Пилотесса Мария Уваровская - Командир воздушного судна «Аэрофлота» ← Hodor. Пилотесса Мария Уваровская — о работе в мужском коллективе и буднях пилота

А почему, соббсно, "Первой в России женщиной – командиром воздушного судна" тут названа Уваровская? ИМХО, это не так:
Наша современница Нина Васильевна Литюшкина.
Нина Васильевна пилот авиалайнера, ни одна женщина в мире не налетала столько часов за штурвалом реактивного самолёта.
Статья из газеты "Аргументы и Факты":

Авиаледи.

Над женщинами-водителями мужчины любят подшучивать. Но вряд ли кто-то сможет бросить колкость в сторону этого рулевого. Нина Литюшкина управляет не машиной, а самолётом! Она пилот первого класса, много лет была командиром Ил-18, сейчас - пилот самолёта Ту-154. Общий налёт - около 24 тысяч часов! Это уникальный показатель даже для мужчин-пилотов. Литюшкина - единственная женщина-пилот в России и бывшем СССР, кто имеет столько безаварийных часов налёта.

Она училась и оттачивала своё летное мастерство в небе родной Мордовии. На своей «Аннушке» Нина Васильевна перевозила пассажиров и грузы во все уголки Приволжского округа. Доставляла врачей в труднодоступные районы, вывозила больных. С 1971 года она оказалась в небе Красноярского края, потом и вовсе расширила горизонты, стала летать в различные уголки нашей страны и ближнего зарубежья.

Нина Васильевна отлично владеет техникой пилотирования Ан-2, Ил-14, Ил-18, Ту-154. Имеет допуск к контрольно-испытательным полётам, может перевозить VIP.ов, летает в сокращённом составе - без штурмана, освоила полёты с использованием спутниковых навигационных систем. Кстати, в августе 2007 года пилотесса получила медаль Нестерова. Это самый почётный знак отличия в российской авиации. В авиакомпании, где работает Нина Васильевна, такая награда пока в единственном экземпляре.

Статья в газете "Красноярский рабочий" :

До-жи-ли! За штурвалом - летчики в серьгах!..

Она оторвала взгляд от приборов, повернулась к губернатору Лебедю и улыбнулась. Александр Иванович увидел обаятельную женщину в летном мундире, а вскоре узнал, что недавно Нину Васильевну Литюшкину поздравляли друзья и коллеги с 35-летием летной работы и безаварийным налетом 20 тысяч часов. Это среди женщин своеобразный мировой рекорд. Генерал галантно поклонился и вышел из кабины самолета. Через несколько минут вернулся, занес нарядную коробку конфет и подарил Нине Васильевне...

Ее коллега Альберт Николаевич Жуков, командир такого же типа самолета, сказал о ней кратко, но четко:

Стремилась в небо, мечтала, хотела, попала - через ДОСААФ!

И он прав: другого пути к этой профессии для девушек не было, только через спортивные аэроклубы. Не каждая смогла бы выдержать изнурительные испытания и беспощадный отбор. Всегда ведь считалось: пилотаж - дело мужское...

Нина родилась в ноябре 1942 года в мордовском селении Чуколы Ардатского района. Вскоре отец ушел на фронт, матери непросто стало справляться с четырьмя детьми, и Нина стала жить у бабушки. Татьяна Павловна дала девочке православное воспитание.

Вскоре после войны Нина посмотрела фильм "Ночные ведьмы" - о женском авиационном Таманском полке и его сражениях с фашистами. И эти "ведьмы" утащили ее в небо!..

Закончив среднюю школу, поработала в Саранске на приборостроительном заводе и поехала в Куйбышев. Здесь в аэроклубе сумела пройти первоначальную подготовку инструктора-планериста, совмещая ее с работой приемосдатчицы речного порта. А в табеле почти все отличные оценки, на "хорошо" сданы только "Уставы Советской армии" и "Основы воинского воспитания". Увы! Женскую психологию победить трудно...

Тогда же она освоила полеты на планерах Каи-12 с лебедки "Геркулес-3" и на Л-12 "Бланик", шла за самолетом... Отчаянная девушка совершила 172 полета, налетав почти 36 часов, более десяти из них - парящие, то есть самые виртуозные.

Дорога в небо продолжалась... Через два года Литюшкину направили в Центральную объединенную летно-техническую школу ДОСААФ СССР, которую она закончила в 1964 году по специальности "инструктор-летчик-планерист".

Обучалась в школе Нина на самолете Як-12, летала 476 раз, проведя в воздухе более 130 часов!.. Девушке присвоен первый разряд по планерному спорту. Литюшкина изъявила желание работать в Саранском авиапредприятии, где переучилась и на самолет Ан-2. Когда же налетала на Яке и "Аннушке" свыше двух тысяч часов, ее утвердили командиром самолета Ан-2. А затем в Кировоградской школе высшего летного пилотажа она освоила Ил-14 и Ан-24.

О Сибири в те годы много пишут и говорят, а молодость не терпит однообразия, и Нина Литюшкина соглашается трудиться вторым пилотом Ил-14 и

Ил-18 на Красноярском авиапредприятии. Через три года переобучается в Ульяновске на вождение корабля Ил-18 и получает приписку к Красноярскому 214-му летному отряду. Ее личное дело пополняется бодрящими строчками: "По состоянию здоровья годна к летной работе без ограничения, летает уверенно, в полетах вынослива".

На земле она бывает так мало, что едва поспевает написать письма родным да повидаться с задушевной подругой Галиной - медсестрой из поликлиники. Они словно сестры. "В дружбе нет купли-продажи, есть только честность и доверие, - утверждает Нина. - Боюсь я бессовестных людей, - добавляет она. - Если плохих людей вижу, обхожу стороной". Она считает, что "авиация - сфера порядочных людей".

Оттого, видно, Нина Васильевна никогда не усомнилась в своем выборе. И на летном мундире Литюшкиной прибавился второй знак "За безаварийный налет 7000 часов". И вновь Нина набирает скорость: в Ульяновске переучивается по курсу командиров кораблей самолетов системы Ту. Вот и снова высший пилотаж ее жизни - аттестационная комиссия в 1983 году утверждает ее на должность второго пилота Ту-154.

Нина Васильевна улыбается: "Из женщин России я одна летаю на "Тушке"...

В ее характеристике появляется запись: "Сложную, временами тяжелую работу выполняет наравне с мужчинами, не требуя скидок..." Далее вывод: "Достойна быть кандидатом в командиры корабля..."

Не будет тайной, что отделы кадров аэрокомпаний хранят страховку-распоряжение пилотов на случай гибели. Нина Васильевна завещает скромную сумму сестре Лиде. Говорим, конечно, о риске в летном деле. Она же как-то доверительно произносит: "Всевышний хранит нас!" Добавляет: "Буду летать, сколько живу!"

И это естественно. Небу - Нинина молитва, но матушка-земля однажды все-таки взяла свое - помогла испытать женское счастье с Сергеем, разделить с ним любовь к небу. Теперь она не только взлет с восторгом встречает, но и посадку. На земле ее ждут, здесь она с супругом взращивает сад, в котором каждый цветок, каждая травинка радостью сердце ласкает. Цветы Нина боготворит и сожалеет, что их нет среди неописуемых красот небосвода...

Но зато ей дано, как она утверждает, "всю Россию видеть с неба!.."

Т.е., она еще в СССР была уже КВС, и перешла с этим званием уже в новую Россию. Так шта...

Очень часто, когда идет разговор об авиации, всплывает вопрос "А есть ли женщины пилоты самолета ?"

Конечно же, есть. Еще в 1910 году, во Франции, лицензию пилота получила первая в мире женщина, ей стала баронесса Раймонда де Ларош.

После, количество женщин-пилотов начинает постепенно увеличиваться. В 1914 году Шаховская Евгения стала первой в мире военной летчицей . В 20-х веках осуществить свою мечту удалось лишь единицам.

В 60-х годах впервые сформировали женский набор в летное училище гражданской авиации .

И уже в 73 году был первый выпуск, состоявший из 40 человек, в 77 году был второй, после которого выпустилось около 50 человек. Но, к сожалению, в нашей стране больше выпусков не было.


Сегодня в США насчитывается около 25 000 женщин-пилотов, благодаря чему Америка занимает первое место в мире по этому показателю. Женщинам посчастливилось получить лицензию на управление самолетом. Эта профессия набирает популярность среди женщин, что касается процентного соотношения, то, в сравнении с 2003 годом, количество женщин-пилотов увеличилось на 9% и женщины составляют 5% от всего числа пилотов. 400 женщин, по данным 2010 года, работают в крупных авиакомпаниях.

Так же дискриминация в профессии в наши дни встречается редко, коллеги и пассажиры адекватно реагируют на женщин в кабинах пилотов .

Офицер польского перевозчика , Агнешка Баран, считает, что нет ничего необычного в нашем веке, в том числе и девушки-пилота. В ее компании всего 7 девушек, остальные все мужчины. Но Агнешка говорит, что к ним никогда не относились предвзято, это их очень радовало, они считали себя полноценными членами экипажа.

Мировая авиация выходит на тот уровень, становится той отраслью, где на пол уже никто не смотрит. Особенно это относится к Западным авиакомпаниям.

Что же касается женщин пилотов в России. Они оказывают поддержку гражданскому сектору авиации.

За штурвалом, в Аэрофлоте - основном российском перевозчике, так же можно встретить девушку.

Азия так же имеет в своем штате женщин-пилотов. Их услугами пользуются Royal Brunei Airlines - национальный перевозчик Брунея.

Хочется завершить эту статью фразой Агнешки Баран :

«Да, нам, девушкам, сложнее, даже когда никто не напоминает об этом, но все же требования остаются высокими, и нам необходимо доказать, что мы так же справляемся с обязанностями. Самое главное – никогда не сдаваться и тогда все Ваши мечты будут осуществимы. Учиться и работать, а главное - никогда не сдаваться».

Список типично мужских профессий очень велик. Например, вы не найдете женщину - шахтера, пожарника, машиниста… А вот пилоты - есть! Причем не только в Америке (на родине воинственного феминизма), но и у нас. Кто же эти красавицы и тернистой ли оказалась их судьба?

«Нууу, пилот…» - скажете вы. - «Вон, у нас ведь даже Терешкова была, первая женщина-космонавт»…

Да, в нашей стране никто не запретит молодой девушке выучиться и устроиться работать в Аэрофлот. Другое дело - захочет ли она это делать? Кроме навыков управления крылатой машиной, от пилота требуется хорошо разбираться в технической части, в «гайках», одним словом. Ну, а кроме того, пилот постоянно должен быть в хорошей физической форме (не говоря уже об умении справляться со стрессами и высоким уровнем внутренней дисциплины). Тут проще на учительницу пойти, ну, или на менеджера!

Где готовят пилотов? В Ульяновске или Санкт-Петербурге, в летных вузах. А также в училищах, расположенных в городах поменьше (Сасово, Омск, Калуга, Бугуруслан, Красный Кут).

Что нужно сдать при поступлении?

  • Данные об общей успеваемости в школе.
  • Анализы, которые подтвердят отличное состояние здоровья.
  • Пройти психологические тесты.

Во время учебы в классах царит почти армейская дисциплина. Прогулов тут не терпят и оценок за «глазки» или короткую юбку никто не поставит.

Так сколько же у нас пилотесс? На 2016 год летную лицензию получили 450 представительниц прекрасного пола. Из них 30 женщин успешно пилотируют пассажирские самолеты. Большая половина, а именно 20 - в Аэрофлоте (пять из этих леди стали первыми пилотами, то есть командирами экипажа).

Почему так мало? Дело в том, что получив сертификат, пилот должен некоторое время пилотировать только грузовые борта, повышая квалификацию. Только после этого ему могут доверить пассажиров (и то после переучивания на летной базе - что, кстати, оказывается еще и недешево).

И не стоит думать, что штурвал выдается раз и навсегда. Женщины (как и мужчины) постоянно повышают квалификацию, тренируются на тренажерах и сдают медицинскую комиссию. Этот момент, в частности, показан в советском фильме «Экипаж».

А как за океаном? В стране победившего феминизма пилотесс в разы больше. Лицензию получили 27 тысяч дам. Около 1000 девушек пилотируют гражданские воздушные суда.

Когда женщины впервые взяли в руки штурвал?

В роли двигателя прогресса (как в случае с освоением многих других мужских специальностей) выступила война. Во время Первой мировой численность мужчин резко падала, и власти многих стран разрешали женщинам садиться в кабины крылатых машин, лишь бы было кому воевать.

Таким образом первой женщиной-летчицей стала француженка Элиза Де Ларош (именно ее вы можете увидеть на этом ретро фото). Она впервые поднялась в небо более ста лет назад - в 1910 году.

В Российской империи тоже были такие революционерки - самым известным примером можно назвать княгиню Шаховскую (1915 год). К концу войны во многих странах можно было насчитать десятки военных пилотесс. Во Второй мировой эта цифра еще больше увеличилась (вспомните хотя бы «крылатых ведьм», которых так боялись немецкие солдаты).

Что касается гражданской авиации, даже после Второй мировой в ней господствовали исключительно представители сильной половины человечества. И только в 21 веке эта «мода» изменилась.

Конечно, справедливости ради отметим: в 70-х годах в СССР дважды набирались курсы будущих пилотов, состоящие из одних девушек (их закончили 90 выпускниц). Но потом эта практика угасла сама по себе.

Имена современных «небесных балерин»

Как говорят у нас в стране, «героев нужно знать в лицо». Таких героинь - точно! Тем более, что лица у них красивые, характеры сильные, судьба небанальная и более чем интересная. Конечно, о каждой из тридцати мы рассказать не сможем. Но можем немного осветить биографию женщин, чаще других общающихся с прессой.

Мария Уваровская

С 2014 года - командир Airbus A320 Аэрофлота.

Она утверждает, что в России выучиться на пилотессу не проблема. Однако устроиться на работу и пилотировать самолет все еще сложно. Во-первых, многие пассажиры относятся к пилотам в юбке более чем настороженно, а во-вторых, не с каждым мужчиной-коллегой легко сработаться (а «комплектация» экипажей все время меняется, так как руководство считает: если пилоты будут не знакомы, они не станут друг другу доверять, а значит, будут тщательнее проверять показатели приборов, контролируя друг дружку).

Трудно оказывается и с родными, которые не всегда отпускают дочерей или жен в небо. Например, первым делом, которое делает Мария после каждого приземления, бывает звонок маме. Хоть она и отпустила дочку покорять небеса, но во время каждого полета страшно волнуется за нее.

Пилотесса А-320.

Это не просто обладательница летной лицензии, а продолжательница семейного дела (все мужчины в семье Ольги были авиаторами).

Для этой женщины самой большой проблемой в работе оказалось уйти в декрет. Она вынуждена была скрывать свое интересное положение до последнего, переучиваясь на другую модель самолета уже с приличным животиком. Перед родами начальство, узнав о предстоящем декрете женщины, с криками уволило ее. К счастью, все закончилось хорошо - когда малыш подрос, Ольгу приняли в Аэрофлот.

Дети - это самая тяжелая часть работы женщины-пилота. Хорошо, когда за ними есть кому присмотреть (например, сын Ольги проживает с ее мамой, своей бабушкой).

Самая молодая летчица в нашей стране (да и во всем мире тоже), получившая штурвал пассажирского судна всего в 23 года. Пилотирует Superjet с конца 2016 года.

А еще есть Ольга Грачева (с 2009 года - командир Боинга 767), Татьяна Рыманова (командир Боинга 737), Елена Новичкова (КВС Аэробуса А320), Дарья Синичкина (пилотирует Sukhoi Superjet-100 с 2015 года), Ларина Евмурзаева (первая пилотесса среди чеченских женщин) и многие другие.

Ну, а вот это видео расскажет еще об одной живой легенде, вместе с которой нам повезло родиться. Светлану Капанину назвали семикратной абсолютной чемпионкой по высшему пилотажу (и это звание подарили ей не другие «небесные ласточки», а суровые мужчины-пилоты). Да, эта женщина - наверное, единственная в спортивной федерации… И при этом лучшая! Как говорят ее поклонники, «ас в юбке». Итак, «Крылья Пармы», выступление за 2017 год. Это действительно красиво!

Современным девушкам легко реализовывать мечты о полетах. Такие женщины записываются на курсы бортпроводников и работают . Однако некоторые не останавливаются на достигнутом этапе, стремясь покорить небо за штурвалом авиалайнера. Узнаем, может ли женщина стать пилотом, какие условия для этого придется выполнить, насколько востребовано подобное занятие в России.

Работа летчика требует от кандидата глубоких знаний технической части, касающейся устройства самолета, и навыков пилотирования. Кроме того, соискатель на подобную должность проходит медицинский осмотр на соответствие показателей состояния организма планируемым нагрузкам. Само собой, здесь важна и физическая подготовка, и способность справляться с психологическими проблемами, и дисциплинированность.

Умение быстро принимать решения, невозмутимость, устойчивость к стрессам и технический склад ума – прерогатива мужчин. Хотя современные девушки уже мало в чем уступают сильному полу. По этим причинам женщина – пилот самолета – реальность, а не миф. Чтобы получить в России, придется обучаться в специализированном ВУЗе или летном училище.

Отметим, что в Санкт-Петербурге и Ульяновске функционируют высшие учебные заведения, где удастся получить диплом «Летная эксплуатация летательных аппаратов гражданской авиации». Кроме того, будущих пилотов, борттехников и диспетчеров готовят средние училища Калуги, Омска, Красного Кута, Сасово и Бугуруслана.

Причем при поступлении комиссия интересуется общей успеваемостью абитуриента, а не результатом знаний конкретного предмета. Само собой, администрация здесь декларирует и жесткий отбор кандидатов по состоянию здоровья – выпускники сдают анализы и проходят психологические тесты. Результаты при поступлении определяются желанием освоить профессию, достойным уровнем общей физической и моральной подготовки, знаниями базовых предметов школьной программы.

Учитывая, что в современном обществе нет ограничений по приему документов, сегодня на вопрос, есть ли в России женщины-пилоты гражданской авиации, удастся ответить утвердительно. Отметим, что к концу 2016 года в стране зарегистрировано 450 представительниц прекрасного пола, которые смогут похвастать летной лицензией . Причем 30 женщин успешно совмещают мечту об авиационной карьере с практикой.

Достижения девушек в области авиации

Ради справедливости, уместно уточнить, что первые летчики среди представительниц «слабого» пола появились еще на стыке ХΙХ–ХХ веков. Причиной, которая побудила мир изменить взгляд на особенности подобного занятия, стала Первая Мировая война. Поскольку количество мужчин в этот период быстро сокращалось, власти передовых стран разрешили женщинам попробовать силы в авиации.

Первой представительницей этой профессии считается француженка Де Ларош, которая впервые управляла самолетом в 1910 году.

В числе государств, которые положительно восприняли новые правила, оказалась и Российская Империя. Здесь хроники сохранили упоминание о легендарной княгине Шаховской, принявшей активное участие в военных действиях 1915 года. Аналогичная ситуация в мире сохранилась к началу Второй Мировой и Великой Отечественной войны.

С первой половины ХХ столетия прекрасная половина человечества составляла пятую часть военных пилотов сначала Российской Империи, а затем и СССР. Причем представительницы этой профессии неоднократно проявляли лучшие качества и отличные летные навыки.

Заметьте, что на этот период нишу гражданских перелетов занимала исключительно мужская часть общества. Однако времена меняются, и сегодня среди девушек набирает обороты тенденция гражданского пилотирования. Правда, жесткие рамки и требования при поступлении в ВУЗ оставляют шанс в реализации мечты лишь избранных представительниц слабого пола.

Хотя нынешнее решение Международной Федерации Авиации о признании лучшим пилотом века Светланы Капаниной говорит о положительных сдвигах и в этом направлении . Тем более что девушки не боятся испытывать экспериментальные модели и показывают отличные результаты в подобной профессиональной нише. Поговорим немного подробнее о представительницах такого занятия, и узнаем, работают ли женщины-пилоты в «Аэрофлоте».

О препонах обучения и работы

Заметим, что стать счастливой обладательницей диплома летчика нелегко. Девушки, которые прошли этот путь, говорят о строгой дисциплине в училище и готовности полной отдачи любимому делу. Отдельным разговором становится сложность обучения. Курсанты изучают устройство лайнера и отрабатывают практические навыки пилотирования. Кроме того, после получения заветного сертификата придется пройти необходимое количество часов налета на грузовых бортах.

Чтобы попасть в число пилотов гражданских перевозок, летчики практикуют налеты на самолетах выбранной модели и переучиваются. Учитывайте, что подобный процесс нуждается во времени и финансовых вложениях. Правда, современные летные клубы максимально упрощают такую процедуру, поскольку предлагают хорошо укомплектованные базы, где удастся на месте получить необходимый объем знаний и практики.

Прохождение занятий в этих заведениях гарантирует девушкам получение лицензии на коммерческое пилотирование. Такой документ позволяет получить рабочее место в авиакомпаниях страны.

Повышение квалификации и отработка знаний на тренажерах — будни начинающих летчиц

Чтобы построить успешную карьеру в этой области, придется периодически повышать уровень квалификации. Прохождение тренировочных полетов на тренажерах и медицинские осмотры перед рейсом – будни летной практики, известные каждому пилоту. А при перелетах летчица контролирует показания приборов и действия второго пилота – ведь любая ошибка грозит непоправимыми последствиями и .

Отдельными трудностями для женщин здесь становятся бытовые моменты. По словам известной летчицы «Аэрофлота» Ольги Кирсановой, рождение ребенка стало поводом для смены рабочего места и ненадолго выбило из привычной колеи женщину. Кроме того, здесь накапливаются и текущие бытовые вопросы, которые касаются внешнего вида и состояния формы – ведь о пилотах-мужчинах заботятся жены.

Королевы небес в России

В сравнении с практикой США, в РФ еще сильны стереотипы. Например, Америка выдала 27 000 летных лицензий женщинам, когда в России такие документы получили лишь 450 девушек. Что касается непосредственной практики управления воздушными гражданскими перевозками, за океаном в этой профессии заняты 1 000 человек, а у нас – 30 представительниц прекрасной половины человечества.

Мария Уваровская добилась статуса первого пилота и командует экипажем лайнера Airbus A320 компании «Аэрофлот»

Причем львиную долю женщин, которые управляют гражданскими самолетами в России, составляют пилотессы «Аэрофлота» . В страны работает 20 женщин, причем пятеро таких летчиц командуют экипажем, имея статус первого пилота. В 2009 году Ольге Грачевой впервые доверили командование бортом Boeing 767. В это же время Татьяна Рыманова добилась статуса командира авиалайнера после прохождения тестов повышения квалификации.

Первым КВС Аэробуса А320 стала Елена Новичкова. 2014 год подарил стране еще одного командира прекрасного пола – Марию Уваровскую. Девушка стала первым пилотом судна Airbus A320, которое тоже числится в .

Мария Федорова — самая молодая летчица в авиакомпании «Аэрофлот»

В марте 2015 года управление российской моделью Sukhoi Superjet-100 доверили Дарье Синичкиной. Кроме того, в авиакомпании работает еще 15 женщин, потенциал которых позволяет получить статус КВС в будущем. Ведь самой молодой представительнице летчиков авиалиний Марии Федоровой – 23 года. Девушка села за штурвал отечественного Суперджета в ноябре 2016 года.

Кроме того, огромный потенциал и у первого летчика-женщины Чеченской республики Ларины Евмурзаевой. Эта девушка доказала стране, что устоявшиеся стереотипы уже становятся пережитком прошлого времени. Думаем, что со временем авиация России выровняется с мировыми показателями этой отрасли, где место пилота занимает 10% представительниц прекрасного пола.

Перспективы

Немного поговорим о вероятном развитии подобной тенденции. Сегодня известные мировые авиаперевозчики твердо взяли курс на увеличение штата летчиков женского пола. Авиакомпания «British Airways» еще с 2013 года принимая на работу летчиков, отдает предпочтение соискателям-женщинам. Авиалинии «Lufthansa» зачислила в штат компании 300 летчиц. Этот показатель сегодня – максимальный на континенте.

Лидируют по числу пилотов прекрасной половины человечества США. Здесь популяризирована эта профессия, а декларирование равных возможностей не дает права отказа в обучении девушкам, которые мечтают о полетах. Правда, работать в гражданской авиации тут остается до 10% женщин, которые получили желанную лицензию.

Доля летчиц в мировых авиакомпаниях пока составляет 10%, но здесь намечается тенденция к росту пропорции женщин за штурвалом

Что касается России, последние пять лет показали четкие тенденции роста популярности летного дела среди слабого пола. Конечно, пока сложно преодолеть имеющиеся препоны, чтобы получить статус пилота авиации. Однако потребуется время, чтобы стереотипы остались в прошлом.

Отметим, ситуации, когда пассажиры , узнав, что авиалайнером управляет женщина – частое явление и в России, и в Европе. Хотя реальная практика доказывает обратное. Пока нет ни одного случая аварий на маршрутах, которые преодолевали воздушные суда, пилотируемые девушками.

Женщины доказали право управлять авиалайнером и проводить гражданские авиаперевозки

Как видите, современный мир меняется. Женщина-водитель – уже привычное явление для городов России, поэтому в будущем изменится и отношение к девушкам, которые способны управлять авиалайнером и покорять небеса. Ведь делая такой выбор, прекрасная половина жителей РФ определяет и будущий образ жизни. Пилоты ограничены в создании классической семьи, но шансы увидеть мир и тяга к небу здесь становятся решающим фактором.

В современном обществе все чаще встречаются женщины-пилоты
Высшее авиационное летное училище города Ульяновска
Первой женщиной-пилотом стала француженка Элиза де Ларош
По мнению Международной Федерации Авиации лучшим пилотом века стала россиянка Светлана Копанина
Обучение летному делу требует ответственности и дисциплины

Сегодня в России летают около двух десятков женщин-пилотесс.
За рубежом их, конечно, намного больше, там это явление более привычное.

Первое, что требуется - отменное здоровье.
Аналитический склад ума. Упорный бойцовский характер. И обязательно - призвание!!

Я покажу пилотесс, все фото и имена, конечно же, реальные.

Алина Залетова, КВС Боинг-737

Алина Залётова - единственная женщина - пилот гражданской авиации ЛР.

Опыт воплощения в жизнь несбыточной мечты.
Дело даже не том, что эта простая девчонка из рабочего поселка Каугури стала профессиональным летчиком. А в том, что при желании она могла добиться чего угодно: стать прима-балериной, дрессировщицей тигров, покорить Эльбрус, победить в марафоне.
...Прохожие принимают ее за стюардессу. Белая блузка, синий летный костюм, стройная фигура, элегантные туфли - она выглядит как героиня Ренаты Литвиновой из фильма «Небо. Самолет. Девушка». Никогда не подумаешь, что хрупкая Алина уверенно поднимает свой «Боинг-737-500» c более чем сотней пассажиров на борту.

«Очкарикам не место в авиации!»
Когда Алину спрашивают, как она стала пилотом самолета, она отшучивается: благодаря фамилии... Если говорить серьезно, Алина с 12 лет знала, чего хочет в этой жизни. В «бред ребенка про самолеты» никто из взрослых, кстати, не верил.
Алина ни с кем не спорила, ничего никому не доказывала - просто упорно готовилась к профессии: подвергала себя всяким психологическим тестам на развитие внимания, быстроты реакции, изучила всю доступную и недоступную литературу по авиации, нажимала на учебу в школе, серьезно занималась спортом и выучила английский (хотя в школе преподавали немецкий).
К 10-му классу у Алины село зрение. Это было неожиданным ударом, ломавшим все ее выстраданные планы! Близоруким претендентам невозможно пройти медкомиссию в летное училище. Алина, оценив ситуацию, решила поступить в Рижский авиационный институт, который окончила по специальности «инженер-авионик» (обслуживание оборудования самолетов).

Шесть лет у самолета
Вопреки скептицизму многих, Алину (одну женщину из десятков претендентов-мужчин) приняли в компанию airBaltic авиатехником. Романтики мало, а грязи и ответственности хоть отбавляй.
Мужчины-коллеги очень быстро убедились, что Алина не пигалица, а свой парень, которому можно доверять. А ведь уровень ответственности на этой работе - человеческие жизни: каждый день Алина ставила подпись о том, что самолет исправен и готов к полету. Если бы она хоть раз сделала что-то не так, ошиблась, недосмотрела - даже страшно подумать.

Ей иногда снились кошмарные сны.
- Очень опасно, - объясняет Алина, - забыть инструмент в двигателе. Такие варианты в мире случались и лайнеры загорались в воздухе от такой, казалось бы, мелочи - забытой кем-то отвертки, фонарика, даже гайки. Я просыпалась ночью в холодном поту, гадая: это был сон или на самом деле случилась беда?

Пилот-любитель без денег и спонсоров
И все эти шесть лет работы в аэропорту Алина мечтала о небе. Собрала деньги на операцию по исправлению близорукости. Как только прооперировалась, тут же начала поиски курсов по подготовке частных пилотов. И снова уперлась в стену: на обучение требовалось шесть тысяч долларов. Таких денег у девочки просто не было. Впрочем, как и богатых родителей и спонсоров.
Алина стала копить, целый год отказывала себе даже в мелочах - экономила на транспорте и обедах. Но не наскребла даже половины нужной суммы. Тогда собралась на заработки в США. Но тут, к счастью, выяснила, что в Рижском аэропорту открылся аэронавигационный центр, где готовят пилотов-любителей по более приемлемым ценам.
- Самый первый полет я совершила на легендарном «ЯК-18», - вспоминает Алина. - Помню, перед тем как залезть в его кабину, размышляла: а вдруг окажется, что все это - и небо, и самолет - не мое, вдруг мне станет худо или страшно?
Но худо Алине не стало. Все было, как и мечталось, - из первого полета она вернулась совершенно счастливым человеком. Правда, потом у нее долго не получалось мягкой посадки, она никак не могла, как говорят пилоты, почувствовать высоту. Но и с этим справилась.
А потом осознала, что столь долгожданный диплом пилота-любителя не дает никакого шанса для работы в авиакомпании.

Рухнули небоскребы... и надежды
Родная airBaltic, пойдя Алине навстречу, планировала обучить ее до конца (был такой проект - обучать своих же сотрудников), но тут как раз случилось 11 сентября, когда рухнули небоскребы в Нью-Йорке. Вместе с ними рухнули все надежды Алины - из-за удорожания летных страховок и многого другого в гражданской авиации план по перепрофилированию сотрудников благополучно прикрыли. До лучших времен.
Чтобы выучиться теперь уже на коммерческого пилота, Алине опять требовались бешеные деньги. Минимальный налет для экзамена - 200 часов, а стоимость каждого - 60 латов (сегодня уже 100 латов!). Ну не было этих латов у простой девушки!
Алина упрямо искала выход... Она выяснила, что в Литве открыли летную школу, где обучение намного дешевле. Понеслась туда. Работала, параллельно училась. Исхудала до такой степени, что ребята-техники от жалости пытались бледную коллегу с синяками под глазами подкармливать - совали ей пирожки, тортики.
Настал момент, и Алина получила долгожданную летную лицензию, сразу конвертировав ее в Латвии. Казалось бы, все, можно облегченно вздохнуть. Но не тут-то было - изменились законы, и чтобы работать пилотом авиалиний в странах ЕС, ей нужно было пройти еще один дополнительный профессиональный курс, равноценный высшему образованию пилотов.
Это было уже чересчур - Алина была на грани нервного срыва. Но снова взяла себя в руки и сосредоточилась на своей мечте о небе. И тогда чудесным образом ситуация обернулась так, что airBaltic решила оплатить настойчивой девушке обучение в Швейцарской летной академии.
Вот уже полтора года как Алина Залётова летает вторым пилотом «Боинга-737-500».

Мужская профессия
Иногда, очень редко, Алина чувствует, что мужчины из экипажа начинают вдруг волноваться, если она сидит за штурвалом, а за бортом погода плохая. Коллеги не говорят ничего обидного, вроде бы и вида не подают, но по их замершим лицам она читает: настроены скептически!
Алина доказывает делом, что она умеет летать. Даже в непредвиденных ситуациях ведет себя как подобает. Как-то она сажала самолет в Гамбурге: уже шла на выравнивание, до полосы оставалось метра два, и вдруг увидела гусей на взлетной полосе. Если бы птицы попали в движок - страшно подумать, что было бы! Алина не дрогнула, не запаниковала и все сделала правильно.
А что делать, когда мечта сбылась? Алина, став пилотом «боинга», не успокоилась. Теперь она задумала долетать до капитана экипажа. И почти никто не сомневается, что рано или поздно так оно и будет.

Ольга Кирсанова. КВС Боинга. Аэрофлот.


Овсяная каша, хороший кофе и звонок сыну - «мама собирается в полет, не волнуйся». Потом - самолет в другую страну, короткая прогулка между рейсами, вылет обратно в Россию. Служебная машина, дом, опять звонок сыну - не переживай, мама прилетела. Ребенку Ольги Кирсановой - всего пять лет, сейчас он проживает с бабушкой в Минводах. Маму видит раз в месяц: у гражданского летчика мало свободного времени, но все, что есть, Ольга посвящает сыну.



Музыка, байдарка, самолет
Ольга Кирсанова - пилот гражданской авиации, водит самолет весом более ста тонн и вместимостью 180 пассажиров. За все эти жизни она в ответе. Свою работу она обожает - говорит, по-другому никак, ради такой профессии ей пришлось пройти огонь, воду и кабинеты чиновников.В Советском союзе женщин пилотов не жаловали.

«У меня в семье все мужчины были авиаторами, все женщины - педагогами. Поэтому по первому образованию я - филолог, однако доучивалась на последних курсах, уже поступив в летное училище, - рассказывает Ольга Кирсанова. - Я попала в знаменитое Волчанское, это было фактически единственное место, куда принимали женщин. Для нас - всего четыре места на весь Советский союз!».

Ольга место получила - пришлось дойти до самых «высших кабинетов», пробравшись даже в здание министерства обороны. Она была уверена - должна учиться на летчика, ведь есть все, что нужно: сильный характер, опыт полетов в аэроклубе, спортивный разряд. Ольга - мастер спорта по гребле на байдарках, уже в 15 лет попала в юношескую сборную страны. Собиралась в большой спорт, но не прошла по росту - не хватало 10 сантиметров. Отец даже записывал девочку на прием к Елизарову - вдруг получится «вытянуть». Но отговорили: с возрастом такие эксперименты с телом могли аукнуться большими проблемами.

Ольгу в училище, в итоге, взяли: началась служба и жизнь в казармах. Обязательно - в кирзовых сапогах. «Они были жутко неудобными. Я думала, что за дежа вю: когда-то я, такая рафинированная худенькая девочка, пришла после музыкальной школы в секцию гребли. До крови стирала руки, теперь вот такие же мозоли на ногах». Училась Ольга на Украине, куда переехала из теплого Ташкента, поэтому местные зимы ее шокировали. Мужчинам выдавали длинные шинели и шапки-ушанки, женщинам - модельную форму, короткое пальто до колен и каракулевая пилотка. Красиво, но совершенно не греет. Однако - положено по уставу, ничего не поделать. Зато мечта о небе начинала сбываться.

Стать любимым сыном.
После окончания учебы был «трудяга» АН-2. Однако хотелось летать выше. Мечты о космосе привели в Университет геодезии, картографии и аэрофотосъемки. Но мужчины сказали: техническое - это хорошо, но нужно по специальности. Чтобы окончательно закрыть вопрос, Ольга окончила Академию гражданской авиации - высшую ступень в образовании пилота. Все это время она летала, повышала квалификацию, доказывала мужчинам, что способна летать на равных.

«Понимаете, у меня родители ждали первенца-сына, а получилась я, - шутит Ольга. - Потом-то они научились: у меня родились еще два брата, но я всегда хотела стать для папы самым-самым любимым сыном - потому что всеми своими успехами я обязана ему. Он меня вдохновлял, он ради нас ушел из большой авиации в маленький аэроклуб - чтобы дать своим детям почувствовать вкус неба».

Папа поддерживал Ольгу во всем: учил «видеть землю» - способность пилота безошибочно определять высоту «на глаз» приходится долго тренировать. Нужно правильно выбрать точку, куда посмотреть - только тогда можно рассчитать расстояние до земли. Папа ставил Ольгу на крыло самолета, брал обычную покрышку и показывал, куда правильно должен быть направлен взгляд на посадке. Объяснял дочери, как прыгать с парашютом, поддерживал перед полетами.

«Сейчас я управляю большой крылатой машиной, а раньше, когда летала на маленьких, обязательно должна была прыгать с парашютом два раза в год, - рассказывает Ольга. - Было очень страшно - не потому, что боялась расшибиться и умереть, а потому, что если сломаю руку или ногу, на карьере пилота можно будет поставить крест. Но я думала, мой дедушка прыгал, мой папа прыгал, не могу же я посрамить наш род. Значит, у меня обязательно получится».

Ольга говорит, прыжку с парашютом разум пилота сопротивляется - зачем выпрыгивать из исправно летящего самолета? Первый блин был, как положено комом. Прыжок завершился приземлением прямо в центр стада коров. «На мне был красный костюм, а я слышала, что быков это приводит в бешенство, как же я оттуда неслась! А буквально через пару дней посмотрела по ТВ передачу: там говорили, что они реагируют не на цвет, а на движение».

После окончания учебы Ольга получила распределение в авиацентр, но случился развал СССР, сокращение штатов - не хватало места даже опытным пилотам. Ольга вернулась в родной Ташкент. После поисков сумела пробиться в ряды пилотов санитарной авиации - престижно, ответственно. Но вылетов было мало - в основном, дежурства. Ольга скучала по небу и хотела работать. Начала получать допуски на работу с «химией» - грузы особого назначения. Профессия вредная, но можно чаще летать. «У руководства волосы дыбом встали, женщину, на химию, да никогда! - вспоминает Ольга. - Я сказала, на все готова ради полетов. Мне предложили: давай тебя лучше переучим на ЯК-40. Согласилась. Отлетала на нем 11 лет».

Дальше было обучение на ТУ-154 и иностранном Airbus. В те годы Ольга уже перебралась в Москву - по счастливой случайности, помог бывший коллега. «Я прилетела в Домодедово, у меня в столице было два дня, чтобы что-то посмотреть, вкусного домой купить. Внезапно позвонил знакомый командир: у тебя есть 15 минут, гладь рубашку, и приходи на заседание квалификационной комиссии». Ольга успела и попала на работу к крупному гражданскому перевозчику.

Рубашки - больная тема для любого летчика. На работу нужно приходить «как на праздник», в сверкающе чистом и выглаженном, а после целого дня полетов сил на это просто на оставалось. «Я всегда завидовала мужчинам: они прилетают, а им жена и ужин приготовила, и рубашки погладила. Хорошо хоть, сейчас у нас работает прачечная - столько моего времени сберегает!».

Во время работы летчице пришлось скрывать свою беременность - будучи на седьмом месяце, она «на отлично» отлетала госэкзамен на новеньком Airbus A320. Но скоро скрывать живот было невозможно.

«Я пришла к начальству, говорю: можно я сейчас быстро рожу и вернусь, а они так кричали… - говорит Ольга. - Я думала, что у меня начнутся преждевременные роды. Мне сказали, что я обманщица, что надо выбирать, ребенок или самолеты. И уволили. Я была одинокой мамой, с ребенком на руках, с родителями-пенсионерами, которых должна содержать. Это была катастрофа - она мне стоила 15 килограммов веса и море слез».

Три страны в день
Сейчас Ольга - сотрудница «Аэрофлота», про свою работу говорит «звезды сложились»: карьеру в гражданской авиации она начинала именно в этой компании: в Ташкентском отделении, больше двадцати лет назад. Летает по всему миру - в Лондон, Дубай, Мадрид. Времени, чтобы посмотреть мир, немного, но оно есть - в сумочке всегда ждет легкий наряд. Есть специальный, для арабских государств - очень закрытый. За один рабочий день Ольга может сменить три страны. Полеты практически ежедневно.

Каждые полгода - специальные тренировки для отработки аварийных процедур. Тренажер имитирует все до мелочей - пилот тренируется в 3D-моделях реальных аэродромов. Другая тренировка - в бассейне, отрабатывают эвакуацию в случае посадки на воду. Опытные пилоты давно все знают и умеют, но практика должна быть регулярной - чтобы довезти все до чистого автоматизма.

Полет-то, что каждый пилот любит всей душой, хотя не все в этом признаются, считает Ольга. Работа очень тяжелая - каждую секунду в кабину поступает информация, при этом летчик одновременно следит за пятью мониторами - в таком потоке нужно успевать обрабатывать все, что получаешь, и быстро принимать решения. Стандартная схема - один летчик пилотирует воздушное судно, другой ведет связь, на обратном пути - меняются. Но при этом должны контролировать друг друга - от ошибок не застрахован никто.

«Меня папа с детства научил не витать в облаках, не думать о своем, погружаться в работу с головой, - считает Ольга. - Потому что я в ответе за сотни жизней. Совсем недавно человек на борту был на грани жизни и смерти. Ко времени прилета нашего рейса, воздушное пространство над Москвой было очень загружено, но службы отработали слажено, спасли еще одну жизнь. К счастью все обошлось, но переживания - очень тяжелые».

Алкоголь на борту - больная тема для большинства авиаперевозчиков. «Часто человек зарегистрировался, и пошел в кафе или в дьюти фри выпивать, опаздывает страшно, но уверен, что его дождутся. Раньше так и было, но теперь мы отменили эти поблажки. Я вообще не приветствую алкоголь, от него в воздухе одни беды!»

Так, чтобы похлопали.
Женщину-пилота коллеги-мужчины воспринимают по-разному, чаще - вполне адекватно, но бывают и конфликты. «Я давно заметила, когда у человека в семье есть дочь, общение сложится лучше» - считает Ольга. Пассажиров необычный пилот обычно радует - иногда после полета подходят за автографами. Или просто поговорить, познакомиться, сделать комплимент.

Летчики, в свою очередь, очень любят, когда их работу ценят. «Всегда стараюсь, если есть возможность, очень мягко сажать самолет - чтобы обязательно похлопали мне, это же так приятно! Еще пассажиры любят прилетать чуть раньше расписания, поэтому мы стараемся порадовать их, даже жертвуя своими часами налета» - рассказывает Ольга.

Ольга, как и все пилоты, немного суеверна: недолюбливает черных кошек и число 13. 2013й год начался для нее тяжело - умер папа, самый родной человек. «У него случился сердечный приступ, я была рядом, но на своем рабочем месте - летала в небе прямо над домом» - вспоминает Ольга. Говорить без слез не может до сих пор. Бережно отбирает фотографии для публикации: «обязательно поставьте папу».

«Мы не успели достроить дом, а вот дерево я уже посадила, и сына родила, все, чтобы папа мной гордился, - говорит Ольга. - Сын без деда тоже ужасно переживает. Я приезжаю к нему каждый месяц, беру два дня выходных, чтобы побыть хорошей мамой - поговорить, поухаживать, подстричь ему ногти - бабушке он не дает. Уезжаю, рыдаю, сын тоже плачет. Фонарик мне подарил - переживает за меня, чтобы я по темноте не ходила. Ждет с каждого рейса. Тяжело это все, но такова моя жизнь, моя работа».

В промежутках между поездками к сыну - будни гражданского пилота. Целый день в небе, домой - поспать - и снова в полет. На вопрос, хочет ли Ольга, чтобы ее сын стал летчиком, однозначного ответа у нее нет. «Небо стало суровое, тяжелое. Вырастет - посмотрим. Я хочу, чтобы он сделал выбор сам. Вы только посмотрите, какой у меня классный мужчина!» - Ольга открывает на телефоне фотографии сына. Они у нее всегда под рукой - так немного проще пережить расставания.
======================================== ======================================== ======================================== =========================

Ну, а вот об этой "Королеве небес" наверняка кто-то слышал..
Многократная абсолютная чемпионка мира, Европы и РОсии по высшему пилотажу.
Награждена медалью FAI как лучший пилот столетия!!
Светлана Владимировна Капанина. Пилот ОКБ Сухого.

Ею восхищаются, перед коллегой сни­мают шлемы лучшие пилоты-мужчины, на её «работу» засматриваются военные асы Японии и Испании, Кореи и Франции, Америки и Эмиратов, фотографии удивительно красивой женщины украшают главные журналы, во многих странах отрыты фан-клубы. Даже столь неэмоциональная Поднебесная замирает, когда над ней под музыку рычащего двигателя «танцует» наша русская «королева небес». А еще в 1998 г. в Великобритании Светлана открывала авиашоу в честь 80-летия Королевских ВВС и газета «Evening Standard» на следующий день вышла с огромным заголовком «Сибирский Ангел благословляет Биггин-хилл».
Ещё бы, ведь сегодня Светлана Капанина - самая титулованная лётчица за всю историю мировой авиации: шестикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу и двукратная абсолютная чемпионка Всемирных воздушных игр, 2 кратная чемпионка Европы, неоднократный чемпион России. Только в Чемпионатах мира она завоевала 38 золотых медалей, а, по мнению Главного тренера Сборной команды
Касума Гусейновича Нажмудинова, «запаса прочности» у Светланы еще лет на десять.
Вообще-то, и за меньшие заслуги Родина вручала и вручает «Героя России», но... уж слишком эта хрупкая на вид женщина категорична, непримирима в отстаивании своих представлений о правде и лжи, добре и зле, справедливости и беззаконии. Особенно, когда дело касается её профессиональной и гражданской совести. Многим высокопоставленным функционерам, из-за лени и корысти которых мы практически потеряли спортивную авиацию, доставалось и достаётся от Капаниной при любой возможности: интервью ли это на ТВ или личная беседа с президентом Путиным.
И откуда такое непримиримое «правдоискательство»? Откуда такое упорство, уверенность в себе у этой родившейся в далёком казахском городке Щучинске дочки простых рабочих? Скорей всего, именно из этого «простого» и чистого детства. Невысокая, худенькая, но вечно чем-то увлекающаяся девочка, сколько помнит себя, всегда любила машины и скорость. В четвёртом классе Светлана выпросила себе мопед, к шестому классу получила звание кандидата в мастера спорта по гимнастике. А ещё втайне мечтала о подвигах бойца спецназа, о чёрном поясе карате, о прыжках с парашютом.
Окончив в 1987 году медучилище, Капанина по распределению приехала в Курган, работала в аптеке. Но разве с её характером жить размеренной тишиной среди пробирок, бутыльков и таблеток? Светлана решилась зайти в местный авиаспортклуб. «Девушка, вы на кого хотите записываться?» - «На парашютистку» - «Давайте на лётчицу, все-таки летать интереснее, чем прыгать». Раз «интереснее», значит интереснее, и через год она уже села за штурвал. Профессиональные азы Капаниной привил Леонид Солодовников, а первым инструктором стал Николай Голубцов.
...Су-26M3 взмывает в небо и, повисев, с отключённым двигателем падает вниз. Оглушающая тишина и снова рёв мотора: самолёт выравнивает полёт уже над самым полем. А затем - виражи, петли, бочки, рассчитанные с точностью до градуса. Нужно без помарок выполнить 12 элемен­тов высшего пилотажа. В правилах чётко прописаны и границы: нельзя опускаться ниже 100 метров и подниматься выше 1000. Но под руками Светланы «сушка», повинуясь штурвалу, не «исполняет элементы», а танцует. С земли тяжёлый самолёт, словно капелька ртути, сверкает и переливается в бескрайнем просторе. Легко, красиво. При этом перегрузка для лётчика «+10», то есть хрупкое, стройное тело невысокой Светланы «весит» более полтонны! Кроме того, Су-26M3 - серийный самолет, с сильным двигателем, который сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Коллеги «витязи» шутят: «летаешь на перине, как "принцесса на горошине"». Смеются, но донести подушки до кабины самолёта помогают.
Она - первая. Это общепризнано. А что, кроме технического мастерства, кро­ме доведённого до совершенства ремесла, нужно, чтобы стать лучшей в мире? Смелость? Да. Расчётливость? Терпение? Тоже. И ещё воля воля, которая преодолевает боль рвущихся при перегрузках сосудов. Врождённую, природную тягу к лидерству она сформулировала так: «Космонавтом я быть никогда не собиралась, потому что не люблю стоять в очереди».
Она - лучшая. Член сборной РФ, лётчик-инструктор I класса пилотажной группы ЛИИДБ ОКБ Сухого, заслуженный тренер России и академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка РФ, лауреат премии «Олимпия» и «Слава», дамакавалер ордена Почета, медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, именной медали «100 лет со дня организации FAI» как лучшему пилоту столетия. Этой медалью, кстати, нашу лётчицу награждали вместе с астронавтом Армстронгом, первым из землян ступившим на поверхность Луны. Так кто же в России не знает Светлану Капанину?!
А ещё Светлана - мама двоих чудных малышей. И у неё, естественно, спортивная семья. Муж Владимир Степанов - четвёртый дан по карате, заслуженный тренер России и судья Международной категории воспитывает крохотных Пересвета и Есению в самых что ни на есть спартанских традициях. И вряд ли им удастся избежать скрипучих тренажёров, мышечных болей и преодоления травм.
И обязательных великих побед - ведь они дети русской «Королевы небес».

И ещё пилотессы:
Тоты Амирова, КВС Боинга

Ольга Грачева, мастер спорта по высшему пилотажу, КВС Боинга в Аэрофлоте, 20 тыс часов полетов.




Мария Трунина а/к Нордстар


Надежда Кужельная, пилот аэробуса А320

Наталья Яловенко. Шимкент пилот CRJ-200

Полина Павлова в/п Боинг


Татьяна Рыманова. Пилот.

Елена Кожухарь. пилот.

Ларина Евмурзаева, пилот.


Добавлю, фото в основном иностранных пилотесс, посмотрите лица

Ронни Цукерман, истребитель ВВС, Израиль

Кейт Моран пилот а/к Flybe













































Видео с Тоты Амировой. Тогда она была единственной пилотессой в СНГ.

Ираида Вертипрахова.
возглавляла женский экипаж в составе: Тамара Павленко - 2й пилот, Евгения Мартова - 2й пилот, Галина Козырь - штурман, Галина Смагина - бортинженер, Нина Столярова - бортрадист, установил 5 мировых рекордов на дальнемагистральном пассажирском авиалайнере Ил-62. В том числе,мировой рекорд дальности полета без посадки (11074км).

До 1985г. была командиром экипажа Ту-154 в Красноярском Управлении Гражданской Авиации. В дальнейшем работала руководителем полетов, авиадиспетчером.

Летчица Людмила Пукито, работала преподавательницей аэродинамики в Борисоглебском высшем военном авиационном училище. Погибла.

Выпускница МАИ Светлана Протасова - единственная в мире женщина-истребитель, летающая на МиГ-29. Сейчас работает вторым пилотом в "Аэрофлоте".

Мария Уваровская,командир Airbus A320 "Аэрофлот"
В "Аэрофлоте" сейчас 3 женщины-командира и 10 вторых пилотесс.




Светлана Слегтина. в/п Л-410 КрасАвиа.




Оксана Ширяева, а/к "UTair"




Top