"Сказка о царе Берендее" (Жуковский): анализ, характеристика главных героев. Берендей - кто это такой? Царь Берендей Вопросы на читательское восприятие

Жуковский В. сказка "Сказка о царе Берендее"

Жанр: литературная волшебная сказка в стихах

Главные герои сказки "Сказка о царе Берендее" и их характеристика

  1. Царь Берендей. Легкомысленно пообещал отдать то, про что не знал
  2. Кощей Бессметный, злой, коварный, яростный, хитрый.
  3. Иван-царевич. Легкомысленный красавец, игривый, ленивый.
  4. Марья-царевна. Умная, верная, добрая и красивая.
  5. Старик. Добрый и заботливый.
План пересказа сказки "Сказка о царе Берендее"
  1. Бездетный царь Берендей
  2. Долгое отсутствие
  3. Колодец
  4. Обещание Берендея
  5. Новорожденный сын
  6. Иван-царевич на охоте
  7. Таинственный старик
  8. Раскрытая тайна
  9. Озеро и уточки
  10. Сорочка
  11. Марья-царевна
  12. К Кощею на карачках
  13. Дворец из мрамора
  14. Помощь пчелки
  15. Мушка на щеке
  16. Слюнки на страже
  17. Мост и река
  18. Лес дремучий
  19. Церковь и поп
  20. Красивый младенец
  21. Лазоревый цвет
  22. Чудеса в доме
  23. Платок ворожеи
  24. Пирог для Ивана
  25. Голубки
  26. Возвращение и свадьба.
Кратчайшее содержание сказки "Сказка о царе Берендее" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Обещал царь Берендей отдать за освобождение то, о чем не знает, а то оказался его новорожденный сын
  2. Вырос Иван-царевич, встретил в лесу старичка и узнал о клятве отца
  3. Встретил Иван-царевич Марью-царевну и провела она его в царство Кощея.
  4. Помогла Марья Ивану выполнить три задания Кощея и от погони его спасла.
  5. Пошел Иван-царевич в город, поцеловал младенца и забыл Марью-царевну
  6. Испекла Марья пирог и вспомнил ее Иван-царевич, вернулись они к Берендею и свадьбу сыграли.
Главная мысль сказки "Сказка о царе Берендее"
Путь к настоящему счастью бывает долог и тернист, но результат того стоит.

Чему учит сказка "Сказка о царе Берендее"
Эта сказка учит не давать поспешных обещаний, но если уж дал, то выполнять. Учит быть благодарным, учит помогать друг другу. Учит слушать мудрых советов. Учит не боятся трудностей. Учит честности и смелости. Учит бороться за свое счастье до конца.

Отзыв на сказку "Сказка о царе Берендее"
Это очень красивая история, которая мне сильно понравилась. Конечно же больше всего мне понравилась Марья-царевна, которая была не только красавицей, но и мастерицей на все руки. Владела волшебством и по сути именно она спасла свое счастье, ведь роль Ивана в победе над Кощеем была минимальна.

Пословицы к сказке "Сказка о царе Берендее"
Давши слово держись, а не давши крепись.
Всякая помощь хороша вовремя.
С любовью везде просто, со злобой везде теснота.
Кланяйся своим, да не забывай наших.
Конец - делу венец.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Сказка о царе Берендее"
Три года был женат царь Берендей, но детей им с супругой бог не давал. И вот как-то поехал царь земли свои проведать. Ровно восемь месяцев отсутствовал, а на обратном пути остановился посреди знойного поля.
Захотелось Берендею пить, мочи нет, Поехал он ключ какой искать. Видит колодец, полный воды, а на поверхности ковшик золотой плавает. Хотел Берендей ковшик схватить, а тот в руки не дается. Осерчал Берендей, прильнул губами к воде, а борода в воду ушла. Напился, подниматься, а кто-то бороду держит, не пускает.
Видит Берендей на него из воды образина страшная смотрит и говорит, что отпустит бороду, только если пообещает царь отдать то, о чем не знает. Согласился царь, домой поехал. Приезжает, а его жена с младенцем царя встречает. Понял тут Берендей, под что подписался, загрустил, но тайну свою никому не открыл, а со временем и вовсе про нее забыл.
Вырос Иван-царевич, красавцем стал. И вот поехал раз молодой царевич на охоту. Заехал в чащу, остановился на полянке. а из дупла старичок странный вылазит и здоровается. Велит напомнить царю про уговор и исчезает. Возвращается Иван-царевич, рассказывает отцу, а тот в слезы. Открыл сыну тайну великую.
Иван-царевич его утешает, говорит, что невелика беда, отправится он в путь, а вот если через год не вернется, значит нет его на свете.
Снарядил Берендей сына, отправил в путь. Едет Иван-царевич видит, озеро, а на озере тридцать уточек плавают. А на берегу тридцать сорочек лежат. Взял Иван-царевич одну сорочку и спрятался.
Двадцать девять уточек вышли на берег, сорочки накинули, в девиц превратились и исчезли. А последняя не выходит, у берега в отчаянии бьется. Пожалел ее Иван-царевич, вышел на берег. Просит уточка сорочку отдать. Положил Иван-царевич сорочку, сам в сторонку отошел. Вышла уточка, сорочку накинула, стала красавицей. Говорит, что зовут ее Марья, и что дочь она Кощея Бессмертного. Рассказала Марья Ивану, что делать дальше. Что прийти ему надо к Кощею и на коленях подползти.
Топнула Марья-царевна ножкой, земля расступилась и оказались они в царстве Кощея. Входит Иван к Кощею, на карачки встает и ползет. Кощей сердился, топал, но не выдержал засмеялся. Простил Ивана, но сказал, что должен тот ему три службы. И велел на следующий день приходить.
На следующее утро приходит Иван, а Кощей ему задание дает - за ночь дворец поставить из мрамора с золотой кровлей. Вернулся в шатер Иван грустный, не знает что делать. Тут пчелка в окно бьется, пустить просится. Пустил пчелку Иван, а та Марьей-царевной стала. Узнала о том, какую службу Кощей потребовал, засмеялась, говорит, будет дворец, а ты только утром пораньше встань, да ходи по стенкам молоточком постукивай.
И точно, на следующее утро стоит дворец, точно как Кощей заказал.
Удивился Кощей, новую службу требует. Узнать должен Иван-царевич младшую дочь Марью среди тридцати дочерей.
Вернулся Иван довольный, думает, эта служба простая. Но пчелка его предупредила, что все дочери на одно лицо, и узнать ее можно будет только по мушке на щеке.
На следующий день пошел Иван вдоль дочерей и видит, точно все на одно лицо. Два раза прошел - нет мушки. В третий раз идет, видит по щеке мушка ползет. Нашел Иван-царевич Марью.
Возмутился Кощей, нечистое тут дело, говорит. Третью службу придумывает. Пока горит лучина должен Иван-царевич сапоги ему сшить не сходя с места.
Вернулся Иван злой, сапоги шить наотрез отказывается - царевич он, а не сапожник. А Марья ему и говорит, что бежать тогда надо, а то голову Ивану-царевичу снимут. Плюнула Марья на стекло и слюнки к стеклу прилипли. А Иван с Марьей враз на берегу озера очутились, на коня сели и в бега пустились.
Утром посылает Кощей слуг за Иваном, а слюнки отвечают, что он сейчас будет. Второй раз посылает Кощей слуг, опять слюнки тоже отвечают. Рассердился Кощей, в третий раз слуг гонит, те двери выломали, а там только слюнки смеются.
Пришел Кощей в ярость, послал слуг в погоню.
Услышала Марья погоню, превратилась в речку, Ивана в мостик превратила, а дорогу на три стороны пустила. Прискакали слуги, след потеряли, вернулись. Обругал их Кощей, сказал, что речка и мостик беглецами и были. Снова в погоню отправил.
Опять услышала погоню Марья. Превратила себя и Ивана в лес дремучий, а по тропинке коня с двумя седоками пустила - морок. Гнались за ним слуги, назад до Кощеева царства доехали. Как собака обозлился Кощей, сам в погоню кинулся.
Узнала о том Марья, сказала, что у первой церкви власть Кощеева кончается и попросила крестик у Ивана. Дал тот свой крест, а Марья сразу в церковь превратилась, а Ивана монахом сделала.
Подскакал Кощей к церкви, спрашивает у монаха про беглецов. А монах и отвечает, что были, в церковь зашли, свечки поставили, благословение получили.
Вернулся Кошей домой, всех слуг высек со злости.
А Иван и Марья дальше поехали. Видят город перед ними красивый. Решил Иван в город заехать, а Марья его отговаривает. Но Ивану хочется в город и Марья решает его ждать у дороги, в камень обернувшись. И наказывает, когда выйдут навстречу Ивану царь с царицей, младенца на руках не целовать.
Поехал Иван в город, да забыл наказ Марьи, поцеловал младенца. Забыл он Марью, а та в слезах в лазоревый цвет превратилась и стала смерти ждать, что затопчет ее кто-нибудь.
Но сорвал цветок старик, принес домой, в землю посадил. И с тех пор чудеса в его доме происходить стали. Как проснется, а в доме все чисто и прибрано, в обед еда готова.
Обратился старик к ворожее, а та ему и посоветовала до первых петухов встать и если что шевелиться в доме начнет, платком накрыть. Так и сделал старик, только цветок стал порхать по комнате, накинул на него платок, а цветок в Марью-царевну превратился.
Заплакала Марья, зачем ее к жизни вернули, ведь забыл ее Иван-царевич. А старик говорит, что сегодня Иван-царевич женится должен. Пошла тогда Марья во дворец, стала просить повара дозволить свадебный пирог Ивану испечь. Не смог повар отказать такой красавице. Сам пирог приготовленный на стол свадебный отнес.
Только отрезал Иван-царевич макушку с пирога, прилетели две голубки. И голубь стал по столу ходить, а голубка ему воркует, что не ходи, а то забудешь меня, как Иван-царевич забыл Марью-царевну.
Услышал то Иван-царевич, сразу вспомнил Марью, из зала выбежал. Марью увидел, обнял. Поскакали они в царство Берендея.
И обрадовались родители Ивана молодых встретив. и сыграли пир горой, да свадьбу веселую.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Сказка о царе Берендее"

5

класс. Литература.

Учитель. Костылева М.С.

Тема: В.А. Жуковский. « Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване – царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны, Кощеевой дочери».

Цель:

    Обучающая.

    Сформировать у детей представление о В.А. Жуковском как авторе первой литературной сказки в русской литературе и как о высоконравственной личности.

    На основе анализа сказки выявить

а) основные черты характера главных героев;

б) нравственный смысл сказки и его внутреннюю архитектонику с опорой на православные нравственные традиции.

    Развивающая и воспитывающая.

    • Развитие логического мышления (способности к обобщению).

      Развитие внимания к художественному слову, эстетического вкуса.

      Расширение представлений учащихся о нравственных ориентирах.

      Обогащение словаря учащихся лексикой, отражающей духовно – нравственные понятия.

      Развитие способности к саморефлексии (на основе нравственных оценок содержания художественного произведения и своего отношения к героям).

Ход урока.

I . Знакомство с В.А. Жуковским.

    Самостоятельная работа учащихся по учебнику А.Г. Кутузова (стр. 80 - 81).

    Сообщение ученика «Духовный портрет писателя В.А. Жуковского».

II . Работа над сказкой.

    Назовите главных героев сказки В.А. Жуковского?

(Царь Берендей. Его сын Иван – царевич. Кощей Бессмертный. Мария – царевна, Кощеева дочь).

Учитель: «Каждый из героев имеет свой характер. Нам предстоит выявить , какие черты характера характеризуют главных героев . Открыть нравственные уроки сказки ».

    Анализ текста сказки.

Самостоятельная работа по группам (4 группы): выявление особенностей характера каждого из героев.

Задание. Заполни таблицу «Черты характера главных героев сказки В.А. Жуковского».

Черты характера

+ или

Примеры из текста

(указать страницу, ключевое слово, предложение, фрагмент из текста)

Иван – царевич

Кощей Бессмертный

Мария – царевна,

Кощеева дочь

    Обсуждение результатов анализа .

- Эвристическая беседа.

- Комментарий и дополнения учителя с использованием материалов святоотеческого наследия.

- Работа с текстом.

- Заполнение таблицы .

Черты характера главных героев сказки.

Царь Берендей

(черты характера)

Примеры из текста

Дополнительный материал.

«Энциклопедия православной веры от а до я в изречениях святых отцов»; М.; «Христианская жизнь», 2004 г.

Миротворчество

«Был он женат и жил в согласьи с женой…»

(стр. 81).

«Господь всеусиленно заповедовал хранение мира с ближним»

(Мф. 5, 23-24).

– беспечность

Я, кажется знаю все

И отвечал образине: «Изволь, я согласен»» (стр. 82).

«Предавшись беспечности, мы терпим вред от самых малых вещей»

(стр. 42).

Свт. Иоанн Златоуст

Обобщающая таблица заполняется в процессе обсуждения результатов самостоятельной работы учащихся, комментария и дополнения учителя. На каждого героя заполняется отдельный лист таблицы в тетрадях

Вопрос 1. К чему приводит беспечность царя? (Чуть не погубил сына – наследника Ивана – царевича. Сделка с нечистой силой наполняет душу печалью, лишает душу покоя). «…Царь был печален – он все дожидался: вот придут за сыном; Днем он покоя не знал , и сна не ведал он ночью».

Вопрос 2. Как названа нечистая сила? (Образина).

Как вы понимаете это слово? (Образ и подобие Божие искажено).

Задание . Найдите описание нечистой силы. («…страшная смотрит со дна образина: два огромных глаза горят…» (стр. 82)).

Вопрос 3. Какой эпитет употребляет автор для изображения пространства зла?

«…все дико ; поляна, черные сосны кругом…»;

«…в крепкой думе поехал из темного леса…» (стр. 83).

Вопрос 4. Какую Заповедь Божию нарушил царь Берендей?

Задание. Найдите в тексте описание раскаяния в содеянном грехе.

(Не клянись.)

«Беда, мой сердечный друг… горько заплакав… И страшную тайну о данной клятве сыну открыл» (стр. 84).

Иван - царевич

(черты характера)

Примеры из текста

Дополнительный материал

(по выбору учителя).

Почитание родителей и сострадание

«Не плачь, не крушися, родитель… беда невелика… Дай мне коня; я поеду…»

(стр. 84).

1. «Если чтишь Бога, то почитай и родивших тебя. Если боишься Бога, то в продолжение всей жизни бойся отца и матери»

(стр. 476).

Прп. Нил Синайский

2. «Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию»

(стр. 555).

Прп. Нил Синайский

3. «Отречение себя состоит в совершенном забвении прошедшего и отказе от своих желаний»

(стр. 486).

Свт. Иоанн Златоуст

Самоотречение

Вопрос 5. Как автор рисует православное пространство, в котором живут герои: царь Берендей, его сын?

« Снарядили как должно в путь Ивана – царевича. Дал ему царь золотые латы, меч и коня вороного; царица с мощами крест на шею надела ему; отпели молебен ; нежно потом обнялися , поплакали… С Богом !» (стр. 84).

Словарная работа.

Объяснение понятий православной веры. (Дополнительная литература. «Энциклопедия православной веры от а до я в изречениях святых отцов»; М.; «Христианская жизнь», 2004 г.).

Мощи (стр. 345).

Крест (стр. 267).

С Богом! (стр. 352).

«Бог оставил нам мощи святых, желая привести нас к одинаковой с ними ревности и дать нам надежное убежище и утешение в бедствиях, постоянно постигающих нас» (стр. 345).

Свт. Иоанн Златоуст.

«Взять крест свой – значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицей от земли на небо» (стр. 267).

Свт. Игнатий Брянчанинов.

С Богом!

«Упование на Бога – незыблемый столп, не только обещающий избавление от бед, но не допускающий смущаться бедами, уже постигшими» (стр. 352).

Прп. Исидор Пелусиот.

Вопрос 6. На какие черты характера обращает внимание читателей автор при первом знакомстве с Марией – царевной, Кощеевой дочерью?

Мария – царевна, Кощеева дочь

(черты характера)

Примеры из текста

Дополнительный

материал

Девичий стыд

«Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея , взад и вперед одна – одиношенька с жалобным криком около берега бьется; с робостью вытянув шейку…»;

«… краснея, руку ему подает и, потупив стыдливые очи …»

(стр. 85).

«Великим и сильным оружием к избежанию греха служит стыд , вложенный в нас Богом. Ибо стыд часто более страха обучал избегать дел несообразных…»

(стр. 565).

Свт. Григорий Нисский

Вопрос 7. Как вы понимаете эпитеты «красная» девица, «добрый» Иван – царевич?

Вопрос 8. Какие черты характера вы еще отметите дополнительно у Ивана – царевича?

Иван Царевич

(черты характера)

Примеры из текста.

Дополнительный материал.

Добрый

Скромный

Благородный

(Пожалел девицу , отдал платье , сохранив непорочность, целомудрие девицы).

« Жалко стало Ивану-царевичу».

«Он с нею спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно прочь отошедши,

стал за кустом».

(стр.85).

Вот как святые отцы говорят о скромности: «Приучить себя надлежит к скромному образу мыслей . Скромным же называют того, кто не льстит перед высшими, но снисходительный к низшим , не раболепный, но кроткий, не лицемерный , но не лукавый, благородный »

(стр.506).

Прп. Исидор Пелусиот

Вопрос 9. Как вы понимаете значение слова «благодарствуй», которое произносит

Мария-царевна?

Учитель:

Святые отцы говорят о благодарении так:

«Все, что имеешь, считай полученным не от других людей, но от Бога, и Ему воздавай благодарение» (стр. 54).

Прп. Исаия Отшельник.

«Благодарением вводится в душу чудесное спокойство, вводится радость, несмотря на то, что отовсюду окружают скорби» (стр.56).

Свт. Игнатий Брянчанинов.

    Выявление нравственных ориентиров в сказке.

- Эвристическая беседа.

- Сравнительный анализ героев на основе работы учащихся с текстом.

- Комментарий учителя.

Вопрос 1. Как автор изображает царство Кощея бессмертного? Примерные ответы учащихся:

Это подземное царство.

Дворец освещает драгоценный камень.

Кощей сидит на престоле в светлой короне .

Вопрос 2. Какие черты характера характеризуют Кощея Бессмертного?

Примерные ответы учащихся:

Злой.

Раздражительный.

Напоминает библейского змея – искусителя.

Примеры из текста:

«Кощей же затопал, сверкнуло страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды Царства подземного дрогнули …» (стр.86).

«Царь шумит …» (стр.86).

Вопрос 3. Почему царь Кощей приказывает Ивану- Царевичу построить дворец? (Разве у него нет дворца?)

«…окна хрустальные, вкруг регулярный сад…» (стр.86).

Учитель:

Кощей искушает забыть Сад-Дом Небесный, родительский дом. Приказывает строить дворец ночью , что также символично.

Вопрос 4. Почему Кощей назван окаянным? К какому библейскому образу восходит этимологический корень этого слова?

Вопрос 5. Как ведут себя герои Иван – царевич и Марья – царевна в подземном царстве? Как поступки характеризуют героев?

+ сначала ведет себя отважно

«Иван-царевич отважно входит: Кощей сидит на престоле…» (стр.85)

Проявляет утешение , сочувствие , оказывает помощь в беде, поддержку и словом, и делом.

«Не должно терять нам бодрости. То ли беда?... Не печалься…»

«… завтра поранее встань; уж дворец твой построен будет…» (стр.87)

– затем печалится, потерял бодрость духа

«Пускай его снимет голову; двух смертей не видать, одной не минуешь» (стр.87).

Учитель:

Вот как святые отцы говорят о печали :

«Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения . И не так смягчают телесную опухоль теплые воды, как унимают боль души слова утешения»

(Стр.393).

Свт. Иоанн Златоуст.

надменный (гордится, превозносится царским родом);

нерадение (потерял бодрость духа, не хочет сопротивляться Кощею)

«Зол возвратился к себе Иван-царевич»… «…шей я ему сапоги с оторочкой; разве какой я сапожник? Я царский сын; я не хуже родом его…» «Шить сапогов я не стану. Снимет он голову -черт с ним, с собакой! Какая мне нужда! (стр.88)

Отвага, решительность, соборный дух. «Мы вместе спасемся или вместе погибнем» (стр.89).

Смекалка

«Беда нам! Ведь это Кощей, мой родитель сам; но у первой церкви граница его государства; далее ж церкви скакать он никак не посмеет. Подай мне крест твой с мощами». Послушавшись Марьи-царевны, снимает с шеи свой крест золотой Иван-царевич и в руки ей подает, и в минуту она обратилася в церковь , он в монаха , а конь в колокольню - и в ту же минуту со свитою к церкви Кощей прискакал. «Не видал ли проезжих, старец честной?»- он спросил у монаха. «Сейчас проезжали здесь Иван-царевич с Марьей-царевной; входили в церковь они - святым помолиться да мне приказали свечку поставить за здравье твое и тебе поклониться, если ко мне ты заедешь»

(стр. 91).

Вопрос 6. Как вы понимаете слова Марьи – царевны: «Но у первой церкви граница его государства?»

Учитель:

Граница – грань – пограничник…

Слова одного ряда, однокоренные слова. Граница разделяет добро и зло.

Церковь есть надежное убежище и утешение в бедствиях, которые постоянно постигают человека. Церковь объединяет людей во имя Христа.

Задание. Назовите отличительные признаки Церкви?

Примерные ответы учащихся:

Крест.

Мощи.

Монах.

Колокольня.

Иконы («святым помолиться»).

Молитва.

Свечка («свечку поставить за здравье твое»).

Вопрос 7. «Вопрос на внимание».

Входил ли Кощей в церковь?
(Нет. «… с свитою к церкви Кощей прискакал».)

Почему Кощей « как безумный помчался с свитой назад »?

Учитель:

Прп. Симеон Новый Богослов писал: «Жить неразумной и скотоподобной жизнью неведущих Бога подобно тому, как если бы жить среди мертвых » (стр. 34 )

Вот почему Кощей является царем мертвого «подземного» царства! Он не знает Бога, живет по своим законам. Он сам себе бог. Сидит в золотой короне на престоле .

Вопрос 8. Какие новые черты характера вы заметили у Кощея?

Примерные ответы учащихся:

Самоволие;

Беспощадность, жестокость

«… пересек беспощадно всех до единого слуг» (стр. 91);

Раздражительность и гнев.

Учитель:

- «Раздражаться по поводу незначительных случаев свойственно людям малодушным, жестоким и удрученным горем» (стр. 469).

Свт. Иоанн Златоуст.

Вопрос 9. Почему Кощею так важно вернуть беглецов?

Учитель:

Герои спасают свои души . Бегут

А) из плена своих страстей (печаль, надменность, нерадение) – Иван-царевич;

Б) из мира зла - Марья – царевна.

Кощей пытается загубить христианские души, закрывает путь к Свету, Истине.

Иван – царевич и Марья – царевна родились в разных царствах.

    Иван – царевич жил в пространстве добра. Царство его Отца Берендея – это мир со Христом, христианский мир.

    Марья – царевна родилась и жила в пространстве зла. Царство её отца, Кощея Бессмертного, - это мир тьмы («подземное царство») не освещенное светом Христовой Истины.

Комментарий учителя.

Но даже и здесь есть 30 душ девиц, которые тянутся к Свету, хранят целомудрие, выбирают путь Христовой Истины (нравственные ориентиры добра). Каждому открыт путь ко спасению, нужно только сделать волевое усилие . И хотя Иван – царевич и Марья – царевна родились в разных царствах (царстве добра и зла), но их объединяет один жизненный выбор. Какой?

Ответы учащихся: - Добро.

    Работа по группам.

Проблемная ситуация:

как представить в форме таблицы (графически) нравственные ориентиры добра и зла?

Варианты, представленные учащимися обсуждаются.

Коллективно составляется матрица для общей таблицы «Нравственные ориентиры добра и зла в сказке В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»»


    Организация рефлексии.

Учитель:

На верном пути встречается много искушений. Важно быть бдительным и не уклоняться в противоположную сторону.

Приведите примеры, когда герои сказки делали неправильный выбор.

Какие были последствия?

Были ли такие случаи в вашей жизни? Как вы их оцениваете?

Кто из героев сказки вам особенно понравился и почему?

    Проблемный вопрос.

Комментарии учителя к ответам учащихся.

Пир неправедный и праведный – это как 2 мира, 2 жизненных пути, которые мы можем выбрать. Каждому из нас дана свобода . Необходимо помнить: согласуется ли твой выбор

с во лей – Бо га – да ?

В 1 псалме царя и пророка Давида читаем:

«Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь…»

    Вывод детей:

Добро побеждает. «Честным пирком да за свадебку…» Выбор сделан. «И все тут» (стр. 94).

    Творческое задание:

дома заполните таблицу «Нравственные ориентиры добра и зла в сказке», используя записи, сделанные на уроке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    В мире литературы. 5 класс.: Учеб. хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч.

ч. 1/ Авт. – сост. А.Г. Кутузов, В.В. Ледёнева, Е.С. Романичева, А.К. Киселев. – М.: Дрофа, 2004 г.

    Энциклопедия православной веры от а до я в изречениях святых отцов; «Христианская жизнь», Клин, 2004 г.

Образец выполнения домашнего задания.

Нравственные ориентиры добра и зла в сказке В.А. Жуковского «Сказка о царе Берендее…»

граница
добра и зла

Ространство Христовой Истины

Любовь

Терпение

Трудолюбие

Послушание

Утешение

Бодрствование (бдительность)

Мужество

Память Божия

Благодарение

Скромность (кротость, не лицемерие)

Целомудрие

Стыд

Смирение

Вера в Бога (верность)

Самоотречение

Сострадание к ближнему

Миротворчество

воля человеческая


Беспечность

Печаль

Раздражительность, гнев, крик

Бес – памятство

Надменность (превозношение себя)

Нерадение «Люди, не внимательные к себе, легко впадают в пороки, хотя и имеют правую веру»

Свт. Григорий Богослов.

Непослушание

Самоволие

«Враг любит полагающихся на себя потому, что они помогают диаволу и сами себе строят козни». Я не знаю другого падения человека, кроме того, когда он верит своему сердцу»

Авва Дорофей.

Жестокость, беспощадность

Безверие

Приложение №1

Образец комплексно-сетевого планирования. Средняя школа (5-9 класс).

Литература. 5 класс.

Материал государственного
стандарта

Дополнительный материал

Нравственный потенциал урока

Источники

Перспективное использование в основном и дополнительном образовании

Май (конец года)

 8 неделя

Пятидесятницы (по первому годовому кругу относительно чтения Евангелий и Апостолов)

Среда: Мф. 5.20-26

Премудрость Божия («Всякая премудрость – от Господа и с ним пребывает вовек. C ир. 1,1)

5 класс.

В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-Царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-Царевны, Кощеевой дочери»

 Мф.5, 23-24

(хранение мира с ближним)

Заповеди Божьи (Исход, 20)

1. Раскрытие духовно-нравственных понятий:

беспечность,

почитание родителей,

сострадание,

самоотречение,

мощи,

крест,

упование на Бога,

девичий стыд,

скромность,

благодарение,

печаль, утешение, гнев и др.

через обращение к святоотеческому наследию святителя Иоанна Златоуста, святителя Григория Нисского, преподобного Нила Синайского, преподобного Исаии Отшельника,

святителя Игнатия Брянчанинова,

преподобного Исидора Пелусиота, преподобного Симеона Нового Богослова, преподобного Аввы Дорофея

2. Концепты:

- премудрость Божия

1) Библия.

2) Энциклопедия Православной веры от А до Я в изречениях святых отцов; «Христианская жизнь», Клин,

2004 г.

1. Основное образование.

Русская литература 18-21 вв.

Осмысление духовно-нравственных понятий через призму святоотеческого наследия.

Приложение №1

В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване–царевиче,
о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи – царевны,
Кощеевой дочери».

В. А. Жуковский. Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери.

Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года

Был он женат и жил в согласье с женою; но все им

Бог детей не давал, и было царю то прискорбно.

Нужда случилась царю осмотреть свое государство;

Он простился с царицей и восемь месяцев ровно

Пробыл в отлучке. Девятый был месяц в исходе, когда он,

К царской столице своей подъезжая, на поле чистом

В знойный день отдохнуть рассудил; разбили палатку;

Душно стало царю под палаткой, и смерть захотелось

Выпить студеной воды. Но поле было безводно...

Как быть, что делать? А плохо приходит; вот он решился

Сам объехать все поле: авось попадется на счастье

Где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Поспешно

Спрянув с коня, заглянул он в него: он полон водою

Вплоть до самых краев; золотой на поверхности ковшик

Плавает. Царь Берендей поспешно за ковшик - не тут-то

Было: ковшик прочь от руки. За янтарную ручку

Царь с нетерпеньем то правой рукою, то левой хватает

Ковшик; но ручка, проворно виляя и вправо и влево,

Только что дразнит царя и никак не дается.

Что за причина? Вот он, выждавши время, чтоб ковшик

Стал на место, хвать его разом справа и слева -

Как бы не так! Из рук ускользнувши, как рыбка нырнул он

Прямо на дно колодца и снова потом на поверхность

Выплыл, как будто ни в чем не бывало. «Постой же! (подумал

Царь Берендей) я напьюсь без тебя», и, недолго сбираясь,

Жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую

Начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула

Вся его борода. Напившися вдоволь, поднять он

Голову хочет... ан нет, погоди! не пускают; и кто-то

Царскую бороду держит. Упершись в ограду колодца,

Силится он оторваться, трясет, вертит головою -

Держат его, да и только. «Кто там? пустите!» - кричит он.

Нет ответа; лишь страшная смотрит со дна образина:

Два огромные глаза горят, как два изумруда;

Рот разинутый чудным смехом смеется; два ряда

Крупных жемчужин светятся в нем, и язык, меж зубами

Выставясь, дразнит царя; а в бороду впутались крепко

Вместо пальцев клешни. И вот наконец сиповатый

Я тебя не пущу. Если же хочешь на волю,

Дай мне то, что есть у тебя и чего ты не знаешь».

Царь подумал: «Чего ж я не знаю? Я, кажется, знаю

Все!» И он отвечал образине: «Изволь, я согласен».

«Ладно! - опять сиповатый послышался голос.- Смотри же,

Слово сдержи, чтоб себе не нажить ни попрека, ни худа».

С этим словом исчезли клешни; образина пропала.

Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь,

Всех придворных обрызгал, и все царю поклонились.

Сев на коня, он поехал; и долго ли, мало ли ехал,

Только уж вот он близко столицы; навстречу толпами

Сыплет народ, и пушки палят, и на всех колокольнях

Звон. И царь подъезжает к своим златоверхим палатам -

Там царица стоит на крыльце и ждет; и с царицей

Рядом первый министр; на руках он своих парчевую

Держит подушку; на ней же младенец, прекрасный как светлый

Месяц, в пеленках колышется. Царь догадался и ахнул.

«Вот оно то, чего я не знал! Уморил ты, проклятый

Демон, меня!» Так он подумал и горько, горько заплакал.

Все удивились, но слова никто не промолвил. Младенца

На руки взявши, царь Берендей любовался им долго,

Сам его взнес на крыльцо, положил в колыбельку и, горе

Скрыв про себя, по-прежнему царствовать начал. О тайне

Царской никто не узнал; но все примечали, что крепко

Царь был печален - он все дожидался: вот придут за сыном;

Днем он покоя не знал, и сна не ведал он ночью.

Время, однако, текло, а никто не являлся. Царевич

Рос не по дням - по часам; и сделался чудо-красавец.

Вот наконец и царь Берендей о том, что случилось,

Вовсе забыл... но другие не так забывчивы были.

Раз царевич, охотой в лесу забавляясь, в густую

Чащу заехал один. Он смотрит: все дико; поляна;

Черные сосны кругом; на поляне дуплистая липа.

Вдруг зашумело в дупле; он глядит: вылезает оттуда

Чудный какой-то старик, с бородою зеленой, с глазами

Также зелеными. «Здравствуй, Иван-царевич, - сказал он. -

Долго тебя дожидалися мы; пора бы нас вспомнить».

«Кто ты?» - царевич спросил. «Об этом после; теперь же

Вот что ты сделай: отцу своему, царю Берендею,

Мой поклон отнеси да скажи от меня: не пора ли,

Царь Берендей, должок заплатить? Уж давно миновалось

Время. Он сам остальное поймет. До свиданья». И с этим

Словом исчез бородатый старик. Иван же царевич

В крепкой думе поехал обратно из темного леса.

Вот он к отцу своему, царю Берендею, приходит.

«Батюшка царь-государь, - говорит он, - со мною случилось

Чудо». И он рассказал о том, что видел и слышал.

Царь Берендей побледнел как мертвец. «Беда, мой сердечный

Друг, Иван-царевич! - воскликнул он, горько заплакав. -

Видно, пришло нам расстаться!..» И страшную тайну о данной

Клятве сыну открыл он. «Не плачь, не крушися, родитель, -

Так отвечал Иван-царевич, - беда невелика.

Дай мне коня; я поеду; а ты меня дожидайся;

Тайну держи про себя, чтоб о ней здесь никто не проведал,

Даже сама государыня-матушка. Если ж назад я

К вам по прошествии целого года не буду, тогда уж

Знайте, что нет на свете меня». Снарядили как должно

В путь Ивана-царевича. Дал ему царь золотые

Латы, меч и коня вороного; царица с мощами

Крест на шею надела ему; отпели молебен;

Нежно потом обнялися, поплакали... с богом! Поехал

В путь Иван-царевич. Что-то с ним будет? Уж едет

День он, другой и третий; в исходе четвертого - солнце

Только успело зайти - подъезжает он к озеру; гладко

Озеро то, как стекло; вода наравне с берегами;

Все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньем

Воды покрытые гаснут, и в них отразился зеленый

Берег и частый тростник - и все как будто бы дремлет;

Воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйках

Светлых не слышно. Иван-царевич смотрит, и что же

Видит он? Тридцать хохлатых сереньких уточек подле

Берега плавают; рядом тридцать белых сорочек

Подле воды на травке лежат. Осторожно поодаль

Слез Иван-царевич с коня; высокой травою

Скрытый, подполз и одну из белых сорочек тихонько

Взял; потом угнездился в кусте дожидаться, что будет.

Уточки плавают, плещутся в струйках, играют, ныряют.

Вот наконец, поиграв, поныряв, поплескавшись, подплыли

К берегу; двадцать девять из них, побежав с перевалкой

К белым сорочкам, оземь ударились, все обратились

В красных девиц, нарядились, порхнули и разом исчезли.

Только тридцатая уточка, на берег выйти не смея,

Взад и вперед одна-одинешенька с жалобным криком

Около берега бьется; с робостью вытянув шейку,

Смотрит туда и сюда, то вспорхнет, то снова присядет...

Жалко стало Ивану-царевичу. Вот он выходит

К ней из-за кустика; глядь, а она ему человечьим

Платье мое, я сама тебе пригожусь». Он с нею

Спорить не стал, положил на травку сорочку и, скромно

Прочь отошедши, стал за кустом. Вспорхнула на травку

Уточка. Что же вдруг видит Иван-царевич? Девица

В белой одежде стоит перед ним, молода и прекрасна

Так, что ни в сказке сказать, ни пером описать, и, краснея,

Руку ему подает и, потупив стыдливые очи,

Добрый Иван-царевич, за то, что меня ты послушал;

Тем ты себе самому услужил, но и мною доволен

Будешь: я дочь Кощея бессмертного, Марья-царевна;

Тридцать нас у него, дочерей молодых. Подземельным

Царством владеет Кощей. Он давно уж тебя поджидает

В гости и очень сердит; но ты не пекись, не заботься,

Сделай лишь то, что я тебе присоветую. Слушай:

Только завидишь Кощея-царя, упади на колена,

Прямо к нему поползи; затопает он - не пугайся;

Станет ругаться - не слушай; ползи да и только; что после

Будет, увидишь; теперь пора нам». И Марья-царевна

В землю ударила маленькой ножкой своей; расступилась

Тотчас земля, и они вместе в подземное царство спустились.

Видят дворец Кощея бессмертного; высечен был он

Весь из карбункула-камня и ярче небесного солнца

Все под землей освещал. Иван-царевич отважно

Входит: Кощей сидит на престоле в светлой короне;

Блещут глаза, как два изумруда; руки с клешнями.

Только завидел его вдалеке, тотчас на колени

Стал Иван-царевич. Кощей ж затопал, сверкнуло

Страшно в зеленых глазах, и так закричал он, что своды

Царства подземного дрогнули. Слово Марьи-царевны

Вспомня, пополз на карачках Иван-царевич к престолу;

Царь шумит, а царевич ползет да ползет. Напоследок

Стало царю и смешно. «Добро ты, проказник, - сказал он, -

Если тебе удалося меня рассмешить, то с тобою

Ссоры теперь заводить я не стану. Милости просим

К нам в подземельное царство; но знай, за твое ослушанье

Должен ты нам отслужить три службы; сочтемся мы завтра;

Ныне уж поздно; поди». Тут два придворных проворно

Под руки взяли Ивана-царевича очень учтиво,

С ним пошли в покой, отведенный ему, отворили

Дверь, поклонились царевичу в пояс, ушли, и остался

Там он один. Беззаботно он лег на постелю и скоро

Сном глубоким заснул. На другой день рано поутру

Царь Кощей к себе Ивана-царевича кликнул.

«Ну, Иван-царевич, - сказал он, - теперь мы посмотрим,

Что-то искусен ты делать? Изволь, например, нам построить

Нынешней ночью дворец: чтоб кровля была золотая,

Стены из мрамора, окна хрустальные, вкруг регулярный

Сад, и в саду пруды с карасями; если построишь

Этот дворец, то нашу царскую милость заслужишь;

Если же нет, то прошу не пенять... головы не удержишь!»

«Ах ты, Кощей окаянный, - Иван-царевич подумал, -

Вот что затеял, смотри пожалуй!» С тяжелой кручиной

Он возвратился к себе и сидит пригорюнясь; уж вечер;

Вот блестящая пчелка к его подлетела окошку,

Дверку окошка, пчелка влетела и вдруг обернулась

Марьей-царевной. «Здравствуй, Иван-царевич; о чем ты

Так призадумался?» - «Нехотя будешь задумчив, - сказал он. -

Батюшка твой до моей головы добирается». - «Что же

Сделать решился ты?» - «Что? Ничего. Пускай его снимет

Голову; двух смертей не видать, одной не минуешь».

«Нет, мой милый Иван-царевич, не должно терять нам

Бодрости. То ли беда? Беда впереди; не печалься;

Утро вечера, знаешь ты сам, мудренее: ложися

Спать; а завтра поранее встань; уж дворец твой построен

Будет; ты ж только ходи с молотком да постукивай в стену».

Так все и сделалось. Утром ни свет ни заря, из каморки

Вышел Иван-царевич... глядит, а дворец уж построен.

Чудный такой, что сказать невозможно. Кощей изумился;

Верить не хочет глазам. «Да ты хитрец не на шутку, -

Так он сказал Ивану-царевичу, - вижу, ты ловок

На руку; вот мы посмотрим, так же ли будешь догадлив.

Тридцать есть у меня дочерей, прекрасных царевен.

Завтра я всех их рядом поставлю, и должен ты будешь

Три раза мимо пройти и в третий мне раз без ошибки

Младшую дочь мою, Марью-царевну, узнать; не узнаешь -

С плеч голова. Поди». - «Уж выдумал, чучела, мудрость, -

Думал Иван-царевич, сидя под окном. - Не узнать мне

Марью-царевну... какая ж тут трудность?» - «А трудность такая. -

Молвила Марья-царевна, пчелкой влетевши, - что если

Я не вступлюся, то быть беде неминуемой. Всех нас

Тридцать сестер, и все на одно мы лицо; и такое

Сходство меж нами, что сам отец наш только по платью

Может нас различать». - «Ну что же мне делать?» - «А вот что:

Буду я та, у которой на правой щеке ты заметишь

Мошку. Смотри же, будь осторожен, вглядись хорошенько,

Сделать ошибку легко. До свиданья». И пчелка исчезла.

Вот на другой день опять Ивана-царевича кличет

Царь Кощей. Царевны уж тут, и все в одинаковом

Платье рядом стоят, потупив глаза. «Ну, искусник, -

Молвил Кощей, - изволь-ка пройтиться три раза мимо

Этих красавиц, да в третий раз потрудись указать нам

Марью-царевну». Пошел Иван-царевич; глядит он

В оба глаза: уж подлинно сходство! И вот он проходит

В первый раз - мошки нет; проходит в другой раз - все мошки

Нет; проходит в третий и видит - крадется мошка,

Чуть заметно, по свежей щеке, а щека-то под нею

Так и горит; загорелось и в нем, и с трепещущим сердцем:

«Вот она, Марья-царевна!» - сказал он Кощею, подавши

Руку красавице с мошкой. «Э, э! да тут, примечаю,

Что-то нечисто, - Кощей проворчал, на царевича с сердцем

Выпучив оба зеленые глаза. - Правда, узнал ты

Марью-царевну, но как узнал? Вот тут-то и хитрость;

Верно, с грехом пополам. Погоди же, теперь доберуся

Я до тебя. Часа через три ты опять к нам пожалуй;

Рады мы гостю, а ты нам свою премудрость на деле

Здесь покажи: зажгу я соломинку; ты же, покуда

Будет гореть та соломинка, здесь, не трогаясь с места,

Сшей мне пару сапог с оторочкой; не диво; да только

Знай наперед: не сошьешь - долой голова; до свиданья».

Зол возвратился к себе Иван-царевич, а пчелка

Марья-царевна уж там. «Отчего опять так задумчив,

Милый Иван-царевич?» - спросила она. «Поневоле

Будешь задумчив, - он ей отвечал. -Отец твой затеял

Новую шутку: шей я ему сапоги с оторочкой;

Разве какой я сапожник? Я царский сын; я не хуже

Родом его. Кощей он бессмертный! видали мы много

Этих бессмертных». - «Иван-царевич, да что же ты будешь

Делать?» - «Что мне тут делать? Шить сапогов я не стану.

Снимет он голову - черт с ним, с собакой! какая мне нужда!»

«Нет, мой милый, ведь мы теперь жених и невеста;

Я постараюсь избавить тебя; мы вместе спасемся

Или вместе погибнем. Нам должно бежать; уж другого

Способа нет». Так сказав, на окошко Марья-царевна

Плюнула; слюнки в минуту примерзли к стеклу; из каморки

Вышла она потом с Иваном-царевичем вместе,

Двери ключом заперла и ключ далеко зашвырнула.

За руки взявшись потом, они поднялися и мигом

Там очутились, откуда сошли в подземельное царство.

То же озеро, низкий берег, муравчатый, свежий

Луг, и, видят, по лугу свежему бодро гуляет

Конь Ивана-царевича. Только почуял могучий

Конь седока своего, как заржал, заплясал и помчался

Прямо к нему и, примчавшись, как вкопанный в землю

Стал перед ним. Иван-царевич, не думая долго,

Сел на коня, царевна за ним, и пустились стрелою.

Царь Кощей в назначенный час посылает придворных

Слуг доложить Ивану-царевичу: что-де так долго

Мешкать изволите? Царь дожидается. Слуги приходят;

Заперты двери. Стук! стук! и вот из-за двери им слюнки,

Словно как сам Иван-царевич, ответствуют: буду.

Этот ответ придворные слуги относят к Кощею;

Ждать-подождать - царевич нейдет; посылает в другой раз

Тех же послов рассерженный Кощей, и та же всё песня:

Буду; а нет никого. Взбесился Кощей. «Насмехаться,

Что ли, он вздумал? Бегите же; дверь разломать и в минуту

3а ворот к нам притащить неучтивца!» Бросились слуги...

Двери разломаны... вот тебе раз; никого там, а слюнки

Так и хохочут. Кощей едва от злости не лопнул.

«Ах! он вор окаянный! люди! люди! Скорее

Все в погоню за ним!.. я всех перевешаю, если

Он убежит!..» Помчалась погоня... «Мне слышится топот», -

Шепчет Ивану-царевичу Марья-царевна, прижавшись

Жаркою грудью к нему. Он слезает с коня и, припавши

Ухом к земле, говорит ей: «Скачут, и близко». - «Так медлить

Нечего», - Марья-царевна сказала, и в ту же минуту

Сделалась речкой сама, Иван-царевич железным

Мостиком, черным вороном конь, а большая дорога

На три дороги разбилась за мостиком. Быстро погоня

Скачет по свежему следу; но, к речке примчавшись, стали

В пень Кощеевы слуги: след до мостика виден;

Дале ж и след пропадает, и делится на три дорога.

Нечего делать - назад! Воротились разумники. Страшно

Царь Кощей разозлился, о их неудаче услышав.

«Черти! ведь мостик и речка были они! Догадаться

Можно бы вам, дуралеям! Назад! чтоб был непременно

Здесь он!..» Опять помчалась погоня... «Мне слышится топот», -

Шепчет опять Ивану-царевичу Марья-царевна.

Слез он с седла и, припавши ухом к земле, говорит ей:

«Скачут, и близко». И в ту же минуту Марья-царевна

Вместе с Иваном-царевичем, с ними и конь их, дремучим

Сделались лесом; в лесу том дорожек, тропинок числа нет;

По лесу ж, кажется, конь с двумя седоками несется.

Вот по свежему следу гонцы примчалися к лесу;

Видят в лесу скакунов и пустились вдогонку за ними.

Лес же раскинулся вплоть до входа в Кощеево царство.

Мчатся гонцы, а конь перед ними скачет да скачет;

Кажется, близко; ну только б схватить; ан нет, не дается.

Глядь! очутились они у входа в Кощеево царство.

В самом том месте, откуда пустились в погоню; и скрылось

Всё: ни коня, ни дремучего лесу. С пустыми руками

Снова явились к Кощею они. Как цепная собака,

Начал метаться Кощей. «Вот я ж его, плута! Коня мне!

Сам поеду, увидим мы, как от меня отвертится!»

Снова Ивану-царевичу Марья-царевна тихонько

Шепчет: «Мне слышится топот»; и снова он ей отвечает:

«Скачут, и близко». - «Беда нам! Ведь это Кощей, мой родитель

Сам; но у первой церкви граница его государства;

Крест твой с мощами». Послушавшись Марьи-царевны, снимает

С шеи свой крест золотой Иван-царевич и в руки

Ей подает, и в минуту она обратилася в церковь,

Он в монаха, а конь в колокольню - и в ту же минуту

С свитою к церкви Кощей прискакал. «Не видал ли проезжих,

Старец честной?» - он спросил у монаха. «Сейчас проезжали

Здесь Иван-царевич с Марьей-царевной; входили

В церковь они - святым помолились да мне приказали

Свечку поставить за здравье твое и тебе поклониться,

Если ко мне ты заедешь». - «Чтоб шею сломить им, проклятым!» -

Крикнул Кощей и, коня повернув, как безумный помчался

С свитой назад, а примчавшись домой, пересек беспощадно

Всех до единого слуг. Иван же царевич с своею

Марьей-царевной поехали дале, уже не бояся

Боле погони. Вот они едут шажком; уж склонялось

Солнце к закату, и вдруг в вечерних лучах перед ними

Город прекрасный. Ивану-царевичу смерть захотелось

В этот город заехать. «Иван-царевич, - сказала

Марья-царевна, - не езди; недаром вещее сердце

Ноет во мне: беда приключится». - «Чего ты боишься,

Марья-царевна? Заедем туда на минуту; посмотрим

Город, потом и назад». - «Заехать нетрудно, да трудно

Выехать будет. Но быть так! ступай, а я здесь останусь

Белым камнем лежать у дороги; смотри ж, мой милый,

Будь осторожен: царь и царица, и дочь их царевна

Выдут навстречу тебе, и с ними прекрасный младенец

Будет; младенца того не целуй: поцелуешь - забудешь

Тотчас меня, тогда и я не останусь на свете,

С горя умру, и умру от тебя. Вот здесь, у дороги,

Буду тебя дожидаться я три дни; когда же на третий

День не придешь... но прости, поезжай». И в город поехал,

С нею простяся, Иван-царевич один. У дороги

Белым камнем осталася Марья-царевна. Проходит

День, проходит другой, напоследок проходит и третий -

Нет Ивана-царевича. Бедная Марья-царевна!

Он не исполнил ее наставленья: в городе вышли

Встретить его и царь, и царица, и дочь их царевна;

Выбежал с ними прекрасный младенец, мальчик-кудряшка,

Живчик, глазенки как ясные звезды; и бросился прямо

В руки Ивану-царевичу; он же его красотою

Так был пленен, что, ум потерявши, в горячие щеки

Начал его целовать; и в эту минуту затмилась

Память его, и он позабыл о Марье-царевне.

Горе взяло ее. «Ты покинул меня, так и жить мне

Незачем боле». И в то же мгновенье из белого камня

Марья-царевна в лазоревый цвет полевой превратилась.

«Здесь, у дороги, останусь, авось мимоходом затопчет

Кто-нибудь в землю меня», - сказала она, и росинки

Слез на листках голубых заблистали. Дорогой в то время

Шел старик; он цветок голубой у дороги увидел;

Нежной его красотою пленясь, осторожно он вырыл

С корнем его, и в избушку свою перенес, и в корытце

Там посадил, и полил водой, и за милым цветочком

Начал ухаживать. Что же случилось? С той самой минуты

Всё не по-старому стало в избушке; чудесное что-то

Начало деяться в ней: проснется старик -а в избушке

Все уж как надо прибрано; нет нигде ни пылинки.

В полдень придет он домой - а обед уж состряпан, и чистой

Скатертью стол уж накрыт: садися и ешь на здоровье.

Он дивился, не знал, что подумать; ему напоследок

Стало и страшно, и он у одной ворожейки-старушки

Начал совета просить, что делать. «А вот что ты сделай, -

Так отвечала ему ворожейка, - встань ты до первой

Ранней зари, пока петухи не пропели, и в оба

Глаза гляди: что начнет в избушке твоей шевелиться,

То ты вот этим платком и накрой. Что будет, увидишь».

Целую ночь напролет старик пролежал на постеле,

Глаз не смыкая. Заря занялася, и стало в избушке

Видно, и видит он вдруг, что цветок голубой встрепенулся,

С тонкого стебля спорхнул и начал летать по избушке;

Все между тем по местам становилось, повсюду сметалась

Пыль, и огонь разгорался в печурке. Проворно с постели

Прянул старик и накрыл цветочек платком, и явилась

Вдруг пред глазами его красавица Марья-царевна.

«Что ты сделал? - сказала она. - Зачем возвратил ты

Жизнь мне мою? Жених мой, Иван-царевич прекрасный,

Бросил меня, и я им забыта». - «Иван твой царевич

Женится нынче. Уж свадебный пир приготовлен, и гости

Съехались все». Заплакала горько Марья-царевна;

Слезы потом отерла; потом, в сарафан нарядившись,

В город крестьянкой пошла. Приходит на царскую кухню;

Бегают там повара в колпаках и фартуках белых;

Шум, возня, стукотня. Вот Марья-царевна, приближась

К старшему повару, с видом умильным и сладким, как флейта,

Свадебный спечь пирог для Ивана-царевича». Повар,

Занятый делом, с досады хотел огрызнуться; но слово

Замерло вдруг у него на губах, когда он увидел

Марью-царевну; и ей отвечал он с приветливым взглядом:

«В добрый час, девица-красавица; все, что угодно,

Делай; Ивану-царевичу сам поднесу я пирог твой».

Вот пирог испечен; а званые гости, как должно,

Все уж сидят за столом и пируют. Услужливый повар

Важно огромный пирог на узорном серебряном блюде

Ставит на стол перед самым Иваном-царевичем; гости

Все удивились, увидя пирог. Но лишь только верхушку

Срезал с него Иван-царевич - новое чудо!

Сизый голубь с белой голубкой порхнули оттуда.

Голубь по столу ходит; голубка за ним и воркует:

«Голубь, мой голубь, постой, не беги; обо мне ты забудешь

Так, как Иван-царевич забыл о Марье-царевне!»

Ахнул Иван-царевич, то слово голубки услышав;

Он вскочил как безумный и кинулся в дверь, а за дверью

Марья-царевна стоит уж и ждет. У крыльца же

Конь вороной с нетерпенья, оседланный, взнузданный пляшет.

Нечего медлить: поехал Иван-царевич с своею

Марьей-царевной: едут да едут, и вот приезжают

В царство царя Берендея они. И царь и царица

Приняли их с весельем таким, что такого веселья

Видом не видано, слыхом не слыхано. Долго не стали

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

Сказка написана в ходе «состязания» с А. С. Пушкиным 2 августа - 1 сентября 1831 г.

Первая публикация - в сборнике «Новоселье» (СПб, 1833, с. 37-68).

Царь Берендей появляется в пьесе А. Островского «Снегурочка» несколько раз. Писатель подает сцены этим действующим лицом так, чтобы читатель мог «разглядеть» его как обычного человека и как главу державы».

Впервые читатель «застает» царя за странным занятием: он «расписывает красками один из столбов». При этом сказано, что Берендей сидит на золотом стуле, что свидетельствует о его богатствах. На полу возле царя два скомороха, чуть далее – гусляры и отроки. Гусляры поют о царе, славя его. Из песни узнаем, что Берендей мудрый: рассеял мрак окрестных царств «зрячею мыслью». Его страну сравнивают с другими княжествами. Соседние князья посылают своих людей на войны, а Берендея держава «миром красна». За это народ уважает главу страны, что выражают гусляры: «Слава в роды и роды блюстителю мира!».

А. Островский также дает читателю возможность понаблюдать за тем, как царь следит за порядками в стране. К нему приходит Бермята и рассказывает, что в державе «все благополучно». Берендей прозорливый, поэтому замечает, что боярин врет. Он приказывает смотреть на вещи глубже, а не поверхностно». Бермята признается, что есть воры, но их не ловят: когда-то сами попадутся.

Царь говорит боярину о том, что его тревожит: «Благополучие - велико слово! Не вижу я его давно в народе…». Он замечает, что лето с каждым годом становится короче, а весны – холоднее. Берендей предполагает, что Ярило сердит на их народ за «остуду горячности любовной». Молодые люди, по его мнению, перестали служить красоте, зато легко поддаются зависти. Мужья разучились видеть, как прекрасны их жены. Сам же Берендей неравнодушен к женской красоте: «А все-таки не понимаю, можно ль холодным быть, бесстрастным оставаться при виде жен румяных, полногрудых».

Царь Берендей не может оставаться спокойным, видя такие изменения, Бермята предлагает издать указ, чтобы жены сохраняли верность, «мужья нежней на их красу глядели, а молодые были безумно влюблены». Берендей сомневается, что это подействует, поэтому придумывает другой выход: связать всех влюбленных неразрывным союзом, как только взойдет солнце. Решение Берендея мудрое, ведь мы знаем, что по приказу никто верным не будет и любить никого не заставишь. Когда царь узнает о несчастной любви Купавы, приказывает приставить к нему Мизгиря на суд. Когда же он видит и сам не может устоять перед ее красотой. Царь ищет того, кто бы завоевал сердце красавицы.

В конце пьесы Берендей благословляет влюбленных на восходе солнца. Когда же гибнет Снегурочка, царь не жалеет ее, наоборот, радуется тому, что его народ избавился от стужи.

Таким образом, царь Берендей – мудрый глава государства, заботящийся о своем народе. За это его любят и уважают. Уважение вызывает и то, что он сумел сохранить в государстве мир.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Лингвистический комментарий сказке о «Царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, хитростях Кощея бессмертного и премудрости Марьи-царевны» В.А. Жуковского Выполнила: студентка 060801 группы Комарова Марина

Сведения об авторе Жуковский В.А. старший современник А.С. Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений, активным членом литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе, был чтецом императрицы Марии Фёдоровны, а потом классным наставником царских детей, будущего императора Александра II.

Анализируемое произведение Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери. Написана 2 августа - 1 сентября 1831 г. Впервые напечатана в сборнике «Новоселье»

Анализ главных героев сказки Царь Берендей Берендеи - тюркское по происхождению, этнографически близкое печенегам племя. Кочевало за восточными границами Древней Руси. Теснимые с востока половцами, берендеи в конце XI века искали защиты у русских и входили с ними в разные союзные соглашения.

Иван-царевич - один из главных персонажей русского фольклора. Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII-начале XIX века.

Марья-царевна Этимология сказочных женских имен восходит к глубокой древности, к тому времени, когда прозвища, которые получали люди, соответствовали каким-нибудь особенностям характера, внешнего облика или рода занятий, позволяющим выделить некие отличительные черты.

Кащей (Кощей) Бессмертный - отрицательный персонаж русских сказок и в русском фольклоре. Царь, иногда - всадник на волшебном говорящем коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скряжистым и скупым.

Словарь: Образина, латы, молебен, не крушись, регулярный сад, не пекись, окаянный, кручина, оторочка, муравчатый берег, мешкать, плут, лазаревый цвет, ворожеи, карбункул.

ОБРАЗИ́НА, -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек ЛА́ТЫ, лат, ед. нет (·ист.). Железная или стальная броня, надеваемая для защиты от холодного оружия.

МОЛЕ́БЕН, бна, ·муж. (церк.). Краткая церковная служба. КРУШИ́ТЬСЯ, -шусь, -шишься; несов. (устар. и прост.). Сокрушаться, печалиться.

Регулярный сад – сад, в котором растения, дорожки, водоемы и др. элементы; расположены симметрично один по отношению к другому. Не пекись – не заботься, не переживай.

ОКАЯ́ННЫЙ, -ая, -ое. Употр. как бранное и осудительное слово (прост.). Надоел ты, о.! КРУЧИ́НА, -ы, ж. В народной словесности: горе, тоска, печаль.

ОТОРО́ЧКА, оторочки, ·жен. Узкая полоска материи, меха, нашитая или пришитая по краю одежды, обуви. Муравчатый берег - берег покрытый сочной, зеленой травой

МЕ́ШКАТЬ, мешкаю, мешкаешь, ·несовер. , с чем-нибудь и ·без·доп. (·разг.). Медлить, не торопиться, пропускать сроки чего-нибудь. ПЛУТ, плута (плута ·устар.), ·муж. Хитрец, лукавец, коварный человек, пройдоха.

Лазоревый - яркий светло-голубой цвет ВОРОЖЕЯ́, ворожеи, ·жен. (·устар.). Гадалка, знахарка.

КАРБУ́НКУЛ, карбункула, ·муж. (·лат. carbunculus - уголек). Драгоценный камень, то же, что красный гранат.

Вопросы и задания к тексту С какими сказочными героями познакомила нас данная сказка? В каких еще сказках можно встретить Ивана-царевича, Марью-царевну, Кощея бессмертного? На какие две группы делятся герои сказки? Как нужно понимать значение слов «…видом не видано, слыхом не слыхано…»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие к царю Берендею

Путешествие является своеобразным подведением итогов по изучению темы «Лес». Дети встречают на своем пути жителей леса, выполняют их задания и приходят к Берендею. Цель занятия закре...

Игра - путешествие "В гости к царю Берендею дорогой здоровья"

Развернутый конспект занятия для учащихся нвчальной школы, с применением здоровьесберегающей технологии. Направлено на формирование физического здоровья учащихся, развитие интереса к спорту и развитие...

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе; учить подробному анализу сказки через раскрытие...

Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...

На вопрос «Кто это - Берендей?», с одной стороны, ответить несложно, а с другой стороны, дать развернутое и полное описание этого полумифического образа нелегко. К этой теме обращались в разное время наш замечательный поэт, удивительный драматург, чудесный необыкновенный композитор. А в наши дни в 1968 году был создан фильм «Снегурочка». Актёр П. Кадочников сыграл в нём роль царя Берендея. Он мудр, прозорлив, добр и справедлив.

Начнем с поэтических строк

Первый рассказал русскому читателю сказку о царе Берендее В. А. Жуковский. Ему мало места уделил поэт. Главные действующие лица в ней - Иван-царевич, Марья-царевна, дочь Кощея Бессмертного и царь Кощей. Берендей появляется только в начале сказания и под конец. Каким предстаёт у поэта Берендей? Кто это?

Немолодой царь с бородой до колен. У него до старости нет детей. Об этом он глубоко печалится. Уезжая из своего стольного града, чтобы осмотреть своё царство, он отлучился на 8 месяцев. На обратном пути, в конце девятого месяца, в знойный жаркий день ему захотелось отдохнуть. В палатке было душно. Царь размечтался о чистой ключевой холодной водице. Сел на коня и объехал поле. Ему встретился полный колодец, в котором плавал ковшик с янтарной ручкой.

Ковшик оказался не прост: не давался в руки царю. Тогда Берендей перестал ловить хитрую посудинку, а просто нагнулся к воде, утопив в ней всю бороду, стал жадно пить. Утолив свою жажду, несчастный царь не смог поднять головы от колодца. Крепко в него вцепились клещи чудища с горящими, как огромные изумруды, глазами. Не отпускает чудовище. Насмехается. «Отдай, - говорит, - то, о чём ты не знаешь». Задумался Берендей. Всё ему знакомо в его царстве, и он согласился. Получил желанную свободу и уехал.

Что ждало царя дома

Сказка о Берендее Жуковского продолжается. На крыльцо вышла его встречать царица с хорошеньким младенцем на руках. Закручинился Берендей. «Кто это?» - спрашивает. «Твой сыночек Иванушка», - молвит любимая жена. Теперь понял царь, о чём он не знал и с кем ему предстоит расстаться. Никому не рассказал Берендей о своём обещании, только всё время ждал, что придут и отнимут ребёночка, и потому был всё время печален. Но шло время, царевич подрастал, никто за ним не приходил, и царь стал забывать историю у колодца. Вырос Иванушка красавцем и поехал в лес на охоту.

Приключения царевича

Мы продолжаем сказку о Берендее. В чаще из дупла вылез к царскому сыну старичок недобрый с зеленной бородой и зелёными глазами и велел царевичу ехать к отцу да напомнить о долге. Задумался Иванушка и поехал обратно. Рассказал царю-батюшке о встрече и странных словах. Тут Берендей заплакал и открыл сыну свою страшную тайну. «Не плачь, не кручинься», - отвечал сын. «Я поеду, а если спустя год не вернусь, то, значит, меня нет в живых». Сел на коня и поскакал неведомо куда. Встретилось ему озеро. На нём плавали 30 уточек, а на берегу лежали тридцать белых рубашек. Взял одну из них царевич спрятался с ней в кустах. Наплавалась уточки вышли на берег и превратись в прекрасных девушек. Быстро оделись в свои сорочки и исчезли. Только одна жалобно покрикивает у берега, бьёт крылышками. Жалко стало её Иванушке, и вышел он к ней. Она ему и говорит: «Отдай мое платье, я тебе потом пригожусь».

Сел Иван в кустики, отвернулся, а тут подходит к нему девушка и звонким голосом рассказывает, что она и ещё ее 29 сестёр - дочери Кощея бессмертного, который владеет подземным царством. «Делай, царевич, всё, чему я тебя научу, и ничего не бойся». Топнула она ножкой, и оба спустились под землю.

Появление царевича во дворце Кощея и первые задания

Иван вошел в светлый каменный дворец Кощея, опустился перед троном на колени. Царь Кощей сначала очень рассердился, а потом рассмеялся. Сказал, что если Иван отслужит ему три службы, то получит свободу. Отправил Кощей царевича отдыхать с дороги и рано утром призвал к себе.

Задал первое дело: построить за ночь мраморный дворец с золотой кровлей и хрустальными окнами и разбить вокруг него сад с прудами. Вернулся Иван в свои покои с тяжёлыми думами. Тут к нему в окошко залетела золотая пчёлка. Она превратилась в Марью-царевну. Ей и рассказал Иванушка о своей беде. Девушка утешила его и пообещала, что к утру всё будет сделано, а царевичу надо только ходить и молоточком постукивать. Так оно и случилось. Когда Кощей дворец увидел, то не поверил своим глазам. Рассердился, но дал на завтра новое задание: из 30 его дочерей выбрать младшую. Сидит он в своих покоях, и снова залетает к нему пчёлка и рассказывает, что сёстры все имеет одно лицо, а её он узнает по мошке на щеке.

Выбор Иваном девушки

Утром встало 30 девушек перед царским сыном. Трижды ему надо пройти мимо них и выбрать младшую. Это оказалось непросто. Два раза прошел Иван мимо девушек, а мошки так и не увидел. Идёт он в последний раз, очень внимательно вглядывается и усмотрел мошку на порозовевшей щечке. Взял Иван избранницу и вывел её вперед. Рассердился Кощей. Чувствует, что дело нечисто.

Третья хитрость Кощея

Он тут же выдал Ивану третье задание: сшить сапоги. Ушёл царевич к себе, задумался. Тут в окно влетает пчёлка и говорит, что им обоим надо бежать от неминуемой смерти.

Плюнула она на оконце, и к нему слюнка примёрзла. Вышли они и дверь закрыли на ключ. Ключик далеко выбросили: никто не найдёт. Оба оказались у озера, где первый раз встретились. Там конь пасётся на траве мураве. Узнал хозяина, примчался и встал пред ним. Сели царевич с царевной на коня и помчались вперед, к свободе. Кощей тем временем гонцов посылает, чтобы узнать, готовы ли сапоги. Им из-за двери слюнки отвечают, что скоро прибудут. Так повторилось еще раз. Разгневался Кощей и велел двери сломать, за ними никого нет. «В погоню!» - кричит Кощей. Пустились слуги догонять беглецов. Только у Марьи-царевны на всякий случай разные хитрости припасены.

Ошибка Ивана-царевича

Не смог их сам Кощей догнать, так на беду прекрасный город им по пути встретился. Ивана в город потянуло, а Марья предупредила его, что там он может её забыть, и она умрёт. Всё так и получилось. От тоски прекрасная царевна превратилась в цветочек голубенький. Его выкопал и посадил в горшок у себя в избе старичок. Сказка Жуковского «Царь Берендей» подходит к концу. Снова удалось превратиться в девушку прекрасной царевне и вызволить из города прямо со свадьбы своего суженого. Так теперь они примчались во дворец Берендея, где их встретили как желанных и дорогих гостей. Думать долго не стали, созвали гостей и сыграли свадьбу.

Кто такие берендеи

С незапамятных времён, как считает историк С. М. Соловьев, это племя служило у князя владимирского Андрея Боголюбского и жило около Переяславля-Залесского. Осталось в памяти людей в этих местах Берендеево болото и следы жилья рядом. Однако часть из них кочевала и охраняла границы Киева от половцев и других князей. Так что племя это было совсем не мифическое, а вполне реальное. Был ли у них царь по имени Берендей? Кто это, историками не установлено. Скорее всего, это был мелкий князь. Он остался в преданиях, как и это малознакомое нам племя. Происходило это в XII веке. Сто лет спустя часть берендеев перебралась в Венгрию и Болгарию. Остатки племени объединились со славянами и превратились в русичей.

В мифологии, которую прекрасно использовал писатель Н. Островский, а затем - композитор Н. Римский-Корсаков, есть царь-крестьянин Берендей. Кто это? Человек, который крест целовал на верность своему народу, землепашцам и хлебородам. Он хранитель веры и мудрый наставник своих подданных.

Вера берендеев

Они были язычниками и одухотворяли всю окружавшую их природу. Каждый камешек, особенно большой валун, каждое дерево и любой кустик и листочек имели душу. Им, как и всем, хотелось знать свое будущее. Гадание берендеев заключалось в том, что они смотрели на листики, которые упали им под ноги.

Так их покровительница, природа, подавала им знаки. Если и сегодня захочется погадать на любовь, то можно на листике написать имя возлюбленного, потом подбросить вверх:

  • Если он поднялся высоко, то всё идёт радостно и взаимно. Если он при этом ещё крутится в воздухе, значит отношения будут счастливыми и долгими.
  • Если он полетел в сторону или низко, то могут произойти ссоры.
  • Если листик упал, то ждите конфликтов.

Гадание на цветах. Надо собрать букет полевых цветов и поставить в вазочку или банку. Потом загадать желание и заметить ваш цветок. Если он за ночь увянет, то желание не сбудется. На букете можно погадать всей семьёй. Только каждый должен выбрать себе отдельный цветочек.

Гадание на осенних листьях. Собираются 9 опавших листьев: три красных, три зеленых, три желтых. Их собирают в произвольную стопку, а затем вынимают из неё три листочка. По сочетаниям их цветов идет расшифровка значения:

  • Собралось 3 красных листика - вас ждут свершения, если вы проявите ловкость и смекалку.
  • 2 красных и жёлтый - откроются неожиданные таланты.
  • 2 красных и зеленый - ждите удачу, если будете решительны.
  • 2 жёлтых и красный означают романтическую встречу и любовь или встречу, которая изменит жизнь в лучшую сторону.
  • 2 жёлтых и зеленый - мелкие хлопоты.
  • 3 желтых - придёт удача.
  • 2 зелёных и жёлтый - пройдёт очарование любви.
  • 2 зелёных и красный - действуйте активно и прогоняйте хандру.
  • 3 зелёных - займитесь анализом и самосовершенствованием.

Гадание на разных листьях деревьев

  • Прямой лист шиповника скажет, что отношения могут измениться в худшую сторону.
  • Перевернутый листик ивы означает, что желаемое сбудется очень не скоро. Даже если кажется, что все рухнуло, то всё равно будьте уверены, что всё наладится даже лучше, чем вы предполагали.
  • Прямой лист дуба говорит об успешном карьерном росте.
  • Лист липы предупреждает о несчастных случаях или о чьей-то зависти. Опасайтесь врагов.
  • Перевёрнутый лист папоротника означает непредсказуемую ситуацию.
  • Прямой лист клёна - это успех в делах.
  • Прямой лист малины - ждите счастье и благополучие на пороге.
  • Перевернутый лист калины - опасайтесь депрессии. Надо стремится к счастью.
  • Прямой лист осины - верьте снам. Они вещие.

Так по сей день гадают по берендеевским тайнам. Не стоит им придавать слишком большое значение, гораздо лучше смотреть внимательно на свои поступки и действия окружающих.


Top