Произведения жидкова. Житков рассказы о животных читать

ЦВЕТОК

Жила девочка Настя со своей мамой. Раз Насте подарили в горшочке
цветок. Настя принесла домой и поставила на окно.
— Фу, какой гадкий цветок! — сказала мама. — Листья у него точно языки,
да еще с колючками. Наверное, ядовитый. Я его и поливать не стану.
Настя сказала:
— Я сама буду поливать. Может быть, у него цветки будут красивые.
Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал.
— Его надо выбросить, — сказала мама, — от него ни красы, ни радости.
Когда Настя заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или
не будет поливать и он засохнет.
Мама позвала к Насте доктора и сказала:
— Посмотрите, доктор, у меня девочка все хворает и вот совсем слегла.
Доктор осмотрел Настю и сказал:
— Если б вы достали листья одного растения. Они как надутые и с шипами.
— Мамочка! — закричала Настя. — Это мой цветок. Вот он!
Доктор взглянул и сказал:
— Он самый. От него листья варите, и пусть Настя пьет. И она
поправится.
— А я его выбросить хотела, — сказала мама.
Мама стала Насте давать эти листья, и скоро Настя встала с постели.
— Вот, — сказала Настя, — я его берегла, мой цветочек, и он меня зато
сберег.
И с тех пор мама развела много таких цветов и всегда давала Насте пить
из них лекарство.

МЫЛО

Один мальчик все хотел узнать, плавает ли мыло. Вот раз пришел он на
кухню. А на кухне стояло ведро, полное воды, а рядом новый кусок мыла.
Оглянулся мальчик, видит: никого нет. Взял мыло, положил в воду и пустил.
Мыло — юрк! И под воду. Испугался мальчик, что мыло утопил. Убежал из кухни
и никому не сказал.
Все спать легли, и нового мыла никто не хватился.
Наутро мать стала самовар ставить. Видит: воды уж мало в ведре.
Выплеснула все в самовар да скорей по воду, чтоб самовар долить.
Вот сели все за стол, чтобы чай пить. Принесла мать самовар на стол.
Кипит самовар. Все глядят — что за чудо! Из-под крышки пузыри пузырятся, и
все больше и больше. Глядь — и весь самовар в пене.
Вдруг мальчик заплакал и закричал:
— Я думал — оно плавает! — И рассказал, как все было.
— Ах, — сказала мама, — это, значит, я с мылом воду в самовар
выплеснула да свежей потом долила.
Отец сказал мальчику:
— Ты бы лучше в тарелке попробовал, чем в ведре его топить. А плакать
нечего. Мне вот теперь без чаю на работу идти, а видишь — я не плачу.
Отец потрепал сынишку по плечу и пошел на работу.

В ГОРАХ

Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они
уже видели, как засветилось окно в их доме.
Вдруг собрались тучи, стало сразу темно, грянул гром, и полил дождь.
Дождь был такой сильный, что по дороге вниз потекла вода, как в речке.
Старший сказал:
— Стойте, вот тут скала, она нас немного прикроет от дождя.
Все трое присели под скалой и стали ждать.
Младшему, Ахмету, надоело сидеть, он сказал:
— Я пойду. Чего трусить? До дому недалеко. Не хочу я здесь с вами
мокнуть. Поужинаю и в сухой постели переночую.
— Не ходи — пропадешь, — сказал старший.
— Я не трус, — сказал Ахмет и вышел из-под скалы.
Он смело зашагал по дороге — вода ему нипочем.
А вода уж ворочала камни и катила их вниз за собой. Камни догоняли и с
разгону били Ахмета по ногам. Он пустился бежать.
Он хотел разглядеть впереди огонек в доме, но дождь так лил, что ничего
впереди не было видно.
"Не вернуться ли?" — подумал Ахмет. Но стыдно стало: похвастал — теперь
засмеют его братья.
Тут сверкнула молния, и ударил такой гром, будто все горы треснули и
повалились. Когда молния осветила, Ахмет не узнал, где он.
"Ой, кажется, я заблудился", — подумал Ахмет и испугался.
Ноги ему избило камнями, и он пошел тише.
Он совсем тихонько ступал и боялся оступиться. Вдруг снова ударила
молния, и Ахмет увидал, что прямо перед ним обрыв и черная пропасть.
Ахмет так и сел на землю от страха.
"Вот, — подумал Ахмет, — если б я ступил еще шаг, я сорвался бы вниз и
разбился б насмерть".
Теперь ему страшно стало и назад идти. А вдруг опять там обрыв и
пропасть.
Он сидел на мокрой земле, и сверху лил на него холодный дождь.
Ахмет только думал:
"Хорошо, что я еще один шаг не ступил: пропал бы я совсем".
А когда настало утро и прошла гроза, братья нашли Ахмета. Он сидел на
краю пропасти и весь закоченел от холода.
Братья ему ничего не сказали, а подняли и повели домой.

КАК САША МАМУ НАПУГАЛ

Мама пошла на рынок, а мне сказала:
— Запрись на крючок и никого не пускай, а то, гляди, воры-разбойники
придут.
Я не заперся, а как мама ушла, я взял мочалку, натрепал и подвязался —
вышло, как борода.
Потом из печки уголь достал и себе усы под носом намазал. На голову я
папину майку надел. Посмотрел в зеркало и вижу, что я стал очень страшный.
Тогда я поставил в сенях табурет. Перед табуретом поставил валенки, сам
я надел папин тулуп, в руку я взял топор и влез на табурет.
Долго я ждал, вдруг слышу: мама идет. Подергала дверь, дверь и
открылась. Как увидала, что такой большой да с топором, так и стала в
дверях.
Я поднял руку с топором и сказал:
— Я разбойник.
Вдруг мама засмеялась и говорит:
— Не разбойник ты вовсе, а Сашка. — И столкнула меня с табуретки. — Фу,
как перепугал!
А это она потому узнала, что у меня голос тонкий. Потом сказала, чтоб
не смел больше, — все-таки, значит, испугалась.

БОРОДА

Один старик шел ночью через лед. И уж совсем подходил к берегу, как
вдруг лед подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с
парохода шла железная цепь в воду к якорю.
Старик добрался до цепи и стал по ней лезть. Вылез немного, устал и
стал кричать: "Спасите!"
Матрос на пароходе услыхал, поглядел, — а на якорной цепи кто-то
прицепился и кричит.
Матрос не стал долго думать, нашел веревку, схватил конец в зубы и
полез по цепи вниз спасать старика.
— На, — говорит матрос, — веревку, обвяжись, дедушка, я тебя вытяну.
А дедушка говорит:
— Нельзя меня тянуть: у меня борода к железу примерзла.
Матрос достал нож.
— Отрежь, — говорит, — дед, бороду.
— Нет, — говорит дед. — Как же мне без бороды?
— Не до весны же ты на бороде висеть будешь, — сказал матрос, отхватил
ножом бороду, обвязал старика и вытянул его на веревке.
Потом матрос привел его в теплую каюту и говорит:
— Раздевайся, дедушка, да ложись в постель, а я тебе чаю согрею.
— Какой чай, — говорит дед, — коли без бороды я теперь. — И заплакал.
— Смешной ты, дед, — сказал матрос. — Чуть было совсем ты не пропал, а
чего бороды жалеть, коли она вырастет.
Стащил с себя старик мокрую одежу и лег в теплую постель.
А наутро сказал матросу:
— Твоя правда: вырастет борода, а без тебя бы я пропал.

КАК МАЛЬЧИК ТОНУЛ

Я шел по берегу и смотрел, как плотники строят пристань. Большущие
бревна плавали в воде плотно одно к одному. Их доставали из воды и забивали
в дно, так что из воды торчал целый забор из бревен. Вдруг мне показалось,
что там, где плавали сваи, что-то мелькнуло. Я не знал что, а побежал туда.
Я не спускал глаз с этого места и бежал со всей силы.
А сбоку я увидал краем глаза: как раз туда бежит телеграфист. Бежит со
всех ног и держится за живот. У него на поясе была сумка с телеграммами, и
он боялся, что они выпадут.
Телеграфист тоже смотрел в то место, куда глядел и я. Земля там осыпью
спускалась к воде, а на воде плавали сваи — плотно, как плот. Телеграфист
мне ни слова не сказал, а только ткнул пальцем, укрепился ногами на осыпи и
протянул руку. Я тоже ни слова не сказал, а взял крепко телеграфиста за
руку, а сам лег на сваи и просунул руку между ними — в том самом месте, куда
мы оба глядели, не сводя глаз.
Я стал шарить рукой в воде. И вдруг маленькие пальчики попались мне и
крепко вцепились в мою руку. Я ухватился тоже. И тут же телеграфист потянул
меня на берег. Сваи разошлись, и вслед за моей рукой вылезла маленькая рука,
а за ней голова, и мы вытащили мальчика. Он был рыжий, лет семи. Он мигал
глазами и ничего не говорил. Подошли плотники. Один взял мальчика, поднял и
потряс над землей. У мальчика вылилась вода из рта. Его поставили на ноги и
спросили: как он утонул? Мальчик сказал, что хотел по сваям пройти, а они
под ногами разошлись, и он провалился с головой между ними. А потом сошлись
над ним, как потолок. И сейчас же заплакал:
— А где моя шапка? Где удочка! Я без шапки домой не пойду.
Все стали смеяться: скажи спасибо, что жив остался, а ты о шапке
плачешь.
Я нашел его удочку и стал в воде искать его шапку. Зацепил и вытащил.
Но это был старый лапоть. Потом еще раз зацепил, и это была мокрая фуражка.
Мальчик стал ее жалеть, что она мокрая. Я пошел. А когда оглянулся, мальчик
все держал фуражку и плакал.
Телеграфист махнул рукой, посмотрел, тут ли телеграммы, и поспешил
прочь.

ГАРМОНЬ

У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я
приходил слушать. Он ее прятал и никому не давал. Гармонь была очень
хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.
Вот раз пришел я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал
просить, чтоб сыграл. А он сказал:
— Какая игра! Мне спать охота.
Я стал просить и даже заплакал. Тогда дяденька сказал:
— Ну ладно, разве немножко.
И достал из сундука гармонь. Немножко поиграл, положил гармонь на стол,
а сам тут на лавке и заснул.
Я подумал: "Вот когда мне счастье пришло. Тихонько возьму гармонь и на
дворе попробую".
Я приловчился, ухватил гармонь за ручку и потянул. А она как рявкнет на
все голоса, как живая. Я с испугу и руку отдернул. Тут дяденька вскочил.
— Ты, — говорит, — это что же!
И ко мне, да меня за руку.
Тут я заплакал и сказал всю правду.
— Ну, — сказал дяденька, — не реви: коли у тебя такая охота, приходи, я
тебя учить буду.
Я приходил, а дяденька мне показывал, как играть. Я научился и теперь
очень хорошо играю.

ПОЖАР

Петя с мамой и с сестрами жил на верхнем этаже, а в нижнем этаже жил
учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один
стеречь квартиру.
Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из
железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтоб
зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя
очень рассердился. Он пошел в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их
керосином, положил сверху пушку и зажег. "Теперь небось выстрелит!"
Огонь разгорелся, загудел в плите — и вдруг как бахнет выстрел! Да
такой, что весь огонь из плиты выкинуло.
Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не
слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, все само потухнет.
А ничего не потухло. И еще больше разгорелось.
Учитель шел домой и увидал, что из верхних окон идет дым. Он побежал к
столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель
разбил стекло и надавил кнопку.
У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям
и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им,
где горит. У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а
пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили
лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей.
В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.
Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер
никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным.
Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной
маме.
А Петина мама все плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел,
потому что его нигде не видно.
А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и
насильно привели.
Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело.
Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму
жить к себе, пока не починят дом.

НАВОДНЕНИЕ

В нашей стране есть такие реки, что не текут все время по одному месту.
Такая река то бросится вправо, потечет правее, то через некоторое время,
будто ей надоело здесь течь, вдруг переползет влево и зальет свой левый
берег. А если берег высокий, вода подмоет его. Крутой берег обвалится в
реку, и если на обрыве стоял домик, то полетит в воду и домик.
Вот по такой реке шел буксирный пароход и тащил две баржи. Пароход
остановился у пристани, чтобы там оставить одну баржу, и тут к нему с берега
приехал начальник и говорит:
— Капитан, вы пойдете дальше. Будьте осторожны, не сядьте на мель: река
ушла сильно вправо и теперь течет совсем по другому дну. И сейчас она идет
все правее и правее и затопляет и подмывает берег.
— Ох, — сказал капитан, — мой дом на правом берегу, почти у самой воды.
Там остались жена и сын. Вдруг они не успели убежать?!
Капитан приказал пустить машину самым полным ходом. Он спешил скорей к
своему дому и очень сердился, что тяжелая баржа задерживает ход.
Пароход немного проплыл, как вдруг его сигналом потребовали к берегу.
Капитан поставил баржу на якорь, а пароход направил к берегу.
Он увидал, что на берегу тысячи людей с лопатами, с тачками спешат —
возят землю, насыпают стенку, чтобы не пустить реку залить берег. Возят на
верблюдах деревянные бревна, чтоб их забивать в берег и укреплять стенку. А
машина с высокой железной рукой ходит по стенке и ковшом нагребает на нее
землю.
К капитану прибежали люди и спросили:
— Что в барже?
— Камень, — сказал капитан.
Все закричали:
— Ах, как хорошо! Давайте сюда! А то вон смотрите, сейчас река прорвет
стенку и размоет всю нашу работу. Река бросится на поля и смоет все посевы.
Будет голод. Скорей, скорей давайте камень!
Тут капитан забыл и про жену и про сына. Он пустил пароход что есть
духу и привел баржу под самый берег.
Люди стали таскать камень и укрепили стенку. Река остановилась и дальше
не пошла. Тогда капитан спросил:
— Не знаете ли, как у меня дома?
Начальник послал телеграмму, и скоро пришел ответ. Там тоже работали
все люди, какие были, и спасли домик, где жила жена капитана с сыном.
— Вот, — сказал начальник, — здесь вы помогали нашим, а там товарищи
спасли ваших.

КАК УТОНУЛ ПАРОХОД

Была война. Люди боялись, чтобы враги не приплыли к их земле на военных
кораблях. Военные корабли из пушек могут все на берегу разбить. А потом
могут привезти с собой солдат и высадить их на берег.
Так вот, чтоб военные корабли боялись подходить к берегу, в море
пускали большие круглые железные коробки. Эта коробка так устроена, что если
за нее заденет пароход, то она сейчас же взорвется. Да с такой силой, что
непременно сделает дырку в пароходе. И в пароход начнет набираться вода, и
тогда он может потонуть.
Эти коробки называют минами. Чтобы мины никуда не уносило и чтобы они
стояли около берега в воде, их привязывают проволочной веревкой к тяжелым
якорям. Якоря крепко лежат на дне и держат мины. Чтобы их сверху не было
видно, проволочную веревку делают покороче, так что мина сидит под водой, но
не очень глубоко. Пароход над ней не пройдет, непременно дном зацепит. Когда
воевали, много военных кораблей наскакивало на мины. Мины взрывались и
топили корабли.
Но вот кончилась война. Вынули из воды мины. А когда подсчитали, то
вышло, что вынули не все. Немного мин еще осталось в море. Их не могли
найти. По морю стали ходить простые пароходы, а не военные. Простые пароходы
перевозили людей и товары из порта в порт, из страны в страну.
Один пароход шел с грузом. Дело было летом, и была спокойная погода.
Пароход проходил мимо рыбаков, и с парохода все смотрели, как рыбаки
поднимают сети и много ли попалось рыбы.
Вдруг раздался такой удар, будто гром. Пароход тряхнуло, и из-под борта
взлетел в воздух сноп воды выше мачты. Это пароход толкнул мину, и она
взорвалась. Пароход стал быстро тонуть.
Рыбаки оставили сети, подплыли на лодках к пароходу и взяли всех людей.
Капитан долго не хотел уходить. Ему было жалко парохода. Он думал, что,
может быть, пароход можно как-нибудь спасти и он не утонет. Но все видели,
что пароход все равно утонет. И капитана силой взяли в лодку.
Пароход пошел на дно вместе с грузом.

КАК ПОДНЯЛИ ПАРОХОД СО ДНА

Пароход опустился на дно и лег, наклонившись набок. У него была большая
пробоина, и он весь был наполнен водой.
Вода была там, где стоит машина; вода была в каютах, где жили люди;
вода была в трюмах, где лежал товар. Маленькие рыбки заходили заглянуть, нет
ли чем поживиться.
Капитан очень хорошо знал место, где утонул его пароход. Там было не
очень глубоко: туда могли спуститься водолазы. Пароход решили поднять!
Пришел спасательный пароход и стал спускать под воду водолазов.
Водолазы все одеты в резиновые костюмы: через них вода не проходит. Грудь и
воротник у этого костюма — медные. Голову водолаза закрывают медным
колпаком. Этот колпак привинчивают к воротнику. А в медном колпаке есть
стеклянное окошечко — чтобы водолазу смотреть. И еще в этот колпак идет
резиновая труба, в нее сверху качают воздух, чтобы водолаз под водой мог
дышать.
Водолазы привязали к пароходу большущие бидоны — понтоны. В эти понтоны
напустили по трубам воздух. Понтоны поплыли вверх, потянули с собой пароход.
Когда пароход всплыл, все обрадовались, и больше всех капитан. Пароход
на буксире повели в починку. На нем был только один человек. Это капитан
скорей захотел пойти на свой пароход. Двадцать дней чинили пароход — и
заделали пробоину.

// Ноябрь 3, 2010 // Просмотров: 19 927

Мы жили на море, и у моего папы была хорошая лодка с парусами. Я отлично умел на ней ходить - и на вёслах и под парусами. И всё равно одного меня папа никогда в море не пускал. А мне было двенадцать лет.

Вот раз мы с сестрой Ниной узнали, что отец на два дня уезжает из дому, и мы затеяли уйти на шлюпке на ту сторону; а на той стороне залива стоял очень хорошенький домик: беленький, с красной крышей. А кругом домика росла рощица. Мы там никогда не были и думали, что там очень хорошо. Наверно, живут добрые старик со старушкой. А Нина говорит, что непременно у них собачка и тоже добрая. А старики, наверное, простоквашу едят и нам обрадуются и простокваши дадут.

I

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, - Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы. Вытянется на цепи, подвизгивает.

Обернешься к нему и скажешь сердито:

Плохи наши дела, Рябка! Вот как…

Он вздохнет, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.

Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерег.

Один старик шёл ночью через лёд. И уж совсем подходил к берегу, как вдруг лёд подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с парохода шла железная цепь в воду к якорю.

Старик добрался до цепи и стал по ней лезть. Вылез немного, устал и стал кричать: "Спасите!"

Матрос на пароходе услыхал, поглядел, - а на якорной цепи кто-то прицепился и кричит.

Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно в их доме.

Вдруг собрались тучи, стало сразу темно, грянул гром, и полил дождь. Дождь был такой сильный, что по дороге вниз потекла вода, как в речке. Старший сказал:

Стойте, вот тут скала, она нас немного прикроет от дождя.

Все трое присели под скалой и стали ждать.

Младшему, Ахмету, надоело сидеть, он сказал:


Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.

А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая - Алёшку и не видать.

Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:

Один колхозник проснулся рано утром, посмотрел в окно на двор, а на дворе у него волк. Волк стоял около хлева и скрёб лапой дверь. А в хлеву стояли овцы.

Колхозник схватил лопату - и во двор. Он хотел сзади ударить волка по голове. Но волк вмиг повернулся и поймал лопату зубами за ручку.

Колхозник стал вырывать у волка лопату. Не тут-то было! Волк так крепко уцепился зубами, что не вырвать.

Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат.

"Ну, - думает колхозник, - не век же волк лопату держать будет; а как выпустит, я ему лопатой голову проломаю".

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

Ничего я не брал, - ответил брат.

У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я приходил слушать. Он её прятал и никому не давал. Гармонь была очень хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.

Вот раз пришёл я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал просить, чтоб сыграл. А он сказал:

Какая игра! Мне спать охота.

Я стал просить и даже заплакал. Тогда дяденька сказал:

Ну ладно, разве немножко.

Девочке Кате захотелось улететь. Своих крыльев нет. А вдруг есть на свете такая птица - большая, как лошадь, крылья, как крыша. Если на такую птицу сесть, то можно улететь через моря в тёплые страны.

Только птицу надо раньше задобрить и кормить птицу чем-нибудь хорошим вишнями, например.

За обедом Катя спросила папу:

Никто этому не верит. А пожарные говорят:

Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё - в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.

И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:

А ну, посчитайте, все ли?

Одного жильца не хватало.

И мужчина закричал:

Петька-то наш в комнате остался!

Произведения разбиты на страницы

Рассказы Бориса Житкова

Детская литература всегда должна в собственной основе содержать вдохновение и талант. Борис Степанович Житков прежде всего исходил из уверенности в том, что она ни в коем разе не должна проявляться в качестве дополнения к литературе взрослой. Ведь большинство книг, которые обязательно будут читать дети, - это учебник жизни. Тот неоценимый опыт, который дети приобретают, читая книги, имеет точно такую же ценность, как и настоящий жизненный опыт. Ребёнок всегда стремится копировать героев литературного произведения или же в открытую не любит их – в любом случае литературные произведения позволяют прямо и очень естественно влиться в реальную жизнь, занять сторону добра и бороться со злом. Именно поэтому Житков рассказы о животных писал таким замечательным языком.

Он очень отчеливо понимал, что любая книга, которая будет прочитана ребёнком, останется в памяти на всю его жизнь. Именно благодаря этому рассказы Бориса Житкова быстро дают детям ясное представление о взаимосвязанности поколений, доблести энтузиастов и тружеников.

Все рассказы Житкова представлены в формате прозы, но поэтичность его повествований ясно чувствуется в любой строчке. Писатель был убежден в том, что без памяти о своем детстве не имеет особго смысла создавать литературу для детей. Житков ясно и ярко учит детей определять где плохое и хорошее. Он делится с читателем своим неоценимым опытом, стремится наиболее точно передать все свои мысли, пытается привлечь ребенка к активному взаимодействию.

Писатель Борис Житков рассказы о животных создавал так, что они ярко отражают весь его богатый и искренний внутренний мир, его принципы и моральные идеалы. К примеру, в замечательном рассказе «Про слона» Житков рассуждает об уважении к чужому труду, а его рассказ «Мангуста» отчетливо передаёт энергию, силу и меткость русского языка. На нашем сайте мы пострались собрать как можно больше его произведений, поэтому читать рассказы Житкова , а также посмотреть весь их список, вы можете абсолюно бесплатно.

Всё творчество любимого писателя неразрывно связано с думами о детях и заботой о их воспитании. Он на протяжении всей своей недолгой жизни общался с ними, и, подобно профессиональному исследователю, изучал как его сказки и рассказы влияют на чуткие и добрые детские души.


Детская литература должна в основе своей содержать творчество и вдохновение. Борис Степанович Житков (1882-1938) исходил из убеждённости в том, что она ни в коем случае не должна выступать в качестве дополнения к взрослой. Ведь книги, которые будут читать дети, - это жизненный учебник. Тот опыт, который дети получают, читая книги, имеет такую же ценность, как и реальный жизненный опыт. Ребёнок стремится подражать героям литературного произведения либо в открытую ненавидит их – в любом случае книги позволяют прямо и очень непосредственно влиться в жизнь, занять сторону правды, бороться со злом.

Писатель очень ясно понимал, что всякая книга, прочитанная ребёнком, запоминается на всю жизнь. Именно поэтому рассказы Бориса Житкова дают детям живое представление о преемственности поколений, доблести тружеников и борцов.

Я очень хотел, чтобы у меня была настоящая, живая мангуста. Своя собственная. И я решил: когда наш пароход придет на остров Цейлон, я куплю себе мангусту и отдам все деньги, сколько ни спросят. Читать...


Мы подходили на пароходе к Индии. Утром должны были прийти. Я сменился с вахты, устал и никак не мог заснуть: все думал, как там будет. Вот как если б мне в детстве целый ящик игрушек принесли и только завтра можно его раскупорить. Все думал - вот утром, сразу открою глаза - и индусы, черные, заходят вокруг, забормочут непонятно, не то что на картинке. Читать...


Мне было двенадцать лет, и я учился в школе. Раз на перемене подходит ко мне товарищ мой Юхименко и говорит... Читать...


Теперь я большой, а тогда мы с сестрой были еще маленькие. Читать...


Цирк сиял огнями. И огненным веером горела над крышей на черном небе красная надпись... Читать...


Жил-был моряк Антоний. У него был свой собственный двухмачтовый корабль. Антоний был итальянец, и корабль его ходил по всем морям. Корабли у других хозяев назывались важно. То «Святой Николай», то «Город Генуя» или «Король Филипп», а Антоний назвал свой корабль «Не Горюй». Читать...


Это было в царское время на грузовом пароходе. Он ходил на Дальний Восток. И все это началось с порта Коломбо, на острове Цейлоне. Это английская колония, а туземное население ─ сингалезы. Они шоколадного цвета, и мужчины здорово похожи на цыган. Читать...


Мы с отцом на полу сидели. Отец чинил кадушку, а я держал. Клепки рассыпались, отец ругал меня, чертыхался: досадно ему, а у меня рук не хватает. Вдруг входит учительша Марья Петровна ─ свезти ее в Ульяновку: пять верст и дорога хорошая, катаная, ─ дело на святках было. Читать...


─ Провались он совсем и с своей черепицей вместе! ─ ругался матрос Ковалев. ─ Этакую тяжесть на палубу валит! Читать...


Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах ─ Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» ─ Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет и всегда верно. Бывало придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы. Вытянется на цепи, повизгивает. Читать...


Дело было давно ─ лет тридцать назад. Читать...


Мальчик взял сеточку ─ плетёный сачок ─ и пошёл на озеро рыбу ловить. Читать...


В Сибири, в дремучем лесу, в тайге, жил охотник-тунгус со всей семьёй в кожаной палатке. Вот раз вышел он из дому дров наломать, видит: на земле следы лося-сохатого. Обрадовался охотник, побежал домой, взял своё ружьё да нож и сказал жене... Читать...


Девочке Кате захотелось улететь. Своих крыльев нет. А вдруг есть на свете такая птица ─ большая, как лошадь, крылья, как крыша. Если на такую птицу сесть, то можно улететь через моря в тёплые страны. Читать...


У индусов есть ручные слоны. Один индус пошёл со слоном в лес по дрова. Читать...


Рано утром встал охотник, взял ружьё, патроны, сумку, позвал своих двух собак и пошёл стрелять зайцев. Читать...


Произведения Житкова представлены в виде прозы, но поэтичность повествований чувствуется в каждой строке. Писатель был уверен в том, что без памяти о детстве не имеет смысла создавать литературу для маленьких читателей. Житков наглядно и ярко учит детей отделять плохое от хорошего. Он делится своим опытом, стремится точно передать свои ощущения, пытается привлечь читателя к активному взаимодействию.

Рассказы о животных Бориса Житкова очень ярко и точно отражают внутренний мир писателя, его принципы и идеалы. Так, например, в рассказе «Про слона» писатель рассуждает об уважении к труду, а рассказ «Мангуста» передаёт энергию, напористость и меткость народного языка.

Всё творчество Житкова неразрывно связано с мыслями о детях и заботой о них. Он постоянно испытывал потребность в общении с детьми, и, подобно исследователю, изучал влияние своих рассказов на чуткие и открытые детские души.

Мы жили на море, и у моего папы была хорошая лодка с парусами. Я отлично умел на ней ходить - и на вёслах и под парусами. И всё равно одного меня папа никогда в море не пускал. А мне было двенадцать лет.

Вот раз мы с сестрой Ниной узнали, что отец на два дня уезжает из дому, и мы затеяли уйти на шлюпке на ту сторону; а на той стороне залива стоял очень хорошенький домик: беленький, с красной крышей. А кругом домика росла рощица. Мы там никогда не были и думали, что там очень хорошо. Наверно, живут добрые старик со старушкой. А Нина говорит, что непременно у них собачка и тоже добрая. А старики, наверное, простоквашу едят и нам обрадуются и простокваши дадут.

I

Я жил на берегу моря и ловил рыбу. У меня была лодка, сетки и разные удочки. Перед домом стояла будка, и на цепи огромный пес. Мохнатый, весь в черных пятнах, - Рябка. Он стерег дом. Кормил я его рыбой. Я работал с мальчиком, и кругом на три версты никого не было. Рябка так привык, что мы с ним разговаривали, и очень простое он понимал. Спросишь его: «Рябка, где Володя?» Рябка хвостом завиляет и повернет морду, куда Володька ушел. Воздух носом тянет, и всегда верно. Бывало, придешь с моря ни с чем, а Рябка ждет рыбы. Вытянется на цепи, подвизгивает.

Обернешься к нему и скажешь сердито:

Плохи наши дела, Рябка! Вот как…

Он вздохнет, ляжет и положит на лапы голову. Уж и не просит, понимает.

Когда я надолго уезжал в море, я всегда Рябку трепал по спине и уговаривал, чтобы хорошо стерег.

Один старик шёл ночью через лёд. И уж совсем подходил к берегу, как вдруг лёд подломился, и старик упал в воду. А у берега стоял пароход, и с парохода шла железная цепь в воду к якорю.

Старик добрался до цепи и стал по ней лезть. Вылез немного, устал и стал кричать: "Спасите!"

Матрос на пароходе услыхал, поглядел, - а на якорной цепи кто-то прицепился и кричит.

Три брата шли в горах по дороге. Они шли вниз. Был вечер, и внизу они уже видели, как засветилось окно в их доме.

Вдруг собрались тучи, стало сразу темно, грянул гром, и полил дождь. Дождь был такой сильный, что по дороге вниз потекла вода, как в речке. Старший сказал:

Стойте, вот тут скала, она нас немного прикроет от дождя.

Все трое присели под скалой и стали ждать.

Младшему, Ахмету, надоело сидеть, он сказал:

Идёт корова Маша искать сына своего, телёнка Алёшку. Не видать его нигде. Куда он запропастился? Домой уж пора.

А телёнок Алёшка набегался, устал, лёг в траву. Трава высокая - Алёшку и не видать.

Испугалась корова Маша, что пропал её сын Алёшка, да как замычит что есть силы:

Один колхозник проснулся рано утром, посмотрел в окно на двор, а на дворе у него волк. Волк стоял около хлева и скрёб лапой дверь. А в хлеву стояли овцы.

Колхозник схватил лопату - и во двор. Он хотел сзади ударить волка по голове. Но волк вмиг повернулся и поймал лопату зубами за ручку.

Колхозник стал вырывать у волка лопату. Не тут-то было! Волк так крепко уцепился зубами, что не вырвать.

Колхозник стал звать на помощь, а дома спят, не слышат.

"Ну, - думает колхозник, - не век же волк лопату держать будет; а как выпустит, я ему лопатой голову проломаю".

У брата с сестрой была ручная галка. Она ела из рук, давалась гладить, улетала на волю и назад прилетала.

Вот раз сестра стала умываться. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник и намылила лицо мылом. А когда она мыло сполоснула, - поглядела: где колечко? А колечка нет.

Она крикнула брату:

Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

Ничего я не брал, - ответил брат.

У одного дяденьки была гармонь. Он на ней очень хорошо играл, и я приходил слушать. Он её прятал и никому не давал. Гармонь была очень хорошая, и он боялся, чтобы не сломали. А мне очень хотелось попробовать.

Вот раз пришёл я, когда дяденька обедал. Он кончил есть, а я стал просить, чтоб сыграл. А он сказал:

Какая игра! Мне спать охота.

Я стал просить и даже заплакал. Тогда дяденька сказал:

Ну ладно, разве немножко.

Девочке Кате захотелось улететь. Своих крыльев нет. А вдруг есть на свете такая птица - большая, как лошадь, крылья, как крыша. Если на такую птицу сесть, то можно улететь через моря в тёплые страны.

Только птицу надо раньше задобрить и кормить птицу чем-нибудь хорошим вишнями, например.

За обедом Катя спросила папу:

Никто этому не верит. А пожарные говорят:

Дым страшнее огня. От огня человек убегает, а дыму не боится и лезет в него. И там задыхается. И ещё - в дыму ничего не видно. Не видно, куда бежать, где двери, где окна. Дым ест глаза, кусает в горле, щиплет в носу.

И пожарные надевают на лицо маски, а в маску по трубке идёт воздух. В такой маске можно долго быть в дыму, но только всё равно ничего не видно.

И вот один раз тушили пожарные дом. Жильцы выбежали на улицу. Старший пожарный крикнул:

А ну, посчитайте, все ли?

Одного жильца не хватало.

И мужчина закричал:

Петька-то наш в комнате остался!

Произведения разбиты на страницы

Рассказы Бориса Житкова

Детская литература всегда должна в собственной основе содержать вдохновение и талант. Борис Степанович Житков прежде всего исходил из уверенности в том, что она ни в коем разе не должна проявляться в качестве дополнения к литературе взрослой. Ведь большинство книг, которые обязательно будут читать дети, - это учебник жизни. Тот неоценимый опыт, который дети приобретают, читая книги, имеет точно такую же ценность, как и настоящий жизненный опыт. Ребёнок всегда стремится копировать героев литературного произведения или же в открытую не любит их – в любом случае литературные произведения позволяют прямо и очень естественно влиться в реальную жизнь, занять сторону добра и бороться со злом. Именно поэтому Житков рассказы о животных писал таким замечательным языком.

Он очень отчеливо понимал, что любая книга, которая будет прочитана ребёнком, останется в памяти на всю его жизнь. Именно благодаря этому рассказы Бориса Житкова быстро дают детям ясное представление о взаимосвязанности поколений, доблести энтузиастов и тружеников.

Все рассказы Житкова представлены в формате прозы, но поэтичность его повествований ясно чувствуется в любой строчке. Писатель был убежден в том, что без памяти о своем детстве не имеет особго смысла создавать литературу для детей. Житков ясно и ярко учит детей определять где плохое и хорошее. Он делится с читателем своим неоценимым опытом, стремится наиболее точно передать все свои мысли, пытается привлечь ребенка к активному взаимодействию.

Писатель Борис Житков рассказы о животных создавал так, что они ярко отражают весь его богатый и искренний внутренний мир, его принципы и моральные идеалы. К примеру, в замечательном рассказе «Про слона» Житков рассуждает об уважении к чужому труду, а его рассказ «Мангуста» отчетливо передаёт энергию, силу и меткость русского языка. На нашем сайте мы пострались собрать как можно больше его произведений, поэтому читать рассказы Житкова , а также посмотреть весь их список, вы можете абсолюно бесплатно.

Всё творчество любимого писателя неразрывно связано с думами о детях и заботой о их воспитании. Он на протяжении всей своей недолгой жизни общался с ними, и, подобно профессиональному исследователю, изучал как его сказки и рассказы влияют на чуткие и добрые детские души.

© Илл., Семенюк И.И., 2014

© ООО «Издательство АСТ», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

Петя с мамой и с сёстрами жил в верхнем этаже, а в нижнем этаже жил учитель. Вот раз мама пошла с девочками купаться. А Петя остался один стеречь квартиру.

Когда все ушли, Петя стал пробовать свою самодельную пушку. Она была из железной трубки. В середину Петя набил пороху, а сзади была дырочка, чтобы зажигать порох. Но сколько Петя ни старался, он не мог никак поджечь. Петя очень рассердился. Он пошёл в кухню. Наложил в плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг: «Теперь небось выстрелит!»

Огонь разгорелся, загудел в плите – и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.

Петя испугался, выбежал из дому. Никого не было дома, никто ничего не слыхал. Петя убежал подальше. Он думал, что, может быть, всё само потухнет. А ничего не потухло. И ещё больше разгорелось.

Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным.

Учитель разбил стекло и надавил кнопку.

У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит. У пожарных на автомобиле был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи.

Петина мама прибежала, когда вся квартира была уже в огне. Милиционер никого не пускал близко, чтоб не мешали пожарным. Самые нужные вещи не успели сгореть, и пожарные принесли их Петиной маме.

А Петина мама всё плакала и говорила, что, наверное, Петя сгорел, потому что его нигде не видно.

А Пете было стыдно, и он боялся подойти к маме. Мальчики его увидали и насильно привели.

Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад. А учитель пустил Петину маму жить к себе, пока не починят дом.

На льдине

Зимой море замёрзло. Рыбаки всем колхозом собрались на лёд ловить рыбу. Взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Выехали далеко-далеко. И куда кругом ни глянь, всё лёд и лёд: это так замёрзло море. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и сквозь них стали запускать сети. День был солнечный, всем было весело. Володя помогал выпутывать рыбу из сетей и очень радовался, что много ловилось.

Уже большие кучи мороженой рыбы лежали на льду. Володин папа сказал:

– Довольно, пора по домам.

Но все стали просить, чтоб остаться ночевать и с утра снова ловить. Вечером поели, завернулись поплотней в тулупы и легли спать в санях. Володя прижался к отцу, чтоб было теплей, и крепко заснул.

Вдруг ночью отец вскочил и закричал:

– Товарищи, вставайте! Смотрите, ветер какой! Не было бы беды!

Все вскочили, забегали.

– Почему нас качает? – закричал Володя.

А отец крикнул:

– Беда! Нас оторвало и несёт на льдине в море.

Все рыбаки бегали по льдине и кричали:

– Оторвало, оторвало!

А кто-то крикнул:

– Пропали!

Володя заплакал. Днём ветер стал ещё сильней, волны заплёскивали на льдину, а кругом было только море. Володин папа связал из двух шестов мачту, привязал на конце красную рубаху и поставил, как флаг. Все глядели, не видать ли где парохода. От страха никто не хотел ни есть, ни пить. А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

– Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: «Держитесь! Помощь идёт!» Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу. Это начальник порта узнал, что на льдине унесло восьмерых рыбаков. Он послал им на помощь пароход и самолёт. Лётчик нашёл рыбаков и по радио сказал капитану парохода, куда идти.

Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама закричала:

– Съешь скорее корку!

Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слёзы. Она не могла говорить, а только хрипела, махала руками.

Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей-скорей приезжал.

Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух.

Доктор очень боялся за Валю.

Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя. Было ещё далеко. Но доктор всё равно хотел идти пешком.

Вдруг сзади затрубил гудок. Шофёр посмотрел назад и сказал:

– Погодите, доктор, помощь идёт!

А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы и провели трубу в море.

Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал её в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой. Она с такой силой вылетала, что конец трубы людям нельзя было удержать: так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют водой из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала глину и камни и уносила их в море.

Весь обвал вода смывала с дороги.

– Скорей, едем! – крикнул доктор шофёру.

Шофёр пустил машину. Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку.

А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос-гидротаран размыл обвал.

Как тонул один мальчик

Один мальчик пошёл ловить рыбу. Ему было восемь лет. Он увидал на воде брёвна и подумал, что это плот: так они плотно лежали одно к другому. «Сяду я на плот, – подумал мальчик, – а с плота можно удочку далеко забросить!»

Почтальон шёл мимо и видел, что мальчик идёт к воде.

Мальчик шагнул два шага по брёвнам, брёвна разошлись, и мальчик не удержался, упал в воду между брёвнами. А брёвна опять сошлись и закрылись над ним, как потолок.

Почтальон схватился за сумку и побежал что есть мочи к берегу.

Он всё время глядел на то место, где упал мальчик, чтобы знать, где искать.

Я увидал, что сломя голову бежит почтальон, и я вспомнил, что шёл мальчик, и вижу – его не стало.

Я в тот же миг пустился туда, куда бежал почтальон. Почтальон стал у самой воды и пальцем показывал в одно место.


Top