Славянки в Иордании. Реальные истории

Ну вот наконец-то добрались и до этой темы. Конечно, очень многих интересует вопрос, как тут принимают иностранок? Принимают по-разному, в зависимости от семьи. Но в большинстве случаев хорошо, поскольку мусульманину разрешено жениться на христианках и иудейках. Знаю девчонок, которые не меняли религию и не носят платки. Другое дело, что, например, живя в Аммане они могут вести почти европейский образ жизни. А вот в провинции приходится привыкать к местным традициям. Далеко не всем они по нраву.

Есть в нашем районе магазинчик, в котором мои дети любили покупать мороженое. Его хозяин однажды с улыбкой рассказал мне, что скоро его сын привезет невестку из Украины и просил заходить в гости. В гости зайти так и не случилось. Зато мне пришлось переводить на русский бумаги для их развода…Муж принес, сказал, сосед попросил, неудобно отказывать. Он переводил дословно, а я литературно обрабатывала и печатала на компьютере. Не понравилась украинской красавице жизнь в иорданской глуши после Харькова.

Русскими тут называют почти всех славянок – русских, украинок, белорусок, молдованок. Есть девушки из Боснии, например. В Стране мам зарегистрировано около ста жительниц Иордании. А вот в Одноклассниках полно групп, называемых «Иоданочки» или «Замужем за иорданцем» или еще в этом роде. В самой большой группе почти пять тысяч участниц со всех концов Иордании. Так что немало нас тут, немало.)))

А теперь истории девушек, которых я знаю лично. Я расположила их в хронологическом порядке нашего знакомства.

1. Алина.
Я познакомилась с Алиной через месяц после своего приезда в Иорданию. Двоюродная сестра моего мужа выходила замуж за брата мужа Алины (Эк я завернула!))) В общем, мы познакомились на свадьбе. Алине уже тогда было 38 лет. На 8 лет старше своего мужа. Приехала она из Минска. Там Алина работала вахтершей общежития для иностранцев. Там же познакомилась с Ахмадом и они поженились. Прожили в Минске несколько лет, прежде чем приехать в Иорданию.

У Алины были русые волосы и большие голубые глаза, но красавицей ее, к сожалению, назвать было нельзя. Зато она была очень добра и открыта душой. Это признавали все. К ней тянулись дети. К моменту моего приезда Алина жила в мазаре уже год. Более-менее говорила по-арабски. Не приняла Ислам и не носила платок. Иногда накидывала на голову палантин, но это скорее от солнца. У нее уже были подруги из России и Украины, у которых она брала книги и газеты почитать и давала их мне. Для нас тогда было дорого любое печатное слово. Даже «Справочник лекарственных трав» мы читали с удовольствием.)))

Я с дочкой и свекровью частенько ходила к ней в гости. Благо, недалеко. И тогда наши свекрови устраивались в гостиной, а мы сбегали на кухню, где усаживались по русской традиции, чтобы всласть поговорить.) Алина многого не могла принять в местной жизни. Например, ей не нравилось, что ее называют «мартАхмад» (жена Ахмада). «Что я вещь какая-нибудь? Я не чья-то. Я сама по себе.» Я же сразу отнеслась к этой традиции спокойно. Ну принято и принято. Приехала в чужую страну, привыкай к обычаям. Вот такой местный этикет. Детей у них не было, поэтому и в честь первого ребенка ее не называли.
Зато постоянно спрашивали, не беременна ли она и тем самым сыпали соль на рану. Алина с мужем ездили по врачам, лечились, но беременность не наступала. ЭКО тогда в провинции еще не было, а в столице стоило очень дорого.

Через год, третьего марта, Алина пришла ко мне и сказала, что зашла попрощаться…Она разводилась с Ахмадом и уезжала в Минск… Причины не назвала, но думаю, что из-за ее бесплодия. Наверняка родные все время капали, что Ахмаду нужны дети. Была бы она мусульманкой, то приняла бы вторую жену спокойно. Но…Алина выбрала развод. И уехала.

Еще через год, зайдя на почту, я увидела ее письмо к мужу. Почтальон перепутал и дал мне его. Так я узнала алинин адрес в Минске. Правда, написать так и не решилась…
Ахмад женился на девушке из Акабы и какое-то время жил там. Потом построил здесь дом рядом с родительским. Сейчас у них уже трое или четверо детей…

2. Татьяна.

О Тане я уже писала. Она – врач. Приехала из Волгограда. И познакомилась я с ней в поликлинике, когда встала на учет по беременности. Мы подружились очень быстро. Нас даже называли сестрами. Мы обе круглолицы, белокожи, русоволосы и в теле.)))
Тане приходилось принимать колоссальное количество женщин, а иногда она и терапевта дежурного заменяла. Но она была рада, что работает и зарабатывает деньги, потому что это позволило им снять отдельный от свекров дом. Дело в том, что приняли ее не очень хорошо. И это мягко говоря. То есть, когда она приезжала только знакомиться, все было чудесно. А когда они с мужем и сыном приехали жить, начались проблемы. Здесь. чтобы получить право работать врачом, нужно закончить интернатуру (имтияз), сдать экзамен и поработать бесплатно на практике. То есть первое время денег своих у них не было. И родители мужа постоянно попрекали их куском хлеба, не разрешали тратить газ, чтобы воду согреть. Не было возможности купить себе туфли – ходила в старых тапках. А езе ей не разрешали говорить с детьми на русском языке. Таня терпела и упорно учила английский. Дело в том, что она в школе у нее был немецкий, а тут весь курс медицины преподается на английском и на нем же надо сдавать экзамен. Таня выдержала все. И через пять лет вышла на работу.

А еще через пять она открыла свой частный кабинет и теперь в Мазаре и в Моте нет женщины хотя бы не слышавшей о доктОре Татьяне. (доктОра –женский род от доктор по-арабски). Муж работает хирургом в каракской больнице. У них пятеро детей – четыре сына и дочь. Старший уже учится в Волгограде на врача…
Таня с мужем взяли кредит, купили землю и выстроили двухэтажный дом, похожий на маленькую крепость. На первом этаже огромная гостиная с отдельным санузлом, общая комната для семьи с телевизором, ванная и кухня. На втором – четыре спальни и две ванные комнаты, совмещенные с туалетами. Одна отдельно для супругов, вторая - общая.

Ей, конечно, приходится много работать. Зато теперь их семья – гордость родных. Свекровь всем хвастается, что знаменитая доктора Татьяна – ее невестка…

3. Лена.

Лена – моя подруга. Она из Минска. Мы познакомились в поликлинике у дверей кабинета педиатра. Наши младшие дочки – ровесницы. С тех пор и подружились. У Лены огромные голубые глаза, очень белая кожа и очень светлые волосы. Она рассказывала мне, что в детстве снималась с сестрой в советском детском кино – «Про Красную шапочку» (сцена, где детишки на печке сидят) и «Звездный мальчик»(тоже какая-то массовая сцена с детьми).

Лена носит платок, но с кофтами и джинсами. Она – болтушка, веселушка и очень позитивный человек. Когда она с дочками приходит к нам в гости, у нас наступает праздник.) К сожалению, в последнее время это бывает всего один-два раза в год. После семи лет ожидания госработы, ее муж устроился в частный университет. Он доктор исторических наук. Теперь они живут в Аммане. Но мы, конечно, общаемся по телефону и по Скайпу. У них две дочки. Больше детей Бог не дал. После долгих лет лечения Лена махнула рукой и сказала, что ни делается, то к лучшему, и успокоилась.

Зато она очень активно занимается с детьми. Они ходят в русский культурный центр, берут книги в библиотеке, смотрят какие-то научные проекты, бродят по музеям… Старшая учит самостоятельно французский и, мечтая стать дизайнером, занимается живописью и графикой.

В общем, они наши друзья. И я все жду их к себе на новоселье, когда бы оно не случилось.)

4. Алена.

Алена – одна из самых загадочных моих знакомых. Мы провели вместе всего два часа. Она успела рассказать мне свою историю и исчезнуть…

Был августовский вечер. Мы всей семьей семьей наслаждались во дворе наступившей прохладой и ждали грузовик из Аммана, который должен был привезти мебель для наших будущих молодоженов. В сентябре предстояла свадьба младшего брата. И вот грузовик приехал. Вместе с водителем были его жена и сын. Сын остался помогать отцу, а женщину проводили к нам в гостиную. Я пошла готовить чай. И вдруг входит свекровь и радостно мне объявляет, что наша гостья – русская и я могу с ней поговорить на родном языке.
За чаем выяснилось, что гостью зовут Алена. А дальше я услышала потрясающую историю. Алене было всего восемь лет, когда ее мама вышла замуж за иорданца и они, покинув, родной Киев, переехали в Амман. Это было в 1985 году, еще до чернобыльских событий. Девочка пошла здесь в первый класс и арабский стал родным языком.

После школы она вышла замуж и родила дочь и сына. Но семейная жизнь не заладилась и они развелись. И тут, самое интересное, Алена вышла замуж во второй раз. Новый муж принял ее вместе с детьми, которые называют его папой. Случай очень редкий. Она даже просила не рассказывать об этом моим родным, чтоб не задавали лишних вопросов. Но я таки спросила: «А как же родной отец?» И получила ответ: « А он ими не интересуется.»

Мама ее тоже развелась, но, оставшись одна, на Родину не вернулась. Так живет в Аммане. Отношения между ними не очень. Зато очень радуют дети, воспитанные и любящие. Старшая дочь сама выучила русский, сын во всем помощник отцу. Жить бы и радоваться. Но я заметила в глазах Алены печаль. « Почему ты грустишь?» - спросила я.
« Я часто думаю, как бы сложилась моя судьба там, на Родине. Хоть бы разочек еще увидеть Киев…»

Мы обменялись телефонами, но то ли я где-то ошиблась в цифрах, то ли Алена сменила номер, но связаться с ней так и не получилось. А жаль…

Вот такие истории. У меня еще много знакомых славянок. Марина – красавица- стоматолог из Кишинева. Оксана – классный гинеколог и просто очень хороший человек, из Киева (если не ошибаюсь). Ирина – инженер-строитель из русской глубинки. Алина – репетитор английского языка из Боснии. И так далее, и так далее… Все мы разные, но все здесь живем, работаем (и не работаем), рожаем детей, радуемся жизни, гуляем на свадьбах и грустим на похоронах. Обычные иорданские женщины.)

Спасибо всем за внимание и хорошего дня!

Иордания является королевством, которое располагается на Ближнем Востоке, гранича с Сирией, Ираком, Саудовской Аравией и Израилем. Почти все иорданцы этнические арабы, а основная религия, конечно, ислам, хотя изредка встречаются и христиане. Иордания типичная арабская страна, но народ здесь отличается особой теплотой, гостеприимством и искренним дружелюбием.

Иностранцам жители страны легко прощают нарушения традиций, допущенные по незнанию, а уж если видят, что представитель другой страны старается следовать местным обычаям, то уважение к нему со стороны местных людей будет безмерно большое.

Многие семьи в Иордании, особенно проживающие не в городах, ведут традиционно исламский образ жизни, жилые дома, как правило, разделены на две половины, мужскую и женскую. При этом, к женщинам, прибывшим из других стран, относятся так же, как и к мужчинам-иностранцам, то есть как к уважаемым гостям, не пытаясь применить религиозные принципы.

Женское население в Иордании, при всем при том, имеет гораздо больше свобод, чем женщины в соседних арабских странах, они могут голосовать, водить автомобиль, имеют возможность получения хорошего образования. При этом женщины иорданки принимают участие в бизнесе, в политике.

На сегодняшний день в Иордании до сих пор распространены договорные браки, то есть родители полностью берут на себя заботу о создании семьи детей, а ослушаться старших тут недопустимо. Типичная семья строится на основе большой общины, имеющей свои традиции и обычаи, но следующей религиозным исламским догмам. Догмы диктуют оказывать друг другу всю возможную помощь, что очень хорошо, но, только в том случае, когда все семьи в такой общине имеют примерно одинаковый достаток.

Если же у кого-то доходы оказываются выше, чем у остальных, начинаются бесконечные семейные распри и недовольство среди родственников, ведь ислам диктует невозможность отказа в просьбе о помощи со стороны родни, отказать имеют право лишь старейшины, чье главенствующие положение в семейной общине никто даже не думает оспаривать.

Мужчина в иорданских семьях является полноправным главой. Он может иметь гарем, но не более четырех жен одновременно, все, живущие вместе под одной крышей, подчиняются порядкам, установленным в доме мужчиной-главой, любое неподчинение этим порядкам грозит изгнанием из семьи.

Изгнание же ставит на ослушавшемся человеке клеймо общественного мнения, означающее обвинение в неуважении к старшему поколению и законов общины, что общество Иордании строго порицает. Причем порой община выстраивает свои законы в противоречии с гражданскими нормами и даже религиозными догмами.

Правительственные структуры всеми возможными способами пытаются изжить эти пережитки прошлого, но пока не очень успешно, законы общины, формировавшиеся веками, очень стойки и плохо искоренимы.

В Иордании существует несколько типов семейных отношений, в которых положение женщин может разительно отличаться. Если семья состоятельная и не религиозная до фанатизма, то женщина пользуется всеми свободами, доступными и европейкам, единственно, что измены в Иордании практически невозможны в силу религиозных и общественных убеждений. Это является скорее плюсом, чем минусом в плане сохранения целостности семьи и нерушимости института брака.

Если же семья состоятельная, но при этом отличается большой религиозностью, то женская доля зависит от уровня образования и цивилизованности главы такой семьи, относительная свобода превращается порой в полную забитость и подчиненность прекрасной половины человечества мужу-тирану.

Мужчины из такого типа семейств никогда не берут в жены иностранок, выбирая мать своих будущих детей из круга себе подобных. Средний и низкий достаток семьи порождает потребительское отношение к женщине, возможно из-за того, что женщин в Иордании чуть ли не раза в два меньше, чем мужчин.

Это приводит к тому, что если бедная семья заполучила себе женщину, то она будет всеми силами стараться ее удержать и уберечь от постороннего влияния. В таких семьях женщинам запрещают работать, выходить без паранджи, то есть желание удержать эту собственность, приобретает порой нелицеприятные формы.

Поскольку религиозные взгляды требуют нахождения женщин отдельно от мужчин, в доме, как уже говорилось, две половины чужим мужчинам вход на женскую территорию строго воспрещен, а женщины не появляются на мужской половине, если там присутствует чужак.

Угощает и принимает гостя сам хозяин, но готовкой занимаются, конечно, женщины. Паранджа, кстати, в Иордании не требуется по закону, но на улицах часто можно встретить женщин, одетых с головы до пят.

Однако же в основном иорданки любят красиво и броско одеваться, в основной массе предпочитая платок и длинное платье или даже брюки с длинной же блузкой. Рукава их одежды, конечно, закрывают руки полностью, но есть некоторые модницы, не обращающие внимания на традиции и обычаи предков.

Иногда можно увидеть иорданок, словно сошедших со страниц модных журналов Западного мира. Тем не менее, в цене в восточных семьях покорность женщины, в Иордании она так же традиционно должна во всем слушаться мужа, а так же и старших женщин, что диктуют вышеописанные законы общины.

Что же касается воспитания детей, то здесь, конечно, все возложено на женщину, иорданские дети не избалованы вниманием, но и заботой не обделены. Обычно дети играют в стороне от мам, но время от времени подбегают и прижимаются к ним, получая заряд любви и порцию ласки.

Подпитавшись таким образом положительными эмоциями, они бегут играть дальше. Вот такое незатейливое, но действенное воспитание присутствует в Иордании.

Дети же сами по себе ценятся так же, как и семья в иорданском обществе. Особенно, конечно, мальчики, как продолжатели рода, но родительская любовь половых различий не знает. Развод в Иордании не приветствуется, муж иногда может просто выгнать жену без права видеть детей.

Замужем за иорданца

Когда я впервые отправилась в Иорданию, мне было 24 года. Я поехала работать туда врачом и заключила контракт на один год. Конечно, перед поездкой была масса сомнений, касательно того, «вольюсь» ли я в культуру и смогу ли свободно находиться в обществе мусульман, строго почитающих свои законы? Эти темы не давали мне покоя, поэтому я, как человек опытный, зарегистрировалась на многочисленных мусульманских форумах и стала задавать соответствующие вопросы. Так и началось мое пока еще виртуальное странствование по стране.

Когда пришел момент отправляться, документы и билеты были на руках, я уже меньше думала о том, как буду чувствовать себя за границей, т.к. со многими тонкостями познакомилась через онлайн знакомых, которые несколько лет уже проживали в Иордании.

Иордания - страна легенд и затерянных городов

Прилетев в страну библейских легенд и затерянных городов, а также суровых традиций и неторопливого ритма жизни, я поняла, что большинство того, о чем рассказывали девушки, живущие здесь, правда. С самого начала мне было довольно сложно приспособиться к их образу жизни и речи, ведь арабского я не знала. Но для меня не было секретом, что для общения в бизнес кругах, да и среди молодежи отлично подходил английский. Так и оказалось. Благодаря этому языку я смогла наладить контакт с начальством больницы, в которой работала, и нашла себе подруг. Впрочем, скажу, что французский язык в последнее время используется все чаще, поэтому тем, кто его знает, это тоже может облегчить жизнь. Иногда встречается немецкий язык, по крайней мере, некоторые могут вполне сносно изъясниться на нем.

Амман - столица Иордании

Жизнь в столице и за ее пределами кардинально отличается. Если в Аммане вы можете встретить женщин в современной одежде и даже с непокрытой головой (да, да, и такие встречаются), то отдаляясь от центра, вы заметите, что все женщины носят хиджаб. Столица отличается еще и тем, что здесь всегда присутствуют европейские настроения, здесь живут богатые и успешные, которые чувствуют себя как за каменной стеной своего мусульманского государства. Однако нет ничего сильнее консервативных взглядов, которые так присущи жителям этой страны. Большая часть населения исповедует ислам и только 6% являются приверженцами христианства и протестантизма.

Арабы в Иордании

Арабы в Иордании всегда рады туристам из любой страны. Это можно назвать то ли привычкой, то ли сложившимся образом жизни, но здесь все друг другу улыбаются. А россиян они любят за то, что, по их мнению, мы очень похожи характерами.

Женщины в Иордании

Современной женщиной в Иордании быть просто. Если вы приехали из-за рубежа главное почитать религию, носить одежду, покрывающую руки и ноги, а также вежливо относиться к местным жителям. Если вы собираетесь замуж, ваше дальнейшее поведение должно быть оговорено с мужем. Основным достоинством невесты в современном мире является наличие высшего образования. К слову, ценится не только образование, но и достойная работа, на которую в последнее время стремятся устроиться многие. Сегодня Иордания уже совершенно не похожа на ту, которая была прежде. Пары стараются не спешить с отношениями, стараясь найти хорошую работу, и только после этого создавать семью, в которой через время появятся два-три ребенка.

Мужчина в Иордании сам ходит за продуктами

Интересно, что мальчиков с детства приучают к тому, что он должен носить продукты из магазина. Вот это потрясло меня до глубины души. В Иордании не встретишь женщину, идущую из магазина, с пакетом. Еду покупают мужчины, а женщины покупают себе все остальное. Женщин принято холить и лелеять, поэтому сложившееся впечатление о том, что мусульманки совершенно не имеют право голоса, ошибочно.

Туризм и гостеприимство в Иордании

Иорданцы – люди довольно милые и приветливые, всегда помогут, ответят на вопросы, даже если знания английского языка сведены до минимума. Вот это меня очень удивило. Народ в Иордании очень гостеприимный, благодарный и неторопливый. Порой складывается ощущение, что все хотят угодить, при этом не возникает чувства сверх навязчивости.

Туристы здесь всегда воспринимаются, как те, кто приехал тратить деньги, или как профессионалы, которые помогают развитию страны. Благодаря Советскому Союзу, в котором обучалось огромное количество иорданцев, россиян все еще помнят и любят здесь, как своих. Впрочем, туристов тут не так много, и это, наверное, плюс. В целом мое впечатление об этой стране поменялось тогда, когда я приехала и увидела все собственными глазами, чего и вам желаю!

Является мусульманской страной со своей богатой историей, библейскими легендами и затерянными городами. Многие традиции и особенности национального характера обусловлены религией, хотя эта зависимость не столь сильна, как во многих других исламских государствах.

Жители Иордании – дружелюбные и гостеприимные люди. Так, нормальным считается пригласить в свой дом человека, с которым только что свёл знакомство, или придти на помощь растерявшемуся иностранцу.

Жаркий климат во многом обуславливает неторопливый темп жизни иорданцев и некоторую их забывчивость. О том или ином деле арабу приходится по несколько раз напоминать, а заказ в ресторане зачастую готовится больше часа.

Иордания относится к числу стран с довольно консервативными взглядами. Ярко это выражается в отношении полов. Женщины ограничены в правах, в ряде случаев им запрещено даже сидеть рядом с мужчинами, а в иорданских домах сделаны отдельные комнаты для женщин. Женщины должны ходить в закрытых одеждах и вести себя максимально скромно и сдержанно.

В то же время, отношение мужчин-иорданцев к своим жёнам очень бережное и ревностное, жена – это святое. Так, в мужских разговорах жену затрагивать нельзя, за исключением крайних случаев (например, серьёзных проблем со здоровьем). Иорданцы, как и большинство мусульман, очень ревностно относятся к своим национальным и религиозным чувствам. В разговорах нужно всеми силами стараться не задеть их. Особое время – пост в месяц Рамадан, когда жители отказываются практически от всех мирских радостей.

Удивление европейского туриста может вызвать повышенная эмоциональность жителей страны и привычка выяснять практически все споры на повышенных тонах, с активной жестикуляцией.

Население

Общее число жителей Иордании составляет порядка 5,9 млн. человек. Население страны в основном состоит из арабов (их 95 %). Внутри них выделяют иорданских арабов (35 %) и бывших жителей Палестины (55 %), которых вынудили перебраться в Иорданию и получить в ней гражданство арабо-израильские войны 1948 и 1967 годов.

Кроме них, в стране живёт довольно большое количество чеченцев, армян, сирийцев и выходцев с Кавказа, называемых «черкесами» или «шеркаси». Можно встретить и иорданцев с европейским происхождением.

После начавшейся в 2003 году войны в Ираке в Иорданию переселяются беженцы из этой страны (их зарегистрировано 150-300 тысяч). Велико число и переселенцев из Ливана, а также рабочих, состоящих, в основном, из египетских арабов.

Язык

Официальным языком нации является арабский. В правительственной сфере, в бизнес кругах и среди образованных граждан активно используется английский язык. Также хорошо им владеют торговцы лавочек в популярных туристских центрах, что позволяет им свободно торговаться с европейскими покупателями. Характерно, что английский язык – обязательный предмет в иорданской школе.

Ряд учебных заведений учит и французскому языку. Хотя обязательным он не является, популярность французского растёт, на нём выходят радиопередачи, а в стране формируется довольно большое франкоговорящее общество.

Религия

Практически всё население Иордании можно причислить к мусульманам-суннитам, активно проповедующим ислам. Около 6 % жителей относится к христианам. Внутри этой общности выделяются приверженцы православного, католического христианства, а также различных направлений протестантизма. Христиане в основном арабского происхождения, хотя службы ведутся и на многих европейских языках.

Меньшую часть жителей Иордании составляют религиозные меньшинства различного толка: представители исмаилитов и сторонников веры бахаи.

Правила поведения

Туристам стоит помнить ряд правил поведения, нарушение которых может оскорбить достоинство иорданцев. Например, в стране не принято злоупотреблять спиртным и расхаживать в нетрезвом состоянии за пределами отелей или баров.

Особенно строгие порядки в период, когда мусульмане соблюдают пост. В это время еда, курение или употребление алкоголя в людных местах считается неприличным и оскорбительным. Туристам лучше питаться в ресторане в гостинице или в заведениях близ достопримечательностей. Да и поведение в период поста должно быть гораздо более сдержанным, чем в другое время.

Иорданцы приветствуют друг друга и прощаются при помощи рукопожатия. При встрече положено задавать вопросы о текущих делах (кроме личной жизни). Приветствия довольно длинные, а интерес к здоровью, детям собеседника и т.п. скорее ритуальный, чем искренний.

Туристам стоит быть осторожными с активной жестикуляцией на публике, так как некоторые движения иорданцы могут понять неправильно. Для большинства жестов жители страны используют правую руку, так как левая связана с понятием «нечистоты». Так, подаваемую пищу нужно брать только правой рукой и не меньше, чем тремя пальцами.

Во время трапезы право первым брать пищу предоставляется хозяину дома, он же завершает принятие пищи. Если еда падает на стол, считается нормальным поднять это и съесть. Пищу лучше брать с подноса, находящегося ближе всего. Гостям всегда предлагают выпить кофе, отказывать не положено, это сочтут неуважением. Нельзя дуть на горячую еду.

Довольно много в Иордании правил, касающихся женщин. Одежду лучше выбирать свободную, прикрывающую колени и руки, скромную, чтобы не вызвать лишних волнений у местного населения. Крайне неприлично женщине пытаться сесть на переднее сиденье в машине. Также женщина никогда не прикасается к малознакомому мужчине, даже при приветствии.

Лучше не рисковать и не появляться на общественных пляжах Иордании в полностью обнажённом виде, в любое время дня. Нудистских пляжей здесь нет и быть не может.

Нужно проявлять осторожность и при фотографировании. В кадр не должны попадать объекты стратегического значения, транспортные средства. При съёмке людей нужно сначала спросить у них разрешения на это.

Национальные иорданские праздники

Мусульмане отмечают свои праздники согласно лунному календарю, он на 10-12 дней короче григорианского. Окончание месяца Рамадана и праздник Жертвоприношения сопровождаются практически недельным всеобщим отдыхом, даже отдельные музеи закрываются.

  • 1 января - христианский Новый год;
  • 15 января - День Дерева;
  • 30 января - День рождения короля Абдаллы II;
  • 22 марта - День Лиги арабских государств;
  • 25 марта - День независимости;
  • 1 мая - День труда;
  • 25 мая - День независимости и Армии;
  • 9 июня - день восхождения на трон короля Абдаллы II;
  • 14 ноября - День рождения короля Хусейна;
  • 25 декабря - католическое Рождество.

10.03.2017

Программа «Ла Страда» продолжает рассказывать об особенностях брачных отношений в разных странах. Сегодня речь пойдет об Иорданском Хашимитском Королевстве – стране с прочными мусульманскими традициями.

Система семейного права, а также процесс заключения и расторжения брака здесь во многом зависит от сложившихся религиозных взглядов, которых придерживается большинство населения страны.

В Иордании процесс бракосочетания происходит только в суде. При этом в обязательном порядке подписывается брачный контракт. В документе оговаривается размер «калыма», который в случае развода муж будет обязан выплатить супруге. При заключении брака в Иордании молодоженам также выдается «Книга семьи», куда вносят имена детей и других жен.

Вообще в Иордании принято несколько типов семейных отношений, в рамках которых роль и положение женщины могут значительно отличаться. В семьях, не до фанатизма придерживающихся религиозных традиций, женщины имеют все те же права, что и европейки.

В семье ортодоксальных мусульман женская участь зависит от главы семейства. Зачастую от женщины требуется полное подчинение супругу.

При заключении брака с иностранкой есть одно правило: в том случае, если муж является мусульманином, а жена христианкой, то после смерти супруга она не сможет претендовать на его имущество.

Многоженство

Как и во многих мусульманских странах, в Иордании, согласно исламским традициями и нормам шариата, разрешено многоженство. Однако мужчине запрещено иметь более четырех жен одновременно. Расхожее мнение о том, что муж-мусульманин не имеет право взять в жены вторую, третью или четвертую женщину без согласия супруги, – миф.

Мужчине, желающему перейти в статус многоженца, потребуется представить документы, подтверждающие его финансовую состоятельность и возможность тем самым содержать всех жен.

Для заключения брака с иорданцем иностранке потребуется согласие отца на свадьбу. Причем документ должен быть в установленном порядке легализован, а на территории Иордании переведен на арабский язык. Перевод необходимо нотариально заверить.

Развод по-иордански

Право на развод в Иордании имеет и мужчина, и женщина. Супруга, ставшая инициатором развода, обязана вернуть мужу все подаренные украшения, а также деньги, которые он дарил невесте на свадьбу.

Если инициатором разрыва становится супруг, все подарки жена может оставить у себя. Кроме того, муж должен будет выплатить сумму, указанную в брачном контракте.

По закону страны, дети до 18 лет после развода должны остаться с отцом. С матерью они могут остаться в том случае, если на это даст согласие супруг. По словам сотрудников Посольства Республики Беларусь в Сирийской Арабской Республики, которые уполномочены работать с белорусскими гражданами, пребывающими на территории Иордании, шансы возврата общего ребенка матери в случае разрыва брачных отношений с иорданцем на территории Иордании практически равны нулю. Правило действует даже в той ситуации, если у ребенка оформлен паспорт гражданина Республики Беларусь.

Оформление вида на жительство

Процедура получения вида на жительство в Иордании женщиной, гражданкой Республики Беларусь, вышедшей замуж за иорданского подданного, осуществляется на основании Закона о национальности Иордании № 6 от 1954 г. В соответствии с этим законом иностранка имеет право получить вид на жительство сроком на 5 лет. При этом обязательным требованием является заполнение «Формы для проживания для жен иорданцев» в Министерстве внутренних дел Иордании, предоставление копии паспорта мужа и жены, свидетельство о браке и иных документов по требованию иорданских властей.

Права женщин

На основании вида на жительство, в соответствии с действующим иорданским законодательством, женщина может работать на территории этой страны. Закон о труде этой страны устанавливает нормы равенства полов и соответственно запрещает дискриминацию женщин.

При заключении брака следует помнить, что на территории Иордании белорусская гражданка подпадает под юрисдикцию шариатского суда, который, в большинстве случаев, отстаивает исключительно интересы супруга. В случае смерти супруга женщина, по законам шариата, не может предпринимать самостоятельных действий без согласия брата погибшего/умершего мужа.

Выезд за границу

Выезд гражданки Беларуси за пределы Иордании без согласия супруга-иорданца возможен не всегда. Поскольку брачные вопросы регулируются в основном нормами шариата, мужчина имеет право не выпускать жену за пределы своего дома. Необходимо учитывать, что данный вопрос больше относится к категории внутрисемейных отношений, где может действовать договоренность между супругами.

По словам сотрудников Посольства Республики Беларусь в Сирийской Арабкой Республике, для выезда жены гражданина Иордании необходимо письменное согласие супруга. Исключение составляют случаи, когда женщина покидает страну по белорусскому паспорту и при пограничном контроле не возникает дополнительных вопросов. Основание для въезда и срок пребывания могут послужить указанием на то, что женщина состоит в браке и, следовательно, должна предоставить разрешение на выезд от иорданского супруга.

Возможность установления запрета на выезд супруги-иностранки из Иордании, как и в большинстве арабских мусульманских стран, является нормой.

Что касается детей, то ребенок, если его отцом является гражданин Иордании, не может перемещаться за пределы страны без его согласия. Даже если ребенок имеет паспорт гражданина Республики Беларусь.

Обращаем ваше внимание, что ребенок, рожденный в браке с гражданином Иордании, помимо иорданского гражданства, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, приобретает белорусское гражданство, если один из его родителей – гражданин Республики Беларусь (Закон «О гражданстве Республики Беларусь» № 136-3 от 01.08.2002).

Сотрудники Посольства Республики Беларусь в Сирии хотят предостеречь белорусских женщин от поспешных браков с гражданами Иордании. Ведь после рождения детей могут возникнуть многочисленные проблемы с возвращением на родину. Поэтому очень важно перед заключением брака детально изучить законодательство Иордании, посетить эту страну, узнать об обычаях и традициях того племени, уроженцем которого является иорданский гражданин, познакомиться с его родственниками. Только после этого стоит вливаться в чужую среду и принимать традиционный уклад жизни Иордании.

Программа «Ла Страда»

Возникли вопросы - обращайтесь за бесплатной индивидуальной консультацией в Программу «Ла Страда» – .

Вы также можете позвонить на инфолинию по безопасному выезду и пребыванию за границей 113 (бесплатно со стационарных телефонов на территории Беларуси). Инфолиния администрируется международным общественным объединением «Гендерные перспективы» и общественным объединением «Клуб деловых женщин».

Для звонков с мобильного телефона - короткий номер 7113 (оплачивается по тарифам мобильного оператора).

Анонимность и конфиденциальность гарантируется.




Top