Имения и земли помещика айвазовского. Каждую из своих четырех дочерей иван константинович айвазовский одарил имением в крыму

Описание окружающей местности

ТАЙНИК ПОМЕЩЁН В АРХИВ МОДЕРАТОРОМ ПО ПРОБЛЕМНЫМ ТАЙНИКАМ AURORA BOREALIS

ОСНОВАНИЕ - ТАЙНИК ЯВЛЯЕТСЯ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ БОЛЕЕ ТРЁХ ЛЕТ

И НАРУШЕНИЕ П. П. 4.1. " Тайник должен быть приурочен к природной, архитектурной, культурной, исторической, техногенной достопримечательности либо реализовывать какую-то оригинальную и увлекательную поисковую задачу " .

Имение Айвазовского

Тайник из серии «Усадьбы Таврики»

Село Айвазовское - обычное, ничем не примечательное село в степном Крыму. Однако, ничем не примечательно оно только на первый взгляд. А если заглянуть в историю…
Именно в этом селе находилась когда-то усадьба известного художника Айвазовского (довольно подробная информация о нем - http://aivazovsky.info/)
В надежде отыскать эту усадьбу мы направились в Айвазовское. Однако с первых же минут поняли, от усадьбы вряд ли что осталось. Проехав по главной улице села, мы не смогли обнаружить ничего, что напоминало бы старинную усадьбу. Обратились к местным. Благодаря ним узнали, что от усадьбы остался только один колодец. (координаты колодца N 45,06,602 / E 35.04.673). И тот завален камнями. Ничего другого не нашли. И все же решили попробовать поискать более подробную информацию об имении. Как оказалось, имение было довольно большим и объединяло кроме села Айвазовское еще три окрестных села. Об этом имении упоминается в связи с чудесным даром, преподнесенным Айвазовским городу Феодосии.
«Когда Крым вошел в состав Российской империи, генуэзская система водоснабжения Феодосии была полностью забыта. Из 33 фонтанов и водоемов к 1820 году осталось только 5, состояние их было плачевным. К 1886 году в Феодосии наступил настоящий водный голод: на 11 тыс. населения приходилось 3—4 тыс. ведер воды в сутки.
«Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 тыс. ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника», — так писал в своем обращении к городской думе Иван Айвазовский в 1887 году.
Субашский источник находился в имении Шах-Мамай, неподалеку от Старого Крыма. В 1887 году были начаты работы по прокладке водопровода, благодаря которому вода пришла в Феодосию. В городе построили фонтан, воду из которого местные жители получали бесплатно.
В одном из писем Айвазовский сообщал: «Фонтан в восточном стиле так хорош, что ни в Константинополе, ни где-либо я не знаю такого удачного, в особенности, в пропорциях». Фонтан явился точной копией фонтана в Константинополе. У фонтана была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи».
Первый водовод, по которому Субашская вода пришла в Феодосию, построили в 1888 году. В 1940 году произвели реконструкцию: заменили существующие чугунные трубы на трубы большего размера. Протяженность Субашского водовода — 29 км!
Несмотря на то, что уже несколько лет Субашский водопровод не действует, память о подарке Айвазовского сохранилась. В Феодосии еще есть фонтан (очень советуем посетить его). А село, где находилось когда-то имение Шах-Мамай теперь называется Айвазовское.
Сразу уточняем, что информация о точном месте расположения имения и о самом имении еще в разработке, так что со временем тайник будет доработан.

|
Айвазо́вское (до 1945 года Шейх-Мама́й ; укр. Айвазовське, крымскотат. Şeyh Mamay, Шейх Мамай) - село в Кировском районе Республики Крым, входит в состав Приветненского сельского поселения (согласно административно-территориальному делению Украины - Приветнинского сельского совета Автономной Республики Крым).

  • 1 Население
  • 2 География
  • 3 История
  • 4 Динамика численности населения
  • 5 Имение Айвазовского
  • 6 Персоны, связанные с селом
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Население

Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка

Язык Процент
русский 80.86
крымскотатарский 15.79
украинский 3.35

География

Айвазовское - село в центре района, в северных отрогах восточной части Внутренней гряды Крымских гор, в неглубокой долине речки Токсан-Су, высота центра села над уровнем моря - 134 м. Ближайшие сёла - Абрикосовка в 0,5 км на восток и Приветное в 0,5 км на запад. Райцентр Кировское - примерно в 19 км, там же ближайшая железнодорожная станция - Кировская (на линии Джанкой - Феодосия).

История

Народное предание связывает историю села с могилой ордынского темника Мамая, якобы расположенной на окраине и найденной и раскопанной художником Айвазовским. По более достоверной версии Мамай был похоронен у стен Солхата. Научные раскопки курганов проводились археологом А. В. Гавриловым в 2000-х годах, по его сведениям (находки монет) район села входил в состав античной хоры Феодосии с 60-х годов III века до н. э..

Первое документальное упоминание села встречается в Камеральном Описании Крыма… 1784 года, судя по которому, в последний период Крымского ханства Шик Мамай входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства. После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского - к Феодосийскому уезду Таврической области. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Шик-Мамай был включён в состав Байрачской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селении, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Шик-Мамай числилось 28 дворов и 169 жителей крымских татар. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня Шик мамай обозначена с 22 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Шик Манак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года», отнесли к Учкуйской волости (переименованной из Байрачской). На карте 1842 года Шик Мамай обозначен условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Шик-Мамай - владельческая русская и греческая деревня с 16 дворами и 30 жителями при фонтане. На трёхверстовой карте 1865-1876 года в деревне Шик-Мамай обозначено 14 дворов. 1871 году земли в округе приобрёл художник Айвазовский и в «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» деревня уже не значится а, на верстовой карте 1890 года на месте деревни обозначен господский двор Шейх-Мамай.

После земской реформы 1890-х годов селение приписали к Цюрихтальской волости. «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в списке экономий и разорённых деревень, жители коих живут в разных местах записан и Шеих-Мамай. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в экономии Шеих Мамай числился 41 житель в 6 домохозяйствах.В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Цюрихтальской волости Феодосийского уезда значится имение Шеих-Мамай (Лампси Н. М.).

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав вновь созданного Владиславовского района Феодосийского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались и Владиславовский район стал самостоятельной административной единицей. Декретом ВЦИК от 04 сентября 1924 года «Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.» Старо-Крымский район был упразднён в октябре 1924 года район был преобразован в Феодосийский и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, село Шейх-Мамай было центром Шейх-Мамайского сельсовета Феодосийского района. Постановлением ВЦИК «О реорганизации сети районов Крымской АССР» от 30 октября 1930 года из Феодосийского района был выделен (воссоздан) Старо-Крымский район (по другим сведениям 15 сентября 1931 года) и село включили в его состав.

В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские армяне и греки были депортированы в Пермскую область и Среднюю Азию. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре того же года в село приехали первые переселенцы, 1268 семей, из Курской, Тамбовской и Ростовской областей, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев. С 1954 года местами наиболее массового набора населения стали различные области Украины. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Шеих-Мамай был переименован в Айвазовское и Шеих-Мамайский сельсовет - в Айвазовский. С 25 июня 1946 года Айвазовское в составе Крымской области РСФСР, а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР.

В период с 1954 по 1968 годы к селу присоединили Романовку. 24 сентября 1959 года был упразднён Старокрымский район и Айвазовское включили в состав Кировского. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Кировский район был упразднён и село присоединили к Белогорскому. 1 января 1965 года, указом Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР - по Крымской области», вновь включили в состав Кировского. Время ликвидации сельсовета пока не установлено, видимо, это произошло в процессе кампании укрупнения 1962 года. С 21 марта 2014 года - в составе Республики Крым России.

Динамика численности населения

  • 1805 год - 166 чел. (все крымские татары)
  • 1864 год - 30 чел. (русские, греки)
  • 1887 год - 69 чел.
  • 1902 год - 41 чел.
  • 1926 год - 273 чел. (165 армян, 71 русский, 22 украинца, 13 греков)
  • 1939 год - 487 чел.
  • 1989 год - 181 чел.
  • 2001 год - 210 чел.

Имение Айвазовского

Персоны, связанные с селом

  • И. К. Айвазовский
  • Мамай
  • 21 июля 1888 года имение Шах-Мамай посетил А. П. Чехов
Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами.

Примечания

  1. Данный населённый пункт расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной. Согласно административно-территориальному делению Российской Федерации, фактически контролирующей Крым, на его территории располагаются субъекты федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административно-территориальному делению Украины, на территории Крыма расположены входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Согласно административно-территориальному делению России
  3. Согласно административно-территориальному делению Украины
  4. рамках административного деления Республики Крым
  5. рамках административного деления Автономной Республики Крым
  6. 1 2 Перепись населения 2014 года. Численность населения Крымского федерального округа, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Проверено 6 сентября 2015. Архивировано из первоисточника 6 сентября 2015.
  7. Приказ Россвязи от 31.03.2014 № 61 «О присвоении почтовых индексов объектам почтовой связи»
  8. Украина. Перепись населения 2001 года. Проверено 7 сентября 2014. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2014.
  9. Розподіл населення за рідною мовою, Автономна Республіка Крим (укр.). Державна служба статистики України. Проверено 2015-06-245.
  10. 1 2 Карта Бетева и Оберга. Военно-топографическое депо, 1842 г.. Археологическая карта Крыма. Проверено 10 ноября 2015.
  11. Прогноз погоды в с. Айвазовское (Крым). Weather.in.ua. Проверено 6 ноября 2015.
  12. Темник Мамай. 763 – 781 Г.Х. / 1362 – 1380 гг.. Музей денег. Проверено 20 ноября 2015.
  13. Коллектив авторов. Сугдейский сборник. - Киев-Судак.: Академпериодика, 2008. - Т. III. - 679 с. - ISBN 978-5-94067-330-9.
  14. Лашков Ф. Ф. Каймаканствы и в оных каймаканами кто состоит. // Камеральное описание Крыма, 1784 года. - Известия
  15. Гржибовская, 1999, Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под российскую державу. 1783 год с. 96
  16. Киреенко Г. К. Об ордерах князя Потемкина…, стр.13. - Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1888. - Т. 6.
  17. Гржибовская, 1999, Указ Екатерины II об образовании Таврической области. 8 февраля 1784 года, стр. 117
  18. О новом разделении Государства на Губернии. (Именный, данный Сенату.)
  19. Гржибовская, 1999, Из Указа Александра I Сенату о создании Таврической губернии, с. 124
  20. Лашков Ф. Ф. Ведомость о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года. Стр. 126 // Известия таврической учёной комиссии, т. 26.. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1897.
  21. Карта Мухина 1817 года.. Археологическая карта Крыма. Проверено 9 ноября 2015.
  22. Гржибовская, 1999, Ведомость о казённых волостях Таврической губернии 1829 г. с. 133
  23. М. Раевский. Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г. Стр. 85. Санкт-Петербург. Центральный Статистический комитет МВД. Типография Карла Вульфа. Проверено 12 ноября 2015.
  24. Трехверстовая карта Крыма ВТД 1865-1876. Лист XXXIII-14-d. Археологическая карта Крыма. Проверено 12 ноября 2015.
  25. Романюк А. О всемилостивейшем пожаловании земли И. К. Айвазовскому. Стр. 73 // Известия таврической учёной комиссии, т. 38.. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1905.
  26. Верстовка Крыма от Военно-топографического Депо.. ЭтоМесто.ru (1890). Проверено 19 ноября 2015.
  27. Борис Веселовский. История земства за сорок лет. Т. 4; История земства. - Санкт-Петербург: Издательство О. Н. Поповой, 1911.
  28. Таврический Губернский Статистический комитет. Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1892 год. - 1892. - С. 93.
  29. Таврический Губернский Статистический комитет. Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1902 год. - 1902. - С. 148-149.
  30. Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 г.
  31. Гржибовская, 1999, Статистический справочник Таврической губернии. Ч.I-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 год, стр. 284
  32. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. - 1974. - Т. 12. - С. 521. - 15 000 экз.
  33. 1 2 А.В. Бельский. Культура народов Причерноморья. - 2011. - Т. 207. - С. 48-52.
  34. Население и промышленность. И.М.Саркизов-Серазини, 1925. Проверено 8 июня 2013. Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  35. 1 2 3 Административно-территориальное деление Крыма. Проверено 27 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  36. Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.
  37. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. - 1974. - Т. 12. - С. 473. - 15 000 экз.
  38. Гржибовская, 1999, Список населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, стр. 36
  39. Постановление ВЦИК РСФСР от 30.10.1930 о реорганизации сети районов Крымской АССР.
  40. Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
  41. Постановление ГКО от 12 августа 1944 года № ГКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма»
  42. Как заселяли Крым (1944–1954).. Эльвина Сеитова, аспирант исторического факультета ТНУ. Проверено 26 июня 2013. Архивировано из первоисточника 30 июня 2013.
  43. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года № 619/3 «О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области»
  44. Закон РСФСР от 25.06.1946 Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
  45. Закон СССР от 26.04.1954 О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
  46. Панасенко М.М. (сост.). Крымская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1968 года. Стр. 118. «Крым», Симферополь. 1968 год. Проверено 20 ноября 2015.
  47. Гржибовская, 1999, Из Указа Президиума Верховного Совета Украинской ССР О внесении изменений в административное районирование Украинской ССР по Крымской области, с. 442
  48. Гржибовская, 1999, Указ Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР - по Крымской области», от 1 января 1965 года, с. 443
  49. Ефимов С.А., Шевчук А.Г., Селезнёва О.А. Административно-территориальное деление Крыма второй половины XX века: опыт реконструкции. - Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, 2007. - Т. 20.
  50. Федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Литература

  • Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг. Справочник / под ред. Г. Н. Гржибовской. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.
  • Приветненский сельсовет // Города и села Украины. Автономная Республика Крым. Город Севастополь. Историко-краеведческие очерки. - Слава Севастополя, 2009.

Ссылки

  • с Айвазовське Автономна Республіка Крим, Кіровський район (укр.). Верховна Рада України. Проверено 4 ноября 2015.
  • Карта Кировского района Крыма.
  • Айвазовское на картах

Айвазовское (Крым) Информацию О

В 1837 году на академической выставке Иван Айвазовский показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, который постановил: «Как I-ой степени академист, Иван Гайвазовский, фамилию он изменил в 1841 году на Айвазовский, удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования» . Весной 1838 года из Санкт-Петербурга Иван Айвазовский за молодостью лет был послан в Крым на два года для самостоятельных работ.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839 ), «Морской берег» (1840) и другие.

Приехав в Крым, Айвазовский окинул пристальным взглядом художника холмы в живописных окрестностях Феодосии и Керчи. Айвазовскому показалось, что холмы Керчи и Феодосии явно искусственного происхождения, и он организовал археологические раскопки на собственные средства, и выстроил здание Археологического музея. В ходе раскопок в одном из имений Ивана Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая, но это так и не было доказано, но сенсации о находках появляются и поныне.

В деревне Шейх-Мамай на месте возможной могилы ордынского темника Мамая Иван Айвазовский соорудил беседку, чтобы в ней «размышлять о бренности человеческой жизни», но в 1917 году имение художника вместе с беседкой сгорело. Современные археологические исследования показали, что поселение носящее название Шейх-Мамай, с 60-х годов III века до нашей эры входило в состав античной хоры Феодосии. Сейчас это село называется Айвазовское.

В 1839 году молодой художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа, в походе он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя молодыми офицерами В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. Айвазовский наблюдал с берега за военными действиями на побережье Черкессии, за высадкой русского десанта в долине реки Шахе, и сделал наброски к картине «Десант отряда в долине Субаши».

В конце лета 1839 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург, и 23 сентября получил аттестат об окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, свой первый чин и личное дворянство .

На веку Айвазовского сменилось пять императоров. Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях» , что не совсем справедливо. Айвазовский не был представлен императору Александру I, а с остальными царскими особами он, действительно, был в хороших отношениях. Неизвестно, как бы складывались отношения Айвазовского с российскими императорами, не покинь Айвазовский Петербург. Возможно, ему было значительно проще выстраивать отношения с властями, находясь в Феодосии, а не в Петербурге.

Иван Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского » , в которой он жил и творил свои удивительные шедевры во благо империи. На средства, собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент российскому императору Александру III, в благодарность за покровительство императора в создании в Феодосии торгового порта, что позволило городу успешно развиваться экономически.

Иван Айвазовский был очень хлебосольным и щедрым хозяином. Он любил принимать гостей в своём доме, гости его самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий, он радушно встречал и принимал всех. Как-то в доме Айвазовского одновременно гостили известный скрипач Венявский и нечистый на руку коммерсант, с которым Венявский отказался знакомиться. Впрочем, гости всех рангов и сословий не могли задерживаться долго в доме Айвазовского, и через несколько дней приветливый хозяин сообщал за обедом, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что ему надоели гости, просто ему жизненно необходимо было уединение для работать, тишина для вдохновения и сосредоточенности на картине. Говорят, что в такие моменты некоторые гости чувствовали себя обиженными, но пора и «честь знать».

Айвазовский умел удивить гостей десертом. Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приёмов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, которое очень любил маэстро. На место фабричной этикетки Айвазовский наклеивал собственноручно изготовленную этикетку с бурлящим, как шампанское, морем.

На 50-летие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский обратился к своим гостям с речью: «Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придётся отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.

ДЕВЯТКО Людмила Николаевна (р. 1963) (Феодосия)
Заведующая архивным сектором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского

Воспоминание - свойство человеческой памяти возвращаться в прошлое. Зафиксированное для передачи во времени, оно становится материальным объектом, документом, воскрешающим далекие события и людей, уже прошедших земной путь. Воспоминания волнуют, заставляют думать и переживать. Как все безвозвратно ушедшее, они вызывают щемящее чувство грусти, если касаются наших близких, и неизменный интерес, когда речь идет о людях выдающихся. Особый трепет в Феодосии испытывают при упоминании имени Ивана Константиновича Айвазовского и того, что связано с ним.

Семнадцать листов слегка пожелтевшей бумаги формата ученической тетради исписаны ровным, аккуратным почерком. Это - мемуары Юрия Андреевича Галабутского (1863-1928) «И.К. Айвазовский. По личным воспоминаниям», хранящиеся в фондах Феодосийской картинной галереи. Их автору, уроженцу Одессы, имя великого мариниста было известно еще с юности. В 1886 году, в возрасте двадцати трех лет, он был назначен преподавателем русского языка и литературы в Феодосийскую мужскую гимназию, почетным попечителем которой со дня ее основания был знаменитый живописец. Тогда и состоялось знакомство, продолжавшееся в течение одиннадцати лет.

Как правило, авторы мемуаров об Айвазовском уделяют много места оценке творчества художника, отдельных его произведений. В этом ряду очерк Галабутского - редкое исключение. Он интересен прежде всего тем, что является воспоминанием об Айвазовском - человеке, гражданине, горожанине.

Рукопись не датирована, однако указания на время ее написания имеются в самом тексте - начало 1920-х. Мемуары охватывают последнее десятилетие долгой жизни великого феодосийца, являются доказательством того, что и на склоне лет Иван Константинович был очень энергичен, его деятельность разнообразна и всегда направлена на экономическое процветание, культурное развитие и благоустройство родного города. Страницы воспоминаний - еще одно подтверждение того, каким огромным влиянием пользовался художник в высших кругах Петербурга и безграничным доверием у феодосийцев, возлагавших на него надежду в решении важнейших вопросов - общественных и личных. И то, и другое использовалось Айвазовским исключительно во благо Феодосии и ее жителей.

Галабутский описывает уклад жизни Ивана Константиновича, его внешность, походку, манеру говорить, отмечает сохраненные им до глубокой старости прозорливость, живость и остроту ума, доброту и радушие, и вместе с тем - вспыльчивость, некоторую противоречивость и переменчивость его натуры. Отмечая все это, автор помогает современному читателю окунуться в атмосферу Феодосии конца XIX века, воссоздает образ человека, игравшего в те годы главную роль в жизни города, - человека, плодами трудов которого будет пользоваться еще не одно поколение его земляков.

Безусловная ценность воспоминаний Юрия Галабутского не только в их информативности. Они отражают личное отношение автора - современника и участника событий, осмыслены в соответствии с его индивидуальностью.

Людмила ДЕВЯТКО.

Обширные цитаты из мемуаров Ю.А. Галабутского со ссылкой на автора (а иногда и без них) использовались Н.С. Барсамовым , исследователем жизни и творчества мариниста, во многих изданиях об Айвазовском и его галерее. Самостоятельно и в полном объеме текст воспоминаний публикуется впервые - по рукописи, хранящейся в Феодосийской картинной галерее им. И.К. Айвазовского. Орфография и пунктуация авторские.

«Первым человеком» в старой Феодосии был Айвазовский. С ним как будто умерла и старая Феодосия, за последние 20 лет совершенно изменившая свой прежний облик. Да он сам и был главным виновником этой перемены, потому что устройством порта и проведением железной дороги Феодосия почти исключительно обязана его энергичным настояниям, связям и влиянию в высоких сферах.

Я помню, как волновались и негодовали севастопольцы, желавшие, конечно, удержать порт за своим городом, как посылались депутации в Петербург, как кипятились севастопольские газеты, помещая чуть не в каждом номере сердитые передовицы и язвительные фельетоны по адресу неожиданной соперницы, и как в одном из фельетонов был высмеян и сам Айвазовский, изображенный чем-то вроде Мальбурга, собравшегося в поход против Севастополя; но ничего не помогло: спор был решен в пользу Феодосии, и севастопольцам пришлось смириться. В память этой победы Айвазовский написал большую картину, которую он подарил Феодосийскому общественному собранию.

На широком полотне было изображено бушующее море: громадные волны бешено бросаются на высокую скалу, но, разбившись о нее, бессильно скатываются вниз; на вершине скалы стоит высокая фигура женщины с развивающимся знаменем в руке, другая рука победно протянута вперед, над головою женщины вьются какие-то зловещие птицы; небо все покрыто тяжелой тучей; но луч солнца уже прорезал ее, осветил белую фигуру женщины и заиграл на гребне успокаивающихся волн. Гроза прошла... Картина эта висела в концертном зале городского клуба и погибла вместе с зданием, сгоревшим дотла во время пожара, вспыхнувшего от поджога в один из бурных октябрьских дней 1905 года.

Другим памятником победы Феодосии был памятник Александру III, поставленный опять-таки по инициативе Айвазовского и на пожертвования, им собранные, а также на средства, добытые путем устройства танцевальных вечеров, концертов и т.п. Воспользовавшись приездом в Феодосию Н. и М. Фигнеров , Айвазовский пригласил артистическую чету дать один концерт в его галерее. Концерт собрал многочисленную публику, и вся сумма сбора пошла на устройство памятника, а концертанты получили в подарок по картине; эти картины во время концерта были выставлены на эстраде.

Порт и железная дорога дали Феодосии новую жизнь, и если бы «благодарная Феодосия» собралась, наконец, поставить памятник Айвазовскому, то славный художник мог бы быть изображен, подобно пушкинскому Петру, стоящим на берегу «пустынных волн» и мечтающим о том, как «назло надменному соседу», т. е. Севастополю, здесь возникнет новый город, и как сюда, «по новым им волнам все флаги в гости будут к нам...»

Иной раз думается, что Айвазовскому как художнику-маринисту, пожалуй, должна была быть приятнее старая Феодосия, которой море, вливавшееся почти в самый город, придавало своеобразный и симпатичный колорит. Очевидно, на этот раз гражданин взял перевес над художником: Айвазовский угадал новые потребности жизни и пошел им навстречу. Вообще же говоря, Айвазовский не был новым человеком, в том смысле, в каком мы говорим о людях, хотя бы и старых по возрасту, но быстро усваивающих характерные черты нового времени: напротив, он был одним из типичнейших представителей старой России.


В конце минувшего столетия встречались еще такие крепкие и несокрушимые временем старики, точно живые монументы памятной николаевской эпохи, - эпохи, с одной стороны, грубой и косной, отмеченной казенной печатью формализма и солдатчины, а с другой, по странной прихоти судьбы, полной внутреннего движения живой мысли и богатой разнообразными талантами в области литературы и искусства. Среди этих талантов расцветал и редкий талант тогда еще молодого и полного сил художника, и какую долгую, интересную и разнообразную жизнь открывала перед ним судьба!

Шутка ли сказать, он лично знал Жуковского, Пушкина, Гоголя; ему покровительствовал «дедушка» Крылов; его знала и любила тургеневская «плеяда»; писатели, художники, артисты дарили ему свои произведения с собственноручными надписями и свои портреты, из которых он составил целую коллекцию для своей картинной галереи; наконец, его ласкал Двор четырех русских императоров!.. Как жаль, что Айвазовский, великий мастер кисти, не брал в руки пера и не любил его! В воспоминаниях, записанных с его слов и напечатанных в «Русской Старине», если не ошибаюсь, 70-х годов, много любопытного и ценного и для его биографии, и для пережитого им времени; но это только малая доля того, что он мог бы еще рассказать и что иногда рассказывал он как случайно пришедшее на память воспоминание.

Имя Айвазовского как художника было мне знакомо еще на школьной скамье. Не помню, в каком именно году, я был на выставке картин Айвазовского, устроенной в Одессе, и здесь впервые познакомился с его знаменитыми маринами. Помню, меня как одессита, привыкшего к зеленому или бурому цвету морской воды, поразило голубое, прозрачное, бирюзовое море на этих картинах. Я даже усомнился, бывает ли такое в действительности; но кто-то разъяснил мне, что у южного берега Крыма такое именно голубое, светлое, ласковое море, каким изображает его Айвазовский. Действительно, впоследствии я у Севастополя увидел точно такое море, какое видел на маринах знаменитого художника.

В 1886 году я был назначен преподавателем в Феодосийскую гимназию, почетным попечителем которой состоял И.К. Айвазовский. С тех пор я наблюдал Айвазовского как попечителя гимназии и феодосийца в течение многих лет, до своего выезда из Феодосии в 1897 году.

В Феодосии Айвазовский был «царь и Бог». Без его ведома и указания ничего не предпринималось в городе. Затевалось ли какое-нибудь общественное предприятие, возбуждалось ли ходатайство, производились ли городские выборы и т.п., за всем прежде всего обращались к нему. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела. Да и по частным делам, в особенности, таким, о которых надо «похлопотать» в Петербурге, шли к нему, в уверенности, что если И.К-ч отнесется к просьбе благосклонно, то дело в шляпе. С него начинали обыватели свои праздничные визиты, и никто, дерзкий, не осмелился бы в день Нового года или Пасхи не засвидетельствовать ему своего почтения.

Когда Айвазовский проходил по улицам своею медленной, но бодрой походкой, всякий обыватель почтительно снимал шапку и низенько раскланивался. Нельзя сказать, чтобы это почтение воздавалось Айвазовскому как великому художнику, ибо феодосийцы отнюдь не были особыми ценителями и почитателями искусства, тут едва ли не главную роль играло обстоятельство, что Айвазовский был тайный советник, сановник и влиятельный человек.

«Ведь вот, - говорил мне как-то один простодушный феодосиец, - придешь к Ив. К-чу вечером, сидишь себе у него, болтаешь о том, о сем, в винтик с ним поигрываешь, все это запросто; а посмотрели бы вы на него в Петербурге! Там вельможи к нему на поклон ездят! При дворе он свой человек!»

«С министрами знаком, во дворец ездит!» - вот что главным образом поддерживало среди феодосийцев обаяние его имени. И. Айвазовский всегда и везде пользовался своим влиянием во благо родного города. Он любил Феодосию и много для нее сделал. Он напоил жаждущий город прекрасной водой из своего Субашского источника , содействовал открытию в городе классической гимназии, драматического кружка и, как уже сказано выше, деятельно работал в пользу устройства порта, совершенно преобразившего Феодосию. Его картинная галерея привлекала всегда множество туристов, и сбор платы за вход он предоставил местному благотворительному обществу, а галерею завещал городу.

Айвазовский много заботился о благолепии города. Когда порт был разрешен и в Феодосии началась строительная горячка, Айвазовский зорко следил за всеми вновь воздвигавшимися постройками и наблюдал, чтобы они не «портили» города. Благодаря своему влиянию, он распоряжался в этом отношении весьма энергически и безапелляционно, как будто бы все постройки были его собственными.

Был, например, такой случай. Однажды, зимою, Айвазовский, по обыкновению, уехал на некоторое время в Петербург. При возвращении его обыкновенно за две-три станции от Феодосии встречали наиболее близкие к нему лица и тотчас же сообщали все городские новости, которые Ив. К-ч выслушивал с живейшим любопытством. И вот он узнает, что обыватель N строит на главной улице, Итальянской , дом: постройка уже начата в отсутствие И. К-ча, и дом будет одноэтажный . И. К-ч заволновался ужасно: одноэтажный дом на главной улице! Тотчас по приезде, не успевши отдохнуть с дороги, он зовет к себе обывателя N. Тот, разумеется, немедленно является. «Вы строите одноэтажный дом? Как вам не стыдно? Вы богатый человек! Что вы делаете? Вы мне улицу портите!» И обыватель покорно изменяет план и строит двухэтажный дом.

Общий склад жизни Айвазовского в Феодосии напоминал типичную помещичью жизнь «доброго старого времени». Его обширный дом-дача всегда был полон гостей, а в его имении Шах-Мамай , в 25 верстах от Феодосии, где проводил он лето, был выстроен особый флигель для приезжих, называвшийся по-монастырски гостиницей. Городской дом Айвазовского строился по его собственному плану. Великий художник был весьма посредственным архитектором: дом его изобилует множеством коридоров, ни на что не нужных. Известный рассказчик Вейнберг, посетив однажды Айвазовского в Феодосии и осмотрев его дом, сказал: «Вы, И. К-ч, великий художник и великий... коридорник!»

Артисты, художники, литераторы, приезжавшие в Феодосию, непременно являлись к Айвазовскому, а некоторые гостили у него подолгу. Открытый и гостеприимный образ жизни не мешал, однако, Айвазовскому работать. Огромное количество написанных им картин, из которых большая часть представляет громадные полотна, достаточно свидетельствует о напряженности и продуктивности его труда. Отправляясь на весну и лето в свой любимый Шах-Мамай, Айвазовский и там не оставлял кисти и каждый день аккуратно работал в своей мастерской. Но вечера он любил проводить в обществе и скучал, если не было гостей; поэтому он радостно встречал всех, приезжавших из Феодосии навестить его. Его художественная натура, однако, требовала постоянной смены впечатлений, и одни и те же лица скоро ему прискучивали. Если это были близкие ему люди, то Айвазовский, не церемонясь, отправлял их по домам. «Отправляясь в гости к И. К-чу, - рассказывал мне один из близких его знакомых, - я никак не могу определить заранее, когда вернусь». Почему же? «Да вот приеду к нему с семьей, он выбегает навстречу с распростертыми объятиями, целует, не знает, где посадить, и весь день страшно ухаживает. А пройдет несколько дней, и я начинаю чувствовать, что пора домой; если не успею догадаться, то И. К-ч сам напомнит. Так спокойно, как будто бы между нами было заранее условлено; войдет утром, к чаю, и скажет: «Я там распорядился, чтобы вам после обеда запрягли экипаж». Ну, значит, укладывайся и уезжай!»

Благодаря открытому радушию Айвазовского у него много бывало всякого народу: тут подчас можно было встретить и таких лиц, которым, пожалуй, и не место бы в гостиной славного художника. Сам не жадный вовсе к деньгам, не наживший ни одной копейки нечистым путем, Айвазовский, по какому-то странному противоречию натуры, восхищался крупными богачами и относился к ним с оттенком даже некоторого почтения, не обращая внимания на то, какими средствами приобрели они себе богатства.

Характерный в этом отношении анекдот рассказан мне внуком покойного художника, Н.М. Л<амп>си . Однажды к Айвазовскому приехал какой-то богатый армянин, разбогатевший, как говорили, так называемыми «медвежьими деньгами», т. е. фальшивыми бумажками, которые в громадном количестве выделывались когда-то в Нахичевани. В это время гостил у Айвазовского знаменитый скрипач Венявский . Айвазовский непременно хотел познакомить Венявского с этим армянином, но Венявский, уже прослышавший о госте, упорно отказывался от этой чести. «Да знаешь ли ты, что у него больше рублей в кармане, чем ты в свой жизни взял нот на скрипке!» - говорил с жаром Айвазовский. «Может быть», - спокойно отвечал Венявский, - «но пока я выучился играть, я взял очень много фальшивых нот на скрипке!»

Айвазовский охотно представлял свою картинную галерею в распоряжение меньшей братии, маленьких художников, местных и приезжих, которые занимались копированием его картин. Между ними некто Лысенко, местный учитель рисования, обладал положительным талантом копииста. Его копии с картин Айвазовского были так хороши, что, говорят, даже сам Айвазовский иногда ошибался, принимая их, с первого взгляда, за свои оригиналы. Немудрено, поэтому, что у Лысенка не было недостатка в заказах, и на копиях он наживал порядочные средства. Впоследствии Лысенко стал писать уже и оригиналы, посылая их на выставки, и одна из его картин на выставке в Париже удостоилась почетного отзыва. Это раздражало Айвазовского, который в работах Лысенки усматривал плагиат. Поэтому он запретил Лысенку писать копии с своих новых картин и не пускал его в галерею.

По рассказу самого Лысенки, Айвазовский, встретившись с ним на улице, сказал ему: «Вы поступаете нехорошо: на ваших картинах небо, воздух, море - это все мое, все это вы украли у меня!» На это Лысенко возразил: «И. К-ч! Пригласите эксперта из Академии, и я при нем напишу картину совершенно самостоятельно!» И написал бы, конечно, ибо от долголетней практики так набил руку на копиях, что писал совершенно а 1а Айвазовский, хотя бы и закрывши глаза. Притом же в картинах очень трудно отделить оригинал от копии, - по крайней мере с формальной стороны: повернул не так судно, прибавил на берегу камень или поставил скалу - вот и готов оригинал!


Со дня основания Феодосийской гимназии в течение многих лет Айвазовский был ее почетным попечителем. В этой должности он не проявлял особой деятельности: в гимназии он бывал редко, только в особо торжественных случаях, и ни разу, - по крайней мере при мне, - не был ни в классах, ни в заседаниях педагогического совета. Он вносил ежегодно известную сумму в кассу общества вспомоществования нуждающимся ея ученикам гимназии и выдавал беднейшим из них пособия на покупку платья, обуви и т. п. Этим собственно и ограничивалась его попечительская деятельность. Но зато в лице его Феодосийская гимназия имела очень влиятельного попечителя, который «в случае чего» мог оказать ей весьма существенную услугу, ибо с министром народного просвещения Деляновым он был друг-приятель и даже на «ты». Айвазовский очень любил и уважал покойного директора гимназии В.К. Виноградова , который был скромным и потому мало известным, но редким в то тяжелое для нашей средней школы время педагогом; он также был очень дружен с семьей начальницы женской гимназии М.Ф. Котляревской.

Обе гимназии, мужская и женская, жили в то время очень дружно, разнообразя монотонное течение своей жизни устройством маленьких празднеств и развлечений, в которых и Айвазовский нередко принимал участие. Иногда же он устраивал у себя угощение для всей гимназии и бывал всегда при этом очень любезен и гостеприимен. Гимназисты, человек 200, по парам проходили мимо него, и он с каждым здоровался за руку, а затем всех усаживал и угощал. Его жена, Анна Никитична , на которой он был женат вторым браком, молодая и красивая женщина, также всегда была чрезвычайно мила и приветлива, а потому молодежь чувствовала себя в гостях совершенно непринужденно.

Пригласив однажды к себе на обед учениц выпускного класса женской гимназии, Айвазовский заранее каждой из них написал на память пером по маленькому рисунку: это, конечно, было все то же море в его бесконечном многообразии. Рисунки эти были сюрпризом: придя к столу, каждая ученица увидела у себя на салфетке презент! Нечего и говорить, что Айвазовский и в гимназии, как и в городе, пользовался тем же, если еще не большим почетом: за ним гимназия чувствовала себя, как за каменной стеной, способной укрыть и защитить от всяких бед и напастей, которым, как известно, столь подвержена жизнь педагога.

Он был настоящим генералом маленькой гимназической армии, и один раз даже разыграл роль военного генерала как следует, при полной военной обстановке. Дело было так. Известно, что в 90-х годах наши гимназии увлекались так называемой «военной гимнастикой». Под руководством учителей-офицеров, гимназисты проделывали всевозможные «военные прогулки», на которые гимназия выступала под звуки военного марша, с собственным знаменем; бывали даже случаи, что директора гарцевали впереди верхом на борзых конях, подобно настоящим батальонным командирам. Увлекалась парадоманией и наша гимназия.


В день коронации, 14 мая 1896 г., гимназия принимала участие в общем военном параде вместе с войсками местного гарнизона. Перед торжеством, помню, возник вопрос: кто будет «принимать» наш парад? Решено было, что нашим парадным генералом будет Айвазовский. Ему, кажется, эта выдумка показалась забавной, и он согласился. Так и сделали. Когда войска прошли перед своим бригадным генералом, двинулась церемониальным маршем и гимназия, под звуки собственного оркестра, мимо Айвазовского, который приветствовал проходящих по классам, получая в ответ: «Здравия желаем, ваше превосходительство!» Когда прошли последними «приготовишки», мерно отбивая шаг и скосив по-военному глаза в сторону начальства, Айвазовский рассмеялся и сказал: «Много в моей жизни было странного и неожиданного, много я видел и испытал и многому перестал уже удивляться; но если бы кто-нибудь сказал мне, что я когда-либо в своей жизни буду принимать парад, этому я ни за что не поверил бы!»

В ноябре 1894 г. гимназия чествовала 50-летие со дня смерти Крылова. Юбилейное торжество происходило в городском концертном зале, где были собраны обе гимназии, в присутствии довольно многочисленной публики.

Я читал речь о Крылове. Когда я окончил, вдруг, совершенно неожиданно для всех, поднялся Айвазовский, сидевший в первом ряду кресел, на почетном месте. Все обратились к нему. Его фигура очень внушительно выделялась из среды присутствовавших. Он был невысокого роста, но очень крепкого телосложения; его лицо бюрократического склада, с пробритым подбородком и седыми баками, оживлялось небольшими карими, живыми и проницательными глазами, бросался в глаза большой выпуклый лоб, прорезанный морщинами и значительно уже облысевший. Он заговорил о Крылове.

Айвазовский был вообще не мастер говорить. В его речи заметен был нерусский акцент, говорил он несколько затрудненно и не плавно, растягивая слова и делая довольно продолжительные паузы; но он говорил с спокойною важностью человека, который заботится не о том, как сказать, а лишь о том, что сказать. Я, конечно, не могу передать буквально его речи, но общее содержание ее было таково: «Я считаю своим долгом сказать здесь, что я лично очень многим обязан знаменитому баснописцу. Была в моей жизни трудная минута. Я был оклеветан, и государь Николай Павлович, который был очень милостив ко мне, вдруг стал на меня гневаться. Я узнал, что все это произошло по наветам профессора-француза , невзлюбившего меня. Конечно, это меня глубоко опечалило: немилость государя тяжелым камнем лежала у меня на сердце. Однажды, на вечере у Олениных , ко мне подошел И.А. Крылов. Он положил мне руку на плечо и сказал: «Что ты, Айвазовский, так печален? Я слышал, что тебя оклеветал француз. Ничего, не грусти и не бойся: мы тебя оправдаем!» И действительно, скоро Крылов, вместе с некоторыми другими лицами, ходатайствовал обо мне перед государем, несправедливость навета была доказана, и государь снова стал милостлив ко мне. Этого я не забыл и никогда не забуду. Я помню хорошо черты баснописца, его крупную фигуру (он очень любил покушать! - прибавил Айвазовский с улыбкою) и львиную голову. Я напишу его портрет для гимназии».

Этот факт был известен феодосийской интеллигенции из биографического очерка Айвазовского, составленного по случаю его 50-летнего юбилея, тем не менее все присутствующие еще раз с большим интересом выслушали этот рассказ из уст самого И.К-ча, засвидетельствовавшего, таким образом, свою благодарную память о баснописце. Из бесед с И.К. я вынес убеждение, что он обладал живым и острым умом и добрым сердцем. Но громадный жизненный опыт, по-видимому, научил его мириться со многим, чего он не разделял по своим убеждениям и чему не сочувствовал в глубине своей души.


Последнюю зиму, по словам близких к нему лиц, он чувствовал себя очень хорошо. Был в Петербурге и вернулся оттуда бодрым, здоровым и веселым. Собирался 1 мая переехать к себе в Шах-Мамай, он часто ездил туда, чтобы сделать необходимые распоряжения. В день смерти он тоже утром ездил в имение, вернулся часов в пять пополудни, очень довольный и бодрый, и, чувствуя себя совершенно здоровым, сам уговорил жену и сестру своей жены съездить к их родным. До сих пор жена И.К-ча никуда не уезжала одна, боясь оставить И.К-ча. В семь часов вечера И.К-ч сам проводил их на вокзал, куда собирались знакомые, с которыми он весело шутил, и говорят, что редко видели его в таком прекрасном и бодром расположении духа. После отхода поезда он пешком отправился с вокзала к своим родственникам Мазировым , жившим довольно далеко от вокзала, играл там в карты, ужинал и в двенадцатом часу, совершенно здоровым, поехал домой. Во втором часу ночи его лакей услышал звонок. Думая, что звонят у парадного входа, лакей пошел туда, но, не найдя никого, он поднялся в комнату И.К-ча, которого нашел лежащим поперек кровати, почти без признаков жизни. На столе лежал намоченный компресс: очевидно, почувствовав себя нехорошо, И.К. клал себе на голову компрессы, а когда это не помогло, он позвонил. И.К. был уже мертв.

Айвазовский оставил по себе славное имя. Что бы ни толковали о нем художественные критики, с точки зрения тех или других течений в искусстве, огромный талант его вне всяких споров и сомнений. Это талант, рожденный Крымом, столь же яркий и пышный, как природа этого края. Айвазовского создало море, как оно создало Аю-Даг, прибрежные скалы, народные легенды и песни. Все, что, сливаясь, живет в воображении и памяти народных масс.

В своем родном городе Айвазовский сейчас почти забыт. Мало кто из феодосийцев укажет дом, где родился Айвазовский , расскажет его биографию, и редко кто знает хотя бы главнейшие его картины. Между тем, среди простого, рабочего люда, где-нибудь на Форштадте , или в горном татарском селении, вы и теперь услышите от какого-нибудь старика-татарина не лишенное поэзии предание о славном художнике.


Так, несколько лет назад, покойный директор Феодосийского музея Л.П. Колли записал сохранившийся среди татар поэтический рассказ о том, как знаменитый крымский разбойник Алим приехал поздравить Айвазовского после свадьбы. Когда Айвазовский, тотчас после бракосочетания (речь идет о первом браке Айвазовского) ехал к себе, в имение Шах-Мамай, ночью, почти к самым дверцам кареты подскакал стройный всадник, на прекрасном коне, остановил карету, поздравил новобрачных и исчез в темноте. Это был Алим.

Невольно вспоминаются грустные строки Пушкина:

Певец любви, певец богов,
Скажи мне, что такое слава?
Могильный гул, хвалебный глас,
Из рода в роды звук бегущий,

Традиционное название старого района в юго-зап. части Феодосии; топографически соответств. одному из предместий средневек. Каффы, которое располагалось вне городских стен на склонах Митридатского холма и вдоль совр. улицы Р. Люксембург.

Колли Людвиг Петрович (1849-1917), ученый, краевед, педагог, в течение почти 30 лет преподавал в Феодосийской мужской гимназии, с 1900 г. хранитель Феодосийского музея древностей.

Предисловие, публикация и примечания Людмилы Девятко.

Известный художник Иван Айвазовский, жизнь и творчество которого неразрывно связаны с Крымом, оставил теплые воспоминания о себе и крымских татарах. Предлагаем вам ознакомиться с малоизвестными фактами из биографии великого мариниста.

  1. Художник свободно владел крымскотатарским языком.
  2. Айвазовский много сделал для распространения культуры крымскотатарской музыки. Он играл для Михаила Ивановича Глинки крымскотатарские народные песни, которые композитор затем использовал для оперы «Руслан и Людмила».
  3. Передал в собственность города воду из своего имения Субаш и отстоял постройку водопровода до города. В то время это было очень важное событие.
  4. Крымские татары посвятили Айвазовскому песню «Айвазовскийнинъ чешмеси»:

Айвазовский поставил фонтан,
Поставил из мрамора чистого,

Посмотрите, как вода бежит,

Выпейте воды, пожалуйста,

Айвазовский поставил фонтан,
Поставил из мрамора чистого,
Из своего источника быстрого.
Посмотрите, как вода бежит,
Послушайте, как струя журчит,
Выпейте воды, пожалуйста,
Вспомните Ивана Константиновича»

  1. Крымские татары называли Айвазовского Ованес-агъа (как известно, при рождении художнику было дано имя Ованес – его предки были из галицинских армян).
  2. Имеются сведения о знакомстве и общении Айвазовского с крымскотатарским Робин Гудом Алимом Айдамаком. Художник сам рассказывал об этом краеведу Колли. По словам Айвазовского, Алим Айдамак, наслышанный о картинах известного мариниста, приехал к нему в имение, чтобы собственными глазами их увидеть. Вот как это описано в «Известиях Таврической Ученой Архивной комиссии»: «Однажды помощник художника доложил, что пришел молодой татарин, просит о встрече с Иваном Константиновичем.

– Чего тебе надо? – поинтересовался художник у вошедшего мужчины лет тридцати с «серыми умными и симпатичными глазами».

– Я Алим. Да, тот самый. Много слышал про тебя, Ованес-ага. Все тебя знают и хвалят. Можно посмотреть твои картины?

Осмотр картин закончился за столом. Потягивая кофе, Алим поинтересовался:

– Холост ты еще, Ованес-ага?

– Да, но думаю скоро жениться.

– Буду на твоей свадьбе! Хочу поглядеть на твою невесту!

И разбойник не обманул: когда свадебный кортеж подъезжал к имению Айвазовского Шейх-Мамай, на дороге показался всадник. Подскакав к карете, Алим кивнул Айвазовскому: «Поздравляю, твоя невеста действительно хороша!», и бросил на колени новобрачной дорогой шелковый турецкий платок».


«По дороге в Ялту», 1860-е гг.
«Крымский вид. Аю-Даг», 1865 г.
«Морской берег. Крымское побережье у Ай-Петри», 1890 г.

Top