Латышская народная музыка. Музыкальные инструменты Латвии: кокле

Музыкальные инструменты Латвии включают в себя множество инструментов, но основным из них является кокле. Более того, он является самым старинным музыкальным инструментом Прибалтики. А кроме того, это национальный музыкальный символ латышского народа. Каноны латвийской культуры включают в себя кокле как музыкальный инструмент, так и основы игры на кокле.

Виды кокле

В латвийском музее до сих пор сохранилась самая старая из всех кокле и она датируется 1710 годом. Найдена вышеупомянутая кокле в окрестностях Дурбе, что в Лиепайском уезде. По своему внешнему виду кокле бывают из западной части страны и из восточной. Соответственно это:

  1. курземского типа
  2. латгальского типа.

Те из старейших курземских кокле, которые дошли до наших дней, по своему внешнему виду и форме напоминают лодку. А верхняя часть музыкального инструмента украшена орнаментом.

Такие древнейшие кокле имеют всего 5 струн, которые в древности изготавливались при использовании кишек домашнего хозяйства. Но такие образцы до нас не дошли. Сохранились лишь кокле с металлическими струнами.

Что касается латгальских кокле, то они отличаются большим размером, их форма напоминает трапецию, а нижняя дощечка прямая.

Кокле, как символ латышского народа

Музыкальные инструменты Латвии несут в себе богатую историю этого народа.

К примеру, в музее сохранилась ценная реликвия. Это кокле с 10 струнами, латгальского типа. Она была обнаружена в Даувгалпиллской волости, Прейльского уезда. Датируется эта кокле 19 веком.

В музее эта кокле - единственный экземпляр с резной скульптурой из дерева в виде головы женщины. Корпус вырезан из вяза, а сама скульптура из липы. Удлинение звуковой доски оканчивается волнообразным контуром, что напоминает нижний край дамской одежды. А сверху вырезана пятиконечная звезда и 2 цветочка.

Кокле является своего рода напоминанием о традиционной Латгальской резьбе по дереву, которой украшались не только скульптуры, но и здания и даже распятия. Образ кокле ассоциируется с сакральным изваянием, раскрывает народные обычаи и традиции и демонстрирует своеобразие данного края.

Музыкальные инструменты Латвии, это, прежде всего, кокле. Этот инструмент - частый гость в былинах, сказках и преданиях. Латашиский народ чтит этот инструмент и очень трепетно о нем отзывается. В легендах Латвии те люди, которые играют на кокле воплощают духовную силу.

А кокле, который датируется 1710 годом также несет свою легенду. Зимой в Курземе господствовала чума и в волости Дурбес остались живыми всего 2 ребенка. И старший из выживших детей усадил младшего на кокле, как на сани и повез по снегу в сторону соседского дома. Это случай показывает, как народный инструмент кокле спас драгоценные жизни 2 детей.

Кокле, находящаяся в коллекции музея была получена в качестве подарка от Рижской общины латышей в самом конце 19 века.

Видео: Игра на кокле

"Музыка Латвии в течение многих лет находилась под сильным влиянием немецкой культуры, лишь в конце XIX века начала формироваться национальная школа. В то же время народные музыкальные традиции страны имеют давнюю историю и богатое наследие.

Наиболее ранние известные сведения о латвийской музыке относятся к периоду неолита: археологами обнаружены инструменты рода флейт. К концу первого тысячелетия народами, населявшими территорию современной Латвии, было создано множество инструментов, таких как кокле (струнно-щипковый инструмент рода цитры), чья конструкция сохранилась до наших дней.

К моменту завоевания территории современной Латвии крестоносцами (XIII век) музыкальная культура этого региона была по преимуществу народной" (Википедия).

Кокле (kokle) - самый старинный музыкальный инструмент Прибалтики, национальный музыкальный символ латышского народа.


Latvian kokle


Используется и множество других народных музыкальных инструментов:

Дудас (dūdas) - волынка

Тридекснис (trideksnis) - металлический стержень с металлическими предметами

Стабуле (stabule) - свистковая флейта из дерева

Ганурагс (ganurags) - духовой язычковый деревянный инструмент

Дига (diga) - струнный смычковый инструмент


Daina (дайна) или tautas dziesma (народная песня) - традиционная форма музыки или поэзии Латвии.
Этим песням более тысячи лет.

Dieviņš bija, Dievs palika
Sarkandaiļa roze auga
Es izjāju prūšu zemi

Divi dienas mežā gāju
Rikšiem bērīti es palaidu
Teku, teku pa celiņu (latviešu Līgo tautasdziesma)

Miega dziesma

Латышские народные танцы:

Neretas jauniešu DK - ""Lullas deja""
Govju Kazaks - Latvian Dance
TDA Lielupe - Klabdancis
TDK Liedags- Kreicburgas polka
Jelgavas polka
TDK Liedags - Iebrauca saulite
Dandariem 30 - Skalu deja (6)



Латышские фольклорные группы:

Čukai ņukai - Latvian folk song - Ceiruleits


Folksong / Tautasdziesma (Gaismeņa Ausa)


Лиго - народный праздник летнего солнцестояния (в ночь на 24 июня). Церковь в этот день празднует рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Языческий праздник сопровождался собиранием целебных трав, цветов, обрядами с огнем и водой, песнями, играми, хороводами и гаданиями. Сейчас этот языческий праздник возрождается.

"Травный день, — был самым красивым праздником. Цветами и зеленью украшали постройки и домашних животных, наряжались также. На холмах ночью жгли костры — символ победы солнца. Солнце символизировали также круглые золотистые головки сыра — неизменное угощение в день Лиго. Вокруг костров пели и танцевали. В танцы вкладывали магический смысл — они должны были способствовать плодородию полей и домашних животных. В день Лиго особо чествовали Яниса — божество плодородия. Это божество было известно почти всем земледельческим народам Европы. У древних римлян бог Янус определял смену времен года. Этот праздник назван днем Лиго, потому что в этот день люди пели песни, имевшие припев “лиго” (ligoties — колыхаться), таким образом, как бы обращаясь к солнцу, чтобы оно поднялось над нивами. Ритуальное угощение - это Янов сыр и ячменное пиво. Празднование Лиго в основном выражается в собирании трав, цветов, в этот день вьют венки из дубовых листьев и цветов, украшают дикорастущими цветами и растениями дворы, постройки и домашних животных, вечером жгут костры и поют особые песни “лиго”.

Latvian Song Festival - "Līgo!"


А в этом плейлисте собрана музыка по запросу "folk zemgale" (Земгале - одна из исторических областей Латвии).

Latvian traditional folk dance: Zemgale & Kreicburgas polka


Обнаружены инструменты рода флейт. К концу первого тысячелетия народами, населявшими территорию современной Латвии, было создано множество инструментов, таких как кокле (струнно-щипковый инструмент рода цитры), чья конструкция сохранилась до наших дней.

К моменту завоевания территории современной Латвии крестоносцами (XIII век) музыкальная культура этого региона была по преимуществу народной. Вплоть до XIX века музыкальная культура Латвии основывалась почти исключительно на немецких традициях. С XIII века развивалась католическая , а с XVI века ― также протестантская церковная музыка. В Риге существовали гильдии и цеха городских музыкантов, состоявшие только из немцев. Первые книги литургических песнопений на латышские тексты были напечатаны в Кёнигсберге в 1587 году и в Риге ― в 1615. С XVII по XIX век музыкальная жизнь Латвии была тесно связана с европейской культурой. В Риге действовало Музыкальное общество (с 1760) и Городской театр (с 1782), а при дворе герцога Курземе в Митау (ныне Елгава) работали известные музыканты, такие как Иоганн Фишер, Франц Адам Вайхтнер, Иоганн Адам Хиллер. С 1753 по 1788 в Риге работал ученик Баха Иоганн Готфрид Мютель.

В XVIII―XIX веках во многих латвийских церквях были установлены органы , до наших дней сохранилось около 250 исторических инструментов. Орган Домского собора в Риге с четырьмя мануалами и 125 регистрами, построенный в 1884 году, был на момент открытия крупнейшим в Европе. В Латвии, лежавшей на пути между крупнейшими концертными центрами Западной Европы и Санкт-Петербургом , стали проходить концерты известных органных виртуозов того времени. Укрепились культурные связи латвийской интеллигенции с Кёнигсбергским университетом. В 1764―1769 в Риге жил немецкий философ Иоганн Готтфрид Гердер (1744―1803), первым начавший публиковать в Европе латышские народные песни. Среди других известных деятелей культуры, чья биография была связана с Латвией ― музыкальный издатель Иоганн Фридрих Харткнох (1740―1789).

В первой половине XIX века в Ригу с концертами приезжали Джон Филд , Роберт и Клара Шуманы , Ференц Лист , Гектор Берлиоз , Антон Рубинштейн . В 1837―1839 в городе жил Рихард Вагнер , здесь он начал работу над оперой «Риенци ».

Вторая половина XIX века ― время формирования латышской национальной музыкальной школы. Одним из первых её представителей стали композиторы Карлис Бауманис (1835―1905), автор текста и музыки латвийского гимна , и Янис Цимзе (1814―1881), собиравший и обрабатывавший народную музыку. Среди музыкальных жанров активнее всего развивалось хоровое пение, в 1873 году прошёл первый песенный фестиваль, ставший традиционным и проводящийся каждые пять лет.

Музыкальное образование в Латвии XIX века было доступно лишь в семинариях и нескольких музыкальных школах, а для получения более полного образования музыканты отправлялись за границу или в Санкт-Петербург. Латвийская академическая музыка конца века, как и во многих других восточноевропейских странах, находилась под сильным влиянием фольклора. Такие композиторы, как Андрей Юрьянс, Язепс Витолс и Эмилис Мелнгайлис, часто использовали в своих сочинениях прямое цитироване народных песен, другие (Альфред Калныньш , Эмиль Дарзиньш) избегали этого, но и в их работах существенное место занимают элементы фольклора.

Кратковременный период независимой республики (1918―1940) ― эпоха бурного развития музыкальной культуры Латвии. В Риге открывается Латвийская национальная опера (первый латышский оперный спектакль ― «Банюта» Альфреда Калныньша ― был поставлен на её сцене в 1920), Латвийская консерватория (ныне Латвийская музыкальная академия имени Язепа Витола , 1919), музыкальные школы, основан первый постоянный симфонический оркестр (оркестр Рижского радио, 1926) и ряд камерных ансамблей. Различные направления композиторского искусства представлены Язепсом Витолсом, Альфредом Калныньшем, Язепсом Медыньшем (национальный романтизм), Янисом Медыньшем и Янисом Калныньшем (поствагнеризм), Янисом Кнепитисом и Янисом Залитисом (импрессионизм) и др.

Основной оперной площадкой Латвийской ССР был Государственный театр оперы и балета. На его сцене ставились как классические, так и современные оперы, в том числе ― новейшие сочинения латвийских композиторов. В разное время дирижёрами в этом театре были Леонидс Вигнерс , Эдгар Тонс, Рихардс Глазупс, Александр Вилюманис, а также иностранцы - Лео Блех, Гинтарас Ринкявичюс и др.

Современная Латвия ― крупный центр европейской музыкальной культуры. В Риге и других городах регулярно проходят концерты крупнейших мировых музыкантов, международные музыкальные конкурсы и фестивали. Особенно известны фестивале в Юрмале (Дзинтари) и Сигулде.

Среди латвийских музыкантов, завоевавших мировую известность во второй половине XX и начале XXI века ― композиторы Янис Иванов , Пауль Дамбис, Майя Эйнфельде, Артур Гринупс, Имантс Калныньш , Ромуалдс Калсонс , Петерис Плакидис, Георг Пелецис, Юрис Карлсонс, Петерис Васкс , Раймонд Паулс , Ромуальд Калсонс, Имантс Земзарис, дирижёры Арвид Янсонс и его сын Марис , Андрис Нельсонс, певцы Карлис Зариньш, Янис Спрогис, Ингус Петерсонс, Самсон Изюмов, Александр Антоненко, певицы Жермена Хейне-Вагнере, Инессе Галанте, Элина Гаранча, Майя Ковалевска, пианисты Артур Озолиньш, Илзе Граубиня, Вестардс Шимкус, скрипачи Байба Скриде,Иева Граубиня-Браво, Расма Лиелмане-Кортеса, Валдис Зариньш и Гидон Кремер , фортепианный дуэт Нора Новик и Раффи Хараджанян , валторнист Арвидс Клишанс, виолончелистка Элеонора Тестелец, хоровые дирижеры Имантс Цепитис, Имантс и Гидо Кокарсы, органисты Таливалдис Декснис, Ивета Апкалне.

Народная музыка

Латышские народные музыкальные инструменты на почтовой марке СССР

Литература

  • Музыкальная энциклопедия п/ред Ю. Келдыша, статья «Латышская музыка» (автор Я. Я. Витолинь
  • Сб. Музыка Советской Латвии. Рига, 1988.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Музыка Бурятии
  • Музыка в Лихтенштейне

Смотреть что такое "Музыка Латвии" в других словарях:

    Музыка России - Содержание 1 Народная музыка 2 Классическая музыка, опера и балет 3 Популярная музыка … Википедия

    Музыка

    Музыка - I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз) вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Большая советская энциклопедия

    Музыка - (греч. moysikn, от mousa муза) вид иск ва, к рый отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени звуковых последований, состоящих в основном из тонов… … Музыкальная энциклопедия

    Культура Латвии - Список деятелей латвийской культуры Содержание 1 Писатели и поэты 2 Композиторы 3 Художники 4 … Википедия

Древнейшие данные о латыш. нар. музыке относятся к 11-12 вв. (археологич. раскопки). В 1632 впервые была опубликована латыш. нар. мелодия с текстом (в кн. Frid. Menii, Syntagma de origine livonorum, Dorpati). Однако систематич. собирание и изучение латыш. нар. музыки началось лишь с 70-х гг. 19 в. и особенно в 20 в. латыш. нар. песенные жанры включают в себя широкий круг трудовых песен (пастушеские, пахарей, сенокосные, жатвенные, при работах над льном, толочные, молотильные, помольные, рыбацкие, посиделочные и др.), календарные обрядовые (зимние колядки, кекатас, будели, весенние роташанас с припевом "рота!", популярнейшие купальские лиго или "песни Яниса" с припевом "лиго!"), семейные обрядовые (крестинные, свадебные, похоронные), лирические и шуточные бытовые (детские, молодёжные, сиротские, солдатские и др.), хороводные, танцевальные.

Латышская пастушеская песня.


Купальская песня (лиго-песня).

Старинная латыш. нар. песня коротка, её текст обычно представляет собой четырёхстишие. Метрич. структура текстов (дайн) - хорей и дактиль (в силу особенностей латыш. яз., где ударение на первом слоге). Мелодика нар. песен имеет в основном два стиля: речитативный в древнейших обрядовых и др. и "распевный" в лирических. Древние песни отличаются узким мелодич. диапазоном и бурдонным многоголосием. Встречается (особенно в вост. районах Латвии) двух- и трёхголосие. Для латыш. нар. песни типичны 2-, 3-, 4-, 5-, 7-дольная метрика, многообразные регулярные или свободные смешанные размеры. Мелодика песен построена на эолийском, миксолидийском, фригийском, дорийском, мажорном, переменных ладах. Среди нар. муз. инструментов: кокле (струнный щипковый); скрипка, дига (смычковые); духовые - пастушеская стабуле (свирель), пастушеские трубы из берестовой или ольховой коры, ажурагс (козлиный рог), дудас или сому дудас (волынка), тридекснис (бренчащий ударный) и др. Популярны нар. танцы: яндалс, судмалиняс, руцавиетис, дижданцис, ачкупс, мугурданцис, круста данцис и др.

Начиная с 13 в., после вторжения нем. крестоносцев, в Латвии развивается католическая, а с периода Реформации (16 в.) - протестантская церк. музыка, не оказавшие, однако, большого влияния на дальнейшее развитие латыш. муз. культуры. С 14 в. в Риге существовал цех городских музыкантов, куда допускались лишь нем. музыканты. В 1587 вышло первое печатное издание нот с текстами на латыш. яз. - "Ненемецкие псалмы и духовные песнопения" ("Undeudsche Psalmen und geistliche Lieder oder Gesaenge"). В период феодализма проф. музыка сосредоточивалась гл. обр. в среде нем. знати и бюргерства в городах и дворянских поместьях. В 17 - нач. 18 вв. в столице Курляндского герцогства Елгаве существовал придв. оркестр, эпизодически устраивались оперные и балетные спектакли, популярность получила военная и церк. музыка. Здесь служили капельмейстерами придв. капеллы нем. скрипач и комп. И. Фишер (1690-96), скрипач и комп. Ф. А. Фейхтнер (1766-90), один из основоположников нем. зингшпиля комп. И. А. Хиллер (1782-85). В 18 в. развивается муз. жизнь в Риге, особенно органное иск-во, выдающимся представителем к-рого был И. Мютель, ученик И. С. Баха, органист церкви Петера в Риге (1767-88). В церквах Латвии на протяжении 17-19 вв. было построено много органов. С кон. 17 в. в Риге существовало любительское об-во Collegium musicum, с 1760 - Рижское муз. об-во, устраивавшее абонементные симф. концерты. В 1782 был открыт постоянный нем. т-р, дававший оперные и драм. спектакли. В этом т-ре работали в качестве дирижёров Р. Вагнер (1837-39), Г. Дорн (1832-34, 1839-43), Б. Вальтер (1898-1900), Ф. Буш (1909-11) и др. С кон. 18 в. в Риге постоянно происходили гастроли выдающихся исполнителей.

Рост латыш. проф. музыки начался с сер. 19 в. Установились тесные связи с рус. муз. культурой, под влиянием младолатышского движения стали организовываться латыш. певческие об-ва, закладывались основы широкого развития хоровой культуры. С 1873 регулярно проводятся общелатышские певч. праздники (1-5-й; 1873, 1880, 1888, 1895, 1910). В связи с этим одним из ведущих жанров латыш. проф. музыки стала хор. песня, особенно получившая развитие во 2-й пол. 19 в. (Я. Цимзе, К. Бауманис, Э. Вигнер и др.). Большую роль в развитии проф. латыш. музыки сыграли консерватории Петербурга и Москвы, где обучались многие латыш. композиторы и исполнители. А. Юрьян явился основоположником латыш. кантаты и симф. музыки, а также латыш. муз. фольклористики. Значит. вклад во все области латыш. музыки (хоровая и сольная песня, кантата, симф., камерно-инстр. музыка, обработки нар. песен и др.) внёс Я. Витол. Мн. композиторы были его учениками в Петербурге и Риге. На рубеже 19-20 вв. была создана школа органистов-исполнителей, виднейшие представители к-рой - О. Шепскис, А. Оре, Л. Бетинь, А. Юрьян, Я. Сермукслис, П. Иозуус, Алфред Калнинь и др.

Новые веяния внесло в латыш. музыку рсволюц. движение 1905-07. Наряду с песнями междунар. пролетариата распространение получили также латыш. революц. песни. К первым годам 20 в. относится начало деятельности композиторов Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, Я. Залитиса, А. Абеле, Язепа и Яниса Мединей и др. создателей хоровой и сольной песни (в частности, насл. Я. Райниса), симф. и камерно-инстр. произв., нац. оперы. К этому же времени относится зарождение проф. латыш. муз. критики в публицистич. выступлениях А. Юрьяна, Я. Витола, Э. Дарзиня, Э. Мелнгайлиса, Н. Алунана, Я. Залитиса и др.

Начиная с 80-х гг. 19 в. на сценах латыш. драм. т-ров в Риге появились зингшпили, оперетты и оперы на латыш. яз. В драм. т-рах сформировалась и первая плеяда латыш. оперных артистов, среди к-рых Р. Берзинь, А. Кактинь, М. Брехмане-Штенгеле и др. С 80-х гг. в Риге проводились постоянные длительные гастроли рус. оперных трупп. В 1913 была основана Латышская опера (в 1915, в условиях войны, временно не работавшая).

После Окт. революции 1917 и установления Сов. власти в Латвии (1917-19) формируются симф. оркестры латыш. стрелковых частей, дававшие концерты в Риге, Петрограде, Москве и др. городах (дирижёры Т. Рейтер, Я. Рейнхолд); начала работать на новых основах Латышская опера, преобразованная в гос. т-р "Опера Советской Латвии" (1919). Оркестр т-ра в течение 1919 постоянно выступал с симф. концертами. Создаются первые латыш. классич. оперы - дилогия "Огонь и ночь" Яниса Мединя (по драме Я. Райниса, 1913-19), "Банюта" Алфреда Калниня (1918-19). В 1917 появляется кантата "Судный день" Алфреда Калниня, навеянная революц. событиями.

В 20-30-х гг. в бурж. Латвии развитие латыш. муз. культуры проходило в условиях острой классовой борьбы. Вместе с тем в творчестве крупных латыш. композиторов Я. Витола, Э. Мелнгайлиса, Алфреда Калниня, А. Абеле, Я. Залитиса, Яниса и Язепа Мединей продолжали развиваться реалистич. и демократич. традиции латыш. музыки. В 1923 было создано Объединение латышских композиторов (Latvijas skanrazu кора). Большое значение в развитии муз. профессионализма имела Латв. консерватория (осн. 1919), к-рую возглавил Я. Витол. В 20-30-е гг. начинается творч. деятельность Б. Граубиня, П. Лиците, Л. Гаруты, Я. Калниня, В. Дарзиня, Я. Кепитиса, А. Жилинского, П. Барисона, М. Зариня, Я. Иванова, А. Скулте и др. композиторов школы Я. Витола. Продолжается традиция певч. праздников (6-9-й; 1926, 1931, 1933, 1938), стимулировавшая дальнейшее развитие хор. песни. В жанре хор. обработок латыш. нар. песен сформировался самобытный стиль Э. Мелнгайлиса, продолжателями к-рого стали Б. Граубинь, Алфред Калнинь и др. Интенсивно развивалась сольная песня в творчестве Алфреда Калниня, Яниса Мединя и др. На оперное творчество Яниса Мединя ("Боги и люди", 1922; "Спридитис", 1927), Язепа Мединя ("Вайделоте", 1927), Я. Калниня ("Чудесная птица Лолиты", 1934; "Гамлет", 1936; "В огне", 1937) оказала сильное влияние передовая латыш. и мировая драматургия. В 30-е гг. был создан нац. балет. Среди первых произв. этого жанра - "Победа любви" Яниса Мединя (1935), одноактные "Соловей и роза" и "Осень" Я. Калниня (1938) и др. Жанры симф. музыки получили развитие в творчестве Я. Витола, Яниса Мединя, Язепа Мединя (2-я симфония, 1937), А. Абеле, Я. Калниня, В. Дарзиня, П. Барисона, Я. Иванова, А. Скулте и др. Центр. место в муз. жизни Риги занял т-р Латвийская национальная опера, в к-ром работали крупнейшие исполнители страны и иностр. артисты. В 1926 был основан симф. оркестр Рижского радио.

Качественно новый этап развития латыш. муз. культуры начался в 1940, с восстановлением Сов. власти в Латвии. На новых началах была организована муз. жизнь, в 1941 сформирована Латв. филармония. Устанавливаются муз. связи с другими сов. республиками. Значительнейшими произв. латыш. сов. музыки явились балет "Стабурадзе" Алфреда Калниня (пост. 1943) и 4-я симфония - "Атлантида" Иванова (1941). Проведена подготовка к Декаде латыш. лит-ры и иск-ва в Москве.

Годы нем.-фашистского вторжения и оккупации нанесли тяжкий урон муз. жизни Латвии. Были разрушены конц. залы, некоторые латыш. музыканты были угнаны оккупантами в Германию или погибли. В Иванове был создан Гос. художеств. ансамбль Латв.ССР (1942), в к-ром объединились выдающиеся латыш. певцы - Р. Берзинь, Э. Пакуль, В. Крампе, А. Дашков, пианист Г. Браун и др. Хор ансамбля, руководимый комп. Я. Озолинем, в дальнейшем был реорганизован в Гос. хор Латв. ССР (с 1956 - академический). В 1943 на смотре латыш., сов. музыки в Москве была поставлена одноактная латыш. опера на сов. тематику "Рута" Грюнфельда. Создаются массовые песни (Я. Озолинь, А. Лепин и др.).

После окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 подлинно общенародными становятся певч. праздники (1948, 1950, 1955, 1960, 1965, 1970, 1973; с 1960 - Праздники песни и танца). С 1960 проводятся также Праздники песни и танца школьной молодёжи. Нар. хор. культура достигает высокого уровня. В 1960 установлено почётное звание "народный" для лучших хоров художеств. самодеятельности. Это звание получили женский хор "Дзинтарс", мужские хоры - "Дзиедонис", "Тевземе", смешанные хоры - Хор дома культуры профсоюзов в Риге, студенч. хор "Juventus", "Дайле", "Ave sol" и др., самодеят. танц. коллективы и духовые оркестры. Создаются новые проф. муз. организации и коллективы, в Риге и в др. центрах открываются новые конц. залы (среди них - Домский в Риге, летний конц. зал в Дзинтари).

Многообразно развивается композиторское творчество. Алфред Калнинь пишет сюиту "10 латышских народных песен", 1950; увертюру, 1949, и др. симф. произв.; хоры на тексты сов. поэтов, обработки нар. мелодий Руцавы, Вариации для органа на тему Я. Витала, 1949, и др.; Язеп Мединь - хоры и сольные песни, оперу "Земдеги" (закончена М. Заринем, 1960) и др. Э. Мелнгайлис выпускает "Материалы латыш. муз. фольклора" (т. 1-3, 1951-53). Создаются мн. произв. Екаба Мединя (инстр. концерты, хоры, камерные произв.), П. Лиците, Е. Граубиня. Ведущим жанром в 50-60-е гг. становится симф. музыка. Её крупнейший представитель - Я. Иванов. В своих симфониях (5-15-я, в т.ч. программные - 6-я "Латгальская", 1949; 13-я Symphonia Humana, 1969, посв. В. И. Ленину), симф. поэмах и концертах композитор обращается к большим темам современности. В творчестве др. крупнейшего латыш. симфониста - А. Скулте (5 симфоний-1954, 1959, 1963, 1965,1975; "Хореографическая поэма", 1957; 2 сюиты-1947 и 1949) характерно тяготение к красочной орк. звукописи. Его монументальная 2-я симфония с хором "Ave sol!" (1959) - одно из значит. претворений образов поэзии Я. Райниса в латыш. музыке. В симф. жанрах работают также Я. Кепитис (латыш. нар. танцы, концерт для виолончели с оркестром), Екаб Мединь (инстр. концерты с оркестром, в т.ч. концерт для органа, 1954), Л. Гарута (концерт для фп. с оркестром, 1951). Традиции симфонизма Я. Иванова и А. Скулте получили продолжение в творчестве В. Каминского ("Рассказ о нашем современнике", 1960), А. Гринупа (8 симфоний), Г. Рамана (4 симфонии, симф. поэма "Памятник", 1959), P. Ope, Алдониса Калниня, Р. Калсона (3 симфонии, симф. поэма "Перед уходом", 1968), Р. Ермака и др.

50-60-е гг. в латыш. симфонизме отмечены активными творч. поисками новых образов и средств выражения (симфонии Я. Иванова, Р. Гринблата, Р. Калсона, А. Гринупа, позже - Иманта Калниня и др.). Восстановление органа Домского конц. зала в кон. 60-х гг. породило большой интерес к этому инструменту. Произв. для органа с камерным оркестром и разл. инструментами создали М. Заринь, Р. Ермак и др. Многообразно развивается камерная инстр. музыка. Струнные квартеты написали Я. Иванов, Э. Мелнгайлис, Екаб Мединь, Я. Лицитис, П. Дамбис, О. Барсков, Алдонис Калнинь и др.; фп. квинтеты - Е. Граубинь, П. Лиците, Р. Гринблат; фп. трио - Я. Кепитис, Л. Гарута; ансамбли для разл. инструментов - Р. Калсон, О. Гравитис, Р. Ермак, Я. Кепитис, Я. Липшан и др., в т.ч. для духовых инструментов - Э. Голдштейн, О. Барсков, Г. Раман и др. Создано много произв. для фп. (Я. Иванов, В. Уткин, А. Жилинский, П. Дамбис, А. Скулте, Л. Гарута, Р. Ермак и др.). Традиции хор. культуры определили плодотворное развитие различных вок., в т.ч. вок.-инстр. жанров. К хор. музыке обращались почти все композиторы старшего поколения - Э. Мелнгайлис, Алфред Калнинь, Язеп Мединь, Екаб Мединь, Я. Озолинь, Е. Граубинь, П. Лиците, П. Барисон и др. Она обогатилась новыми достижениями в творчестве М. Зариня. Крупными мастерами хор. песни стали Алдонис Калнинь, В. Каминский, П. Дамбис. Ряд хор. песен создали Я. Иванов, А. Скулте, Л. Гарута, А. Жилинский, Э. Голдштейн и др. Значит. развитие в 50- 60-х гг. получила оратория, отражающая актуальные темы современности. Выдающийся вклад в этот жанр внёс М. Заринь ("Валмиерские герои", 1950; "Борьба с Чёртовым болотом", 1951; "Махагони", 1964). Оратории создали В. Каминский ("О тех, кто на пути", 1962), Л. Гарута ("Живое пламя", 1966), Имант Калнинь ("Октябрьская оратория", 1967), Я. Лицитис ("Вы возвращаетесь", 1967), П. Дамбис ("Голубая планета", 1967; Концерт-реквием, 1967), Алдонис Калнинь ("Песни воинов", 1974). Многие композиторы работают в жанре кантаты (А. Скулте, Н. Грюнфельд, Л. Гарута, Екаб Мединь, О. Гравитис, А. Жилинский, Я. Лицитис и др.), создают разл. вок.-симф. произв. (цикл "Незнайка в Солнечном городе" Зариня; "Герои живут" Каминского, 1964; "Земля героев" Алдониса Калниня, 1961; "Два обелиска" Иманта Калниня и др.). Написано много сольных песенных циклов ("Серебристый свет", "Партита в стиле барокко", "Carmina antica" Зариня; "Военная кружка" Лиците, "Золотой обруч", "Ветер поёт в ивах озера" Жилинского, "Лунная девушка" Гравитиса, "Солнцеворот сердца" Алдониса Калниня, "Женские песни" Дамбиса и др.). В области лирич. сольной песни вклад внесли А. Жилинский, Я. Кепитис, Я. Озолинь. Р. Калсон (на тексты заруб. поэтов и др.), П. Плакидис.

Значит. произв. появляются в оперном жанре. Многие из них были написаны на совр. бытовые либо историч. сюжеты. Ряд из них воплотил образы латыш. сов. и классич. лит-ры. Оперы создали М. Заринь ("К новому берегу", пост. 1955; комич. опера "Зелёная мельница", пост. 1958; "Beggar"s story", пост. 1965; "Чудо святого Мавриция", 1964, пост. 1974), Ф. Томсоне ("Вей, ветерок", пост. 1960), А. Жилинский ("Золотой конь", пост. 1965), О. Гравитис ("Аудрини", пост. 1965; "Сквозь метели", пост. 1967), А. Скулте ("Принцесса Гундега", пост. 1971) и др. Интенсивно развивается балет, становятся более разнообразными сюжеты: легендарно-исторические ("Лайма" Лепина, пост. 1947; "Сакта свободы" Скулте, пост. 1950, 2-я ред. пост. 1955), романтические ("Роза Турайды" Кепитиса, пост. 1966), сказочные ("Спридитис" Жилинского, пост. 1968), антиколониальной борьбы ("Ригонда" Гринблата, пост. 1959; "Золото инков" Барскова, пост. 1969), дружбы латыш. и кубин. народов ("Гроза весной" Скулте, пост. 1967). Ряд одноактных балетов создали P. Ope, О. Барсков и др. В 1945 в Риге был открыт т-р оперетты, на сцене к-рого ставятся произв. А. Жилинского ("В краю голубых озёр", 1954; "Парни с янтарного берега", 1964, и др.), H. Золотоноса ("Когда Адам в отпуске", 1958), Э. Игенберги ("Аннеле", 1963), Г. Орделовского (мюзикл "Купальщица Сюзанна", 1968), Г. Рамана ("Хлеб-соль на Картофельной улице", 1969) и др. В 60-х гг. большую популярность получила латыш. эстр. музыка Р. Паула, P. Ope, Г. Рамана, Иманта Калниня и др.

Среди представителей латыш. муз.-исполнит. культуры: дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Л. Вигнер, Э. Тонс, нар. арт. РСФСР А. Янсонс, засл. деят. иск-в Латв. ССР Р. Глазуп, Я. Линдберг, Я. Хунхен; Л. Рейтер, Ц. Крикис, Т. Лифшиц; хор. дирижёры - нар. арт. Латв. ССР Р. Ванаг, Т. Калнинь, Екаб Мединь, Я. Озолинь, Д. Гайлис, И. Кокар, засл. деят. иск-в Латв. ССР В. Викманис, Я. Думинь, П. Квелде, Г. Кокар, X. Меднис, Э. Рачевский, И. Цепитис; певицы - нар. арт. СССР Ж. Гейне-Вагнер, нар. арт. Латв. ССР Э. Пакуль, Л. Андерсоне-Силаре, В. Крампе, А. Лудинь, Р. Фринберг, засл. арт. Латв. ССР Л. Дайне, В. Давидоне, Р. Зелмане, И. Тикнусе; Э. Звиргздинь, A. Пиле; певцы - нар. арт. СССР А. Фринберг, нар. арт. Латв. ССР А. Вилюманис, П. Гравелис, А. Дашков. К. Заринь, М. Фишер, засл. арт. Латв. ССР Г. Антипов, А. Васильев, Я. Забер; пианисты - засл. арт. Латв. ССР Г. Браун, В. Зост, И. Граубинь, В. Цируле; К. Блументаль, В. Янцис, Н. Федоровский; скрипачи - В. Заринь, Г. Кремер, Я. Шволковский; виолончелисты - нар. арт. Латв. ССР Э. Берзинский, Э. Бертовский, засл. арт. Латв. ССР М. Виллеруш; Е. Тестелец; валторнист засл. арт. Латв. ССР А. Клишан; органисты - нар. арт. Латв. ССР Н. Ванадзинь, засл. арт. Латв. ССР П. Сиполниек; Е. Синицина, О. Цинтынь, В. Висмане и др. Среди музыковедов - засл. деят. культуры Латв. ССР Я. Витолинь, засл. деят. иск-в Латв.ССР О. Гравитис, Л. Красинская, Н. Грюнфельд; М. Гольдин, В. Берзинь, В. Бриеде-Булавинова, А. Вернер, Л. Карклинь, А. Клотинь, B. Крастинь, Т. Курышева, В. Мушке, С. Стумбре и др.

В Латв. ССР работают: 2 муз. т-ра - Т-р оперы и балета Латв. ССР (1919), Рижский т-р оперетты (с латыш. и рус. труппами, 1945), филармония (1941), Академич. хор филармонии (1942, с 1965 засл. коллектив Латв. ССР), Хор радио и телевидения им. Т. Калниня (1940), Симф. оркестр радио и телевидения (с 1965 засл. коллектив Латв. ССР), Камерный оркестр филармонии (1967), Рижский эстр. оркестр (1957), ансамбль танца "Дайле" (1968), струн. квартет филармонии, фп. трио Латв. консерватории, вок.-эстр. ансамбль "Рига", эстр. ансамбль Радио (1966) и др.; Латв. консерватория им. Я. Витола, 8 муз. уч-щ (в Риге - 2, Елгаве, Лиепае, Вентспилсе, Даугавпилсе, Цесисе, Резекне), 42 детские муз. школы. Музыковедч. работа ведётся на кафедрах музыковедения Латв. консерватории, в Секторе теории и истории иск-ва (с 1968) и Секторе фольклора Ин-та языка и лит-ры им. Андрея Упита АН Латв. ССР (осн. в 1945). Здесь сконцентрированы все архивные фонды латыш. фольклора (сектор является преемником Хранилища латыш. фольклора, осн. в 1924). Секцией муз. критики CK Латв. ССР издаются сб. статей "Латышская музыка" (1-й-1958, 11-й-1974).

Литература: Витолинь Я., Грюнфельд Н., Латвийская ССР, М., 1954, 1957 (Муз. культура союзных республик); Очерки музыкальной культуры Советской Латвии, Л., 1965, 1971; Витолинь Я., Латышская народная песня, М., 1969; Jurjans A., Latvijsu tautas muzikas materiali, t. 1-6, Riga, 1894-1926; Melngailis E., Latviesu dancis, Riga, 1949; его же, Latviesu muzikas folkloras materiali, t. 1-3, Riga, 1951-53; Medins К., Latviesu dziesmu svetki, Riga, 1955; Vitоlins J., Latviesu tautas muzika (публ. нар. песен), (t. 1-4), Riga, 1958-73 (Darba dziesmas, Riga, 1958; Kazu dziesmas, Riga, 1968; Bernu dziesmu cikls. Beru dziesmas, Riga, 1971; Gadskartu ierazu dziesmas, Riga, 1973); его же, Tautas dziesma latviesu muzika, Riga, 1970; Padomju Latvijas muzikas darbinieki, sastadijis O. Gravitis, Riga, 1965; Gо1dins M., Latviesu tautas deju melodijas, Riga, 1967; его же, Latviesu un cittautu muzikas sakari, Riga, 1972; Vitolins J., Krasinska L., Latviesu muzikas vesture I, Riga, 1972; Кarklins L., Simfoniskie darbi latviesu muzika, Riga, 1973; Vidu1eja L., Latviesu padomju opera. (1940-1970), Riga, 1973.

Я. Я. Витолинь


Top