Памятник клавиатуре день открытия. Неподъемная «клава

Памятник клавиатуре в Екатеринбурге – это самая оригинальная и необычная достопримечательность города. Композиция посвящена одному из великих изобретений человека – устройству для ввода информации, известному под названием клавиатура. Памятник клавиатуре является первой реализованной в Екатеринбурге скульптурой, выполненной в стиле лэнд-арт. Он располагается на левом берегу реки Исеть, на участке между двух улиц Куйбышева и Малышева.

Памятник клавиатуре появился в октябре 2005 г. Идея создания столь оригинальной композиции принадлежит художнику Анатолию Вяткину. Кураторами проекта выступили Н. Аллахвердиева и А. Сергеев. Подрядчиком была выбрана компания «Атомстройкомплекс».

Екатеринбургский памятник клавиатуре – это точная бетонная копия компьютерной клавиатуры, выполненная в масштабе 1:30, состоит из 104 бетонных клавиш, расположенных в QWERTY-раскладке. Расположение бетонных клавиш соответствует стандартной клавиатуре. Клавиши вмонтированы в углубления, интервал между которыми около 15 см. Вес некоторых таких клавиш достигает 500 кг. Общая площадь проекта составляет 64 кв.м.

Памятник сразу полюбился местным жителям. Довольно часто горожане используют «клавиши» в качестве скамеек или фона для фотосессий, а дом, который находится рядом прозвали «системным блоком». Бетонные «кнопки» неоднократно воровали, из-за чего скульптуру приходилось ремонтировать.

Вскоре после открытия памятника клавиатуре вокруг него возникли свои поверья и приметы. Говорят, что если набрать на этой клавиатуре свое желание, прыгая с буквы на букву, а затем обеими ногами стать на клавишу «Enter», загаданное желание обязательно сбудется. Однако сделать это будет не так просто, как кажется на первый взгляд, поскольку масштабы клавиатуры довольно внушительные. Культурологи видят в этом памятнике символическое соединение азиатских и европейских ценностей.

В настоящее время памятник клавиатуре в Екатеринбурге не имеет официального статуса памятника, но екатеринбуржцы очень надеются, что скоро он попадет в список культурных ценностей города.

Который в народе называют «Системным блоком» — из-за удачного расположения рядом с Памятником клавиатуре . Так что вполне логично, что следующей остановкой нашего маршрута станет сама клавиатура…

Так как, по нашим данным, нигде, кроме Екатеринбурга, нет ничего подобного, можем утверждать — в столице Урала находится самая большая в мире клавиатура!

Памятник родился от простой идеи — художник искал своеобразный «символ эпохи», то, что потомки будут ассоциировать именно с нашими днями. Уже в процессе работы над проектом появилась ещё одна мысль — художник вдруг увидел этот памятник как место, где пересекаются два пространства: реальное и виртуальное. Мы так часто сегодня общаемся в Сети, что порой забываем о простом человеческом общении. Поэтому каждая клавиша — это ещё и импровизированная скамейка.

В сентябре 2005 года, когда шёл монтаж памятника, в Екатеринбург прилетел швейцарский учёный Никлаус Вирт , автор языка Паскаль. Узнав, что в городе вот-вот появится памятник клавиатуре, он очень заинтересовался проектом и стал первым его посетителем.

А после установки памятника родился ещё один смысл — уже среди культурологов. «Клава» стала восприниматься как символ соединения Европы и Азии, что особенно актуально, учитывая положение Екатеринбурга. Почему? Да потому что сама скульптура посвящена технологии, пришедшей из Европы, и символизирует западные ценности: мгновенный поиск информации, включённость в новостной поток, компьютеризированный мир… Но сам объект многим напоминает восточный «сад камней». И ценности там уже совсем противоположные: умение созерцать, размышлять, наблюдать… Клавиатура, которая располагает к живому общению — фраза сама по себе абсурдная, но для екатеринбуржцев она имеет вполне определённый смысл. На «Клаве» часто назначают встречи, сюда приходят на свидания, здесь можно встретить любителей почитать, помечтать, порисовать. С ноутбуками тоже, естественно, приходят. Сидячих мест всем хватает.

Фото Александра Зайцева.

Несмотря на немалый вес клавиш, к июню 2011 года несколько из них… украли. Как это было сделано и кому (а главное — зачем) понадобилась 80-килограммовая бетонная клавиша, неизвестно. В августе 2011 года памятник реконструировали.

Креативно мыслящие художники, безусловно, меняют облик городов к лучшему. В Норвегии есть памятник канцелярской скрепке, которую там некогда и придумали, в США белозубой улыбкой радует прохожих памятник арахису. В российском городе Томске красуется памятник домашним тапкам, петербургские скульпторы увековечили в бронзе хлеб, а краснодарцы положили на перекресток огромный гранитный кошелек (его каменный близнец лежит в австрийском городе Мельбурн). В этом нестандартном ряду есть памятник клавиатуре, который установили в Екатеринбурге.

Немного истории

Чем бы мы ни занимались за компьютером, неизменно используем этот удобный и привычный девайс. Бабушка современной клавиатуры «родилась» в позапрошлом столетии с изобретением механического прибора с набором клавиш, при нажатии на которые на бумаге отпечатывался соответствующий знак. Сначала символы на кнопках следовали друг за другом в алфавитном порядке, но комфорт в наборе текста был достигнут только при раскладке QWERTY, которая продолжает «жить» на современных клавишных панелях.

Каменная ода «клаве»

Идея создать памятник клавиатуре осенила уральца Анатолия Вяткина. Он придумал его, размышляя над проектами для ежегодного фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга». Скульптурная композиция расположилась на набережной Она представляет собой огромную копию реальной компьютерной клавишной панели в соотношении 30:1. Каждая из ста четырех бетонных кнопок весит от ста до пятисот килограммов и является одновременно скамейками, на которые можно присесть и отдохнуть. На поверхность бетонных кнопок нанесены, как полагается, символы. Между ними имеются зазоры в 15 сантиметров. Автор работал над своим детищем около месяца, еще неделю памятник клавиатуре устанавливали при помощи спецтехники. Открытие оригинальной скульптуры состоялось в октябре 2005 года.

Современный бренд города

Памятник клавиатуре в Екатеринбурге не впечатлил официальные власти, потому не имеет статуса достопримечательности уральской столицы. Однако он полюбился екатеринбуржцам, которые считают его одним из самых интересных и содержательных объектов города. Турагентства, недолго думая, включили памятник клавиатуре в число достопримечательностей и с гордостью демонстрируют ее гостям. Именно с бетонной клавиатуры начинается пешеходный маршрут культурного проекта «Красная линия», знакомящего жителей и гостей Екатеринбурга с его историей. И, между прочим, памятник вошел в десятку самых популярных и значимых мест города. Мало того, проект является претендентом на звание одного из Ребятишки с наслаждением прыгают по бетонным кнопкам, попутно изучая русский и английский алфавиты. Влюбленные пары назначают здесь свидания, и молодежь уже давно кодирует место встречи паролем: «Жми на клаву».

Благая идея

Автор скульптурной композиции Анатолий Вяткин утверждает, что памятник олицетворяет и увековечивает новую эру в развитии человеческого общения. По мнению художника, клавиатура - это атрибут современного ощущения свободы и единения, возможности чувствовать себя частью современного мира. Конечно, имидж Екатеринбурга очень выигрывает благодаря этому незамысловатому и исключительно удачному монументу, первому в городе лэнд-артному скульптурному произведению.

Любопытное зрелище представляет в определенном ракурсе памятник клавиатуре. Фото демонстрирует ее и стоящий справа каменный дом, очень напоминающий системный блок. Эта композиция - неиссякаемый источник для фантазии горожан, которые уже неформально переименовали протекающую близ скульптуры реку в «I-сеть» и мечтают увидеть рядом с бетонной клавиатурой памятник модему и монитору, а может быть, еще и компьютерной мышке.

Павел «Стрингер» Плаксин, Стас Якубовский, Евгений «Мастер» Лукьянов, Константин Бащенко, Макс Филенков, Виталий «Рис» Бухаров, Николай Князев, Олег Шабалин, Антон Худяков, Глеб Щипачев, Игорь «Повар» Кононов, Иван Крюков

Памятник клавиатуре - первая в Екатеринбурге лэнд-арт скульптура, посвящённая компьютерной клавиатуре, находящаяся на втором ярусе набережной реки Исеть, со стороны улицы Гоголя. Открыта 5 октября 2005 года. Автор - Анатолий Вяткин.

История создания

Клавиатура была создана в 2005 году в качестве спецпроекта фестиваля «Длинные истории Екатеринбурга» по проекту Анатолия Вяткина. Продюсерами и кураторами проекта выступили Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев, представлявшие на тот момент культурное агентство «АртПолитика». Производство проекта было осуществлено при технической поддержке компании «Атомстройкомплекс». Несмотря на высокую популярность у горожан и гостей города проект так и не обрёл официального статуса памятника или достопримечательности. Фактически не признанная местными властями как культурно значимый объект клавиатура тем не менее вошла во многие неофициальные путеводители по Екатеринбургу. С нее весной 2011 года началось рисование на асфальте «Красной линии», проходящей через 32 главных достопримечательностей центра города.

Конструктивные особенности

Памятник представляет собой копию клавиатуры из бетона в масштабе 30:1. Состоит из 104 клавиш, сделанных из бетона весом от 100 до 500 кг, расположенных в раскладке QWERTY. Клавиши расположены в углублениях с интервалом 15 см. Общая площадь проекта 16 4 м. Поверхность клавиш плоская с рельефными обозначениями алфавита и функциональных символов, размещенных в том же порядке, что и на обычной компьютерной клавиатуре.

Культурологические особенности и оценки

Бетонную «Клавиатуру» можно рассматривать одновременно и как фетиш компьютерной эры, и как индустриальный «сад камней», масштабный, средовой эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на территории городской набережной Екатеринбурга. Каждая кнопка бетонной клавиатуры является одновременно и импровизированной скамейкой. Монумент стал культурной достопримечательностью современного имиджа города и новым «брендом».

Положительный резонанс относительно проекта наблюдается среди всех слоев населения города. Мониторинг реакции прохожих на набережной показал, что в 80 % случаев реакция проходящих - восторженная, в остальных случаях - заинтересованная. Жители города испытывают гордость за реализацию подобного проекта на территории города, в которой их прежде всего привлекает нестандартность воплощения и современность образа.

Вопросы охраняемости объекта

Анатолий Вяткин и Антон Борисенко восстанавливают утраченные клавиши

До июня 2011 года было украдено несколько клавиш с памятника (клавиши F1 , F2 , F3 , Y), а на клавишу Windows нанесён логотип Apple.

В связи с этим в июне 2011 года руководитель паблик-арт-программы Пермского музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева предложила перенести памятник клавиатуре в соседнюю Пермь. По ее словам, в Екатеринбурге о нем никто не заботился, а пермский музей был очень заинтересован в этом арт-объекте.

Но усилиями екатеринбургской инициативной группы, куда вошли Евгений Зорин, Лидия Карелина, директор ООО «Литек» Надежда Заостровных, 17 августа 2011 года утраченные клавиши были восстановлены. Ремонт памятника стал возможен благодаря Антону Борисенко, директору компании «Юнион Тракс», занимающейся продажей и обслуживанием грузовиков. Во время реставрационных работ присутствовал автор памятника Анатолий Вяткин.

По словам координатора проекта, Надежды Заостровных, благодаря ремонту знаменитая екатеринбургская достопримечательность теперь точно не уедет в Пермь. «Но проблема остается, хотелось бы, чтобы самая большая клавиатура в мире попала в реестр памятников, охранялась государством и никто никогда не смог ее у нас забрать. Для этого мы составили коллективное обращение по внесению памятника клавиатуре в реестр культурных ценностей, 30 июля 2011 года в День сисадмина собрали более 100 подписей и 4 августа 2011 года передали все в администрацию города. Пока ждем ответ», - отметила Надежда Заостровных.

Представляете, лежит на набережной клавиатура и никто ее тайком не утаскивает, не вырывает клавишу Caps Lock, не заливает горячим кофе. А все потому, что она - бетонная!

Находится это чудо дизайнерской мысли в Екатеринбурге, где, надо сказать, у скульпторов богатая фантазия. По иронии судьбы, река, на берегу которой установили в 2005 году этот дивный памятник, называется Исеть. Теперь местная молодежь ее иначе как I-сеть и не пишет.

Размеры клавиатуры впечатляют - 16 метров в длину и 4 в ширину. Одна клавиша пробел весит полтонны. Вес остальных кнопочек поскромнее - 80-100 килограммов. У этой клавиатуры есть все причитающиеся кнопки, числом 86. Установили их с интервалами, так что каждую клавишу можно использовать как лавочку. Сидеть на бетоне, может быть, и не очень приятно, но студентов и любителей компьютерной техники это не останавливает, они регулярно приходят сюда выпить пива.

Когда памятник еще возводился и не был готов, в Екатеринбург попутными ветрами занесло Никлауса Вирта, создателя языка «Паскаль». Он очень вдохновился идеей и приезжал смотреть на достопримечательность, пусть и не вполне достроенную.

Да и вы, если будете в тех краях, не пропустите уникальной возможности перезагрузить мир - нажмите на Ctrl+Alt+Del. Для этого вам, правда, потребуется компания, но ее можно найти и на месте.


Top