Рассказы ушинского для детей читать короткие 1. Ушинский К

МИДАС

Царь Фригии, сын Гордия. В награду за почет, оказанный учителю Диониса Силену, получил от бога необычный дар - все, к чему прикосался Мидас превращалось в чистое золото. Только во время пира понял царь ошибочность своей просьбы - золотыми становились у него во рту все яства и вина. В ответ на просьбу забрать свой дар, Дионис отправил Мидаса к реке Пактол, в водах которого тот смог бы смыть с тела и дар и свою вину. С тех пор золотоносным стал Пактол. Однажды, во время соревнования между Паном и Аполлоном в музыкальном искусстве, отдал предпочтение Пану. В отместку был награжден Аполлоном ослиными ушами, когда бог схватил его за уши и вытянул их. Об ослиных ушах знал только брадобрей Мидаса, но тот, не выдержав, вырыл в земле ямку и прошептал туда свою тайну. На этом месте вырос тростник и расшелестел об этой тайне по всему свету. См. о нем подробнее.

// Никола ПУССЕН: Мидас и Бахус // Джонатан СВИФТ: Басня о Мидасе // Н.А. Кун: МИДАС

Мифы Древней Греции, словарь-справочник. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МИДАС в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МИДАС
    (Midas, ?????). Сын Гордия, царь Фригии. Он радушно принял к себе Силена, воспитателя и спутника Диониса, и Силен предложил ему …
  • МИДАС
    В греческой мифологии сын Гордия, царь Фригии, славившийся своим богатством (Herodot. VIII 138). Ещё ребёнку Мидасу муравьи таскали пшеничные зёрна, …
  • МИДАС в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Фригийский царь, о котором существует множество легенд позднего происхождения. У Мидаса был знаменитый розарий, где однажды, после дионисийской оргии, остался …
  • МИДАС в Большом энциклопедическом словаре:
  • МИДАС
    (греч. Midas), царь Фригии в 738-696 до н. э. В ассирийских источниках конца 8 в. до н. э. известен как …
  • МИДАС в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Мидас (MidaV) - имя многих фригийских царей. Первый М. был сын Гордияи Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте. …
  • МИДАС в Современном энциклопедическом словаре:
  • МИДАС в Энциклопедическом словарике:
    царь Фригии в 738 - 696 до нашей эры. Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото …
  • МИДАС в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИД́АС, царь Фригии в 738-696 до н.э. Согласно греч. мифу, М. был наделён Дионисом способностью обращать в золото всё, к …
  • МИДАС в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (?????) ? имя многих фригийских царей. Первый М. был сын Гордия и Кибелы, культ которой был очень развит в Пессинунте. …
  • МИДАС в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Царь …
  • МИДАС в словаре Синонимов русского языка.
  • МИДАС в Словаре Даля:
    или карета, саженная морская черепаха Chelonia …
  • МИДАС в Современном толковом словаре, БСЭ:
    царь Фригии в 738-696 до н. э. Согласно греческому мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к …
  • РЕКОРДНЫЕ КОМАНДНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ;"МИДАС" в Книге рекордов Гиннеса 1998 года:
    К исходу основного времени (70 мин) матча первенства Англии для команд моложе 14 лет футболисты ФК "Мидас" забили своимсверстникам из …
  • СИНТЕЗАТОР в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    Под грудой хлама стоял в прочном силикатовом сейфе малогабаритный полевой синтезатор "Мидас". Румата разбросал хлам, набрал на диске комбинацию цифр …
  • ДИОНИС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Вакх, Бахус) - бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и Геры (по другим сведениям Зевса и фиванской царевны и богини …
  • ПАКТОЛ в Кратком словаре мифологии и древностей:
    (Pactolus, ????????). Река в Лидии, золотые пески которой вошли в поговорку. См. Мидас …
  • СИЛЕН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии демоны плодородия, воплощение стихийных сил природы. Составляют вместе с сатирами (от которых их часто трудно отличить) свиту …
  • МИДАСА СИНДРОМ в Толковом словаре психиатрических терминов:
    Описан G.W. Bruyn и U.J. Dejong (1959). Наблюдается у женщин в возрасте после 30 лет и характеризуется необузданным стремлением к …
  • ГЕЙБЕРГ в Литературной энциклопедии:
    1. Гуннар — норвежский драматург, модернист. В первый период творчества Г. интересуют социальные проблемы. Некоторые его пьесы, …
  • СИНКЛЕР ЭПТОН БИЛЛ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Sinclair) Эптон Билл (20.9. 1878, Балтимор, - 25.11.1968, Баунд-Брук, штат Нью-Джерси), американский писатель. Родился в семье обедневших аристократов-южан. Учился в …
  • АТЛАС в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    наименование серии американских ракет-носителей, использующих в качестве 2 первых ступеней межпланетную баллистическую ракету "Атлас". Стартовая масса 125-135 т, общая длина …

Ветер и солнце Ушинский

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уже Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Ворон и сорока

Пёстрая сорока прыгала по веткам дерева и без умолку болтала, а ворон сидел и молчал. "Что же ты молчишь, куманёк? Или ты не веришь тому, что я тебе рассказываю?" - спросила, наконец, сорока.

"Плохо верю, кумушка, - отвечал ворон. - Кто так много болтает, как ты, тот, наверно, много врёт!"

Гусь и журавль

Плавает гусь по пруду и громко разговаривает сам с собою: " Какая я, право, удивительная птица! И хожу-то я по земле, и плаваю-то по воде, и летаю по воздуху: нет другой такой птицы на свете! Я всем птицам царь!"

Послушал гуся журавль и говорит ему: "Прямой ты, гусь, глупая птица! Ну, можешь ли ты плавать, как щука, бегать, как олень, или летать, как орёл?

Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо".

Играющие собаки

Володя стоял у окна и смотрел на улицу, где грелась на солнышке большая дворовая собака Полкан.

К Полкану подбежал маленький Мопс и стал на него кидаться и лаять; хватал его зубами за огромные лапы, за морду и, казалось, очень надоедал большой и угрюмой собаке.

Погоди-ка, вот он тебе задаст, - сказал Володя, - проучит он тебя.

Но Мопс не переставал играть, а Полкан смотрел на него очень благосклонно.

Видишь ли, - сказал Володе отец, - Полкан добрее тебя. Когда с тобою начнут играть твои маленькие братья и сёстры, то непременно дело кончится тем, что ты их поколотишь. Полкан же знает, что большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.

Лиса Патрикеевна

У кумушки-лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
Хорошо кума принаряжена: шерсть пушистая, золотистая; на груди жилет, а на шее белый галстучек.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается; зубки белые показывает.
Роет норы, умница, глубокие; много ходов в них и выходов, кладовые есть, есть и спаленки, мягкой травушкой полы выстланы.
Всем бы лисонька хороша была хозяюшка, да разбойница-лиса - хитрая, любит курочек, любит уточек, свернёт шею гусю жирному, не помилует и кролика.

Любопытство

Павлуша (с любопытством ). Что это там у тебя на переднике, Лиза?

Лиза. А тебе это очень нужно знать?

Павлуша (шутя) . Покажи же, а не то я насильно посмотрю.

Лиза. Ничего там нет.

Павлуша. Неправда: ты что-то прячешь от меня. Покажи, пожалуйста, покажи.

Лиза. Не тронь: может быть, это подарок тебе к Новому году.

Павлуша. Как? Что? Подарок к Новому году? Покажи же, душечка-сестрица, покажи, что там такое (хочет вырвать передник из рук сестры, но Лиза не даёт) . Скажи, по крайней мере, что это такое? Верно, кошелёк? Не правда ли, кошелёк?

Лиза. Зачем тебе кошелёк; разве я тебе не вывязала кошелька?

Павлуша. Что ж бы это было такое? Ах, знаю: ты связала мне шарфик.

Лиза. У тебя два шарфика. На что же тебе третий?

Павлуша. Как ты меня мучишь, сестрица! Какая ты скрытная!

Лиза. Какой ты любопытный!

Павлуша. Знаю, знаю. Это, верно, батюшка купил мне что-нибудь к Новому году, какая-нибудь игрушка?

Лиза. Может быть, батюшка и купил тебе что-нибудь, но ты знаешь, как он не любит, чтобы угадывали заранее его подарки.

Павлуша. Да я ему не скажу и в Новый год притворюсь, как будто ничего не знаю.

Лиза. Я и не знала, что ты умеешь так притворяться. Покажи же, как ты это сделаешь.

Павлуша. Уж сделаю как-нибудь, но помоги мне, пожалуйста, отгадать, что там у тебя такое. Что-нибудь из царства растительного?

Лиза. Нет.

Павлуша. Из царства животного?

Лиза. Нет.

Павлуша. Из царства минерального?

Лиза. Нет.

Павлуша. Теперь же я тебя поймал: конечно, нет в твоём переднике чего-нибудь из царства духов.

Лиза. Конечно, нет! (Опускает со смехом передник и показывает, что в руках у нее ничего нет.) К какому царству принадлежит ничто?

Павлуша. Ах ты плутовка! Зачем же ты так таинственно закрывала руки передником, как будто бы у тебя и бог знает что такое?

Лиза. Мне просто было холодно без перчаток; а ты сам себя наказал своим любопытством.

Павлуша. Хорошо, хорошо, но, знаешь ли, что я скажу тебе, Лиза! В другой раз ты меня так не проведёшь.

Худо тому, кто добра не делает никому

"Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш."

А Гришенька в ответ: "Носи свой, мой мне самому нужен".

"Гриша! помоги мне уложить книги в сумку".

А Гриша в ответ: "Книги твои, сам их и укладывай".

Любили ли Гришу товарищи?

Что хорошо и что дурно?

Трудолюбие. Гордость. Леность. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Кротость. Упрямство.

Скупость. Щедрость. Честность. Благодарность. Скука. Радость.

И многих других.

Cказки Ушинского

Рассказы Ушинского

Биография Ушинского Константина Дмитриевича

Ушинский Константин Дмитриевич - великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

Ушинский Константин Дмитриевич родился 19 февраля (2 марта) 1824 года в городе Туле в семье Ушинского Дмитрия Григорьевича - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда сыну было только 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьей в небольшой, но старинный уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, вся семья Ушинских переехала туда. Все детство и отрочество Ушинского прошло в приобретенном отцом небольшом имении, расположенном в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Константин Ушинский в 11 лет поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

Здесь, в небольшом имении, на берегу Десны, купленным отцом, в четырех верстах от уездного города, прошло детство и отрочество Ушинского. Каждый день, по дороге в гимназию уездного города Новгород-Северского, он проезжал или проходил по этим красивым и волшебным местам, полным древней истории и преданиями глубокой старины.

Завершив курс обучения в гимназии, Ушинский в 1840 году уезжает из родного имения в Москву и становится в ряды славного московского студенчества. Он поступает в Московский университет на юридический факультет.

После блестящего окончания университетского курса с отличием в 1844 году Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к сдаче магистерского экзамена. В круг интересов молодого Ушинского не ограничивался философией и юриспруденцией. Он так же увлекался литературой, театром, а также все те вопросы, которые интересовали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени.

В июне 1844 года ученый совет Московского университета присудил Константину Ушинскому степень кандидата юриспруденции. В 1846 году Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в Ярославском Демидовском лицее.

В 1850 году Ушинский подает прошение об отставке и покидает лицей.

Оставшись без работы, Ушинский Константин Дмитриевич перебивается мелкой литературной -рецензиями, переводами и обзорами в журналах. Все попытки вновь устроится на работу в любое другое уездное училище у всех администраторов сразу вызывала подозрение, так как необъяснимо было, чтобы молодой профессор из Демидовского лицея менял свою высокооплачиваемую и престижную должность на незавидное нищенское место в уездном захолустье.

Прожив полтора года в провинции, Ушинский переезжает в Петербург в расчете на то, что в столице больше школ, гимназий и училищ и, следовательно, больше шансов найти работу и единомышленников. Но там без знакомств и связей ему с большим трудом удается устроиться лишь на должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий.

В 1854 году Ушинский Константин Дмитриевич увольняется из департамента иноземных вероисповеданий, так как его пригласили на должность преподавателя русской словесности в Гатчинский сиротский институт.

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения.

Одновременно с работой в институте Ушинский принял на себя редактирование «Журнала Министерства Народного Просвещения» и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и принять командировку за границу. Фактически это было изгнание, длившееся пять лет.

Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию. Везде он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швецарии, которые гремели тогда своими новациями в педагогике.

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский Мир». Фактически это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному Слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою актуальность, как пособие по методике преподавания родного языка, оно не потеряло и по сей день. Это были первые в России учебники для начального обучения детей, и это были первые массовые и общедоступные книги. Они расходились тиражами в десятки миллионов экземпляров.

В середине 60-х годов Ушинский Константин Дмитриевич с семьей вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. К сожалению, этот его научный труд (третий том) остался незавершенным.

В последние годы жизни Ушинский Константин Дмитриевич выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму.

Умер Ушинский Константин Дмитриевич в Одессе 22 декабря 1870 года, похоронен в Киеве на территории Выдубецкого монастыря.


Top