Джерри Ли Льюис. Неунывающая легенда рок-н-ролла

Джерри Ли Льюис – это легендарный музыкант, который отличается не только огромным талантом, но и безграничным запасом творческой энергии. Сегодня ему уже семьдесят восемь лет, однако культовый исполнитель остается все также бодр и полон сил. Он записывает новые песни, дает концерты и непрестанно работает над реализацией новых творческих проектов. И подобный подход приносит свой результат.

Сегодня, как и много лет назад, концерты Джерри Ли Льюиса собирают тысячи людей. Но в чем же секрет столь впечатляющего успеха? Разобраться в этом мы попытаемся сегодня, представив вашему вниманию небольшой рассказ о жизни и творческой судьбе великого музыканта.

Ранние годы, детство и семья Джерри Ли Льюиса

Как сообщается в большинстве современных источников, играть на пианино наш сегодняшний герой начал еще в раннем детстве. Буквально с десяти лет он методично перебирал аккорды, а также перенимал мастерство у своего двоюродного брата – Микки Гилли (ныне известный кантри-исполнитель). Иногда он также брал уроки у приглашенных педагогов, однако такие случаи были достаточно редки.

В силу того, что семья Джерри была крайне религиозна, подобное качество вскоре передалось и ему. С самых ранних лет он мечтал о профессии священнослужителя, а потому, окончив школу, не задумываясь, поступил в Юго-западный библейский институт в Техасе. Здесь он продолжил совершенствовать свои музыкальные умения. Однако учеба в техасском ВУЗе оказалась для него недолгой.

Причиной отчисления, как это ни странно, стала музыка. Все дело в том, что во время одного из выступлений молодому музыканту пришла идея исполнить композицию «My God Is Real» в стиле «буги». Вскоре он успешно претворил свой замысел в жизнь. Но педагогам религиозного института подобная идея показалась не самой удачной. Песню назвали кощунственной, и уже совсем скоро наш сегодняшний герой был отчислен из ВУЗа.

Осознав, что карьера священнослужителя – это, мягко говоря, «не его», Джерри Ли Льюис решил посвятить свою жизнь любимому занятию - музыке. В 1954-м году наш сегодняшний герой записал две кавер-композиции для радиостанции Луизианы. Песни попали в эфир, и этот небольшой успех заставил молодого музыканта поверить в свои силы.

Отрывок из фильма про Джерри Ли Льюиса "Great balls of fire"

Осенью 1956-го года он приехал в Мемфис и договорился о прослушивании в одной из местных звукозаписывающих компаний. Музыкальные таланты молодого парня были оценены по достоинству, однако его репертуар был признан «не актуальным». Все дело в том, что в тот период модным и наиболее востребованным стилем был рок-н-ролл, но в репертуаре Джерри были только композиции в стиле «кантри». Представители Sun Records попросили музыканта немного пересмотреть свой музыкальный стиль, и Джерри Ли Льюису не осталось ничего другого как согласиться.

Стоит отметить, что необходимые композиции наш сегодняшний герой написал уже достаточно скоро. «Рок-н-ролльная» «End Of The Road» привела в неописуемый восторг председателя Sun Records, и тот впоследствии говорил о молодом музыканте не иначе как о «новом Элвисе Пресли».

Весьма примечательно, что умение легко переключаться с одного стиля на другой стало впоследствии одной из характерных черт музыкального творчества Джерри Ли Льюиса.

Звездный путь Джерри Ли Льюиса

В 1958-м году наш сегодняшний герой представил публике свой первый студийный альбом, получивший скромное название «Jerry Lee Lewis» несколько композиций с данной пластинки очень скоро попали в активную ротацию всех радиостанций Северной Америки и некоторое время спустя превратились в настоящие шлягеры.

В конце пятидесятых годов музыкант отправился в затяжное гастрольное турне по городам США, Канады и Великобритании. Карьера певца развивалась стремительно. Однако во второй половине 1958-го года вокруг популярного музыканта разразился нешуточный скандал, связанный с его женитьбой на своей тринадцатилетней двоюродной племяннице Майре Гейл Браун. Из-за данного инцидента многие концерты певца в Европе были отменены. Не менее холодный прием Джерри Ли Льюиса ждал и на родине.

Джерри Ли Льюис - Whole Lotta Shakin Going On (Live 1964)

Из-за разразившегося скандала наш сегодняшний герой надолго попал в черные списки всех радиостанций. Его концерты были отменены, а газетные публикации о нем самом и его творчестве были преимущественно критическими.

Лишь только в 1963-м году музыкант сумел выйти из затяжного пике. В этот период он снова начал давать концерты, а на радиостанциях США стали звучать композиции со второго студийного альбома музыканта («Jerry Lee"s Greatest»). В скором времени Льюис вновь начал много гастролировать. В этот период частыми пунктами его турне стали не только американские и канадские, но также германские и английские города.

В первой половине шестидесятых годов наш сегодняшний герой подписал контракт с компанией Smash Records и приступил к активному студийному творчеству. Впоследствии он выпускал по несколько альбомов в год, а в 1971-м году вновь сумел записать «золотой сингл» с символичным названием «Would You Take Another Chance on Me».

С этого момента карьера Джерри Льюиса развивалась стремительно. В период с 71-го по 2013-й год он записал порядка сорока (!) новых альбомов, последний из которых – сборник «Sun Recordings: Greatest Hits» - вышел в 2012-м году. Практически каждая из студийных пластинок дарила миру хотя бы два-три настоящих хита.

Джерри Ли Льюис в настоящее время

В настоящее время Джерри Ли Льюис все также полон сил, как и когда-то прежде. Он часто выступает в различных городах Европы и Северной Америки, а также работает над реализацией нескольких новых студийных проектов.

В 1986-м году наш сегодняшний герой был включен в число десяти первых членов Зала славы рок-н-ролла. Прямо или косвенно о жизни легендарного музыканта рассказывается сразу в двух биографических фильмах.

Личная жизнь Джерри Ли Льюиса

Романы и супружеские союзы Джери Ли Льюиса легко могут стать темой для отдельной статьи. Впервые отправиться под алтарь ныне легендарному музыканту довелось уже в пятнадцатилетнем возрасте. Его супругой стала дочь местного священника. Причиной распада данного брака стал упомянутый выше роман исполнителя со своей малолетней племянницей.

Супружеский союз с юной девушкой просуществовал 12 лет и впоследствии также распался. В дальнейшем наш сегодняшний герой еще пять раз решался связать себя узами брака. Некоторые из этих супружеских союзов распадались сами собой, а некоторые прерывались по вине случая.

Так, четвертая жена музыканта утонула в бассейне, а пятая умерла от передозировки. В начале 2012 года 76-летний музыкант женился в седьмой раз. Новой женой Джерри Ли Льюиса стала его сиделка, которой на тот момент было 62 года.

(развод, двое детей), Judith Brown

Биография

Джерри Ли Льюис (Jerry Lee Lewis) - американский певец, пианист, композитор, один из ведущих исполнителей рок-н-ролла.

Джерри Ли Льюис родился в Ферридее (шт. Луизиана) 29 сентября 1935 года в бедной семье Элмо и Мами Льюисов. Играть а пианино Льюис начал в раннем возрасте вместе со своими двоюродными братьями - Микки Гилли (впоследствии - известный исполнитель кантри) и Джимми Сваггартом (в будущем ставшим популярным теле-проповедником). Именно в те годы Льюис получил прозвище «Убийца» (The Killer).

Карьера

Карьера Льюиса началась в Мемфисе, с записей на Sun Records в 1956 году. Владелец лейбла-Сэм Филлипс-возлагал на Льюиса особые надежды, рассчитывая вырастить нового Элвиса Пресли. Первым хитом певца стал сингл «Crazy Arms » (1956). Следующий хит - «Whole Lotta Shakin’ Goin’ On» (1957) - стал визитной карточкой певца. Затем последовали также успешные «Great Balls of Fire» (1957), «Breathless » (1958), «High School Confidential» (1958). Будучи пианистом и не имея возможности отходить от инструмента, Льюис направлял всю свою ураганную энергию в игру, часто дополняя её ударами по клавишам ногами и головой.

Бурно развивашаяся карьера Льюиса была почти погублена скандалом, разразившимся в мае 1958 года в ходе турне по Англии и Шотландии вокруг его женитьбы на 13-летней двоюродной племяннице Майре Гейл Браун. Скандал привёл к тому, что часть концертов была сорвана, а остальные пришлось отменить в связи с развернувшейся широкомасштабной травлей артиста в британской прессе. На родине артиста также ждал холодный приём.

Его песни надолго исчезли из эфиров американских радиостанций, лишь Алан Фрид оставался предан музыканту и продолжал ставить в эфир своей радиостанции его записи вплоть до разразившегося в 1959 году скандала, связанного с пэйолой. Льюис был единственным успешным исполнителем Sun Records, который продолжал записываться у Сэма Филлипса, в отличие от других коллег по лейблу, которые через один-два года переходили на более крупные фирмы звукозаписи. В начале 1960-х гг. Льюис обратился к современному ритм-н-блюзу и записал свои кавер-версии таких песен, как «Money (That’s What I Want)», «What’d I Say», «Save the Last Dance for Me».

В 1963 году Льюис расстался с Sun Records и стал заниматься поиском своего нового пути. К середине 1960-х, когда последствия скандала сошли на нет, Джерри Ли Льюис снова обрёл определённую популярность у европейской публики, преимущественно в Великобритании и Германии. Тогда же он заново перезаписал свои рок-н-роллы 50-х гг. для Smash Records (подразделение Mercury Records). Затем, как и многие рок-музыканты его поколения, Льюис постепенно стал обращаться к кантри, где его ожидал успех. В 1968 году имя Джерри Ли Льюиса вернулось на первые строчки хит-парада категории «кантри» «Биллборда» с синглом «What’s Made Milwaukee Famous (Has Made a Loser Out of Me)», в 1971 после 13-летнего перерыва у артиста снова появился золотой сингл - « ». В 1973 году сингл «Chantilly Lace» на три недели возглавил хит-парад категории кантри.

Во время празднования своего сорок первого дня рождения в 1976 году Льюис в шутку навёл пистолет на своего бас-гитариста, Батча Оуэнса, и, полагая, что он не был заряжен, нажал на спусковой крючок, выстрелив ему в грудь. Оуэнс остался жив. Несколько недель спустя, 23 ноября, Льюис был арестован из-за ещё одного инцидента, связанного с оружием. Льюис был приглашён Элвисом Пресли в своё поместье «Грейсленд», но охрана не знала о его визите. На вопрос, что он делает у входных ворот, Льюис показал пистолет и сказал охране, что пришёл убить Пресли.

В 1986 году был создан Зал славы рок-н-ролла, и Джерри Ли Льюис стал одним из 10 первых его членов. Три года спустя по книге Майры Гейл Браун была создана экранизация биографии Джерри Ли Льюиса, охватывающая период с детства до скандала 1958 года. Главную роль в фильме «Огненные шары» сыграл Дэннис Куэйд, роль Майры - Вайнона Райдер. Специально для фильма Льюис заново записал свои главные хиты. Льюису было также отведено заметное место в биографическом фильме «Переступить черту» (2005) о Джонни Кэше.

Джерри Ли Льюис до сих пор время от времени записывается и даёт концерты.

Наследие

В родном городе певца в его честь назван переулок. В честь песни Льюиса «What’s Made Milwaukee Famous (Has Made a Loser Out of Me)» названа целая музыкальная группа.

Дискография

Альбомы
2012 Sun Recordings: Greatest Hits
2010 Mean Old Man
2006 Last Man Standing
1995 Young Blood
1986 Get Out Your Big Roll Daddy
1986 Class of "55 (c Карлом Перкинсом, Джонни Кэшэм и Роем Орбисоном)
1985 Six of ONe, Half a Dozen of the Other (записи c концерта в Palomino Club)
1984 I Am What I Am
1984 Four Legends (с Уэббом Пирсом, Фароном Янгом и Мелом Тиллисом)
1982 The Survivors (c Карлом Перкинсом и Джонни Кэшэм)
1982 My Fingers Do the Talkin
1981 The Million Dollar Quartet (запись 1956 г. c Элвисом Пресли и Карлом Перкинсом)
1980 When Two Worlds Collide
1980 Killer Country
1979 Jerry Lee Lewis
1978 Jerry Lee Lewis Keeps Rockin
1977 Country Memories
1976 Country Class
1975 Boogie Woogie Country Man
1974 I-40 Country
1973 The Session
1973 Southern Roots- Back Home to Memphis
1973 Sometimes a Memory Ain"t Enough
1972 ?
1972 The "Killer" Rocks On
1971 Would You Take Another Chance On Me ?
1971 Touching Home
1971 There Must Be More To Love Than This
1971 In Loving Memories: The Jerry Lee Lewis Gospel Album
1970 She Even Woke Me Up To Say Goodbye
1970 Live at the International, Las Vegas
1969 Jerry Lee Lewis Sings the Country Music Hall of Fame Hits, Vol. 2
1969 Jerry Lee Lewis Sings the Country Music Hall of Fame Hits, Vol. 1
1968 She Still Comes Around
1968 Another Place, Another Time
1967 Soul My Way
1967 By Request: More of the Greatest Live Show on Earth
1966 Memphis Beat
1965 The Return of Rock
1965 Country Songs for City Folks
1964 The Greatest Live Show on Earth (
1964 Live at the Star Club, Hamburg
1963 The Golden Hits of Jerry Lee Lewis
1961 Jerry Lee"s Greatest
1958 Jerry Lee Lewis

Синглы
1989 Never Too Old to Rock"n"Roll (дуэт с Ронни Макдауэлл)
1986 Sixteen Candles
1986 Get Out Your Big Roll, Daddy / Honky Tonkin" Rock"n"Roll Piano Man
1984 I Am What I Am / That Was The Way It Was Then
1982 Why You Been Gone So Long / She Sings Amazing Grace
1982 My Fingers Do the Talkin " / Forever Forgiving
1982 I"m So Lonesome I Could Cry / Pick Me Up On Your Way Down
1982 Circumstantial Evidence / Come As You Were
1981 Thirty-Nine And Holding / Change Places With Me
1981 I"d Do It All Again / Who Will Buy The Wine
1980 When Two Worlds Collide / Good News Travels Fast
1980 Honky Tonk Stuff / Rockin" Jerry Lee
1980 Folsom Prison Blues / Over The Rainbow
1979 Who Will The Next Fool Be / Rita May
1979 Rockin" My Life Away / I Wish I Was Eighteen Again
1978 I"ll Find It Where I Can / Don"t Let The Stars Get In Your Eyes
1978 Come On In / Who"s Sorry Now
1977 Middle-Age Crazy / Georgia On My Mind
1976 The Closest Thing To You / You Belong To Me
1976 Let"s Put It Back Together Again / Jerry"s Rock"n"Roll Revival Show
1976 Don"t Boogie-Woogie / That Kind Of Fool
1975 I Can Still Hear The Music In The Restroom / (Remember Me) I"m The One Who Loves You
1975 Boogie-Woogie Country Man / I"m Still Jealous Of You
1975 A Damn Good Country Song / When I Take My Vacation In Heaven
1974 Telltale Signs / Cold, Cold Morning Light
1974 Just A Little Bit / Meat Man
1974 He Can"t Fill My Shoes / Tomorrow"s Taking Baby Away
1973 Sometimes A Mermory Ain"t Enough / I Need To Pray
1973 No More Hanging On / The Mercy Of A Letter
1973 No Headstone On My Grave / Jack Daniel"s (Old Number Seven)
1973 Falling To The Bottom / I"m Left, You"re Right, She"s Gone
1973 Drinkin" Wine Spo-Dee-O-Dee / Rock Medley
1972 Who"s Gonna Play This Old Piano / No Honky Tonks In Heaven
1972 Me And Jesus / Handwriting On The Wall
1972 Lonely Weekends / Turn On Your Lovelight
1972 Chantilly Lace / Think About It Darlin
1971 When He Walks On You / Foolish Kind Of Man
1971 Touching Home / Woman, Woman
1971 Me & Bobby McGhee / Would You Take Another Chance On Me
1970 There Must Be More To Love Than This / Home Away From Home
1970 I Can"t Have A Merry Christmas, Mary (Without You) / In Loving Memories
1969 She Even Woke Me Up To Say Goodbye / Echoes
1969 Roll Over Beethoven / Secret Places
1969 One Has My Name / I Can"t Stop Loving You
1969 Once More With Feeling / You Went Out Of Your Way
1969 Don"t Let Cross Over / We Live In Two Different Worlds
1968 What"s Made Milwaukee Famous / All The Good Is Gone
1968 To Make Love Sweeter For You /

Родившийся 29 сентября 1935

В 1954 1955

Родившийся 29 сентября 1935 года в городе Ферридей (штат Северная Луизиана), Джерри Ли рос в крайне набожной семье, поэтому его самые ранние музыкальные впечатления связаны с церковной музыкой. Его жизни было предопределено стать трагедией, начиная с того момента, когда Льюису было 3 года и его старший брат Элмо-младший (отца звали Элмо-старший) погиб под колесами автомобиля с пьяным водителем за рулем.

Его родители оба любили музыку кантри, особенно Джимми Роджерса, и вскоре юный Джерри Ли тоже к ней приобщился. В доме своей тетки Джерри от случая к случаю играл на пианино, и когда его услышали родители, то уверились в том, что сын их одарен природой, и даже заложили дом с тем, чтобы приобрести ему пианино, когда Джерри было 8 лет. В молодости Джерри нравилось все из кантри, а также кое-что из джаза, в частности два исполнителя - Джимми Роджерс и Эл Джонсон. Он выучился играть их песни на пианино, однако считал, что для пения ему больше подходят песни Джонсона.

Вскоре он в совершенстве овладел всеми известными ему стилями игры на пианино. К концу 40-х гг. Джерри Ли открыл для себя негритянский блюз и увидел выступления таких исполнителей, как Чемпион Джек Дюпри (Champion Jack Dupree), Биг Масио (Big Maceo) и Би Би Кинг (B.B King). Джерри также знакомился с новыми песнями в записях Пиано Рида (Piano Red), Стика МакГи (Stick McGhee), Лонни Джонсона (Lonnie Johnson) и других. Во время своего первого публичного выступления на публике он исполнил песню Стика МакГи «Drinkin" Wine Spo-dee O"dee».

Певцом кантри с большой буквы в 40-х - начале 50-х годов был Хэнк Уильямс. Он был для своего времени тем, кем в 20-х - 30-х годах был Джимми Роджерс. Джерри, как и многие другие певцы кантри, был очарован Хэнком Уильямсом. Его любимыми песнями у Уильямса были «You Win Again» и «Lovesick Blues». Их и другие песни он включил в свой репертуар, сочетая их с другими блюзовыми и кантри вещами, изученными ранее.

Еще одним исполнителем, оказавшим огромное влияние на Джерри Ли, был Мун Мулликен, белый пианист, игравший буги-вуги, который сочетал стили блюз, джаз и кантри, и прославившийся такими хитами, как «I"ll Sail My Ship Alone», записанный Джерри Ли на «Сан рекордз» (Sun Records), и «Seven Nights To Rock».

В середине 50-х Джерри изучал богословие в библейском колледже в Техасе, готовясь стать проповедником. Как и Мун Мулликен до него, Джерри не смог устоять перед искушением, идущим от его корней буги. И если Мун сыграл вариант песни Бесси Смит «St Louis Blues» во время церковной службы, то Джерри проинтерпретировал в стиле буги гимн «My God Is Real», за что и был изгнан. С этого момента Джерри обратился к музыке.

В 1954 -м году Джерри записал две песни для радиостанции Луизианы. Это были популярные в то время хиты Хэнка Сноу (Hank Snow) «I Don"t Hurt Anymore» и Эдди Фишера (Eddie Fisher) «If I Ever Needed You I Need You Now». Обе песни, исполненные Джерри, сочетали блюз и кантри. Примерно в то же время Билл Хейли (Bill Haley) выпустил хиты со своими более приглаженными версиями негритянского ритм-энд-блюза, такими как «Rock The Joint» и «Shake, Rattle & Roll». А в 1955 -м году Хейли прогремел своим мощным хитом «Rock Around The Clock». Родился рок-н-ролл, однако Хейли не был тем человеком, кто мог его достойно представлять. В то же время Сэм Филлипс, владелец «Сан рекордз» (Sun Records) - ритм-н-блюзового лейбла в Мемфисе - подумывал о том, что если бы он смог найти белого певца, поющего по-негритянски, то стал бы миллионером.

Рок-н-ролл в действительности является лишь другим названием ритм-энд-блюза, который в свою очередь является другим именованием для блюза, произошедшего от негритянских спиричуэлс; однако для белого населения США и Европы он был в новинку. Многие из первых исполнителей рокабилли на «Сан» были всего лишь копиями либо Хэнка Уильямса, либо черных блюзменов, и не обладали собственным неповторимым стилем. Карл Перкинс (Carl Perkins) был несомненно прекрасным певцом и гитаристом, но слишком уж напоминал Хэнка Уильямса (взять, к примеру, его «Let The Jukebox Keep On Playing»). Элвис Пресли (Elvis Presley) был в основном все-таки поп-исполнителем (благодаря менеджменту Тома Паркера). Другие же исполнители были менее известны и не слишком оригинальны.

Джерри Ли был одним из немногих оригинальных белых блюзменов, а также одним из немногочисленных стилистов кантри после Хэнка Уильямса. Это заметил Сэм Филлипс, когда услышал Джерри Ли исполняющим вещи собственного сочинения: рэгтайм «End Of The Road», кантри «Crazy Arms» и «You"re The Only Star» Джина Отри (Gene Autry) в обработке пиано-буги, а также блюз-рок «Deep Elem Blues» в 1956 году. Джерри Ли создал совершенно новый стиль, соединяющий кантри, блюз, рокабилли, Эла Джонсона, буги и госпел, что все вместе и создало музыку ДжЛЛ.

Вскоре в мире обратили внимание на смесь кантри-блюз-буги в исполнении ДжЛЛ, и хит последовал за хитом. Его поразительный талант занял особое место в мире рок-н-ролла. Стиль его был неповторим. В хит-парады блюза, рок-н-ролла и кантри в 1957 -1958 гг. вошли как забойные вещи вроде «Great Balls Of Fire», «Mean Woman Blues», «Breathless» и «High School Confidential», так и баллады в стиле кантри, такие как «You Win Again», «Fools Like Me» и «I"ll Make It All Up To You». Джерри Ли мог петь и играть все что угодно, в том числе: старомодное кантри («Silver Threads»), дельта-блюз «Crawdad Song»), джаз («No More Than I Get»), нэшвилл-кантри («I Can"t Seem To Say Goodbye»), лоудаун-блюз («Hello, Hello Baby») и рок-н-ролл («Wild One»). Так Сэм Филлипс нашел белого музыканта, который мог петь как негр и даже лучше.

К 1958 -1959 гг. настоящий рок-н-ролл угасал. Исполнители вроде Бадди Холли (Buddy Holly) или Пэта Буна (Pat Boone) были хорошими певцами, но куда как более прилизанными, чем первые рокеры. Исполнители типа Бобби Ви (Bobby Vee) или Фабиана (Fabian) приобрели известность скорее благодаря своей наружности, нежели музыке. Джерри Ли обнаружил, что его музыку запрещают (подходящим предлогом для этого стал его брак с Майрой), и настоящей причиной тому было то, что рок-музыка побуждала молодежь к бунтарству. Наконец, падение рок-н-ролла было ускорено расистами, ненавидящими блюз, кантри, джаз и иную музыку «от корней», которой рок-н-ролл и был изначально. Потому-то хит-парады того времени страдали от засилья сладенькой поп-музыки.

В то время как друзья и современники Джерри Ли, такие как Элвис и Рой Орбисон (Roy Orbison) (по большей части под нажимом менеджеров вроде Тома Паркера) переключились на новый стиль, «Киллер» же, как и раньше, продолжал выдавать свои блюз-буги. Часть превосходнейших в его карьере хитов была записана на «Меркьюри рекордз» (Mercury Records) с 1963 по 1968 годы Среди них - «Corrine, Corrina», «She Was My Baby», «Whenever You"re Ready» и др. Он также исполнял в то время и соул, например «Just Dropped In», «It"s A Hang-up, Baby» и «Turn On Your Lovelight».

К 1968 году Джерри сосредоточился на кантри и выпустил мощные хиты вроде «Another Place, Another Time», «What"s Made Milwaukee Famous», «To Make Love Sweeter For You» и «She Still Comes Around». С 1969 по 1981 г. среди хитов Джерри вышли прекрасные баллады, такие как «Would You Take Another Chance», «She Even Woke Me Up», «Touching Home», «He Can"t Fill My Shoes» и «When Two Worlds Collide». Он также занимался блюзом, его вещь «I"ll Find It Where I Can» вошла в хит-парад по категории C&W (Country & Western - кантри и вестерн). Его альбомы также хорошо продавались, особенно «The Session» и «Killer Rocks On».

Годы его работы с фирмой «Elektra» (с 1979 по 1981 гг.) были также отмечены успехом, пришедшим с такими хитами, как «Two Worlds Collide», «Rocking My Life Away» и др. К 1986 г. он выпустил свыше 60 хитов, многие из которых были номером 1 или входили в десятку лучших. Три его альбома, выпущенных на «Elektra», стали одними из лучших. За ними последовали хорошие альбомы, записанные на MCA.

Между тем 60-е, 70-е и 80-е годы наполнили личную жизнь Джерри трагедиями: любимые им сыновья, Стив Аллен и Джерри Ли-младший, погибли в несчастных случаях, соответственно в 1962 и 1973 годах, в 1970 -м году умерла его мать, в том же 1970 -м году с ним развелась Майра; его следующие две жены погибли в 1981 и 1983 году в результате трагических несчастных случаев. Журнал «Роллинг Стоун» опубликовал чудовищно лживую статью, обвиняющую Джерри в смерти его пятой жены в 1983 году, не приведя при этом ни крупицы фактов. Все эти и другие трагические события заставили Джерри Ли пристраститься к наркотикам и спиртному. Он чуть не умер дважды: в 1981 и 1985 годах от язвенного кровотечения. Керри, его нынешняя жена, помогла Джерри избавиться от вредных привычек.

И все же, несмотря ни на что, Киллер остается лучшим вокалистом, пианистом и шоуменом из всех. Его альбом 1995 года «Young Blood» наполнен той же энергией, что и работы прежних лет. Как заметил Хэнк Кокран, Джордж Джонс может великолепно петь традиционное кантри, но ничего более; Фрэнк Синатра превосходно исполняет свою музыку, но Джерри Ли может делать все, от блюза до кантри вплоть до Джимми Роджерса и госпел, и притом делать это как следует.

В 1996 -м году у Джерри случился инфаркт, однако он по-прежнему продолжает заниматься роком. Джерри Ли не только Король Рок-н-Ролл-Буги, но также и Король Американской Музыки Южных Штатов. И он единственный, кто продолжает играть настоящий Южный Блюз и Кантри в 90-е годы.

Джерри Ли Льюис – один из пионеров рок-н-ролла, получивший прозвище "убийца" за свою разящую слушателя наповал экспрессивную манеру исполнения. Окруженный скандальным ореолом, как на сцене, так и в жизни, этот музыкант был все же очень популярен, и ему одному из первых досталось место в открывшемся в 80-х "Rock And Roll Hall Of Fame". Джерри Ли родился в захолустном луизианском городишке Ферридэй 29 сентября 1935 года. Талант к игре на пианино прорезался у мальчишки, когда ему еще не было десяти, и хотя семья Льюисов жила небогато, ради приобретения инструмента родители заложили ферму, и таким образом их сын мог практиковаться сколько влезет. Кстати, Джерри поначалу занимался не один, а вместе с братьями, однако он очень быстро обогнал их в мастерстве. Сперва Льюис копировал стилистику чернокожих музыкантов и церковников, однако когда старший кузен Карл МакВой открыл ему секреты буги-вуги, он стал подмешивать новые знания к кантри и госпелам и таким образом вырабатывать оригинальный стиль. И хотя в школе дела у парня шли неважно, достижения в музыке компенсировали этот недостаток. В 14 лет Джерри Ли в местном автосалоне дал свой первый концерт и уже был готов к покорению новых высот, но тут в дело вмешалась мать. Она не желала, чтобы ее юного сына испортил шоу-бизнес, и запихнула отпрыска в библейский колледж в Техасе. Наивная женщина считала, что Джерри будет использовать свой дар во славу Господа, однако тот не оправдал ее надежд и вылетел из богоугодного заведения за исполнение госпела "My God Is Real" на манер буги-вуги.

После этого инцидента Льюис вернулся в Луизиану и начал выступать в маленьких клубах, а в 1955-м нанес визит в Нэшвилл. В столице кантри не оценили способностей молодого человека и как бы в насмешку посоветовали ему научиться играть на гитаре, однако Джерри Ли продолжил свой путь и на следующий год очутился на пороге мемфисской студии "Sun". В отсутствие хозяина лейбла Сэма Филлипса ему удалось успешно пройти прослушивание, и вскоре он записал свою первую пластинку с кавером Рэя Прайса "Crazy Arms". Сингл имел локальный успех, и этого оказалось достаточно, чтобы Льюиса оставили на "Sun". Его выразительное пианино можно было услышать на многих "солнечных" вещах конца 1956-го – начала 1957-го, а, кроме того, в предрождественские дни состоялись исторические сессии, на которых музыкант джемовал с Карлом Перкинсом , Элвисом Пресли и Джонни Кэшем . Событие это носило спонтанный характер, однако смекалистые звукоинженеры догадались вовремя включить магнитофон, и впоследствии на свет появилась запись под названием "Million Dollar Quartet".

1957-й стал годом триумфа для Льюиса и его сумасшедшего пианино. Не имеющий возможности вихляться на сцене с гитарой Джерри подскакивал в середине песни, отбрасывал стул и яростно атаковал клавиши стоя. Его пиано-драйв впервые попал на винил миньона "Whole Lotta Shakin" Going On", и если Филлипс поначалу сомневался в выпуске пластинки, то по ее выходу понял, что сорвал джек-пот. Убойный рок-н-ролл занял высшие позиции в кантри- и ритм-энд-блюзовых таблицах, вошел в тройку лидеров поп-чарта и возвестил миру, что на американской сцене появилась новая суперзвезда. Успех в грамзаписи подогревался феерическими концертами, на которых Джерри Ли раскрывался как грандиозный шоумен. Музыкант играл не только пальцами рук, но и локтями, ногами, головой и задницей, а однажды, чтобы уделать выступавшего после него Чака Берри , даже поджег свой инструмент. В конце 1957-го Льюис выдал один из своих главных шлягеров "Great Balls Of Fire", а следующей весной вновь протаранил горячую десятку хитом "Breathless". К сожалению, дальнейшую карьеру подпортила личная жизнь артиста, а именно его женитьба на 13-летней кузине Майре Гэйл Браун. В принципе, в южных штатах подобные браки считались обычным делом, но когда Джерри прибыл на гастроли в Англию, местная пресса представила его как растлителя малолетних, и разразился крупный скандал. Турне оказалось сорвано, но даже по возвращении в Америку артист превратился в изгоя, и его песни попали под запрет к эфиру, а гонорары упали с 10000 до 250 долларов за концерт. Впрочем, Льюис так просто не сдавался и продолжал наяривать буги-вуги на малых площадках и выпускать пластинки рок-н-ролльного направления, а перед тем как уйти в пике успел забить еще один гол в ворота шоу-биза с синглом "High School Confidential". Со временем инцидент с Майрой потихоньку стал забываться, и в 1961-м кавер Рэя Чарльза "What"d I Say" вернул Джерри в американский Топ 40, а в 1964-м музыкант показал европейцам как нужно работать вживую, запечатлев свою энергию в зальнике "Live At The Star Club, Hamburg".

Когда рок-н-ролльная карьера Льюиса, переместившегося с "Sun" на "Smash Records", все же зашла в тупик, он вспомнил свою юность и переключился на кантри. Первый успех в новом направлении его ждал в 1968 году, когда песня "Another Place, Another Time" угодила в десятку. За этим миньоном последовал и ряд других попаданий в Топ 10, причем в том же 1968-м композиция "To Make Love Sweeter For You" побывала на самой вершине специализированного чарта. Последующие несколько лет Льюис исправно клепал кантри-альбомы, а иногда даже делал реверансы стилю госпел (как в случае с "In Loving Memories"), но в начале 70-х его вновь потянуло на рок-н-ролл и во время визита в Лондон он нарезал программу "The Session". В записи этого двойника ему помогали местные звезды типа Джимми Пэйджа , Питера Фрэмптона , Элвина Ли , Рори Галлахера , Мэттью Фишера и т.д. И хотя альбом несколько уступал энергии ранних пластинок, публика приняла его хорошо, и "The Session" очутился в сороковке "Billboard".

Возвращение в чарты совпало с очередной трагедией в семье Льюиса – в аварии погиб его 19-летний сын. Надо сказать, что личная жизнь музыканта была вообще полна черных моментов – еще в 1962-м в бассейне утонул его первый сын, позже аналогичный несчастный случай произошел с его четвертой женой, а пятая супруга скончалась от передозировки метадона. В 1976-м Джерри чуть было не убил своего басиста (нажал на курок револьвера, думая, что тот не заряжен), а буквально через несколько недель был повязан с оружием в резиденции Элвиса Пресли . Многих этих несчастий можно было бы избежать, если бы музыкант вел более правильный образ жизни, однако алкоголь и наркотики вносили в нее такой турбулентный хаос, что злоключения оказывались неминуемы. В 1978-м Льюис заключил сделку с "Elektra Records" и на следующий год выдал радиошлягер "Rockin" My Life Away", однако вскоре разругался с этой фирмой, и дело закончилось скандальным судебным разбирательством. Последний крупный кантри-хит от Джерри ("Thirty-Nine And Holding") вышел в 1981-м, когда музыкант чуть было не отправился на тот свет из-за кровоточащей язвы. К счастью, врачам удалось спасти Льюиса, и в 1986-м после полосы очередных невзгод он очутился в "Зале Славы Рок-н-Ролла". Очередной всплеск интереса к творчеству артиста произошел в 1989-м, когда на мировых экранах появился фильм "Great Balls Of Fire", рассказывающий о его ранней карьере. Все песни для саундтрека Джерри Ли исполнил лично, причем все вещи звучали так же энергично и зажигательно, как и в 50-х.

В очередной раз Льюис доказал, что в его жилах по-прежнему течет молодая кровь, выпустив в 1995 году пластинку с соответствующим названием. И хотя и вокальная подача, и клавишный напор находились на достаточно высоком уровне, впечатление от "Young Blood" смазывалось не очень удачным подбором аккомпаниаторов. В последующую декаду, избегая визитов в студию, Джерри спорадически гастролировал, а его новый альбом вышел только в 2006-м. На "Last Man Standing" Льюису удалось собрать практически всю элиту рок-н-ролла (Джимми Пэйдж , "Rolling Stones ", Нил Янг , Брюс Спрингстин , Род Стюарт , Эрик Клэптон , Литтл Ричард и т.д.), а четыре года спустя он повторил идею дуэтов в программе "Mean Old Man". Накануне своего 80-летия "Убийца" опять воспользовался помощью некоторых своих друзей, однако теперь оставил их за кадром и, сфотографировавшись в одиночку на фоне здания фирмы "Sun", представил альбом "Rock & Roll Time" как настоящий сольник.

Last update 01.11.14

Карьера Льюиса началась в Мемфисе, с записей на Sun Records в 1956 году. Владелец лейбла - Сэм Филлипс, - возлагал на Джерри Ли особые надежды, рассчитывая вырастить нового Элвиса Пресли. Первым хитом … Читать всё

Джерри Ли Льюис (англ. Jerry Lee Lewis, род. 29 сентября 1935) - американский певец, один из ведущих исполнителей рок-н-ролла 1950-х гг. В Америке Льюис также известен под кличкой «Киллер» (The Killer).

Карьера Льюиса началась в Мемфисе, с записей на Sun Records в 1956 году. Владелец лейбла - Сэм Филлипс, - возлагал на Джерри Ли особые надежды, рассчитывая вырастить нового Элвиса Пресли. Первым хитом Льюиса стал сингл «Crazy Arms» (1956). Следующий хит - «Whole Lotta Shakin’ Going On» (1957), собственного сочинения, - стал визитной карточкой певца и с тех пор был записан множеством исполнителей. Затем последовали также успешные «Great Balls Of Fire», «Mean Woman Blues», «Breathless», «High School Confidential». Будучи пианистом и не имея возможности отходить от инструмента, Льюис направлял всю свою ураганную энергию в игру, часто дополняя её ударами по клавишам ногами и головой.

Бурно развивавшаяся карьера Льюиса была почти погублена скандалом, разразившимся в 1959 году вокруг его женитьбы на 13-летней двоюродной сестре. После этого успех певца стал затухать. Он продолжал играть рок-н-ролл, записываясь у Сэма Филлипса до 1963 года, после чего перешёл на новый лейбл и стал заниматься поиском своего нового пути. После серии экспериментальных альбомов Льюис, как и многие рок-музыканты его поколения, в итоге обратился к кантри, где его ожидал успех. Сингл «Chantilly Lace» (1972) три недели возглавлял американский хит-парад в категории кантри.

При создании в 1986 году Зала славы рок-н-ролла Джерри Ли Льюис был приглашён на торжественный обед как один из семи первых его членов. Три года спустя его биография была экранизирована. Главную роль в фильме «Great Balls Of Fire» сыграл Дэнис Куэйд. Роли Льюиса было также отведено заметное место в фильме «Ступая по черте» (2005) про Джонни Кэша.

Льюис до сих пор время от времени записывается и даёт концерты.

Интересные факты
Во время празднования своего сорок первого дня рождения в 1976 году Льюис в шутку навёл пистолет на своего бас-гитариста, Батча Оуэнса, и, полагая, что он не был заряжен, нажал на курок, выстрелив ему в грудь. Оуэнс остался жив. Несколько недель спустя, 23 ноября, он был арестован из-за ещё одного инцидента, связанного с оружием. Льюис был приглашён Элвисом Пресли в своё поместье «Грейсленд», но охрана не знала о его визите. На вопрос, что он делает у входных ворот, Льюис показал пистолет и сказал охране, что пришёл убить Пресли.


Top