Детский писатель пантелеев. Рассказы и сказки Леонида Пантелеева

ПАНТЕЛЕЕВ, ЛЕОНИД (наст. имя и фамилия Еремеев Алексей Иванович) (1908–1988), русский писатель. Родился 9 (22) августа 1908 в Петербурге. Отец, казачий офицер, участвуя в русско-японской войне, отличился, получил орден Св. Владимира и потомственное дворянство; мать из петербургской купеческой семьи. В 1916 поступил во 2-е Петроградское реальное училище (не окончил, как и многие другие учебные заведения – от приготовительного училища до курсов киноактера). В 1918 отец пропал без вести, мать увезла детей от голода в Ярославскую губернию. В 1921 мальчик вернулся в Петроград – к мелкой торговле, авантюрам с рулеткой и нищете, позднее описанных им в автобиографической повести Ленька Пантелеев (1939; новый вариант, 1952). В том же году комиссией по делам несовершеннолетних был направлен в школу им. Ф.М.Достоевского (Шкид), где получил прозвище «Ленька Пантелеев», по имени известного питерского «урки», и встретил своего будущего соавтора и друга Григория Георгиевича Белых (1906–1938). После двухлетнего пребывания в Шкиде друзья совершили неудачную поездку в Харьков, не добившись желаемого успеха в новом деле – кинематографе; затем бродяжничали, с зимы 1924 понемногу печатались в журналах «Бегемот», «Смена» и «Кинонеделя».

Пантелеев пробовал сочинять с 8–9-летнего возраста (стихи, пьеса, приключенческие рассказы, трактат о любви). С 1925 несколько лет жил в семье Белых, где бывали «шкидовцы» и просто друзья – С.Я.Маршак, Е.Л.Шварц, В.В.Лебедев, Н.М.Олейников (редакторы детских журналов «Чиж» и «Еж»), там и создавалась документальная (в духе «литературы факта») повесть Республика Шкид (1927), принесшая ошеломляющий успех, широкие литературные знакомства и восторженную поддержку А.М.Горького. Не выстраивая сложной сюжетной линии, авторы правдиво описали все наиболее яркие и примечательные события своего школьного отрочества, где было много смешного, нелепого, драматичного, а порою и трагического. Впервые в отечественной литературе была открыта не только актуальная тема беспризорничества (которую потом продолжат Правонарушители Л.Н.Сейфуллиной, Ташкент – город хлебный А.Неверова, На графских развалинах А.П.Гайдара), но и в более широком плане тема «аномального» детства, со всеми вытекающими из нее проблемами обучения и социальной адаптации ребят, прошедших уличную школу воровства, мошенничества и аутсайдерства.

Рассказ о столкновении и взаимовоспитании (взаимокоррекции) беспризорнической стихии («бузы») и «халдеев» (педагогов и воспитателей) вызвал и упреки в недостаточном уважении к учителям и всему лагерю социального «порядка»: негативным был отзыв Н.К.Крупской, а после выхода в 1933–1936 Педагогической поэмы – и А.С.Макаренко, увидевшего в книге «картину педагогической неудачи», относя к таковой и деятельность директора школы, выдающегося педагога В.Н.Сороки-Росинского, «Викниксора»). Однако динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М.Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупало искренним оптимизмом, питаемым не примерами быстрого превращения «плохих» детей в «хороших», но постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Белых. Выход книги в 1960 вызвал новую волну интереса к ней; в 1966 на ее основе был создан одноименный фильм (реж. Г.И.Полока).

К теме беспризорничества Пантелеев вернулся в рассказах Карпушкин фокус , Портрет и повести Часы (все 1928), где создал колоритную фигуру маленького «джентльмена удачи» – Петьки Валета. Совместный с Белых сб. рассказов Американская каша (1932) и кн. очерков Последние халдеи (1939) в целом завершают тему «республики Шкид». Белых, хорошо знакомый с предреволюционным бытом питерских рабочих, публикует повести Дом веселых нищих (1930) и Холщевые передники (1932), а Пантелеев обращается ко второй значимой теме своего творчества – рассказам о подвиге (Пакет , 1933, ставший одним из лучших советских произведений о Гражданской войне; Ночка , 1939; Долорес , 1942, опубл. в 1948; Гвардии рядовой , На ялике , оба 1943; Главный инженер , 1944; Платочек , Индиан Чубатый, оба 1952, и др., многие из которых навеяны событиями Великой Отечественной войны), которые так же, как и предшествующие сочинения, адресованы не только взрослой, но и детской аудитории. Эмоциональный и простой, живописный и безыскусный язык Пантелеева, занимательный, несложный и энергично развивающийся сюжет, способность писателя глубоко проникать в детскую и подростковую психологию, с пониманием передавая накал переживаний ребенка в несущественных для «больших», но серьезных для него перипетиях его «маленькой» жизни, тонкое и бесстрашное умение смешивать «героическое» с «наивным», проницательно угадывая общее в бесхитростном и открытом взгляде на мир, добрый юмор, пластично разрешающий парадоксальные ситуации, – все это способствовало долговременному успеху многих произведений Пантелеева, ставших классикой отечественной детской литературы (среди лучших – рассказ Честное слово , 1941, ставший хрестоматийным; Новенькая , 1943; цикл Белочка и Тамарочка , 1940–1947, Буква «ты », 1945).

Своеобразная хроника процесса совместного с ребенком познания себя и мира – в книге для родителей Наша Маша (1966), основанной на дневнике, который писатель вел много лет, наблюдая за дочерью. Автор книг блокадных записей В осажденном городе (1964) и Живые памятники (1965), воспоминаний о Горьком, К.И.Чуковском, Маршаке, Шварце и др. В кн. Повесть «Ленька Пантелеев » и моя подлинная биография (опубл. в 1994) писатель прояснял роль автобиографического элемента в названном произванном произведении. Некоторые повести и рассказы Пантелеева экранизированы (кроме названных – Часы , Честное слово , Большая стирка , Пакет ).

В ряду советских писателей, не входивших в так называемую «обойму» особо отмеченных и обласканных властью, было немало людей, наделённых как несомненным литературным талантом, так и собственным, ни на кого не похожим творческим почерком. К их числу принадлежит прозаик, публицист, поэт, драматург Леонид Пантелеев. Широкому кругу читателей он известен, главным образом, как один из авторов прогремевшей в своё время на всю страну повести «Республика Шкид». Сегодня исполняется 100 лет со дня его рождения.

Леониду Пантелееву довелось жить в нелёгкое время. Можно сказать, что ему повезло: его не затронули сталинские репрессии, он не фигурировал ни в каких постановлениях, его не исключали из писательских организаций. После периода полного забвения вновь начали печатать. Но это был уже иной Леонид Пантелеев. Трудно отделаться от впечатления, что он сознательно избрал нишу писателя «второго эшелона», сознательно сосредоточился на создании камерных в определённом смысле произведений. Они были хорошо написаны, тепло встречались читателями, но в то же время находились в стороне от острых вопросов современной жизни. Писатель как бы сдерживал себя, своё дарование.

Алексей Иванович Еремеев (таковы имя, отчество, фамилия Леонида Пантелеева, полученные им при рождении) родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны. За боевой подвиг отец будущего писателя был награждён орденом святого Владимира с мечами и бантом, что давало право на потомственное дворянство. Мать Алексея Ивановича, Александра Васильевна Спехина, по окончании гимназии училась на музыкальных курсах, много читала, вела дневники, с успехом выступала на любительской театральной сцене.

В 1916 году Алешу отдали во 2-е Петроградское реальное училище. Закончить его не удалось - грянула революция. Стоит отметить, что и в дальнейшем, в какое бы учебное заведение Леонид Пантелеев ни поступал, он его не заканчивал, бросал. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его деятельная натура постоянно требовала чего-то иного. Лишь одному он никогда не изменял - литературному творчеству.

Вскоре после революции семья Леонида Пантелеева теряет отца, который пропал без вести. Мать увозит детей из Петрограда в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго там мальчик не выдерживает. В 1921 году он возвращается в Петроград. До этого, не взирая на малый возраст, Леонид поскитался по России, перепробовал множество профессий: пастуха, ученика сапожника, помощника киномеханика, ученика повара, торговал цветами и газетами, работал на лимонадном заводе... Довелось ему побывать и в колониях, и в детских домах для "трудных" или, как тогда говорили, "социально запущенных" ребят. Все эти события нашли отражение в его повести «Ленька Пантелеев».

В Петрограде Леонид попадает в школу социально-индивидуального воспитания имени Федора Михайловича Достоевского, где знакомится с Григорием Белых, своим будущим другом и соавтором по повести «Республика Шкид», а также ряда очерков, посвященных теме воспитания трудных подростков, под общим названием «Последние халдеи».

В школе для беспризорных друзья долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров. Затем, оставив эту затею, движутся дальше, «ради романтики странствий». Некоторое время они занимаются самым настоящим бродяжничеством. Наконец в 1925 году друзья возвращаются в город на Неве, который стал к тому времени Ленинградом. Леонид Пантелеев поселяется у Григория Белых. Именно в это время они начинают писать «Республику Шкид». Юноши общаются с другими литераторами, в том числе с такими признанными в будущем мастерами литературы, как Самуил Маршак и Евгений Шварц. Книга была встречена «на ура» читателями и немалой частью критиков. Но не всеми. Негативно отозвалась о книге Надежда Константиновна Крупская, которой после смерти Ленина была отведена роль главного теоретика советской педагогики. Признанный авторитет в области перевоспитания социально трудных детей, знаменитый автор «Педагогической поэмы» Антон Семенович Макаренко увидел в "Республике Шкид" воспевание «истории педагогической неудачи». Помогло то, что книга понравилась Максиму Горькому. Он неоднократно положительно упоминает повесть в своих статьях и письмах, отзываясь о ней как о книге «преоригинальной, веселой, жуткой». До 1936 года "Республика Шкид" десять раз переиздавалась только на русском языке, была переведена на многие языки народов СССР, издана за рубежом. Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя».

Однако безоблачный период продолжался недолго. Григория Белых в 1938 году репрессировали. Леонида Пантелеева оставили на свободе. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель пережил блокаду, чудом избежав смерти. Все это время он писал рассказы, заметки, воспоминания, которые впоследствии были опубликованы. Вернулся в литературу он лишь после смерти Сталина. Немалую роль в этом его возвращении сыграли усилия Корнея Чуковского и Самуила Маршака.

Книга «Республика Шкид» вновь увидела свет лишь в 1960 году. И вновь имела большой успех. Как и поставленный по ней одноименный фильм режиссёра Г. Полоки (1966 год).

Ещё в 1930-е годы Леонид Пантелеев делает одной из главных тем своего творчества тему подвига. Его рассказы и повести обращены в равной мере как к взрослому читателю, так и к детям. Несомненной удачей стал "Пакет" - его первое крупное произведение на эту тему.

Особое место в его творчестве занимают рассказы о детстве. Для них характерно глубокое проникновение в детскую психологию, умение строить внешне незамысловатый, но очень созвучный детям сюжет, простой язык. Не одно поколение выросло на «детских» стихах и рассказах Леонида Пантелеев: «Честное слово», «Новенькая», «Буква "ты"». В 1966 году Леонид Пантелеев выпустил книгу «Наша Маша». По сути это подробные записи писателя о своей дочери, которые он вёл в течение многих лет. Книга становится своеобразным руководством для родителей, некоторые критики даже поставили ее в один ряд с книгой Корнея Чуковского «От двух до пяти».

Уже посмертно, в 1991 году, выходит еще одна книга Л. Пантелеева под названием «Верую…». Фактически он писал её на протяжении почти всей жизни. В ней писатель предстаёт в новом, неожиданном для почитателей его творчества облике. Это книга о глубоких, непростых взаимоотношениях писателя с религией, церковью.

В целом большинство книг Леонида Пантелеева носит автобиографический характер. Некоторые исследователи его творчества утверждают, что собрание сочинений писателя - это что-то вроде одного большого автобиографического романа.

Леонид Пантелеев 9 июля 1989 года. В последней своей работе, которая писалась «в стол», он так подводит итоги своей жизни: «И все-таки я не могу не считать себя человеком счастливым. Да, жизнь моя пришлась на годы самого дикого, самого злого, жестокого и разнузданного безбожия, всю жизнь меня окружали неверующие люди, атеисты, в юности было несколько лет, когда я на себе испытал чёрный холод безверия, а между тем я считаю, что мне всю жизнь самым чудесным образом везло: я знал очень многих людей духовно глубоких, верующих, ведающих или хотя бы ищущих Бога. Я не искал этих людей, ни они меня не искали, а просто так получалось, будто сам Господь посылал нас друг другу навстречу…»

Ольга Варламова

"Я тебе засажу, всю аллею цветами,
А у меня не стоит... роза в белом стакане..."

Любимая блатная песня Леньки Пантелеева

Е го настоящая фамилия была Пантелкин. Это был самый крутой питерский бандит середины 20 -х годов.
В многолетней истории преступного мира Петербурга - Петрограда - Ленинграда - С-Петербурга нет более знаменитого персонажа, чем Ленька Пантелеев. Можно смело утверждать, что бандит Ленька стал своего рода питерской легендой. Он был настолько неуловимым и фартовым, что ему даже приписывали мистику.

Родился Ленька в 1902 году в городе Тихвине, ныне Ленинградская область. Закончил начальную школу и профессиональные курсы, на которых получил престижную по тем временам профессию печатника - наборщика, затем работал в типографии газеты "Копейка".

В 1919 году Пантелеев, еще не достигший призывного возраста, добровольно вступает в ряды Красной армии и отправляется на Нарвский фронт. Достоверно известно, что он принимал непосредственное участие в боях с армией Юденича и белоэстонцами , дослужился до должности командира пулеметного взвода.

Чем занимался Пантелеев после демобилизации, точно известно не было. И лишь совсем недавно грянула сенсация! Он служил в органах ВЧК! В архивах ФСБ было найдено личное дело №119135 на Пантелкина Леонида Ивановича.
Понятно из каких соображений эти факты были засекречены. Чекист, ставший бандитом, - идеальная почва для разнообразных спекуляций. Тем более до сих пор неясна причина увольнения Пантелеева из органов ВЧК.


Леонид Пантелеев - действующий сотрудник ВЧК (стоит четвертый справа).

Тем не менее, в начале 1922 года Пантелеев оказался в Петрограде, сколотил небольшую банду и принялся за грабежи. Состав банды был пестрым. В нее входили сослуживец Пантелеева по Псковской ВЧК Варшулевич, Гавриков, бывший во время гражданской войны комиссаром батальона и членом РКП(б), а также профессиональные уголовники типа Александра Рейнтопа (кличка Сашка-пан) и Михаила Лисенкова (кличка Мишка-Корявый).

В 20-е годы в Петрограде не было человека, который не слышал бы о Леньке Пантелееве по кличке Фартовый. О банде Пантелеева говорил весь Петроград. Совершая налеты, Ленька сначала стрелял в воздух, а затем обязательно называл свое имя. Это был психологический ход - бандиты создавали себе авторитет, а заодно подавляли волю своих жертв, их способность к сопротивлению. Причем, на "гоп-стоп" налетчики брали только богатых нэпманов, не трогая обычных обывателей. Более того, некоторым симпатичным оборванцам и беспризорникам Пантелеев лично выделял небольшие суммы денег.

Чекисты тогда еще не блистали профессионализмом, поэтому Ленька наглел с каждым успешным делом все больше..

Поначалу Пантелеев поддерживал некий романтический ореол вокруг своей особы, даже обходился без убийств, хорошо одевался и был подчеркнуто вежлив с дамами. О нем рассказывали как о "благородном разбойнике", грабившем только богатых, но потом Фартовый озверел, и его банда стала не только грабить, но и убивать.

Банда действовала с юмором, дерзостью и изобретательностью. В одном из ограблений, Пантелеев приобрел на барахолке кожаную куртку, фуражку и выдал себя на сотрудника ГПУ. По поддельным ордерам банда произвела обыск и реквизицию ценностей у нэпманов Аникеева и Ищенса.
В следующий раз, при ограблении квартиры доктора Левина, налетчики были одеты в форму балтийских матросов.

После каждого налета Ленька Пантелеев имел обыкновение оставлять в прихожей ограбленной квартиры свою визитную карточку, изящно отпечатанную на меловом картоне, с лаконичной надписью: "Леонид Пантелеев - свободный художник-грабитель". На обороте визитки он нередко давал разные напутствия чекистам, к примеру на одной он написал: "
Работникам уголовного розыска с дружеским приветом. Леонид ".

После особенно удачных налетов Леньке нравилось переводить по почте небольшие суммы денег в университет, Технологический институт и другие вузы. "Прилагая сто червонцев, прошу распределить оные среди наиболее нуждающихся студентов. С почтением к наукам, Леонид Пантелеев ".
Согласно одной из легенд у него было несколько двойников. Когда ГПУ арестовало одного из них, он устроил налет на отделение и перебив всех, освободил двойника.

Во время одного из налетов на магазин "Кожтреста" он попал в засаду и был арестован. Его оглушили и поэтому взяли живым.

Невский проспект, дом 20. Именно здесь в сентябре 1922 года находился магазин "Кожтреста", в котором милиция задержала Пантелеева. Нижнее угловое помещение на первом этаже справа. (ныне Дом военной книги).

Под усиленной охраной налетчиков доставили в 1-й исправдом - ныне следственный изолятор Кресты.
ГПУ боялось нападения даже на Кресты! Были усилены караулы, часовые на вышках были вооружены ручными пулеметами системы "Кольт" или "Льюис".

Оказавшись на скамье подсудимых, Пантелеев вел себя уверенно и даже нагло. Он читал наизусть стихи Сергея Есенина и даже умудрился закрутить "платонический" роман с невестой своего адвоката, которая регулярно посещала процесс. В общем, произвел самое благоприятное впечатление на публику.

На вопросы прокурора Ленька отвечал дерзко и, в конце концов, заявил: "Граждане судьи, к чему весь этот балаган? Все равно я скоро сбегу".

И действительно, в ночь с 10 на 11 ноября Леонид Пантелеев с тремя подельниками совершил побег из строгоохраняемой тюрьмы Кресты. Сбежать помог сотрудник органов ВЧК. Он указал арестованным слабое место на внешней стене, которое было недалеко от бани, примыкающей к улице Комсомола. Там к стене в штабель были свалены дрова. Приближалась зима, а тюрьма тогда еще отапливалась по старинке - печками. По штабелю можно было легко забраться на стену.

По некоторым данным, Пантелеев вообще планировал поднять 7 ноября вооруженное восстание в «Крестах». Он предполагал вскрыть несгораемый шкаф канцелярии Исправдома, захватить несколько винтовок, ручной пулемет, перебить охрану и устроить массовый побег. Но уголовники отказались ввязываться «в политику». Тогда разочарованный Пантелеев отыграл назад и решил бежать только со своей бандой.

Оборотень выпустил Леньку и подельников из камер, а затем обесточил корпус. Арестанты задушили охранника, Ленька переоделся в форменную шинель убитого надзирателя, надел фуражку, сунул в кобуру наган, и стал изображать из себя конвоира. Всей группе удалось спокойно выбраться из корпуса, бегом преодолеть узкий тюремный двор, а забраться на штабель с дровами и спуститься на волю по заготовленным веревкам было уже делом техники.

В ближайшем переулке беглецов ожидала машина. Охрана на вышке ничего не заметила, шел сильный дождь со снегом, а прожектор (случайным образом) светил в другую сторону.
Михаил Лисенков и Александр Рейнтоп (справа) - члены банды, сбежавшие из тюрьмы вместе с Пантелеевым.


За всю, более чем столетнюю историю тюрьмы, только банде Пантелеева удалось совершить удачный групповой побег из "Крестов". Начальника тюрьмы и его зама после побега отстранили от должности, а в 1937 году расстреляли за проявленную халатность.

В известном телесериале "Рожденная революцией" утверждается, что Пантелеев был застрелен в зале ресторана "Донон". Но это творческий вымысел режиссера и сценариста. На самом деле события разворачивались иначе и криминальный путь Леньки значительно более долгий.

Свой побег из Крестов, Пантелеев действительно отмечал в ресторане "Донон" на набережной Фонтанки.

Там он поссорился с нэпманами. Метродотель незаметно вызывал ГПУ. В завязавшейся с чекистами перестрелке несколько членов банды были убиты, но Ленька, раненый в руку,все равно смог уйти. И это не смотря на то, что по следу шли с собаками и была привлечена конная милиция.

После ранения Ленька стал осторожнее. Он опасался предательства и сколотил новую банду, еще крепче старой. У него было более тридцати новых надежных убежищ в разных районах города. И милиция потеряла след. А банда совершала новые дерзкие преступления. Только за последний месяц его свободы, банда совершила 10 убийств, 15 налетов, 20 уличных грабежей. Но это приблизительные цифры, точной статистики не знает никто.

Кровавым оказался налет и на квартиру инженера Романченко. Ворвавшись в переднюю, бандиты ножами прикончили хозяина и его жену, выстрелом в упор застрелили бросившуюся на них собаку и вынесли все ценное.

Однажды Пантелеев почувствовал за собой слежку. Молодой матрос шел за ним два квартала не сворачивая. Ленька свернул за угол, достал маузер, и когда появился "хвост", расстрелял его. Но ошибся - матрос в уголовном розыске не служил, а просто шел домой в увольнение.

Пантелеев был неуловим, были большие подозрения что в ЧК у него свои люди, помогавшие ему уходить из засад. Но постоянное напряжение превратили Пантелеева в неврастеника, стрелявшего без предупреждения в любого, кто вызывал у него малейшее подозрение, его стали бояться даже ближайшие подельники.

При этом Ленька продолжал терроризировать нэпманов. Он решил "прихватизировать" ночь! Он хотел, чтобы ночами даже милиция боялась выходить на улицы и развязал террор против чекистов, заставив и другие городские банды подхватить эту идею. Бандиты Ленькиной банды нападали на милиционеров из засад и несколько раз вступали в перестрелку даже с крупными разъездами конной милиции. Жители не могли не слышать пальбы по ночам и город был на грани паники.
На улицах Петрограда появились издевательские надписи: "До 10 вечера шуба - ваша, а после 10 - наша!" , автором которых считали Пателеева.

Милиция стояла на ушах. Усиления не помогали. В одну из ночей, в местах его возможного появления было выставлено двадцать засад, но тщетно! Сверху нещадно давили! Требовали ликвидировать банду немедленно и любыми способами!


На фото проверка документов сотрудниками ВЧК.

Наконец и чекистам улыбнулась удача. По агентурным каналам они получили информацию, что на Лиговке состоится "сходняк", на котором должен был присутствовать и Пантелеев. Была тщательно спланирована операция по его захвату. В последний момент кто-то из чекистов выяснил, что у приятеля Пантелеева есть любовница, проживающая на Можайской улице, на всякий случай засаду послали и к ней. Но так как Пантелеева ждали на Лиговке, то а Можайскую отправили самого молодого сотрудника, совсем еще мальчишку, Ивана Брусько с двумя красноармейцами.

Фартовый Пантелеев проигнорировал "сходняк" и явился на Можайскую, но тут удача вдруг изменила ему.

Можайская улица, дом 38. Именно здесь, на втором этаже находилась квартира, в которой (в ночь с 12-го на 13-е марта 1923 года) была организована засада на Леньку Пантелеева.

Пантелеев не ожидал засады, не ожидали его появления и милиционеры. Первым пришел в себя более опытный Ленька Пантелеев. Он резко шагнул вперед и строгим, но спокойным голосом произнес:

В чем дело, товарищи, кого вы здесь ждете?

Чекисты не могли хорошо разглядеть лиц вошедших. И должны были быть убиты, но судьба опять преподнесла сюрприз - Фортуна отвернулась от Леньки. Вытаскивая из кармана пистолет, Пантелеев случайно зацепил курком за карман... грянул непроизвольный выстрел. И тогда оперативники опомнились и открыли огонь. Стреляли практически в упор. Пантелеев с простреленной головой замертво рухнул на пол. Лисенков, раненный в шею, попытался убежать, но был задержан.

Уже утром в петроградских газетах писали: "В ночь с 12 на 13 февраля ударной группой по борьбе с бандитизмом при губернском отделе ГПУ с участием уголовного розыска после долгих поисков пойман известный бандит, прославившийся за последнее время своими зверскими убийствами и налетами, Леонид Пантелкин, по кличке "Ленька Пантелеев". При аресте Ленька оказал отчаянное вооруженное сопротивление, во время которого он УБИТ".

Странным образом в заголовке газеты было написано не про ликвидацию, а про задержание Пантелеева. То что он был убит, значилось лишь в тексте.

Город не поверил, что Ленька Пантелеев убит. Возможно, не сильно верили и сами милиционеры, тем более что под его именем продолжались грабежи и убийства. И тогда властям пришлось пойти на беспрецедентный шаг - выставить его труп на всеобщее обозрение. Труп (словно Ленин) демонстрировался в морге Обуховской больницы.

Посмотреть на легендарного налетчика пришли тысячи петроградцев. Но те кто знал его лично были уверены что это не его труп.

Арестованные 17 человек из банды Пантелеева были спешно расстреляны 6 марта 1923 года, фактически без суда и следствия. Дело банды Леньки Пантелеева было закрыто. Но спешка заставляла шептаться, что власти пытаются поскорее закрыть «дело» и что-то тщательно скрывают.

Выставленный на обозрение труп косвенно свидетельствовало о его смерти. Мол, был бы жив Ленька, он бы даже свой труп обязательно отбил. Но многие все равно не поверили в его смерть. Ходили слухи, что Ленька ушел в Эстонию (куда и собирался), а застрелен был его двойник, но проверить это уже невозможно.

Награбленные сокровища Леньки Пантелеева (общак его банды) до сих пор не найдены. Говорят, что засветился Ленька и в подъезде с Ротондой на Гороховой.

В подъезде с Ротондой у него была одна из квартир на 1 этаже, где он прятался от ЧК. Говорят Ленька использовал подвал здания, как портал и мог чудом переместиться в другое место Петрограда. Якобы были даже многочисленные свидетели таких переносов. Так он уходил от слежки и ЧК. В советские времена на Гороховой искали его драгоценности и золотые монеты (бумажные деньги он не признавал). Предполагали, что спрятал он свои сокровища именно в этом месте (сейчас вход в подвал с подъезда замурован). Их, конечно искали тщательно, но увы... Ленька Пантелеев спрятал все надежно, а награблена была очень серьезная сумма, даже по сегодняшним меркам. Врочем, возможно деньги и украшения забрал сам Ленька... и далеко не на ТОТ свет.

Именно после уничтожения Леньки Пантелеева Петроград был переименован в Ленинград))) ушла эпоха... пусть совпадение, но знаковое.

Странным образом сложилась и судьба молодого чекиста Ивана Бусько , который застрелил Леньку в засаде на Можайской улице (слева на фото).

Вместо того чтобы получить заслуженную награду и повышение по службе, Бусько с понижением был переведен на остров Сахалин(!) и назначен пом.начальника пограничной заставы. Там он находился до июня 1941 года. Во время Великой Отечественной войны Бусько служил в «СМЕРШе», уволился из органов в скромном звании подполковника, и вернулся в Ленинград только в 1956 году. Жил он очень скромно, категорически отказываясь от общения с журналистами и любых публичных выступлений. Бусько умер в 1994 году, в полной безвестности.

Примерно также обошлись с С.Кондратьевым - начальником специальной оперативной группы петроградского ГПУ, которая охотилась за бандой Пантелеева. Кстати, именно его биография послужила основой для сценария фильма "Рожденная революцией, с одной лишь существенной поправкой - после пантелеевского "дела" его также начали преследовать по службе.

С. Кондратьева перевели из Ленинграда в Петрозаводск (а вовсе не в Москву), где он долгое время возглавлял местный уголовный розыск и жил после выхода на пенсию.

Впоследствии его супруга утверждала, что Ленька Пантелеев весной - летом 1922 года несколько раз приходил к ним домой (!), и вел какие-то разговоры с ее мужем. Чекистом, который руководил его поисками!


С. Кондратьев, начальник оперативной группы ГПУ, руководивший поисками Л.Пантелеева

Еще одна загадка, это судьба остальных четверых чекистов, входивших в состав спецгруппы: Сушенкова, Шершевского, Давыдова и Дмитриева. Они, собственно говоря и поймали легендарного налетчика, их подписи значатся под протоколом осмотра тела убитого Л.Пантелеева. Все они в ближайшем времени под разными предлогами были уволены из "органов", а их фамилии не упоминаются даже в серьезной историко- научной литературе. В том числе, в таком солидном издании, как "Чекисты Петрограда" (изд.1987 года).

Интересен и такой факт: в начале 20-х годов в Петрограде орудовало много банд. Но наиболее популярная тогда, из всех выходивших в городе "Красная газета" из номера в номер живописала похождения только одной банды Пантелеева. Делать это партийная газета могла лишь по указанию свыше - другими словами, городское питерское руководство усиленно "пиарило" Леньку, зачем-то делая из него криминальную "звезду".

Руководил Питером тогда Зиновьев, который очень хотел доказать Ленину ошибочность НЭПа и прогнозировал большие народные волнения. Возможно ему было выгодно погрузить город в страх перед криминалом и вызвать этим народные волнения. Это ему почти удалось.

Ходили даже слухи о том, что Ленька, выполнив спецзадание властей по уничтожению некоторых нэманов, вновь вернулся на службу в органы. Говорили, что его несколько раз видели в коридорах Большого дома, в форме сотрудника ГПУ.

А по Питеру долго ходила легенда, что заспиртованная голова Пантелеева хранится в музее на Литейном, 4. И это оказалось правдой, хоть узнать в ней Леньку уже невозможно.

Не так давно этот "экспонат" был случайно обнаружен на юридическом факультете Санкт-Петербургского госуниверситета...

Инфа и фото (С) разные места интернета. Некоторый материал публикуется впервые.

БИОГРАФИЯ

Леонид Пантелеев родился 22 августа 1908 года. Он был прозаиком, публицистом, поэтом, драматургом.

Настоящее имя Леонида Пантелеева - Алексей Иванович Еремеев. Именно так назвали мальчика, который родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул.

В 1916 году Алёшу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда бы он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял - литературному творчеству. Первые его «серьёзные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - относятся к 8-9-летнему возрасту.

После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Лёнька Пантелеев». В честь этого Лёньки, знаменитого налётчика того времени, Алексей Иванович Еремеев взял себе озорной литературный псевдоним.

Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором - Георгием Георгиевичем Белых. Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе. А затем - ещё ряд очерков, посвящённых этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др. В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие - ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.

Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л. Пантелеев поселяется у Г. Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей. Её заметил и одобрил М. Горький: «Преоригинальная книга, весёлая, жуткая». Именно она способствовала выходу авторов в большую литературу.

Воодушевлённые успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л. Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвящённую гражданской войне. Главный её герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

В последующие годы были опубликованны рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осаждённом городе», воспоминания о писателях - М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.

В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л. Пантелеев вёл в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили её в один ряд с книгой К. Чуковского «От двух до пяти».

В Советском Союзе писателя не только печатали, но и экранизировали. По многим рассказам и повестям Пантелеева были сняты отличные художественные фильмы.











Леонид Пантелеев – советский писатель, которого любят взрослые и дети. Часто говорят, что Пантелеев обладал особенным даром. Рассказы его не требуют иллюстраций, так как писатель настолько чётко и образно писал свои произведения, что ребёнок погружался в новый, созданный автором, мир без помощи картинок. Он настолько хорошо писал для детей и о них, что их родители всегда делают свой выбор в пользу прочтения со своими детьми произведений именно этого автора. Многим, кто уже не раз слышал об авторе, интересно, какие рассказы писал Пантелеев .
Тем, какие рассказы писал Леонид Пантелеев, интересуются многие люди, которые знакомы с его биографией. Многие предполагают, что из-за трудного детства Пантелеев не мог писать добрые и хорошие детские рассказы , но это совсем не так.

Каждый, кто знаком с творчеством Леонида, может сказать, какие фантастические рассказы писал Пантелеев. Писателем написана книга под названием «Буква «Ты», которая собрала в себе все самые популярные и известные рассказы для детей: «Фенька», «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и «Буква «Ты». Каждому ребёнку нравятся рассказы Леонида Пантелеева, который хорошо знал, как достучаться к малышу.

Именно эти рассказы Леонида Пантелеева написаны как бы «на другом языке». Они имеют совсем другую стилистику, а каждый герой произведений имеет свой характер. В «Рассказах для детей » можно увидеть, как автор убеждается в том, насколько ощутима разница восприятия мира ребёнком и взрослым.

Нужно сказать, что не менее популярными являются такие рассказы Пантелеева , как «Наша Маша», «Ночка», «Долорес» и т. д. Первый из них – дневник автора, который он вёл на протяжении многих лет. Эту книгу можно назвать неким «руководством» для всех родителей.

Многие родители, которые интересуются творчеством авторов, пишущих для детей, задаются вопросом о том, какие рассказы писал Л. Пантелеев. Он один из самых популярных авторов, которого знает и любит практически каждый ребёнок.

Краткая биография Леонида Пантелеева

Леонид Пантелеев , настоящее имя — Алексей Иванович Еремеев (1908 — 1987), прозаик.

Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) — «Республика Шкид». Воспоминания об этой школе легли в основу очерков «Последние халдеи» (1939) и рассказов «Карлушкин фокус», «Портрет».

Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, «где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль». Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930 — 40 ряд своих произведений объединил в цикл «Рассказы о подвиге: «Пакет» (1932), рассказывающий о гражданской войне, «Ночка» (1939), «Гвардии рядовой» (1943), посвященный событиям Отечественной войны, «Новенькая», «Платочек» (1952), знаменитый рассказ «Честное слово» (1941).

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы («Часы «, «Честное слово «, «Республика Шкид», «Пакет » и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.
——————————————
Леонид Пантелеев.Рассказы для
детей.Читаем бесплатно онлайн


Top