Пахомов алексей федорович картины. Русские художники

(02.10.1900 – 14.04.1973)

Живописец, график, скульптор, педагог. Действительный член Академии художеств СССР, народный художник СССР. Иллюстратор классической русской литературы, в том числе книг для детей и юношества. Награжден золотой медалью за панно «День страны Советов» в советском павильоне международной выставки в Париже (1937). Лауреат Государственных премий СССР: 1946 – за серию литографий «Ленинград в дни войны и блокады»; 1973 (посмертно) – за иллюстрации и оформление сборника рассказов Л. Н. Толстого «Филипок» (1954) и «Азбука» (1970–1973).

Вологодская земля подарила культуре России ХХ века ярчайшие имена, среди них – Алексей Федорович Пахомов, действительный член Академии художеств СССР (1964), народный художник СССР (1971) – живописец, график, скульптор, педагог. Значение его творческого наследия не ограничивается рамками века прошедшего. Выразив свое время, он навсегда остался в истории русского искусства.

Алексей Пахомов родился 2 октября 1900 года в деревне Варламово Кадниковского уезда Вологодской губернии в крестьянской семье. Он рано пристрастился к рисованию и, к счастью, находил поддержку и понимание в семье. Вспоминая о тех годах, он писал: «Моего отца ряд лет выбирали старостой, поэтому бумага в доме водилась». Сначала на юного художника обратила внимание учительница сельской школы, а потом и местный владелец усадьбы В. Ю. Зубов. В имении Зубовых Кубин Бор, что находилось в семи верстах от деревни Варламово, Пахомов впервые взял в руки иллюстрированные книги, знакомился с репродукциями картин знаменитых русских художников И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Семья дворян Зубовых сыграла определяющую роль в судьбе будущего мастера. По инициативе Зубовых он был определен на казенный счет учеником в начальное училище в Кадникове, после окончания которого на собранные Ю. М. Зубовым деньги отправлен в Петроград, в училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Земляки и в дальнейшем не оставляли без поддержки молодого художника. Голодный 1918 год он пережил в Кадникове, куда был приглашен на должность преподавателя школы первой и второй ступени. Несмотря на материальные трудности, это время он вспоминал с благодарностью: «Весь год я читал. Передо мной раскрывался мир, которого я, оказывается, почти не знал». Родная земля навсегда оставалась той крепостью, что защищала и помогала как в жизни, так и в творчестве.

Уже не одно юное поколение наших соотечественников открывает для себя мудрость и поэзию классических литературных произведений Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина, В. В. Маяковского не без помощи ярких и талантливых иллюстраций Алексея Пахомова. Ровесник века, он был свидетелем и участником многих событий и экспериментов в искусстве России ХХ века. Начал художественное образование в училище технического рисования барона Штиглица (1915–1917), а заканчивал его в преобразованной революцией Академии художеств (тогда – ВХУТЕМАС, 1922–1925). Учителями будущего художника были и традиционалисты, и реформаторы – М. В. Добужинский, В. И. Шухаев, С. В. Чехонин, Н. А. Тырса. Последний привел его в редакцию детского отделения Госиздата к В. В. Лебедеву, стоявшему у истоков создания новой детской книги. В конце 1920-х гг. А. Ф. Пахомов уверенно входит в круг ленинградских графиков-иллюстраторов, обретает свой почерк, находит свои темы и своих героев. Пройдя через увлечение искусством Сезанна, затем кубистов, он приходит к творческому осмыслению традиций русской культуры и, в частности, реализма. Вот тут и помогли воспоминания деревенского детства и ежегодные летние поездки на родину в Харовский район, которые художник не прерывал в течение всей жизни. Натурные рисунки, сделанные с односельчан, превращались в законченные композиции, рассказывающие о романтике походов «в ночное», зимних ребячьих забавах, летнем купании и прогулках по лесу. Мир детей с его радостями и огорчениями, новизной открытий, будничными заботами и фантазиями оживал под чутким карандашом мастера. И мы вместе с его героями шли по заснеженной деревне, так напоминающей Варламово («Филиппок» Л. Н. Толстого), вслушивались в рассказы мальчишек, сидящих у ночного костра («Бежин луг» И. С. Тургенева), которые, затаив дыхание, слушал когда-то и сам Алексей. Мастерски владея рисунком, Пахомов блестяще передавал непосредственность детского характера, то озорного и непоседливого, то не по годам серьезного. Его композиции всегда изобиловали меткими и емкими деталями, точностью найденных поз и жестов, яркой атрибутикой времени.

Решая профессиональные задачи, в ранний период творчества, когда еще увлеченно занимался живописью и входил в объединение «Круг художников» (1926–1932), Пахомов использовал форму, близкую русской средневековой традиции. Сцены из крестьянского быта – сенокос, косьба – мыслились им как ритуальное действо, в изображении которого им использовались приемы языка фрески или иконы. Но и эти картины рождались на основе бытовых наблюдений и зарисовок, которые Пахомов делал постоянно, находился ли он на отдыхе в деревне, работал ли в городе или у себя в мастерской. В них, этих беглых набросках, виден и меткий глаз наблюдателя, и талант рассказчика, умеющего обобщить и обыграть подмеченную жизненную ситуацию.

Язык Пахомова-иллюстратора формировался постепенно. На раннем этапе заметное влияние на него оказали коллеги – В. В. Лебедев и Н. А. Тырса. Классический «пахомовский» стиль, основанный на традициях русского реализма, определился к середине 1930-х гг., подтвердив коренные связи художника с народной культурой, которые не обрывались никогда. Вспоминая деревенские обычаи, Пахомов описывал, как на каждую Пасху отец украшал избу яркими «сытинскими» лубками. Такие же «выставки» появлялись и в других домах. Это было настоящим праздником для мальчика, еще не умеющего читать, но с увлечением рассматривающего эти нехитрые нравоучительные истории, рассказанные языком графики. Так складывался Пахомов-иллюстратор, тонко понимающий психологию ребенка, склонный к сюжетному повествованию, любящий говорящую деталь, умеющий воссоздать современную и историческую ситуации.

Блокаду художник пережил в Ленинграде, ставшем его второй родиной. В этот период не книжная, а станковая графика являлась основной сферой его творческой деятельности. Здесь он трудился над серией, посвященной осажденному городу, затем восстанавливаемому после войны. И снова главными героями его графических произведений становятся юные горожане, пережившие вместе со взрослыми все тяготы этих суровых дней. «У нас много пишут о том, что художнику нужно изучать жизнь, – говорил после войны один из ведущих ленинградских живописцев И. А. Серебряный. – В условиях войны и блокады мы не «изучали» жизнь. Мы жили этой жизнью. Все сердца бились в унисон, и у всех была одна мысль, одна цель – все для победы!».

С 1948 года начинается педагогическая деятельность А. Ф. Пахомова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина (с 1949 года – в звании профессора). Здесь он руководил отделением станковой графики.

Однажды найдя в искусстве свою главную тему, А. Ф. Пахомов остался верен ей навсегда. Высокий профессионализм, духовность его творчества поставили нашего земляка в один ряд с ведущими мастерами, определившими лицо культуры своего времени.

Литература:

Пахомов А.Ф. Про свою работу. – Л., 1971.

Пахомов А.Ф. Про свою работу в детской книге. – М., 1982.

Пахомов А.Ф. 10 книжек для детей. – Л., 1986.

Матафонов В.С. Алексей Федорович Пахомов. – М., 1981.

Ленинградская станковая литография. 1933–1963. Каталог выставки /Автор вступ. статьи Козырева М. Н. – Л., 1986. – С. 57–59.

Соснина Л.Г. Художники Харовской земли (ХХ век) // Харовск. Краеведческий альманах. – Вологда: ВГПУ, изд-во «Русь», 2004. – С. 295–297.

Смирнова Т.А. «Любимое мое, родное Варламово...» // Харовск. Краеведческий альманах. – Вологда, 2004. – С. 278–294.


Л. Г. Соснина

Выдающиеся вологжане: Биографические очерки/ Ред. совет «Вологодская энциклопедия». – Вологда: ВГПУ,
издательство «Русь», 2005. – 568 с.

Плюсануть

График, живописец

Алексей Федорович Пахомов - график и живописец. С ранних лет проявил способности к рисованию. При активном содействии представителей местного дворянства (сына и отца Зубовых), был отправлен сначала в Начальное училище в городе Кадникове, а потом в 1915 году в Петроград в Училище рисования барона Штиглица. В училище А. Пахомов попадает в мастерскую Н. А. Тырсы, а после службы в армии переходит в мастерскую В. В. Лебедева.

В 1920-е годы был членом ленинградского художественного объединения «Круг художников». Как живописец, Пахомов создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства 20 века. В их числе: «Жница» (1928, ГРМ), «Девушка в голубом» (1929, ГРМ), «Стрелки из лука» (1930,ГРМ), «Портрет ударницы Молодцовой» (1931, ГРМ).

В конце 1920-х г.г. А. Ф. Пахомов начал работу в книжной графике. В 1936 году с распространением офсетной печати Пахомову попробовал изготовить офсетную печатную форму с карандашных рисунков. В результате была выпущена книжка «Школьные товарищи» С. Маршака с иллюстрациями Пахомова. После этого Пахомов стал иллюстрировать книги преимущественно в своей любимой карандашной манере. В это время он также сотрудничал в детских журналах «Чиж» и «Ёж».

Войну Пахомов пережил в блокадном Ленинграде. В результате появилась драматическая серия литографий «Ленинград в дни блокады» (1942-1944). В 1944 году принял участие в выставке пяти работавших в блокаду художников в Русском музее (В. М. Конашевич, В.В.Пакулин, А. Ф. Пахомов, К. И. Рудаков и А. А. Стрекавин).

С 1942 года преподавал в ЛИЖСА имени И. Е. Репина. К началу 1960-х годов, достигнув высоких степеней официального признания, Пахомов, тем не менее, почувствовал необходимость обновления своего изобразительного языка. Толчком к этому послужила прошедшая в 1961 году в ГРМ юбилейная персональная выставка, на которой большой интерес вызвали ранние цветные иллюстрации А.Ф. Пахомова. После этого он решает опять использовать в иллюстрации цвет, возвращается к некоторым собственным приемам, разработанным в 20-х годах. В результате выходят книги с цветными иллюстрациями - "Липунюшка" Л. Н. Толстого (цветной карандаш), "Бабушка, внучка да курочка" (акварель) и другие.

Произведения Алексея Пахомова

У Петропавловской крепости. 1934 г. х.,м. 72,5х52

Сенкос. 1925 г. х.,м.

Жница. 1928 г. х.,м.

Девушка в голубом. 1929 г.

Птичница. 1931 г.

Доярка Молодцова. 1931 г.

Крестьянский мальчик. 1929 г.

Портрет Сары Лебедевой. 1940-е г.г.

Работница (Портрет в голубом). 1927 г.

Юный лучник. 1930 г.

Мальчик на коньках. 1927 г. х.,м.

Авиамоделистка. 1930-е г.г.

С.М. Киров среди авиамоделистов. 1936 г.

Авиамоделисты. 1935 г.

Юные натуралисты в Артеке. 1930-е г.г. цв. литография

Сестры 1934 г.

Девочка на солнце х.,м. 53х66,5

На солнце(?). 1934 г.

Пионеры у моря отдыхают. сер. 1930-х годов

Пионерская линейка. 1934 г.

Пионеры на море. 1934 г.

Солнечные ванны. 1934 г.

Купание краснофлотцев с борта корабля. 1933 г.

Рисую Ленина 1939 г.

Пейзаж 1939 г.

Городки. 1927 г. бум.,акв. 20х18,3

Косцы. Иллюстрация. 1924-1925 г.г. бум.,акв., тушь 27х21

Невеста. 1967 г.

Мурзилка. 1964 г.

Мурзилка 1951 г. (Кардашов А. Хорошо живется нам)

БЛИЗКИЕ ТЕМЫ

Блокадный дневник А. Пахомова

Монохромные произведения А.Ф. Пахомова

Алексей Федорович Пахомов приобрел известность как художник, изображающий детвору. Широко популярны его иллюстрации к стихотворениям С. Маршака, В. Маяковского, С. Михалкова, а также к произведениям И. Тургенева "Бежин луг", Н. Некрасова "Мороз, Красный нос", к сборнику рассказов Л. Н. Толстого "Филиппок. Страницы из азбуки" и др. Много лет А. Ф. Пахомов сотрудничал с детскими журналами "Чиж", "Еж" и "Костер". Мастерство художника и любовь к детям сделали его работы глубоко содержательными и волнующими. Знание детского быта, наблюдательность, четкий рисунок помогли ему создать запоминающиеся образы ребят.

А. Ф. Пахомов редко применял цвет. Эта тенденция проявилась к рисунках к "Бежину лугу". Почти во всех листах простой графитный карандаш сочетается с сангиной. В ночных пейзажах используется общая легкая цветовая подкладка, в остальных применена штриховка.

А. Ф. Пахомов уделял большое внимание изучению жизни детей. Конкретность и эмоциональность образов прекрасно отвечали детской психологии с ее непосредственностью и живостью восприятия и стали одной из специфических черт книжной графики для детей. Художника привлекает психологическая, а не бытовая достоверность образа. Изображенные Пахомовым дети любознательны, с доверием относятся к миру. Им все интересно. Иллюстрации отличались разнообразием композиционных решений.

В дальнейшем А. Ф. Пахомов создал различные варианты иллюстраций к "Что такое хорошо и что такое плохо?" В. Маяковского. Значительным явлением в иллюстрировании были рисунки Пахомова к этому произведению, вышедшие в издании 1964 года. Художник стремился к большей цельности, используя сангину и один-два цветных карандаша, обогащая цветным штрихом свою излюбленную манеру рисунка.
А. Ф. Пахомов создал в иллюстрациях реальные и очень привлекательные образы детей, которые запоминаются надолго и очаровывают читателя.

Маршак С. Я. Детям: Стихи, сказки, загадки, английские песенки / С. Маршак; Худож. В. Конашевич, В. Лебедев, А. Пахомова, Е. Чарушин.-Б.м: Планета детства, 2000. - 165, с. : ил.- (Мастера иллюстрации)

Толстой Л. Н. Азбука: страницы из "Азбуки" / Л. Н. Толстой; рис. А.Ф. Пахомова.-Л.: Дет. лит, 1990. - 165, с. : ил.- (Мастера иллюстрации)

Козлов Ю. В. Качели в Пушкинских горах: рассказы и повесть/ Ю. В. Козлов.-Л.: Дет. лит, 1984. - 165, с. : ил.- (Мастера иллюстрации)

Работы художника

Алексей Федорович Пахомов – один из выдающихся мастеров советского искусства. За полвека творческой деятельности он внес немало нового и яркого в развитии графики и живописи. Его произведения уже с 20-х годов привлекали внимание на отечественных и зарубежных выставках. Ряд его работ был приобретен в наши крупные музеи, а так же в коллекции Италии, Дании, США и Японии. Книги, которые иллюстрировал художник, широко известны. Со многими его рисунками читатели знакомы с юных лет. И это не удивительно, ведь А. Пахомов – один из зачинателей советской иллюстрированной литературы для детей и юношества. Огромное художественное наследие этого мастера не умещается в одну область книжной графики. Алексей Пахомов – автор монументальных росписей, ярких картин, станковой графики: рисунков, акварелей, многочисленных эстампов, среди которых важное место занимают листы серии «Ленинград в дни блокады и войны», потрясающей драматизмом и жизненной правдой. Начало художественного пути Алексея Пахомова связано с живописью. События войны и революции прервали его занятия в училище Штиглица. Обучение в Петрограде во ВХУТЕИНе сменилось службой в Красной Армии. Вернувшись, А. Пахомов продолжил учебу, увлекся новой идеей – «искусство – в производство». В начале 20-х годов А. Пахомов выполнил для воинской казармы роспись «Красная присяга». Сохранившиеся картоны и росписи обнаруживают большую жизненность образов, но без бытовой приземленности и детализации. Другой большой работой А. Пахомова явилась картина «Сенокос. Помочь», написанная в родном селе Варламове. Там возник и замысел этого полотна, и был собран подготовительный материал. Хотя переход к коллективному колхозному труду являлся тогда делом будущего, но само событие (помощь молодых крестьян своим соседям), полное задора молодости и увлеченности работой, в чем-то уже было сродни новым веяниям. Очень рано у А. Пахомова выявился свой пластический подход, основывавшийся на бережном отношении к плоскости. Его привлекало чередование объемов и плоскостей, не переходящих в иллюзорное пространство. Эта задача чаще всего решалась художником в однофигурных композициях с натуры, нередко портретного характера. Таков написанный в середине 20-х годов «Юноша в черной рубахе», отличающийся тонкостью цветовых отношений. Полотно из Русского музея «Работница» (1926) принадлежит к произведениям художника, ярко обнаруживающим глубокое своеобразие его подчерка. Эта картина – портрет построена на присущем А. Пахомову сочетании плавных и мягких объемов человеческого тела с более жесткой фактурой одежды. Молодому живописцу удалось здесь в монументальной форме запечатлеть тип советской женщины - труженицы. Изображением детей – важная сторона искусства А. Пахомова. Обращение к этой теме было закономерно для художника, очень высоко ценящего пластику. Естественное и искреннее отражение чувств ребенка в пластике его движений стало предметом пытливого изучения художника. В 1930 году художник ездил в коммуну «Сеятель» на Северном Кавказе – одно из крупнейших и наиболее автоматизированных по тому времени коллективных хозяйств нашей страны. Там были написаны динамичные акварели и картина «Ночной сев», отличающаяся оригинальным живописным решением. К 1931 году относится интересная серия холстов о людях колхоза «Красная меча». Написанные с натуры на Орловщине, эти работы весьма своеобразно передают сочетание примет нового в деревне с традиционным укладом крестьянской жизни. Параллельно с этим циклом писалась картина «Пионеры у единоличника» (1931) – произведение хорового монументального звучания, удивительно русское по образности живописного языка. В этих работах нет показного оптимизма, в них отразились будни советской деревни в период перехода ее на новый путь. А. Пахомов одним из первых понял эту важную тему в живописи. Дальнейшие шаги в освоении ее были сделаны уже в середине 30-х годов. Связанная с рядом поездок в пионерские лагеря под Ленинградом и в Артек, следующая группа произведений, выполненная в середине 30-х годов, свидетельствует о последовательной разработке А. Пахомовым задач пластики и плэнера. Эти этюды, объединенные названием «На солнце» изображают детвору и подростков у моря на пляже, на отдухе. Богатый материал позволил художнику успешно решить сложный монументально-декоративный замысел панно «Дети Страны Советов» для советского павильона на международной выставке в Париже в 1937 году. В 30-е годы Алексей Пахомов стал больше времени уделять графике и книгам и к концу десятилетия отошел от живописи маслом. Работа над книгой в ленинградском ОГИЗе под руководством В.В. Лебедева, новатора и реформатора в области книжной графики, стала для молодого художника подлинной школой. К его лучшим работам принадлежат рисунки к сказке Р. Киплинга «Кошка, гулявшая сама по себе». Художник все чаще выступает с черно-белыми иллюстрациями. Он ищет в них предельно лаконичного пластического решения, экономного использования линии, выражающей большую художественную форму, что отчетливо видно в рисунках к произведениям «Лодыри и кот» (1935), «Школьные товарищи» (1937), «рассказ о неизвестном герое» (1938). Бывало и так, что сами рисунки А. Пахомова вдохновляли С. Маршака и С. Михалкова на создание новых произведений. Убедительности образов в рисунка способствовали неустанные поиски их прототипов в жизни. Именно в этот период, когда преобладающим у него стал карандашный рисунок с ясным графическим выражением, А. Пахомов обратился к произведения классиков русской литературы. Прекрасно проиллюстрировал «Бежин луг» И. Тургенева. Еще более выразительны рисунки к поэме Н. Некрасова «Мороз, Красный нос». Поэтическое чувство, которым проникнуты эти иллюстрации, и высокое мастерство рисунка, сделали эти произведения художника выдающимся событием советской книжной графики. Во время Великой Отечественной войны, оставаясь в блокадном Ленинграде, А. Пахомов с высокой ответственностью отнесся к своему долгу художника. Им была создана серия литографий «Ленинград в дни войны и блокады» - за которую художник был удостоен Государственной премии. Блокадным листам А. Пахомова свойственна простота и скупость выражения. В его эстампах много белого цвета. Эти чистые места, светящиеся белизной бумаги, - графический лейтмотив заснеженного голодного города. Образы ленинградцев раскрыты в трагизме блокадных ситуаций. Художник далек от пассивного копирования натуры. В этих эстампах правда факта обобщена и выражена образным языком искусства, что дает им право сохранить для человечества величие подвига ленинградцев. В 60-е годы А. Пахомов наряду с литографией успешно обращался в станковых произведения и к акварели. Постоянным полем деятельности художника являлась книжная графика. Глубокое ощущение народности образов, высокие художественные качества отличают иллюстрации к рассказам из «Азбуки» Л. Толстого – крупнейшую работу Пахомова в 60-70-е годы. Эти произведения художника весьма своеобразны по приемам и созвучны его ранней живописи. Художник отошел от ставшей для него традиционной манеры черно-белого карандашного рисунка. Он тонко, с большим мастерством вводит цвет во все листы, декоративно организуя страничные развороты. Как выдающееся достижение современной графики рисунки А. Пахомова к сборнику рассказов «Филиппок» из «Азбуки» Л. Н. Толстого были отмечены Государственной премией СССР в 1973 году. А в 1975 году была издана вторая книга их «Азбуки» - «Три калача и одна баранка» с последними иллюстрациями, сделанными мастером. Все эти произведения показали, насколько выше и мудрее стало искусство художника. Строгий и взыскательный мастер шел путем новых поисков, творчески развивая лучшие традиции искусства книги. Из статьи В. Матафанова.

Пахомов Алексей Федорович
(1900-1973)
Родился в крестьянской семье. Рано обнаружив тягу к искусству, он на деньги, собранные благотворителями, приехал в 1915 г. в Петроград. Из-за событий революции и гражданской войны ученье затянулось, и он закончил его только в 1925 г. во Вхутеине, но очень быстро приобрел репутацию зрелого мастера.
Успев последовательно пройти все искусы современных художественных течений, вплоть до самых крайних, он стремился соединить широко понимаемую живописную традицию с завоеваниями искусства XX в.
В красивых по цвету, утонченных по мастерству, монументальных по строю полотнах неизменно воплощались возвышенные представления художника о человеке ("Работница", 1926; "Купающаяся девочка", 1927; "Крестьянский мальчик" и "Жница", обе 1929; "Подруги", 1930). Продолжением этих картин стала живописная серия начала 1930-х гг. "На солнце" ("Сестры", "Купальщица", "У Петропавловской крепости" и др.), в которой с целомудренной поэтичностью трактовалась тема обнаженного тела; некоторые из этих сюжетов он повторил и в литографских эстампах.
Одновременно с живописью и станковой графикой Пахомов занимался иллюстрированием книг для отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Излюбленными темами художника были жизнь детей и быт русской деревни ("Мастер" С. Я. Маршака, 1927; "Ведро" Е. Л. Шварца, "Коса" Г. А. Крутова, обе 1929; "Как Саньку в очаг привели" Л. А. Будогоской и "Мяч" С. Я. Маршака, 1933). Уже в конце 1920-х гг. он оказался в числе лучших иллюстраторов детской книги.
Главной его заслугой было преодоление распространенных стандартов условного - кукольно-слащавого или карикатурного - изображения детей. Его обаятельные персонажи неизменно отличались психологической достоверностью и социальной конкретностью.
В первой половине 1930-х гг. усложнившаяся идеологическая обстановка, в частности кампания по борьбе с "формализмом", поставила Пахомова в трудную ситуацию: его картины все чаще и чаще становились объектом нападок. Не желая поступаться творческими принципами, он решился вообще оставить живопись и даже отказался от цвета в своей книжной и станковой графике, сосредоточившись исключительно на рисунке.
Отличное и самобытное мастерство рисовальщика верно служило ему и в иллюстрациях к книгам ("Бежин луг" И. С. Тургенева, 1936; "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова, 1937), и в литографских эстампах (серия "Ленинградский дворец пионеров", 1939-40). Войну Пахомов провел в блокадном городе, не прерывая работы, результатом которой явилась знаменитая серия литографий "Ленинград в дни блокады" (1942-44). Однако в последующих его произведениях - в серии "В нашем городе" (1945-48), в книжных иллюстрациях - начали обнаруживаться пугающая сухость и многословность - результат насильственно внедрявшихся в послевоенные годы догматических представлений.
Достигший к тому времени высоких степеней официального признания, Пахомов тем не менее сохранял трезвое отношение к своему искусству и с началом "оттепели", некоторой либерализации общественной жизни в 1960-х гг., стал предпринимать попытки обновить его - вернул в графику цвет и некоторые приемы своих ранних работ, но серьезного поворота в творчестве совершить уже не смог.

Галерея:

Филиппок

Из открытых источников сети:

Из галереи г. Харовска


Top