа на тему "Занятия и инструменты"

Цель : развитие речи, активного и пассивного словарного запаса, формирование представлений о труде взрослых, об инструментах, используемых в профессии.

Материалы : мяч.

- Каждую работу нужно выполнять с помощью специальных инструментов. Блин готовил с помощью кастрюль, сковородок, посуды, печки. Мышонок рубил дрова с помощью чего? (Топора, пилы). Верно. Давайте я буду называть какое-то занятие, а вы – инструменты, которые для этого нужны.
  • Дворник – Что ему нужно? – (метла, тряпка, ведро, швабра).
  • Парикмахер – Что ему нужно? (Ножницы, расческа, вода, фен, бритва).
  • Портной – игла, нитки, наперсток, швейная машина.
  • Певица – сцена, микрофон, пианино.
  • Ученик – книги, тетрадки, ручка, карандаш.
  • Грибник – корзинка, ножик, сапоги, плащ.
  • Рыбак – удочка, ведро.
  • Математика. Измеряем крупу разными мерками

    Цель : учить детей измерять одно и то же количество крупы мерками разной величины, понимать зависимость полученного результата от величины мерки. Развитие умственного действия анализа-синтеза, сравнения.

    Материалы : два тазика (один пустой, в другом насыпано 3 "кастрюльки" риса), "кастрюлька" пластиковая, пластиковый стаканчик, бусины из шнуровки. Цифры от 1 до 9. Знаки "больше", "меньше", "равно".

    Следить за полнотой мерки!

    - Как называется крупа в тазике?
    - Как узнать, сколько риса в тазике? Что для этого надо сделать?
    - Чем можно измерить рис? (Всеми предметами, в который его можно насыпать).

    Педагог предлагает измерить рис кастрюлькой – это будет мерка. Напоминает, что каждый раз, когда отмеряем полную чашку, надо выставить какой-нибудь предмет (например, положить бусину), для того, чтобы не сбиться со счета.

    - Сколько кастрюлек риса было в тазике? (Три).

    Найдите и положите эту цифру перед собой.

    - А теперь давайте измерим этот же рис стаканчиком.
    - Сколько получилось стаканчиков риса? Найдите цифру. Положите рядом.
    - Сколько получилось кастрюлек риса? Сколько стаканчиков?
    - Поставьте знак между цифрами и прочитаете запись. (Например, "три больше пяти" и "пять больше трех").
    - Почему получились разные ответы при одном и том же количестве риса? Какой можно сделать вывод?
    - Правильно, чем больше мерка, тем меньшее число получается и наоборот: чем меньше мерка, тем большее число получается.
    - Чем были сейчас для нас кастрюлька и стаканчик? (Мерками).

    Графический диктант

    Цель : развитие мелкой моторики руки, формирование зрительно-двигательной координации.

    Материалы : рабочий лист.

    Педагог выдает детям рабочие листы и просит поставить карандаш на точку.

    Педагог диктует:

    Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх. Одну клетку вправо. Две клетки вниз. Одну клетку вправо. Две клетки вверх.

    Продолжите узор самостоятельно.

    Математика. Решение задач. Яблоки

    Цель : развитие операций мышления.

    Материал : рабочий лист.

    Составьте и решите задачу. Запишите решение.

    Формирование знаний об окружающем мире. Мебель

    Цель : формирование умственных действий обобщения, классификации, анализа-синтеза.

    Скажите одним словом:

  • Стол, за которым обедают, называется...
  • Стол для газет и журналов называется...
  • Стол, за которым пишут, называется...
  • Шкаф для одежды называется...
  • Стол для компьютера называется...
  • Полка для книг называется...
  • Шкаф для книг называется...
  • Скажи наоборот:

  • Шкаф высокий, а тумбочка...
  • Шкаф большой, а полка...
  • Диван мягкий, а табурет...
  • Кресло мягкое, а стол...
  • Математика. Примеры

    Цель : формирование умения решать примеры.

    Материал : рабочий лист.

    Педагог обращает внимание на следующее задание в рабочем листе.

    Решите примеры.

    Игра с мячом "Ориентировка в пространстве"

    Цель : формирование ориентировки в пространстве.

    Я буду бросать мяч и называть предметы, находящиеся в этой комнате. А ты должен использовать в своем ответе слова "слева", "справа", "впереди", "позади".

    Например, "стол где?" (впереди меня).

    Развитие памяти. Кто сидит на лесенке?

    Цель : отработка понятий "выше, ниже", "между", "над", "под", порядковый счет в пределах пяти, развитие памяти.

    Материалы : раздаточные листы 1 и 2, карточки с изученными цифрами, фломастер или пластилин (5 шариков разных цветов каждому малышу).

    Дети получают 1-й раздаточный лист.

    - Перечислите всех, кто сидит на лестнице. (Мальчик, девочка, кошка, собака, петушок).
    - Сколько всего друзей сидит на лестнице? (Пять).
    - Покажите карточку с этой цифрой. (Поднимают карточку "5").
    - Кто сидит на первой, нижней ступеньке? (Девочка).
    - Кто сидит на верхней ступеньке? (Петушок).
    - Какая верхняя ступенька по счету? (Пятая).
    - Кто сидит на третьей ступеньке? (Собака).
    - На какой ступеньке сидит кошка? (На второй).
    - Покажите карточку с этим номером. (Два).
    - Кто сидит между девочкой и собакой? (Кошка).
    - Кто сидит между петушком и кошкой? (Мальчик и собака).
    - Кто летает над лестницей? (Три стрекозы).
    - Каких стрекоз больше: синих или зеленых? (Зеленых стрекоз больше, чем синих, два больше, чем один).
    - Что растет под лестницей? (Одуванчики).
    - Поднимите карточку с цифрой, равной числу одуванчиков. (Поднимают "5").
    - А теперь еще раз внимательно посмотрите на лист и запомните, кто на какой ступеньке сидит. Готово? Сдайте мне свои листы.

    Вместо них дети получают 2-й раздаточный лист.

    - Возьмите фломастер и соедините линиями мальчика, девочку и всю их компанию с теми ступеньками, на которых они сидели.
    (Можно эту работу сделать и с помощью пластилина. Для этого дети получают 5 небольших кусочков пластилина разных цветов. Берется первый кусочек, например, красного цвета.
    - Разделите кусочек пластилина пополам, скатайте из него два шарика. Первый шарик прикрепите к девочке, а второй шарик - к ступеньке, на которой она сидела.
    - Теперь возьмите пластилин синего цвета, разделите его на две части, скатайте два синих шарика. Один шарик прикрепите к мальчику, а второй – к ступеньке, на которой он сидел.
    - Возьмите зеленый пластилин. (Работа по аналогии).

    Когда дети определили всех персонажей на определенные ступени, взрослый выдает им 1-й лист, и дети себя проверяют.

    Подготовка руки к письму. Петельки

    Цель : развитие графо-моторных функций.

    Материал : рабочий лист.

    Обведите петельки.

    Педагог задает домашнее задание детям.

    Цель занятия: изучаем твердый знак, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

    • познакомить дошкольника с буквой Ъ, правильным произношением звука;
    • научить писать печатную букву Ъ по клеточкам;
    • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

    Назови, что нарисовано на картинках снизу:

    Съесть пирожное Подъёмный кран Съедобные грибы Доска объявлений

    • Рассмотри новую букву. Это - буква твердый знак.
    • Повтори слова: СЪЕЛА, СЪЕЛ, ВЪЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ОБЪЕХАЛ.
    • Все эти слова пишутся с твердым знаком.

    Прочитай слова:
    съе-ла, въе-хал, объе-хал, подъе-хал, съел

    В русском языке есть слова, в которых звуки произносятся раздельно. Чтобы это было видно при чтении, после согласной буквы пишут твердый знак.

    1. Еще раз рассмотри букву твердый знак.
    2. На какую букву он похож?
    3. А чем отличаются твердый и мягкий знаки?

    Задание: печатная буква Ъ для дошкольников

    Рассмотри букву твёрдый знак. Нашили букву Ъ в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

    В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
    Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

    Сказка про букву Ъ

    Сказка про твёрдый и мягкий знаки

    Однажды по дороге твёрдой походкой шёл Твёрдый Знак.

    — Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — остановил его Восклицательный знак.
    — Я подарю её Восклицательному знаку. Сегодня у меня день рожденья.
    — Не! — твёрдо ответил Твёрдый знак.
    — Неужели не сочините? — опечалился Вопросительный знак.
    — Нет и только нет! — сказал Твёрдый знак ещё твёрже.
    — Но почему? — удивился Вопросительный знак.
    — Не хочу! Не буду! Не желаю! — Твёрдый Знак стоит на своём очень твёрдо.

    Вопросительный Знак вопросительно смотрел на дорогу. По дороге в мягких тапочках шёл Мягкий Знак.

    — Не сочините ли вы для меня какую-нибудь сказку? — обратился к нему Вопросительный знак.
    — Мне, честно говоря, не хочется, — мягко сказал Мягкий Знак.
    — Но я попытаюсь… так и быть.

    И вот вечером Вопросительный Знак прибежал к Мягкому Знаку за сказкой.

    — Жаль… мне очень жаль, — промямлил Мягкий Знак, — но, право, я не умею сочинять сказки. И он заплакал.
    — Но почему же вы мне сразу не сказали? — рассердился Вопросительный Знак.
    — Вы были так любезны, — прошептал Мягкий Знак, — и я не смог вам отказать сразу. Я не люблю отказывать. И он заплакал ещё сильнее.

    Вопросительный Знак расстроился:

    — Извините, но я не могу вас утешить. Я опаздываю. На день рожденья.

    Он бежал по дороге и думал: «Что же я скажу, если Восклицательный Знак спросит, где подарок???»
    Но Восклицательный Знак ничего не спросил. Он воскликнул:

    — Ура! Наконец-то! Пришёл мой друг — Вопросительный Знак! Как я рад!

    (Э. Мошковская)

    Пословицы и поговорки на букву Ъ

    Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.

    Веселые стихи про букву Ъ для детей

    А рано утром натощак
    Пошли мы к букве «твердый знак».
    Но не могли найти никак
    Ни твердый знак,
    Ни мягкий знак.
    Мы долго думали в пути,
    Где эти знаки нам найти,
    И после размышленья в печать
    решили мы послать такое объявленье:
    «Пропала не собака,
    А два печатных знака.
    Найти их рядом мудрено.
    Но, может быть, однако,
    Словцо отыщется одно,
    Где будут оба знака?»
    В одной из утренних газет
    Мы через день прочли ответ
    От школьника Петрова
    Из города Тамбова.
    Илья Петров ответил так:
    «И твердый знак, и мягкий знак
    Найдешь в одно мгновенье.
    Ты их найдешь,
    Когда прочтешь
    Свое же объявленье!»
    Мы объявленье перечли
    И оба знака в нем нашли.
    И написали мы в Тамбов:
    «Благодарим, Илья Петров!»
    (С. Маршак)

    Волк ужасно разъярен -
    Съесть ежа не может он.
    Еж, хотя он и съедобен,
    Для съеденья неудобен:
    Съёжась, выставил иголки -
    Объегорил злого волка.
    (В. Лунин)

    Мягкий знак и твердый знак
    Разговаривали так:
    - Сколько я пирожных съем?
    - Мягкий знак ответил:
    - Семь.
    (А. Шибаев)

    Что случилось с мягким знаком?
    Был мягкий знак высоковат…
    Сказали буквы строго:
    - Эй, наклонись немного! -
    И так согнулся он, чудак,
    Что превратился в…
    Твердый знак.
    (А. Шибаев)

    Птица смотрит в удивлении
    На лесное объявление.
    Не найдет она никак
    В этом слове твердый знак.
    (Г. Сатир)

    Подъем - для тех, кто ловок, смел,
    Он беспокойным впору.
    На холм взобраться не сумел -
    Штурмуй большую гору.
    (Я. Аким)

    Обойди хоть всю планету,
    С твердым знаком зверя нету.
    Может, где-то на Венере
    С твердым знаком рыщут звери?
    (Е. Григорьева. И. Гамазкова)

    Объявляется банкет!
    Все объедки сдай в буфет!
    Объясняю: в цирке есть те,
    Кто их желает съесть!
    (В. Берестов)

    Итоги урока:

    1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
    2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
    3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
    4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.
    
    Top