Павловское военное училище в 1 мировой войне. Павловское военное училище

Если коротко, то училище было основано в 1863 году из специальных классов Павловского кадетского корпуса.

А я нашла нашего Григория Хомутова в списках выпускников ПВУ: это был 14-й выпуск, 22 мая 1877-го года (он там записан под номером 98): http://pvu1863.ucoz.ru/index/0-27 .

Учились курсанты два года, значит, поступил он в 1875-м, а если между Нижегородской военной гимназией и Павловским военным училищем не было перерыва, значит, его отдали учиться в гимназию в 1869-м году (в 11 лет). Не знаю, насколько это похоже на правду. Может, в 60-х годах XIX века у маленьких было домашнее обучение, не было начальных классов, как потом стало?

Кстати, в списках выпускников этого училища много других Хомутовых: и его старшие братья Дмитрий и Павел , и какой-то Николай Хомутов. В семье Федора Васильевича Хомутова был старший сын Николай, но он ведь не мог закончить военное училище позже младших братьев? Значит, это какой-то другой Николай, не Федорович. Жалко, что там отчества не пишут.

Дмитрий Хомутов - 7-й Выпуск: 21 июня 1870 года (№ 48)
Павел Хомутов - 12-й Выпуск: 4 августа 1875 года (№ 69)
Николай Хомутов - 15-й выпуск: 16 апреля 1878 года (№ 103)
Дмитрий и Павел - точно Федоровичи, я так думаю, а вот про Николая, может, когда-нибудь выяснится.

Вот здание бывших казарм училища в Санкт-Петербурге по ул. Красного Курсанта, д. 21. (машины, дорожные знаки и теток в пуховиках мысленно удаляем)):

По мрачности своего вида напоминает мою среднюю школу, мдя. У нее такие же были краснокирпичные стены и высокие арочные окна с решетками на первом этаже. Ах, ну да, мою школу казармой именно дедушка Саша и обозвал, когда ее в первый раз увидел.

Юнкер и генерал в парадной форме Павловского военного училища (1864):

Еще интересная информация - о распорядке дня в училище: http://pvu1863.ucoz.ru/index/0-69
..Так вот откуда, я думаю, это странное стремление установить себе казарменный режим, которое у меня в течение всей жизни периодически прорывается)) О так вот)))

Еще мне любопытно, какие они там предметы изучали. Вот такие:
"тактика, военная история, артиллерия, военная топография, фортификация, законоведение, военная администрация, Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, механика и химия.
На лето училище выходило в лагери в Красное Село."
Очень интересные предметы, я бы с удовольствием там поучилась! :)) ..Но меня бы не взяли, я же девочка.

А кстати! Вспомнила сейчас: в нашей школе тоже не было английского, был только французский и немецкий, на выбор. Некоторые родители на это сердились и переводили детей в другие школы, где английский был. Выходит, у нас школа была с "древними традициями"))

В 1863 году специальные классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных пехотных училища, получивших названия: 1-е Павловское, 2-е Константиновское и 3-е Александровское. Основной контингент поступающих в военные училища составляли воспитанники военных гимназий (кадетские корпуса были преобразованы в гимназии военного ведомства, и в них была временно отменена строевая подготовка). Остальные же юнкера набирались из числа окончивших средние учебные заведения гражданского ведомства – они составляли примерно 1/3 от общего числа учащихся. В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. Продолжительность обучения составляла 2 года. Контингент юнкеров равнялся приблизительно 300 человек. Окончившие училища по первому разряду получали чин подпоручика, по второму – прапорщика. Согласно Положению о военных училищах, утвержденному в 1867 году, прием в них производился из среды привилегированных классов (освобожденных от рекрутской повинности). Только после введения всесословной воинской повинности в 1874 году было разрешено принимать в училища лиц всех сословий, однако и после этого большая часть юнкеров принадлежала к числу дворян.

1-е Павловское военное училище было создано в августе 1863 года по указу императора Александра II на базе Павловского кадетского корпуса, передавшего училищу своё знамя, административно-хозяйственную часть и даже кадровый состав. Начальником училища был назначен будущий военный министр генерал-майор Пётр Семёнович Ванновский.

Содержащиеся в данных Правилах, и сведенные в 90 параграфов, жесткие требования по отношению к поведению юнкеров, как в стенах Училища, так и за его пределами, регламентировали не только нормы воинской дисциплины, но и морально-нравственные и социально-этические аспекты их поведения в быту. Так, в параграфе 12 содержится весьма характерное для эпохи Великих реформ запрещение юнкерам даже теоретической возможности их участия в каких-либо «тайных кружках и обществах».

В строевом отношении 1-е Павловское военное училище составляло батальон из 4 рот. Обучение воспитанников состояло из практических и теоретических занятий, распределенных на 2 года. В младшем классе программа предусматривала подготовку унтер-офицеров, а в старшем классе – инструкторов-офицеров. Во главе училища стоял начальник в чине генерала или полковника, назначавшийся Высочайшим приказом и имевший права начальника дивизии. Ему непосредственно подчинялся батальонный командир. Батальонный командир наблюдал за соблюдением его подчиненными дисциплины и чинопочитания, за воинским порядком и точным исполнением обязанностей службы, а также за нравственностью юнкеров, их строевой подготовкой и внеклассными занятиями. Кроме того, на него возлагалось и общее наблюдение за хозяйственной частью (обмундирование, снаряжение, правильность ведения отчетности). Ротные командиры руководили службой, строевым образованием и воинским воспитанием юнкеров и непосредственно заведовали ротным хозяйством. Младшие офицеры назначались начальником училища из состава офицеров строевых частей или военно-учебных заведений. При этом они должны были быть в чине не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии. Они также должны были прослужить в офицерском звании не менее 5 лет, из них непосредственно перед назначением в училище не менее 2 лет в строю. Ближайшими помощниками офицеров в деле военного образования юнкеров были портупей-юнкера и фельдфебели. В училище преподавались следующие предметы: тактика, военная история, артиллерия, фортификация, военная топография, законоведение, военная администрация, Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, механика и химия. На лето училище выходило в лагеря в Красное Село.

Павловское военное училище , сформировано 16 сентября 1863 г. из специальных классов Павловского кадетского корпуса (см.), с пополнением их кадетами тех же классов прочих кадетских корпусов.

Из Павловского кадетского корпуса новое училище получило и весь свой служебный персонал с его Директором П. С. Ванновским, который явился, т. обр., первым Павловского военного училища .

Павловский же корпус передал Павловскому военному училищу и свое .

Вальберг (с 1914 г.).

За 50-л. период существования училище выпустило 7.730 офицеров, из числа которых 52 чел. стали Георгиевскими кавалерами.

Среди них генералы Куропаткин, Церпицкий, Иванов, Кашталинский, Мищенко, Путилов, Слюсаренко и др., а 122 человек убиты в боях.

В церкви училища хранились в качестве исторических реликвий знамена Императорского военно-сиротского дома и Павловского кадетского корпуса.

7 декабря 1898 г., ко дню празднования 100-летнего юбилея училища, всему составу его Высочайше пожалован нагрудный знак.

Высочайшими приказами от 24 марта 1907 г. и 21 октября 1909 г. были дополнены правила о ношении нагрудного юбилейного знака.

В училище 4 роты.

Юнкеров по штату 400 и 66 сверх комплекта.

При училище имелся музей и с 1898 г. функционировало "Общество вспомоществования бывшим кадетам Павловского кадетского корпуса и юнкерам Павловского военного училища.


Название статьи: {title} Категория темы: Автор (ы) статьи: imha Источник статьи: Военная энциклопедия Сытина, 1916 г., т. 1-18. Дата написания статьи: {date} Статьи, использованные при написании этой статьи: А. Н. Петров, Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома, 1898; Н. Р., Павловское военное училище, 1863-98 гг., 1898; В. С. Кривенко, Юнкерские годы, Спб., 1898; Празднование столетнего юбилея училища, "Педагогический Сборник" 1899 г. № 2; Колчинский, Памятка Павловского военного училища, 1863-1913, Спб., 1913; 50-лет. училища, "Педагогический Сборник", 1913, № 10.
1. Император Николай II в группе офицеров во время посещения училища. 22 февраля 1899 г.
2. Офицеры, преподаватели провожают Николая II после посещения им училища. 22 февраля 1899 г.
3. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна (сидит справа за столом) с воспитанниками за обедом во время посещения училища. 23 декабря 1900 г.


1. Интерьер церкви св. Константина и Елены.
2. Вид главного фасада здания училища на Большой Спасской улице.
3. Бюст великого князя Михаила Павловича.
4. Воспитанники училища в портретном зале.
5. Кадеты на плацу во время "разбивки" на роты.

1. Группа юнкеров 1901
2. Офицеры и священники во время перенесения мундира императора Александра III в училище.
3. Кадеты в форме обмундирования образца 1882-1908 гг.
4. Юнкера в форме обмундирования образца 1798-1881 гг.

1. Копия с гравюры "Отец-благодетель".
2. Великий князь Константин Константинович с группой офицеров во время своего первого посещения училища в качестве Главного начальника военно-учебных заведений. 22 марта 1900 г.
С назначением главным начальником военно-учебных заведений Великого Князя Константина Константиновича Романова, атмосфера, царившая в военно-учебных заведениях, стала меняться. Благодаря ему, в кадетских корпусах был уничтожен формальный казенно-казарменный дух, возрождено отеческое отношение воспитателей к кадетам. Воспитанники воспринимали Великого Князя не просто высоким начальником, но и мудрым, заботливым, достойным подражания человеком, "отцом всех кадет". Он желал "претворить дело обучения в дело воспитания, а воспитателям - постепенно поднимать в воспитанниках сознание их человеческого достоинства". Как писал один из воспитанников, "на кадетских дрожжах и поднималось пышное тесто всего офицерского корпуса России".
3. Группа воспитанников во время урока верховой езды.

1. Группа офицеров [преподавателей] училища во время совещания.
2. Воспитанники изучают устройство револьвера во время урока по изучению устройства огнестрельного оружия.
3. Воспитанники во время урока военной истории.
4. Воспитанники в столовой за чаем.

1. Воспитанники в читальном зале библиотеки.
2. Воспитанники во время урока состязаний по фехтованию во дворе училища.
3. Воспитанники во время практических занятий у орудия.

1. Воспитанники училища во время полевых учений.
2. Скульптура античного воина.
3. Воспитанники училища направляются на учения.
4. Вид части коридора в здании училища.
5. Воспитанники во время строевых занятий на плацу перед зданием училища.
6. Группа офицеров и воспитанников училища на судне.
7. Воспитанники в спальне.
8. Группа офицеров у паровоза на станции.

1. Юнкера получают увольнение в отпуск.
2. Воспитанники катаются зимой с гор.
3. Воспитанники и офицеры училища во время молебна перед выездом в лагеря.
4. Воспитанники во время обеда в лагерном бараке-столовой.
5. Воспитанники в лодках на Дудергофском озере.
6. Великий князь К.К.Романов в группе воспитанников училища.
"Все осознают, что потеряли не только просвещённого, благожелательного начальника и руководителя, но и в высшей степени преданного своему делу педагога, исполнявшего свои многотрудные обязанности не по одному лишь сознанию долга, а по чувству искренней любви к питомцам наших учебных заведений. Эта трогательная, отеческая любовь проявлялась в каждом его ласковом слове, в каждой шутке, с которой он так часто обращался к кадетам и служащим, в каждом его распоряжении... Все должны признать, что для каждого военного педагога, для каждого кадета и юнкера годы управления великого князя останутся самыми светлыми воспоминаниями во всей их дальнейшей службе" (из некролога).
После смерти Великого Князя, 10 октября 1915 года Киевскому пехотному юнкерскому училищу, основанному в 1865 г., было присвоено его имя - Константиновское. Князь был настолько популярен, что самой большой честью для младших кадетов считалось посидеть у него на коленях. Училище получило новый девиз: "Помните, чье имя носите!"
7. Группа юнкеров за чаем в лагере.

1. Воспитанники во время караульной службы в манеже.
2. Внутренний вид лагерного барака 4-й роты.
3. Воспитанники училища в умывальной комнате.

1. Воспитанники на железнодорожной станции перед отъездом в лагеря.
2. Воспитанники и офицеры училища провожают великого князя К.К.Романова в момент его отъезда из лагеря.
3. Великий князь К.К.Романов в группе воспитанников училища во время посещения лагеря.

1. Воспитанники у барака 3-й роты.
2. Воспитанники во время практических занятий в лагере.
3. Офицеры на Дудергофском озере.
4. Воспитанники у сцены летнего театра в лагере.
5. Участники любительского спектакля - воспитанники училища.

1. Палатки, в которых располагались юнкера во время летних учений.
2. Император Николай II с группой офицеров в палатке во время отдыха после обеда.
3. Император Николай II приветствует юнкеров после проведения учений во время посещения лагеря; слева - великий князь К.К.Романов.
4. Юнкера возвращаются с учений.
5. Юнкера приветствуют прибывших в лагеря императрицу Александру Федоровну, великих княгинь, вдовствующую императрицу Марию Федоровну.
6. Юнкера возвращаютсят с учений.
7. Великий князь К.К.Романов (на первом плане), офицеры и юнкера.

1. Юнкера во время обеда в столовой; 2-й слева на переднем плане - великий князь К.К. Романов.
2. Группа офицеров училища на привале.
3. Офицеры, юнкеры, местные жители у походной кухни училища.
4. Юнкер в карауле.
5. "Махальные" у "мишеней".
6. Переправа через реку во время "псковских" маневров.
7. Переправа вброд через реку Лугу во время маневров.

1. Группа офицеров - преподавателей и священники.
2. Караул от 4-й роты у Зимнего дворца.
3. Воспитанники во время урока верховой езды на плацу.

Top