Как выбрать бас-гитару? Полный гайд для начинающего бас-гитариста. Обучение игре на бас-гитаре Самоучитель игры на бас гитаре с нуля

Без электрической бас-гитары не обходится ни одна из современных музыкальных команд. Бас-гитара придаёт объёмность и основательность звучанию ансамбля, вместе с ударной группой задаёт ритм и определяет стилистику всей композиции. Чтобы в ваших руках по-настоящему зазвучала бас-гитара, обучение должно проходить под руководством опытного преподавателя. Наша Школа рок-музыки «Красный Химик» в Москве предлагает уникальную программу, разработанную опытными педагогами, по обучению игре на этом замечательном и фундаментально важном музыкальном инструменте.

Процесс обучения требует от человека полной самоотдачи, проявления большого терпения и усидчивости. На пути к цели иногда будут возникать ошибки и неудачи, шипы и тернии, но в конце пути вас ждёт звёздное исполнение мечты – профессиональная игра на бас-гитаре, звучание которой никого не оставит равнодушным. А значит, ваше время, ваши силы и средства были потрачены не зря.

Бас гитара: как правильно выбрать

Выбор электрогитар в магазинах музыкальных инструментов достаточно широк. Новичку бывает сложно самостоятельно разобраться в этом многообразии. Если гитару выберут без вашего участия, она может не подойти вам по тем или иным причинам, не понравиться и, вследствие этого, у вас может пропасть желание заниматься. Поэтому, подбирать гитару надо тщательно, учитывая фирму изготовителя (Schecter, Squier, Epiphone, ibanez или Yamaha), ценовую категорию, а также ваши личные предпочтения относительно её формы и цвета. Какими должны быть характеристики и параметры инструмента, вам подскажут педагоги в Школе рок-музыки «Красный Химик».

Отличительные параметры бас-гитар:

  • форма и цвет;
  • материал изготовления – мягкая или твёрдая древесина, графит, лютит, комбинированная из различных материалов;
  • количество струн – от 4-х до 6-ти;
  • длина мензуры – выбор определяется предпочтениями в габаритах инструмента и расстоянием между ладами, а также его звуковыми характеристиками;
  • наличие или отсутствие ладов – зависит от личных предпочтений и начального уровня подготовки.
  • Какой бы инструмент вы ни выбрали, он должен радовать вас внешним видом, быть удобным и вызывать желание на нём играть.

    Сам себе учитель: можно, но нужно ли?

    Научиться играть на бас-гитаре с нуля самостоятельно в домашних условиях вполне возможно. Просматривая различные видео курсы или уроки в интернете и прилагая изрядные усилия, можно получить определённый результат. Вот только будут ли соответствовать затраченное время и силы ожидаемому результату?

    Для тех, кто имеет опыт игры на акустической гитаре, освоить басовую будет значительно проще. Главное – освоить гриф бас-гитары и выяснить его отличия от гитарного грифа. Особое внимание необходимо будет уделить настройке инструмента.

    Вроде бы всё делается по самоучителю, а что-то не так звучит инструмент. Совсем не похоже на любимую композицию в исполнении вашего кумира. А подсказать, в чем проблема, дома некому – рядом нет опытного наставника.

    Как проходит обучение в рок-школе

    В нашей Школе рок-музыки «Красный Химик» опытный преподаватель всегда придёт к Вам на помощь, разработает личную программу и учебный репертуар. Мы предлагаем обучение как для начинающих, так и для желающих повысить свой профессиональный уровень.

    В зависимости от уровня первоначальной подготовки, для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа обучения. Она содержит самые необходимые теоретические и практические навыки как для начинающих любителей, так и для растущих профессионалов:

    • правильная постановка рук;
    • способы настройки бас-гитары;
    • правила и техники звукоизвлечения:
      • с помощью медиатора;
      • фингерстайл;
      • слэп и другие.
    • теория музыки – ноты, ритмика, метр;
    • уроки гармонии – изучение аккордов и ладов, их практическое использование;
    • практические занятия помогают в:
      • развитии чувства ритма;
      • координации движений и правильном обращении с инструментом;
      • уверенном освоении грифа бас-гитары;
      • техническом развитии рук.

      Что даёт школа:

    • занятия без скуки и зубрёжки;
    • ощутимый результат уже через 2-3 месяца занятий;
    • понимание функции бас-гитары в ансамбле;
    • опыт концертных выступлений.

    Преподаватели в процессе обучения в качестве примера используют басовые партии из лучших композиций знаменитых музыкантов:

    • Клифф Бёртон (Metallica);
    • Джон Пол Джонс (Led Zeppelin);
    • Джако Пасториус;
    • Рон Картер и другие.

    В учебный репертуар включены классические музыкальные произведения, например: Иоганна Себастьяна Баха. В учебном процессе по классу бас-гитары педагоги используют различные пособия, проверенные временем: Ю. К. Андреев «Школа игры на бас-гитаре», Чак Шер «Импровизация на бас-гитаре и контрабасе» и другие.

    Педагоги большое внимание уделяют практическим занятиям:

    • в школе, во время которых с учеником разбираются новые упражнения, повторяются заданные на дом и проводится разбор и исправление ошибок.
    • самостоятельным, когда обучающийся дома закрепляет полученный навык, доводя его до стабильно хорошего результата.

    Теоретическая подготовка без подкрепления практическими занятиями не принесёт ощутимого результата. Всё, что преподаватель рассказал и показал на уроке, ученику необходимо проработать самостоятельно дома. Желательно заниматься пусть понемногу, но регулярно, каждый день. Терпение, настойчивость и упорный труд приведут вас к намеченной цели.

    Сколько стоит

    Цена курса обучения на любом инструменте – 9000 рублей в месяц. В эту стоимость входят 4 теоретических и 4 практических занятия по избранной вами специальности. Каждому записавшемуся на обучение в Школу рок-музыки «Красный Химик» предоставляется одно занятие в подарок.

    Как записаться

    Чтобы записаться на занятия, достаточно на сайте заполнить соответствующую форму, указав контактные данные. Наш менеджер через несколько минут свяжется с вами, ответит на все возникшие вопросы и запишет к преподавателю по интересующему вас направлению.

    При желании можно одновременно проходить обучение по двум специальностям, например: бас-гитара и фортепиано, бас-гитара и вокал. Опытный педагог посоветует вам, как лучше их совместить и поможет организовать занятия.

    Научиться хорошо играть на бас-гитаре может любой человек, даже не имеющий музыкальных навыков. Ваш вклад – терпение и труд, мы гарантируем помощь и поддержку. Добро пожаловать в Школу рок-музыки «Красный Химик»!

    РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

    Хотите попробовать?

    Да, хочу!

    Наши выпускники

    вокалист московской панк-рок группы «Тараканы!»

    Дмитрий Спирин родился 22.02.1975-го года в г. Москва, где и окончил 665-ю школу. Уже в школьные годы, а именно в 12 лет увлекся роком. Подростком Дмитрий получил свое первое музобразование в школе бас-гитары «Красный Химик». При этом деньги на свой инструмент Дмитрий заработал самостоятельно, подрабатывая грузчиком у популярной группы «Клеопатра». В то же время он начал играть на бас-гитаре в гр.«Кутузовский проспект».

    Юрий родился в 1974-м в столице России – в г.Москва. В школьные годы занимался в музшколе по классу виолончель, но вскоре увлекся гитарой. Особенное влияние на выбор инструмента оказали такие группы как Metallica, Annihilator и Accept. А затем еще больше проникся музыкой групп пауэр-металл-стиля. После школы поступил в МТУСИ на факультет радиотехники.

    Для кого этот курс?

    Этот курс отлично подойдет как абсолютным новичкам, так и тем, кто уже имеет какой-то опыт игры на гитаре (и не обязательно на басу).

    Вы сможете научиться играть на бас-гитаре, даже если вы только лишь интересовались этим инструментом и никогда не пробовали играть «вживую». И даже если вы никогда не играли на гитаре (классической, акустической, электро-).

    Курс сочетается с другими нашими обучающими видео. Поэтому, если вы уже учились у нас, вы обнаружите себя в легкой, непринужденной обстановке, где вам будет привычно и легко осваивать программу курса.

    Что включает данный курс?

    Наш курс включает в себя подробные упражнения, техники, приемы, фишки и все, что необходимо, чтобы освоить данный инструмент. Вся информация предоставлена подробно, понятным языком.

    Краткое содержание :

    1. Бас-гитара: история, особенности, строение
    2. Настройка
    3. Звук бас гитары, звукосниматели, подходы к саунду
    4. Манеры игры, медиатор vs пальцы
    5. Игра на басу пальцами. Постановка руки, звукоизвлечение
    6. Игра медиатором. Штрихи. Атака
    7. Басовые риффы как основа музыкальных тем
    8. Минорная и мажорная гаммы
    9. Ритмичная игра, рисунки
    10. Блюзовые темы
    11. Чередование струн. Игра перебором
    12. Чередование струн. Игра октавами
    13. Ритмические рисунки часть 2
    14. Игра на басу в стиле регги
    15. Басовые проходы, пассажи повышенной сложности
    16. Скоростная игра на басу, правильная техника, разгонка
    17. Основы игры слэпом
    18. Аккорды в игре на басу
    19. Трюки и примеры необычного звукоизвлечения
    20. Практика: пример сочетания разных техник

    Чему вы научитесь после прохождения курса?

    После прохождения всех уроков курса и выполнения всех упражнений вы освоите бас-гитару с нуля и будете обладать навыками для игры в коллективе, сможете сочинять свои басовые партии, свою музыку.

    Вы освоите всю технику, необходимые приемы игры. Вы освоите игру пальцами и медиатором, сможете играть ритмично, чисто, разовьете скорость. Вы научитесь взаимодействовать с ударными, сможете украшать свои партии, отталкиваясь от аккомпанемента.

    Кто автор?

    Привет, меня зовут Якуб Агишев и я автор этого курса. Я играю на электрогитаре с 2004 года. Около 7 лет играю в группах. Преподавать начал с 2008 года. Провожу индивидуальные занятия с учениками (как лично, так и онлайн).

    За время преподавания у меня накопился довольно большой опыт в плане обучения игре на электрогитаре.

    Как получить курс?

    Курс предоставляется в электронном виде (получаете ссылку на архив и скачиваете себе на компьютер).

    Вам остается сделать лишь 3 простых шага :

    1. Кликните по желтой кнопке ниже
    2. Оплатите удобным способом
    3. Скачайте курс себе на компьютер

    Важно! В процессе оформления заказа вам будут предложены другие наши курсы со скидкой. Если вам интересны темы других наших курсов, то вы можете воспользоваться этим предложением и получить курсы с максимальной выгодой.

    Добро пожаловать в бас-гитарную школу для начинающих.

    Одним из важных нюансов в постановке является положение инструмента относительно тела. Этот нюанс заключается в том, чтобы положение бас гитары не изменялось, при занятиях сидя и при игре стоя. Этого можно достичь, правильно подобрав длину ремня. Таким образом, формируется неизменная постановка обеих рук. Если же вы занимаетесь дома сидя, а на репетиции или концерте изменяете положение баса, то постановка рук меняется, что может привести к потери скорости, дискомфорту в игре, и даже травмам рук.

    Интересный факт: Лео Фендер, когда создавал первую бас-гитару — Fender Precision bass 1951, думал,что будет играть на ней большим пальцем правой руки, и для упора остальных пальцев должен был быть порожек.

    Fender Precision Bass — 1951 г

    Однако сформировался основной способ звукоизвлечения правой рукой, когда струна звучит от щипка среднего и указательного пальца правой руки, чередуясь друг с другом. Обозначения пальцев рук:

    Обозначения пальцев правой руки происходят от их испанских названий (p — pulgar, i — index, m — medium, a — anular, e — extremo.)

    Первыми исполнителя на бас-гитаре были музыканты, играющие на контрабасе или на гитаре, поэтому и техника исполнения на этом инструменте сформировалась подобно этим двум инструментам и приобрёла свои характерные особенности. Так левая рука идентична классической гитарной постановке. А правая рука извлекает подушечками пальцев (не ногтем), со временем на пальцах образуется мозолистое уплотнение, это способствует извлечению более качественного звука.

    И в отличие от гитарного щипка пальцев правой руки способом тирандо — это когда палец движется без опоры на соседнюю струну (т.е. при звукоизвлечении палец не касается других струн кроме той, на которой звук извлекается), на бас-гитаре используется – апояндо — это когда палец, извлекая звук на первой (к примеру) струне, останавливается после звукоизвлечения на второй струне.

    Большой палец правой руки служит опорой для кисти, всегда находясь на звукоснимателе или низкой струне. А при игре на верхних струнах, он служит дополнительным демпфером, не давая возникать нежелательным обертонам на нижних струнах,особенно если это 5-ти или 6-ти струнный инструмент.

    Предплечье правой руки расслаблено и лежит на корпусе инструмента примерно посередине своей длины, так чтобы можно было легко доставать до любой струны, и в тоже время сильно не меняя это положение. Указательный или средний палец, извлекший звук на одной струне, доходит до «нижней» струны, упираясь в неё, это служит опорой для другого пальца и позволяет получить качественный звук.

    Это необходимо учитывать для получения точной, активной работы пальцев, элементарной экономии движений. При двухпальцевой техники звукоизвлечения звук извлекается попеременным чередованием указательного (i) и среднего (m) пальцев вверх и вовнутрь ладони. Эти движения следует хорошо закрепить для получения правильной артикуляции: ровности исполнения и звукового баланса сильных и слабых долей.

    В начале обучения следует обязательно и как можно чаще анализировать то, каким пальцем мы играем сильные доли, как меняется аппликатура при исполнении синкопы или пунктирного штриха. В основном сильная доля исполняется первым (указательным) пальцем, слабая доля — вторым (средним) пальцем. При этом для чётных пульсаций характерно наличие сильной доли на первый палец. А при игре триолями акценты чередуются (imi-mim-imi-mim.)

    Упражнение 1

    Упражнение 2

    Упражнение 3

    Упражнение 4

    При переходе с верхней струны вниз на следующую, следует приглушить левой рукой отзвучавшую струну, чтобы не возникало ненужных интервалов.

    Немаловажно и выбор места расположения правой руки: у бриджа, среднего звукоснимателя и игра у грифа. Звукоизвлечение в этих трёх позициях позволяет достичь принципиально разного тембра и качества атаки, что необходимо для игры в разных стилях. Звукоизвлечение у грифа позволит добиваться более «густого, плотного» тембра и долгого сустейна, что характерно для медленных, балладных стилей, также часто это применяется при игре на безладовом инструменте для достижения типичного, «мяукающего» звучания.

    Звукоизвлечение у бриджа позволит добиться «сухого и чёткого» тембра, характерного для более подвижных басовых партий, с хорошо прочитываемой звуковысотностью. Чаще используется для исполнения стиля фанк.

    Звукоизвлечение в середине даст соответственно достаточно универсальный тембр. Поэтому это положение чаще всего используется басистами в своей игре.

    Безусловно, у каждого музыканта формируется индивидуальная постановка рук, в связи с физиологическими отличиями, основываясь на характерные особенности своего инструмента, стиля в котором он играет, а также личным удобством.

    Постановка левой руки

    Также как и у правой руки, большой палец является опорой, он упирается в заднюю часть грифа, напротив первого и второго пальца, что придаёт руке достаточную устойчивость. При этом все связки руки (кисть, запястье, предплечье и плечо) должны находиться в расслабленном состоянии. И стараться как можно чаще при домашних занятиях это контролировать.

    Струну следует прижимать перпендикулярно кончиком пальца в правой части лада (ближе к металлической полоске лада), в противном случае могут возникать нежелательные призвуки, дребезжание. Левую руку следует приучить к позиции – это когда каждый палец находится над своим ладом, готовый зажать его. Такое расположение пальцев над ладами называется игрой в позиции. Чтобы к этому приучить пальцы левой руки, прижимайте все пальцы сразу и фиксируйте так положение руки в течение нескольких минут. Затем добавляйте правую руку, извлекая каждый звук последовательно.

    В заключение хочется отметить, что данная постановка левой и правой рук являются универсальными, её используют большинство профессиональных басистов во всём мире. Отработав и закрепив навыки такого исполнения, вы гарантированно справитесь и со сложными ритмическими вариациями разных стилей музыки и с различными темпами, скоростями композиций. Но в тоже время существуют и исключения из правил, тому пример басист Quintin Berry, у которого довольно экзотическое положение самого инструмента и соответственно постановка, но при этом качество звука не теряется, а даже приобретает свою уникальность. Поэтому не бойтесь экспериментировать, пробовать новое и искать своё.

    Quintin Berry

    Пример экзотической постановки рук и «классической». Quintin Berry и Victor Wooten


          Дата публикации: 27 октября 1999 г.

    П ервоначально мы с вами познакомимся с тем, как устроена бас-гитара. Рассматривать будем классический вариант - четыре струны, хотя сейчас существуют и пяти-, и шестиструнные бас-гитары. Но нас интересует не это, а то, как она работает.

    Для начала познакомимся с басовым ключом. Он называется - ключ Фа . Эта гигантская запятая своим началом показывает местоположение ноты фа . Две точки с двух сторон четвертой линейки нотного стана еще раз подчеркивают этот факт. От нее и отсчитываем все остальные ноты.

    Итак, четыре басовые струны: G (соль ) - первая струна, D (ре ) - вторая, A (ля ) - третья и E (ми ) - четвертая. Считаем от тонкой струны к толстой. Одним словом, это те же четыре толстые гитарные струны (третья, четвертая, пятая, и шестая), только на октаву ниже.

    Не хочу показаться занудой, но некоторые вещи мне придётся рассказывать очень подробно, в расчёте на новичков (да простят меня "продвинутые"!) И ещё. Не все из нас перешли на бас-гитару после гитары; я подозреваю, что есть и прирождённые "басисты" (сокращение от "бас-гитаристы" - прим. автора ). Поэтому я не всегда буду ссылаться на шестиструнную гитару, а кое-что обьясню, как будто в первый раз.

    Для того, что бы научиться находить ноты на грифе бас-гитары, обратитесь к уроку №1 нашего мастер-класса. Все то же самое, но без двух тонких струн. Существуют ли какие-нибудь специальные упражнения для бас-гитары? Конечно! Эти упражнения вы найдете в большом количестве у конкретных исполнителей любимых вами стилей. Чаще всего - на видеошколах. А я, в свою очередь, не претендуя на оригинальность, предлагаю старый, проверенный способ - это, извините за выражение, гаммы. И хотя многие их не любят, но они (гаммы), несмотря ни на что, работают. Ниже я к ним вернусь.

    Стоит сказать несколько слов о функциональном назначении баса. Я бы сформулировал так: гармонический фундамент. Или, если хотите, основа аккорда. Возьмем в качестве примера трезвучия (здесь и далее см. урок №2). Предположим, что ваша песня начинается, как это часто бывает, с аккорда Am . Естественно, сначала находим тонику, т.е. ноту ля на любой струне. Это и будет первая и главная ступень данного аккорда. А следующая, популярная у басистов ступень - пятая. Ее лучше найти в той же игровой зоне, где у вас расположилась тоника. Теперь можно начинать играть. Я не шучу. Пригласите с вами помузицировать гитариста-аккомпаниатора, играющего так называемым "боем" (мне больше нравится - "чёсом"), и пусть он поиграет аккорды. Только лучше это делать с метрономом или с драм-машиной. И если ваша песня имеет размер 4/4 (то есть, не вдаваясь в подробности, если она легко просчитывается на /1-2-3-4/1-2-3-4/ и т. д.), то вам следует играть на первую и третью долю такта. Выражаясь более профессионально - половинными длительностями. На каждый первый удар метронома - первая ступень аккорда, на каждый третий - пятая ступень. Меняется аккорд, следовательно, меняется и вся ваша басовая фигура. Теперь вы играете тонику нового аккорда и, соответственно ей, пятую ступень этого же аккорда. Ритмическая часть (пока) остается без изменений.

    Цифрами, взятыми в кружочек, обозначаются струны, римскими цифрами - номер лада, а название ноты и какой ступенью она является относительно аккорда, посчитайте сами. С аппликатурой (пальцовкой левой руки) вам также придется разбираться самостоятельно. Главное, чтобы ноты соответствовали по звучанию своей длительности.

    Поиграв такую музыку некоторое время, вы заметите закономерность в соотношении расположений первой и пятой ступеней на грифе. Это следует запомнить. Но и это еще не все.

    До сих пор мы вели разговор о левой руке, пришла пора поговорить и о правой. Речь идет о звукоизвлечении. На бас-гитаре, так же как и на гитаре, играют и пальцами, и медиатором. Все зависит от стиля музыки, от конкретной композиции, от вашего желания получить звук определенной окраски (охотно допускаю еще целый ряд причин). Но практика показывает, что большинство бас-гитаристов прогрессивных стилей используют пальцевую технику игры. Будем равняться на них. На примере этого упражнения попробуйте поиграть шагающим движением указательного и среднего пальцев правой руки, при этом, после извлечения звука, палец должен опереться на следующую по ходу движения струну. А в случае с четвертой, последней струной, палец должен как будто опереться на предполагаемую струну. Назовем этот прием - опорным.

    Следующий этап - добавление третьей ступени. В начале звучания каждого аккорда желательно брать первую ступень (тонику) данного аккорда, а вот вспомогательным звуком вместо пятой ступени или дополнительно может быть третья ступень этого же аккорда. Необходимо учитывать, что в зависимости от наклонения аккорда третья ступень будет различной. В мажорных аккордах между первой и третьей ступенями - интервал 2 тона (большая терция), а в минорных - полтора тона (малая терция). Подробности можно посмотреть в уроке №2.

    Я умышленно не проставил номера ладов и струн в надежде, что вы сами найдете местоположение нот на грифе. Во всех тактах этого примера, кроме последнего такта, я использовал первую и третью ступени относительно каждого аккорда. В следующем примере попробуем скомбинировать все аккордовые ступени (1, 3, 5). А заодно и разнообразим длительности.

    Мне самому не очень нравится то, как звучит этот пример, но это всего-навсего образец, который поможет вам продвинуться дальше. Модифицируя мелодико-ритмические рисунки, вы сможете создать нечто более интересное. Конечно, игра на бас-гитаре не исчерпывается движением только по аккордовым звукам, но об этом в следующих уроках. Здесь же я позволю себе привести пару несложных стилистических примеров в midi-файлах, которые играть необязательно, достаточно прослушать:

    В примере Bossa-Nova бас играет только первую и пятую ступени, а в примере Raggey - все три ступени аккорда. Кстати сказать, самый простой и доступный способ разобраться в особенностях того или иного стиля - это использование так называемых автоаранжировщиков. Компьютерная программы Band-in-a-Box или Jammer - яркий тому пример.

    И в заключении о гаммах. Для развития техники игры на музыкальных инструментах люди ничего лучшего пока не придумали. Поэтому наберитесь терпения - и вперед.

    Гаммы бывают разные. Начиная с натурального мажора или минора, минуя гармонический и мелодический мажор или минор, затем идут лады народной музыки (миксолидийский, дорийский, фригийский и т. д.), существуют также и искуственно созданные лады и хроматический звукоряд. Как видите, их очень много. Мы с вами ограничимся пока первым и последним.

    Квадратиком обозначен тонический звук, то есть первая ступень, относительно которой и строится аппликатурная модель мажорной гаммы. Изменилась тоника - передвинули руку на нужную ноту и играем эту же модель. Когда мы играем гамму, расположенную на четырех ладах, пальцы левой руки располагаются каждый на своем ладу, а в фигуре "три ноты на одной струне через лад", рекомендую Вам играть первым, вторым и четвертым пальцами соответственно. Здесь следует сказать, что прижимать пальцы левой руки к струнам на ладах надо "молоточком", т.е. палец не лежит на струне своей плоскостью, а как бы "втыкается" в нее.

    Этот звукоряд хорошо использовать как музыкальную зарядку, проигрывая его вверх и вниз на разных участках грифа, поскольку ширина ладов везде разная. Таким образом вырабатывается координация движений.

    Этой информации для первого раза, я думаю, будет достаточно. А об остальном поговорим в следующих уроках.

    9 из 10 начинающих БАС-ГИТАРИСТОВ

    РЕШИВ ОБУЧАТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО

    ИЛИ У ЧАСТНЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

    ДАЖЕ ПРИХОДЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ШКОЛЫ/СТУДИИ

    - попадают
    в ловушку!*

    *Откуда мы это знаем? - Спасть их потом приходится нам!

    Ловушка №1 Сольфеджио, слух, нотная грамота, безысходность...

    Аристарх Виссарионович, я вот уже целый год учусь писать ноты в тетрадке и сдаю вам слуховые диктанты, а когда мы наконец начнем играть на бас-гитаре?
    - Когда запомните, что увеличенная кварта лидийского лада разрешается в малую сексту от доминанты минора!
    - А говорят, Курт Кобейн не знал нот...
    - Ах, не поминайте этого нечестивого смутьяна в нашем благопристойном учреждении культуры!

    Казалось бы - невероятно, но такие диалоги до сих пор звучат! В то время как Грамотный Преподаватель бас-гитары обязан соотносить методику с твоими индивидуальными интересами, временем и терпением. Точка!

    Ловушка №2 Тотальная зубрёжка – скучно и бесперспективно!

    Даже если тебе посчастливится не потонуть в нотной грамоте, ты рискуешь нарваться на “тотальную зубрёжку”.
    - Тебя просто сажают за кипу табулатур и просят тупо зубрить всё что видишь.
    В результате, начинающий новичок может играть на бас-гитаре только заученными цитатами (да и то, если их не забудет).
    Но тебя не учат понимать, как строится партия инструмента в принципе - чтобы ты мог просто и свободно играть на бас-гитаре с нуля что тебе хочется и как хочется!

    Ловушка №3 Нет понимания, как применить себя в группе!

    Избежав Ловушки №2, ты учишься извлекать ноты, играть рифы и фразы. Пусть даже делать это классно – если тебе посчастливилось попасть к хорошему преподавателю по бас-гитаре.
    Но как самостоятельно найти нужные ноты, когда ты пришёл в живую группу, и твой бас должен ладить со всеми остальными инструментами?
    Именно твоя партия может превратить песню как в качевый хит, так и в унылый шум!
    Так что же именно нужно играть и как? Как правило, при обучении начинающих игре на бас-гитаре это остается в тени.
    Сам по себе ты звучишь классно, харизматично, но в группе все превращается просто в вялую кашу. Ты не знаешь в чем причина, теряешь интерес к репетициям, к музыке, к себе как бас-гитаристу… Но ты ли в этом виноват?

    
    Top