Анализ стихотворения "Кинжал" Брюсова В.Я. Анализ стихотворения брюсова кинжал

“Кинжал” относится к числу самых знаковых произведений в творчестве Брюсова. Оно является литературной отсылкой к одноименному стихотворению Пушкина и к “Поэту” Лермонтова. Краткий анализ “Кинжал” по плану, который дает общее представление о нем, можно и нужно использовать на уроке литературы в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – стихотворение написано Валерием Брюсовым в 1903 году, когда в творчестве писателя наступил переломный период. Стало частью поэтического сборника, названного “Венок”. Однако впервые было опубликовано не в нем, а в журнале “Новый путь” в 1904 году.

Тема стихотворения – место поэта в современном обществе.

Композиция – последовательная, Брюсов от первой строфы до последней развивает мысль о том, что поэт должен быть с народом и выступать за революцию. Но при этом вечная жертва – это не то, что от него требуется.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырех- и шестистопный ямб.

Эпитеты “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена” .

Метафоры “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали” .

История создания

Стихотворение написано в 1903 году, когда предчувствие революции уже ощущалось, однако народ был еще инертен. Валерий Брюсов в этот период постепенно отходит от принципов символизма и все чаще демонстрирует свою гражданскую позицию. Ее выражением и стал “Кинжал”. Он впервые был представлен читателю в издании “Новый путь” в 1904 году, а впоследствии стал частью известного брюсовского сборника “Венок”.

Его не зря сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова – история создания произведения действительно с ними связана. Однако, опираясь на классиков прошлого, поэт высказывает собственную идею. Если и Пушкин, и Лермонтов писали о том, что поэт во все времена должен быть светочем для толпы, то Брюсов возражает – по его мнению, бесполезные жертвы ни к чему. Творец действительно должен вынимать из ножен “ кинжал поэзии” , то только тогда, когда народ выскажет готовность к переменам.

Тема стихотворения

Итак, говоря о предназначении поэта и поэзии – а это и есть основная тема произведения, Брюсов высказывает мысль, что поэт бессилен что-либо изменить, если в народе нет желания сбросить с себя тяжкое ярмо. В то же время он говорит о том, что когда такое желание появляется, нельзя оставаться в стороне: слово должно как разить врагов, так и поддерживать революционеров. Это совершенно естественно для поэта, который просто не может остаться в стороне.

Композиция

Брюсов развивает свою идею четко и последовательно, формируя линейную композицию. В первой строфе он высказывает мысль о том, что поэт должен быть с народом в момент борьбы, а во второй замечает, что когда в людях нет “ни дерзости, ни сил” , лучше уйти в поэтические эмпиреи. Даже несмотря на ненависть у правящему строю, нужно копить силы до того момента, пока народ не поднимет голову – и тогда помогать ему разящим словом. Именно эта мысль высказывается в последней строфе, завершая композицию.

Жанр

Это яркий образец гражданской лирики. Если ранее Брюсов в основном увлекался идеями символизма, то к 1903 году ощутил потребность высказать свою позицию, определить свой взгляд на общественное предназначение поэта, что и заставило его обратиться к нехарактерному для себя жанру, воплотив идею в стихотворении “Кинжал”.

Эти стихи написаны ямбом, причем в первых трех строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырехстопный. Это делает стих более четким и емким.

Средства выразительности

Чтобы сделать свое произведение убедительным, поэт использует достаточно традиционные художественные средства:

  • Эпитеты – “былые дни”, “века загадочно былые”, “робкие призывы”, “заветный зов”, “кровавый свет”, “верная сталь”, “огнистые знамена” .
  • Метафоры – “шумит гроза”, “под ярмом клонили молча выи”, “зов трубы”, “кинжал поэзии”, “молнии сверкали” .

Очень важна и такая особенность стихотворения, как обилие пафосной лексики. Брюсов намеренно уходит от символизма и обращается к классическому стихосложению, чтобы четко высказать читателю свою позицию.

Стихотворение Валерия Брюсова «Кинжал» увидело свет в 1903 году. Стоит отметить, что это произведение было написано не в творческой манере автора. Валерий Брюсов был ярким представителем символизма. В своих произведениях он часто использовал метафоры для выражения своих чувств и мыслей. А стихотворение «Кинжал» написано в лучших традициях русского классицизма. Объяснение этому довольно простое - «Кинжал» стал знаком уважения и почитания великих русских творцов - Пушкина и Лермонтова.

Стихотворение «Кинжал» посвящено теме роли поэта в обществе. Вчитываясь в строки произведения, мы можем провести некую параллель с «Кинжалом» Михаила Лермонтова. Брюсов высказывает мнение, что кинжалом могут быть слова. Ведь ни для кого ни секрет, что словом можно ранить больнее любого оружия. Автор придерживается мнения, что настоящий поэт должен владеть словом в совершенстве, ежедневно усовершенствовать и оттачивать свое мастерство. Чтобы простой народ, читая литературные произведения, довольно легко понимал их скрытый смысл.

Также стоит отметить, что хотя «Кинжал» является данью уважения Пушкину и Лермонтову, Брюсов не разделял их мнения о месте и роли поэта в обществе. Валерий Брюсов высказывал мнение о том, что если народ находится в тяжелом положении, под грузом проблем, ему нет дела до литературных произведений. Литераторы ни чем не смогут помочь страдающему народу, пока он сам не избавится от своих проблем. Таким образом, Брюсов делает вывод, что поэт должен растворится в толпе, стать серой массой, что литературные произведения не имеют влияния на общественно-политические взгляды народа, что поэт должен выходить на передний план только тогда, когда народ самостоятельно поднимется на борьбу. Это мнение отражено в строках:

Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил

Брюсов также отмечает, что в «былые дни» поэт играл более весомую роль в общественно-политической системе общества.

Кроме того, вчитываясь в строки стихотворения, мы можем наблюдать за трансформацией общественно-политических взглядов самого автора. Так, если ранее «я на зов к борьбе лишь хохотал порой», то сейчас «я - песенник борьбы». По моему мнению, такие изменения связаны с тем, что надвигалась революция 1905 года. Брюсов выбрал сторону народа. На вопрос, почему именно он решил быть с народом, автор ответил «затем, что молнии сверкали».

Брюсов понимал, что это произведения не страшны царскому режиму в отличие от произведений Пушкина и Лермонтова, ведь не содержат призывов к борьбе. Для себя автор отводит роль песенника борьбы. Он понимает, что не поведет за собой народ, а только растворится в нем и будет воспевать его подвиги.

Сочинение

Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика.

Наиболее известным из гражданской лирики Брюсова является стихотворение «Кинжал», написанное им в 1903 г. и привлекшее к себе большое внимание критики.

Основной идеей произведения становится роль поэта, его служение обществу, его гражданская позиция.

Стихотворение Брюсова начинается не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о нем:

Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,

Как и в былые дни, отточенный и острый…

И лишь потом появляется фигура поэта, решившего отречься от внешнего мира:

Когда не видел я ни дерзости, ни сил,

Я уходил в страну молчанья и могил,

Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,

Не веря в робкие призывы…

Я отзыв вам кричу, я — песенник борьбы,

Я вторю грому с небосклона…

К людям обращено основное литературное оружие автора — его поэтический дар.

Основная проблема, которую поднимает Брюсов в стихотворении, — историческая своевременность борьбы, предчувствие надвигающихся перемен.

Лирический герой появляется уже в первой строфе стихотворения. Но если сначала это фигура отвлеченная, то далее автор говорит, что поэт — он сам:

Поэт всегда с люди, когда шумит гроза…

И снова я с людьми, — затем, что я поэт…

Стихотворение пронизано настроениями грядущих исторических перемен, нарастающей революции, патриотических идей.

Образы поэта, кинжала, народа, надвигающейся бури гармонично сочетаются и раскрывают гражданскую тему стихотворения.

Брюсовский «Кинжал» создан с применением многочисленных эпитетов («позорно-мелочный строй», «огнистые знамена», «робкие призывы»); ярких метафор («кинжал поэзии», «пробежал кровавый молний свет»).

Поэт, изображенный Брюсовым в стихотворении, верит, что его песнь будет услышана и созвучна грядущим переменам. Он поэт, и он должен быть с людьми, он «песенник борьбы» и вдохновитель революционных перемен.

Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал»

Стихотворение Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям - пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.

Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского "Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта, поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит "Кинжал" Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом свидетельствует и метрика стихотворения: как и пушкинское, стихотворение Брюсова написано разностопным ямбом. Правда, у Пушкина чередование четырёх-, пяти-, шести- и семистопных строк свободно и не повторяется в разных строфах, тогда как все строфы у Брюсова имеют схему 6-7-6-5; но пронизанное духом свободы стихотворение Пушкина, видимо, и не могло иметь строго порядка в чередовании разностопных строк. Брюсов же делает акцент не на свободе, а на отточенности, безупречности своего дара-оружия.

Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных - с женскими (у Брюсова также все строки из 6 стоп нечётны и имеют мужские окончания. а строки из 5 и 7 стоп - женские) - всё это объединяет стихи Лермонтова и Брюсова. Но на этом общем фоне особенно отчётливо видны различия.

Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому подобном разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется праздная толпа. У Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим потрясениям, а потому готов снова быть "с людьми".

Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей. Лермонтовский "Поэт" выстроен как аллегория: картинное описание кинжала, его судьбы получает истолкование во второй половине стихотворения. Стихотворение Брюсова начинается даже не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о "нём" - если не читать названия, не сразу и догадаешься, о чём идёт речь - кинжал, меч, нож? И тут же появляется фигура поэта - причём фигура отвлечённая; лишь во второй строфе автор говорит, что поэт - он сам (ещё одно отличие от стихотворения Лермонтова: там автор постоянно обращается к поэту "ты", и мы можем лишь догадываться, подразумевает ли Лермонтов самого себя).

В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал - вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения, чтобы на их фоне вывести собственный рисунок.

В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный пророк" не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.


В стихотворении «Кинжал» В. Брюсов обращается к теме предназначения поэта и поэзии. Эта тема часто поднималась великими русскими классиками в их творениях. Об этом писал и Пушкин, и Лермонтов… Но несмотря на это, рассуждения Брюсова нельзя назвать посредственными и ординарными. Пусть он не первый рассуждает на эту тему, но рассуждения его оригинальны и не являются «очередными» в общем потоке.

Взгляды Брюсова на роль поэта в жизни общества отличаются от взглядов его предшественников. Главная идея стихотворения такова: творец должен вынимать из ножен “кинжал поэзии» и призывать народ к борьбе только тогда, когда сам народ окажется в полной готовности к переменам. Иначе борьба будет лишена всякого смысла. Ранее авторы высказывали в своих стихотворениях мысль о необходимом бунте поэта, его восстании против большинства. В их понимании поэт противопоставлен обществу, и именно из этого противопоставлении вытекает прогресс, движущая сила. У Брюсова абсолютно другое видение. Он наоборот придерживается мнения о том, что поэт и общество – это одна сила, части которой не могут существовать отдельно.

Линейная композиция стихотворения выстроено предельно четко. Автор развивает свою мысль последовательно на протяжении всех 5 строф. В первой строфе Брюсов призывает поэта к борьбе, формулируя тезис о том, что «Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,

И песня с бурей вечно сестры».

Однако во второй строфе автор делает резкое замечание, реставрируя смысл первой строфы. По его словам, когда у народа нет “ни дерзости, ни сил”, лучше не поднимать народ на борьбу, а уйти с головой в свой собственный поэтический мир, ибо реальный мир к переменам не готов.

В третьей строфе он продолжает развивать мысль о том, что поэт не может противостоять общественным настроениям, ибо именно они строят дальнейший путь развития, а не единичные личности. Брюсов «ненавидит всей этой жизни строй», который он считает позорно-мелочным, неправым, некрасивым». Но ничего предпринять он не может, ибо поэт и общество-это одно целое и противостояние между ними обречено на неудачу, которая повлечет за собой неотвратимые последствия, а именно – крах идей борьбы и падение прежних идеалов.

В четвертой строфе автор описывает уже иную ситуацию. Ту, в которой поэт и общество уже полны радикальных настроений и настроены на активную борьбу. Брюсов пишет: «Я вторю грому с небосклона», подчеркивая его готовность разделить боевой дух общества, направлять его в нужное русло.

Пятая строфа подводит итог всему стихотворению. В ней Брюсов обобщает мысль о том, что смысл имеет только совместная борьба поэта и общества. Невозможно двигаться к переменам, если люди опустили головы и не хотят смотреть на предстоящий путь.

Стихотворение доверху наполнено художественными средствами. Давайте обратимся к ним.

Сразу бросается в глаза обилие пафосной лексики. Я полагаю, автор вводит ее для того, чтобы придать стихотворению должную торжественность. Ведь оно, по сути, является своеобразным манифестом, выражающим отношение Брюсова к роли поэта и поэзии в обществе. Хоть Брюсов и является поэтом-символистом, все строки стихотворения выстроены четко, здесь нет места двусмысленным образам, что произведение с понятием классицизма.

Ритмика стихотворения также работает на основное идейное содержание. В первых трех строчках каждой строфы поэт использовал шестистопный ямб, а в заключительной – четырехстопный. Такая ритмическая конструкция придает четверостишиям «Кинжала» афористичность, объемность, нужную эмоциональную напряженность.

Что касается звукописи, то в четвертой строфе можно заметить аллитерацию («заветный зов трубы», «я вторю грому» и т.д.). Более того, в том или ином виде она прослеживается по ходу всего произведения. В свою очередь, строчка «Как прежде, пробежал по этой верной стали» дает выверенное сочетание ассонансов (на «е» и «а») с пунктиром «рокочущих» согласных. Она не выражена так ярко, как у Бальмонта, например, однако Брюсов ее все равно использует, и она так же, как и ритмика, подчеркивает идейное содержание творения. Борьба, напряженность, мощность… Все это чувствуется сквозь строки.

Говоря о синтаксисе, нельзя не обратить внимание на обильное использование однородных членов в предложениях («Позорно-мелочный, неправый, некрасивый» ; «отточенный и острый.» ; «ни дерзости, ни сил и т.д). Мне кажется, они делают стихотворение более выразительным, образным.


Top