Статуя Давида Микеланджело: история, особенности, как посмотреть. Давид — статуя Микеланджело Буонаротти Давид микеланджело где находится

Пышной и неожиданной стала яркая эпоха Возрождения после серого Средневековья. Аскетические сюжеты сменились бурными мифами. Смелыми героями увлекаются все. Не стал исключением и Микеланджело Буонарроти. «Давид» в его исполнении - шедевр скульптуры.

Амбициозный талант

Гений Ренессанса родился в обедневшей дворянской семье. Из-за нехватки средств мальчика отдали на воспитание няне, семья которой имела дело с лепкой и резьбой по камню. Позже творец признавался, что детство, проведенное за таким занятием, повлияло на выбор профессии. Отец юноши был против такого будущего, но впоследствии смирился и отослал сына учиться к мастерам.

Популярность к парню пришла молниеносно. Его работы оценили, поступали серьезные заказы. В возрасте 24 лет Буонарроти создает пьету «Оплакивание Христа», где искренне изображает горе Марии над телом мертвого Иисуса. Эта робота закрепила его имя в мире скульптуры.

Слава о мастере дошла до гильдии торговцев Флоренции, у которых уже давно был материал для того, чтобы восстала статуя Давида. Микеланджело был молодой и энергичный. Получив заказ, он с удовольствием принялся за работу.

Рождение героя

Сначала скульптура носила исключительно религиозный характер. Ветхозаветный царь должен был стать одной из двенадцати фигур, украшающих храм Санта-Мария-дель-Фьоре. Но политические события изменили сии намерения. Власть тиранов Медичи была временно свергнута. Поэтому было решено, что это произведение станет символом борьбы и победы. Именно такую ​​идею захотел воплотить автор. «Давид» Микеланджело сделан из монолитной глыбы мрамора, которую привезли из города Каррара. Но Буонарроти был не первым, кто работал над этим куском. В 1460 году материал обтесал Агостино ди Дуччо. Далее должен был работать Донателло, но его смерть отодвинула план сдачи.

Следующие мастера по определенным причинам не смогли воплотить в реальность замысел заказчиков. Мрамор пролежал во дворе храма несколько лет. Незащищенный от климатического воздействия, он начал портиться и разрушаться. Только в 1501 году проект решили закончить. Так, в руках 26-летнего мастера оказалась глыба, из которой должна была родиться скульптура Давида. Микеланджело начал работу 13 сентября того же года.

История фигуры

Основой стал библейский миф о мужестве и справедливости. Статуя изображает юношу, который готовится к важной битве. История рассказывает, что филистимляне - войско неверующих - нападали на израильское царство. Во вражеской армии был великан, которого звали Голиаф. Хорошо вооруженный и непобедимый, он одним видом наводил страх. Против силача вышел будущий царь Давид. Юноша отказался от доспехов и тяжелого меча. Вооружен же был он пращей, с помощью которой можно было метать камни. Тот, кто выстоит в поединке, принесет полную победу стране.

Размышления перед схваткой отражает статуя Давида. Микеланджело воссоздал эмоциональное состояние юноши. Царь прицеливается, обдумывает сложившуюся ситуацию. Его взгляд сосредоточен, губы сжаты, лоб сморщен. Тело в заметном напряжении. Руки в венах, по которым, кажется, действительно течет горячая кровь. На идеальном теле выступают мускулы. В правой ладони герой сжал камень, праща переброшена через левое плечо.

Уход от правил

Буонарроти - не просто гений своего времени, а настоящий новатор. Его работы выделялись на фоне остальных. Например, ранее изображали финал битвы израильского царя и великана Голиафа. Побежденный враг лежал в ногах юноши. Давид гордо стоял над телом поверженного. Но этот мастер решил, что сцена, которая показывает переживания перед боем, будет эмоциональнее, и не ошибся. Стоит отметить, что Давид Микеланджело абсолютно голый, хотя ни один из источников не сообщал о наготе героя. Обычно юноша был просто без лат. Также в мифе рассказывается, что парень носил сумку, из которой достал камень. Ладони же нашего Давида пусты.

Поза левой руки была вынужденная. Согнута она так потому что мрамор был предварительно обит именно в такой форме, поэтому другого выхода, нежели изобразить героя с изогнутым локтем, не было.

Неточности анатомии

Особое внимание уделяется движению. Кажется, что Давид Микеланджело вот-вот начнет действовать, атаковать врага. Поднятая левая пятка делает скульптуру динамичной. Возникает ощущение, что напряженные руки мнут камень. Пристально следит герой за невидимым нам противником.

Публика сразу влюбилась в юношу. Но хватало и отрицательных отзывов в адрес мастера. Известно, что автор долго изучал анатомию. Его познания в этой области были безграничны. И все же многие критики отметили, что на спине рыцаря не хватает одной мышцы. Удивляла и непропорционально большая голова и огромные руки. Но здесь стоит отметить, что скульптура Давида Микеланджело изначально была предназначена для ниши в соборе, располагавшейся на высоте. Тогда публика смотрела бы на статую снизу вверх, и дефект создавал бы эффект реалистичности. Прежде всего автор добивался художественной эстетичности.

Шрамы Давида

В свое время это была самая большая статуя в мире. Ее высота составляет 5,17 метра. Вес достигает 6 тонн. Много сил пришлось приложить, чтобы перевезти ее на место назначения. Несколько завистников во время транспортировки бросали камни в фигуру, за что их посадили в тюрьму.

Но позже работа пострадала от вандалов. В ходе беспорядков 1527 года из окон Палаццо Веккьо молодежь, которая заняла помещение, сбрасывала на солдат мебель. Так, Давид Микеланджело получил ранение в руку. Одна из скамеек отбила запястье. На следующий день Джорджо Вазари собрал все части и приклеил обратно. Идеально приложить куски не удалось, остались заметные линии в двух местах.

В 1991 году один варвар молотком отбил несколько кусков мрамора с пальцев левой ноги. Вандала схватили. Нанесли непоправимый вред скульптуре и погодные условия. Злую шутку сыграла и неумелая реставрация.

Есть версии, что созданный Микеланджело Давид в большей степени итальянец, а не израильтянин, поскольку юноша не обрезан. Это послужило причиной тому, что Иерусалим отказался от копии статуи, которую дарили флорентийцы.

Невзирая ни на какие перипетии судьбы, настоящим произведением искусства является работа Микеланджело («Давид»). Описание статуи - это короткая история эпохи Возрождения.

Статуя Давида, созданная выдающимся итальянским скульптором Микеланджело Буонарроти на протяжении более пяти сотен лет поражает своим величием итальянцев и гостей Флоренции.

Эта статуя сделала имя для своего творца, который заработал щедрую оплату за ее многомесячное создание. За короткое время весь мир наполнился ее дубликатами, которые побили рекорд по количеству выпущенных экземпляров. Сегодня оригинальное сооружение, из белого мрамора вытесываемое руками Буонарроти можно увидеть в музеи Академии Изящных Искусств Италии.

Статуя стала символом свободы и силы для итальянского народа, разъединяемого в XV веке внутренними конфликтами и внешними войнами.

Истории создания

Эпоха Возрождения, подарившая миру новый взгляд на роль человека в науке и религии, соединила в себе античное видение, где главным персонажем художественной линии является человек, как венец природы. Поэтому статуя Давид, впитав в себя все эти качества, становится ее главным идеалом. Она создавалась в период расцвета Ренессанса, меняла мастеров и место расположения, страдала от природы и человеческого невежества, видела выдающихся личностей прошлого, которые отдаленно участвовали в ее судьбе.

Все началось в копях Каррары, где раздобыли мраморный блок грандиозных размеров. Это событие совпадает с желанием гильдии торговцев шерстью установить вокруг центрального храма каменных персонажей из Ветхого Завета. Им доверили благоустроить и украсить Санта Мария дель Фьоре, и они решили, что количество библейских статуй обязано ровняться двенадцати, символизируя особое отношение флорентийского народа к религии. По задумке все фигуры должны поражать своим размахом, создаваясь больших размеров. Полученный восхитительных габаритов шестиметровый материал был с первых дней предназначен для второго царя Израиля.

Давид — выдающийся библейский персонаж, который из обычного пастуха преодолел сложный путь на трон. Поразив первого воина главного врага израильского народа Голиафа из Гефа в сложном бою, он по сегодняшний день несет в своем имени победный дух. Парень часто изображается на исторических памятках, и неоднократно становится центральной фигурой в эпоху Возрождения. Юноша смог выносливостью и непоколебимой отвагой доказать свою причастность к царскому роду и является важным религиозным героем для многих людей из разных верований.

Созданная во Флоренции руками Микеланджело статуя «Давид» имеет интересную историю. Ее путь на центральное место государственной площади был тернист и извилист. Главной сложностью являлось решение вопроса с мастером готовым создать шедевр таких размеров. На территории собора уже стояли две работы по заказу гильдии, которые создавали Донателло и его помощник Агостино ди Дуччо, поэтому они стали первыми скульпторами, оценивающими материал и мысленно создающими будущий образ. После смерти мастера его подмастерье стал единственным кандидатом на роль творца, но он в 1466 году тоже отошел от дел. Необработанный материал попадает в руки Симоне из Фьезоле, его небольшие достижения по обтесыванию ног изрядно усложнили работу Микеланджело. Он неумелыми движениями оставил непоправимые следы на идеальном мускулистом теле мужчины и навсегда определил занимаемую героем позу. Скульптор умудрился проделать сквозную дыру царю между ног и изрезать инструментами мрамор так, что в некоторых местах следы до сих пор заметны.

На протяжении нескольких десятилетий до начала XVI века заброшенная гигантская глыба стояла, разрушаясь под природной стихией на открытой площадке. Довести начатое до конца предлагали многим талантливым личностям, в числе которых был уже получивший признание Леонардо да Винчи. Он в своем преклонном возрасте наравне с остальными не считал нужным заниматься доделыванием чужих недочетов и видел находящийся на протяжении сорока лет без защиты от природы материал испорченным.

Скульптора, живописца и по совместительству поэта Микеланджело Буонарроти.

Он является величайшим творцом и неподражаемым мастером эпохи Ренессанс, которая возводила человека на лидирующее место, делая его

Ярким примером, иллюстрирующим идею и течение той эпохи, является пятиметровая статуя Давида, ставшая символом всей Флоренской республики и являющаяся идеалом в искусстве Возрождения и человеческого гения.

Впервые шедевр архитектуры был представлен в сентябре 1504 года во Флоренции, на знаменитой площади Синьории. На сегодняшний день великое изваяние демонстрируется во Флоренской Академии изящных искусств.

Мужественность и сосредоточенность в лике Давида таит невероятное благородство и силу, а физическая красота отражается в могучем торсе, идеально спроектированных руках и ногах героя.

Статуя Давида была создана в 1501 году, когда автору необходимо было создать библейского героя из огромной мраморной глыбы, испорченной мастером Симоне. Потрясающее умение Микеланджело извлекать максимум выразительности из камня принесло свои плоды. После составления сотен набросков будущей скульптуры, изготовления глиняной модели статуи, преодоления тяжелых погодных условий и высокой конкуренции, гениальный скульптор создал поистине невероятный шедевр. было закончено в 1504 году.

Произведение изначально заложено в камне, основная задача - суметь извлечь его.

Статуя Давида во Флоренции – самая большая скульптурная фигура известного скульптора Микеланджело Буонаротти. Это пятиметровое изваяние еще со времен Флорентийской республики стала символом искусства и гения человека в целом.

История создания

Статуя иудейского правителя была заказана Буонаротти в 1501 году гильдией торговцев шерстью, которые отвечали за украшение флорентийского храма Санта-Мария-дель-Фьоре.

Скульптор работал над ней довольно продолжительное время – 2 года и 4 месяца. Микеланджело тогда минуло всего 26 лет, тем не менее, он был уже довольно прославленным скульптором. Взявшись работать над библейским Давидом, он хотел доказать, что может стоять наравне с другими признанными мастерами Флоренции. Согласно воспоминаниям его современника Джорджо Вазари, мастер должен был высечь статую из вторично использованного материала – огромной мраморной глыбы, испорченной предыдущим скульптором. Помощников у Микеланджело не было, поэтому он сам создавал Давида, передвигаясь вокруг нее при помощи строительных лесов. О колоссальном пласте труда скульптора свидетельствует то, что только на шлифовку и окончательную отделку статуи ваятель потратил около 4 месяцев.

Новшества мастера

Библейские мотивы и до Микеланджело вдохновляли скульпторов. Однако в случае с Давидом мастер показал его отличным от предыдущих авторов (Вероккьо, Донателло). Вместо изображения человека-победителя у поверженного Голиафа юноша предстает перед нами в гордой, расслабленной позе, с перекинутой через плечо пращей, готовый к решающей битве.

Уже в 1504 году, после оценки статуи ведущими флорентийскими скульпторами (в том числе и Леонардо да Винчи) мраморный Давид был установлен прямо в центре Флоренции у входа в Лоджию Ланци на площади Синьории. Здесь он простоял около 300 лет, а в 1873 году, во избежание быстрого разрушения, был передан в фонды Галереи Академии искусств.

Копии шедевра

Статуя настолько популярна в мире, что многие страны, города, учреждения тоже хотят лицезреть ее где-нибудь рядом.

  • Наиболее известная копия статуи находится на той же площади во Флоренции, где когда-то стоял оригинал.
  • На площади Микеланджело также во Флоренции в 1869 году установлена бронзовая копия скульптуры.
  • Гипсовое изваяние можно найти в лондонском музее Виктории и Альберта.
  • Россия также может гордиться собственным «Давидом». Он установлен в московском Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
  • После открытия изваяние было доставлено к площади Синьории на бычьей повозке. 4 дня Флоренция была свидетелем этого зрелища. Несколько завистников скульптора даже попытались закидать мраморную статую камнями, за что их взяли под стражу.
  • Давид все-таки пострадал, но уже в 1527 году, во время политических дебатов. Тогда из окна Палаццо Вероккьо вылетела скамья, которая врезалась и повредила руку творению Микеланджело. Её реставрацией занялся Вазари.
  • Флоренция пыталась подарить Иерусалиму слепок со статуи. Однако власти отказались принимать подарок, по причине того, что Давид обнажен и не обрезан.
  • Ко дню Рождения шедевра (500 лет) в 2004 году его отчистили от грязи первый раз за 130 лет.
  • Современные исследования выявили подземные толчки в районе, где находится мраморная фигура. Министерство культуры Италии собирается выделить на изготовление сейсмостойкого постамента около 200 000 евро.

Галерея Академии искусств, где можно увидеть именитого Давида, расположена по адресу: Флоренция, улица Риказоли, дом № 66.

Стоимость посещения: 8 евро, для граждан Евросоюза (18-25 лет) – 4 евро. Чтобы не стоять в очередях рекомендуется покупать билеты онлайн либо бронировать их заранее.


Top