Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц" (8 класс). Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц

Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Имена Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Есенина и других не менее талантливых людей известны всему миру. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.

Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта, и многое другое. Обратимся к анализу одного из стихотворений-размышлений. Поэта всегда волновал вопрос, что же главнее в человеке: его внешность, обложка, или его душа, внутренний мир. Заболоцкий выбирает второе. Вспомним стихотворение Некрасивая девчонка. Поэта волнует не то, как она выглядит (лягушонок, дурнушка), а то, каков внутренний мир этого ребенка, ее открытость, чистота, непосредственность, умение сопереживать. Этой же теме посвящено стихотворение О красоте человеческих лиц, написанное в 1955 году. Уже в названии звучит слово красота. Какую же красоту ценит поэт в людях.

Обратимся к стихотворению. Мы можем выделить в нем две части. Первая часть размышление лирического героя о красоте человеческих лиц:

Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом.

В этих строках поэт использует необычные метафоры и сравнения. Портал это главный вход большого здания, его фасад. Обратим внимание на эпитет пышный – нарядный, красивый. Я понимаю смысл этого сравнения так: не всегда по внешнему виду можно судить о человеке. Ведь за красивым лицом, модной одеждой может скрываться духовное убожество. Не случайно поэт использует антонимы: великое чудится в малом. Далее звучит сравнение, противопоставленное первому:

Есть лица подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг.

Сычуг это один из отделов желудка жвачных животных. Эпитет создает неприятную картину, подчеркивает бедность, убожество: лачуга жалкая. Но здесь мы видим нищету не только внешнюю, но и внутреннюю, духовную пустоту. Одинаковое построение предложений в этом четверостишии (синтаксический параллелизм) и анафора используются для того, чтобы усилить, выделить антитезу. В следующем четверостишии продолжаются философские размышления автора. Местоимения иной – другой символичны, подчеркивают однообразие. Обратим внимание на эпитеты холодные, мертвые лица и метафору-сравнение закрыты решетками, словно темницы. Такие люди, по мнению автора, замкнуты в себе, никогда не делятся с окружающими своими проблемами.

Другие как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно.

Брошенный замок опустел. Такое сравнение подчеркивает утрату человеком мечты, надежды. Он не пытается что-то изменить в своей жизни, не стремится к лучшему. Вторая часть противопоставлена первой в эмоциональном плане. Союз но подчеркивает антитезу.

у. Яркие эпитеты весенний день, ликующие песни, сияющие ноты меняют настроение стихотворения, оно становится солнечным, радостным. Несмотря на то, что малая хижина неказиста, небогата, она излучает свет. Восклицательное предложение подчеркивает такое настроение:

Поистине мир и велик и чудесен! Для поэта главное духовная красота человека, его внутренний мир, то, чем он живет: Есть лица подобья ликующих песен Из этих, как солнце, сияющих нот Составлена песня небесных высот.

В этих строках выражена идея стихотворения. Именно такие люди, простые, открытые, жизнерадостные привлекают поэта, с ними легко и приятно общаться. Вот так я понимаю смысл стихотворения Заболоцкого. Трехсложный размер, амфибрахий, придает особую мелодику, напевность стихам. Необычно то, что здесь нет деления на строфы: стихотворение представляет собой одну строфу из четырех четверостиший. Заболоцкий не делит стихотворение на строфы и части, так как его объединяет общая мысль, идея. Мне нравится это стихотворение, потому что оно мелодично, напевно, наполнено красивыми образами. Чтобы понять его, необходимо внимательно прочитать эти строки. И я думаю, что творчество такого замечательного поэта не будет забыто потомками.

«О красоте человеческих лиц» Николай Заболоцкий

Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица — подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие — как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица — подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

Анализ стихотворения Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»

Поэт Николай Заболоцкий очень тонко чувствовал людей и умел охарактеризовать их по нескольким чертам или же случайно оброненным фразам. Однако автор считал, что больше всего о человеке может рассказать его лицо, управлять которым очень сложно. Действительно, уголки губ, морщины на лбу или же ямочки на щеках указывают на то, какие эмоции испытывают люди еще до того, как прямо скажут об этом. С годами эти эмоции откладывают на лицах свой неизгладимый отпечаток, «читать» который не менее забавно и интересно, чем увлекательную книгу.

Именно о таком «чтении» рассказывает в своем стихотворении «О красоте человеческих лиц» автор. Это произведение было написано в 1955 году – на заре жизни поэта. Опыт и природная интуиция позволили ему к этому моменту безошибочно определять внутреннее «содержание» любого собеседника всего лишь по движению бровей. В этом стихотворении поэт дает классификацию различным людям, и она оказывается удивительно меткой. Действительно, даже сегодня без труда можно встретить лица, «подобные пышным порталам», которые принадлежат людям, не представляющим из себя ничего особенного, но при этом пытающимся выглядеть весомее и значимее. Другая разновидность подобных индивидуумов, по мнению автора, вместо лиц имеет «подобия жалких лачуг», В отличие от напыщенных особ такие люди осознают свою никчемность и не пытаются ее маскировать под умными взглядами и скептически скривленными губами. Лица-башни и лица-темницы принадлежат тем, кто практически полностью закрыт для общения по различным причинам. Отчужденность, высокомерие, личная трагедия, самодостаточность – все эти качества также отражаются в мимике и движении глаз, не оставаясь незамеченными со стороны поэта. Самому же автору импонируют лица, которые напоминают маленькие хижины, где из окон «струилось дыханье весеннего дня». Такие лица, как утверждает Заболоцкий, подобны «ликующей песне», потому что наполнены радостью, открыты для каждого и настолько доброжелательны, что в них хочется вглядываться снова и снова. «Из этих, как солнце, сияющих нот составлена песня небесных высот», — отмечает автор, подчеркивая, что внутренняя, душевная красота каждого человека всегда непременно отражается на лице и является определенным барометром благополучия всего общества. Правда, далеко не все умеют «читать» мимику и получать удовольствие от познания людей через их лица.

Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, истолкование, оценка)

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано в 1955 году. В этот период лирика Заболоц-кого наполняется философским осмыслением бытия, в своих стихах он размышляет о вечных человеческих ценностях — добре и зле, любви и красоте. Стихи по-эта со всей определенностью можно назвать поэзией мысли — напряженной, даже несколько рационали-стической.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» противопоставлены друг другу две части. В первой поэт рассуждает о типах человеческих лиц, черты ко-торых могут раскрыть характер их обладателя. Так, «лица, подобные пышным порталам» рассказывают о людях, озабоченных собственным величием, за внеш-ней яркостью скрывающих собственную незначи-тельность. Другие, напротив, «подобия жалких ла-чуг». Люди с такими лицами вызывают жалость, по-давленные бедностью, жизненными лишениями и унижением, они не смогли сохранить чувство собст-венного достоинства. Неприятие у лирического героя вызывают «холодные, мертвые лица», чьи обладате-ли скрывают свою душу от мира за «решетками», и кто знает, какие мысли и чувства могут родиться в «темницах» такого человека.

Другие — как башни, в которых давно Никто не живет и не смотрит в окно. Не дом, не жилище, а именно башни — пустые гул-кие башни. Ассоциации, вызванные этими строками, навевают жуть, создавая образ мрачного, бездушного человека, несущего скрытую угрозу.

Все лица, описанные в первой части стихотворе-ния, сравниваются поэтом с архитектурными соору-жениями: пышные порталы, маскирующие бедность духовного мира их обладателей, решетки темниц, скрывающие озлобленность, опустевшие башни, не оставляющие никакой надежды на человечность. Но и «подобия жалких лачуг» лишены человеческой красоты, люди, потерявшие самоуважение, гордость, не могут быть красивы в своих жалких стремлениях, лишенных даже намека на духовность.

Истинная красота человека, по мнению поэта, лишь в «движении души», постоянном стремлении к саморазвитию, богатстве чувств и мыслей, искренно-сти во всех человеческих проявлениях. Что и раскры-вается во второй части стихотворения, во всем проти-вопоставленной первой. «Малая хижинка», которая «неказиста» и «небогата», вроде бы близка по внеш-нему описанию «жалким лачугам», но если в лачугах «варится печень и мокнет сычуг», то из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Здесь подразуме-вается вечная духовная молодость человека, лицо ко-торого подобно «хижинке», чистота его помыслов, те-пло души.

Отсутствие внешней помпезности, пустой напы-щенности подчеркивается уменьшительно-ласка-тельными словами: «хижинка», «окошко».

Кульминация стихотворения в последней строфе, начинающейся восклицанием о том, как «мир и ве-лик и чудесен!». И в этом утверждении не только вос-хищение необозримой красотой окружающего мира, но и сравнение ее с красотой мира духовного, прису-щей одухотворенным людям, чьи «лица — подобья ликующих песен» — самые красивые для лирическо-го героя стихотворения лица. Именно из таких людей «составлена песня небесных высот», то есть, жизнен-ная гармония.

Если первая часть стихотворения, в которой звучат такие слова, как портал, лачуги, башни, темницы соз-дает несколько гнетущую атмосферу, то вторая, на-полненная солнцем, сияющими нотами, небесными высотами вызывает радостные чувства и создает ощу-щение простора, истинной красоты.

Продолжая традиции русской литературы, Забо-лоцкий рассматривал в своих произведениях пробле-му красоты внешней, часто скрывающей духовную бедность, и внутренней — красоты души человече-ской, которая может прятаться за непримечательной внешностью, но проявляться в каждой черте, каждом движении лица человеческого. В стихотворении вполне ясно видна авторская позиция человека, более всего почитающего красоту и богатство внутреннего мира людей.

Классик русской литературы сравнивал глаза человека с зеркалом, в котором отражается душа. Само по себе это несложное оптическое устройство красивым не бывает, речь идти может лишь о его качестве (ровности поверхности и материале внутреннего покрытия). В крайнем случае, говорить можно о раме - она, как правило, соответствует стилю убранства помещения. Красота появляется, когда в зеркало кто-то заглядывает. Или не появляется. Интересно поговорить о красоте человеческих лиц. Анализ жизненного пути, пройденного человеком, позволяет по трудноуловимым признакам судить о его уме, честности, выпавших на его долю испытаниях и даже о том, насколько достойно он их преодолел. Поэт Н. А. Заболоцкий проводит собственные метафорические аналогии, сравнивая лица со зданиями и угадывая по ним жильцов-обитателей.

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей - все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой - полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Поэтическая физиогномистика

Нет, не так прост Заболоцкий. Сравнивая лица то с величественными порталами, то с высокими башнями, он не забывает и о лачугах, причем жалких, воспринимая их весьма критически. Кому понравится некрасивый и неопрятный дом? Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» вызывает воспоминание об известном афоризме другого классика, утверждавшего, что все должно быть прекрасным в человеке, в том числе и лицо, не говоря уже о мыслях. Именно думы человеческие расцвечивают это серебристое покрытие, либо насыщая его или теплом и светом, либо же погружая во мрак душевное зазеркалье. Хороший психолог становится и физиономистом, ему достаточно взглянуть на лицо, и он сразу понимает, кто перед ним - хитрец, лгун или честный малый. Так же легко он отличит умницу от глупца. Наверно, примерно так рассуждал Заболоцкий о красоте человеческих лиц. Анализ этого стихотворения приводит к выводу о том, что поэт был хорошим физиономистом.

Возраст

Если верить меткой французской поговорке, в молодости человек носит физиономию, полученную от Бога, в зрелости ту, что ему удалось себе «сделать», а в старости довольствуется той, что заслужил. Исходные внешние данные от личности не зависят, он может быть красивым или не очень, высоким или небольшого роста, но собственную судьбу и отношения с другими людьми создавать можно и нужно. Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» наводит на мысль о том, что написано оно человеком немолодым. Почему? Да потому, что в юные годы все падки на внешность, так уж устроена природа, в том числе и сексуальная. Только в зрелости человек чаще всего понимает, что есть качества важнее смазливости. К тому же по лицу, лишенному морщинок, читать труднее. А еще ведь есть люди, скрывающие свои мысли строже, чем какие-то сокровищницы. В отличие от истинных духовных «алмазных фондов», такие меры предосторожности предпринимаются для того, чтобы никто не узнал страшной тайны. В башнях с узкими бойницам и темницах с решетками обычно прячется пустота. Таковы метафоры, примененные поэтом в стихотворении «О красоте человеческих лиц». Анализ вполне соответствует грустным реалиям. Заболоцкий написал это стихотворение за три года до своей смерти. Было ему, правда, всего 52 года, но нелегкая жизнь обычно способствует приобретению богатого жизненного опыта.

Чьи окошки радовали Николая Алексеевича?

Сравнивая чье-то лицо с «малой хижинкой», поэт упоминает об окошках, из которых струится весеннее тепло. Жилище это определяется как неказистое и небогатое. Если бы тот (или та) узнал бы себя в таком портрете, то возможно, это вызвало бы даже определенную обиду. Кому хочется признавать себя неказистым? Анализ стиха Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» позволяет сделать предположение, что несмотря на ссылку на личный опыт («знал я когда-то»), обладатель столь прекрасных и теплых «окошек»-глаз останется для читателя неизвестным.

Восторженные финальные строки

В конце стихотворения Н. А. Заболоцкий полностью уходит от архитектурных аналогий. Его больше не интересуют ни башни, ни казематы, ни величественные дворцы - в них нет истинной красоты, как и в жалких неряшливых лачугах, чьи хозяева не заботятся о порядке и уюте. Он хочет просто высказать свое мнение о красоте человеческих лиц. Анализ финала однозначно указывает на приподнято-оптимистическое настроение автора в момент написания им этих строк. Его влекут небесные высоты, сияющие ноты, солнце и ликующие песни. Именно с такими возвышенно-художественными образами поэту хочется сравнивать самые прекрасные лица. Именно таких людей ему хочется видеть вокруг.

«О красоте человеческих лиц»


В стихотворении «О красоте человеческих лиц» II.Л. Заболоцкий выступает мастером психологического портрета. Разные человеческие лица, описанные им в этом произведении, соответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий находит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высокий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием контраста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпитетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солнце», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, закрытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настроение поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.


Top