Какой автомобиль у александра кутикова. Александр Викторович Кутиков: биография

— В 2014 году «Машине Времени» исполнилось 45 лет. Думали ли вы, репетируя первые песни в квартире у , что группа доживет до такого солидного юбилея?

— Мы вообще никогда не думали ни о датах, ни о вехах, ни о свершениях, ни даже о своей роли в искусстве. И по сей день не думаем. Я давно уже решил, что правильнее всего жить тем, что тебе принес сегодняшний день, не оглядываясь на вчерашний и не особо задумываясь о завтрашнем.

— Что принес сегодняшний день заслуженному артисту России Александру Кутикову?


— То же, что приносил много лет подряд, — любимую работу. Над музыкой, над песнями, над звуком, над аранжировками. И над собой. Даже, наверное, в большей степени, чем над всем вышеперечисленным. Но при этом я никогда не старался как-то себя изменить или сломать. Я такой, какой есть. Иногда замкнутый. Иногда несдержанный: могу отреагировать, скажем, на грубость и высказаться теми словами, которые мне хорошо знакомы с детства. Поскольку я вырос во дворе, при случае виртуозно использую специфические уличные выражения, но случается такое крайне редко — не мой язык. Могу и физически ответить обидчику — у меня неплохой удар когда-то был.

— Вы, ребенок из интеллигентной московской семьи, утверждаете, что выросли во дворе?

— Никаких противоречий тут нет. В наше время во дворе вся жизнь происходила. И я считаю, что для ребенка нормально — пройти обучение реальной жизни в реальной среде, а не только в тепличных семейных условиях. И если ты в детстве прошел через драки и ругань, понял, что жизнь — не сладкая патока, потом проще жить.

— А дома, в семье, вы что усваивали?


— Все остальное, чем богат сейчас. В четыре года, например, я послушал «Времена года» Чайковского, и меня как громом поразило. Мгновенно и навсегда. Потом было много другой классики, и эти произведения изменили мое детское сознание — с того момента я был полностью погружен в музыку. Интересовали разные жанры, разные эпохи — после классики началась эстрада, но музыка с тех пор стала моим постоянным спутником.

— В школе вы успевали учиться?

— Отличником никогда не был — я слишком абстрактно мыслил и чувствовал мир. Не могу сказать, что школа как-то ключевым образом на меня повлияла. Все самое важное началось после ее окончания. Когда мне было 19 лет, я познакомился с Андрюшей Макаревичем — ему тогда было 17, и он учился на первом курсе МАРХИ. Мы сразу обнаружили, что у нас масса общих музыкальных пристрастий, в том числе и битлы. Но это было даже не главное. Меня всегда привлекали люди, которые обладают более высоким интеллектом, кругозором, уровнем образованности, чем у меня. И всегда было интересно общаться именно с ними, учиться у них чему-то новому. Андрюша был как раз из тех людей. Например, блестяще разбирался в литературе, в частности в поэзии. Когда я пообщался немного с Андрюшей, понял, сколько он всего читал, сколько великолепных стихов знает наизусть и сколько я всего упустил, катаясь в детстве на коньках и бегая по дворам.

— Но не хотите же вы сказать, что ваше собственное детство прошло вообще без книг?


— Разумеется, нет, как же без них! Помню, наше знакомство с Лешей Романовым, лидером группы «Воскресение», в 1970 году состоялось как раз благодаря книге. Он пришел в модный тогда бар «Октябрь» на проспекте Калинина (теперь Новый Арбат), а я там был завсегдатаем, меня уважали и даже прощали мой нестандартный внешний виддлинные волосы и джинсы. И вот я сижу в баре, читаю книгу и пью кофе. По тем временам такая картина сама по себе выглядела вызывающе — обычно в барах не читали и пили совсем не кофе. Леша заинтересовался, подошел и спросил, что у меня за книга. Я ему показал самиздатовскую копию «Мастера и Маргариты», сделанную на ротапринте. Романов был сражен: сидит лохматый, читает запрещенную литературу, пьет кофе в центре Москвы и вообще никого не боится. А тогда, между прочим, только за длинные волосы можно было получить по полной программе, не говоря уж о самиздатовском «Мастере…».

— Я так понимаю, что в то время вы могли получить не только за вышеперечисленные грехи?

— На волоске был буквально — однажды чуть не посадили за тунеядство. В 1970 году я три месяца ждал обещанного мне места звукооператора и ­звукооформителя на Киностудии Министерства обороны. Мне говорили: «Подожди немного, ты классный специалист, место железно будет за тобой, потерпи еще». И так день за днем, пока мое дело не дошло до начальника отдела кадров. Он меня пригласил к себе и сказал буквально следующее: «Те чё, словами объяснить иль ты сам поймешь? Явреев на киностудии нету и не будет!» А я, надо сказать, ­никогда не скрывал своего еврейства, потому что ничего предосудительного в нем не видел. И в 16 лет, когда получал паспорт, не поддался на уговоры знающих жизнь людей, внушавших: «Почему ты хочешь быть евреем? У тебя же русский отец, ты спокойно можешь не портить себе пятую графу». Но отца я по сути и не видел никогда, жил всю жизнь с мамой и бабушкой, в еврейской семье, и решительно не понимал, чего тут стыдиться или бояться. Выбрал мамину ­национальность и стал евреем не только по рождению, но и официально, по паспорту. И долгое время мне это никак не мешало, пока не попал пред ясны очи того начальника. В общем, не взяли меня на работу по пятому пункту. Ну а ­пока я ­обивал пороги ­киностудии, кто-то из соседей донес участковому, что я не работаю, а значит, враг народа, и меня отослали на комиссию райкома партии. Комиссия решала, куда отправлять таких антисоветчиков, как я, — в суд за тунеядство или на тяжелую работу, не связанную со специальностью. В суд мне не хотелось, ­поэтому я стал волочильщиком на заводе «Пролетарский труд». Моя задача состояла в том, чтобы вытягивать проволоку из проката. В день переставлял руками от 18 до 20 тонн железа. Заработал артрит двух плечевых суставов. Еще чуть-чуть — и получил бы инвалидность или спился бы. Спасло меня то, что у меня была гитара и я брался за нее в любую свободную минуту. Надо было держаться, потому что ничего не стоило там, на заводе, слиться с общей массой, которая в восемь утра выпивала по стакану водки — и в цех. В обед еще стакан — и к станку. А после смены — стакан на посошок и в пивную, отдыхать. С одной стороны, людей

можно было понять — труд на заводе выматывал невероятно. К тому же существовал план, который все обязаны выполнять независимо ни от чего. Вообще, в советское время много было парадоксальных глупостей. Из-за одной из них, например, в моей трудовой книжке появилась запись «Уборщица». Дело было так. В ГИТИСе позарез нужен был звукорежиссер — там работала своя студия, где студентов учили «Основам радио и телевидения», рассказывали, как правильно обращаться с микрофоном на радио. Так вот, студия была, но внести в штатное расписание должность «звукорежиссер» никто не додумался. Пришлось руководству записать меня уборщицей.

— В самом начале своей карьеры вы были звукорежиссером?

— Был и остаюсь по сей день. Соответствующей записи в дипломе у меня нет, да и диплом отсутствует. Мне всегда казалось, еще с юности, что бумага об окончании вуза сама по себе ничего не решает. Многие люди думают, что их образование заканчивается, как только они получают «корочку». А учиться надо всю жизнь, чуть-чуть замешкаешься — и уже не наверстаешь… Позже, когда «Машина Времени» ездила по гастролям, каждый обязательно с собой книгу брал. Я очень любил читать толстые журналы — «Новый мир», «Иностранную литературу», там всегда появлялось что-то интересное и даже смелое по тем временам. Помню, в 1980 году наткнулся на роман Владимира Орлова «Альтист Данилов». Он меня совершенно потряс, и я старался урвать любую свободную минуту, чтобы его дочитать.

«Машина Времени» 1980-х годов: Александр Кутиков, Андрей Макаревич, Александр Зайцев и Валерий Ефремов. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Получается, что на гастролях, в то время, когда другие группы, следуя рок-н-ролльным традициям, срывали двери с петель и выбрасывали из окон мебель, «Машина Времени» только книги читала?

— Конечно, мы принимали участие в застольях, выпивали, не без этого. Правда, двери не выносили — когда работаешь по три концерта в день и исключительно «живьем», к вечеру силы остаются только на то, чтобы держать в руках вилку, да и то с большим трудом. Но кругом было столько интересных личностей, особенно на фестивалях, куда съезжались музыканты со всего Союза, что даже усталости как-то не чувствовалось.

Помню, в 1980 году на рок-фестивале в Тбилиси нас совершенно поразила группа Бари Алибасова «Интеграл». У них был очень хороший состав: Юрка Лоза играл на гитаре, на одной из бас-гитар играла девушка, да как! «Интеграл» был популярен, ребята зарабатывали хорошие деньги и почти все тратили на оборудование, так что техника у них была — будь здоров. Они возили с собой свой собственный аппарат, и когда у грузинских организаторов в очередной раз возникли проблемы с обеспечением концерта звуком, Алибасов великодушно разрешил нам и «Землянам» отыграть на своей аппаратуре. Благородный и шикарный жест. Мы с Макаром тут же побежали в магазин, купили три ящика вина, шесть бутылок коньяка и после концерта организовали колоссальную совместную пьянку. Так началась наша с Бариком дружба.

— А «Машина Времени» по тем временам хорошо зарабатывала?

— Период более-менее приличных денег пришелся на конец 1970-х, на последние два года нашего пребывания в музыкальном подполье, то есть мы не успели особо пошиковать. А все, что получали, все равно спускали на инструменты. В общем, мы привыкли жить достаточно скромно, но весело и интересно.

— Кроме «Машины Времени» у вас были и побочные проекты. Например, вы писали музыку к мультфильмам…

— Всего лишь к одному-единственному мультсериалу. Мы с Макаревичем и тогдашним клавишником «Машины» Сашей Зайцевым написали саундтрек к мультфильмам про обезьянок: помните серию мультиков про мамашу-обезьяну, которая пытается воспитывать пятерых детенышей, а они все время бедокурят? Вот эту песенку про то, что «в каждом маленьком ребенке: и в мальчишке, и в девчонке…» я написал буквально за несколько часов. А вообще, я никогда не прекращал быть звукорежиссером. Записывал все альбомы «Машины Времени», а кроме этого помогал записываться группам «Воскресение», «Браво», «Наутилус Помпилиус» и многим другим. Первый альбом группы «Секрет» тоже моя работа. Мы познакомились с ними задолго до выхода пластинки, впоследствии ставшей культовой. Нам очень нравились ребята — и их работа,

и они сами. Мы подружились. Они выступали у нас на концертах в первом отделении. И вообще, выражаясь современным языком, мы их ­«раскручивали», ­покуда они не обрели профессиональную самостоятельность. И вот, когда группа собралась записывать альбом, я взял двухнедельный отпуск и вместе с ними поехал в Таллин — две недели по 12 часов в день не вылезали со студии! И это вместо того, чтобы, как полагается в отпуске, отдыхать с молодой красивой женой. Катерина, кстати, совершенно не обиделась — она продумывала «Секрету» их сценические образы. Катя (она в свое время окончила постановочный факультет Школы-студии МХАТ) рисовала эскизы: пальто, рубашки, ботинки, костюмы, знаменитые узенькие галстуки — дело рук моей жены. И делала она это по собственному желанию, просто для души.

— Конечно, мы выпивали. Правда, двери не выносили. Когда работаешь по три концерта в день, силы остаются только на то, чтобы держать в руках вилку, да и то с трудом. Валерий Ефремов, Ованес Мелик-Пашаев, Петр Подгородецкий, Андрей Макаревич и Александр Кутиков. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Где вы познакомились с такой замечательной девушкой?


— Я отправился кататься на горных лыжах на Домбай. Однажды встретил красивую девушку, разговорился с ней, и она мне сообщила название трассы, на которой завтра я смогу ее найти. Я как ненормальный прочесывал потом две недели эту трассу, все искал ее среди горнолыжников. Потом выяснилось, что Катя больше любит гулять и наслаждаться видами, чем кататься на лыжах. Слава Богу, в результате мы все-таки встретились (конечно, не на трассе, а на прогулке), и завертелся наш роман, который продолжается вот уже 31 год.

— Откройте секрет, как удается жить в браке так долго?

— Мне всегда казалось, что долговечность брака зависит от женщины, от того, как разумно она ведет семью. У меня в семье матриархат. Но управляемый матриархат. То есть я легко иду на многие компромиссы и, более того, считаю, что в семейной жизни они необходимы. Иногда компромисс в незначительном деле позволяет решить большой вопрос.

Жена Екатерина и дочь Катя. Фото: Из личного архива Александра Кутикова

— Неужели даже все заработанные деньги отдаете жене?

— Здесь сложнее. Я воспитывался в семье, где к деньгам было не совсем обычное для советской семьи отношение. Там бюджетом заведовали жены. А у нас наоборот. Все финансы в своих руках держал мой прадедушка. И выдавал домашним раз в неделю — на еду, одежду, конфетки, орешки и всякие «бантики», как он говорил. Прадед был управляющим крупного ­лесопильного завода и привык все ­контролировать. Это было давно, еще до революции, которую прадед, кстати, категорически не принял и от отчаяния в результате сошел с ума. Но пока еще был у дел, научил и детей, и внуков своих грамотно распоряжаться деньгами. Так что я всегда умел считать заработанное и на ветер ничего не бросал. Чем, кстати, иногда очень обижал людей, например работников школы, в которой училась моя дочь (тоже Катя). Люди, как известно, в массе своей жадные и завистливые, обожают считать чужие деньги. И если они знают, что папа у девочки известный человек, то даже не сомневаются — у него миллиарды лишних денег, которые он просто обязан отдать своему ребенку, а тот — передать родной школе. И хотя я школе, разумеется, помогал, считалось, что недостаточно. Поэтому Кате было непросто учиться.


Сейчас Катя уже совсем взрослая, она юрист, работает в серьезной компании. Пока не замужем, и я стараюсь не влезать в эту часть ее жизни — она вправе сама выбирать себе спутника. Но точно знаю: если моя дочь выберет себе в ­мужья человека, который позволит себе ее обижать или оскорблять, — я его убью. И все. Конечно, я человек мирный, и для начала, когда Катя приведет к нам в дом своего жениха знакомиться, мы с ним сядем вдвоем, выпьем, и я ему расскажу про Катю и про то, как с ней надо обращаться. Сразу в штыки воспринимать не буду. Но вообще, мое мнение тут не решающее. Катина жизнь — ее жизнь. Лишь бы она была счастлива. Предпочитаю не жалеть о том, на что не могу повлиять. Надо радоваться тому, что уже случилось, и надеяться на то, что дальше в жизни тоже будет что-нибудь интересное. И не забивать себе голову неразрешимыми вопросами, которые занимают время и отнимают много сил. Как говорили хиппи, «человек должен делать только то, что приносит ему удовольствие». А я где-то в душе так и остался немножко хиппи. Пишу музыку, потому что мне это просто интересно. Можно назвать такой подход к жизни эгоизмом. Наверное, так и есть, я — эгоист. И я буду им оставаться, пока то, что я делаю для собственного удовольствия, приносит кайф другим людям. Я думаю, я правильно живу.

Семья: жена — Екатерина, художник и ландшафтный дизайнер; дочь — Екатерина (25 лет), юрист

Образование: учился в Московском радиомеханическом техникуме

Карьера: в 1970 году работал звукорежиссером в Гостелерадио. В 1971 году пришел в группу «Машина Времени». Президент звукозаписывающей студии «Синтез Рекордс». В качестве звукорежиссера записал альбомы группам «Секрет», «Воскресение», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Машина Времени». В его дискографии 6 сольных альбомов. Заслуженный артист России. Награды: орден Почета и орден Дружбы

День рождения 13 апреля 1952

композитор, поэт, бас-гитарист, вокалист

Биография

Александр Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах, в самом центре Москвы .

Семья

Отец - Виктор Николаевич Петухов - (09.12.1923), футболист московского «Спартака» и куйбышевских «Крыльев Советов» - рано ушёл из семьи.

Мать - Софья Наумовна Кутикова, пела и танцевала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова - одном из лучших гастрольных коллективов послевоенного времени.

Дядя - Сергей Николаевич Красавченко (род. 19 декабря 1940) - был первым заместителем председателя Верховного Совета, а также помощником президента Бориса Ельцина

  • Дедушка по матери - Наум Михайлович Кутиков (Наум Моисеевич) - (1902), в 14 лет ушёл делать революцию. В 1919 году, когда ему было 17 лет, уже командовал полком. К году 1928 он был одним из руководителей ЧК Камчатки. Карьера в ЧК. Был дважды исключен из партии, дважды восстановлен… Первый раз он попал под репрессии в конце 1930-х, а остался жив только потому, что был был близко знаком с Александром Николаевичем Поскребышевым и его только исключили из партии, но не расстреляли и не посадили, потом он стал замдиректором 19-го Авиационного завода, сейчас называется завод имени Хруничева , во время войны, работал в министерстве вооружений, и потом получил самую высокую свою должность Управляющий делами наркомата авиационной промышленности СССР, этим наркоматом руководил Михаил Моисеевич Каганович , брат Лазаря Кагановича. после развенчания культа личности Сталина, был исключен из партии за то, что работал с Кагановичем. Два года он был без работы, затем стал заместителем начальника треста высотных домов и гостиниц и был восстановлен в партии. Ему помог Александр Иванович Максаков .
  • Бабушка по матери - Галина Исааковна Кутикова (Гликка Исааковна), закончила математический факультет МГУ, была главным бухгалтером фабрики в Сокольниках.

Детство

Детство Александра Кутикова прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах.

В доме у Кутиковых бывали известные люди: Марк Бернес, Пётр Але?йников , и известные спортсмены, среди них, Всеволод Михайлович Бобров. Учился в музыкальной школе. Играл на разных духовых инструментах - и на трубе, и на альте, и на тенор-саксофоне исполнял классическую музыку. Был горнистом в пионерском лагере, побеждал на конкурсах. В четырнадцать лет начал играть на гитаре. В юности занимался боксом (боксировал в легком весе на первенстве Москвы среди юношей и получил «бронзу»), хокеем и футболом. Был секретарём комсомольской организации школы, но в 16 лет написал заявление о выходе из ВЛКСМ. Из-за этого не поступил ни в один институт.

Образование

Учился в музыкальной школе по классу трубы и успешно её закончил.

Учился в Московском радиомеханическом техникуме (МРМТ) на факультете радиолокации, бросил, окончил школу рабочей молодежи № 97.

Творческая биография

В 1969 г. работал радиорегулировщиком; с 1970 г. - звукооператором и звукорежиссером в Гостелерадио.

В 1971 году Сергей Кавагое приглашает Кутикова в «Машину Времени» вместо ушедшего в армию басиста Игоря Мазаева. Как вспоминал Макаревич, Кутиков «внёс в команду дух мажорного безоблачного рок-н-ролла». Под его влиянием репертуар группы пополнился радостными песенками «Продавец счастья», «Солдат», и т. д. В это же время Кутиков сделал все чтобы состоялся первый концерт «Машины Времени» на сцене ДК «Энергетик» - колыбели московского рока.

В 1974-м Кутиков покидает группу после конфликта с Кавагое, некоторое время играет в группе «Високосное лето», затем возвращается, но в 1975 снова уходит - его приглашают в ВИА при Тульской филармонии. Свою роль в решении об уходе из «Машины» сыграл и тот факт, что в этот период Кутиков официально нигде не работал и ему угрожало привлечение к суду за тунеядство. Проработав 8 месяцев на профессиональной сцене и, по собственным словам, многому там научившись, увольняется. С 1976 по 1979 год - бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». В 1979 году «Високосное лето» распадается.

Александр Викторович Кутиков (13 апреля 1952, Москва) - композитор,бас-гитарист, вокалист. Заслуженный артист России. В группе «Машина времени» в 1971-1974 годах и с 1979-го до настоящего времени.
Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве, был сыном футболиста «Спартака», его детство прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. В юности занимался боксом. В «Машину времени» в 1971 году его привёл Сергей Кавагое, но в 1974-м Кутиков покидает группу, чтобы попробовать свои силы в Тульской филармонии. С 1976 по 1979 год бас-гитарист и вокалист группы «Високосное лето». Затем вместе с барабанщиком этой группы Валерием Ефремовым входит в новый состав «Машины времени», с 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является ее бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах» и других.
Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп «Воскресение», « Лицей» и «Секрет». До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы «Машина времени». Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

Сольная деятельность

В 1987 году записал свои первые сольные песни «Дай помечтать» и «Кто со мной?» на стихи Маргариты Пушкиной. В 1990 году выпустил сольную виниловую пластинку «Танцы на крыше», которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником «Машины времени»). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. С декабря 2003-го Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой «Нюанс» он выступил на фестивале «Феникс» в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома.

Сольная дискография:
1989 (переиздание 1996) - Танцы на крыше (запись 1990 г.)
1996 - Високосное лето. Лавка Чудес
2002 - Александр Кутиков, The Best. Машина времени
2002 - Happy Birthday! Избранное, том I. Подарочное эксклюзивное издание. Проект при участии А. Кутикова
2009 - Демоны Любви


Родился 13 апреля 1952 года в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах в самом центре Москвы.
Отец – Петухов Виктор Иванович, футболист, играл за Крылья советов и за московский Спартак.
Мать – Софья Наумовна Кутикова, певица в цыганском ансамбле под управлением Кемалова.
Женат. Супруга – Екатерина Бганцева, дочь – Екатерина Кутикова.
Играл в группах «Високосное лето», «Машина Времени». В 1989 году выпустил сольный альбом «Танцы на крыше». С 1991 года – президент студии «Синтез Рекордс», выпускающей практически все диски группы «Машина Времени» и далеко не только. Хобби: горы, горные лыжи.

Любимая музыка: Beatles, Rolling Stones, Doors, Led Zeppelin, Pink Floyd, T.Rex, Kinks, Slade, Chicago, Creedence, Supertramp, Tower of Power, Police, Ray Charles, Stevie Ray, Vaughan Keb" Mo, Joe Cocker, David Bowie.
Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Наутилус Помпилиус.

Любимые кинофильмы: «All that jazz», «Индиана Джонс», «Близкие контакты», «Однажды в Америке», «Репетиция оркестра», «Джульета и духи», «Тот самый Мюнхгаузен», «Солярис», «Андрей Рублёв».

Любимые книги: «Мастер и Маргарита», «Игра в бисер», «Паломничество в страну Востока», «Сто лет одиночества», «И объяли меня воды до души моей», «Осень патриарха», «Когда хочется плакать, не плачу».

Сам о себе:
На Патриарших прудах

Детство мое прошло на Патриарших прудах. Место это замечательное, обладающее особой магией, особой энергетикой. Не зря Булгаков поместил сюда все основные события, что происходили в «Мастере и Маргарите». Тут и Арбат близко, и все самые замечательные, с моей точки зрения, «московские» места в Москве.

В детстве, в отличие от друзей, мечтавших стать пожарниками и космонавтами, я мечтал стать следователем и всех поражал этим. Мне нравилось, что есть такие люди (так я в детстве представлял себе следователей) – очень спокойные, очень серьезные, очень умные и абсолютно бесстрашные. Жеглова на экране тогда еще не было, но класса до четвертого я думал, что буду следователем или юристом. Потом я вдруг неожиданно для себя захотел стать летчиком, даже, попытался, классе в седьмом, записаться в Аэроклуб в ДОСААФ, но мне не хватало возраста, летчиком я не стал. Слава Богу.

Мама была очень интересным, непосредственным и темпераментным человеком. Все, кто знал ее в расцвете сил, называли, по меньшей мере, "ураганом". Она долгое время работала в цыганском ансамбле под управлением Кемалова – одном из лучших, гастрольных, коллективов послевоенного времени. Мама красиво пела и хорошо танцевала.

В шесть лет я спел первую песню: «Я с тоской ловил взор твой ясный, песню пел, грустя и любя, но ответа ждал напрасно, был другой дорогим для тебя»:) Это была песня из кинофильма «Песня о первой любви», в то время очень известная и популярная. Я поразил всех в семье: вдруг шестилетний ребенок встает и поет песню:)), да еще какую – про любовь, и не какую-то детскую. Видимо, как-то с этого момента все и закрутилось.

Несмотря на небольшой рост и легкий вес, у меня был очень тяжелый удар. И об этом люди догадывались только тогда, когда получали правый встречный через руку. Люди до 100 килограмм весом падали "замертво". Годам к 16 я уже неплохо представлял себе, что такое жизнь, и решил, что этот путь не для меня. Несмотря на блестящие перспективы в дворовом мире, я из него абсолютно сознательно вышел и договорился со своими бывшими "братанами", что я теперь только настраиваю гитары, но в драках не участвую.

Хотя мое музыкальное образование нельзя считать законченным, практика у меня была большая. Решающую роль сыграла песня "Битлз" "Norwegian Wood". Нам было лет по 14 и мой приятель Гена по кличке "Битл", пригласил меня домой и на магнитофоне старшего брата поставил "битлов". Тогда их музыка показалась мне очень странной: советская эстрада в то время сильно отличалась от того, что играли "Битлз", равно, как и классика, которую я играл на трубе. Но, когда зазвучала песня "Norwegian Wood", во мне что-то переключилось, как тумблер: "щелк" и я понял: всё, с этого дня моя жизнь будет другой. "Битлы" играли на гитарах, так что вопрос со сменой инструмента, был решен.

Сложные времена

Я хотел стать звукорежиссером, но, проучившись, год, понял, что дедушка хочет сделать из меня военного. Меня такая перспектива не прельщала: я был большим поклонником "Биттлз", лохматым и хотел играть музыку. Я сбежал из техникума и, как и многие беглецы из советской системы образования, окончил вечернюю школу.

Впоследствии только однажды у меня появилось желание получить высшее образование, я даже сдал документы на журфак МГУ, но вовремя понял, что мне это не нужно, бросил вступительные экзамены и уехал с "Машиной времени" играть на юг в международный лагерь "Буревестник". Один раз я попросил дедушку помочь мне устроиться на работу "по блату". Он сделал мне протекцию, и меня приняли на работу учеником звукооператора в цех трансляции и внестудийных записей ГДРЗ. Но поскольку мне очень хотелось стать звукооператором и я очень старался, то уже через три месяца меня допустили к самостоятельной работе, а через полгода, когда я сдал все необходимые экзамены, стал самым юным звукооператором, работавшим в цехе трансляций и внестудийной записи. Мне доверяли записывать Карела Готта, ВИА "Поющие гитары", Хелену Вондрачкову, и многих других исполнителей".

С «Машиной времени» я познакомился через Сергея Кавагое – он учился в одном классе с девушкой, в которую я был влюблен. Первая любовь – сумаcшедшая любовь. 8 марта 1971 года Сергей пригласил меня на концерт в Архитектурный институт – вот тогда, в первый раз, я услышал «Машину Времени». Мне очень понравилось. Я понял, что это единственная группа, в которой мне хотелось бы играть. Спустя некоторое время Сережа пригласил меня на репетицию. Мы сыграли «Yellow river» и еще массу каких-то песенок. Все прошло весело и замечательно...

Я был очарован обаянием Андрея, его талантом, отношением к жизни, фантастической подкупающей добротой. Я до сих пор считаю, что далеко не каждому талантливому человеку дано в 17 или 18 лет написать такую песню как "Ты или я", я уж не говорю о других песнях. Я очень полюбил Макара, мы много времени проводили вместе. В то время, когда он учился в Архитектурном институте, охранники Архитектурного института думали, что и я учусь в этом институте, потому что я проводил там почти все свое свободное время, даже сидел на лекциях. Приходя на рисунок, смотрел, как они рисуют, сидел на проектировании, наблюдал за тем, как они делают проекты, со мной, иногда, даже советовались, в общем, проходил заочный курс обучения в Архитектурном институте.
Осенью бас-гитариста «Машины» Мазая забрали в армию. К этому времени я уже знал большую часть репертуара. Первый концерт с моим участием в качестве официального музыканта группы состоялся 3 ноября 1971 года...

Случилось так: Кавагое провалил экзамены в институт и устроился на работу в Радиокомитет. Я уже был "солидным" человеком – звукооператором, а Сережа разносил пленки из фонотеки по редакциям – занимался работой, которая позволяла особенно не напрягаться и играть музыку, чем мы с ним и занимались в подсобном помещении вместо того, чтобы заниматься работой, за которую получали приличную зарплату. Я знал о существовании группы "Машины времени", слышал их на одном из вечеров в Архитектурном институте, мне они очень понравились. В "Машинах" был очень мощный дух: все было ужасно несовершенно, но была магическая энергетика и Макар, лохматый, похожий на Джимми Хендрикса с педалью вау-вау самозабвенно пел…

Прошло несколько лет и меня пригласили на работу в Тульскую филармонию. Тогда мне показалось, что я могу еще чему-то научиться на профессиональной сцене. Чисто интуитивно я это почувствовал и оказался абсолютно прав. Это была хорошая, но недолгая школа. Естественно, вернуться в «Машину» я уже не мог, мое место было занято Маргулисом. В то время существовала группа «Високосное лето», в нее я и пришел. Были произведены кое-какие изменения в составе, была сделана новая, очень интересная программа... И в 1977 году мы «обыграли» «Машину Времени», выступив удачней всех на Таллинском фестивале...

Мы не соревновались с "Машинистами" за первое место в Таллинне. Мы дружили несмотря на то, что играли в разных группах. Периодически собирались вместе, выпивали, решали жизненные вопросы и все время старались друг друга поддержать. Надо сказать, что в период 70х годов московское рок-н-ролльное подполье было очень дружным, никто никому не завидовал, все старались друг другу помочь, все друг у друга учились, поддерживали теплые отношения, договаривались о поднятии цен на концерты, создавали альянсы против администраторов, которые занимались подпольными концертами.

В 1971 году "Машины" получали за свой концерт 50-80 рублей как максимум, а в 1975 московские группы договорились, что меньше чем за 250 рублей мы даже нос из квартиры не покажем. Все, кто был в этом альянсе, выполняли "конвенцию", никто друг друга не контролировал. " МВ" подполье зарабатывали от 800 до 1000 рублей за концерт – больше чем артисты, работавшие по официальным ставкам Москонцерта. У нас были хорошие инструменты и аппарат. Мы вкладывали в аппаратуру все деньги, которые зарабатывали, и у нас аппаратура была лучше, чем у тех коллективов, которые работали на профессиональной сцене и ждали, когда им Министерство культуры купит оборудование.

У нас было много самодельной аппаратуры, изготовленной замечательными умельцами, которые творили чудеса и делали очень приличную аппаратуру почти из воздуха. Хотя границы были закрыты, и привозить "оттуда" что-либо было сложно, тем не менее, Андрюшкин папа привозил Макару усилители, гитары, шведские динамики, отец Сережки Кавагое, заказывал в Японии гитары и клавиши, усилители, микрофоны.

Когда мы приехали на фестиваль в Таллинн, выяснилось, что против двух московских команд Прибалтика выставила 12 групп. Прибалты считали, что на территории Советского Союза настоящий рок-н-ролл существует только у них, и там действительно были великолепные музыканты, как, например, группа "Magnetic Band" . "Високосное лето" должно было победить прибалтийские группы: наша задача состояла в том, чтобы не опустить знамя московского рок-н-ролла. Конечно, мы всех "размазали".

Хотя, если честно: я не помню, чтобы я готовился когда-нибудь к чему-нибудь так, как к этому фестивалю. На протяжении полугода мы репетировали программу три раза в неделю минимум по 4 часа, а по субботам с 11 утра до восьми-девяти вечера. Мы играли полуторачасовую программу с полной выкладкой, в костюмах, со светом, потом отдыхали, выясняли какие-то огрехи, и играли еще раз и так по три прогона всей программы за одну репетицию. В Таллинне мы вышли на сцену и уже на третьей песне организаторы фестиваля просто зажгли свет: Дворец спорта "стоял на ушах". К нам прибежали и потребовали закончить, но мы отыграли положенные 50 минут, и при полном свете зал просто бесновался.

Группа "Високосное лето" заняла первое место

Несмотря на то, что мы играли в разных группах, с Макаревичем мы дружили всегда. То есть «Машина Времени» для меня всегда оставалась чем-то родным, и сейчас это так же. Это не бизнес и не способ зарабатывания денег. Для меня «Машина» – часть моей души. Поэтому процесс воссоединения в 1979 году был, в общем-то, естественен...

Андрей в то время чувствовал себя неудовлетворенным тем, что происходило в группе... Прошел год, и группа развалилась, но удачно развалилась. Из двух групп было создано три, с моей точки зрения, замечательные группы. Это «Воскресение», новая «Машина времени», «Автограф», который был рожден на остатках, на пепелище «Високосного лета»:). Как раз в это время Андреем была написана «Свеча». Вот какое это было Время...

На студии в ГИТИСе у нас было очень интересно, своего рода, "афинская школа". На базе студии существовала комиссия при Академии наук СССР по комплексному изучению резервных возможностей человека. Все последователи альтернативных форм обучения, йоги, уфологи, маги приходили туда. Там было много интересных людей: за два года общения, с которыми я научился большему, чем за все предыдущие годы своей жизни, хотя, конечно, среди этих людей было очень много шарлатанов, аферистов и ненормальных.

Как-то раз кто-то из знакомых привел на студию Петра Подгородецкого, который только вернулся из армии и работал аккомпаниатором в эстрадно-цирковом училище – аккомпанировал молодым циркачам на уроках хореографии.

Это был абсолютно безголовый юноша, очень веселый, ни о чем не думающий, энергия выливалась из него цистернами. Он очень хорошо играл на инструменте, и поскольку записи в студии чередовались с вечеринками и посиделками, достаточно быстро Петя стал неотъемлeмой частью нашего студийного пространства.

Так получилось, что я дал настроение песни, которое позволило Макару написать слова: Петя играл в очередной раз на студии что-то лирическое. Вдруг я услышал интересную гармоническую последовательность и попросил его сыграть ее еще раз. Он сыграл еще, а у меня в голове уже звучала мелодия, я взял и спел ее от начала до конца и один из наших театральных приятелей тут же окрестил ее "сентиментальным чудовищем". Макар послушал мелодию и сказал: "Я на эту мелодию никогда слова не напишу, потому что это песня про любовь, а это не мой жанр". Я был готов к этому, и тут же сыграл рок-н-ролльный вариант, который потом и стал песней "Поворот". Макар пошел погулять на улицу Горького, зашел в кафе "Московское", взял 100 грамм коньячку и одновременно написал две песни: "Поворот" и "Ах, что за луна". Второй он гордился больше: Подгородецкий немного грассировал и Макаревич написал песню таким образом, что в первом куплете и припеве не было ни одной буквы "р".

Перемены к лучшему

В 1970-м году в цехе трансляций и внестудийной записи я был самым молодым звукооператором. И в возрате восемнадцати лет выезжал на трансляции и записи концертов с участием звезд. Я очень любил эту работу...

Спустя много лет, когда мы были в Америке, я понял, что я не просто звукорежиссер, а скорее саунд-продюссер. Бывает так – приносят какую-то фонограмму, и фонограмма плохая. Неожиданно в голове возникает музыкальный образ, и становится понятно, как может звучать только что прослушанный мною коллектив. Это проверено на первых записях «Воскресения», «Секрета», «Браво», «Лицея» и многих других, – это все мои работы. Самое сложное – определить саунд коллектива. Потом он с этим звуком будет жить дальше, и либо его примут зрители, либо не примут. От моей работы во многом зависит жизнь коллектива...

Я очень люблю «Машину времени», люблю людей, которые там играли и играют. Был момент, когда я подумал, не сделать ли мне параллельный проект? Записал сольный альбом, он занял в хит-параде «Московского Комсомольца» пятое место, а «Машина Времени» с альбомом того же года заняла седьмое. С одной стороны, я должен был радоваться, а с другой стороны, мне стало обидно за «Машину». Я оставил все мысли о создании своей группы. Я не мог представить себе людей, с которыми я бы чувствовал себя в жизни и в музыке так же хорошо, как с «машинистами»...

За тридцать с лишним лет в «Машине Времени» произошло столько перемен и переиграло столько музыкантов, что сейчас сложно сосчитать всех... да и не надо, наверное... Мне кажется, главное – верить в то, что эти перемены всегда ведут к чему-то лучшему... Так было вчера, так есть сегодня и, я надеюсь, – так будет завтра:) Мы научились друг другу прощать недостатки, если они не влияют на нашу жизнь. Если это просто недостатки, связанные с настроением, с ситуацией, то не обращаешь внимания, и все. На завтра изменится настроение, изменится ситуация, и человек будет прежним. Ничего страшного, такие мелочи можно пережить.

В 1987 году ко мне приехал мой старый товарищ – звукорежиссер группы "Високосное лето" Леонид Лебедев и уговорил меня создать кооператив – один из первых в Москве. Кооператив "Синтез" должен был заниматься созданием и реализацией музыкальных произведений и кинофильмов. Мы начали работать, творить, построили небольшую студию, стали заключать договора с исполнителями, попытались отобрать у фирмы "Мелодия" монопольное право на производство.

В итоге через полтора года правительство издало постановление о том, что кооперативам нельзя заниматься всеми видами деятельности, которые имеют идеологическую основу, а это как раз относилось к нам. Кооператив переквалифицировался и поменял направление своей деятельности, а в 1991 году мои коллеги отдали мне остатки музыкального бизнеса: старый компьютер и помещение под офис и сказали: "Если поднимешь дело, то твое, занимайся".

Мне стало интересно создать собственный бизнес, захотелось попробовать и добиться результата. У меня не очень большой бизнес, но меня вполне устраивает, в том виде, в котором сейчас существует, хотя я планирую кое-какие пути развития. Сейчас не то время, чтобы бежать впереди паровоза и пытаться развивать то, что не может быть развито, в связи с тем, что государство абсолютно не желает того, чтобы это направление в бизнесе развивалось, а по большому счету мешает.

Хобби

Первое и главное мое увлечение – работа. Я считаю, что, чтобы хорошо делать какое-то дело, нужно отдать ему жизнь. Единственное, что я могу себе позволить, – это съездить с семьей в горы и покататься на лыжах, но в последние годы, в силу разных обстоятельств, это получается все реже и реже. На лыжи нас в свое время "поставил" наш барабанщик Валера Ефремов, который профессионально занимался горными лыжами.

Я занимаюсь продюсированием, когда у меня есть время: это интересно – находить в звучании коллектива или исполнителя ту изюминку, которая позволит зрителю его полюбить и ту изюминку, которая будет его отличать в дальнейшем, от всех других групп и исполнителей.

В нашей семье считают, что наши души когда-то принадлежали каким-то римским патрициям: мы чувствуем себя в этом городе очень хорошо, как будто бы там родились. Я обожаю итальянское искусство, все то, что имеет отношение к Ренессансу: живопись, архитектуру, музыку, и, конечно, классическую итальянскую оперу".

Я очень люблю хорошее вино, как часть жизни нормального интеллигента. Обычно в моем доме не менее 60 бутылок вина, на которые я не просто смотрю, а которые периодически раз в месяц-два ротирую. Что касается коллекции ложек, то я собрал ее в период наших гастролей по территории СССР. Это изумительно красивые ложки, сейчас такие уже никто не режет, я мечтаю повесить их в новом доме, в который скоро переезжаю.

Всем нашим друзьям я хотел бы пожелать быть свободными! Всегда внутри быть свободным – жизнь будет исключительная.
Вся красота жизни от свободы души.

Кутиков родился 13 апреля 1952 года в Москве, его детство прошло в Малом Пионерском переулке на Патриарших прудах. В юности занимался боксом.

В составе музыкальных групп

В "Машину времени" в 1971 году его привёл Сергей Кавагое, но в 1974-м Кутиков покидает группу, чтобы попробовать свои силы в Тульской филармонии. С 1976 по 1979 год бас-гитарист и вокалист группы "Високосное лето". Затем вместе с барабанщиком этой группы Валерием Ефремовым входит в новый состав "Машины времени", с 1979 года вместе с Макаревичем и Ефремовым является ее бессменным участником. В группе является автором музыки, вокалистом, бас-гитаристом. Сочинил музыку песен «Поворот», «Скачки» (обе - совместно с Петром Подгородецким), «За тех, кто в море» (совместно с Андреем Макаревичем), «В добрый час», «Музыка под снегом», «Спускаясь к великой реке», «Он играет на похоронах и танцах" и других.

Звукорежиссёр

Работал звукорежиссёром на Гостелерадио, регулировщиком радиоаппаратуры. Осуществил запись первых альбомов групп "Воскресение" и "Секрет". До сих пор осуществляет запись и сведение для студийных альбомов группы "Машина времени". Ученик Виктора Борисовича Бабушкина. Руководит звукозаписывающей компанией Sintez Records. Продюсер музыкальных альбомов «Машины времени» и проекта «Старые песни о главном».

Сольная деятельность

В 1987 году записал свои первые сольные песни "Дай помечтать" и "Кто со мной?" на стихи Маргариты Пушкиной. В 1990 году выпустил сольную виниловую пластинку "Танцы на крыше", которая была переиздана на CD в 1996 году. Альбом был записан в сотрудничестве с гитаристом Дмитрием Четверговым и Андреем Державиным (будущим клавишником "Машины времени"). Он состоял из песен на стихи Карена Кавалеряна. Сам Кутиков объяснил выход сольной пластинки тем, что у него накопилось много музыкального материала, а Макаревич, очень серьёзно подходящий к своей творческой деятельности, не сможет быстро написать тексты новых песен. С декабря 2003-го Кутиков возобновил сольную деятельность, на этот раз совместно с группой «Нюанс», на концертах которой исполняет песни из своего сольного альбома и репертуара «Машины времени». С группой "Нюанс" он выступил на фестивале "Феникс" в Грозном. В интервью Кутиков говорит о выходе нового сольного альбома.

Сольная дискография

* 1989 (переиздание 1996) - Танцы на крыше (запись 1990 г.)

* 1996 - Високосное лето. Лавка Чудес

* 2002 - Александр Кутиков, The Best. Машина времени

* 2002 - Happy Birthday! Избранное, том I. Подарочное эксклюзивное издание. Проект при участии А. Кутикова


Top