Мезолит, неолит, энеолит. Энеолит

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28. Керамика культуры триполье-кукутени с символами воды, неба, с солярными знаками и сценами охоты

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.


В конце 4-го тыс. до н.э. неолитическая цивилизация постепенно исчерпала свой потенциал и наступила первая в истории человечества кризисная эпоха - эпоха энеолита (медно - каменный век). Энеолит характеризуется следующими параметрами:

1. Энеолит - это переход от каменного к бронзовому веку
2. Преобладающим материалом становится металл (медь и ее сплав с оловом - бронза)
3. Энеолит- время хаоса, неупорядоченности в обществе, кризиса в технологии - переход к орошаемому земледелию, к новым материалам
4. Кризис социальной жизни: разрушение уравнительной системы, складываются ранние земледельческие общества, из которых впоследствии и выросли цивилизации.

Медный век приблизительно охватывает период 4-3 тысячелетия до н.э., но на некоторых территориях существует и дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Чаще всего энеолит включают в бронзовый век, но иногда считают и отдельным периодом. Во времена энеолита были распространены медные орудия, но преобладали по-прежнему каменные.

Первое знакомство человека с медью произошло через самородки, которые принимали за камни и пытались обычным образом обработать, ударяя по ним другими камнями. От самородков куски не откалывались, но деформировались и им можно было придать необходимую форму (холодная ковка). Сплавлять медь с другими металлами для получения бронзы тогда не умели. В некоторых культурах самородки после ковки прогревали, что приводило к уничтожению межкристаллических связей, делающих металл хрупким. Низкое распространение меди в энеолите связано, в первую очередь, с недостаточным количеством самородков, а не с мягкостью металла - в регионах, где меди было много, она быстро стала вытеснять камень. Несмотря на свою мягкость медь имела важное преимущество - медное орудие можно было починить, а каменное приходилось делать заново.

Древнейшие в мире металлические вещи найдены при раскопках в Анатолии. Жители неолитического селения Чайоню одними из первых начали эксперименты с самородной медью, а в Чатал-Гуюке ок. 6000 г. до н.э. научились выплавлять медь из руды и начали применять ее для изготовления украшений.

В Двуречье металл узнали в VI тысячелетии (самаррская культура), тогда же украшения из самородной меди появились в долине Инда (Мергарх).

В Египте и на Балканском полуострове их делали в V тысячелетии (Рудна Глава).

К началу IV тысячелетия до н.э. медные изделия вошли в обиход самарской, хвалынской, среднестоговской и других культур Восточной Европы.

С IV тысячелетия до н.э. медные и бронзовые орудия труда начали вытеснять каменные.

На Дальнем Востоке изделия из меди появились в V - IV тысячелетиях до н.э. (культура Хонгшань).

Первые находки медных предметов в Южной Америке относятся к II - I тысячелетиям до н.э.(культура Илама, Чавин). В дальнейшем народы Анд достигли большого мастерства в металлургии меди, особенно культура мочика. Впоследствии эта культура стала выплавлять мышьяковистую, а культуры тиуанако и уари - оловянистую бронзу.

Государство инков Тауантинсуйу уже может считаться цивилизацией развитого бронзового века.

Первую эпоху металла называют энеолитом (греч. энус – «медь», литос – «камень»). В этот период появляются медные вещи, но преобладают каменные.

Две теории о распространении меди:

1) возникла в региона от Анатолии до Хузистана (8-7 тыс. до н.э.) и распространилась на соседние территории;

2) возникла сразу в нескольких очагах.

Четыре стадии развития цветной металлургии:

1) самородная медь как разновидность камня;

2) плавление самородной меди и отливка форм;

3) выплавка меди из руд, т.е. металлургия;

4) сплавы на медной основе – например, бронза. Месторождения меди открывали по внешним признакам (зеленые пятна окислов). При добычи руды использовали каменные молоты. Границы энеолита определяются уровнем развития металлургии (третий этап). Зачатки земледелия и скотоводства получили дальнейшее развитие, благодаря расширению культивируемых злаков. На смену роговой мотыге приходит пахотное орудие, требующее использование тягловых животных. В разных областях почти одновременно появляется колесо. Тем самым получает развитие скотоводство, происходит обособление скотоводческих племен. Энеолит – начало господства патриархально-родовых отношений, главенство мужчин в скотоводческих коллективах. Взамен могилам появляются насыпи курганов. Изучение керамики показывает, что ее изготовляли специалисты, мастерски овладевшие техникой гончарного производства (ремесло). Обмен сырьем – кремнем. Энеолит был временем появления классовых обществ в ряде регионов Средиземноморья. Земледельческий энеолит СССР имел три центра – Среднюю Азию, Кавказ и Северное Причерноморье.

Трипольская культура

Трипольская (конец 5 – третья четверть 3 тыс. до н.э.) – большой очаг производящего хоз-ва в Молдавии и Правобережной Украине, включая часть Румынии. По селу Триполье близ Киева. Была земледельческой, оно требовало корчевки корней, пней, что поднимало роль мужского труда. Патриархальный строй племен. Ранний период (кон.5 – сер.4 тыс.). Долины рек Молдавии, запад Украины, Румынское Прикарпатье. Стоянки ограждены рвом. Дома из глины небольших размеров. В центре дома – жертвенник. Места меняли каждые 50-70 лет (падение плодородности). Земледелие сложилось еще давно. Землю обрабатывали мотыгами, проводили борозды примитивным ралом. Возделывали пшеницу, ячмень, просо, бобовые. Урожай убирали серпами, зерно размалывали зернотерками. Скотоводство и охота. Горячая ковка и сварка меди, но плавки еще не было. Клад у села Карбуна (444 медных предмета). Керамика с углубленным змеевидным орнаментом. Земледельческий культ богини-матери. Средний период (вторая половина 4 тыс.). Ареал достигает Поднепровья. Растут многокомнатные дома. Появляются 2 и 3 этажа. Дом занимала большесемейная община. Поселки теперь насчитывают до 200 и более домов. Располагаются высоко над рекой, укреплены валом и рвом. К растениям прибавился виноград. Скотоводство было пастушеским. Появляется расписная посуда, спиралевидный орнамент. Появилось лить меди. Импорт металла с Кавказа. Преобладают каменные орудия. Поздний период (нач.-третья четверть 3 тыс.). Самая большая территория. Мастерские кремневых изделий. Литье металла в двусторонние формы. Два типа керамики – грубая и лощеная. Сюжетная роспись. Растет число овец, уменьшается число свиней. Растет роль охоты. Орудия по-прежнему изготовлялись из камня, кости и рога. Развивается патриархальный род.



ЭНЕОЛИТ

Основные события и изобретения:

  • o два направления развития хозяйства и культуры в энеолите: оседлое земледелие и скотоводство и скотоводство (степная Евразия);
  • o распространение естественного орошения в зонах земледелия;
  • o появление курганов в степях;
  • o погребения, содержащие скорченные, покрытые охрой скелеты;
  • o глинобитные дома, глиняные женские статуэтки и расписная керамика у оседлых земледельцев и скотоводов.

Энеолитические культуры оседлых земледельцев и скотоводов

Правобережная Украина, Молдова, Карпато-Дунайская зона Румынии и Болгарии были территорией энеолитической культуры оседлого земледелия триполье-кукутени. Вместе с другими культурами она составляла обширную область Балкано-Дунайского энеолита. Свое название культура получила по открытым у с. Триполье глинобитным площадкам, оказавшимся полами жилищ. На территории Румынии и Болгарии позже была открыта культура кукутени. Между двумя культурами было так много общего, что сейчас они рассматриваются как одна культура.

Распространенные на значительной территории энеолитические поселения объединены рядом общих признаков: использованием медных изделий наряду с каменными; господством мотыжного земледелия, домашнего скотоводства, наличием расписной глиняной посуды и статуэток, глинобитных домов и земледельческих культов.

Около 150 поселений относятся к раннему периоду культуры триполье-кукутени. Они датируются 5-м - 4-м тысячелетиями до н.э. Для этого периода характерно преобладание небольших поселений площадью около 1 га с глинобитными домами и землянками. В них найдено много кремневых отщепов и пластин без ретуши, топоров, тесел, долот. Керамика украшена узором с заполненными белой краской углублениями. Значительная роль наряду с земледелием и домашним скотоводством отдавалась охоте.

В это время шло формирование локальных разновидностей культуры. Известны памятники в Трансильвании, Молдовском Прикарпатье, в долине р. Прут и Центральной Молдове. Другая группа поселений расположена по Днестру (Флорешты и др.). Последние исследования позволяют сделать вывод о том, что культура триполье-кукутени сложилась на базе более ранних культур (Боян и линейно-ленточной керамики) на территории Восточного Прикарпатья и Юго-Восточной Трансильвании.

Важное значение имеет средний период (4-е тысячелетие до н.э.). Он отмечен расширением территории, появлением больших поселений, подъемом керамического производства и овладением навыками изготовления расписной посуды.

Открыто несколько сотен трипольских памятников этого времени. В урочище Коломийщина близ Киева на площади более чем 6000 кв. м найдены остатки глинобитных площадок, расположенных по кругу. Они были основаниями наземных глинобитных домов, которые покрывали двускатной крышей. Восстановить устройство помещений помогли глиняные модели жилищ, найденные в поселениях. Модель из поселения Сушково изображает прямоугольный в плане дом, разделенный внутри на два помещения. Справа от входа в углу сделана сводчатая печь с примыкающей сбоку лежанкой. В другом углу на небольшом возвышении помещена фигурка женщины, растирающей зерно на зернотерке, рядом стоят сосуды. Известны глиняные модели домов трипольской культуры с печами, хозяйственным инвентарем, с крестообразными глиняными жертвенниками.

Во Владимировке и на некоторых других памятниках обнаружены остатки большого количества жилищ, расположенных кругами и ориентированных входом к центру круга, а также помещений хозяйственного назначения. Пространство внутри круга служило загоном для скота. Такие поселки, вероятно, укреплялись оградой. Фактически они были крупными поселениями протогородского типа.

Основным занятием населения трипольских поселений являлось мотыжное земледелие, о чем свидетельствуют отпечатки и остатки зерен, соломы, мякины пшеницы, проса и ячменя в глине, из которой были сделаны дома, а также земледельческие сельскохозяйственные орудия труда.

Рис. 27.

1 - реконструкция жилища; 2-3 - медные украшения (Карбуна); 4 - медные топоры; 5, 6 - сосуды трипольской культуры; 7-9 - орудия из кремня

Землю трипольцы обрабатывали мотыгами из камня, кости и рога. Выращивали в основном пшеницу, ячмень и просо. Урожай убирали примитивными серпами. Среди серпов встречаются цельно-каменные, вкладышевые, в поздний период появляются и металлические жатвенные ножи, отлитые из меди. Только в Карбунском кладе (с. Карбуна в Молдове) найдено более 400 медных предметов. Среди них два топора из чистой меди, спиральные и пластинчатые медные браслеты, подвески, антропоморфные фигуры, кованые медные бусы. Проведенный анализ трипольских изделий позволил установить, что люди пользовались чистой медью, которую получали из рудников Балкано-Карпатской горной области.

Трипольская энеолитическая глиняная посуда отличается разнообразием: это большие двуконусные сосуды, кратерообразные, грушевидной формы, конические чаши, сосуды с угловатыми плечиками, кувшины. Различные по размерам сосуды служили для хранения зерна, молока и других припасов, для приготовления пищи и как столовая посуда. Некоторые сосуды снабжены крышками. Многие из них украшены характерным для энеолита расписным орнаментом.

Рис. 28.

Трипольцы разводили мелкий и крупный рогатый скот, близкий по типу к дикому туру, разводили овец и свиней. К концу трипольской культуры была одомашнена лошадь. Известно несколько скульптурных изображений лошади. В трипольских поселениях часто встречаются кости диких животных - косули, оленя, лося, бобра и зайца. Они свидетельствуют о том, что охота и собирательство в это время играли в хозяйстве вспомогательную роль.

Период расцвета культуры триполье-кукутени отмечен контактами ее носителей с западными культурами гумельница, Средний Стог II, Злота, социальной дифференциацией населения, о чем свидетельствуют булавы - символы власти, и возникновением крупных поселений городского типа.

У трипольцев сложились своеобразные идеологические представления, связанные с земледельческим характером хозяйства. Они нашли отражение прежде всего в орнаменте на сосудах. Сложный и довольно устойчивый орнамент был связан с представлениями людей об окружающем мире, Вселенной. В орнаменте изображались природные явления (дождь), смена дня и ночи, времена года, пахота и посевы, охраняемые священными собаками, животные и стебли растений. на культовых сосудах обычно изображалась трехъярусная структура мира: вверху образ Великой Матери мира, из грудей которой источается живительная влага, ниже - чудодейственное прорастание зерен и превращение их в колосья и подземный мир. На отдельных мисках, предназначенных, по всей видимости, для ритуальных обрядов, нарисованы "космические олени", с которыми связывалось действие небесных сил. В эпоху расцвета земледелия главенствующим религиозно-мифологическим символом была Великая Мать-Вселенная, ее глазами было солнце, а бровями - небесный свод.

С культом плодородия связаны трипольские глиняные статуэтки женского божества. Они в общих чертах передают фигуру обнаженной женщины с подчеркнутыми признаками пола. Голова, лицо и руки не имели существенного значения и обычно показывались схематично. К глине, из которой делали статуэтки, примешивали зерна пшеницы и муку.

Наряду с триполье-кукутени в Молдове и на Правобережной Украине в энеолите существовали другие культуры. Так, в низовьях Дуная и Прута находят памятники раннего периода культуры гумельницы. Известно более 20 поселений первой половины и середины 4-го тысячелетия до н.э., относящихся к этой культуре. Считается, что люди переселились на левобережье Дуная из Северной Добруджи. На территории между Верхней Вислой и Верхним Днестром существовала культура зимно-злота. Здесь небольшие поселения расположены на высоких мысах и укреплены рвами.

Другой областью оседлого земледельческо-скотоводческого энеолита была Средняя Азия. В ее южных районах на основе джейтунской раннеземледельческой культуры благодаря распространению металла и новым элементам хозяйства развилась анауская энеолитическая культура. В ходе раскопок двух холмов у поселка Анау и холмов Намазга-тепе и других в Туркмении были обнаружены памятники высокоразвитой древней земледельческой культуры, более поздней, чем джейтунская. Каждый холм состоит из нескольких хронологически последовательных слоев, которые образовались в результате разрушения глинобитных жилищ и строительства на их развалинах новых домов. Поселение Намазга-тепе занимало площадь около 100 га. Раскопки Анау и Намазга позволили установить стратиграфию слоев энеолита и бронзы и их хронологию (5-е - начало 3-го тысячелетия до н.э.). Комплексы Южной Туркмении хорошо согласуются со стратиграфией памятников Сиалк и Гиссар соседнего Ирана, где довольно рано, уже в 6-м - начале 5-го тысячелетия до н.э. (слой Сиалк I), появились первые изделия из металла.

В Малой Азии, в пос. Хаджилар и других местах открыты раннеземледельческие комплексы 5-го тысячелетия до н.э. Здесь обнаружены медные изделия, глинобитные постройки, расписная керамика, терракотовые статуэтки. Глинобитные постройки, расписная керамика и медные изделия отличают и хассунскую энеолитическую культуру Ирака.

Указанные территории в той или иной степени были связаны с предшествующими раннеземледельческими неолитическими и мезолитическими культурами. Так, хассунская культура связана традициями с предшествовавшей культурой типа Джармо. Глинобитные дома, полихромная роспись, керамика с геометрическим орнаментом и глиняные фигурки сидящих женщин характерны для халифской культуры 5-го тысячелетия до н.э.

В Средней Азии к периоду расцвета энеолитической культуры относятся памятники Геоксюр I, Алтын-депе. Это крупные поселения протогородского типа площадью в несколько десятков гектаров. В большинстве своем они возникли в раннем энеолите и существовали на протяжении 3-го - 2-го тысячелетий. Их верхние слои относятся уже к эпохе бронзы. Поселения группировались по отдельным оазисам. Наиболее значительная группа расположена в Геоксюрском оазисе в дельте Теджена.

Рис. 29.

Размещение энеолитических поселений в Туркмении показывает, что для земледелия использовались долины небольших рек, воды которых орошали поля. Здесь возводились искусственные оросительные системы. Сеяли в основном злаковые культуры, первое место занимал ячмень; разводили овец и быков, коз и собак, несколько позже были приручены верблюды, лошади и свиньи. Орудия труда (мотыги, серпы, зернотерки) делали главным образом из камня. В нижних слоях поселения Анау I, Мондуклы, Чакмаклы встречаются медные шилья, листовидные ножи, топоры, наконечники копий, булавки, иглы и украшения.

Энеолитической культуре соответствует и типичная для древних земледельческих культур посуда, украшенная нарядным расписным орнаментом, и глиняные женские статуэтки. Геометрический узор на посуде энеолитических поселений в Туркмении выполнен в виде чередующихся треугольников, ромбов, квадратов, волнистых и прямых линий. Ранняя керамика украшена стилизованными изображениями животных, птиц и человека. Несколько позже появляется полихромная посуда. Она представлена двумя основными видами: более грубой, хозяйственной (котлы, тазы, хумы для хранения) и столовой посудой (глубокие чаши, миски, горшки, кувшины, тарелки).

Энеолитические строения возводились из сырцового прямоугольного кирпича. Стены жилищ украшали росписью в виде треугольников и ромбов.

В Геоксюре I открыто 30 гробниц, сложенных из сырцового кирпича, в которых обнаружены скорченные останки, погребенные головами в сторону юга.

Мировоззрение энеолитических земледельцев Туркмении очень близко мировоззрению жителей других земледельческих районов, о чем свидетельствуют женские статуэтки, запечатлевшие образ спокойно сидящих или стоящих женщин с пышными бедрами и, очевидно, имевшие культовое назначение. Вероятно, магический характер носил и условный геометрический орнамент культуры анау.

Многие элементы культуры анау (каменный инвентарь, мотыги, роспись керамики, появление предметов из меди) позволили высказать мнение, что эту энеолитическую культуру создали местные племена при взаимодействии с переселенцами с территории Ирана.

Необходимо отметить, что энеолитическая культура Геоксюра сыграла важную роль в развитии раннегородской цивилизации в районах Средней Азии.

Искусство эпохи неолита (7-4 тыс. до н. э.) и энеолита (медно-каменного века-4-3 тыс. до н. э.)

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Керамические изделия - носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди, распространяется бронза. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

  • 1) Иордано-палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.
  • 2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства (мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).
  • 3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо-геометрические фигуры.
  • 4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной.
  • 5) Регион Хуанхэ и Янцзы.

Центром неолитической культуры Древнего Китая стало поселение Яншао. Археологи обнаружили здесь относящиеся к 4-3 тысячелетиям шедевры неолитической керамики. Они поражают яркостью своих росписей, окрашенных в красные, чёрные и белые цвета.

6) Регион долины Инда и Ганга.

Неолитические сосуды индской цивилизации из Чанху - Даро отличает ковровое расположение преимущественно растительного орнамента. Концом IV тысячелетия датируются небольшие глиняные фигурки богини-матери и быка, типичные для культа плодородия. В отличие от месопотамского региона печати были не цилиндрическими, а прямоугольными.

8) Регион Геоксюрского оазиса (Туркмения). Комплексы Кара-депе, Геоксюр I, Алтын - депе.

Посуда украшена ярким геометрическим орнаментом, состоящим из треугольников, ромбов, квадратов, волнистых линий. В более ранней посуде узнавались стилизованные изображения человека и животных. В период позднего энеолита керамика становится ещё более яркой и многоцветной. Как и везде в земледельческих культурах встречаются маленькие статуэтки женского божества.

9) Регион Правобережной Украины, Молдова, Карпато - Дунайская зона Румынии и Болгарии. Культура Триполье - Кукутень(6-3 тыс. до н. э.)

Дома наземные, глинобитные, в плане образующие вытянутый прямоугольник, делились на две половины. Комплексы построек располагались кольцеобразно и были ориентированы на центр круга. Для керамики Триполья характерен "вихреобразный" орнамент

10) Иранский регион. Культура Загроса (7-4 тыс.до н. э.).

Культура Тепе - Сиалк III имеет наиболее яркую, изящную и разнообразную керамику. Сосуды изготавливались на гончарном круге. Уникальны изображения барсов на сосудах. Печати в форме пуговиц играли роль магических амулетов, а также являлись надёжными защитниками собственности.

Другим видом искусства стала наскальная живопись, петроглифы, стелы и большие каменные изваяния, характерные для культуры охотников-собирателей и скотоводов. Изображения на скалах или выбивались твёрдым орудием из камня, или рисовались красной охрой. В петроглифах запечатлены точные наблюдения за миром природы, и, одновременно "записаны" мифы о происхождении данного племени и устроении Вселенной.Большое распространение по- прежнему имеют сцены охоты. Другой ряд сцен связан с миром животных, от размножения и благополучия которых зависело и благополучие человеческого коллектива. Известны сцены с изображением лосей во время брачной игры из Норвегии, а на русском севере встречаются их небольшие скульптурные изображения. Важное место в наскальном искусстве, как и в керамике, занимает солярная и лунарная символика. В северных росписях с первой отождествляются лоси. Начиная с эпохи энеолита распространяется в искусстве появляется тема Древа жизни, где воплотились формировавшиеся на протяжении тысячелетий представления о природном круговороте, о скрытых таинственных силах природы, о жизни и смерти

На протяжении неолита и энеолита идёт процесс складывания обширных комплексов природно-исторических святилищ. В эпоху бронзы складывается несколько типов сооружений, являющихся не только природными памятниками, но и результатом масштабной (впервые!) строительной деятельности человека. Менгиры - отдельно стоящие или группы вертикально поставленных камней. Известно "Каменное войско" в Армении и алиньяны во Франции - протяжённые поля каменных столбов. Дольмены - вид сооружения, в котором несколько камней перекрываются камнем-крышей. Кромлехи - древнейшие архитектурные комплексы, имеющие сложную композицию и являющиеся не только культовыми сооружениями, но и выполняющими роль астрономического прибора или календаря. Стоунхендж является самым крупным сооружением первобытной архитектуры, где в столь мощном масштабе осуществляется попытка организации земного хаоса и космической гармонии.

Эпоха энеолита или медный век – одна из эпох развития человечества, является переходным периодом между неолитом и бронзовым веком. Его еще могут называть медно-каменный век, так как каменные орудия труда все еще использовались в этот период.
Эпоха энеолита – это период с четвертого по третье тысячелетие до нашей эры. Интересно то, что на некоторых территориях очагов развития человечества, медного века не было и вовсе, а в некоторых регионах он существовал значительно дольше.

Данные археологии об эпохе энеолита

Самые древние изделия из меди, найденные археологами датируются примерно седьмым – шестым тысячелетием до нашей эры. Такие изделия из меди нашли на территории современной Турции. Поселение, в котором были найдены изделия, называется Чайоню, именно здесь люди, возможно, начали первые эксперименты с самородками меди.
Выплавлять медь научились опять-таки на территории современной Турции, теперь уже в более западном регионе в поселении Чатал-Гуюк. Они создавали изысканные, но в то же время довольно простые украшения.
На территории Месопотамии медь начали выплавлять в шестом тысячелетии. Первопроходцами в этом деле на территории Двуречья принято считать самаррскую археологическую культуру. Примерно в это же время в долине реки Инд местные племена, не оставившие письменных записей, также начали создавать украшения из меди.
На территории Египта медь научились выплавлять уже в пятом тысячелетии. В это же время на территории Европы появляется первая медная шахта (территория современной Сербии). Сейчас этот давнюю шахту называют Рудна Глава. Эта шахта также является первым свидетельством металлургии в Европе. Примерно тогда же медь начали выплавлять и на территории современного Китая.
В четвертом тысячелетии медь научились выплавлять на территории Кавказа, в долине реки Волга, на территории современной Украины. Это были такие археологические культуры как самарская, среднестоговская и некоторые другие культуры Восточной Европы. Расцвет эпохи энеолита припадает на четвертое тысячелетие до нашей эры, так как именно в этот период медные орудия труда уже начинают вытеснять каменные, тогда как на протяжении нескольких тысячелетий из меди делали только украшения, которые не сыграли огромной роли в развитии человеческой расы, так как орудия труда.
На территории Южной Америки выплавлять медь научились значительно позже, это второе – первое тысячелетие до нашей эры. Сначала выплавка меди была у них (народов Южной Америки) на очень примитивном уровне и оставалась такой долгое время, но, в конце концов, они достигли в этом определенных успехов, и их мастерству в этом можно было позавидовать. Наибольше в этом преуспели так называемые народ Анд (горные массивы, которые пересекают всю Южную Америку).
В Мезоамерике (Центральная Америка) медь начали выплавлять еще позже и коренные народы не добились в этом особых успехов. Их изделия были простыми, и они ограничивались медными топорами, простыми украшениями, иголками.
Сначала медные самородки не пытались выплавлять, а просто обрабатывали их как обычный камень. Конечно, куски от медных самородков не отваливались, но с помощью такой вот чеканки меди можно было придать простую форму, такой способ называется «холодная ковка». Там где самородков меди было большое количество, она стала очень быстро вытеснять каменные изделия и орудия труда, а где ее было недостаточно, с нее делали украшения.
Одним из самых главных преимущество медных изделий является то, что их в отличие от каменных можно было починить, это делало их «живучими», да и отличались они большей остротой, не говоря уже о том, что она крошилась.

Достижения эпохи энеолита

Как говорят археологические находки, именно в эпохе энеолите человечество изготовило первое колесо. Сначала считалось, что это открытие сделали народы Месопотамии, но последние археологические данные говорят, что колесо, возможно, появилось на территории Восточной Европы. Колесо сыграло огромную роль в транспортной системе, способствовало развитию торговли, строительства, военному делу.
Кроме этого, в это время были приручены лошади. Это способствовало развитию сельского хозяйства, военному делу, скотоводство перешло на абсолютно новый уровень.
О том, что культуры энеолита научились выплавлять металлы из руды, мы уже говорили, пока что это была медь. Это позволило улучшить орудия труда, каменные приходили в забвения, а уровень сельского хозяйства сильно вырос, как и промышленность, и военное дело. Оружие из меди хоть и было довольно мягкое, но все же его можно было починить, если оно подверглось деформации.
Как вывод, следует сказать, что эпоха энеолита – это важный период в развитии человечества, без достижения которого, мы бы не могли представить современный мир. Кем бы было человечество, если бы не научилось плавить металлы из руды и без изобретения колеса?

Top