Самсон и далила краткое содержание. Опера Сен-Санса «Самсон и Далила


КАМИЛЬ СЕН-САНС.
ОПЕРА `САМСОН И ДАЛИЛА` OP. 47

Пласидо Доминго: Самсон
Ольга Бородина: Далила
Жан-Филипп Лафон: первосвященник
Ильдар Абдразаков: Авимелех
Bonaldo Giaiotti: Старый еврей
Росарио Ла Спина: посланник
Альфредо Нигро: обыватель
Деян Vatchkov: еще обыватель
дирижер Гари Бертини
Оркестр и хор театра Ла Скала

Опера в трех действиях Камиля Сен-Санса на
либретто - Фердинанда Лемера, основанное на Книге Судей.

Действующие лица:

ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

Попросите любого любителя музыки наобум назвать сюжет, легший в основу наибольшего числа опер, и он, вероятно, назовет либо Фауста, либо Орфея, либо, вполне возможно, Ромео. У меня нет уверенности в том, каков должен быть правильный ответ, поскольку нет описаний сюжетов тех 28000 опер, которые хранятся в Национальной библиотеке в Париже, не говоря уж о тысячах тех, которые не попали во Францию. Но в самом начале такого списка, я уверен, был бы сюжет с Самсоном. Я обнаружил свидетельства об одиннадцати трактовках этого сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона - произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек - Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

У Сен-Санса тоже были некоторые проблемы, прежде чем он увидел исполнение своего творения в полном виде и прежде чем он смог услышать его в своей собственной стране. Его кузен Фердинанд Лемер вручил композитору либретто в 1869 году, и партитура уже значительно продвинулась, когда разразилась франко-прусская война. Она прервала работу над оперой на два года, после чего она пролежала еще два года на письменном столе композитора. Наконец произведение услышал Лист. Всегда с большим энтузиазмом помогавший молодым людям, этот аббат взял партитуру и организовал мировую премьеру оперы в Германии, в Веймаре. Она называлась «Самсон и Далила». Произошло это в 1877 году. Лишь спустя тринадцать лет она была поставлена на родине композитора в парижской «Гранд-опера» и с тех пор составляет основу репертуара этого театра, идя на его сцене один или два раза в месяц вот уже более столетия год за годом.
В англоговорящих странах она тоже медленно прокладывала себе путь. В Англии она подпадала под закон (а в Америке - предубеждение), направленный против изображения библейских персонажей на сцене. Вот почему в этих странах она была исполнена в виде оратории. В Англии она не ставилась как опера вплоть до 1909 года, а в Соединенных Штатах, несмотря на несколько отдельных представлений оперы еще в XIX веке, она вошла в постоянный репертуар «Метрополитен-опера» лишь в 1916 году. Тогда, с труппой, возглавлявшейся Карузо и Маценауэром, опера произвела такое сильное впечатление, что осталась в репертуаре на многие годы. Сегодня, однако, имеется интересное различие в стандартах постановки: публика требует - и получает - Далилу, которая тоже выглядит и поет как коварная женщина.
В 1947 году, когда опера Сен-Санса была временно снята с репертуара, в «Метрополитен» вместо нее была поставлена одноактная версия этого сюжета Бернарда Роджерса, озаглавленная «Воитель». В этой опере глаза Самсону выкалывают самым что ни на есть реалистическим образом - с помощью раскаленного железного прута, прямо на сцене по ходу действия. Руководству театра пришла в голову счастливая мысль дать этот спектакль в качестве приманки, вместе с другой одноактной оперой - «Гензель и Гретель» Хумпердинка - на субботнем утреннем представлении для малышей. Естественно, произведение бедного мистера Роджерса не имело успеха у родителей, которые привели своих чад отнюдь не на спектакль со столь устрашающим сюжетом, а на детскую оперу Хумпердинка. В результате опера Сен-Санса была восстановлена в репертуаре.

ДЕЙСТВИЕ I

В палестинском городе Газа израильтяне находятся в рабстве у филистимлян. Они собрались ранним утром на городской площади, здесь Самсон призывает их к активному сопротивлению. Иудеи, измученные издевательствами завоевателей, колеблются и сомневаются в успехе своего сопротивления, но в конце концов страстный призыв Самсона воодушевляет их. Их волнения вынуждают явиться сюда Абемелеха, сатрапа Газы, чтобы выяснить, что же здесь происходит. Его ядовитые насмешки и колкости, а также призыв оставить бога Иегову ради Дагона возбуждают у иудеев ненависть к нему. Самсон пробуждает в израильтянах столь сильное чувство негодования, что они восстают («Israel, burst your bonds» - «Израильтяне, разорвите свои оковы»). Абемелех нападает на них; Самсон выбивает у него меч и убивает его. Филистимляне в панике бегут; Самсон во главе иудеев преследует их.
Двери храма бога Дагона открыты. Из них выходит верховный жрец со своей свитой. В патетических тонах он шлет проклятье Самсону. Однако ему не удается вернуть филистимлянам уверенность в себе после того ужаса, который они недавно пережили. И когда возвращаются израильтяне, верховный жрец и все его окружение предпочитают удалиться.
Настал час великого триумфа Самсона. Именно в этот момент обольстительная жрица Далила выступает вперед из храма Дагона вместе с хором своих, столь же пленительных юных прислужниц. Они приветствуют торжествующего героя, украшая его гирляндами, обольщают его песнями и танцами. Далила шепчет ему, что он уже царит в ее сердце, и поет обольстительную арию о весне («Printemps qui commence» - «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает Самсона, но молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорен Далилой.

ДЕЙСТВИЕ II

На долину Сорек опускается ночь. Приближается гроза. Короткое вступление ко второму действию создает впечатление, как это может сделать музыка, - что ночь будет прекрасна. Далила, одетая настолько обольстительно, насколько позволяют это нормы приличия в большой опере, ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и в полной энергии и силы арии («Amour! viens aider та faiblesse!» - «Любовь! Приди помочь, моя слабость!») молит бога любви помочь ей лишить его силы.
Верховный жрец приходит, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже и хуже, поскольку иудеи, некогда рабы, теперь восстали против своих прежних хозяев. Зная хорошо тщеславие красавиц, он специально сообщает, что Самсон хвастался тем, что ей не удастся подчинить его себе. Но Далила и так вполне ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. И позже, когда верховный жрец обещает щедро одарить ее, если ей удастся разведать секрет его силы, она говорит ему, что никакого вознаграждения не нужно. Она уже трижды пыталась выведать эту тайну - и все три раза терпела неудачу. Но на сей раз она клянется, что добьется успеха. Самсон, она уверена, раб любовной страсти, и теперь оба - Далила и верховный жрец - поют триумфальный дуэт по поводу их грядущей победы, в которой они не сомневаются.
Разражается ужасная буря. Верховный жрец удаляется, а Далила с нетерпением ожидает Самсона. Когда он в конце концов появляется из мрака ночи, он шепчет себе, что желает лишь одного - освободиться от чар Далилы. Он пришел проститься с нею, так как должен служить своему народу. Он не обращает внимания на ее решимость удержать его и на ее женские хитрости, которые содержат не только любовные утехи, но также сентиментальные воспоминания о наслаждениях в прошлом, гнев и слезы. Видя, что он смягчается, она поет знаменитую арию «Mon coeur s`ouvre a ta voix». В концертном исполнении она гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнера, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета.
Далила снова спрашивает, в чем секрет его огромной силы, но Самсон снова отказывается раскрыть его. Но когда Далила в конце концов отталкивает его, называет его трусом и выталкивает из дома, Самсон совсем теряет рассудок. В раскатах бушующей бури он в отчаянии простирает руки к небу и медленно следует за Далилой в ее дом. Из библейской истории все знают, что произошло в доме с Самсоном и его волосами. За сценой слышен удар грома. В блеске молнии видны фигуры филистимлянских воинов, тихо окружающих дом Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. В дом врываются воины, чтобы схватить его.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Потеряв своего могущественного вождя, иудеи скорбят, и их хор - в темнице за сценой - горько жалуется на то, что Самсон предал бога их отцов. На сцене ослепленный Самсон вращает мельничный жернов, к которому его привязали его истязатели на тюремном дворе. В агонии отчаяния он взывает к Иегове, чтобы тот принял его жизнь - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников. Неумолимо и безжалостно хор за сценой продолжает осуждать его. В конце концов тюремщики уводят его.

Сцена 2. В храме Дагона перед огромной статуей их бога филистимляне празднуют победу. Танцующие девушки поют победный хор, который - в первом действии - они пели Самсону. Балет исполняет «Вакханалию».

Когда маленький мальчик проводит здесь ослепленного Самсона, все провожают его презрительным смехом. Далила, с бокалом вина, подходит к Самсону и, издеваясь над ним, напоминает ему о минутах, которые он провел в ее объятиях. Верховный жрец с утонченной издевкой обещает обратится в иудея, если Иегова столь могуществен, чтобы вернуть Самсону зрение. Самсон, устремив свой невидящий взор к небу, молит Господа отомстить за такую ужасающую нечестивость.

Но вот начинается самая важная часть церемонии жертвоприношения. На алтаре вспыхивает священный огонь, и - в качестве кульминации - Самсон должен пасть на колени перед Дагоном. Под звуки триумфального пения филистимлян маленький мальчик ведет Самсона между двух огромных колонн, где он должен совершить почтительный поклон. Очень спокойно наш огромных размеров герой говорит мальчику, чтобы он покинул храм. Тем временем хвалы, обращенные к Дагону, становятся все громче и громче. Наконец Самсон обхватывает две колонны, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Филистимляне в ужасе впадают в панику и пытаются выбежать из храма. Но слишком поздно: весь храм рушится, погребая под своими обломками всех, включая Самсона и Далилу.

Из двенадцати опер, созданных Камилем Сен-Сансом, лишь одной суждено было стать репертуарной. По иронии судьбы, это произведение первоначально не задумывалось автором как опера. В 1867 г. у композитора возник замысел оратории, повествующей о библейском герое Самсоне, однако молодой поэт Фердинанд Лемер, работавший над либретто, убедил Сен-Санса, что это должна быть опера. Работа над нею началась с одного из наиболее красивых номеров – любовного дуэта из второго действия.

История Самсона – воителя, побежденного женским коварством – не раз использовалась в таком качестве. До Сен-Санса было создано одиннадцать опер о Самсоне (в частности, к этому сюжету обратился Жан-Филипп Рамо), но ни у одной из них сценическая судьба не была счастливой. Друзья предупреждали композитора о проблемах, которые могут возникнуть с исполнением – далеко не всякий директор театра решиться принять к постановке оперу на библейский сюжет. Сен-Санса это не останавливало. Гораздо больше сомнений возникло у него, когда он организовал исполнение готовых фрагментов в узком кругу – и особого восторга музыка у слушателей не вызвала.

Композитор отложил работу над оперой, но не отказался от этой идеи полностью. В 1870 г. во время торжества по случаю столетнего юбилея он встретился с и в разговоре с ним упомянул о начатой опере. Листа эта идея заинтересовала, и он пообещал композитору постановку в Веймаре. Воодушевленный этим обещанием, Сен-Санс готов был продолжить работу, но сначала его отвлекла переработка оперы «Серебряный колокольчик», а потом продолжению работы воспрепятствовала франко-прусская война, во время которой композитор выполнял свой гражданский долг, будучи солдатом.

Осенью 1873 г. – во время первой поездки в Алжир – Сен-Санс завершает третий акт. Уже тогда во французских газетах появляется сообщение о завершении произведения композитором – но ничто в них не соответствовало действительности: во-первых, «Самсона и Далилу» по ошибке назвали ораторией, во-вторых, опера еще не была завершена, однако в августе 1874 г. в Круасси – на небольшой парковой сцене – Полина Виардо организовала исполнение второго акта. Она сама исполнила партию Далилы, которую композитор писал именно для нее – и впоследствии он посвятил Полине Виардо «Самсона и Далилу». В 1875 г. в парижском зале Шатле был исполнен первый акт – без особого успеха, критики писали о «полном отсутствии мелодий», о «рискованной гармонии», об «инструментовке, нигде не поднимающейся над уровнем посредственности».

Опера была полностью завершена в 1876 г. Это произведение объединило в себе и лирику, и патриотические идеи, которые не могли не волновать автора, учитывая события эпохи. Первоначально мыслившаяся автором как оратория, опера сохранила некоторые черты этого жанра. Автора упрекали в недостаточной индивидуализированности действующих лиц, но композитор к этому и не стремился: персонажи «Самсона и Далилы» – не столько характеры, сколько воплощение определенных душевных состояний.

Партия Самсона поручена тенору, но в его образе подчеркнуты героические черты (примечательная деталь: появление героя в первом акте отмечено сдвигом в ми-бемоль мажор – тональность, которая осмысливалась как «героическая» и у Бетховена, и в некоторых сочинениях Сен-Санса). Суровость образа героя и возглавляемого им народа сопоставляется с изнеженностью филистимлян – например, в первом акте хору евреев с его архаическими чертами (натуральный минор, преобладание одноголосия) контрастирует кокетливый, украшенный многочисленными музыкальными орнаментами хор филистимлянок. «Мир» филистимлян представляет Далила. Ее музыкальная характеристика строится на чувственных мелодиях широкого дыхания, дорийский и фригийский лады, многочисленные хроматизмы придают ей ориентальный оттенок.

Наибольшей действенностью отличается второй акт. Оркестровая прелюдия с трелями струнных, аккордовыми «восклицаниями» деревянных духовых, нисходящими хроматическими пассажами живописует тревожную атмосферу предгрозовой ночи. Действие открывается лаконичным, но очень чувственным ариозо Далилы. Ее последующий дуэт с верховным жрецом Дагона исполнен нервных, изменчивых ритмов. Размышления героини, оставшейся в одиночестве, разворачиваются на фоне все того же музыкального «ночного пейзажа». Драматургическая вершина второго акта – любовный дуэт Самсона и Далилы. Музыка очаровывает красотой, но использование лейтмотивов выдает неискренность героини.

Контрастные сопоставления образов иудеев и филистимлян присутствуют и в третьем акте. За печальным речитативом Самсона следует хор евреев, отмеченный эпическими чертами. Главное место во второй картине третьего акта занимает дивертисмент в храме Дагона – красочный образец французского ориентализма. Торжественное завершение оперы в ми-бемоль мажоре («героической» тональности) знаменует собой торжество справедливости, которое гораздо важнее трагической гибели героя.

Как и предупреждали композитора друзья, добиться постановки оперы на библейский сюжет во Франции оказалось нелегко. Сделать это удалось только в Веймаре – Лист выполнил свое обещание в 1877 г. Французская премьера состоялась лишь в 1890 г. в Руане (к сожалению, возраст уже не позволял Полине Виардо исполнить партию Далилы). В 1892 г. состоялась парижская премьера, а в 1893 – российская. Исполнялось произведение и в Англии, но там оперные постановки на библейские сюжеты были запрещены законом, поэтому до 1909 г. «Самсона и Далилу» в Великобритании исполняли как ораторию.

Все права защищены. Копирование запрещено

Первая постановка Место первой постановки

«Самсон и Далила» (Samson et Dalila) - опера Камиля Сен-Санса в трех действиях на ветхозаветный сюжет (Книга Судей, XVI).

Либретто - Фердинанд Лемер. Первая постановка - Веймар, 2 декабря 1877 г. в немецком переводе, в театре герцога.

Самая популярная опера композитора, единственная, не сходящая со сцен современных оперных театров. Партия Далилы - одна из технически удобных для исполнения и поэтому востребованных партий для меццо-сопрано в музыке.

История создания и постановки

Сен-Санс начал работать над «Самсоном и Далилой» в 1867 г., предполагая написать ораторию. Но его либреттист, Лемер, убедил его в театральном потенциале произведения. Франц Лист предложил поставить её в Веймаре, где он работал музыкальным директором при космополитичном, прогрессивном и весьма музыкальном дворе великого герцога.

Во Франции же эта опера, как написанная на библейский сюжет, имела большие проблемы с постановкой. В самом начале Полина Виардо как-то даже устроила в своем доме частное представление, чтобы заинтересовать директора парижской оперы. Аккомпанировал сам Сен-Санс, но их совместные усилия остались безуспешными. На самом деле, оперу не слышали на французской земле до г. - до премьеры на сцене провинциального Руана . К этому времени Полина Виардо , которая боролась за эту постановку и для которой это произведение, в сущности, было написано и которой оно было посвящено, оказалась уже слишком старой, чтобы исполнять партию Далилы.

В Лондоне постановке оперы препятствовал министр двора (Lord Chamberlain of the Houshold) лорд Роберт Уинн Каррингтон (см. http://en.wikipedia.org/wiki/Robert_Wynn_Carrington,_1st_Marquess_of_Lincolnshire), но все же она была исполнена в виде оратории, как первоначально и задумывал автор.

Действие происходит в городе Газа в Палестине в 1150 г. до н. э.

Действующие лица

  • Далила - контральто или меццо-сопрано
  • Самсон - тенор
  • Верховный жрец Дагона - баритон
  • Абемелех, газский сатрап - бас
  • Старый иудей - бас
  • Гонец филистимлян - тенор
  • Первый филистимлянин - тенор
  • Второй филистимлянин - бас
  • Иудеи, филистимляне

Синопсис

В первом действии иудеи, возглавляемые Самсоном, изгоняют филистимлян из Газы. Филистимлянка Далила знакомится с Самсоном, и он не в силах противостоять ее обаянию. Во втором действии Самсон открывает ей тайну своей силы, и она обрезает его волосы. Соотечественники соблазнительницы захватывают обессилевшего врага. В третьем действии выведенный из темницы Самсон, после пыток и ослепления, обрушивает храм Дагона на своих мучителей.

Известные арии

  • Mon coeur s’ouvre a ta voix - ария Далилы
  • Printemps qui commence - ария Далилы
  • Bacchanalia - «Вакханалия»

Постановки

Опера неоднократно ставилась на многих европейских сценах. Среди спектаклей конца ХХ века: постановка Венской оперы (1990, режиссер Г. Фридрих; А. Бальтса - Далила), парижской «Опера Бастий» (1991, В. Атлантов - Самсон)

Постановки в России

В России опера впервые прозвучала в 1893 г. в Петербурге в исполнении французской труппы под управлением дирижера Э. Колонна (он дирижировал премьерой в Париже ).

Через три года, 19 ноября 1896 г. опера была поставлена в петербургском Мариинском театре (М. Славина - Далила, И. Ершов - Самсон, Л. Яковлев , И. Тартаков - Верховный жрец).

В 1901 г. прошла постановка в Москве, на сцене Нового театра, под управлением того же Э. Колонна .

Затем опера шла на многих сценах России (Свердловск, 1927). 2 декабря 2003 г. состоялась премьера Мариинского театра (дирижер - В. Гергиев ; О. Бородина - Далила).

Аудиозаписи

  • Далила - Элен Бувье, Самсон - Жозе Луччионе, Верховный жрец - Поль Кабанель, Старый иудей - Анри Меду, Абемелих - Шарль Камбон, хор и оркестр театра «Гранд-опера », дирижер - Л.Форрестье, 1946 год.
  • Далила - Мария Каллас, "1961 год"
  • Далила - Елена Черней, Самсон - Людовик Шписс, Верховный жрец - Дан Иорданеску, Старый иудей - Василий Молдовяну, Абемелих - Константин Думитру, хор и оркестр Румынского радио и телевидения, дирижер - Курт Адлер, 1969 год .
  • Далила - Ширли Верретт , Самсон - Ришар Кассили, хор и оркестр театра «Ла Скала », дирижер - Жорж Претр, 1970-е гг.
  • Далила - Елена Образцова , Самсон - Пласидо Доминго , Верховный жрец - Ренато Брузон, Абамелих - Пьер Тау, Старый иудей - Роберт Ллойд, хор и оркестр «Де Пари», дирижёр - Даниэль Баренбойм , 1979 год .

Видеозаписи

В астрономии

В честь главной героини оперы назван астероид (560) Делила (англ.) русск. , открытый в 1905 году.

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Самсон и Далила (опера)" в других словарях:

    Самсон и Далила: «Самсон и Далила» картина Рубенса «Самсон и Далила» опера Сен Санса «Самсон и Далила» фильм 1949 года, режиссёр Сесиль де Милль «Самсон и Далила» фильм 1996 года, режиссёр Николас Роуг … Википедия

    - (שִׁמְשׁוֹן) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г … Википедия

    Греч. Σαμφων, лат. Samson, Шимшон (евр. Šimðôn, предположительно «служитель» или «солнечный», от šemeš, «солнце»), герой ветхозаветных преданий (Суд. 13 16), наделённый невиданной физической силой; двенадцатый из «судей израилевых». Сын Маноя из… … Энциклопедия мифологии

    Самсон (ивр. שִׁמְשׁוֹן‎, Шимшон) «Самсон» Фредерик Лейтон, 1858 г. Пол: муж. Период жизни: ок. XII век до н. э. Толкование имени: «солнечный», о … Википедия

    - (ивр. דְּלִילָה‎, Длила) «Cамсон и Далила» неизвестный художник, круг Рембрандта. Ок. 16 … Википедия

    Драма или комедия, положенная на музыку. Драматические тексты в опере поются; пение и сценическое действие почти всегда сопровождаются инструментальным (обычно оркестровым) аккомпанементом. Для многих опер характерно также наличие оркестровых… … Энциклопедия Кольера

    Далида, в библейской мифологии возлюбленная древнееврейского героя Самсона. Выведав по наущению «владетелей филистимских», что неодолимая сила Самсона скрыта в его волосах, усыпила Самсона, велела отрезать ему волосы и предала Самсона… … Большая советская энциклопедия

    В библейской мифологии др. евр. богатырь, обладавший необыкновенной физической силой, таившейся в его длинных волосах. Коварная филистимлянка Далила остригла спящего С. и тем лишила его силы. Легенда о С. неоднократно отражалась в мировом… … Сексологическая энциклопедия

    - (Grand Opera) (офиц. название Национальная академия музыки и танца) гос. оперный т р в Париже, крупнейший центр франц. муз. театр. культуры. Осн. в 1669 под назв. Королевская академия музыки поэтом П. Перреном и композитором Р. Камбером,… … Музыкальная энциклопедия

    - (Saint Saлns) Шарль Камиль (9 X 1835, Париж 16 XII 1921, Алжир, похоронен в Париже) франц. композитор, пианист, органист, дирижёр, муз. критик и писатель, педагог, муз. обществ. деятель. Чл. Ин та Франции (1881), почётный доктор… … Музыкальная энциклопедия

Герои сегодняшней истории:

Самсон - израильский богатырь, прославившийся в войнах с филистимлянами. Сила Самсона заключалась в его волосах, которые он не должен был стричь.
Однажды на него напал лев, и Самсон растерзал его голыми руками. В одной из битв с филистимлянами он избил тысячу воинов ослиной челюстью. Любовь к филистимлянке Далиле погубила Самсона.

Далила - филистимлянка, которую полюбил израильский богатырь Самсон. Филистимляне, воевавшие с израильтянами, уговорили Далилу выведать у Самсона тайну его силы.

Самсон и Далила

Влюбчивый Самсон попал в сети филистимлянки, по имени Далила, жившей в доме Сорек. Хотя Самсон вел войну с филистимлянами, убил не одну тысячу человек, этот вспыльчивый, порывистый сумасброд, отличался одной слабостью: он был необычайно влюбчив. Когда он терял голову из-за какой-нибудь своенравной бабенки, то превращался в кроткого барашка.

Микеланджело Самсон и Далила 1530 г.

Коварная Далила не стоила его любви. К ней пришли филистимские начальники и сказали: "Уговори его, и выведай, в чем великая сила его, и как нам одолеть его, чтобы связать его и усмирить его; а мы дадим тебе за то каждый тысячу сто сиклей серебра". У корыстолюбивой женщины загорелись глаза при мысли о таком богатстве.

Она дождалась ближайшей нежной встречи и с самым невинным видом спросила у своего возлюбленного, в чем секрет его великой силы. Однако Самсон, наученный горьким опытом прежней женитьбы, стал держаться осторожнее и не так легко выбалтывать секреты. Он решил подшутить над любопытной женщиной и доверил ей, якобы в величайшей тайне, что сразу потеряет всю силу, если его свяжут семью сырыми тетивами.

Предательница напряженно ждала ночи, чтобы выполнить свой замысел. Когда Самсон заснул, она связала его семью тетивами, потихоньку выскользнула из дому и привела филистимлян. Вернувшись в спальню, она крикнула, будто в испуге: "Самсон! Филистимляне идут на тебя".

Жан-Франсуа Риго Самсон и Далила 1784 г.

Богатырь вскочил, как ошпаренный, с постели, в клочья изорвал стеснявшие его тетивы и проводил издевательским смехом заговорщиков, убегающих со всех ног. Далила уверяла, будто она тоже спала и что лучшим доказательством ее невиновности является то, что она своевременно его предупредила. Самсон притворился, что верит ей, но, когда пронырливая женщина снова стала приставать, чтобы он выдал тайну своей силы, он решил позабавиться и поиграть с ней, как кошка с мышкой. Притворяясь, что он поддается ее мольбам и заклинаниям, Самсон поверял Далиле какой-нибудь с ходу придуманный им секрет и преспокойно засыпал в ее объятьях.

Хитрая женщина дулась и отказывала своему сладострастному любовнику в благосклонности, отравляла ему жизнь капризами и жалобами и в конце концов довела его до того, что ради собственного спокойствия он выболтал ей правду: "Бритва не касалась головы моей; ибо я назарей божий от чрева матери моей. Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб, и буду как прочие люди".

Далила тотчас уведомила своих земляков, чтобы пришли к ней с обещанной денежной наградой. А сама тем временем усыпила Самсона на коленях своих и приказала цирюльнику состричь семь кос с его головы.

Деталь скамьи городской ратуши в Таллине первая четверть 15 века
Альбрехт Альдорфер Самсон и Далила 1506 г.

Альбрехт Дюрер Далила отрезает волосы Самсону

Якоб Махам Самсон и Далила 1613 г.

Затем, разбудив Самсона, она с презрением оттолкнула его от себя и выгнала из дому.

Джованни Батиста Лангетти Самсон 1660 г.

В ту же минуту подбежали филистимляне. Самсон кинулся на них, не зная, что его остригли и что он лишен своей силы в наказание за нарушение назарейского обета. После короткой схватки филистимляне одолели Самсона, заковали в цепи, выкололи ему глаза и с триумфом привели на посмешище, а потом втолкнули в темное подземелье, где, прикованный к конному приводу, он должен был вращать жернова.

Юлиус фон Карольсфелд Самсон и Далила

Гверчино Самсон, схваченный филистимнянами 1619 г.

Питер Пауль Рубенс Пленение Самсона 1609-10 г.г.

Питер Пауль Рубенс Пленение Самсона 1612-15 г.г.

Антонис ван Дейк Самсон и Далила 1625 г.

Рембрандт Ослепление Самсона 1636 г.

Соломон Йозеф Соломон Самсон и Далила

Заключенный в темницу, Самсон горько раскаялся во всех своих многочисленных вольных и невольных прегрешениях, разгуле, грабежах и непристойных похождениях, и, видно, небо, в конце концов, смилостивилось над ним.
Волосы стали быстро отрастать, а вместе с ними начала возвращаться и сила. Самсон старался всячески скрыть свою возрастающую мощь: он притворялся слабым и даже немощным, еле, словно из последних сил вертел жернов своей мельницы и даже не откликался на насмешки, лишь иногда как бы угасающим голосом прося пощады. Филистимляне совсем привыкли к мысли, что их плененный и слепой Самсон беззащитен и хил.

Победу над величайшим своим врагом филистимляне решили отметить жертвоприношениями и большим пиром в храме их бога Дагона. Это было высокое здание, подпираемое крепкими столбами. Просторный двор был окружен колоннами, портиками на первом этаже и лоджиями на втором. Собралось там много гостей, все шумно веселились. Филистимляне, отчаянные любители празднеств и пирушек, пили не только вино, они были также любителями пива.

Веселье шло во всю, шум усиливался, и рабам пришлось немало набегаться, чтобы успевать вовремя наполнять кубки. Захмелевшие гости потребовали, чтобы Самсон развлекал их музыкой; его привели из подземелья и втиснули ему в руки семиструнную арфу.

Слепой великан, униженный всем, что с ним стряслось, стоял в храме между двумя колоннами и покорно наигрывал на струнах мелодию, которую ему когда-то пела мать. Но пьяные гуляки не слушали. Они привели Самсона только для того, чтобы насладиться видом его падения и отомстить ему таким образом за все минуты страха, за все обиды, какие они от него претерпели.

Ловис Коринт Самсон 1910 г.

Бледный как труп, с пустыми глазницами, Самсон терпеливо сносил издевательства и оскорбления. Казалось, он стал беспомощным и душевно сломленным. Никто и не догадывался о том, что переживает он в эту минуту.

Тихо шевеля губами, он с мольбой шептал: "Господи боже! вспомни меня, и укрепи меня только теперь, о, боже! чтобы мне в один раз отомстить филистимлянам за глаза мои". Потом он сказал отроку, который привел его из подземелья: "Подведи меня, чтобы ощупать мне столбы, на которых утвержден дом, и прислониться к ним". Отрок исполнил его просьбу.
Тогда Самсон обхватил руками два столба и громко воскликнул: "Умри, душа моя, с филистимлянами!" В храме Дагона внезапно наступила тишина, люди повскакивали с мест и со страхом смотрели на слепого. В то же самое мгновение Самсон напряг мускулы и изо всех сил рванул на себя столбы. Храм с чудовищным грохотом рухнул, погребя под своими развалинами богатыря и три тысячи филистимлян, которые там пировали.

Ф.С.Завьялов Самсон разрушает храм филистимлян 1836 г.

Иллюстрация к Библии на немецком языке "Самсон, разрушающий храм" 1882 г.

Земляки выкупили тело героя, который предпочел погибнуть, чем жить в рабстве и унижении. Самсона похоронили в могиле его отца Маноя и с той поры с гордостью вспоминали историю его жизни.

Материалы ВИКИПЕДИИ и сайтов.

На либретто (по-французски) Фердинанда Лемера, основанное на Книге Судей.

Действующие лица:

ДАЛИЛА, жрица бога Дагона (меццо-сопрано)
САМСОН, предводитель иудеев (тенор)
ВЕРХОВНЫЙ ЖРЕЦ ДАГОНА (баритон)
АБЕМЕЛЕХ, газский сатрап (бас)
СТАРЫЙ ИУДЕЙ (бас)

Время действия: библейское.
Место действия: Газа.
Первое исполнение: Веймар (по-немецки), 2 декабря 1877 года.

Попросите любого любителя музыки наобум назвать сюжет, легший в основу наибольшего числа опер, и он, вероятно, назовет либо Фауста, либо Орфея, либо, вполне возможно, Ромео. У меня нет уверенности в том, каков должен быть правильный ответ, поскольку нет описаний сюжетов тех 28000 опер, которые хранятся в Национальной библиотеке в Париже, не говоря уж о тысячах тех, которые не попали во Францию. Но в самом начале такого списка, я уверен, был бы сюжет с Самсоном. Я обнаружил свидетельства об одиннадцати трактовках этого сюжета, существовавших до того, как к нему обратился Сен-Санс. Это не считая, конечно, генделевской интерпретации драмы Мильтона - произведения, написанного в жанре не оперы, а оратории. И отнюдь не все они принадлежат перу нынче забытых композиторов. Одна из них, например, творение Рамо, либреттистом которого в данном случае был не менее знаменитый человек - Вольтер. Другая принадлежит немцу Иоахиму Раффу. Довольно странно, что при том, что каждый из этих композиторов был не только именитым музыкантом, но также влиятельной персоной, ни одна из их самсоновских опер никогда не была поставлена.

У Сен-Санса тоже были некоторые проблемы, прежде чем он увидел исполнение своего творения в полном виде и прежде чем он смог услышать его в своей собственной стране. Его кузен Фердинанд Лемер вручил композитору либретто в 1869 году, и партитура уже значительно продвинулась, когда разразилась франко-прусская война. Она прервала работу над оперой на два года, после чего она пролежала еще два года на письменном столе композитора. Наконец произведение услышал Лист. Всегда с большим энтузиазмом помогавший молодым людям, этот аббат взял партитуру и организовал мировую премьеру оперы в Германии, в Веймаре. Она называлась «Самсон и Далила». Произошло это в 1877 году. Лишь спустя тринадцать лет она была поставлена на родине композитора в парижской «Гранд-опера» и с тех пор составляет основу репертуара этого театра, идя на его сцене один или два раза в месяц вот уже более столетия год за годом.

В англоговорящих странах она тоже медленно прокладывала себе путь. В Англии она подпадала под закон (а в Америке - предубеждение), направленный против изображения библейских персонажей на сцене. Вот почему в этих странах она была исполнена в виде оратории. В Англии она не ставилась как опера вплоть до 1909 года, а в Соединенных Штатах, несмотря на несколько отдельных представлений оперы еще в XIX веке, она вошла в постоянный репертуар «Метрополитен-опера» лишь в 1916 году. Тогда, с труппой, возглавлявшейся Карузо и Маценауэром, опера произвела такое сильное впечатление, что осталась в репертуаре на многие годы. Сегодня, однако, имеется интересное различие в стандартах постановки: публика требует - и получает - Далилу, которая тоже выглядит и поет как коварная женщина.

В 1947 году, когда опера Сен-Санса была временно снята с репертуара, в «Метрополитен» вместо нее была поставлена одноактная версия этого сюжета Бернарда Роджерса, озаглавленная «Воитель». В этой опере глаза Самсону выкалывают самым что ни на есть реалистическим образом - с помощью раскаленного железного прута, прямо на сцене по ходу действия. Руководству театра пришла в голову счастливая мысль дать этот спектакль в качестве приманки, вместе с другой одноактной оперой - «Гензель и Гретель» Хумпердинка - на субботнем утреннем представлении для малышей. Естественно, произведение бедного мистера Роджерса не имело успеха у родителей, которые привели своих чад отнюдь не на спектакль со столь устрашающим сюжетом, а на детскую оперу Хумпердинка. В результате опера Сен-Санса была восстановлена в репертуаре.

ДЕЙСТВИЕ I

В палестинском городе Газа израильтяне находятся в рабстве у филистимлян. Они собрались ранним утром на городской площади, здесь Самсон призывает их к активному сопротивлению. Иудеи, измученные издевательствами завоевателей, колеблются и сомневаются в успехе своего сопротивления, но в конце концов страстный призыв Самсона воодушевляет их. Их волнения вынуждают явиться сюда Абемелеха, сатрапа Газы, чтобы выяснить, что же здесь происходит. Его ядовитые насмешки и колкости, а также призыв оставить бога Иегову ради Дагона возбуждают у иудеев ненависть к нему. Самсон пробуждает в израильтянах столь сильное чувство негодования, что они восстают («Israel, burst your bonds» - «Израильтяне, разорвите свои оковы»). Абемелех нападает на них; Самсон выбивает у него меч и убивает его. Филистимляне в панике бегут; Самсон во главе иудеев преследует их.

Двери храма бога Дагона открыты. Из них выходит верховный жрец со своей свитой. В патетических тонах он шлет проклятье Самсону. Однако ему не удается вернуть филистимлянам уверенность в себе после того ужаса, который они недавно пережили. И когда возвращаются израильтяне, верховный жрец и все его окружение предпочитают удалиться.

Настал час великого триумфа Самсона. Именно в этот момент обольстительная жрица Далила выступает вперед из храма Дагона вместе с хором своих, столь же пленительных юных прислужниц. Они приветствуют торжествующего героя, украшая его гирляндами, обольщают его песнями и танцами. Далила шепчет ему, что он уже царит в ее сердце, и поет обольстительную арию о весне («Printemps qui commence» - «Весна начинается»). Один из иудейских старейшин предостерегает Самсона, но молодой герой, который уже имеет репутацию человека, подверженного чарам женской красоты, совершенно покорен Далилой.

ДЕЙСТВИЕ II

На долину Сорек опускается ночь. Приближается гроза. Короткое вступление ко второму действию создает впечатление, как это может сделать музыка, - что ночь будет прекрасна. Далила, одетая настолько обольстительно, насколько позволяют это нормы приличия в большой опере, ожидает в роскошном восточном саду своего возлюбленного. Она ненавидит его как врага своего народа и в полной энергии и силы арии («Amour! viens aider та faiblesse!» - «Любовь! Приди помочь, моя слабость!») молит бога любви помочь ей лишить его силы.

Верховный жрец приходит, чтобы сказать ей, что дела идут все хуже и хуже, поскольку иудеи, некогда рабы, теперь восстали против своих прежних хозяев. Зная хорошо тщеславие красавиц, он специально сообщает, что Самсон хвастался тем, что ей не удастся подчинить его себе. Но Далила и так вполне ненавидит Самсона и без этого подстрекательства. И позже, когда верховный жрец обещает щедро одарить ее, если ей удастся разведать секрет его силы, она говорит ему, что никакого вознаграждения не нужно. Она уже трижды пыталась выведать эту тайну - и все три раза терпела неудачу. Но на сей раз она клянется, что добьется успеха. Самсон, она уверена, раб любовной страсти, и теперь оба - Далила и верховный жрец - поют триумфальный дуэт по поводу их грядущей победы, в которой они не сомневаются.

Разражается ужасная буря. Верховный жрец удаляется, а Далила с нетерпением ожидает Самсона. Когда он в конце концов появляется из мрака ночи, он шепчет себе, что желает лишь одного - освободиться от чар Далилы. Он пришел проститься с нею, так как должен служить своему народу. Он не обращает внимания на ее решимость удержать его и на ее женские хитрости, которые содержат не только любовные утехи, но также сентиментальные воспоминания о наслаждениях в прошлом, гнев и слезы. Видя, что он смягчается, она поет знаменитую арию «Mon coeur s"ouvre a ta voix». В концертном исполнении она гораздо меньше впечатляет, чем в опере, поскольку в концерте, где нет сценического партнера, нельзя столь выразительно передать любовные излияния Самсона Далиле в конце каждого куплета.

Далила снова спрашивает, в чем секрет его огромной силы, но Самсон снова отказывается раскрыть его. Но когда Далила в конце концов отталкивает его, называет его трусом и выталкивает из дома, Самсон совсем теряет рассудок. В раскатах бушующей бури он в отчаянии простирает руки к небу и медленно следует за Далилой в ее дом. Из библейской истории все знают, что произошло в доме с Самсоном и его волосами. За сценой слышен удар грома. В блеске молнии видны фигуры филистимлянских воинов, тихо окружающих дом Далилы. Неожиданно она появляется в окне и призывает на помощь. Слышен вопль Самсона: он кричит, что его предали. В дом врываются воины, чтобы схватить его.

ДЕЙСТВИЕ III

Сцена 1. Потеряв своего могущественного вождя, иудеи скорбят, и их хор - в темнице за сценой - горько жалуется на то, что Самсон предал бога их отцов. На сцене ослепленный Самсон вращает мельничный жернов, к которому его привязали его истязатели на тюремном дворе. В агонии отчаяния он взывает к Иегове, чтобы тот принял его жизнь - лишь бы вернуть любовь и доверие соотечественников. Неумолимо и безжалостно хор за сценой продолжает осуждать его. В конце концов тюремщики уводят его.

Сцена 2. В храме Дагона перед огромной статуей их бога филистимляне празднуют победу. Танцующие девушки поют победный хор, который - в первом действии - они пели Самсону. Балет исполняет «Вакханалию».

Когда маленький мальчик проводит здесь ослепленного Самсона, все провожают его презрительным смехом. Далила, с бокалом вина, подходит к Самсону и, издеваясь над ним, напоминает ему о минутах, которые он провел в ее объятиях. Верховный жрец с утонченной издевкой обещает обратится в иудея, если Иегова столь могуществен, чтобы вернуть Самсону зрение. Самсон, устремив свой невидящий взор к небу, молит Господа отомстить за такую ужасающую нечестивость.

Но вот начинается самая важная часть церемонии жертвоприношения. На алтаре вспыхивает священный огонь, и - в качестве кульминации - Самсон должен пасть на колени перед Дагоном. Под звуки триумфального пения филистимлян маленький мальчик ведет Самсона между двух огромных колонн, где он должен совершить почтительный поклон. Очень спокойно наш огромных размеров герой говорит мальчику, чтобы он покинул храм. Тем временем хвалы, обращенные к Дагону, становятся все громче и громче. Наконец Самсон обхватывает две колонны, возносит молитву, чтобы в последний раз продемонстрировать свою силу, и с устрашающим воплем сдвигает колонны с места. Филистимляне в ужасе впадают в панику и пытаются выбежать из храма. Но слишком поздно: весь храм рушится, погребая под своими обломками всех, включая Самсона и Далилу.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Сен-Санс оставил свыше десяти произведений для музыкального театра (в том числе балет «Жавотта»). Но лишь одно из них удержалось в репертуаре. Это - опера «Самсон и Далила» на библейский сюжет (1866-1877, впервые поставлена в Веймаре; в Париже показана только в 1892 году).

В произведении Сен-Санса использован тот же сюжет, что и в известной оратории Генделя, но в другой трактовке. Классик ораториального творчества стремился передать прежде всего героический дух библейского сказания: в центре его внимания не погрязшие в пороке филистимляне, но страдающий иудейский народ, возглавленный могучим Самсоном на освободительную борьбу. Иное у Сен-Санса: его опера представляет собой не драматически-конфликтное действие, а скорее ряд красочных картин, где удача более сопутствовала композитору в изображении изнеженности филистимлян и обольщений Далилы, нежели суровости иудеев и героики Самсона. Именно образ коварной соблазнительницы и ее окружения стал центральным в опере.

Музыкальная характеристика Далилы отличается пластичностью, чувственным очарованием, мелодикой широкого дыхания, плавно ниспадающей. Просвечивают в ней и своеобразно преломленные «ориентализмы» (хроматика, лады дорийский, фригийский и т. п.). Эта интонационная сфера устанавливается с первого же выхода героини - на фоне прозрачно звучащего хора девушек- филистимлянок, славящих весну. Дальнейшее развитие таких музыкальных образов содержится в причудливом танце жриц храма Дагона. Кульминация I акта - трехчастная ария Далилы «Весна появилась» (E-dur) знаменует начальный этап обольщения Самсона; характер музыки еще сдержанный, мелодии проще, более песенны, чем в последующих ариях:

II акт - самый действенный в опере. Оркестровая прелюдия живописует южную ночь, близится гроза; этот тревожный фон неоднократно возникает на протяжении всего акта, завершаясь в момент высшего драматизма грозой. Второй этап обольщения закреплен также в трехчастной арии Далилы «Любовь, дай свое обаянье» (As-dur):

Драматургическая вершина оперы - большой дуэт с Самсоном (обрамлен темой грозы в оркестре). Развернутая диалогическая сцена имеет несколько разделов; один из них образует третья ария Далилы, ставшая очень популярной на концертной эстраде - «Открылася душа» (Des-dur). Здесь сосредоточено все наиболее характерное (ср. пример 208), что присуще музыкальной характеристике героини:

B III акте, как и в первом, широко выписан лагерь филистимлян; его музыка тесно связана с интонационной сферой Далилы. Наиболее впечатляют хор в храме Дагона и балетные сцены вакханалии, нередко исполняемые в симфонических концертах.

Таковы лучшие номера оперы, картинная живописность которых напоминает стиль музыкально-сценических произведений Берлиоза. Влияние последнего обнаруживается и в кантатно-ораториальных сочинениях Сен-Санса. Среди них широко развернутая, в духе симфонической поэмы, музыкальная картина «Потоп» (на библейский сюжет), кантата «Лира и арфа» (по оде Гюго).

М. Друскин

Дискография: CD - Deutsche Grammophon. Дир. Баренбойм. Самсон (Доминго), Далила (Образцова), Верховный жрец (Брузон), Старый иудей (Ллойд) - Philips. Дир. Дейвис, Самсон (Каррерас), Далила (Бальтса), Верховный жрец (Саммерс), Старый иудей (Бурчуладзе).


Top