Произведения Гумилева Л.Н. Самые красивые стихи Николая Гумилёва

На нашем сайте) собраны в нескольких книгах, главные из которых: Жемчуга (1910), Чужое небо (1912), Колчан (1915), Костер (1918), Шатер (1921) и Огненный столп (1921); Гондла , пьеса в стихах из истории Исландии, и Мик , абиссинская сказка. Рассказов в прозе у него немного. Они принадлежат к раннему периоду его творчества, написаны под заметным влиянием Брюсова и не имеют большого значения.

Николай Гумилёв. Обречённый на заговор. Документальный фильм

Стихи Гумилёва совершенно не похожи на обычную русскую поэзию: они ярки, экзотичны, фантастичны, написаны всегда в мажорном ключе. В них господствует редкая в русской литературе нота – любовь к приключениям и мужественный романтизм. Ранняя его книга – Жемчуга , – полная экзотических самоцветов, иногда не самого лучшего вкуса, включает Капитанов , поэму, написанную во славу великих моряков и авантюристов открытого моря; с характерным романтизмом она заканчивается образом Летучего Голландца. Военная поэзия Гумилёва, как ни странно, совершенно свободна от «политических» чувств – его меньше всего интересуют цели войны. В его военных стихах есть новая религиозная нота, непохожая на мистицизм символистов – это мальчишеская, нерассуждающая вера, исполненная радостной жертвенности.

Шатер , написанный в большевицком Петербурге, – что-то вроде поэтической географии его любимого континента, Африки. Самая впечатляющая ее часть – Экваториальный лес – история французского исследователя в малярийном лесу Центральной Африки, среди горилл и каннибалов.

Лучшие книги Гумилёва – Костер и Огненный столп . В них его стих обретает эмоциональную напряженность и серьезность, отсутствующие в ранних произведениях. Здесь напечатан такой интересный манифест, как Мои читатели , где он с гордостью говорит, что не кормит своих читателей унижающей и расслабляющей пищей, а помогает им по-мужски спокойно смотреть в лицо смерти. В другом стихотворении он выражает желание умереть насильственно, а «не на постели, при нотариусе и враче». Это желание исполнилось.

Николай Степанович Гумилёв

Иногда поэзия Гумилёва становится нервной, как странный призрачный Заблудившийся трамвай , но чаще она достигает мужественного величия и серьезности, как в замечательном диалоге его со своей душой и телом, – где монолог тела заканчивается благородными словами:

Но я за все, что взял и что хочу,
За все печали, радости и бредни,
Как подобает мужу, заплачу
Непоправимой гибелью последней.

Последнее стихотворение этой книги – Звездный ужас – таинственный и странно убедительный рассказ о том, как первобытный человек впервые осмелился посмотреть на звезды.

Перед смертью Гумилёв работал над другой поэмой о первобытных временах – Дракон . Это до странности оригинальная и фантастическая космогония, но автор успел закончить лишь первую её песнь.

Подробнее – см. в блестящем исследовании о стихах Гумилёва прославленного литературоведа Ю. Айхенвальда.

Лев Николаевич Гумилев родился в 1912 году в Царском селе в семье Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Вскоре родители разошлись, мальчик воспитывался бабушкой. Сначала Лев жил в родовом имении Слепнево Бежецкого уезда, а после революции – в Бежецке, где посещал школу. В это время Гумилев заинтересовался историей и перечитал, по его словам, все книги по теме в местной библиотеке.

В 1929 году Гумилев вернулся в Ленинград, к матери. Пробовал поступить в пединститут, но из-за дворянского происхождения приемная комиссия отказалась принимать документы. Гумилеву пришлось устроиться чернорабочим, а затем коллектором в Геологический комитет, где он участвовал в экспедициях, в том числе в Таджикистан.

В 1934 году юноша поступает в ЛГУ на исторический факультет, однако через год его и мужа Ахматовой арестовывают, но вскоре по ходатайству матери отпускают. В 1939 году Гумилев снова попадает под арест. Молодого человека приговорили к пяти годам лагерей и этапировали в Норильлаг. В заключении Гумилев общался с интеллигенцией, писал стихи. В 1944 году Льва призвали на фронт. После войны демобилизовался, окончил экстерном несколько курсов и стал аспирантом Института востоковедения Академии наук (ИВАН).

В январе 1949 года Гумилев устроился научным сотрудником в Музей этнографии народов СССР, в этом же году вышла первая статья ученого «Статуэтки воинов из Туюк-Мазара». Большим ударом для Гумилева стал очередной арест в 1949 году, который подорвал его здоровье. Смерть Сталина в 1953 году смягчила условия ссылки: молодой ученый переписывался с матерью, которая высылала ему книги для работы над историей хунну. После освобождения в 1956 году Гумилев поселился в Ленинграде и устроился старшим научным сотрудником в библиотеке Эрмитажа, где обрабатывал материалы, собранные в заключении. С 1959 года статьи Гумилева печатают в журналах «Советская археология», «Вестник древней истории» и др.

В 1960 году вышла в свет первая книга Гумилева «Хунну: Срединная Азия в древние времена». Несмотря на критику работы, связанную с устаревшими источниками, она была замечена в научном мире, так как сведения о хунну до этого были немногочисленны.

В 1961 году Гумилев защитил докторскую диссертацию на тему «Древние тюрки. История Срединной Азии на грани Древности и Средневековья (VI-VIII вв.)».

Во время экспедиций по Волге занимался проблемой хазар и хазарского государства. Тогда же Гумилев впервые высказал свои предположения о том, что климат влиял на жизнь и политический строй народов Евразии. В это же время работы Гумилева переводят на иностранные языки.

Начиная с 1964 года, Гумилев разрабатывает свою главную пассионарную теорию этногенеза. Ученый описал 40 циклов этногенеза для различных народов и вывел понятие пассионарных толчков, которые меняли ход истории. На основе этой теории Гумилев собирался защитить вторую докторскую диссертацию, уже в области географии, однако работа не была одобрена и вызвала много споров о ее научности. Позже труд Гумилева лег в основу книги «Этногенез и биосфера Земли», которая официально была выпущена только в 1989 году вместе с работой «Древняя Русь и Великая степь».

В 1990 году Гумилев выступал на телевидении и читал лекции, несмотря на ухудшающееся здоровье. В конце жизни Гумилев стал популярным ученым и умер на пике славы в 1992 году.

Начиная изучать творчество писателя - уделите внимание произведениям, которые находятся на вершине этого рейтинга. Смело нажимайте на стрелочки - вверх и вниз, если считаете, что какое-то произведение должно находиться выше или ниже в списке. В результате общих усилий, в том числе, на основании ваших оценок мы и получим самый адекватный рейтинг книг Николая Гумилева.

    «По густым зарослям реки Сенегал пробегал веселый утренний ветер, заставляя шумно волноваться еще не спаленную тропическим солнцем траву и пугливо вздрагивать пятнистых стройных жирафов, идущих на водопой. Жужжали большие золотистые жуки, разноцветные бабочки казались подброшенными в воздух цветами, и довольные мычали гиппопотамы, погружаясь в теплую тину прибрежных болот. Утреннее ликование было в полном разгаре, когда ядовитая черная змея, сама не зная, зачем, так, в припадке минутной злобы, ужалила большого старого павиана, давно покинувшего свою стаю и скитавшегося в лесах одиноким свирепым бродягой…» ... Далее

  • «Ты Имр из Кинда, кажется? Случалось И мне слыхать о племени твоем. Оно живет не в кесарских владеньях, Не в золотой руке Юстиниана, Но всё-таки достаточно известно, Чтоб я решился выслушать тебя…» ... Далее

  • Николай Степанович Гумилёв (1886–1921) – выдающийся русский поэт, яркий представитель Серебряного века отечественной литературы. Основал поэтическую школу акмеизма, активно выступал как литературный критик и переводчик. Его первой женой была знаменитая Анна Ахматова, широко известен и их сын – Лев Николаевич Гумилёв, историк-этнолог, создатель пассионарной теории этногенеза. Будучи увлечённым исследователем неизведанных мест и страстным охотником, Николай Гумилёв много путешествовал, участвовал в этнографических экспедициях в Африку. Когда началась Первая Мировая война, поэт записался в армию добровольцем, служил в кавалерии, участвовал в боевых действиях, был неоднократно награждён. Дворянин, офицер, Гумилёв не эмигрировал из Советской России. Но своих политических и религиозных взглядов не скрывал и в 1921 году был арестован по подозрению в участии в заговоре – в составе подпольной боевой организации. О причастности Гумилёва к заговору историки спорят до сих пор. Есть версия, что дело сфабриковала ЧК. Так или иначе, но спустя три недели после ареста Николай Гумилёв был расстрелян. Реабилитировали его только в 1992 году. Эта аудиопостановка, подготовленная к 130-летнему юбилею поэта, представляет слушателям в полном объёме избранные произведения Николая Гумилёва – его армейские воспоминания «Записки кавалериста» и стихотворения. Издание будет интересно как любителям истории, так и поклонникам поэзии. Записки кавалериста Наступление «И год второй к концу склоняется…» Георгий Победоносец Солнце духа Война «Взгляните: вот гусары смерти…» Пятистопные ямбы «Священные плывут и тают ночи…» Смерть Сонет Память Шестое чувство Ангел Мои читатели Исполняет режиссёр и сценарист, обладатель награды «Серебряный микрофон» Нью-Йоркского фестиваля радиопостановок Фёдор Степанов Звукорежиссёры – Павел Брусков, Антон Лушев Продюсер – Елена Лихачёва ... Далее

  • Николай Степанович Гумилев (1886–1921) многое успел за короткую жизнь. Один из ярких представителей поэтов русского Серебряного века, автор десятка поэтических сборников был взыскательнейшим мастером слова. Высокий романтизм, искренность, глубокий трагизм лирики отличают стихи и поэмы Н. Гумилева, вошедшие в эту книгу. ... Далее

  • Гондла – жених незавидный, он некрасив и горбат, к тому же христианин, но он ирландских королевских кровей. Невеста – Лера – исландская красавица, знатного рода. Ей бы больше подошёл местный жених – Лаге. Он силён, красив и удачлив, почитает языческих богов. Лаге предлагает назначить поединок за сердце Леры. Гондла отказывается от драки, очаровывая слушателей игрой на лютне, пока не появляется отряд ирландцев и Гондла не становится королём двух островов. Он собирается крестить исландцев, но те противятся и в разочаровании Гондла убивает себя мечом во имя Спасителя. ... Далее

  • Николай Гумилев – великий русский поэт, представитель Серебряного века русской литературы. Судьба его была поистине трагичной – по приговору большевистского суда он был расстрелян за якобы участие в контрреволюционном заговоре (на самом деле он просто не донес на своих товарищей). Наряду с высоким романтизмом, стихотворениям Гумилева присуща предельная точность поэтической формы. В этой книге представлены лучшие произведения поэта. ... Далее

  • Азартный путешественник, посетивший Африку тогда, когда это было смертельно опасно, бесстрашный воин, чьи действия на поле боя отмечены высшей наградой – Георгиевским Крестом, человек чести, посчитавший ниже своего достоинства отрекаться от товарищей и расстрелянный как соучастник антиправительственного заговора, блистательный поэт, произведения которого жили в памяти читателей, хотя почти семь десятилетий после его смерти не переиздавались, мистик, визионер, мыслитель – все это Николай Гумилев, один из тех редчайших в мировой литературе поэтов, чьи стихи до самых мелочей совпадают с жизнью автора. ... Далее

  • «Старый мэтр был знаменит и, точно, никто не превзошел его в дивном искусстве музыки. Владетельные герцоги, как чести, добивались знакомства с ним, поэты посвящали ему свои поэмы, и женщины, забывая его возраст, забрасывали его улыбками и цветами. Но все же за его спиной слышались перешептывания, и они умели отравить сладкое и пьяное вино славы. Говорили, что его талант не от Бога и что в безрассудной дерзости он кощунственно порывает со священными заветами прежних мастеров…» ... Далее

  • Ярчайший представитель поэзии Серебряного века, Николай Степанович Гумилёв, ушел на фронт добровольцем в 1914 году, невзирая на то, что еще в 1907 году он был освобожден от воинской повинности. Книга «Записки кавалериста» – документальная повесть о первых годах проведенных им в рядах 1-го эскадрона Лейб-Гвардии уланского полка. Перед нами – живые картины войны, представленные глазами не столько великого поэта-акмеиста, сколько кавалериста, мужественно разделившего тяготы военной жизни вместе с рядовыми солдатами. ... Далее

  • «…И странно, и страшно было бы на душе одинокого пилигрима или купца из далекой Армении, если бы случайно, проходящие, увидели они семерых безвестно умирающих рыцарей и услышали бы их тихое созвучное пение…» ... Далее

  • «Правду сказать, отец его был купцом. Но никто не осмелился вспомнить об этом, когда, по возвращении из Кембриджа, он был принят самим вице-королем. На артистических вечерах он появлялся в таких ярких одеждах, так мелодично декламировал отрывки из Махабхараты, так искренне ненавидел все европейское, что его успех в Англии был обеспечен и не одно рекомендательное письмо от престарелых лэди увез он, отправляясь во втором классе в Бомбей…» ... Далее

  • «Конечно, знаете вы, дети, Не знать того вам было б грех, Что много чудных стран на свете, Но Индия чудесней всех. Она – еще южней Китая, В нее приехать – труд большой. Смотрите, вот она какая И я, индиец, вот какой!..» ... Далее

  • Пьеса Николая Гумилева – русского поэта Серебряного века, создателя школы акмеизма.

  • «Это было в золотые годы рыцарства, когда веселый король Ричард Львиное Сердце в сопровождении четырехсот баронов и бесчисленного количества ратных людей переправился в Святую Землю, чтобы освободить гроб Господень и заслужить благосклонность прекрасных дам…» ... Далее

  • «Дон Жуан в Египте» – первое драматическое произведение Гумилева, если не считать не дошедшей до нас пьесы «Шут короля Батиньоля», законченной в Париже в конце 1906 года. «Дон Жуан в Египте» был прочитан в ноябре 1911 года в Царском Селе у Гумилевых на заседании Кружка Случевского, в апреле 1911 года пьеса была опубликована в сборнике стихотворений «Чужое небо», а в марте 1913 года состоялась ее премьера в Троицком театре. ... Далее

  • «Было утро, а еще не все туманы покинули земные болота. Еще носились прохладные морские ветры. А круглое сверкающее солнце уже поднялось на горизонте и нежно целовало землю, чтобы измучить ее после горячей лаской полуденного зноя. Пели невиданные птицы, страшные чудовища боролись на поверхности взволнованного моря. Золотые мухи казались искрами, упавшими с уже мертвой луны. И первый человек вышел из пещеры…» ... Далее

  • «На старинных виньетках часто изображали Африку в виде молодой девушки, прекрасной, несмотря на грубую простоту ее форм, и всегда, всегда окруженной дикими зверями. Над ее головой раскачиваются обезьяны, за ее спиной слоны помахивают хоботами, лев лижет ее ноги, рядом на согретом солнцем утесе нежится пантера. Художники не справлялись ни с ростом колонизации, ни с проведением железных дорог, ни с оросительными или осушительными земляными работами. И они были правы: это нам здесь, в Европе, кажется, что борьба человека с природой закончилась, или во всяком случае перевес уже, очевидно, на нашей стороне. Для побывавших в Африке дело представляется иначе…» ... Далее

  • «Я ребенком любил большие, Медом пахнущие луга, Перелески, травы сухие И меж трав бычачьи рога…»

  • Яркий представитель блестящей плеяды поэтов русского «серебряного века» (первой четверти XX столетия), Николай Степанович Гумилев (1886–1921) многое успел за недолгую жизнь. Автор десятка поэтических сборников, каждый из которых стал заметным событием в литературной жизни России, он также пробовал себя в драматургии, прозе, литературной критике. В этом издании отражена литературная биография Гумилева. Противоречивые отзывы и воспоминания современников о Гумилеве – литераторе и человеке – дополняют выразительный портрет безвременно погибшего художника слова. ... Далее

  • «Благословен Аллах, создавший Солнцеворот с зимой и летом И в мраке ночи указавший Пути планетам и кометам, Как блещет звездная дорога, Где для проворного стрельца Он выпускает козерога, Овна и тучного тельца!..» ... Далее

Книги

Гумилев, Лев Николаевич. Автобиография. Автонекролог / Л. Н. Гумилев.— 4-е изд., обновл. и доп. — Москва: Айрис-пресс, 2013 .— 637, c., л. : ил., портр., карт., факс. — (Библиотека истории и культуры) .— На обороте тит. л.: Издание посвящается 100-летию со дня рождения Льва Николаевича Гумилева (1912-1922).

Гумилев Лев Николаевич. Струна истории. Лекции по этнологии / Л. Н. Гумилев; [сост., предисл., коммент. О. Г. Новиковой] .— 6-е изд. — Москва: Айрис-пресс, 2013 .— 607, с. : ил., портр. — (Библиотека истории и культуры) .— На доп. тит. л. под серией: Полное собрание сочинений Л. Н. Гумилева.

Гумилев Лев Николаевич. Тысячелетие вокруг Каспия / Л. Н. Гумилев. - Москва: Айрис-пресс, 2013. - 379, с.: ил., портр. - (Библиотека истории и культуры). - На обороте тит. л.: Издание посвящается 100-летию со дня рождения Льва Николаевича Гумилева (1912-1992). - На доп. тит. л. под серией: Полное собрание сочинений Л. Н. Гумилева.

Гумилев Л. Н. От Руси до России.Поиски вымышленного царства. - М. : Вече, 2009. - 382с. - (Классика исторической мысли). - Библиогр.:с.370-376. Ф1667437-кх

Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая степь. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 764с. - (Библиотека истории и культуры). Л1650111-кх

Гумилев Л. Н.Черная легенда: друзья и недруги Великой Степи. - М. : Айрис-пресс, 2007. - 564с. - (Библиотека истории и культуры). Л1649671-чз 63.3(2)4 Г94

Гумилев Л. Н.Черная легенда: друзья и недруги Великой степи. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 564с. : ил. - (Библиотека истории и культуры). Л1643989-кх

Гумилев Л.Н.От Руси к России. - М. : АСТ, 2003. - 397с. - (Историческая библиотека). Л1590861-чз 63.3(2) Г94

Гумилев Л. Н.Чтобы свеча не погасла: сб.эссе,интервью,стихотворений,переводов. - М. : Айрис-пресс, 2003. - 557с. - (Библиотека истории и культуры). Л1628456-кх

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. - М. : АСТ, 2002. - 839с. - (Историческая библиотека). Л1590857-чз 63.3(2)4 Г94

Гумилев,Л. Н.История народа хунну. Кн.1. - М. : АСТ, 2002. - 412с. - (Классическая мысль). - Библиогр.в примеч.в конце гл. Л1590864-кх

Гумилев,Л. Н.История народа хунну. Кн.2. - М. : АСТ, 2002. - 443с. - (Классическая мысль). - Библиогр.в примеч.в конце гл. Л1590865-кх

Гумилев Л.Н..Древняя Русь и Великая степь / Гумилев,Лев Николаевич. - СПб. : Кристалл, 2001. - 768с. - (Б-ка мировай лит.Вехи истории). - Библиогр.:с.717-760. Л1585709-чз Г94

Гумилев Л. Н.Этногенез и биосфера Земли / Гумилев,Лев Николаевич. - СПб. : Кристалл, 2001. - 640с. - (Б-ка мировой лит.Вехи истории). - Библиогр.:с.614-633. Л1585713-кх

Гумилев Л. Н.История народа хунну: В 2 кн. Кн.1. - М. : ДИ-ДИК, 1998. - 446с. : портр. - (Сер.1.Соч.Л.Н.Гумилева/Сост.А.И.Куркчи; Вып.9). Л1524836-рф 63.3(4) Г94

Гумилев Л. Н.История народа хунну: В 2 кн. Кн.2 . - М. : ДИ-ДИК, 1998. - 494с. : ил. - (Сер.1.Соч.Л.Н.Гумилева/Сост.А.И.Куркчи; Вып.10). Л1539809-рф 63.3(4) Г94

Гумилев Л.Н. Сочинения. Т.11: Тысячелетие вокруг Каспия / Л. Н. Гумилев; Сост.А.И.Куркчи. - М. : ДИ-ДИК, 1998. - 592с. Л1544016-кх

Гумилев Л.Н.Древняя Русь и Великая Степь: В 2 кн. Кн.1. - М. : ДИ-ДИК, 1997. - 509с. : портр. - (Сер.1.Соч.Л.Н.Гумилева 15 т./Сост.А.И.Куркчи; Вып.7). Л1509130-чз 63.3(2)4 Г94

Гумилев Л. Н.Древняя Русь и Великая Степь: В 2 кн. Кн.2. - М. : ДИ-ДИК, 1997. - 542с. - (Сер.1.Соч.Л.Н.Гумилева в 15 т./Сост.А.И.Куркчи; Вып.8). Л1509131-чз 63.3(2)4 Г94

Гумилев Л. Н.Поиски вымышленного царства.Легенда о"государстве пресвитера Иоанна". - М. : ДИ-ДИК, 1997. - 480с. - (Сер.альм."Сочинения Л.Н.Гумилева"/Сост.А.И.Куркчи; Вып.1). - Библиогр.:с.474-480. Л1544013-кх

Гумилев Л. Н.Этногенез и биосфера Земли / Гумилев Лев Николаевич. - М. : ДИ-ДИК, 1997. - 640с. - (Сер.альм."Сочинения Л.Н.Гумилева"/Сост.А.И.Куркчи; Вып.3). Л1544011-кх

Гумилев Л.Н. От Руси до России / Гумилев Лев Николаевич. - М. : ДИ-ДИК, 1997. - 560с. - (Сер.альм."Сочинения Л.Н.Гумилева"/Сост.А.И.Куркчи; Вып.4). - Библиогр.:с.549-551. Л1524839-рф 63.3(2) Г94

Гумилев Л. Н.Конец и вновь начало / Гумилев Лев Николаевич. - М. : ДИ-ДИК, 1997. - 544с. - (Сер.альм."Сочинения Л.Н.Гумилева"/Сост.А.И.Куркчи; Вып.2). Л1544015-кх

Гумилев Л. Н.Сочинения. Открытие Хазарии / сост.А.И.Куркчи. - М. : Ди Дик, 1996. - 640с. : ил. - (Альм."Мир Гумилева".Сер.1 ; Вып.6). Л1488062-кх

Гумилев Л. Н.Древний Тибет. - М. : ДИ-ДИК, 1996. - 557с. : ил. - (Сер.1.Соч.Л.Н.Гумилева в 15 т./А.И.Куркчи; Вып.5). Л1509135-кх

Гумилев Л.Н.От Руси до России: очерки по русской истории.8-11 кл.: пособие для учащихся общеобразоват.учеб.заведений / под ред.А.М.Панченко. - М. : Дрофа:Наталис, 1996. - 352с. - (Для школьников старших классов). Л1514200-чз 63.3(2) Г94

Гумилев Л. Н Сочинения.От Руси до России / сост.Н.В.Гумилева. - М. : ДИ-ДИК, 1995. - 553с. : ил.,карт.,табл. - (Альманах"Мир Л.Н.Гумилева"Сер.1 Свод соч.и документов). - Библиогр.:с.549-550. - Перечень карт:с.551. Л1469920-кх

Гумилев ЛН.Сочинения. Поиски вымышленного царства.Легенда о"государстве пресвитера Иоанна" / сост.Н.В.Гумилева. - М. : ДИ-ДИК, 1994. - 480с. : ил. - (Альманах"Мир Л.Н.Гумилева"Сер.1 Свод соч.и документов). - Библиогр.:с.474-480.
1469867-Л1469868-чз 63.3(5) Г94

Гумилев Л. Н.Сочинения.Конец и вновь начало / сост.Н.В.Гумилева. - М. : ДИ-ДИК, 1994. - 542с. : ил. - (Альманах"Мир Л.Н.Гумилева"Сер.1 Свод соч.и документов). - Библиогр.в примеч. Л1469866-чз 63.3. Г 94 , 1469865-кх

Гумилев Л.Н.Хунны в Китае: Три века войны Китая со степными народами,III-VI вв. / Гумилев Лев Николаевич. - СПб., 1994. - 272с.:карт. Л1457297-чз 63.3(5) Г 94

Гумилев Л. Н. Сочинения.Этногенез и биосфера Земли / сост.Н.В.Гумилев. - М. : ДИ-ДИК, 1994. - 638с. : ил. - (Альманах"Мир Л.Н.Гумилева"Сер.1 Своды соч.и документов). - Библиогр.в примеч. Л1469862-кх

Гумилев Л.Н.. Этносфера: история людей и история природы - М. : Прогресс: Изд.фирма"Пангея":Центр экол. просвещения и развития"Экопрос", 1993. - 544с. : ил. - Библиогр.:с.481-492. Л1449255-кх

Гумилев Л. Н.Древние тюрки - М. : Товарищество"Клышников-Комаров и К", 1993. - 526с.:карт. - Библиогр.:с.473-486.-Указ.имен,топонимов и этнонимов:с.487-523.
1483484-Л1483485-нк 63.3(2) Г 94

Гумилев Л. Н.Ритмы Евразии:эпохи и цивилизации /предисл.С.Б.Лаврова. - М. : Прогресс:Фирма"Пангея":Центр экол.просвещения и развития"Экопрос", 1993. - 576с. : ил.,карт. - Библиогр.:с.548-562. - Указ.имен ист.лиц,исследователей и цитируемых авт.:с.563-574. Л1470934-аб 63.3. Г 94

Гумилев Л. Н.Древняя Русь и Великая степь - М. : Мысль, 1989. - 765c. : карт.
Л1450335-кх

Гумилев Л.Н.Удельно-лествичная система у тюрок в VI-VIII веках(к вопросу о ранних формах государственности) / Л. Н. Гумилев. - М. : АН СССР, 1959. - С.11-25. - Оттиск из журн."Советская этнография",N 3,1959.-Из архива Байчуриных. Ф1647567-рф 9(и)1 Г94

Гумилев Л.Н.Хунно-китайская война III-II вв.до н.э. / Л. Н. Гумилев. - [б.м.] : [б.и.], . - С.410-417. - Библиогр.в примеч. - Отдельный оттиск.- Из архива Байчуриных. Л1647571-рф 9(и) Г94

Статьи

Гумилев, Л. "Я,русский человек,всю жизнь защищаю татар от клеветы" / Л. Гумилев // Татарский мир.- 2014 .— № 6 .— С.13.

Гумилев Л. В какое время мы живем: Беседа / Л. Гумилев, Д. Балашов; зап.Л.Антипова // Север. - 2002. - № 1-2-3.-С.7-21.

Гумилев Л.Время страстей: фрагмент лекции // История-Первое сент. - 2001. - № 12 (23-31 марта).- С.10.

Гумилев Л.Н. Куда движутся этносы // Тюркский мир. - 1998. - № 1.-C.17-21.

Гумилев Л.Н. Искать то, что верно // Советская литература.-1990.- №1 - С. 72-76.

Имя: Николай Гумилев (Nikolay Gumilyov)

Возраст: 35 лет

Деятельность: поэт, писатель, офицер, переводчик, литературный критик, африканист

Семейное положение: был женат

Николай Гумилев: биография

Николай Гумилев, чьи стихи были изъяты из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, являл собой образ литературного теоретика, который искренне верил в то, что художественное слово способно не только влиять на умы людей, но и преобразовывать окружающую действительность.


Творчество легенды Серебряного века напрямую зависело от его мировоззрения, в котором главенствующую роль занимала идея торжества духа над плотью. На протяжении всей жизни прозаик намеренно загонял себя в тяжелые, сложно разрешимые ситуации по одной простой причине: только в момент крушения надежд и утрат к поэту приходило подлинное вдохновение.

Детство и юность

3 апреля 1886 года у корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева и его жены Анны Ивановны родился сын, которого назвали Николаем. Семейство проживало в портовом городе Кронштадте, а после отставки главы семьи (1895 год) они переехали в Петербург. В детстве писатель был крайне болезненным ребенком: каждодневные головные боли доводили Николая до исступления, а повышенная чувствительность к звукам, запахам и вкусам делала его жизнь практически невыносимой.


Во время обострения мальчик был полностью дезориентирован в пространстве и нередко лишался слуха. Его литературный гений проявился в возрасте шести лет. Тогда он написал свое первое четверостишие «Живала Ниагара». В Царскосельскую гимназию Николай поступил осенью 1894 года, однако проучился там только пару месяцев. Из-за своего болезненного вида Гумилев неоднократно подвергался насмешкам со стороны сверстников. Дабы не травмировать и без того нестабильную психику ребенка, родители от греха подальше перевели сына на домашнее обучение.


1900–1903 годы семейство Гумилевых провело в Тифлисе. Там сыновья Степана и Анны поправляли здоровье. В местном учебном заведении, где поэт проходил обучение, было опубликовано его стихотворение «Я в лес бежал из городов…». Через некоторое время семейство вернулось в Царское Село. Там Николай возобновил обучение в гимназии. Его не увлекали ни точные, ни гуманитарные науки. Тогда Гумилев был одержим творчеством и все время проводил за прочтением его работ.


Из-за неправильно расставленных приоритетов Николай начал существенно отставать от программы. Только стараниями директора гимназии – поэта-декадента И.Ф Анненского – Гумилев весной 1906 года сумел получить аттестат зрелости. За год до выпуска из учебного заведения на средства родителей была издана первая книга стихов Николая «Путь конквистадоров».

Литература

После экзаменов поэт отправился в Париж. В столице Франции он посещал лекции по литературоведению в Сорбонне и был завсегдатаем на выставках картин. На родине писателя Гумилев издавал литературный журнал «Сириус» (вышло 3 номера). Благодаря Гумилеву посчастливилось познакомиться и с , и с , и с . Поначалу мэтры скептически относились к творчеству Николая. Стихотворение «Андрогин» помогло признанным деятелям искусства увидеть литературный гений Гумилева и сменить гнев на милость.


В сентябре 1908-го прозаик отправился в Египет. В первые дни пребывания за границей он вел себя как типичный турист: осматривал достопримечательности, изучал культуру местных племен и купался в Ниле. Когда средства кончились, писатель начал голодать и ночевал на улице. Парадоксально, но эти трудности никоим образом не надломили писателя. Лишения вызвали в нем исключительно положительные эмоции. По возвращении на родину он написал несколько стихотворений и рассказов («Крыса», «Ягуар», «Жираф», «Носорог», «Гиена», «Леопард», «Корабль»).

Мало кто знает, но за пару лет до поездки он создал цикл стихов под названием «Капитаны». Цикл состоял из четырех произведений, которые объединяла общая идея путешествий. Жажда новых впечатлений подтолкнула Гумилева к изучению Русского Севера. Во время знакомства с городом Беломорском (1904 год) в лощине устья реки Индель поэт увидел высеченные на каменном склоне иероглифы. Он был уверен, что нашел легендарную Каменную книгу, которая, по поверьям, содержала первоначальные знания о мире.

Из переведенного текста Гумилев узнал, что правитель Фэб похоронил на острове Немецкий кузов сына и дочь, а на острове Русский кузов - жену. При содействии императора Гумилев организовал экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрыл древнюю гробницу. Там он обнаружил уникальный «Гиперборейский» гребень.


По легенде, передал находку во владение балерине . Ученые предполагают, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге. Вскоре после экспедиции судьба свела литератора с фанатичным исследователем Черного континента – академиком Василием Радловым. Поэту удалось уговорить этнолога зачислить его помощником в Абиссинскую экспедицию.

В феврале 1910-го после головокружительной поездки в Африку он вернулся в Царское Село. Несмотря на то что его возвращение было вызвано опасной болезнью, от былого упадка духа и декадентских стихов не осталось и следа. Закончив работу над сборником стихов «Жемчуга», прозаик вновь уехал в Африку. Из путешествия он вернулся 25 марта 1911 года в санитарной кибитке с приступом тропической лихорадки.


Вынужденное затворничество он использовал для творческой переработки собранных впечатлений, которые впоследствии вылились в «Абиссинские песни», вошедшие в сборник «Чужое небо». После поездки на Сомали свет увидела африканская поэма «Мик».

В 1911 году Гумилев основал «Цех поэтов», в который входили многие представители литературного бомонда России ( , Владимир Нарбут, Сергей Городецкий). В 1912 году Гумилев заявил о появлении нового художественного течения – акмеизма. Поэзия акмеистов преодолела символизм, вернув в моду строгость и стройность поэтической структуры. В том же году акмеисты открыли собственное издательство «Гиперборей» и одноименный журнал.


Также Гумилев в качестве студента был зачислен в Петербургский университет на историко-филологический факультет, где изучал старофранцузскую поэзию.

Первая мировая война разрушила все планы писателя - Гумилев ушел на фронт. За храбрость, проявленную во время военных действий, он был возведен в звание офицера и удостоен двух Георгиевских крестов. После революции писатель полностью отдался литературной деятельности. В январе 1921 года Николай Степанович стал председателем Петроградского отдела Всероссийского союза поэтов, а в августе этого же года мэтра задержали и заключили под стражу.

Личная жизнь

Первую жену – – писатель встретил в 1904 году на балу, приуроченном к празднованию Пасхи. В то время пылкий юноша во всем старался подражать своему кумиру : он носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Уже через год после знакомства он сделал претенциозной особе предложение и, получив отказ, погрузился в беспросветную депрессию.


Из биографии легенды Серебряного века известно, что из-за неудач на любовном фронте поэт дважды пытался свести счеты с жизнью. Первая попытка была обставлена со свойственной Гумилеву театральной напыщенностью. Горе-кавалер поехал в курортный город Турвиль, где планировал утопиться. Планам критика не суждено было сбыться: отдыхающие приняли Николая за бродягу, вызвали полицию и, вместо того чтобы отправиться в последний путь, литератор отправился в участок.

Узрев в своей неудаче знак свыше, прозаик написал Ахматовой письмо, в котором вновь сделал ей предложение. Анна в очередной раз ответила отказом. Убитый горем Гумилев решил во что бы то ни стало завершить начатое: он принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес Парижа. Попытка снова обернулась позорным курьезом: тогда его тело подобрали бдительные лесничие.


В конце 1908 года Гумилев вернулся на родину, где продолжил добиваться расположения молодой поэтессы. В итоге настойчивый парень получил согласие на брак. В 1910-м пара обвенчалась и отправилась в свадебное путешествие в Париж. Там у литераторши случился бурный роман с художником Амедео Модильяни. Николай, дабы сохранить семью, настоял на возвращении в Россию.

Через год после рождения сына Льва (1912–1992) в отношениях супругов случился кризис: на замену безоговорочному обожанию и всепоглощающей любви пришли безразличие и холодность. Пока Анна на светских раутах оказывала знаки внимания молодым писателям, Николай также искал вдохновения на стороне.


В те годы музой литератора стала актриса мейерхольдовского театра Ольга Высотская. Молодые люди познакомились осенью 1912 года на праздновании юбилея , а уже в 1913-ом на свет появился сын Гумилева – Орест, о существовании которого поэт так и не узнал.

Полярность во взглядах на жизнь привела к тому, что в 1918 году Ахматова и Гумилев разошлись. Едва освободившись от оков семейной жизни, поэт встретил свою вторую жену – Анну Николаевну Энгельгардт. С потомственной дворянкой литератор познакомился на лекции Брюсова.


Современники прозаика отмечали безмерную глупость девушки. По словам Всеволода Рождественского, Николая ставили в тупик ее лишенные всякой логики суждения. Ученица писателя Ирина Одоевцева говорила, что избранница мэтра не только по внешности, но и по развитию казалась 14-летней девочкой. Супруга литератора и его дочь Елена умерли от голода во время . Соседи рассказывали, что от слабости Анна не могла шевелиться, и крысы ели ее на протяжении нескольких дней.

Смерть

3 августа 1921 года поэт был арестован как соучастник антибольшевистского заговора «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». Коллеги и приятели литератора (Михаил Лозинский, Анатолий Луначарский, Николай Оцуп) тщетно пытались реабилитировать Николая Степановича в глазах руководства страны и вызволить его из заточения. Близкий друг вождя мирового пролетариата также не остался в стороне: он дважды обращался к с просьбой о помиловании Гумилева, но Владимир Ильич остался верен своему решению.


24 августа вышло постановление Петроградской ГубЧК о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 56 человек), а 1 сентября 1921 года в газете «Петроградская правда» был опубликован расстрельный список, в котором тринадцатым значился Николай Гумилев.

Свой последний вечер поэт провел в литературном кружке, окруженный боготворящей его молодежью. В день ареста писатель по обыкновению засиделся с учениками после лекций и возвращался домой далеко за полночь. На квартире прозаика была организована засада, о которой мэтр никоим образом знать не мог.


После заключения под стражу в письме, адресованном жене, литератор заверял ее в том, что беспокоиться не о чем, и просил выслать ему томик и табак. Перед расстрелом Гумилев написал на стене камеры:

«Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь».

Спустя 70 лет со дня смерти именитого поэта были рассекречены материалы, доказывающие, что заговор был полностью сфабрикован сотрудником НКВД Яковом Аграновым. В связи с отсутствием состава преступления в 1991 году дело писателя было официально закрыто.


Доподлинно неизвестно, где захоронен литератор. Со слов бывшей супруги прозаика Анны Ахматовой, его могила расположена в черте города Всеволожска близ микрорайона Бернгардовки у порохового погреба на Ржевском артиллерийском полигоне. Именно там, на берегу реки Лубья, и по сей день стоит памятный крест.

Литературное наследие легенды Серебряного века сохранилось как в поэзии, так и в прозе. В 2007-ом году певец наложил текст стихотворения именитого деятеля искусств «Однообразные мелькают…» на музыку Анатолия Бальчева и явил миру композицию «Романс», на которую в том же году был снят клип.

Библиография

  • «Дон Жуан в Египте» (1912 год);
  • «Игра» (1913 год);
  • «Актеон» (1913 год);
  • «Записки кавалериста» (1914–1915 года);
  • «Черный генерал» (1917 год);
  • «Гондла» (1917 год);
  • «Дитя Аллаха» (1918 год);
  • «Душа и тело» (1919 год);
  • «Молодой францисканец» (1902 год);
  • «По стенам опустевшего дома…»(1905 год);
  • «Так долго сердце боролось…» (1917 год);
  • «Ужас» (1907 год);
  • «У меня не живут цветы…» (1910 год);
  • «Перчатка» (1907 год);
  • «Нежно-небывалая отрада» (1917 год);
  • «Колдунья» (1918 год);
  • «Иногда я бываю печален…» (1905 год);
  • «Гроза ночная и темная» (1905 год);
  • «В пустыне» (1908 год);
  • «Африканская ночь» (1913 год);
  • «Любовь» (1907 год)

Top