Жюль Эмиль Фредерик Массне: биография. Массне, жюль Жюль массне: о музыке

Жюль (Эмиль Фредерик) Массне (12 мая 1842 - 13 августа 1912) - французский композитор. Член Института Франции (1878). В 1863 окончил Парижскую консерваторию (класс композиции А. Тома), получил Римскую премию (за кантату «Давид Риццио»). 1864-65 как стипендиат провёл в Риме. В 1878-96 профессор Парижской консерватории. Среди его учеников - , Charles Koechlin, Gustave Charpentier, Ernest Chausson, George Enescu, Reynaldo Hahn. В 1910 президент Академии изящных искусств. Массне - один из виднейших представителей французской лирической оперы и французского романса. Написал свыше 30 опер, в том числе «Двоюродная бабушка» (1867), «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), «Сид» (1885), «Таис» (1894), «Сафо» (1897), «Дон-Кихот» (1910, Монте-Карло, написана специально для русского певца (бас) Фёдор Шаляпин). Вершины оперного творчества Массне - «Манон» (1884) и «Вертер» (1886), прочно вошедшие в мировой оперный репертуар. В них с наибольшей полнотой раскрылось лирическое дарование композитора. Самая сильная сторона его музыки - мелодия, яркая, проникновенная, сочетающая декламационность с напевностью. Помимо опер, Массне написал 3 балета, оратории, симфонии, фортепьянные произведения, около 200 романсов и песен и др.

Массне родился в Монто, Франция, тогда пригороде, а сейчас части города Сент-Этьен, департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж, где отец Жюля Алексис Массне (1788-1863), в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов, проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида (в девичестве Ройе) начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля, таким образом в возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию. Он был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери, но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.
Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863 году, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом, по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик).
Массне заслужил внимание и одобрение известных композиторов той эпохи (Чайковского, Венсана д’Энди, Шарля Гуно), благодаря своей драматической оратории «Мария Магдалина» (впервые представлена в 1873). Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.
В 1870-1871 Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников - Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Джордже Энеску, Рейнальдо Ан, Шарль Кёклен. В 1876 он получил орден Почётного легиона, с 1899 - командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.
Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1892), «Таис» (1894), «Жонглёр Богоматери» (1902), «Дон Кихот» (1910, написана специально для русского певца (бас) Федора Шаляпина).
Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.
Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.
Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни (рак).

12 мая 1842 - 13 августа 1912

французский композитор, получивший известность в основном благодаря своим операм

Биография

Массне родился в Монто, тогда пригороде, а сейчас части города Сент-Этьен , департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж , где отец Жюля Алексис Массне (1788-1863), в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов, проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида (в девичестве Ройе) начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля, таким образом в возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию. Он был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери , но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.

Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863 году, когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию, после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом , по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка» (1867, Опера-комик).

Массне заслужил внимание и одобрение известных композиторов той эпохи (Чайковского , Венсана д’Энди, Шарля Гуно), благодаря своей драматической оратории «Мария Магдалина» (впервые представлена в 1873). Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.

В 1870-1871 Массне принимал участие во Франко-прусской войне. С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников - Гюстав Шарпантье , Эрнест Шоссон , Джордже Энеску , Рейнальдо Ан, Шарль Кёклен. В 1876 он получил орден Почётного легиона, с 1899 - командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.

Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1892), «Таис» (1894), «Жонглёр Богоматери» (1902), «Дон Кихот» (1910, написана специально для русского певца (бас) Федора Шаляпина).

Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт, ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.

Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.

(1842-05-12 ) Место рождения Дата смерти Страна

Франция

Профессии

Жюль Эмиль Фредерик Массне (фр. Jules Émile Frédéric Massenet ; 12 мая , Монто, близ Сент-Этьена - 13 августа , Париж) - французский композитор , получивший известность в основном благодаря своим операм . Его произведения пользовались огромной популярностью на рубеже 19-20 веков, и он заслужил славу одного из великих мелодистов своего времени. Вскоре после смерти Массне его стиль вышел из моды, и большинство его опер были забыты и не ставились на сцене. Начиная с 1970-х годов интерес к наследию Массне восстановился, его оперы вновь заняли достойное место в репертуарах ведущих театров мира.

Биография

Массне родился в Монто, тогда пригороде, а сейчас части города Сент-Этьен , департамент Луары. Когда ему было шесть лет, семья переехала в Париж , где отец Жюля Алексис Массне (1788-1863), в прошлом фабрикант регионального значения, занимавшийся производством кос и серпов , проходил курс лечения от болезни сердца. В Париже мать Жюля Аделаида (в девичестве Ройе) начала давать уроки фортепианной игры. Она также обучала и Жюля, таким образом в возрасте 11 лет он смог выдержать экзамены и поступить в Парижскую консерваторию . Он был студентом, когда семья переехала из Парижа в Шамбери , но Жюль пробыл там всего несколько месяцев, после чего вернулся в Париж и поселился у родственников первой жены своего отца. Для того чтобы заработать на жизнь Массне в течение шести лет играл на литаврах и других ударных инструментах в оркестре Театра Лирик, а также подрабатывал пианистом в Кафе де Бельвиль.

Учителя Массне по консерватории вначале не сулили ему успешной карьеры в музыке. Их мнение изменилось в 1863 году , когда за кантату «Давид Риццио» он получил Римскую премию , после чего три года стажировался в Риме. Там Массне познакомился с Ференцем Листом , по рекомендации которого давал уроки фортепиано дочери госпожи де Сен-Мери. Через три года ученица стала его женой. Брак с Луизой Констанцией де Гресси (1866) способствовал проникновению Массне в высшее общество и распространению там его произведений. Первой оперой композитора стала одноактная «Двоюродная бабушка » (1867, Опера-комик).

Массне заслужил внимание и одобрение известных композиторов той эпохи (Чайковского , Венсана д’Энди , Шарля Гуно), благодаря своей драматической оратории «Мария Магдалина » (впервые представлена в 1873). Наставником Массне стал композитор Амбруаз Тома с его связями в театральном мире. Популярности сочинений Массне способствовал также его издатель Жорж Гартман, который популяризировал творчество Массне в массовой прессе, благодаря своим знакомствам в журналистских кругах.

В 1870-1871 Массне принимал участие во Франко-прусской войне . С 1878 он профессор Парижской консерватории. Среди учеников - Гюстав Шарпантье , Эрнест Шоссон , Джордже Энеску , Рейнальдо Ан , Шарль Кёклен . В 1876 он получил орден Почётного легиона , с 1899 - командор. В 1878 по рекомендации Камиля Сен-Санса был избран членом Академии изящных искусств. Массне стал самым молодым (36 лет) академиком, когда-либо избиравшимся в состав этой академии.

Наибольшим успехом пользовались оперы «Манон » (1884), «Вертер » (1892), «Таис » (1894), «Жонглёр Богоматери » (1902), «Дон Кихот » (1910, написана специально для русского певца (бас) Федора Шаляпина).

Кроме 34 опер Массне написал фортепианный концерт , ряд концертных сюит, балетную музыку, оратории и кантаты, а также более 200 песен и романсов. Некоторые из его инструментальных фрагментов приобрели самостоятельную популярность и часто исполняются оркестрами или отдельными исполнителями: медитация из оперы «Таис» для скрипки с оркестром, арагонский танец из оперы «Сид» для оркестра, элегия из музыки к драме «Эриннии» для виолончели с оркестром. Элегия исполняется в различные аранжировках (в том числе для фортепиано), а также как отдельное вокальное произведение со словами.

Будучи профессионально работающим композитором (он ежедневно сочинял музыку с 4 часов утра), Массне разрабатывал фрагменты будущих опер не на фортепиано, а «мысленно, в уме». Эта способность позволяла Массне быть великолепным оркестровщиком собственных произведений.

Массне умер в Париже в возрасте 70 лет после тяжелой болезни (рак).

Произведения

Оперы

  • «Эсмеральда » (Esméralda) - 1865, не окончена.
  • «Кубок фульского короля » (La coupe du roi de Thulé) - 1866, не ставилась.
  • «Двоюродная бабушка » (La grand’tante) - 1867.
  • «Манфред » (Manfred) - 1869, не окончена.
  • «Медуза » (Méduse) - 1870.
  • «Дон Сезар де Базан » (Don César de Bazan) - 1872 (вторая редакция - 1888).
  • «Восхитительный Бель-Буль » (L’adorable Bel"-Boul) - 1874.
  • «Тамплиеры » (Les templiers) - 1875, утрачена.
  • «Беранжера и Анатоль » (Bérangère et Anatole) - 1876.
  • «Король Лахорский » (Le roi de Lahore) - 1877.
  • «Роберт Французский » (Robert de France) - 1880, утрачена.
  • «Жирондисты » (Les Girondins) - 1881, утрачена.
  • «Иродиада » (Hérodiade) - 1881 (вторая редакция - 1884).
  • «Манон » (Manon) - 1884.
  • «Сид » (Le Cid) - 1885.
  • «Эсклармонда » (Esclarmonde) - 1889.
  • «Маг » (Le mage) - 1891.
  • «Вертер » (Werther) - 1892.
  • «Таис » (Thaïs) - 1894 (вторая редакция - 1898).
  • «Портрет Манон » (Le portrait de Manon) - 1894.
  • «Наваррка » (La Navarraise) - 1894.
  • «Амадис » (Amadis) - 1895 (поставлена в 1922).
  • «Сафо » (Sapho) - 1897 (вторая редакция - 1909).
  • «Золушка » (Cendrillon) - 1899.
  • «Гризельда » (Grisélidis) - 1901.
  • «Жонглёр Богоматери » (Le jongleur de Notre-Dame) - 1902.
  • «Керубино » (Chérubin) - 1905.
  • «Ариадна » (Ariane) - 1906.
  • «Тереза » (Thérèse) - 1907.
  • «Вакх » (Bacchus) - 1909.
  • «Дон Кихот » (Don Quichotte) - 1910.
  • «Рим » (Roma) - 1912.
  • «Панург » (Panurge) - 1913.
  • «Клеопатра » (Cléopâtre) - 1914.

Оратории и кантаты

  • «Давид Риццио» (David Rizzio) −1863.
  • «Мария Магдалина » (Marie-Magdeleine) - 1873.
  • «Ева» (Ève) - 1875.
  • «Нарцисс» (Narcisse) - 1877.
  • «Богородица» (La Vierge) - 1880.
  • «Вавилон» (Biblis) - 1886.
  • «Земля Обетованная» (La Terre promise) - 1900.

Балеты

  • «Куранты» (Le carillon) - 1892.
  • «Цикада» (La cigale) - 1904.
  • «Тореадор» (Espada) - 1908.

Для оркестра

  • Первая сюита - 1865.
  • Венгерские сцены - 1871.
  • Драматические сцены - 1873.
  • Живописные сцены - 1874.
  • Неаполитанские сцены - 1876.
  • Феерические сцены - 1879.
  • Эльзасские сцены - 1881.
  • Концертная увертюра - 1863.
  • Увертюра «Федра» - 1873.
  • Увертюра «Брюмер» - 1899.
  • Большая концертная фантазия «Пророк» - 1861.
  • Сюита «Помпея» - 1866.
  • Фантазия «Фламандская свадьба» - 1867.
  • Фантазия «Возвращение каравана» - 1867.
  • Симфоническая поэма «Видения» - 1890.

Для инструментов с оркестром

  • Фантазия для виолончели с оркестром - 1897.
  • Пьеса для двух скрипок с оркестром - 1902.

Жюль Массне… трудно назвать композитора, в чей адрес высказывалось бы больше противоречивых суждений. называл его «кондитерским изделием» и недоумевал, почему его ценит , восклицал: «Ах, как тошен этот Massenet!» Тем не менее, Чайковский признавал, что в этой «тошноте» есть нечто родственное его собственной натуре, а утверждал, что частицу Массне несет в себе каждый французский композитор.

Жюль Массне появился на свет в Монто (ныне это часть города Сент-Этьен, а тогда была отдаленная деревушка). Младший сын торговца, к музыке он приобщался благодаря матери – одаренной пианистке-любительнице. Первый урок фортепианной игры Жюль получил в шестилетнем возрасте (по иронии судьбы, в тот же день началась революция) – к тому времени семья переехала в Париж.

В десятилетнем возрасте Массне поступил в Парижскую консерваторию. Он отличался усердием, но по прошествии двух лет учебу пришлось прервать: отец был серьезно болен, и по рекомендации медиков семья переехала в Шамбери. Однако желание учиться было непреодолимым. Жюль дважды пытался бежать из дома, чтобы отправиться в Париж, и со второй попытки ему это удалось. В Париже четырнадцатилетний подросток оказался практически без средств к существованию. Получать деньги от родителей он не мог и не хотел – им и без того было тяжело (больной отец не мог содержать семью, мать зарабатывала уроками музыки). Поселившись на Монмартре, он познал все «прелести» жизни богемы. Многие студенты зарабатывали, играя на органе в церкви, Массне тоже рассчитывал это делать, но больших успехов в игре на органе не достиг и вскоре бросил этот инструмент. Он нашел другой заработок – стал в оперном театре исполнителем на ударных, что позволило ему весьма близко познакомиться с операми разных композиторов (в частности, Шарля Гуно).

Окончив консерваторию в 1863 г., Массне удостоился Римской премии. Вернувшись в Париж после трехлетнего пребывания в Риме, он пишет песни, фортепианные пьесы, оркестровые сюиты. Как обладатель Римской премии, он получил от театра Опера-Комик заказ на создание одноактной оперы «Двоюродная бабушка», премьера которой состоялась в 1867 г.

Во время франко-прусской войны композитор служил в рядах Национальной гвардии. Война произвела на него столь тягостное впечатление, что он даже не описывал подробно эти годы в своих записках.

В 1872 г. была поставлена первая крупная опера Массне – «Дон Сезар де Базан». Она потерпела фиаско, зато оратория «Мария Магдалина», исполненная в следующем году, имела успех. Но подлинным триумфом стала постановка оперы «Король Лахорский» в 1877 г. После французской премьеры она была поставлена в Дрездене, Лондоне, Мадриде, а также в восьми итальянских театрах. В следующем году композитор стал профессором Парижской консерватории.

Дальнейшие годы обернулись для Массне чередой сменяющих друг друга успехов и неудач. Директор Парижской оперы отказался от его оперы «Иродиада», и она была впервые поставлена в Брюсселе. С восторгом была принята публикой опера «Манон», вошедшая впоследствии в триаду наиболее популярных французских опер наряду с «Кармен» и «Фаустом» Шарля Гуно. После этого лирического произведения Массне обращается к жанру большой оперы, создавая «Сида». В конце 1880-х гг. Массне – к тому времени очень известный композитор – оказался в центре скандала из-за своих чувств к американской певице Сибил Сандерсон. Хотя его отношение к ней оставалось в пределах платонической любви, появляются карикатуры с явным намеком на то, что Сандерсон – любовница Массне. Для этой певицы композитор писал центральную партию в опере «Эсклармонда», имевшей большой успех. Сложнее складывалась судьба «Вертера» – одного из лучших его творений. Над этой оперой композитор работал не один год, с перерывами. Руководство театра Опера-Комик не пожелало ее ставить, сочтя чрезмерно мрачной, и произведение впервые было поставлено в 1892 г. в Вене.

К началу ХХ столетия Массне достиг мировой известности – его оперы ставились в разных странах. Но он был далек от наслаждения славой, предпочитая светским мероприятиям домашнее уединение (композитор называл себя «человеком у камина) – он даже не всегда посещал премьеры собственных произведений. Последние годы жизни композитора были омрачены и тяжелой болезнью, и непростыми отношениями с Люси Арбель. Эта певица, которой суждено было стать последней любовью композитора, не столько отвечала ему взаимностью, сколько пользовалась его чувствами, стараясь извлечь выгоду. Среди последних опер Массне особое место занимает «Дон-Кихот», заглавная партия в которой были написана для .

Композитор ушел из жизни в 1912 г. В соответствии с желанием Массне, его похороны проходили без музыки.

Все права защищены. Копирование запрещено.


Top