Даосские сексуальные практики. Даосская практика для омоложения лица

Философия даосизма учит созерцать и наблюдать тенденции и энергетические потоки, и ни в коем случае не идти против течения, а распознавать ритм мироздания и включаться в него. Даосизм учит спокойствию и самоконтролю как над телом, так и над эмоциями. С европейской точки зрения, это умение распознавать пути наименьшего сопротивления и использовать их в своих интересах. Учение Дао многогранно, коснулось оно и практик оздоровления организма, и практик сексуальных отношений. В отличие от христианской традиции, даосы не считали секс греховным, они воспринимали его как энергетический процесс, являющийся частью Вселенной, и стремились к его совершенству. В итоге даосы разработали оригинальную систему физических упражнений, которая призвана оптимизировать энергетические процессы (энергию «ци») в теле человека.

Даосские упражнения для улучшения циркуляции «ци»

«Семь чудесных упражнений». Цель этого комплекса заключается в усилении циркуляции «ци» и увеличении общего энергетического потенциала организма. Первые четыре упражнения стимулируют циркуляцию потоков «ци», остальные три помогают улучшить кровообращение, избавиться от застойных явлений, обеспечить кровоснабжение всех отдаленных участков.

Комплекс «Семи чудесных упражнений» с комментариями есть на видео:

Даосские практики для мужчин

В даосизме потеря семени расценивается как потеря лимитированной жизненной силы и как причина истощения организма; другими словами, даосы рекомендуют всячески экономить сперму, не отказываясь при этом от сексуальной активности.


Не нервничайте, относитесь ко всему спокойно и используйте время так, как вам нужно

В уретральном канале в районе основания пениса имеется утолщение – семенной бугорок. Через тело семенного бугорка проходят семявыводящие протоки. Сперма, поступая через них при эякуляции, расширяет протоки и воздействует на нервные рецепторы семенного бугорка. Это и вызывает ощущение оргазма у мужчины.

На этих процессах основана даосская техника множественного мужского оргазма, когда поток спермы механически останавливается на уровне семенного бугорка и отжимается обратно (что производится сжатием тренированной лобково-копчиковой мышцы). Таким способом можно неоднократно получить ощущение оргазма без эякуляции. Кроме того, в даосских техниках практикуют заброс семени в мочевой пузырь, контролируя запирательный механизм мочевого пузыря. Польза и безопасность для мужского здоровья техники перенаправления потока спермы весьма спорна и сомнительна. Даосы считают сохраненное этим довольно экстремальным способом семя дополнительным источником энергии и долголетия, что также вызывает сомнение (все равно семенная жидкость покинет организм, только с мочой).

В то же время преждевременная эякуляция является частой мужской проблемой и лишает сексуального удовлетворения очень многие пары. С помощью даосских практик реально научиться контролировать семяизвержение и регулировать продолжительность полового акта.


Мужчины, которые считают, что секс на 5-15 минут способен в полной мере удовлетворить свою спутницу, ошибаются

Почувствовав приближение эякуляции, мужчина напрягает задний проход и тазовое дно, приостанавливая дыхание, как в описанном ниже упражнении «Олень». Это несколько снижает интенсивность сексуальной активности мужчины, как и желание. При хорошем самоконтроле мужчина может приостановить эякулят в районе семенного бугорка, испытав подобие оргазма; после короткой паузы он может продолжать фрикции, продлевая половой акт.

Для мужчин и женщин

Приводим несколько несложных, но эффективных упражнений из разных даосских стилей:

  1. Первоезолотоеупражнение «Олень».

Считая оленя животным с высокой потенцией, даосы наблюдали за его поведением и заметили, что он постоянно трясет хвостом. Зачем он трясет, знает только олень, но даосы расценили его поведение как тренировку лобково-копчиковой мышцы. Упражнение помогает предотвратить пролапс органов малого таза, который может возникать с возрастом и ухудшать сексуальную функцию (а также вызывать недержание мочи и кала) как у женщин, так и у мужчин. К тому же тренированная лобково-копчиковая мышца дает возможность контролировать продолжительность полового акта. «Олень» напоминает упражнения Кегеля.


Регулярная практика даосских упражнений позволит ощутить свое тело более остро, прочувствовать его процессы, а также даст возможность оказывать на них влияние и управлять ими

Вначале нужно прочно встать на ровной поверхности прямо и промассировать средними пальцами обеих рук затылочную ямку у основания черепа 49 раз. Предполагается, что это активизирует нервные окончания у входа в мозг. Затем надо сложить пальцы в щепоть вокруг большого пальца.

Вдох производится носом и удерживается в течение 10–15 секунд. В это время следует быстро и сильно напрячь тазовое дно и втянуть анус. Затем следует выдох через нос в течение 5 секунд. Рот должен быть закрыт, язык – за нижним рядом зубов. Расслабление должно происходить на выдохе. Упражнение выполняется 21 раз – после сна и перед сном.

  1. «Восстанавливающий источник».

Упражнение призвано нормализовать функцию почек. Сначала нужно стать прямо, ноги на ширине плеч, руки висят и расслаблены, дыхание через нос. Глубокий вдох, одновременно приподнимаясь на носки и разворачивая плечи. Дыхание нужно постараться остановить на минуту и встряхнуться всем расслабленным телом. Мужчинам при этом предлагается потрясти гениталиями, а женщинам расслабить сфинктер входа во влагалище. На выдохе подтянуть живот и мягко опустить пятки. Плюс к этому, нужно произвести круговые движения плеч 16 раз по «восьмерке» (при этом уже можно произвольно дышать). Руки остаются опущенными. При правильном выполнении упражнения можно почувствовать приток крови к пальцам.


Практикуя даосские упражнения, мужчина сможет данную энергию использовать для общего оздоровления, повышая тем самым свою жизнеспособность

  1. Упражнение «8 диаграмм» («8триграмм»).

Руки рисуют фигуру, похожую на символ «инь-ян» в круге (триграмму). Встать прямо, руки свисают, тело и ум расслаблены. Медленно поднять руки перед собой до уровня плеч, как будто держите круглый предмет, слегка присесть. Левая рука плавно поднимается над головой, а правая идет вниз, описывая дугу сзади, при этом выполняется полуприседание на левую ногу. Затем правую руку поднять вперед и вверх, пока она не поднимется над головой. Повернуть правую ладонь назад и очертить рукой вертикальный круг, а затем «инь-ян» в этом круге. Описав символ, правая рука должна подняться над головой. Шагнуть правой ногой вперед и полуприсесть на нее. Левая рука идет вниз и назад, очерчивая символ триграммы. Закончив описание символа, левая рука оказывается над головой. Затем вниз идет правая рука и вновь рисует символ, а правая нога шагает назад. Упражнение делается 8 раз на каждую сторону приблизительно за минуту и похоже на своеобразный танец.

Описать словами все этапы этого упражнения довольно сложно, лучше посмотреть его выполнение на видео:

Упражнение развивает координацию движений, успокаивает нервную систему (следя за движениями рук и ног, вряд ли можно думать о чем-нибудь еще), активизирует ряд рефлексогенных точек в районе лопаток, плеч и шеи. Считается, что систематическое выполнение «8 триграмм» предотвращает болезни сердца, в том числе инфаркт миокарда.


Цель данного упражнения заключается в том, чтобы помочь организму впитать свежие элементы, а также избавиться от использованных
  1. «Черепаха втягивает голову».

Упражнение помогает избавиться от брюшного жира (абдоминального ожирения) и чрезвычайно полезно при метаболическом синдроме и диабете. Стоя, свесить руки вдоль тела. Ладони развернуть к земле. Руки приподнять до груди. Сделать полушаг вперед и полуприсед на переднюю ногу. Наклон, руки пытаются «загрести» землю, а потом поднимаются по передней ноге (она в это время плавно выпрямляется) к животу, поворачиваясь ладонями к телу.

Выполнение «черепахи» показано на видео:

  1. «Полет птицы Рух» Это упражнение совершенствует координацию движений и нормализует вес.

Руки перед грудью расположены так, будто держат мяч. Этим «мячом» нужно описать горизонтальную восьмерку, опуская его вниз и начиная подъем в крайней достижимой точке (половина восьмерки). Далее руки возвращаются к груди и описывают вторую половину восьмерки с другой стороны.

Движения рук сопровождаются поворотами торса:

  1. «Парящий белый журавль».

Это целый комплекс упражнений, построенный на имитации движений журавля, его головы, шеи и крыльев. Предназначен для оздоровления позвоночника, эффективен для борьбы с шейным остеохондрозом, способствует нормализации артериального давления, устранению головных болей и болей в спине. Как выполнять движения, лучше посмотреть на видео, видеоряд сопровождается комментариями.

Упражнения просты и не требуют особой физической подготовки, вот два из них:

  • «Малый журавль»;

  • «Шея журавля».

Эта статья на тему даосских практик написана по мотивам вводной лекции, которую я обычно давал в самом начале семинаров по цигун и тайцзи. Главная цель статьи - передать некое настроение, подход к энергетическим практикам, который я сам использую в занятиях. Почему именно даосские практики, в чём их особенности и особенности моего подхода к этой системе знаний. Основной акцент я постараюсь сделать на внутреннем понимании и внутренней энергетической работе по даосской технологии.

Единство знаний

А начнём мы, пожалуй, с вопроса целостного подхода к знаниям вообще и к даосским практикам в частности. К сожалению, для современного общества характерна разделенность практически во всех сферах жизни, что является серьезным препятствием для постижения тех знаний, о которых пойдёт речь. Большинство людей считают, что, например, даосская традиция - отдельно, индийская йога - отдельно, японское каратэ - отдельно, и так далее.

На мой взгляд, большинство различий носят внешний характер. При поверхностном восприятии, действительно, столь непохожая атрибутика разных школ и культур может ввести в заблуждение. На самом деле, истина одна. У подножия горы может быть множество тропинок наверх, но у вершины все они неизбежно соединяются.

Я сам успел поизучать и попробовать многие знания, книги, школы, семинары. И хотя с огромным уважением и благодарностью отношусь к своим учителям, не считаю себя принадлежащим какой-то конкретной школе или определённой традиции.

Три вида энергий

Чтобы не быть голословным, приведу пример единства знаний. В основе даосской традиции лежит тройственное строение Вселенной и человека. Даосы выделяют три основных типа энергии, которым в человеческом теле соответствуют 3 энергетических центра. Центр живота хранит у нас энергию жизни, энергию Земли. Центр груди - накапливает энергию любви и творчества. Центр головы отвечает за энергию Духа, Неба. Теперь мы можем «перевести» образное китайское выражение: «Человек между Небом и Землей»: под управлением Духа Человек преобразует энергию физического мира в любовь и творчество .

Обратите внимание на аналогию с Христианской Троицей. Впрочем, сведущие читатели наверняка уже увидели аналогии и с многими другими учениями, которые предполагают тройственную модель строения Вселенной.

Итак, разделять направления и учения сейчас, на мой взгляд, нет смысла. Действительно, на протяжении долгого времени перед многими школами стояла задача сохранить традицию в чистом виде, поэтому линия передачи знаний ревностно охранялась от чужеродных вторжений и смешиваний между разными направлениями. Но сейчас наступили другие времена, знания вскрываются, и в наши дни строго придерживаться одной традиции - означает ограничивать себя.

По этой же причине, кстати, я стараюсь уходить от всех китайских названий и терминов. На некоторых семинарах ведущие стараются сохранить атрибутику и настроение традиции. Но, на мой взгляд, слова «сосредоточьте внимание на точке мин-мен» звучат несколько странно. Гораздо проще сказать: «сосредоточьтесь на центре поясницы». По моему мнению, атрибутика и красивые ритуалы не столь важны, как внутреннее наполнение практик.

Особенности даосских практик

Почему я такое большое внимание уделяю именно даосским знаниям, а не какой-то другой традиции, раз у всех у них единая суть? Первая причина состоит в том, что именно китайцы составили наиболее точное и детальное описание человеческого тела и работы всех его энергетических механизмов. В даосской традиции очень обширная теория: сколько в теле энергетических меридианов, где проходят, какой вид энергии вырабатывает тот или иной орган, где находятся активные точки (например, для иглоукалывания), и какие у всей этой фабрики ритмы в зависимости от времени суток или сезона

В целом, тело рассматривается как сосуд, в котором накапливаются, хранятся и преобразуются определенные виды энергии . И, благодаря стройной и всеохватывающей системе знаний, мы можем увязать физическое тело, энергетическое тело и сознание. То есть, через выполнение определённых упражнений физическим телом (разумеется, определённым образом направляя своё внимание при этом) - развивать энергетическое тело. И наоборот, с развитием энергетического тела укрепляется и оздоравливается наше физическое тело, а также растут способности к осознанию и концентрации.

Целостность человека

Хочется ещё раз подчеркнуть важность целостного подхода. Даосские практики - это не просто «физкультура», тут обязательно задействуются в работе и энергетика и сознание. Более того, это не оторванные от повседневной жизни практики, через них можно решить ряд вопросов. К примеру, если у человека есть подавленный страх - он также отражается на всех уровнях. И в сознании, и в энергетике в виде блоков и в теле в виде мышечных зажимов. Комплексная работа позволяет наиболее полно и гармонично проработать такие вещи.

На мой взгляд, смысла заниматься практиками нет, если ты потом не можешь применить полученный опыт в своей жизни. Помимо вышеописанных бытовых примеров, в процессе освоения даосских знаний человек постигает базовые законы работы энергии и тела, которые потом может применить во многих других сферах, начиная от занятий танцами или йогой и заканчивая научной деятельностью.

У обычного человека энергетика часто раздроблена на несколько независимых частей. Меридианы, связывающие их, не работают. Другими словами, сосуд дырявый, в нём невозможно удержать воду. Это всё результат неправильного ритма жизни (особенно в больших городах), стрессовых ситуаций и т.д. Даосские практики позволяют достигать целостности тела - и, как следствие, та же целостность автоматически появляется в поступках, появляется возможность ставить цели и достигать их.

Преобразование энергии

Итак, на первом этапе занятий практикующий восстанавливает целостность сосуда тела, что автоматически влечёт повышения уровня энергии (в сосуде теперь удерживается вода). Следующий этап, пожалуй, самый интересный, таинственный и захватывающий в даосской традиции - это преобразование энергии, внутренняя алхимия.

Вся наша жизнь - это энергия. Жизненная сила, хорошее настроение, эмоциональная энергия, энергия мысли, энергия любви - все это можно рассматривать, как разные виды энергии. И умение преобразовывать грубые вибрации в более тонкие неимоверно повышает качество жизни.

Важность учителя

Сейчас я хотел бы поговорить о второй причине, почему я стал заниматься именно даосскими практиками. Так исторически сложилось, что именно в этой области мне повезло встретить учителей, которые обладают реальными практическими знаниями. К сожалению, я встречал много школ, где вот этого внутреннего наполнения нет. Просто внешне копируются движения, красивые движения, без внутреннего понимания происходящих процессов. В результате получается фитнес или художественная гимнастика.

Дело в том, что практически бессмысленно пытаться копировать упражнения внешне. Хотя бы потому, что особенности физического тела у каждого индивидуальны, поэтому правильное положение у каждого будет немного отличаться. Не говоря уж о том, что без работы с сознанием и вниманием невозможно запустить энергетические процессы.

Как минимум на начальном этапе занятий очень важен опытный учитель, который не только покажет внешние движения, но и даст почувствовать внутреннюю суть. Но для этого он должен обладать определенным уровнем, чтобы хотя бы в общих чертах уметь ощущать и подправлять при необходимости энергетическое состояние другого человека.

В результате ученик обучается улавливать и различать тонкие оттенки энергетических потоков, что, в конечном итоге, делает его самостоятельным. Мне нравится заниматься даосскими практиками, потому что я нашел в них для себя творческий аспект. Для меня каждое занятие - это увлекательное исследование своих возможностей, и возможностей своего тела. Благодаря такому подходу, я могу сейчас самостоятельно выбрать направление работы и исследую те вещи, о которых мне никогда не говорили мои учителя и наставники.

В заключение

Конечно, формат статьи не позволяет углубляться в детали, но, надеюсь, я обрисовал картину в целом. Если у Вас есть вопросы - Вы можете задать их ниже, в комментариях к статье.

Ритм современной жизни порой не дает возможности правильно следить за собой и своим здоровьем. Особенно это касается женщин, которые всегда и везде стараются успеть – и по дому сделать дела, и на работе выполнить все обязанности. Но такой ритм жизни непременно ведет к различным проблемам – это и женские болезни, и сердечно-сосудистые, и проблемы с нервной системой.

Также многие женщины с возрастом чувствуют снижение сексуальной энергии, потерю былой женственности и начинают терять интерес к сексуальной стороне отношений. Чтобы снова вернуться в прекрасную форму и почувствовать себя молодой, здоровой и полной сил, помогут даосские практики для женского здоровья.

Один даосский мастер, проживший на свете 250 лет, поделился своими секретами долголетия. Они относятся равно как и к мужчинам, так и к женщинам.

  1. Не спешите и не нервничайте, не дайте обстоятельствам вскружить вам голову. Ко всему относитесь с хладнокровным спокойствием.
  2. Не подвергать себя сильно бурным положительным эмоциям также важно, как и негативным, поскольку они, особенно в старшем возрасте, сильно израсходуют жизненную энергию.
  3. Соблюдайте здоровый образ жизни постоянно, исключите вредные привычки.
  4. Регулярно выполняйте упражнения цигун.

Если первые три пункта понятны каждому человеку и их достаточно легко воплотить в жизни, то последний пункт, а именно упражнения цигун, могут вызвать вопросы у непросвещенных людей. Стоит сказать, что эти практики могут творить поистине чудеса. Многие женщины, познакомившись с оздоровительными практиками дао, сильно изменили свою жизнь в лучшую сторону. Даосские практики помогают почувствовать себя снова молодым, забыть про женские болезни, нормализовать менструальный цикл, повысить энергию и внутреннюю силу.

Упражнения для оздоровления матки

Матка – очень важный репродуктивный орган, который необходимо поддерживать в тонусе в любом возрасте. Особенно, если возникли какие-то проблемы, то нужно регулярно проводить практику для наполнения матки силой и энергией. Эти упражнения также задействуют молочные железы и яичники.

Практика должна происходить рано утром, когда вы только проснулись. Не вставая с кровати, сжимайте и разжимайте мышцы промежности, количество повторений – 108 раз.

Потом садимся на колени, руки кладем на бедра. Медленно и плавно ведем руками по бедрам вниз – к коленям, а потом вверх, но уже по внутренней части бедра. Не останавливаемся и ведем руки к животу, в это же время делая легкое сжимание бедрами. Количество повторений – 9 раз.

Доделав предыдущее упражнение, оставляем руки на животе. Кладем одну руку на другую и делаем круговые движения. По часовой стрелке – 24 раза, а против часовой — 36.

Руки поднимаем вверх, к груди, и ладони располагаем на груди так, чтобы они полностью обхватывали грудь, а центр ладоней был на уровне сосков. Закрываем глаза и пытаемся сконцентрировать внимание на своем теле. Пытаемся ощутить тепло, которое исходит от груди. Время этого упражнения – 3-4 минуты.

Руки кладем на боковую часть груди, так, чтобы основание ладоней упиралось в подмышки. Поддерживая грудь таким образом, делаем руками быстрые движения вверх-вниз, чтобы грудь чуть затряслась.

Возвращаем ладони на соски и концентрируемся на 2-3 минуты.

Несильно обхватываем пальцами грудь и выполняем круговые движения в каждую сторону по 9 раз.

Отодвигаем ладони от груди, но держим их на ее уровне, стараясь прочувствовать связь между ладонью и грудью. Повторяем те же круговые движения по 9 раз.

Опускаем руки на грудь, потом на живот, расслабляемся на несколько минут.

Такая утренняя практика наполнит энергией и положительными эмоциями.

Методика «Олень»

Упражнение «Олень» одно из самых мощных в даосской практике для женщин. Оно помогает улучшить иммунитет, укрепить нервную систему и очистить лимфу.

Вначале делаем массаж точки у основания головы, которая поможет активировать оба полушария мозга. Для этого средними пальцами обеих рук находим ямочку у основания черепа и массируем круговым движением ровно 36 раз. Потом напрягаем мышцы влагалища и подтягиваем их вверх, одновременно выполняя глубокий вдох. Задерживаем дыхание и напряжение в мышцах на 7 секунд. Потом 7 секунд мы выдыхаем и медленно расслабляем мышцы. Также нужно повторить, напрягая анус. Делать это упражнение нужно до тех пор, пока не наступит ощущение наслаждения. Ну или для начала можно ограничиться 49 разами.

Женские практики для повышения сексуальности

Каждая женщина хочет оставаться как можно дольше привлекательной и сексуальной. Для этого она должна знать несколько секретов.

  • Первое и главное – полюбить себя такой, какая есть – со своими особенными недостатками и достоинствами.
  • Делать массаж груди – для женщин можно просто начать с легкого прикосновения пальцами к соскам и делать им легкие круговые движения.
  • Выполнять женские практики «яичниковое дыхание». Для этого нужно присесть на край табуретки, а пальцами массировать зону яичников, представляя, что на вдохе вы наполняете свое тело ярким розовым цветом, а со вдохом – отдаете все плохое и грязное, закрашенное в мутно-розовый цвет. Количество повторений варьируется от 90 до 180 раз, и выполнять это упражнение лучше всего дважды в день – утром и вечером, перед сном.

  • Выполнять «утреннюю улыбку». Это упражнение очень хорошо поможет зарядить позитивной энергией на целый день. Для этого нужно сесть на стул, закрыть глаза и максимально расслабиться. Визуализируйте себя в каком-то хорошем месте, где вам бы сейчас хотелось оказаться. А теперь представьте, что в области лба, как некий третий глаз, у вас светиться шарик. Он искриться положительной энергией и словно улыбается вам. Улыбнитесь и вы. Мысленно протяните этот шарик вниз, по всему телу и почувствуйте, как каждая клеточка вашего организма становится здоровее, моложе, как все тело наполняется энергией.

Возможно вам также понравится:

Даосские практики омоложения лица и кожи Даосские упражнения для восстановления энергии Даосские практики для улучшения слуха Даосские практики здоровья для мужчин Упражнения цигун для спины и позвоночника Что означает принцип недеяния в даосизме

Совершенствование в Искусстве Дао - это косвенное указание в сторону от Великого Пути, но при действительном обретении полноты жизненных свойств, это угадывается. После, вполне возможно найти собственную тропинку к Истинному Свершению. Мы не способны сделать и шагу в духовном развитии. То, что мы называем духовным развитием, на самом деле, лишь еще большее запутывание в тенетах различающего ума. По сути, если у нас действительно есть желание духовно развиться, то сначала требуется разобраться с уловками механического мышления. Выступая против него, мы лишь способствуем совершенствованию его уловок и теряем последний шанс, впадая в мечтания или, того хуже, в лень и сонливость. Поэтому, приступая к практике, лучше всего вообще избегать борьбы с ним.

Сосредотачиваясь на практике, эффективнее будет обратить внимание на простые и доступные детали, такие как дыхание или положение тела, забыв вовсе о борьбе или философствовании на даосские темы. Совершенствуясь в таких простых вещах должно обратить внимание на культуру физическую, обходя стороной общества, где бытуют досужие разглагольствования. В процессе практики не следует пренебрегать никакой мелочью - это позволить очистить тело и подготовить его к дальнейшему продвижению.

Однако практика физических упражнений благодатна лишь для физического тела, но не для ума. Поэтому необходимо следовать методу, который заботится и о теле, и об уме одновременно, и в этом отношении ничто не может превзойти технику, известную как «Малый Небесный Круг» (сяо чжоу тянь). Очень часто этот метод путают с действительным обретением Великого Пути, но это не так. Действительное обретение лежит много дальше, нежели это можно себе представить, и «Малый Небесный Путь» к этому имеет отношение слабого намека. И все же многие Даосы практикуют свободную циркуляцию Жизненного Начала в основных сосудах тела и действительно ухватывают суть, или оказываются к ней очень близко. Метод «Малого Небесного Круга» очень древний и включает в себя энергезирование Жизненного Начала, которое до сих пор дремало, чтобы пустить его в телесные цепи тока - для гармонизации тела с умом и объединения их друг с другом. После некоторого времени практики можно сформировать Внутреннюю Киноварь, в которой есть все свойства для дальнейшего подъема и перегонки.

Мы предлагаем ниже небольшой текст о технике «Малого Небесного Круга», взятый из «И Фан Цзи Цзе», который содержит много даосских терминов, требующих, для своего понимания, некоторого опыта практики и глубокого теоретического осмысления.

Техника Микрокосмической Орбиты.

Сначала остановите мыслительный процесс. Отрегулируйте ум и сядьте лицом на восток со скрещёнными ногами. Установите вдохи и выдохи и поместите кисть правой руки на левую, подтянув их тесно к животу ниже пупа. Стукните нижними зубами 36 раз о верхние, чтобы стабилизировать тело и дух. Пустите «Красного Дракона взволновать море» 36 раз, чтобы заставить слюну течь обильно, направляя глаза внутрь, чтобы следить за Драконом («Красный Дракон» - язык). Слюна уменьшит иссушающее действие жара при подъёме ци.

Более быстрый способ, выделения слюны таков: откатите язык назад, насколько возможно, коснитесь им нёба. Успокойте ум и считайте дыхания 360 раз. Когда рот будет полон Божественной Воды, повторите это несколько раз. Проделайте 4-е действия, чтобы обеспечить свободный проход Жизненного Начала в канал Жэнь-мо через копчик в Средние Ворота в середине поясницы, а затем вдоль позвоночника, где Жизненное Начало движется быстрее. (4-е действия: поджимание, касание, закрывание и вдох. Поджимание ануса для обеспечения свободного прохождения ци через копчик; касание нёба языком - для образования моста, соединяющего психические центры в голове с центрами в шее и груди; закрывание глаз - для контроля над умом и проталкивания ци; вдох без выдоха - чтобы избежать рассеяния Жизненной Энергии).

Потом закройте глаза, поверните их вверх, вдохните медленно через нос, задержите дыхание, пока «Нефритовый Столб» (т. е. затылок) не будет просверлен. И тогда Жизненное Начало окажется как бы насильственно протолкнутым силой зрения, поднимется по Центральному Каналу, окружит «Пик Куньлунь» (темя) и спустится к «Сорочьему Месту» (языку). Теперь проглотите треть слюны, которая должна следовать за Жизненным Началом вниз к «Блестящему Дворцу» (сердцу), перед тем, как вернуться к «Океану дыхания-ци» (низу живота). Подождите мгновение и повторите это упражнение 2-й и 3-й раз, чтобы создать всего 3 цепи тока. Это называется «Обратным Течением Небесного Потока».

Отдохните немного и потрите руками низ живота 180 раз. Когда отнимете руки, положите тёплое покрывало на пуп и низ живота, чтобы не подставлять их холодному воздуху. Говорили древние: "Секрет Бессмертия в сохранении тепла в «Поле Эликсира» (низе живота)". Затем потрите тыльные стороны больших пальцев друг о друга, пока они не станут горячими, и ими потрите глаза 14 раз. чтобы погасить «огонь» в сердце; потрите нос 36 раз для освежения легких, уши 14 раз, чтобы усилить селезенку. Закройте уши ладонями и слушайте «Небесный Барабан».

Затем поднимите кисти над головой, соедините ладонями вместе (объединив потоки ци в обеих руках и образовав другую цепь тока вокруг тела), как если бы вы приветствовали Небеса. Сделайте всё это 3 раза и медленно выдохните нечистый воздух, вдыхая затем чистый. 4 или 5 раз. Наконец, возьмитесь за плечи скрещёнными руками, тряся их несколько раз, чтобы укрепить ваши нервы и кости. Закончите растиранием «Нефритовой Подушки» (затылка) 24 раза, поясницы и середины подошв по 180 раз. Поскольку вышеизложенное было непонятным без дополнительных комментариев и разъяснений, то эта превосходная Даосская Техника была забыта в Китае, где люди не были склонны следовать ей. В молодости мне также не хотелось читать Даосские Книги, которые, подобно текстам Чань, казались странными и непонятными.

Самолечение.

Я никогда не отличался хорошим здоровьем до медитации и получал лишь временное облегчение от врачей и людей, лечивших травами. Мои сердце и желудок были слабыми, и я часто терял сознание, несколько раз в год страдал от ревматизма. Молодым я потерпел позорное поражение в практике медитации Тянь Тай, однако продолжал сосредотачиваться на низе живота даже вовремя ходьбы по улицам, и это, вероятно, позволило накопить мне ци. Я тогда практиковал индуистский комплекс дыхательных упражнений, чтобы накопить Жизненное Начало в солнечном сплетении. Практика Хуа То заставила меня забыть о моих заболеваниях. Я подолгу просиживал за письменным столом, занимаясь переводами китайских текстов, и иногда чувствовал себя усталым, почти истощённым. По пять минут йогических упражнений восстанавливали силы, и я снова мог продолжат работу. Это вылечило мой ревматизм и давало немедленное облегчение не только после пробуждения ото сна, но и от ужасного азиатского гриппа много лет тому назад.

Когда ци начала действовать в моём теле, я почувствовал, как она проникала в каждый орган, кость, нерв и мышцы; отсюда - 8 физических ощущений, описанных выше. Однажды мое очень слабое сердце было словно пронзено со всех сторон иглами, и его слабость исчезла, как сон. Мой аппетит превзошёл все нормы, и каждый день, кроме моих обычных 3-х разовых питаний, понадобилось ещё три, чтобы справиться с непроизвольными движениями, вызывающими обильный пот во время медитаций.

Заменители ежедневных прогулок.

Так как я жил более или менее уединённо, чтобы контролировать ум, и не выходил более двух раз в месяц постричь волосы, то недостаток физических упражнений стал серьёзной проблемой. Я решил её с помощью следующего Даосского упражнения. Два или три раза в день, стоя на параллельных ступнях, раздвинутых примерно на 8 дюймов, я поворачивал живот и ягодицы влево и вправо, по сто раз в каждую сторону. Это простое упражнение, равноценное краткой прогулке по улице, ибо оно приводит в действие нижние конечности, и было необходимым дополнением к моим непроизвольным движениям.

Древняя медицинская наука.

В древности тот, кто практиковал медицину, подвергался испытанию в искусстве самолечения, прежде чем он мог лечить других. Искусство состояло в передаче психической силы врача его пациентам для энергезирования их внутренней ци и удаления всех препятствий в их телах, восстанавливая тем самым здоровье. Даже сегодня этот способ всё ещё практикуется, но опытные Даосы крайне редки и труднодоступны, ибо они не ищут славы или богатства и избегают скептиков и богохульников.

Иглоукалывание и прижигание.

По указанной выше причине, древние мыслители разработали медицинскую науку, основанную на Нэй Цзинь, старейшей книге по искусству лечения, которую составил Ци Бэй - министр и известный врач, по приказу императора Хуан-ди, также опытного в этой науке. Этот метод лечения осуществляется иглоукалыванием и прижиганием, удаляющим препятствия в органических и психических центрах.

Мы уже знаем, что тепло ци вызывает вибрации, которые открывают психические каналы и удаляют все закупоривающие нечистоты в психических центрах. Поскольку пациенты были неопытны и не в состоянии накапливать Жизненное Начало, чтобы производить требуемое тепло, то придуманы специальные средства для этих целей; серебряная игла употреблялась для прокалывания кожи над закупоренным психическим центром, тем самым восстанавливая его жизненность и удаляя закупорки - причину заболевания. Если укол был точен, болезнь немедленно исчезала.

Согласно древним, серебро смягчает, а вата для прижигания кожи антисептична. Однако врач должен был очень хорошо знать искусство диагноза болезней, точное расположение психических центров и соединяющих их каналов. Существуют книги по иглоукалыванию и прижиганию, бронзовые статуи, изображающие психическое тело с отметками на нём психических центров и каналов.

Приёмы естественного обмена ци согласно Даосской Энциклопедии «Лин Бао тун».

Данные приёмы относятся к вспомогательным практикам согласно традиции Даосского Учения. Они называются также «Приёмами Естественного Вдыхания Ци». Такое название они получили оттого, что применение этих приёмов не ограничено ни местом, ни временем. Тем не менее, Даосы рекомендуют для практики «Приёмов Естественного Вдыхания Ци» выбирать те места, где много цветов и трав, деревьев, а может есть и озеро или река, где свежий воздух и поют птицы. Суть приёмов заключается в сочетании естественной ходьбы с дыханием и воображением. Например, делаешь один вдох и проходишь три шага, выдох - ещё три шага. Когда такая ходьба и такое дыхание становятся более или менее естественными, нагрузка увеличивается: на один вдох - шесть шагов, на один выдох - ещё шесть. И так, постепенно, число шагов увеличивается до двенадцати или двадцати четырёх на каждый вдох и выдох, вдыхание и походка при этом остаются так же легки и естественны, нет никакого напряжения или ощущения дискомфорта.

Когда осваивается этот приём начинается освоение другого, более сложного: вдох на три шага. потом задержка дыхания на три шага, выдох на три шага и вновь задержка на три шага. Человек в данном случае дышит по схеме «вдох - задержка - выдох - задержка», а ходьба при этом равномерная и естественная. И так повторяется снова и снова с постоянным увеличением нагрузки: вдох—шесть шагов, задержка дыхания - шесть шагов, выдох - шесть шагов, задержка дыхания - шесть шагов и т. д. до 12 и даже 24 шагов.

Это сочетание движения ци с ходьбой должно сопровождаться соответствующими представлениями. При вдохе надо представлять себе, что Жизненное Начало со всех сторон всасывается поверхностью кожи, а при выдохе - что Жизненное Начало испускается кожей всего тела через поры во все стороны. При задержке дыхания после вдоха нужно представлять, что всё тело образует одно целое, а при задержке дыхания после выдоха - что летишь в облаках.

Дух над материей.

Древние призывали к совершенствованию Духа и овладению материей. Великий Дух происходит из Жизненного Начала, если оно способно течь свободно через нее психические каналы. Кто может заставить так циркулировать ци, тот свободен от болезней. Наилучшие голоса исходят из живота певца, потому что его живот полон Жизненного Начала. В боксе физическая сила не может сравниться со скрытой силой ци, которая даёт возможность маленькому человеку победить большого. В древние времена Просветленные Учителя жили без страха в горах, где водились дикие звери, потому что могучие психические волны из их сильных умов преодолевали всяческую враждебность. Когда Син Чан пришёл с мечом убить Хуэй Нэна, Патриарх вытянул шею, чтобы получить смертельный удар; убийца трижды ударил мечом, но не смог причинить вреда и, поражённый, упал на землю.

Покойный Учитель Чань Сюй Юнь возвращался в Китай из Бирмы с Нефритовым Буддой. Носильщики считали, что в изваянии находятся драгоценные камни и, проходя через населённую местность, поставили ношу на землю и отказались нести дальше, если Учитель не даст им значительного вознаграждения. Увидев большой валун рядом с дорогой. Учитель указал на него и спросил, легче ли он статуи? Затем он сдвинул валун руками, и носильщики так испугались, что безропотно донесли Будду до места. В этом не было ничего чудесного, так как Сюй Юнь употребил лишь силу Жизненного Начала. В своей книге «Мистики и маги Тибета» г-жа Александра Дэвид Неэль рассказывает об аскете, который был недоволен непочтительным поведением её переводчика и, не вставая с места, употребил свою психическую силу, сильно «толкнув» переводчика, так что тот пошатнулся и упал на стену; она не видела, чтобы отшельник что-либо сделал, но переводчик почувствовал, что получил ужасный удар.

Мой друг, который начал свою даосскую медитацию ещё ребёнком, мог отшвырнуть ногой на несколько футов мешок с рисом весом в 135 фунтов (около 54 кг). Несколько лет назад молодой Даос излечил своего отца, передав ему свою психическую силу.

Омоложение и бессмертие.

Омоложение является первой целью Даосской тренировки, Бессмертие - её конечная цель. Даосская практика требует здорового ума в здоровом теле, так как ученик должен иметь превосходное здоровье, чтобы подвергнуться трудной тренировке. Такое здоровье происходит из совершенной гармонии Жизненного Начала, то есть гармонии стихий огня и воды и человеческом теле. Когда огонь в избытке в сравнении с водой, то будут слезы, пересохшее горло, жажда, затруднённое дыхание и головокружение. По этой причине практикующие Чань пьют больше чая, чем большинство людей, и иногда употребляют напитки из успокаивающих трав, чтобы уменьшить действие стихии огня. Даосские ученики водят языком внутри рта, чтобы вызвать обильное выделение слюны, которую проглатывают для уменьшения иссушающего жара ци. Только тогда могут быть достигнуты омоложение и хорошее здоровье, когда стихии огня и воды в теле находятся в равновесии и гармонии.

Если достигнуто омоложение, продолжительность жизни легко превосходит обычный 70-летний предел. Опытные Даосы знают заранее время своей смерти и могут покинуть этот мир, когда им угодно. Встречаясь, они легко узнают друг друга по красному отблеску на их лицах, свидетельствующему об их духовных и физических достижениях. Однако Бессмертие, которого ищут все Даосы, также имеет, согласно Учению Будды, свой предел, ибо бессмертие и смертность - две крайности двойственности, не имеющей места в Абсолютном состоянии. Шурангама Сутра насчитывает 9 классов Бессмертных, которые, хотя и живут тысячи и десятки тысяч лет, но ещё не свободны от иллюзии пространства и времени, и поэтому не в состоянии избегнуть Колеса рождения и смерти. Они обычно покидают свои физические тела в пещерах высоко в горах, и их сознания странствуют в Великой Пустоте, наслаждаясь свободой и счастьем, подразумевающим существование объекта и субъекта.


Top