Чем прославился самсон. Кто такой самсон в библии

Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой.

Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена долгое время не имели детей, но их молитвы были услышаны, к ним явился ангел и объявил, что у них родится сын. Затем он добавил, что его предназначением будет служение богу, поэтому родители с раннего детства должны готовить сына к назорейству. Под назорейством понимали обет, после принятия которого человек должен был посвятить себя Богу. При этом посвященный должен был воздерживаться от употребления вина, соблюдать ритуальную чистоту, не стричь волос.

Через некоторое время, как и было предсказано, у Маноя и его жены родился сын. С самого детства мальчик чувствовал присутствие «духа господня», который давал ему силу и помогал побеждать врагов.

На протяжении всей жизни Самсон совершал поступки, непонятные окружающим, но имеющие тайный смысл. Например, достигнув совершеннолетия, он, несмотря на протесты родителей, принял решение жениться на девушке-филистимлянке. Но Самсон сделал это не из любви к девушке, а для того, чтобы найти подходящую возможность отомстить филистимлянам. Самсон отправился в Финмафу к своей невесте, но по дороге на него напал лев. Самсон голыми руками разорвал льва, обнаружил у него в желудке пчелиный рой и подкрепился медом. На свадьбе он задал тридцати филистимлянам, брачным друзьям, загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Далее он поспорил на тридцать рубашек и тридцать перемен одежд, что филистимлянам не удастся найти отгадку.

Филистимляне думали в течение недели, но не смогли ничего придумать. Тогда они пошли к жене Самсона и напугали ее тем, что сожгут дом, если она не узнает отгадки. Девушка выведала отгадку у мужа и сообщила ее брачным друзьям, из-за чего Самсон проиграл спор.

Затем он убил тридцать филистимлянских воинов и отдал их одежды брачным друзьям, после чего покинул свою жену и вернулся в родной город Цор.

По филистимлянским законам жена восприняла уход мужа как развод и вышла замуж за одного из брачных друзей. Самсон, узнав об этом, увидел очередной повод отомстить. Он поймал триста лисиц, разделил по парам и связал хвосты, к которым прикрепил горящие факелы. Затем он выпустил лисиц в поля филистимлян, и они погубили весь урожай. Филистимляне узнали, что причиной голода является Самсон, и в отместку убили его жену и ее отца. В ответ на это Самсон совершил еще один акт мести, приведший к тому, что между иудеями и филистимлянами началась война. Иудейские посланники стали просить милости у филистимлян и обещали выдать им Самсона, зачинщика войны. Его связали и передали филистимлянам, но во вражеском стане, благодаря божественному вмешательству, веревки сами собой развязались. Самсон опять почувствовал в себе огромную силу, поднял с земли ослиную челюсть и с ее помощью убил тысячу филистимлян. В честь этого события местность была названа Рамат-Лехи, что в переводе на русский язык означает «нагорье челюсти».

После победы над филистимлянами Самсон был избран «судьей народа израилева». Его правление продолжалось десять лет. На протяжении этого времени сила не покидала богатыря. Например, когда филистимляне узнавали, что Самсон будет ночевать в доме женщины, то запирали ворота в надежде, что Самсон не сможет покинуть город, и они убьют богатыря. Но он подходил к запертым воротам, вырывал их из земли, уносил с собой и устанавливал на горе.

Согласно предсказанию, Самсон был рожден для того, чтобы спасти еврейский народ от филистимлян, под игом которых евреи находились в течение сорока лет.

Наиболее известными являются две легенды о Самсоне: о том, как он разорвал льва, а также о самом герое и Далиле. Филистимлянка Далила явилась причиной гибели Самсона. Она пыталась выведать, как лишить богатыря силы, но он каждый раз скрывал от нее правду, говоря, что он лишится силы, если его свяжут семью сырыми тетивами или новыми веревками или воткнут в его волосы ткань.

Далила выполняла все эти действия, но сила не покидала богатыря: он с легкостью разрывал и тетивы, и веревки. Наконец, Далила сумела выведать его секрет, который Самсон открыл, чтобы доказать свою любовь к ней: он потеряет силу, если ему остригут волосы.

В ту же ночь Далила остригла его волосы и позвала филистимлян. Самсон увидел врагов, но вдруг почувствовал, что сила покинула его, и он ничего не может сделать. Филистимляне схватили Самсона, связали веревками, ослепили, а затем заставили вращать мельничные жернова.

Через некоторое время волосы Самсона отросли, и к нему вернулась его богатырская сила. Он разорвал цепи, которыми был прикован к жерновам, подошел к храму, где собрались филистимляне, и обрушил опоры, поддерживающие крышу. Все, кто находился в здании, погибли, но вместе с ними под обломками умер и сам Самсон.

К ленгендам о Самсоне не раз обращались в своем творчестве художники, скульпторы, архитекторы. Среди них А. Дюрер, Дж. Болоньи, А. Монтеньи, А. Ван Дейк, Рембрандт и др. Стены церкви Санкт-Гереон в Кёльне украшены мозаикой, рассказывающей о гибели Самсона. Один из фонтанов Петродворца (пригород Санкт-Петербурга) украшает скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва», выполненная М. И. Козловским.

Фонтан «Самсон»

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги 100 великих авантюристов автора Муромов Игорь

Самсон Яковлевич Макинцев (1776–1849) Авантюрист, вахмистр русской службы, дезертировавший в Персию. Малоросс по происхождению. Поступив на персидскую службу под именем Самсон-хана, стал вербовать в ряды персидских войск русских дезертиров, за что последовательно был

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

ДАЛИЛА - САМСОН Самсон (Шамшон) - великий герой древнего Израиля. Имя его означает «сильный». Самсон родился в семье израильского судьи Маноя и его красавицы жены. Существует следующая легенда о рождении мальчика. Однажды к Маною явился во сне ангел и предсказал, что

Из книги Герои мифов автора

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Самсон (библ.) - иудейский силач, сын Маноя из города Пора. Маною и его жене, долго бывшим бездетными, ангел предвестии рождение С. сказав, что ребенок избран на служение Богу, и велел подготовить его к пожизненному назорейству. Назореи соблюдали ритуальную чистоту,

Из книги 100 великих памятников автора Самин Дмитрий

Фонтан «Самсон» (1735 и 1802 гг.) Большой каскад в Петергофе, или, как его называли в 18-м столетии, Большой грот с каскадами, выделяется размерами, богатством скульптурного убранства и мощью водяной декорации. Среди сооружений подобного рода Большой каскад не имеет равных в

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Самсон-борец (Samson Agonistes)Трагедия (1671)Самсон, ослепленный, униженный и поруганный, томится в плену у филистимлян, в тюрьме города Газы. Рабский труд изнуряетего тело, а душевные страдания терзают душу.Ни днем ни ночью Самсон не может забыть о том, каким славным героем был

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Самсон Самсон – знаменитый библейский судья-герой, прославившийся своими подвигами в борьбе с филистимлянами. Происходил из Данова колена, наиболее подвергавшегося порабощению от филистимлян. Он вырос среди рабского унижения своего народа и порешил отомстить

Из книги 100 великих свадеб автора Скуратовская Марьяна Вадимовна

Самсон и Далила Около XII века до нашей эрыИстория эта произошла давно, очень давно, настолько давно, что существуют сомнения - а была ли она на самом деле? Но найдутся и верящие в нее, ибо записана она в Ветхом Завете, и уверенные в том, что исторические Самсон и Далила жили

Из книги Герои мифов автора Ляхова Кристина Александровна

Самсон Самсон является героем преданий Ветхого Завета. В переводе с еврейского имя Самсон предположительно означает «служитель» или «солнечный». Он прославился тем, что обладал необыкновенной физической силой. Самсон был сыном Маноя из колена Данова. Маной и его жена

Из книги Авторская энциклопедия фильмов. Том II автора Лурселль Жак

Samson and Delilah Самсон и Далила 1949 - США (131 мин)? Произв. PAR (Сесил Б. Де Милль)· Реж. СЕСИЛ Б. ДЕ МИЛЛЬ· Сцен. Джесси Ласки-мл. и Фредрик М. Фрэнк по синопсису Херолда Лэма, основанному на Библии (Книга Судей, 13–16) и романе Владимира (Зеева) Жаботинского «Самсон Назорей»· Опер.

Из книги Город заката автора Иличевский Александр Викторович

ПЧЕЛЫ, САМСОН И ПАНТЕРА Чтобы узнать, где находится дикий улей, бортник находит пчелу и определяет направление, куда она полетела со взятком после того, как снялась с цветка. После чего он отходит на какое-то расстояние, пока не найдет еще одну пчелу, за которой тоже

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов . Сегодня мы говорим о тех, кто носил имя Самсон в Библии.

Самсон – библейский герой, который обладал сверхъестестенной силой. С Самсоном связана тема женского коварства: сначала его первая жена (Суд. 14), а затем его возлюбленная Далида (Суд. 16) выведывали у него тайны, которые передавали врагам-филистимлянам.

Он упоминается в Книге Судей израилевых и в Послании Апостола Павла к Евреям.

Самсон происходил из рода (колена) Дана и был последним из великих судей израильских (людей, которые пользовались уважением и авторитетом в народе и к которым обращались за разрешением трудных вопросов и дел).

Мать Самсона долго не могла родить ребенка. Однажды ей явился Ангел Господень, который сказал, что она зачнет и родит сына, который «начнет спасать Израиля от руки филистимлян» (Суд. 13:5). А филистимляне были древним народом, который населял приморскую часть Израиля (от современного Тель-Авива до Газы) и ко времени Самсона правили Израилем 40 лет.

Самсон полюбил филистимлянку и, вопреки советам, женился на ней. Во время свадебного пира, он загадал гостям загадку, ставка была 30 рубашек и 30 пар верхней одежды, которую должны были платить те, кто проиграет. Гости угрожали жене Самсона и заставили ее ночью выпытать у мужа ответ. Утром она передала его филистимлянам, и таким образом Самсон проиграл в споре.

На героя сошел Дух Господень, и «пошел он в Аскалон, и, убив там тридцать человек, снял с них одежды» (Суд. 14:19). Так он рассчитался за проигрыш. Не предупредив Самсона, отец отдал его жену в жены молодому другу Самсона.

Самсон мстил филистимлянам, сжег их поля, и запугал настолько, что жители Аскалона боялись выходить за ворота. Узнав, что герой мстит за жену, филистимляне пришли к ней в дом и сожгли вместе с отцом.

Между евреями и филистимлянами начались раздоры. Испугавшись, соплеменники связали Самсона и выдали врагам, но он «нашел ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек» (Суд. 15:15).

Через некоторое время Самсон снова влюбился в филистимлянку – Далиду. Она выпытала у Самсона, что его сила заключена в волосах, и ночью остригла косы Самсона.

Филистимляне привели лишенного силы и ослепленного героя на храмовый пир. Самсон воззвал к Богу, силы вернулись, и он в обрушил своды дома «на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (Суд. 16:30).

В Послании к Евреям Самсон назван в числе ветхозаветных подвижников веры, «которые не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:39-40).

На заставке фрагмент картины Ван Дейк Самсон и Далила. Источник фото

протоиерей Николай Попов

Первые судьи: Гофониил, Аод и Самегар

Прогневался Господь на израильтян за грехи их и предал их в руки Хусарсафема, царя Месопотамского. Они служили Хусарсафему 8 лет. Когда израильтяне возопили ко Господу, Он воздвиг им Гофониила, зятя Халева, который победил Хусарсафема. И была спокойна земля 40 лет. Опять стали грешить израильтяне, и Бог отдал их в руки Еглону, царю Моавитскому, и они служили ему 18 лет. Возопили израильтяне ко Господу, и Он воздвиг им Аода, который при свидании с Еглоном наедине, воткнул ему нож в чрево, победил моавитян и истребил их около 10000 человек. И покоилась земля 80 лет. После Аода Самегар избавил израильтян от филистимлян, избив их 600 человек рожном воловьим ().

Судьи Девора и Варак

За грехи израильтян Бог предал их в руки Иавину, царю Ханаанскому, который царствовал в Acope и который угнетал их 20 лет. Когда они покаялись и обратились к Богу, Господь повелел чрез пророчицу Девору одному мужу, по имени Вараку, собрать воинов и истребить войско царя Асорского, находящееся под начальством Сисары. Варак сказал пророчице: «Если ты пойдешь со мною, я пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду». Девора сказала: «Пойди, пойду с тобою, только слава окончания победы не достанется тебе; Сисару Господь предаст в руки женщины». Варак собрал войско (10000 человек) и взошел на гору Фавор. Узнав об этом, Сисара собрал войско. Но Варак, по пророческому слову Деворы, напал на него, обратил его в бегство и истребил его войско. Когда Сисара спасался бегством, его пригласила в свой шатер одна женщина, по имени Иаиль, муж которой был в мире с царем Асорским, напоила его молоком, уложила спать и, когда он уснул, вонзила кол в висок его. После этой победы израильтяне мало-помалу совершенно уничтожили царство Иавина, царя Асорского, и наслаждались миром 40 лет. Девора и Варак прославили Господа за победу благодарственною песней ().

Судья Гедеон

Израильтяне стали делать злое пред Господом, и Бог предал их за это в руки мадианитян на 7 лет. Мадианитяне, амаликитяне и другие восточные кочевые племена стали опустошать их поля и захватывать их скот. Израильтяне обнищали и раскаялись в грехах своих. Бог призвал Гедеона избавить их от врагов. Однажды Гедеон молотил в точиле пшеницу, готовясь скрыться от врагов в безопасное место. Вдруг является ему Ангел Господень и говорит: «Господь с тобою, сильный муж!» Гедеон отвечал: «Если Господь с нами, то от чего нас постигло это бедствие? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши?» Господь сказал ему: «Иди и спаси Израиля. Я посылаю тебя. Я буду с тобою, и ты поразишь мадианитян, как одного человека». Гедеон предложил Господу на камне мяса и опресноки. Ангел Господень коснулся концом жезла своего к мясу и опреснокам, и вышел огонь из камня и сжег их; Ангел же скрылся от глаз его. Тогда Гедеон в страхе сказал: «Беда мне, Господи! Я видел Ангела Господня лицом к лицу». Но Господь сказал ему: «Мир тебе! Не бойся, не умрешь».

В следующую ночь Гедеон, по повелению Божию, с десятью слугами своими разрушил жертвенник Ваала, который был у отца его, и срубил дерево при жертвеннике; устроил жертвенник Богу истинному и принес на нем жертву. Утром жители города Офры, где жил Гедеон, узнав, что это сделал Гедеон, потребовали, чтобы отец его выдал сына на смерть. Но отец Гедеона сказал им: «Если Ваал – Бог, пусть сам вступится за себя».

Между тем враги израильтян переправились чрез Иордан и стали станом в долине Изреельской. Дух Божий объял Гедеона, он затрубил трубою и собрал войско (32000 человек). Чтобы обнадежить Гедеона, Бог дал ему знамение победы. По прошению Гедеона, Бог в одну ночь послал на разостланное им на гумне руно (стриженую шерсть) такую росу, что утром Гедеон выжал из него целую чашу воды, тогда как вся земля была суха, а в следующую ночь послал росу на землю, тогда как руно осталось сухо . Но чтобы израильтяне не приписали себе победы, Бог сначала повелел Гедеону отпустить всех боязливых, и осталось 10000 человек. Потом Господь велел вести оставшихся к воде, и тех, которые будут пить воду с руки, ставить особо от тех, которые будут наклоняться на колена свои и пить. Пивших с руки оказалось 300 человек. Этих 300 человек Господь велел Гедеону удержать у себя для поражения врагов, а прочих отпустить . Когда наступила ночь, Гедеон, по повелению Божию, вошел в стан неприятелей, которые расположились на долине в таком множестве, как саранча (их было 135000 человек). И вот, один из них рассказывает другому свой сон: «Снилось мне, будто ячменный хлеб прикатился к шатру и ударил в него так, что он упал». Другой ему сказал: «Это меч Гедеона: предал Господь в руки его весь стан». Возвратившись в свой стан, Гедеон разделил своих 300 человек на три отряда, дал всем им трубы, кувшины и в кувшины светильники и велел обойти неприятелей со всех сторон и делать то же, что он будет делать. После этого три отряда окружили стан неприятельский, по данному знаку затрубили трубами, разбили кувшины и, держа светильники, закричали: «Меч Господа и Гедеона!» Спавшие неприятели страшно перепугались, бросились убивать друг друга и обратились в бегство. Гедеон погнался за ними и истребил их. В благодарность за спасение от врагов, израильтяне сказали Гедеону: «Владей нами ты и потомство твое». Но он отвечал: «Господь да владеет вами». И покоилась земля 40 лет ().

После смерти Гедеона, сын его, Авимелех, убил 70 братьев своих , кроме Иофама, и царствовал 3 года в Сихеме, но погиб во время возмущения своих подданных от руки женщины, которая бросила с башни в голову его камень, когда он хотел поджечь башню. После этого был судьею израильтян 23 года Фола, после Фолы – 22 года Иаир ().

Судья Иеффай

Израильтяне стали служить ложным богам соседних народов языческих, а истинного Бога оставили. Бог прогневался на них и предал их в руки филистимлян и аммонитян, которые теснили и мучили их 18 лет. Израильтяне раскаялись в грехах своих, отвергли идолов, стали служить только истинному Богу, и Он помиловал их и дал им вождя, Иеффая. Отправляясь на войну против аммонитян, Иеффай дал обет Богу принести Ему после победы над врагами во всесожжение то, что прежде всего выйдет из ворот дома его навстречу ему . Когда он победил аммонитян и возвращался домой, навстречу ему вышла единственная дочь его, в сопровождении собранных ею девиц с тимпанами и пением. Увидев ее, Иеффай разодрал на себе одежду и сказал: «Ах, дочь моя! Ты сразила меня: я обещал тебя Господу, и не могу отказаться от своего слова». Она отвечала ему: «Отец мой! Ты обещал меня Господу, исполни обет, потому что Бог тебе помог отомстить врагам», – и попросила только у него два месяца оплакать девство свое с подругами. Через два месяца Иеффай исполнил свой обет, посвятив ее Богу ().

Ефремляне, завидуя Иеффаю, перешли Иордан и хотели сжечь дом его и самого его за то, что он не позвал их на войну. Иеффай разбил их. Когда они под чужими именами стали возвращаться домой, жители Галаадские, заняв переправу чрез Иордан, стали заставлять их произносить: «Шибболет» (колос), и когда они произносили: «Сибболет», поэтому узнавали их и убивали. Так погибло 42000 человек (Иеффай был судьею 6 лет).

После Иеффая были судьями: Есевон (7 лет), имевший 30 сыновей и 30 дочерей, Елон (10 лет) и Авдон (8 лет), имевший 40 сыновей и 30 внуков ().

Судья Самсон

Израильтяне делали злое пред Господом, и Он предал их в руки филистимлян на 40 лет. В это время в земле Израильской (в городе Цоре) был один человек, Маной. Жена его была неплодна и не рождала. Однажды явился ей Ангел Господень и сказал: «Скоро ты родишь сына. Отныне, ты не пей вина и сикера и не ешь ничего нечистого, и бритва не коснется головы этого сына твоего, потому что он с самого рождения будет назорей Божий (посвященный Богу), и он начнет спасать Израиль от филистимлян». Жена сказала об этом мужу своему. По молитве Маноя, Ангел явился опять жене его. Она привела мужа своего, и Ангел подтвердил свои наставления. Маной спросил его: «Как тебе имя?» Ангел отвечал: «Оно чудно». Маной принес жертву Господу на камне. Когда пламень жертвы стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел поднялся в пламени. Маной в страхе сказал: «Верно, мы умрем, потому что видели Бога». Но жена сказала: «Если бы Господь хотел умертвить нас, то не принял бы жертвы и не открыл бы нам сего».

Жена Маноя родила сына и дала ему имя Самсон. Вырос Самсон, и Дух Господень начал действовать в нем. Он стал показывать необыкновенную силу. Понравилась ему одна филистимлянка из Фимнафы, и он стал просить родителей женить его на ней. Родители долго не соглашались женить его на иноплеменнице, наконец, уступили его просьбам и отправились с ним в Фимнафу. На пути Самсон отстал от родителей. Вдруг видит: навстречу ему идет молодой лев и рыкает. Дух Господень сошел на него, он схватил льва и руками своими растерзал его, как козленка, догнал отца и мать и не сказал им, что он сделал. В Фимнафе предложение Самсона было принято, и положено было чрез некоторое время праздновать брак. Спустя несколько дней, Самсон из дома своего шел тою же дорогою в Фимнафу на брак, зашел посмотреть на труп льва и нашел в нем рой пчел и мед. Он взял мед, ел его дорогой и дал родителям своим, но не сказал, откуда взял его. Сделал Самсон брачный пир. Филистимляне, боясь Самсона, выбрали тридцать брачных друзей, которые были бы при нем. Он загадал им загадку и обещал, если отгадают ее в семь дней пира, дать им 30 тонких рубашек и 30 перемен одежд. Они согласились. Тогда Самсон сказал: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое». Филистимляне заставили молодую жену Самсона выпытать от него и сказать им, что значит загадка, и в конце седьмого дня сказали ему: «Что слаще меду и сильнее льва?» Самсон пошел в Аскалон, убил там 30 филистимлян, снял с них одежды, отдал их разгадавшим загадку, а жену оставил и ушел домой. С этого времени Самсон стал во множестве истреблять филистимлян.

Когда гнев Самсона прошел, он пришел к своей жене, но узнал, что она выдана за одного из бывших брачных друзей его. Тогда Самсон поймал 300 лисиц, связал их по две хвостами, привязал между хвостами их факелы, зажег факелы и отпустил лисиц в поля. Таким образом, он выжег хлеб в полях, виноградники и масличные сады у филистимлян. Филистимляне, узнав, из-за кого они потерпели такое бедствие, сожгли жену Самсона и дом отца ее. Но Самсон еще более разгневался на них, сильно избил их и удалился в одно ущелье скалы в колене Иудовом. Тогда множество филистимлян пришли в Иудею и потребовали выдать Самсона. Самсон позволил иудеям связать себя и привести к филистимлянам. Увидев его, филистимляне бросились к нему, но он разорвал веревки на себе, схватил ослиную челюсть и убил ею тысячу филистимлян. После этого он почувствовал смертельную жажду, помолился Богу, и Господь разверз яму, и потекла из нее вода. Самсон напился и ожил.

Однажды Самсон ночевал в филистимском городе Газе. Жители, узнав об этом, подстерегали его всю ночь в воротах города, чтобы убить его. Но Самсон в полночь пошел из города, схватил двери городских ворот с обоими косяками и запором, положил на свои плечи и отнес на близлежащую гору.

Самсон имел неосторожность открыть, что сила его заключается в том, что он назорей Божий, и что если остричь его волосы, то сила отступит от него. Филистимляне, узнав об этом, остригли Самсону волосы, когда он спал, и сила отступила от него . Филистимляне выкололи ему глаза, привели в Газу, оковали двумя медными цепями и заставили в темнице молоть ручными жерновами .

В несчастии Самсон очистил свои прежние заблуждения покаянием. Волосы на голове его начали расти, а с ними стала возрастать и сила его. Владельцы филистимские собрались, чтобы принести жертву богу своему Дагону, и говорили: «Бог наш предал нам Самсона». Привели Самсона, и он забавлял их; били его по щекам и поставили между столбами. Самсон сказал отроку, который водил его: «Подведи меня, чтобы я мог ощупать столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним». Отрок сделал это. Дом был полон народу; там были все владельцы филистимские, и на кровле было до 3000 мужчин и женщин. Самсон помолился Богу, уперся руками в два средних столба, на которых утвержден был дом, сказал: «Пусть умру и я с филистимлянами», – и двинул столбы. Дом обрушился на всех, кто был в нем . Таким образом, Самсон вместе с собою убил врагов отечества более чем во всю жизнь свою ().

Первосвященник и судья Илий. Рождение Самуила

По смерти Самсона филистимляне продолжали угнетать израильтян. В это время судьею израильским сорок лет был первосвященник Илий . При нем Господь воздвиг пророка Самуила.

Отец Самуила был благочестивый левит Елкана, а мать – Анна. Анна была бездетна. Они жили в городе Раме. В положенные дни они ходили в Силом, где стояла скиния, молиться и приносить жертвы Богу. Однажды, после жертвоприношения, Анна при скинии долго и со слезами молилась Богу, чтобы Он дал ей сына, и обещалась отдать его на служение Господу. Уста ее двигались, а голоса ее не было слышно. Илий, увидев ее, счел пьяною и сказал: «Доколе ты будешь здесь пьяною? Поди протрезвись». Анна отвечала ему: «Нет, господин, я – женщина, скорбящая духом, вина и сикера я не пила, а изливаю душу мою пред Господом». Илий сказал ей: «Иди с миром, Бог исполнит твое прошение».

Чрез некоторое время Анна родила сына, назвала его Самуилом (испрошенный у Господа) и, вскормив грудью, отдала его на служение Господу при скинии. При этом она воспела песнь Господу, в которой прославила святость и правосудие Божие и предсказала, что Господь будет судить народы земли, даст силу Царю Своему и возвысит рог (силу, могущество) Помазанника Своего. В этой песне в первый раз Спаситель Мира назван Meccиeй, или Христом, то есть Помазанником Божиим ().

Призвание Самуила

Два сына Илия, Офни и Финеес, хотя были священниками Господа, но были люди негодные и развращали народ. Илий знал о беззакониях их, но не обуздывал их . Поэтому Господь объявил ему суд свой чрез отрока Самуила. Однажды ночью Илий лежал на своем месте, глаза его начали смежаться, а Самуил лежал в храме Господнем . Вдруг Господь воззвал к Самуилу: «Самуил, Самуил!» Думая, что его звал Илий, Самуил побежал к нему и сказал: «Вот я, ты звал меня». Но Илий сказал: «Я не звал тебя; поди назад, и ложись». То же самое повторилось в другой и в третий раз. Тогда Илий понял, что Господь зовет Самуила, и сказал: «Если еще услышишь зов, ты скажи: «Говори, Господи, слышит, раб твой» . Самуил ушел и лег на своем месте. Господь опять сказал ему: «Самуил, Самуил!» Он отвечал: «Говори, Господи, слышит раб твой». Тогда Господь сказал ему: «Вот, Я сделаю в Израиле такое дело, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Я исполню над Илием все, чем грозил Я дому его за грехи детей его». Поутру Илий спросил Самуила, что ему сказал Господь. Самуил объявил ему все. Выслушав Самуила, Илий сказал: «Он – Господь; что Ему угодно, то да сотворит!» После этого весь Израиль узнал, что Самуил удостоился быть пророком Господним ().

Победа филистимлян над израильтянами. Погибель дома Илия

Филистимляне собрались воевать с израильтянами. Произошла битва, и израильтяне были поражены. После этого старейшины израильские сказали: «Возьмем себе из Силома ковчег Господень, и он спасет нас от врагов». Принесли к войску ковчег завета Божия, а при ковчеге были Офни и Финеес. Но святыня не помогла людям, прогневавшим Бога своими грехами. Филистимляне сразились с израильтянами, разбили их и обратили в бегство, а ковчег завета взяли в плен. Офни и Финеес были убиты. В тот же день с поля сражения прибежал в Силом вестник и рассказал о происшедшем бедствии. Илий в это время сидел при дороге у ворот скинии и смотрел; сердце его трепетало за ковчег Божий. Когда вестник сказал ему, что израильтяне поражены, Офни и Финеес пали мертвыми, и ковчег Божий взят в плен, он упал с седалища своего, сломал себе хребет и умер (98-и лет; ).

Пребывание ковчега Господня в земле Филистимской и возвращение

Филистимляне, взяв ковчег Божий, принесли его в Азот, в храм Дагона, и поставили подле Дагона . На другой день утром они нашли Догона лежащим пред ковчегом Господним. Они взяли и поставили Дагона на его место. На следующее утро они опять нашли Дагона лежащим пред ковчегом Господним, а голову, обе ноги и обе руки его на пороге. Вскоре самих жителей Азота Господь поразил мучительными наростами, а землю их стали опустошать мыши. Перенесли ковчег Господень в Геф; но те же казни Господни поразили и Геф. Из Гефа перенесли ковчег Господень в Аскалон, – и здесь произошли те же бедствия. Тогда филистимляне поставили ковчег Господень на колесницу, с боку его поставили ящик с пятью золотыми изображениями мышей и с пятью золотыми изображениями наростов, по числу владетелей филистимских, впрягли в колесницу двух отелившихся коров и пустили их идти по произволу, а телят их удержали дома. Коровы сами собою привезли ковчег Господень в землю Израильскую, в Вефсамис. Израильтяне с радостью встретили ковчег Господень, а левиты поставили его на камень. Изрубив колесницу на дрова, принесли коров во всесожжение Господу . При этом случае многие из народа прикасались ковчегу Господню неосвященными руками и заглядывали в него, и за это были поражены от Господа смертью (50.070 человек) . После сего ковчег Господень был поставлен в Kapиафиариме, в доме благочестивого левита Аминадава ().

Освобождение от филистимлян. Правление Самуила

Угнетаемые филистимлянами и видя чудеса от ковчега Господня, израильтяне обратились с покаянием к Господу и бросили идолов. Тогда Самуил собрал народ израильский в Массифу для молитвы и принесения жертвы Богу. Филистимляне, как скоро услышали об этом собрании, тотчас пошли воевать с израильтянами. Самуил принес жертву и помолился Богу, и Господь загремел над филистимлянами сильным громом, навел на них ужас, и израильтяне поразили их. Освободив израильтян от филистимлян, Самуил был судьею израильтян во все дни жизни своей ().

История Руфи

В то время, когда управляли израильтянами судьи, был голод в земле Израильской . По сему случаю один житель Вифлеема, Елимелех, со своею женой Ноеминью и двумя сыновьями, переселился в землю Моавитскую. Здесь он умер, сыновья его женились на моавитянках и тоже умерли. Одна из этих моавитянок называлась Орфа, другая Руфь. После смерти сыновей своих, Ноеминь пошла в свой город Вифлеем. Орфа и Руфь последовали за нею. Ноеминь сказала им о своей бедности и стала убеждать их возвратиться к своим родителям. Орфа возвратилась домой, но Руфь сказала свекрови своей: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; твой народ будет моим народом, и Бог твой будет моим Богом; одна разлучит меня с тобою». Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем во время жатвы ячменя. Не имея пищи, Руфь пошла на поле подбирать оставшиеся колосья и пришла на поле Вооза, родственника покойного мужа своего. Вооз, пришедши на свое поле, заметил Руфь, предложил ей пообедать со жнецами и позволил ходить на свое поле собирать колосья, а жнецам велел оставлять их больше. Так Руфь подбирала колосья на поле Вооза, доколе не окончилась жатва. Ноеминь, узнав о милостивом расположении Вооза к Руфи, посоветовала ей просить Вооза исполнить Моисеев закон ужичества , взять ее за себя в замужество. Вооз согласился на это и женился на ней. Она родила сына Овида, от которого родился Иecceй, отец Давида. Таким образом, Руфь стала прабабкою Давида, от рода которого произошел Спаситель мира (Книга Руфи).

По смерти Иисуса Навина до месопотамского рабства какое-то время было правление старейшин и безначалие. Это время, не означенное в Библии числом лет, было непродолжительно. Иефеай в своё время говорил царю Аммонитскому, отнимавшему у израильтян заиорданские земли, что израильтяне живут на этих землях уже 300 лет (). По показаниям книги Судей, 301 год прошел от начала порабощения месопотамского до порабощения аммонитского. Значит, время правления старейшин и безначалия было так непродолжительно, что Иефеай и в счет его не ставил. Ап. Павел, говоря о временах после раздела Ханаанской земли израильтянам, не упоминает о времени правления старейшин и безначалия (). Иосиф Флавий хотя и назначает для этого времени 18 лет, но эти 18 лет не включает в общую сумму лет от исхода израильтян из Египта до основания Соломоном храма. По всей вероятности, древние библейские хронологи ставили это непродолжительное время в счет тех неполных годов, которые в книге Судей считаются за полные. Продолжительность времени Судей Апостол Павел определяет около 450 лет. Он говорит: Бог, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил отцам нашим в наследие землю их. И после этого около 450 лет давал им судей до пророка Самуила. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула. Так прошло 40 лет. (). По книге Судей и 1-й книге Царств, начиная месопотамским порабощением израильтян и оканчивая порабощением филистимским, до пророка Самуила насчитывают немного более 451 года, следующим образом: порабощение месопотамское продолжалось 8 лет (), мир Гофониила 40 лет (); порабощение моавитское – 18 лет (), мир Аода – 80 лет (), правление Самегара – неполный год (), порабощение ханаанское – 20 лет (), мир Варака и Деворы – 40 лет (), порабощение мадианитское 7 лет (), мир Гедеона – 40 лет (), правление Авимелеха – 3 года (), Фолы – 23 года (), Иаира – 22 года (), порабощение аммонитское – 18 лет (), правление Иеффая – 6 лет (), Есевона – 7 лет (), Елона – 10 лет (), Авдона – 8 лет (), порабощение филистимское, во время которого судил 20 лет Самсон, продолжалось 40 лет (), правление Илия – 40 лет (), порабощение филистимское – 20 лет и 7 месяцев ()

), чьи подвиги описаны в библейской книге Судьи (13–16). Рассказ о нем более насыщен легендами, чем повествования о других «судьях».

Рассказ о рождении Самсона - характерный мотив о чудесном даровании Богом сына бесплодной женщине (см. Сарра , Рахиль , Самуил). Посланный Богом ангел объявил матери, что она родит сына, который должен быть назореем уже в материнском чреве, и поэтому ей возбраняется пить вино и есть что-либо нечистое (см. Ритуальная чистота), а когда ребенок родится, ему нельзя стричь волосы. Ангел также возвестил, что мальчику предназначено начать избавление Израиля от ига филистимлян (Суд. 13:2–25).

Сказания о Самсоне, о которых повествует книга Судей, связаны с тремя филистимскими женщинами. Первая жила в филистимском городе Тимна, или Тимната. Свой первый подвиг Самсон совершил на пути в Тимнату, убив голыми руками напавшего на него льва. В Тимнате на своей свадьбе Самсон загадал филистимлянам основанную на происшествии со львом загадку, которую они не могли разгадать, и уговорили невесту выпытать у Самсона ответ. Когда Самсон понял, что обманут, он в гневе напал на Ашкелон и, убив 30 филистимлян, возвратился в родительский дом. Когда через несколько дней Самсон пришел повидаться с женой, оказалось, что ее отец, полагая, что Самсон отказался от нее, выдал ее замуж за «брачного друга» Самсона. (15:2). В отместку Самсон сжег поля филистимлян, выпустив на них 300 лисиц с привязанными к хвостам факелами. Узнав причину гнева Самсона, филистимляне сожгли его неверную жену и ее отца, однако Самсон счел это недостаточным и нанес многим тяжелые увечья. Филистимляне выступили в Иудею , чтобы поймать и наказать Самсона. Напуганные израильтяне послали к Самсону делегацию из трех тысяч человек с требованием отдать себя в руки филистимлянам. Самсон согласился, чтобы израильтяне связали его и передали филистимлянам. Однако когда его подвели к лагерю филистимлян, он легко разорвал веревки и, схватив ослиную челюсть, перебил ею тысячу филистимлян.

Вторая история связана с филистимской блудницей в Газе . Филистимляне окружили ее дом, чтобы утром захватить Самсона, однако тот встал среди ночи, вырвал городские ворота и унес их на гору, «которая на пути к Хеврону » (16:1–3).

Третьей филистимской женщиной, из-за которой Самсон погиб, была Длила (в русской традиции Далида, позже Далила), обещавшая филистимлянским правителям за вознаграждение выведать, в чем сила Самсона. После трех неудачных попыток ей все же удалось узнать секрет: источником силы Самсона были его нестриженые волосы (см. выше). Усыпив Самсона, Длила велела состричь «семь кос головы его» (16:19). Утративший свою силу Самсон был захвачен филистимлянами, ослеплен, закован в цепи и брошен в темницу. Вскоре филистимляне устроили праздник, на котором благодарили своего бога Дагона за то, что он передал в их руки Самсона, а затем доставили Самсона в храм, чтобы он забавлял их. Между тем волосы Самсона успели отрасти, и сила стала возвращаться к нему. Вознеся молитву Богу, Самсон сдвинул колонны с места, храм обрушился, и под развалинами погибли собравшиеся там филистимляне и Самсон. «И было умерших, которых умертвил Самсон при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30). Библейское повествование о Самсоне завершается сообщением о похоронах Самсона в семейной усыпальнице между Цор‘ой и Эштаолом (16:31).

Книга Судьи сообщает, что Самсон «судил» Израиль 20 лет (15:20; 16:31). Самсон отличался от других «судей»: он единственный, кому еще во чреве матери было предназначено стать избавителем Израиля; единственный «судья», наделенный сверхчеловеческой силой, совершающий небывалые подвиги в сражениях с врагом; наконец, Самсон - единственный «судья», который попал в руки врага и погиб в плену. Тем не менее, несмотря на его фольклорную окраску, образ Самсона вписывается в плеяду «судей» Израилевых, действовавших под водительством «духа Божьего», нисходившего на них и дававшего им силу «спасти» Израиль. Библейская история о Самсоне обнаруживает соединение героико-мифологических и сказочных элементов с историческим повествованием. Исторический образ «судьи», каковым был Самсон, обогащен фольклорно-мифологическими мотивами, которые, по мнению ряда исследователей, восходят к астральным мифам, в частности, к мифологии Солнца (имя «Самсон» - буквально `солнечный`, «косы головы его» - солнечные лучи, без которых солнце теряет свою силу).

Библейский сюжет о Самсоне - одна из излюбленных тем в искусстве и литературе, начиная с эпохи Ренессанса (трагедия Ганса Сакса «Самсон», 1556, и ряд других пьес). Тема приобрела особую популярность в 17 в., особенно среди протестантов, которые использовали образ Самсона как символ своей борьбы против власти римского папы. Наиболее значительное произведение, созданное в это столетие, - драма Дж. Мильтона «Самсон-борец» (1671; русский перевод 1911 г.). Среди произведений 18 в. следует отметить: стихотворение У. Блейка (1783), стихотворную пьесу М. Х. Луццатто «Шимшон ве-х а-плиштим» («Самсон и филистимляне»), более известную под названием «Ма‘асе Шимшон» («Деяния Самсона»; 1727). В 19 в. к этой теме обращались А. Карино (около 1820 г.), Михай Темпа (1863), А. де Виньи (1864); в 20 в. Ф. Ведекинд, С. Ланге, Л. Андреев и другие, а также писатели-евреи: В. Жаботинский («Самсон Назорей», 1927, на русском языке; переиздано - издательство «Библиотека-Алия» , Иер., 1990); Леа Гольдберг («Ах ават Шимшон» - «Любовь Самсона», 1951–52) и другие.

В изобразительном искусстве эпизоды из жизни Самсона изображены на мраморных барельефах 4 в. в Неапольском соборе. В средние века сцены из подвигов Самсона часто встречаются в книжных миниатюрах. Картины на темы истории о Самсоне писали художники А. Мантенья, Тинторетто, Л. Кранах, Рембрандт , Ван Дейк, Рубенс и другие.

В музыке сюжет Самсона отражен в ряде ораторий композиторов Италии (Верачини, 1695; А. Скарлатти, 1696, и других), Франции (Ж. Ф. Рамо, опера на либретто Вольтера, 1732), Германии (Г. Ф. Гендель на основе драмы Дж. Мильтона написал ораторию «Самсон»; премьера в театре «Ковент-Гарден» в 1744 г.). Наибольшей популярностью пользуется опера французского композитора К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (премьера в 1877 г.).

"Солнечный" - Самсон в молодости. У родителей Самсона долго не было детей. Наконец Яхве прислал ангела, объявившего, что у них родится сын, который прославит Израиль. И ангел взял с них обещание, что ребенок станет назореем. [Это слово можно перевести как “посвященный Богу”. Назореи давали на определенный срок или на всю жизнь клятву не стричь волос, не пить вина и не прикасаться к мертвецу.]

Когда долгожданный мальчик родился, его назвали Самсоном [“солнечный”] . С малых лет он отличался необычайной силой и смелостью. Как-то раз Самсон, одинокий и безоружный, шел среди виноградников. Вдруг на дорогу, страшно рыча, выбежал молодой лев. Самсон тоже пришел в ярость, бросился на могучего зверя и голыми руками разодрал его пополам.

Самсон со львом. Средневековая
книжная миниатюра

Самсон и филистимляне. В то время евреи были под властью филистимлян. Яхве решил избрать Самсона своим орудием для освобождения Израиля. Самсон, который сначала дружил с филистимлянами, вскоре рассорился с ними и принялся жестоко расправляться с бывшими друзьями. Филистимляне решили его убить, но Самсон прятался в горах и не давался им в руки. Тогда они потребовали, чтобы израильтяне сами поймали его, иначе им всем придется худо. И поневоле три тысячи израильтян отправились к горному убежищу Самсона. Богатырь сам вышел к ним навстречу и, взяв с них обещание не убивать его, дал себя связать.

Пленного Самсона вывели из ущелья и привели к врагам. Те встретили его криками радости, но оказалось, что радовались они рано: богатырь напряг мускулы, и крепкие веревки, которыми он был связан, лопнули, как гнилые нитки. Самсон схватил валявшуюся рядом ослиную челюсть и обрушился на филистимлян, убив ею целую тысячу человек. Остальные в панике бежали. С торжеством возвращался Самсон в родной дом, распевая во все горло: “Челюстью ослиною толпу, две толпы, челюстью ослиною убил я тысячу человек”.

За этот подвиг обрадованные израильтяне избрали Самсона судьей, и он двадцать лет правил своим народом. Одно его имя внушало ужас врагам; Самсон ходил в их города как к себе домой, и делал то, что ему нравилось.

Как-то раз он заночевал в городе. Жители решили, что подвернулся удобный случай покончить с ненавистным врагом. Они устроили засаду недалеко от городских ворот и ждали там всю ночь, говоря: “До света утреннего подождем и убьем его”.

А Самсон проснулся в полночь, тихо прошел к городским воротам, выломал их из стены вместе с косяками, взвалил на плечи и отнес на вершину соседней горы. Утром филистимлянам оставалось только дивиться силе и хитрости героя.

Самсон и Далила. И все же Самсон был погублен, и погубила его женщина. На свою беду, он влюбился в прекрасную филистимлянку по имени Далила и часто ходил к ней в гости. Об этом узнали правители филистимлян и пообещали Далиле богатую награду, если она узнает, в чем секрет необычайной силы Самсона. Та согласилась и, притворившись влюбленной в богатыря, стала выпытывать у него: “Скажи мне, в чем великая сила твоя и чем связать тебя, чтобы усмирить тебя?”

Самсон почуял неладное и сказал: “Если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен и буду, как и прочие люди”. Филистимляне принесли Далиле семь сырых тетив от луков, она связала спящего Самсона и стала его будить: “Самсон! Филистимляне идут на тебя”. Самсон проснулся и без всяких усилий разорвал свои путы.

Далила обиделась: “Вот, ты обманул меня и говорил мне ложь; скажи же теперь мне, чем связать тебя?” Самсон решил позабавиться и ответил: “Если свяжут меня новыми веревками, которые не были в деле, то я сделаюсь бессилен и буду как и прочие люди”.

Далила заготовила новые веревки. Когда Самсон вновь пришел к ней, Далила дождалась, пока он уснет, и крепко связала его (а филистимляне в это время прятались поблизости). Затем она прикинулась испуганной и закричала: “Самсон! Филистимляне идут на тебя!” Вскочивший Самсон сорвал со своих рук веревки, будто нитки.

Далила надулась: “Все ты обманываешь меня и говорил мне ложь; скажи мне, чем бы связать тебя?” Самсон с самым серьезным видом сказал, что, если вплести его длинные волосы в ткань и прибить ее к ткацкому станку, то пропадет вся его сила.

Едва он успел уснуть, Далила поспешила вплести его волосы в ткань, крепко-накрепко прибила ее к ткацкому станку и разбудила Самсона: “Филистимляне идут на тебя, Самсон”. Тот проснулся и выдернул тяжелую колоду ткацкого станка, к которой были прибиты его волосы.

"Идите теперь, он открыл мне все сердце свое". Тогда Далила решила не отставать, пока он не скажет ей правды: “Как же ты говоришь: “Люблю тебя”, а сердце твое не со мною? Вот, ты трижды обманул меня и не сказал мне, в чем великая сила твоя”.

Выпытав тайну Самсона, Далила дала знать филистимским правителям: “Идите теперь, он открыл мне все сердце свое”. Филистимляне пришли и принесли серебро, чтобы заплатить изменнице. Только они успели спрятаться, как в доме Далилы появился Самсон. После того, как простодушный богатырь уснул, не подозревая ничего, Далила позвала слугу и велела ему остричь Самсона. Когда все было готово, она разбудила своего гостя все теми же словами: “Филистимляне идут на тебя, Самсон!” Самсон спросонок не понял, что с ним случилось, и бросился на филистимлян, но с ужасом почувствовал, что в нем нет больше прежней силы. Филистимляне легко одолели его, заковали в медные цепи, выкололи глаза и бросили в подземелье, где он должен был молоть зерно на мельнице.

Последний подвиг Самсона. Через некоторое время филистимляне решили торжественно отпраздновать победу над ненавистным израильским богатырем. Несколько тысяч человек, знатные люди, правители собрались в храме своего бога Дагона и начали пировать. В разгар веселья кто-то предложил привести из подземелья Самсона, чтобы он забавлял их.

И вот среди шумящих, торжествующих врагов появился слепой богатырь. Никто и не заметил, что у него вновь отросли волосы — источник его великой силы. Самсон сказал мальчику, который его вел, чтобы тот поставил его около двух столбов, поддерживающих крышу храма.

Тем временем на крышу взобралось около трех тысяч филистимлян, которым не хватило места в храме,— посмотреть на пленника и насладиться его унижением.

Ощупав столбы, Самсон взмолился к Богу, чтобы тот помог ему отомстить врагам, уперся руками в оба столба и, воскликнув: “Умри, душа моя, с филистимлянами!”, обрушил их на себя. С грохотом рухнула крыша храма, похоронив под собой и Самсона, и филистимлян. Собственной смертью он погубил больше врагов, чем за всю жизнь.


Top