Скачать презентацию на тему шолохов. Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А

Cлайд 1

МОУ «Иваново-Эсинская общеобразовательная школа» Ковровского района Владимирской области Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему: «Шолохов – человек и писатель». Выполнила: учитель русского языка и литературы Бырко Наталья Анатольевна. 2007 год.

Cлайд 2

Cлайд 3

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в хуторе Кружилином станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье.

Cлайд 4

Родители. Отец – Александр Михайлович Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Шолохов с родителями (1912)

Cлайд 5

15 ноября 1923 Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии. Годы учёбы в гимназии

Cлайд 6

М. Шолохову 20 лет С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Cлайд 7

Западный фронт, 1941 В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков.

Cлайд 8

Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941 Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.

Cлайд 9

К тому времени он женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты. Там с 1926 по 1938 годы у него родились старшая дочь Светлана, старший сын Александр, сын Михаил и дочь Мария.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Общественная жизнь Шолохов среди земляков Шолохов и первый секретарь Вёшенского райкома КПСС Н.А. Булавин Писатель – частый гость хлеборобов

Cлайд 13

Cлайд 14

Начало творческого пути. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году, с публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказовгражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926). После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Писатель написал немало замечательных произведений.

Cлайд 15

Повесть «Судьба человека». В повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны

Cлайд 16

Образ главного героя. Андрей Соколов - советский человек, мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы. Творчество Шолохова оценено по достоинству

Cлайд 17

Роман «Они сражались за Родину». В 1943 году Шолохов начал работу над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжелых днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны. Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.

Cлайд 18

«… вся фронтовая жизнь –подвиг». В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь - подвиг.

Cлайд 19

Роман «Поднятая целина». Роман посвящён великому перелому, который произошёл в деревне в годы коллективизации с/х. Основа романа – изображение процесса идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма под руководством Коммунистической партии.

Cлайд 20

Первая книга романа (1932) Здесь во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу.

Cлайд 21

Вторая книга романа (1959) В ней с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств». Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова.

Cлайд 22

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего, сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но в тоже время Шолохов показывает переживания героя.

Cлайд 23

Роман-эпопея «Тихий Дон». Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (тт. 1-3, 1927-1928, т. 4 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Героем романа стал народ. Дом в Вешенской, где Шолохов работал над «Тихим Доном»

1 слайд

Михаил Александрович Шолохов Биография писателя Презентация учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 51» Кировского района г. Саратова Тумановой Татьяны Александровны

2 слайд

11 июня (24 мая) 1905 года у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. Мать – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Отец – выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы.

3 слайд

В годы Первой мировой, гражданской войны (1914 – 1918)Шолохов учился в Москве, в г. Богучаре Воронежской губернии, в станице Вёшенской, окончил 4 класса гимназии. С 1920 по 1922 год жил с семьёй в станице Карагинской, работал делопроизводителем, учителем, участвовал в переписи населения.

4 слайд

В октябре 1922 года Шолохов уезжает в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в литературном труде. Однако поступить на рабфак не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, чернорабочим, каменщиком, занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», посещал учебные занятия, которые вели В. Шкловский, О. Брик, Н. Асеев. В 1923 году в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 году – первый рассказ «Родинка».

5 слайд

В 1924 году Шолохов женится на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые обвенчались в Букановской церкви. С этой женщиной писатель проживёт до конца своей жизни.

6 слайд

В 1925 году Шолохов возвращается на родину и публикует свой первый сборник «Донские рассказы», который сразу привлекает внимание к творчеству молодого писателя. В том же году он приступает к созданию своего главного произведения, романа «Тихий Дон».

7 слайд

Публикация романа «Тихий Дон» 1928 год – в журнале «Октябрь» выходят две первые книги «Тихого Дона». Третья книга издана не сразу, цензура указывает на слишком сочувственное изображение Верхнедонского казачьего восстания. В это время Шолохов принимается за роман «Поднятая целина». 1932 год – издана «Поднятая целина», на роман «Тихий Дон» обращает внимание Сталин. По его приказу публикация возобновляется. 1940 год – выходит последняя книга «Тихого Дона».

8 слайд

23-летний дебютант создал произведение на материале, превышающем свой жизненный опыт и уровень образованности… Юный продкомиссар, затем московский чернорабочий и делопроизводитель на Красной Пресне, опубликовал труд, который мог быть подготовлен только долгим общением со многими слоями дореволюционного казачества. А.И. Солженицын.

9 слайд

В 1941 году Шолохов награждён за роман «Тихий Дон» орденом Ленина, ему присуждена Сталинская премия в области литературы, которую он отдал в фонд обороны. В годы Великой Отечественной войны Шолохов служит военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». Писатель побывал на 5 фронтах.

10 слайд

В конце 1942 года, сразу после Сталинградской битвы, был начат роман «Они сражались за родину». Произведение публикуется отрывками в 1943 – 1944 и 1949 – 1954 годах.

11 слайд

В 1945 году Шолохов становится кавалером ордена Славы за военные заслуги. В 1957 году написан рассказ «Судьба человека». В 1960 году Шолохов за вторую книгу «Поднятой целины» получает Ленинскую премию и отдаёт её на восстановление школы, в которой он учился.

12 слайд

В 1965 году Шолохову была присуждена Нобелевская премия в области литературы за роман «Тихий Дон».

13 слайд

Нобелевскую премию Шолохов оставил себе и потратил на то, чтобы показать детям Европу и Японию. На машине они объездили Англию, Францию и Италию.

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» Лобачева Наталья Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ Центр образования г. Долгопрудный, Московская область М.Шолохов. Загадки жизни и творчества Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает. (В. Гумбольдт)

Слайд 2

М.А.Шолох ов (1905-1984 г.) Михаил Шолохов – талантливый, самобытный писатель, человек-легенда. Вся его жизнь, как и творчество, загадка, которую до сих пор разгадывают критики.

Слайд 3

Детство Даже рождение советского писателя покрыто дымкой тайны. М.Шолохов родился 24 мая 1905 года в семье украинки и казака. Хотя по некоторым данным писатель неоднократно говорил, что его мать – полукрестьянка и полуказачка. Прозаик с рождения носил фамилию родного отца (Кузнецов).В дальнейшем мать выходит второй раз замуж, и Михаил берет фамилию фактического отца – Шолохов. До сих пор не известно, который из мужчин биологический отец писателя.

Слайд 4

Настоящее имя или псевдоним? В 2001 году один из молодых литературоведов К.Смирнов в своем интервью утверждает, что настоящее имя Шолохова – Александр Попов. «Шолоховеды» отрицательно восприняли эту информацию, но один из родственников писателя В.А.Анохин подтвердил, что догадка К.Смирнова верна, М.Шолохов-это псевдоним.

Слайд 5

Образова ние Про образование М.Шолохова мало данных в источниках. Известно лишь, что сам писатель определили свое образование, как четырехклассное. Его он получил сначала в Московской частной гимназии Шелапутина, а потом в Богучарской гимназии. В 1918 г. Шолохов возвращается на Дон и занимается самообразованием

Слайд 6

Личная жизнь и творческий взлет В 1923 г. М.Шолохов женится на казачке Марии Громославской, чей отец был писарем казачьего полка и литератором. После этого литературная деятельность Шолохова набирает ход. В 1924г. выходит известная повесть «Родинка». А в 1926 г. выходит сборник «Донские рассказы», который свидетельствует о таланте автора. Это серьезная заявка 19летнего писателя.

Слайд 7

«Тихий Дон» Но больше всего покрыто тайной создание «Тихого Дона». «Шолоховеды» до сих пор не дают ответа на вопрос, как к 20 годам писатель достиг такого творческого мастерства, которого не было в «Донских рассказах». Язык этих двух работ очень отличается по мнению многих критиков. Но в истории литературы неоднократно были такие случаи, когда молодой писатель создавал шедевр. Так, М.Ю.Лермонтов в 23 года создал повесть «Герой нашего времени». Отсутствие образования, по мнению исследователей, не мешает созданию бестселлера, если есть талант и богатый окружающий мир. А у Шолохова было и то и то.

Слайд 8

«Тихий Дон» В 1928г. выходят 1 и 2 книги романа. А вот 3 часть публиковать не хотели. Судьбу книги и писателя решил И.В.Сталин. Между вождем и прозаиком произошла встреча на Горьковской даче. Разговор был сложным, но Сталин произнес заветную фразу: «Хорошо, будем печатать»

Слайд 9

Критика «Тихого Дона» Неоднозначно смотрели на это произведение критики. Многие недоумевали, как человек, который ни разу не был на фронте, так ярко и пронизывающе описывает военные действия. Без объяснения остается и то, как Шолохову удалось подробно и глубинно описать жизнь и быт белого лагеря, командиров и других лиц. Ведь мемуарная литература на тот момент была неразвита. И самое интересное, что Шолохов, по его собственным словам, описывал войну белых с красными. А не наоборот. «Белые для Шолохова - враги, но герои» (С.Динамов)

Слайд 10

Авторство. Шолохов или нет? В 1929г. появляются первые разговоры о том, что книга «Тихий Дон» не принадлежит перу М.Шолохова, а на самом деле написал ее некий казак Крюков. Критики объясняют это наличием большого количества завистников у писателя. Так, например, Солженицын затаил обиду на Шолохова, из-за того, что тот был против премии, которую должны были присудить Александру Исаевичу. Солженицын «заказал» «антишолоховскую книгу».

Слайд 11

Авторство. М.Шолохов Сторонники подлинности авторства Шолохова утверждают, что по рукописи писателя можно отследить весь творческий процесс создания книги. А сторонники плагиата продолжают находить противоположные аргументы. Конечно же, не последнюю роль играют симпатии и антипатии исследователей, критиков, правительства.

Слайд 12

Премия В 1965 г М.Шолохов получает Нобелевскую премию. А перед этим в 1964г. французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В своём заявлении указал, что Нобелевская премия стала «западной высшей культурной инстанцией» и выразил сожаление, что премия не была присуждена Шолохову Отказ от премии и заявление Сартра предопределили выбор Нобелевского комитета в следующем году. Михаил Шолохов стал единственным из пяти русских писателей, получившим Нобелевскую премию, будучи гражданином нашей страны.

Слайд 1

МОУ «Иваново-Эсинская общеобразовательная школа» Ковровского района Владимирской области

Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему: «Шолохов – человек и писатель». Выполнила: учитель русского языка и литературы Бырко Наталья Анатольевна. 2007 год.

Слайд 2

Биография

Слайд 3

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в хуторе Кружилином станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье.

Слайд 4

Родители.

Отец – Александр Михайлович Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины.

Шолохов с родителями (1912)

Слайд 5

Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.

Годы учёбы в гимназии

Слайд 6

М. Шолохову 20 лет

С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Слайд 7

Западный фронт, 1941

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков.

Слайд 8

Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941

Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.

Слайд 9

К тому времени он женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты. Там с 1926 по 1938 годы у него родились старшая дочь Светлана, старший сын Александр, сын Михаил и дочь Мария.

Слайд 10

Михаил Александрович и Мария Петровна

Слайд 11

Шолохов с внуками

Слайд 12

Общественная жизнь

Шолохов среди земляков

Шолохов и первый секретарь Вёшенского райкома КПСС Н.А. Булавин

Писатель – частый гость хлеборобов

Слайд 13

Шолохов - писатель

Слайд 14

Начало творческого пути.

Литературная деятельность писателя началась в 1923 году, с публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926). После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Писатель написал немало замечательных произведений.

Слайд 15

Повесть «Судьба человека».

В повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны

Слайд 16

Образ главного героя.

Андрей Соколов - советский человек, мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы. Творчество Шолохова оценено по достоинству

Слайд 17

Роман «Они сражались за Родину».

В 1943 году Шолохов начал работу над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжелых днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны. Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.

Слайд 18

«… вся фронтовая жизнь –подвиг».

В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь - подвиг.

Слайд 19

Роман «Поднятая целина».

Роман посвящён великому перелому, который произошёл в деревне в годы коллективизации с/х. Основа романа – изображение процесса идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма под руководством Коммунистической партии.

Слайд 20

Первая книга романа (1932)

Здесь во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу.

Слайд 21

Вторая книга романа (1959)

В ней с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств». Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова.

Слайд 22

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего, сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но в тоже время Шолохов показывает переживания героя.

Слайд 23

Роман-эпопея «Тихий Дон».

Слайд 1

М.А.Шолохов (1905-1984)
Жизнь,
творчество,
личность
1
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 2

Цели и задачи урока: Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.
Тип урока: изучение нового материала. Методы и приёмы: сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; показ слайдов. Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий. Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».
2

Слайд 3

1.Биография
Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 г. в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа Области Войска Донского (теперь Шолоховский район Ростовской области).
3
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 4

В 1910 году семья Шолоховых переезжает в хутор Каргин, где в 7-летнем возрасте Миша был принят в мужское приходское училище. С 1914 по 1918 г. учится в мужских гимназиях Москвы, Богучара и Вёшенской.
4
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 5

В 1920-1922 гг. работает служащим в станичном ревкоме, учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых в х. Латышеве, делопроизводителем в заготконторе Донпродкома в ст. Каргинской, налоговым инспектором в ст. Букановской.
В октябре 1922 г. уезжает в Москву. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Он знакомится с представителями литературной среды, посещает занятия литобъединения «Молодая гвардия». К этому времени относятся первые писательские опыты молодого Шолохова. Осенью 1923 года «Юношеская правда» публикует два его фельетона – «Испытание» и «Три».
5
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 6

В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.
Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.
6
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 7

2. Творчество
14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение – рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей. На страницах центральных изданий появляются рассказы Шолохова «Пастух», «Шибалково семя», «Нахалёнок», «Смертный враг», «Алёшкино сердце», «Двухмужняя», «Коловерть», повесть «Путь-дороженька», а в 1926 году выходят сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
7
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 8

В годы войны Михаил Александрович Шолохов – военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.
За участие в Великой Отечественной войне имеет награды – орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне». После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».
8
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 9

В электронном каталоге Книжной палаты значится 1408 изданий произведений М.А. Шолохова общим тиражом 105349943 экземпляра на более чем 90 языках мира. В сентябре 1923 г. в газете «Юношеская правда» опубликован фельетон М.А. Шолохова «Испытание». В декабре 1924 г. опубликовано первое художественное произведение – рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». В 1925–1926 гг. массовыми тиражами вышли в свет первые книги Шолохова и сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».
9
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 10

В 1928 г. в журнале «Октябрь» опубликованы первая и вторая книги романа «Тихий Дон», вышло в свет отдельное издание первой книги «Тихого Дона». В 1929 г. вышло в свет первое отдельное издание второй книги романа «Тихий Дон», в Берлине издана в переводе на немецкий язык первая книга «Тихого Дона» - первое зарубежное издание романа. В 1930 г. первая книга «Тихого Дона» выходит в переводе на иностранные языки в Мадриде, Париже, Праге, Стокгольме и Гааге.
10
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 11

В 1932 г. в журнале «Новый мир» опубликована первая книга романа «Поднятая целина», а в журнале «Октябрь» - третья книга романа «Тихий Дон». Первые части «Тихого Дона» в переводе на датский язык вышли в Копенгагене. В 1933 г. вышло в свет первое отдельное издание третьей книги романа «Тихий Дон». В 1940 году отдельным изданием вышла четвёртая книга романа «Тихий Дон». В 1942 году в газете «Правда» опубликован рассказ «Наука ненависти». В 1943 году в газете «Правда» опубликованы главы из романа «Они сражались за Родину».
11
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 12

В 1956-1957 гг. в газете «Правда» опубликован рассказ «Судьба человека». В 1960 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел в свет роман «Поднятая целина». В 1965 г. вышел сборник «Рассказы. Очерки. Статьи». В 1969 г. в газете «Правда» и журнале «Дон» опубликованы новые главы из романа «Они сражались за Родину».
12
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 13

В 1970 г. опубликованы сборники статей, очерков, выступлений, документов «По велению души» и «Слово о Родине». В 1975 г. издан сборник рассказов, очерков, публицистики «Россия в сердце». В 1976 г. в журнале «Вопросы литературы» опубликована статья М.А. Шолохова «Неустанно бороться за мир». В 1981 г. в Москве вышло юбилейное издание рассказа «Судьба человека» с иллюстрациями О. Верейского. В 1983 г. в журнале «Иностранная литература» опубликовано обращение М.А. Шолохова к писателям мира «Защитим жизнь, пока не поздно».
13
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 14

3. Награды
Михаил Александрович Шолохов – лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов.
14
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 15

Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.
15
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 16

Произведения М.А. Шолохова издавались 1408 раз общим тиражом 105 349 943 экземпляра на более чем 90 языках мира.
Умер М.А. Шолохов 21 февраля 1984 года. Похоронен в саду у дома, на высоком донском берегу.
В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
16
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 17

4.Воспоминания о писателе
В 2008 году старшая дочь писателя Светлана Михайловна Шолохова передала в фонды музея-заповедника М.А. Шолохова фоторепродукцию на ткани ленинградского художника И.Наровлянского «Алые паруса», где напечатано пожелание М.А. Шолохова ленинградским выпускникам 1973 года.
17
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 18

Вот что написал Шолохов, обращаясь к парням и девчатам Ленинграда:
«В юности каждый человек идёт на бригантине. Однако настоящий человек - под алыми революционными парусами. Плывущий неизбежно попадает в «ревущие сороковые широты». И вот тут уже предстоят суровые испытания и качеству оснастки, и воле, и мастерству ведущего бригантину.
Важно, чтобы при всех обстоятельствах выдержали и паруса, и плывущие под ними! М. Шолохов».
18
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 19

Михаил Шолохов был любим властями, но «подачек» от них никогда не принимал: он так и не променял дом в Вешенской на шикарную дачу в Подмосковье. - ОДНАЖДЫ папа посмеялся над фамилией своего друга Василия Кудашова, сказав: «Ну что за фамилия, куда шел?» На что тот ему ответил: «А ты шел и охал». Но по жизни мой отец никогда не охал и все переносил стойко, - рассказывает дочь писателя Светлана.
19
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 20

Шолохов считался одним из лучших писателей Советского Союза, его книги печатались огромными тиражами, с ним искали встречи известнейшие люди, но вдруг самый главный роман - «Тихий Дон» - перестали переиздавать.
Прошел слух, что сам Сталин запретил, потому что обиделся на писателя.
20
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 21

Никто не знает, на что он обиделся. Но в 12-м томе собрания сочинений Сталина появилось письмо Кону, в котором вождь писал, что Шолохов в «Тихом Доне» допустил ошибки. Какие это были ошибки, не уточнялось. После этого папу перестали печатать и переиздавать «Тихий Дон».
Он писал Сталину с просьбой принять его и объяснить, в чем заключаются его ошибки. Но Сталин сослался на занятость и отказал. И потом, сколько ни пытался отец попасть к нему на прием, тот его так и не принял. А вот почему, никто так и не знает. Но «Тихий Дон» потом боялись переиздавать до самой смерти Сталина.
21
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 22

…Наш дом в войну был разбит, а дача в Подмосковье отцу была не нужна - он никуда не хотел уезжать из родной Вешенской. Поэтому отец попросил, чтобы вместо дачи ему построили дом на родине. За строительство взялся отдел ЦК. И во время этой стройки комитетчики так проворовались, что вместо 300 тысяч рублей дом обошелся в 900. Управляющий делами при Сталине Крупин свалил вину на отца и потом скрупулезно из всех гонораров отца вычитал его долг.
22
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 23

Мама была старше папы на три года. Но когда он посватался и мама спросила: «Сколько тебе лет?» - он ответил: «Мы с тобой ровесники». Узнала она, что он ее обманул, уже когда в семье были дети. Родители всегда были вместе. Папа даже на охоту и рыбалку маму с собой возил, говорил ей: «Поедем охотиться». Она пыталась отговориться: «Мне некогда». Но он настаивал и уже в машине шутя журил ее: «Ну что за непутевая бабенка у меня жена: сидела бы дома, штопала мужу носки, так нет, она тащится на охоту». Но сам быть без нее нигде не мог. Для него это и не охота была, и не рыбалка, если ее нет рядом. Кстати, она стреляла не хуже, чем он, и как рыбак была гораздо терпеливее.
23
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 24

Дорогие подарки в семье Шолоховых дарить было не принято, но по случаю получения Нобелевской премии писатель вывез всю свою семью за границу.
- Сталинскую премию в 41-м году папа отдал в Фонд обороны, Ленинскую - на восстановление школы, в которой он когда-то учился, Нобелевскую же оставил себе. Он потратил ее на то, чтобы показать нам, детям, Европу и Японию. Там ограничения для нас были только в плане общения: за границей мы жили в посольстве, поэтому папа не мог встречаться с теми, с кем бы хотел. В плане передвижения же никто нам препятствий не чинил. На машине мы объездили вдоль и поперек и Англию, и Францию, и Италию
24
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 25

Шолохов, как говорит его дочь Светлана, действительно никогда ни на что не жаловался и не охал. Даже когда ему поставили смертельный диагноз - неоперабельный рак горла, он отказался от обезболивающих, чтобы иметь возможность разговаривать со своими близкими.
- После жуткой контузии, которую он получил во время авиакатастрофы при перелете из Москвы в Куйбышев, у отца случился инсульт, затем второй. Потом начался сильнейший диабет, к которому добавился и рак. У него были жуткие боли, но он вел себя так стойко, что никто никогда бы не подумал, что он ужасно страдает. Я была с ним в больнице в Москве перед самой его смертью. Врачи меня просили: «Светлана Михайловна, уговорите его уколоть обезболивающее, это же такая боль!» Папа на все уговоры отвечал: «Никакой боли у меня нет, и уколы не нужны». Потом вообще попросил забрать его из больницы, сказал: «Вызывай самолет, мне здесь делать нечего».
Он боялся, что его похоронят в Москве. Он знал, что ему осталось недолго. И мы улетели в Вешенскую. 21 февраля 1984 года папы не стало.28
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 29

6.Память
Именем писателя назван астероид 2448 Шолохов. 2005 год был объявлен ЮНЕСКО Годом Шолохова. Имя Шолохова присвоено Московскому Государственному Гуманитарному Университету (МГГУ) им. М. А. Шолохова Именем Шолохова назван проспект в Ростове-на-Дону. М. А. Шолохову установлены мемориальные доски и памятники
29
Фомичева Светлана Владимировна ГБОУ школа 464 Пушкинского района

Слайд 30

7.Вклад М.А.Шолохова в мировое искусство
Вклад М.А.Шолохова - одного из ведущих мастеров русской литературы - в мировое искусство определяется прежде всего тем, что в его романах впервые в истории мировой литературы трудовой народ предстаёт во всём богатстве типов и характеров, в такой полноте социальной, нравственной, эмоциональной жизни, которая ставит их в ряд неумирающих образов мировой литературы.
Произведения писателя переведены почти на все языки народов СССР, а также иностранные языки


Top