Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания. Шаховская средняя общеобразовательная школа при иу Музейный урок посвященный дню народного единства

Пояснительная записка Всероссийский урок, посвященный Дню народного единства, преследует следующие цели: -воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, гордости и сопричастности к истории страны; -воспитание чувства долга перед Родиной и уважения к государственным праздникам России; - ознакомление учащихся с историей праздника “День народного единства”. Задачи: - ознакомить учащихся с историческими корнями праздника, посвященного дню народного единства; - Способствовать нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 – 1612года;Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций российской истории

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять

по истории шагать.

Постарайтесь все понять,

Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.

Берёзок юная листва.

Кругом леса, поля и реки.

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,

За ясный свет твоих очей,

Люблю, всем сердцем понимаю

Степей таинственную грусть.

Люблю всё то, что называют

Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,

С историей живут,

Она объединяет

На подвиг и на труд

Едино государство,

Когда един народ,

Когда великой силой

Он движется вперед.

Врага он побеждает,

Объединившись в бой,

И Русь освобождает,

И жертвует собой.

Во славу тех героев

Живем одной судьбой,

Сегодня День единства

Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Ребята, знаете ли вы, с какими историческими событиями связан этот праздник?

В 17 веке, 4 столетия назад в России началось смутное время. Умер царь Иван Грозный. Старший сын неспособен был царствовать, а младший, Дмитрий, погиб при загадочных обстоятельствах играя в ножик. Без царя как без хозяина в доме, сразу начался беспорядок. А как говорят в народе: пришла беда- отворяй ворота. Сразу же 2 года подряд были неурожайные годы, и начался голод. Многие хотели в эти трудные для всех годы занять русский престол. И даже иностранцы, поляки и шведы, обманным путем хотели посадить на престол ложных царей. Их так и звали: Лжедмитрий-I и Лжедмитрий-II. Начались в России грабежи и разбои, а порядок навести некому. Так и разорилась наша страна, и захватили ее поляки. Целый год царствовал самозванец Лжедмитрий I, но обмануть русский народ ему не удалось, его разоблачили и убили. Но порядок в стране так и не установился, потому-то не было в стране единства. Вскоре объявился еще один самозванец Лжедмитрий-II. А люди не знали, что делать и кому верить. Враги продолжали захватывать русские земли, разорять страну, унижать людей.

Но всегда, когда Родина в опасности, находятся героические люди, чтобы спасти ее.

Купец Козьма Минин и воевода Дмитрий Пожарский собрали народное ополчение. Преподобный Иринарх Затворник Борисоглебский благословил Минина и Пожарского на святое дело- изгнание захватчиков. Долгий путь до Москвы предстояло пройти народному ополчению, в течение целого года освобождали они захваченные поляками и шведами русские земли. Все помогали, чем могли, тоже вступали в ряды ополченцев.

Освободили Москву от интервентов в 1612году. Победили врага, потому, что были вместе, потому, что Родину защищали, не хотели потерять ее.

Победили благодаря заступничеству иконы Казанской Божьей Матери.

В России выбрали нового царя Алексея Михайловича Романова. И наступил в стране мир и покой. А героям- освободителям Минину и Пожарскому на деньги, собранные народом был поставлен памятник.

История России учит нас: порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе.

Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело, – уж дом готов!

Соединяет людей и народы дружба. Вместе они живут счастливо.

Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина!

Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник-День народного единства.

1.Родина и единство... Такой глубокий смысл заложен в этом празднике.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, стремясь завоевать земли и поработить наш народ. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

2.Праздник, посвященный Дню народного единства. Это не только праздник изгнания интервентов, несущих чуждые нам ценности, это праздник дружбы и объединения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе. Помните лозунг победителей: держаться вместе, любить и помогать друг другу, уметь искренне прощать обидчика.

Встанем все, возьмемся за руки и вместе произнесем эту речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

А сейчас также дружно мы споем песню о добре и дружбе.

сл. М.Пляцковского

муз. Е.Птичкина

Землю обмотали тоненькие нити:

Нити параллелей и зеленых рек,

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек,

Совершите чудо - руку протяните,

Надо чтобы в дружбу верил каждый человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От веселой шутки тает даже снег,

Улыбнется незнакомый, хмурый человек,

Это так чудесно, если с вами рядом,

Улыбнется незнакомый, хмурый человек.

Мы не зря мечтали о волшебном чуде,

Пусть планету кружит всемогущий век,

Совершите чудо - пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен

В руках с иконой перед битвой,

Благословленная молитвой

Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города

С поклоном русскому народу

Сегодня празднуют свободу

И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!

Главное - дружно!

Главное - с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,

Будем вместе навсегда,

Все народности России

В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,

Сеять хлеб, растить детей,

Созидать, любить и спорить,

Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,

Войн, конфликтов избегать,

Чтобы счастьем жизнь наполнить,

Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.






























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель:

  • формировать чувство гражданственности и патриотизма;
  • формировать ответственность за судьбу Родины;
  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;
  • расширять кругозор учащихся;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель. – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

"
Форма урока: устный журнал, урок-путешествие по страницам истории России.
Цель урока: знакомство с праздниками 4 -го ноября .

Образовательные: познакомить с содержательной линией праздника Днём единородного единства, с историей появления Казанской иконы Богородицы, святыми воинами Ал. Невским, Ф.Ушаковым, Иоанном Русским;
Воспитательные: продолжать взращивать в детях чувство патриотизма, желание узнавать новое об истории своей Родины, сопереживать о радости возвращения праздника к старой традиции, видеть в личностях святых пример для подражания;
Развивающие: знакомства с новыми для детей произведениями искусства литературы, ИЗО, скульптуры, иконописи, музыки
Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор, микрофоны; презентации к уроку по страницам: «О России петь, что стремиться в храм… », «Россия – Дом Пресвятой Богородицы », «О явлении образа Казанской Богородицы». «День народного единства », «Солдатушки, бравы ребятушки», иллюстративный ряд к началу урока (подборка видео файлов), к рассказу об Иоанне Русском, презентация ученика «Адмирал Ф.Ушаков…»; аудио (mp3) с колокольным звоном, «Ответ Ивана Сусанина полякам» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за Царя», «Солдатушки, бравы ребятушки» минусовка. Для первой страницы урока: ноты запевки Г.В. Свиридова на стихи И.Северянина «О России петь, что стремиться в храм», стихи В.А.Жуковского, Н.М.Рубцова «Россия, Русь – куда я ни взгляну…», Рабочая тетрадь для 4 класса по музыке.

Колокольный звон, который сопровождается фотоматериалом с видами храмов Нижн. Новгорода, Москвы, Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Москвы, храма св. прав. Иоанна Русского и нашей школы.

Учитель. Добрый день ребята, уважаемые коллеги, дорогие гости!
Сегодня мы проводим праздничный урок. Вы все услышали подтверждение моим словам в начале урока. Кто догадался, что это за подтверждение?

Дети. Колокольный звон, который бывает в праздники в храмах.

У. 4 ноября 2005 года в России появился Государственный праздник «День народного единства». И вот сегодня мы собрались, чтобы узнать об истоках этого праздника, о знаменитых христианских подвижниках и их стоянии за веру, за Истину.
Наш праздничный урок пройдёт в форме устного журнала, в котором несколько страниц. Перелистывая их, мы с вами, ребята, вспомним знакомое, услышим новое из истории нашей Родины.
Сопровождать урок будут образцы православной культуры в области религиозного, изобразительного, музыкального искусства, в области русской словесности.
Я пригласила к нам ребят из 5-х и 6-х классов, которые охотно согласились принять участие в нашем уроке.

Первая страница урока. Маленький концерт, посвящённый России

У. рассказывает о том, что в русской православной традиции Россию издавна называли Домом Пресвятой Богородицы, да и одним из любимых Праздников для нас является праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Показывает файлы с изображением икон Богородицы, в которых дети узнают знакомые Образы.
– 4 ноября, вчера, в православной традиции празднование какой иконы отмечали в России?
Д. Вчера был праздник иконы Казанской Богородицы.
У. передаёт слово ученику, который рассказывает о чудесном явлении Казанской иконы Пресвятой Богородицы. (Рассказ сопровождается иллюстративным материалом)
У. Музыкальная загадка предварит нашу следующую страницу урока.

У. Кто этот человек? Что за музыка звучит? В Вспомните век и год, когда произошли эти события.
Д. Иван Сусанин. Он спас будущего русского Царя, Михаила Фёдоровича. Опера «Жизнь за Царя». Другое её название «Иван Сусанин» События происходили в 1621 году, т.е. 17 веке.

У. Открывает следующую (третью) страницу урока «День народного единства »

У. О силе духа русских воинов, крепкой вере, неотступном стоянии за Истину нам расскажут ваши одноклассники.

Две Презентации учеников четвёртых классов. О Ф.Ушакове и святом праведном Иоанне Русском.

Итог урока

У. Понравился ли вам урок? Много ли узнали? Какому событию был посвящён наш урок? С явлением какой иконы тесно связан этот праздник? О каких исторических значительных личностях русской истории мы сегодня говорили?
Д. Отвечают.
У. Благодарит ребят выступивших и всех за прекрасную работу на уроке.

Урок заканчивается колокольным звоном.

В преддверии Дня народного единства в ряде российских городов прошли открытые уроки.

В школах Волгограда с учениками поговорили о единении населяющих страну народов. Участниками беседы "Славянское единство: история народов - история родного языка" стали школьники седьмых классов, представители "Славянского клуба" при музее истории русского языка имени Трубачева, казачьих коллективов фольклорной песни "Потешка" и "Златица".

В школах Амурской области проходят тематические открытые уроки по темам: "В единстве сила", "Листаем страницы истории нашего Отечества", "И встала Русь единая", "Заступники земли русской", "Мы - дети России".

В Санкт-Петербурге 2 ноября в рамках фестиваля "Академия талантов" прошли мастер-классы для детей и родителей. Участники вязали замысловатые китайские узлы, водили бурятский хоровод, попробовали сыграть на хакасских народных инструментах чатхане и хомусе и на шотландских маршевых барабанах, мастерили украшения для дома в русских народных традициях, складывали оригами в виде журавлика - "символа мира".

После мастер-классов состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие лучшие фольклорные танцевальные и вокальные ансамбли Санкт-Петербурга и творческие коллективы национально-культурных объединений города.

Открытый урок, посвященный Дню народного единства, в лицее №200 Новосибирска провел врио губернатора области Андрей Травников. Он напомнил ребятам об истории праздника, когда объединенное народное ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в 1612 году смогло прогнать польско-литовских интервентов с территории нашего государства.

Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова приняла участие в открытом уроке, который прошел в соборе Рождества Христова в Южно-Сахалинске в преддверии Дня народного единства. Перед уроком для омбудсмена и ребят провели экскурсию по храму. Ключарь собора протоиерей Василий Иванов рассказал про особенности строения собора, его росписи и дальнейшее благоустройство. Он также показал, как колокола могут управляться компьютером.

"Я жду возвращения домой, чтобы выполнить намеченные задачи в отношении нескольких детишек на Сахалине - очень надеюсь, что в ближайшее время получится сделать так, чтобы они оказались в семьях, вернулись назад из разных учреждений", - призналась Кузнецова.

Еще одной проблемой детей на Сахалине омбудсмен назвала невозможность вовремя попасть на лечение из-за удаления региона. При этом отметила роль интернет-ресурсов, например, в оказании психологической помощи.

4 ноября Россия отмечает День народного единства. Праздник учрежден в память о событиях 1612 года, когда восстание во главе с Мининым и Пожарским освободило Кремль и Москву от поляков. В этом году россияне отмечают праздник уже в двенадцатый раз.

Подписывайтесь на нас в Instagram:

Открытый урок для 5-11 классов

Тема. День народного единства.

Методическая разработка

Открытого урока для классных

руководителей.

Исполнитель: учитель истории

Ольховской средней школы

Чернышова С. А.

Тема открытого классного часа. День народного единства.

Цели:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.

Нравственное воспитание.

Карты по истории Отечества: « Смутное время в России в нач. 17 века», « Польско-шведская интервенция и освобождение Москвы в 1612 году».

Презентация открытого урока «День народного единства».

Тип урока :

Обьяснительно-иллюстративный (При желании учитель может раздать лекционную часть наиболее подготовленным детям.) с элементами творческой работы учащихся.

План классного часа:

    Организационный момент. Вхождение в урок.

    Лекция. Презентация.

    Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.

4. Заключение.

Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник? (Могут быть предложены свои варианты вопросов, а далее могут быть представлены фрагменты начала презентации).

Начало презентации.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

4 ноября государственный праздник в Российской Федерации-День народного единства впервые отмечался в 2005 году.

Народность есть выражение любви к Отечеству. День народного единства - это день выражения любви к своему Отечеству, осознание себя частью великого народа и готовность в любую минуту жертвовать собой ради спасения своего Отечества.

П.2. Лекция с использованием карт и фрагментов презентации.

Слова учителя: « Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника».

Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков. Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем. Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство.

Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.

По дорогам ходили толпы людей, собирались разбойничьи шайки. Обычная жизнь государства была нарушена мятежными раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они не долго оставались на троне. После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Комиссия, которая расследовала обстоятельства смерти последнего пришла к выводу, что смерть наступила от несчастного случая. Но в смутное время появилась другая версия: царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели и с его воцарением в стране наступит порядок. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол. В обмен на поддержку Лжедмитрий согласился выполнить ряд условий. Польскому дворянину Мнишеку он обещал миллион злотых и жениться на его дочери Марине, а также передать ей у удел Псков и Новгород, Польскому королю - Часть русских земель и обратить Русь в католичество.

Осенью1604 года войско Лжедмитрия (около 2 тыс. наемников) вторглось в Россию и опираясь на недовольных политикой Б. Годунова, голодом быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву. 21. 07.1605 коронован в Успенском соборе. Но уже в феврале 1606 года в Москву явились послы короля Сигизмунда с территориальныни претензиями. Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский

Началось бесславное правление В. Шуйского. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны. Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Из захваченной поляками Москвы он рассылал свои грамоты с призывами. Последней его грамотой было обращение к нижегородцам. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Началось всё с того, что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!» Слезы текли по щекам Минина, когда он произносил эти слова, святой огонь любви к Отечеству блистал в его взоре. Граждане кричали: « Умрем за Русь святую!» В этом крике соединились все сердца, все души, все желания. Он раздавался во всех отдаленных местах России, он привел к одной цели, он воодушевил всех защитников её.

Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества. Тот, кто был победнее, отдавал последнее, те у кого ничего не было, шли в кабалу. На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест. Сбор нового ополчения был назначен в Ярославле. Здесь появилось правительство « Совет всей Земли». Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу. С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства

П.3. Творческая работа.

Слова учителя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.

Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)

П.4. Заключение.

Обсуждение работы групп. Подведение итогов.

К детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.


Top