История развития идеологии толерантности. Уровень толерантности в России

В Новом завете Евангелие от Луки 6 гл. 27 – 30 стихи читаем слова Иисуса Христа: «…Любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас.

Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку. Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё, не требуй назад.» Всё сказанное или написанное иносказательно, может пониматься людьми неоднозначно.

Одни люди будут понимать только то, что буквально сказано или написано, другие будут искать смысл иносказания, и каждый может находить в нём что-то своё. Например, можно рассматривать смысл сказанного с позиции самопожертвования, в котором человек, поверженный врагом, не сопротивляется, но служит ему и всячески старается угодить ему. Он даже благодарит его, за то, что он поработил его и готов отдать ему всё, что имеет, ничего не требуя взамен. Можно рассматривать и с такой стороны, что любая агрессия или аннексия – это благо, и тот, в отношении которого это совершается должен быть безмерно благодарным за это. С этой точки зрения, насилие и ложь не являются грехом, так как они порождают положительные состояния в тех, на кого эти насилия и ложь направлены. Не правда ли, хороша идея? Есть такая русская пословица: «Что посеешь, то и пожнёшь». А здесь всё не так – посеешь зло, пожнёшь добро.

А есть и такие люди, которые рассматривают слова Христа с эзотерических позиций, предполагая, что Иисус Христос имел в виду внутреннее отношение человека, идущего духовным путём, к реальности этого мира. Например, чтобы человек наблюдал за своими эмоциональными и эгоистическими реакциями, когда кто-либо делает ему плохо. И в то же время молился за здоровье и благополучие обидчика. Например, ограбили олигархи народ России, мы при этом сами не судим их, потому что «не судите, да не судимы будете», а хотим, чтобы Бог судил их, поэтому мы говорим – Бог им судья, наверно потому что у Бога могущества больше, чем у нас. Он уж точно будет судить на полную катушку, не то, что мы. Не выглядим ли мы, люди, при этом ханжами? Но, действительно ли мы хотим молиться за здоровье и благополучие наших врагов? Это что, мы хотим, чтобы они успешно продолжали своё чёрное дело, ударяли нас по правой и левой щекам, снимали с нас верхнюю, а затем и нижнюю одежду, брали у нас, то, что им приглянулось, зная, что мы назад ничего не потребуем? Напротив, будем молиться, чтобы у них всё это хорошо получалось.

Не превратимся ли мы при этом в слякоть, о которой говорил Шри Ауробиндо, когда сказал, что лучше быть камнем преткновения на пути у Бога, чем слякотью под его ногами. А как тогда понимать, когда в прежние времена православное воинство благословлялось на битву с врагом? А может быть, было бы более правильным, если бы войска опустились на колени перед врагом и молились, чтобы Бог даровал ему благополучие в его ратном деле? И, кроме того, мы знаем, что всё есть Бог, и когда встречаются две армии, две идеологии, два государства, стремясь утвердить свою власть над другими, примером может быть то, что сегодня делают американцы и НАТО в Ливии, то, вероятно, Бог присутствует как с одной, так и с другой стороны? Чего стоят Слова Христа, о которых мы говорили в начале этой статьи, в этой ситуации?

Позади, практически, всех событий, происходящих в современном мире, движущей силой является ложь. И что, мы должны молиться за здравие тех, которые на лжи строят своё иллюзорное благополучие? Не будем ли мы в этом случае выглядеть соучастниками этих событий? В общем, «куда ни кинь, всё клин». Тот уровень христианского благочестия, на котором находится как современное православие, так и католицизм и другие христианские религии, проповедуют безоглядную толерантность, которая способствует расцвету сатанизма. В свою очередь на идеях сатанизма пышно расцветают ложь, насилие, всевозможные формы несправедливости и индивидуализма с его всевозможными извращениями. Тогда невольно встаёт вопрос, кто создал все эти религии? Я имею в виду иудаизм, христианство и ислам. И для какой цели они были созданы?

Наиболее привлекательным выглядит ислам, по крайней мере, когда читаешь Коран. Но что делают люди, исповедующие ислам с другими народами? Человек, идущий путём, который был указан ему Мухаммедом, не может этого делать, тогда почему они это делают? Тот же самый вопрос можно задать людям, исповедующим христианские религии. Люди, следующие путём, указанным Иисусом Христом, идут в действительности в прямо противоположном направлении.

Единственной последовательной религией является иудаизм. Они поступают так, как это пишется в Торе и Талмуде. И, чтобы исповедующим Иудаизм было более понятно, как они должны вести себя среди других народов, там приводится множество примеров. Приведу всего один пример. Иосиф был продан братьями в рабство в Египет, где волею судьбы он стал вторым человеком после фараона. Во время урожайных семи лет он запас достаточно зерна, и когда наступили следующие семь неурожайных лет, он стал продавать народу Египетскому зерно, вначале за их серебро, затем за скот, а потом купил их самих и их земли, сделав их рабами фараона. Но то зерно, которое было собрано в хранилища фараона, в конечном счете, произвели те люди, которым он продавал его за серебро, скот, а затем за их земли и их собственную свободу, сделав их рабами. С позиции выгоды – всё делалось правильно, а с позиции человечности – так могут поступать только те люди, которые не имеют души и поэтому, для них чуждо сострадание. Поэтому, вместо того, чтобы поддержать народ в трудные времена, у него отнимают всё, даже свободу.

Казалось бы, что мы далеко ушли от идеи толерантности, но это только так кажется. В реальности всё выглядит иначе. Толерантность – это терпимость. А почему это слово – толерантность ввели в русский язык, когда в нём есть точный перевод смысла этого слова с латинского языка на русский, толерантный это – «терпеливо переносящий». Что мы должны терпеливо переносить? Когда спаивают наш народ алкоголем, которого в современной России приходится на душу населения 18 литров в год в переводе на чистый спирт. Это и на только что родившегося и на того, который доживает свои последние дни на Земле. А для того, чтобы народ начал вырождаться достаточно будет и 8 литров на душу населения. Или мы должны быть толерантными к тем, кто убивает наркотиками нашу молодёжь? А может быть к тем, кто убивает их на улицах наших городов и даже деревень, используя для этого огнестрельное оружие, ножи и железные прутья, кто сжигает их в домах не жалея ни детей, ни стариков? К кому мы должны быть толерантными, может быть к тем, которые лишили нас прошлого и лишают будущего, уничтожая наше настоящее, усилия которых привели к тому, что Россия вымирает? А может быть к тем, которые захватили в России все уровни власти и как раковая опухоль разрушают её.

Понять не сложно, почему нам прививают термин толерантный, а не русский его перевод – терпеливо переносящий. Уж слишком очевиден смысл этого слова, если мы произносим его по русски.


Научные и общественные сферы: политика, медицина, философия, религия, психология, этика, в связи со своей спецификой, по-разному отвечают на вопрос, что такое толерантность. Понятие активно стало употребляться в обществе в конце 90-х гг. прошлого века, вызывая споры и противоречия по содержавшимся в нем постулатам.

Толерантность - что это такое?

Человек по сути своей уникален, но в чем-то люди похожи, поэтому - ищут подобных себе, своим увлечениям, вероисповеданию. Принадлежность важна для личности, в виду того, что люди - существа социальные. У разных народов менталитет отличается, и что в одной стране приемлемо - в другой может вызвать общественный резонанс. Что значит толерантность в общем понятии?

В 1995 г. около 200 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой обозначено, что толерантность – это терпимость по отношению к другим религиям, обычаям, культурам, многообразным в своей неповторимости и индивидуальности. Принятие того, что гармония заключается во всем этом разнообразии, позволяет людям быть уважительными друг к другу, жить в мире.

Что обозначает толерантность в других областях:

  • в медицине (фармакология, наркология): привыкание организма к веществу ввиду чего требуется большая дозировка для того достижения того же эффекта;
  • в музыке: уважительное отношение к разным стилям и музыкальным направлениям;
  • в экологии: способность биологических организмов развиваться в среде, даже при неблагоприятны факторах.

Толерантность в психологии

Это понятие в психологии занимает важное место. Принятие людей, с их особенностями, без критики и осуждения, позволяет выстроить доверительные отношения с клиентом и является элементом психотерапии. Психологический феномен толерантности вбирает в себя как научные аспекты и принципы, так и повседневные:

  1. Моральная (условная) - в основе своей, содержит отсроченную агрессию. Терпимость «внешнего Я» только на поверхностном уровне: человек соглашается с происходящим, а внутри, буквально сдерживается, «кипит».
  2. Естественная (натуральная) – характерна для маленьких детей и выражается в их безусловном принятии родителей без оценивания, к сожалению, бывает с ущербом для себя, если родители отличаются жестокостью.
  3. Нравственная (подлинная) – основанная на полном и осознанном принятии реальности. Это зрелая и позитивная толерантность «внутреннего Я». Духовное отношение ко всем проявлениям жизни и людям и постоянное самопознание. На нравственности основаны все мудрые притчи.

Психолог должен развивать данную толерантность, основные критерии которой:

  • эмоциональная отзывчивость (эмпатия);
  • способность к рефлексии, внутреннему диалогу;
  • способность устанавливать конструктивные, положительные отношения с людьми.

Толерантность - плюсы и минусы

Идея данного понятия несет в основе своей, благие для общества цели, так ли это на самом деле? Возможен ли мир и благополучие на земле без терпимости к другим народам? Понятие толерантности может истолковываться и использоваться людьми по-разному, без учета общепринятых и прописанных понятий. У медали две стороны.

Плюсы толерантности:

  • помогает быть гуманным;
  • учит преодолевать страхи через эффективную коммуникацию с другими непохожими людьми;
  • вырабатывает правильное понимание разного с их привычками, характером, мировоззрением и укладом жизни;
  • способствует личностному и общественному развитию через передачу опыта и знаний, путем взаимодействия среди как отдельных людей, так и наций в целом.

Минусы толерантности:

  • под видом толерантности манипуляции сознанием людей, прикрытые благими намерениями;
  • тонкая грань между действительно терпимостью и рабским терпением, в ущерб личности;
  • подмена истинных понятий и ценностей ложными, посредством социальных технологий;
  • толерантность некоторыми воспринимается как равнодушие, нежелание воспринимать и бороться.

Чем толерантность отличается от терпимости?

В переводе с древнего латинского языка, что такое толерантность дословно: «tolerantia» - означает «терпение», «терпеть», «переносить». Толковый словарь позиционирует слово «толерантность» как производное от французского «tolerant» - «терпимый». В русском, в отличие от других иностранных языков «терпимость» – это слово с явно негативным оттенком, обозначающем терпеть плохое, переносить лишения. Тем не менее, терпимость и толерантность - это различные понятия.

Терпимость – сознательный отказ общества от открытого проявления ненависти, вражды. Человек внутренне при этом, может испытывать сильные негативные чувства и протест. Формируется в короткие сроки и может быть навязана с помощью СМИ (например, для урегулирования конфликта между разными народами). Толерантность – общественное явление, формирующееся на протяжении большого временного промежутка и предполагает отсутствие у человека вражды, неприязни к другим людям непохожим на него по разным признакам. В социуме, пестрящем разными культурами и национальностями - это необходимое явление.

Толерантность и ксенофобия

Слово «ксенофобия», наряду с «толерантностью» часто звучит в СМИ и с греческого языка переводится как «боязнь незнакомых». Мышление ксенофоба отличается четким делением на «своих» и «чужих». Небывалый поток мигрантов, достаточно болезненно и агрессивно воспринимается коренным населением: прибывшие иностранцы ведут себя по-другому, не всегда хотят изучать новый язык, не стремятся познать культуру и обычаи той страны, в которую мигрировали. Толерантность в современном мире в идеале, предполагает отсутствие ксенофобии, мирное сосуществование и развитие разных народов.

Виды толерантности

Основой толерантности являются фундаментальные ценности общества, без которых человечество не сможет существовать. Классификацией толерантности занимаются ученые многих специальностей. В постоянно меняющемся мире – актуальными и «острыми» являются вопросы связанные с религией, отношением к инвалидам, межнациональные, гендерные и политические отношения. Рассматривая, толерантность что такое - каждая прикладная сфера озвучивает свою типологию. Основные виды толерантности наиболее полно отражены М. С. Мацковским:

  • религиозная;
  • гендерная;
  • физиологическая;
  • образовательная;
  • сексуально-ориентационная;
  • географическая;
  • возрастная;
  • маргинальная;
  • межклассовая;
  • межнациональная;
  • расовая;
  • политическая.

Религиозная толерантность

Религия этносов содержит в себе сакральный компонент, отличающий ее от других конфессий. В прошлые века, считая свою религию единственно истинной - правители разных стран предпринимали военные походы с целью обратить иноверцев в свою веру. Что такое религиозная толерантность в наши дни? Человек имеет право на любое вероисповедание, принятое в его государстве, даже если оно не относится к главенствующей религии. Терпимость к другой вере – залог мирного взаимодействия между людьми.

Толерантность к инвалидам

Сострадание и милосердие ко всему живому – важные черты человека, закладывающиеся в детстве при правильном воспитании родителями. Проявление толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья – это в высшем смысле помощь в адаптации и социализации инвалида, как полноправного члена общества. Инклюзивное образование, предоставление рабочих мест – важные составляющие толерантности.

Этническая толерантность

Принадлежность к своему народу, этносу с усвоением многовекового опыта, традиций, ценностей - это этническая идентичность. Что такое толерантность в межнациональных отношениях? Это – уважительное отношение к укладу жизни других народов. Проблема толерантности в полиэтнических странах имеет глобальное значение. Обратная сторона – интолерантность (нетерпимость) все чаще является поводом для разжигания межнациональной розни.

Гендерная толерантность

Независимо от половой принадлежности – люди достойны уважения и равных прав - это ответ на вопрос, что такое гендерная толерантность. Толерантность в обществе в отношении полов неустойчивое явление. На сегодняшний день, претерпевают изменения, и это является причиной негативного реагирования в обществе и развития фобий. Интолерантность к другому полу – сексизм, является дискриминирующим личностным фактором.


Политическая толерантность

Толерантность в политике – это готовность правительства к конструктивному диалогу с другими странами. В полном объеме, может быть представлена в государстве с демократическим режимом власти и выражается в урегулировании межнациональных конфликтов, соблюдении прав человека, уважительном отношении к иным политическим убеждениям, не противоречащим законодательству. Политическая толерантность – глобальный процесс, от которого зависит мир на земле.

Политкорректность и толерантность взаимопроникающие понятия в современном обществе. История вопроса о политкорректности возникла в США, когда афроамериканцы потребовали исключить из английского языка оскорбительное слово «black»применительно к их расе. Политкорректность включает в себя запрет на оскорбительные выражения по отношению к другой расе, полу, сексуальной ориентации и т.д. В мультиэтнических странах, таких как США, политкорректность набирает обороты и пронизывает все сферы общества.

Для ответа на этот гамлетовский вопрос напряжем свою историческую память и вспомним, что человечество во все времена, стараясь стать человечным, вместо человеколюбия, человекоприятия, человекопонимания наталкивалось на чудовищные проявления человекофобии: пики агрессии, ксенофобии, фанатизма, национализма и экстремизма.
Обратимся к лаконичной исторической хронике проявления человекофобии, национальной нетерпимости и фанатизма. Вопреки утверждению, что «сова Минервы вылетает в сумерки» (Гегель), демоны ксенофобии появляются в истории человечества и ночью и днем. Хотя высказывание о том, что темные дела делаются в темноте, имеет свои весомые исторические подтверждения.
Знаменитый призыв и выкрики обезумевшей толпы во время правления Нерона «христианин - ко львам» являются одними из ярких символов межрелигиозных конфликтов. Человечество привыкло, навязывая друг другу «святую» веру, каждый раз разрушать мир до основания, разделяя людей на верящих и неверящих, верных и неверных, наших и не наших, своих и чужих, местных и не местных, пролетариев и капиталистов, Север и Юг, Запад и Восток, которым вместе не сойтись никогда.
Пиками борьбы за веру стали изменившие историю Средних веков Крестовые походы. Навсегда в памяти человечества останется и ночь резни 24 августа 1572 года, названная Варфоломеевской ночью. Вначале Париж, а затем и другие регионы Франции были усеяны трупами гугенотов, уничтожаемых католиками по всей стране.
Началом холокоста - узаконенного геноцида целой нации, уничтожения людей только за то, что они ИНЫЕ, ДРУГИЕ, НЕПОХОЖИЕ, стала «хрустальная ночь» в 1938 году в Германии. Более 6 миллионов евреев были уничтожены, сожжены, замучены в лагерях смерти только за то, что они иные, поборниками ксенофобской фашистской идеологии Третьего рейха.
И сегодня было бы наивно думать, что фанатики живут только в прошлом, появляются в облике инквизиторов, сжигающих Джордано Бруно и устраивающих «охоты на ведьм», или идущих с факелами в руках по улицам Америки в белых одеяниях колонн ку-клукс-клана. Они, увы, не достояние истории ночей резни, кровавых погромов и геноцидов прошлого. Они - рядом. Они - здесь. Они - среди нас.
Пик ксенофобии XXI века - 11 сентября 2001 года, уничтожение фундаменталистами тысяч людей в башнях-близнецах в Нью-Йорке. XXI век - волны мигрантофобии, агрессии и этнических конфликтов во Франции, всплески неонацизма в Германии, побудившие лидеров этих стран усомниться в действенности политики мультикультурализма.
И наконец, историческое вчера - 22 июля 2011 года: на острове Утоя в Норвегии Андерс Брейвик, имевший в отрочестве прозвище Mord (убийство), хладнокровно расстрелял 76 человек ради того, чтобы «спасти» Европу от угрозы марксизма, исламской колонизации и, главное, политики мультикультурализма.
У России же на этом фоне еще свежи в памяти этнические конфликты в Кондопоге и разгул фанатов на Манеже. С болью ко многим политикам приходит запоздалое понимание, что рост фанатизма, вандализма, мигрантофобии, кавказофобии и убийств на национальной почве угрожает целостности государства Российского и способен под антимигрантскими лозунгами «понаехали тут» разрушить любые социальные и экономические программы развития страны.
В этой социально-политической ситуации я вновь обращаюсь к отстаиваемой политиками, философами, естествоиспытателями разных времен идеологии толерантности как к ключевому дискурсу плюралистического поликультурного поликонфессионального открытого общества. Именно идеология толерантности, в которой толерантность понимается как универсальная норма поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, является потенциалом развития многочисленных форм симбиоза, сосуществования, социального и политического взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений.
Толерантность как норма поддержки разнообразия и устойчивости разных систем выполняет в историко-эволюционном процессе следующие функции:
а) обеспечение устойчивого развития человека, разных социальных групп и человечества как единства разнообразия в изменяющемся мире;
б) определяет право и ценность каждого человека как индивидуальности, право быть иным;
в) баланс и гармонизацию интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия отдельных личностей, больших и малых социальных групп;
г) возможность диалога, переговоров, накопления потенциала солидарности, согласия и доверия различных мировоззрений, религий и культур.
Таким образом, еще раз подчеркну, что в контексте историко-эволюционного подхода к развитию сложных систем толерантность рассматривается как механизм поддержки и развития разнообразия этих систем, обеспечивающий расширение диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях и их устойчивость.
В свою очередь, ксенофобия выступает как механизм уменьшения разнообразия систем, отражает тенденцию к развитию систем закрытого типа (авторитарные системы; тоталитарные социальные системы; мировоззренческие системы, реализующие идеологические установки фундаментализма и фанатизма). Доминирование ксенофобских тенденций приводит к ригидности систем, росту их изоляционизма и сепаратизма, а тем самым и к неспособности к изменениям в непредсказуемых ситуациях.
В развитии сложных систем толерантность отражает стратегию взаимопомощи, кооперации, симбиотической эволюции. Ксенофобия же связана в первую очередь с пониманием конфликта как монопольной движущей силы эволюции различных систем, основы межвидовой, социальной и классовой борьбы.
Предложенное выше понимание толерантности позволяет увидеть феноменологию толерантности в разных системах координат в биологической эволюции в целом, и прежде всего в процессе антропосоциогенеза как противоречивого пути восхождения человечества к человечности. Оно побуждает понять, что не только конфликт, но и взаимопомощь выступает как мощный движущий фактор историко-эволюционного процесса. И не случайно такие мыслители, как
В.И.Вернадский, П.А.Кропоткин, М.А.Ковалевский, Пьер Тейяр де Шарден, Илья Пригожин, Уильям Росс Эшби, отстаивали идеи взаимопомощи, примирения, солидарности, симбиотической эволюции, прогресса как роста разнообразия систем в мире людей и животных. В философии и этике идеи толерантности прежде всего связаны с такими мыслителями, как Джон Локк, Франсуа Вольтер, Лев Толстой, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Михаил Бахтин, Мартин Бубер, Януш Корчак, имена которых вошли в историю человечества как имена величайших гуманистов.
Как далеки взгляды всех этих мыслителей от тех аналитиков и критиков идеологии толерантности, которые сводят проявления толерантности исключительно к терпимости, мультикультурализму и политкорректности! Я уже не говорю об идеологах человекофобии, у которых сама мысль о толерантности как угрозе «черно-белому мышлению», разделяющему человечество на чужих и своих, вызывает жгучую аллергию. Они не желают видеть очевидных вещей: толерантность - это жизнь по формуле рассудка; ксенофобия - жизнь по формуле предрассудка. Они забывают, что умный рассудит, а глупый осудит. И они стремятся обрядить рассудок в «белые одеяния» предрассудка. Подобного рода идеологические подмены и перевертыши стоят за большинством человекофобских нацистских или расистских теоретизирований, обслуживающих идеи превосходства, гегемонии одной социальной группы, нации, расы или класса над другой. В Третьем рейхе эти идеи кристаллизовались в лозунге чистых арийцев «Германия превыше всего». В России же они поддерживаются идеологами черной сотни, подвергшими забвению слова апостола Павла, что нет для Христа ни эллина, ни иудея, ни скифа, ни самарянина, ни раба, ни свободного, ибо все они едины. Эти же идеи распространяют люди с «бритоголовыми» мыслями, которые за любой поддержкой непохожих, в том числе мигрантов, видят происки чужеродных космополитов, закулису мирового заговора и носителей русофобии.
Где бы ни находились люди, одержимые демонами ксенофобии, их мышление и действия стоят на трех китах: идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма. Но и они - люди. И если я исхожу из идеологии толерантности как идеологии человечности и антропологии ненасилия, то я не буду посылать их... узнать, по ком звонит колокол. И рискну повторить слова Льва Николаевича Толстого: «Если бы люди понимали, что они живут не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что делая добро другим, они делают его себе». И в этих словах суть идеологии толерантности как школы жизни с непохожими людьми, школы человечности и великодушия.

  • Темы для докладов и рефератов:
  • Вопросы к экзамену:
  • Глава 4. Этническая толерантность.
  • 4.1. Этническая толерантность как вид толерантности.
  • 4.2. Толерантность в межэтнической коммуникации.
  • Глава 5. Этническая интолерантность и конфликтология межэтнических отношений
  • 5.1. Этническая конфликтология: предметное поле, задачи, методы
  • 5.1.1.Общая и этническая конфликтология: сходство и различия
  • 5.1.2. Классификация этнических конфликтов
  • 5.1.3. Структура этнических конфликтов
  • 5.1.4.Управление конфликтом
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5. 2. Империи и народы: история и теории национализма
  • 5.2.1. Империи и «национальный вопрос»
  • 5.2.2. Пробуждение национализма
  • 5.2.3. Виды и формы национализма
  • 5.2.4. Теория мобилизации
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • 5.3. Феноменология и аналитика конфликта: «Case study»
  • 5.3.1. Содержание
  • Ключевые понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • 5.4. Этническая конфликтология в регионаьном контексте
  • 5.4.1. Конфликтология межэтнических отношений и миграциология
  • «Подходы к анализу миграционных процессов через призму различных дисциплин»
  • 5.4.2. Проблемы диаспор
  • 5.4.3. Противодействие экстремизму
  • 5.4.4. Этноконфликтологический мониторинг
  • Основные понятия:
  • Рекомендуемая литература
  • Интернет-ресурсы
  • I. Вопросы для предварительного тестирования
  • II.Темы для рефератов и докладов:
  • III. Вопросы для самопроверки
  • Вопросы и задания к разделу 5. 2
  • I. Выберите нужные варианты ответов и обоснуйте их
  • II. Попытайтесь внести изменения и дополнения в таблицу:
  • Вопросы и задания к разделу 5. 3
  • II. Сравнительная таблица «Иудаизм и христианство: общее и особенное»
  • Вопросы к документу
  • V. Структурный анализ конфликта на основании свидетельств очевидцев.
  • VI. Темы рефератов и докладов
  • VII. Просмотр и составление аннотаций документальных фильмов:
  • Вопросы и задания к разделу 5.4
  • III. Проведите исследование оценки ситуации в регионе за определенный промежуток времени местными сми по следующей шкале:
  • Глава 6. Гендерная толерантность
  • 6.2 Проявления гендерной толерантности и интолерантности на уровне социального взаимодействия
  • 6.3. Проявления гендерной толерантности
  • 6.4. Проявления гендерной толерантности и интолерантности на внутриличностном уровне
  • 6.5 Факторы, формирующие гендерную толерантность личности.
  • Литература
  • Методические указания
  • Задания и вопросы для самостоятельной работы:
  • Глава 7. Психология толерантности/интолерантности.
  • 7.2. Толерантная личность
  • 7.3. Психологическая структура и критерии толерантности-интолерантности
  • 7.4. Толерантность-интолерантность как многоуровневый психологический феномен.
  • 7.5. Психологические механизмы и факторы толерантности-интолерантности
  • 7.6. Толерантность и интолерантность сми
  • Язык вражды
  • Политическая корректность
  • Список использованной литературы:
  • Упражнение «Лики толерантности»
  • Упражнение «Скульптура»
  • Задание «Дневник языка вражды» Методические рекомендации по составлению дневника языка вражды
  • Виды Языка Вражды
  • Объекты Языка Вражды (примеры)
  • Примеры высказываний
  • Адреса толерантности в Интернете
  • Задание «Политкорректные сказки»
  • Диагностические задания Методика «Толерантность к неопределенности»
  • Опросник «Черты толерантной личности» (г.Солдатова)
  • Рекомендуемая литература
  • Глава 8. Религиозная толерантность.
  • 8.1. Религия и толерантность. Специфика религиозной толерантности.
  • 8.3. Государственно-церковные отношения и толерантность (мировой опыт)
  • 8.4. Гсударственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты.
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы.
  • 8.4. Государственно-церковные отношения в России: исторический и современный аспекты
  • 8.5. Религиозная толерантность в современной России: состояние, проблемы, перспективы
  • Методические указания
  • Темы для рефератов
  • Задания
  • Интернет-ресурсы
  • Глава 1. Толерантность: определение, сущность, характеристики

    1.1. Понятие, сущность и виды толерантности

    В последнее время понятие толерантность активно используется журналистами, политиками, учеными во всем мире. В числе приоритетных задач в национальной доктрине образования Российской Федерации значится воспитание толерантной личности. Толерантность рассматривается как важнейшее условие социальной безопасности. Программы формирования толерантной личности, противодействия различным видам интолерантности сегодня принимаются на самых различных уровнях власти. Таким образом, понятие «толерантность» уже прочно вошло в лексикон российского общества и значительная часть населения нашей страны его безоговорочно принимает и считает, что толерантность должна стать неотъемлемой чертой жизни россиян. Тем не менее имеется и другая точка зрения, представители которой придерживаются противоположного мнения и относятся к толерантности негативно. По их мнению, толерантность есть чуждая российскому менталитету, вредная для нашего самосознания идеология – «толентаризм», которая есть не что иное, как «требование терпимости к самым крайним проявлениям цинизма, терпимости, а вернее, попустительству, пороку и безнравственности, приводит к их оправданию и даже прославлении порока… Идеология толерантности представляет собой нечто безграничное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, но эта хаотичность лишь видимая, так как вся эта идеология упорядоченно враждебная по отношению к традиционным духовным ценностям, пржде всего христианским» (1). Толерантность, точнее «толентаризм», с этой точки зрения, есть, во-первых, воспитание у общества индефферентности к явлениям и процессам социальной жизни современного общества, в том числе и негативным, а во-вторых, это воспитание неприятия взглядов и ценностей, называемых традиционными. Противниками проникновения в российское общество толерантной идеологии являются не только светские авторы – некоторые политики, ученые, журналисты, но и религиозные деятели. Так, например, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России раввин З.Л.Коган, например, считает, что навязывание еврейским детям чуждых им религиозных вероучений и ценностей, принуждение их к участию в чуждых для них религиозных мероприятиях представляет собой скрытую форму их духовно-культурного геноцида и проявление антисемитизма (2). Думается, что причина существования двух противоположных подходов к оценке толерантности кроется прежде всего, в неправильном переводе или толковании термина «толерантность». Дело в том, что это понятие, осознанно или неосознанно, переводится исключительно как «терпимость», тогда как оно по своему содержанию имеет более сложное и емкое семантическое значение. И действительно, латинское tolerantia может иметь три не сходных друг с другом значения:

    Устойчивость, выносливость;

    Терпимость;

    Допуск, допустимое отклонение.

    Для нас особый интерес представляет широкий спектр значений перевода термина tolerance (англ.), который дается в англо-русском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этическая устойчивость; предел устойчивости, устойчивость к конфликту; предел устойчивости (выносливости) человека, устойчивость к стрессу, устойчивость к поведенческим отклонениям и т.п.

    Исходя из многозначности понятия «толерантность», многие поэтому считают, что целесообразно различать понятия «терпимость» и «толерантность», что понятие «терпимость» не только не отражает полноты понятия «толерантности», но и может быть противоположно ему. Многие авторы указывают на то, что русский глагол «терпеть» может иметь негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Слово «терпимость» для русского человека обычно ассоциируется именно с пассивным принятием окружающего мира, происходящих в нем изменений, непротивление, способность «подставить другую щеку». Весьма полезно в этом плане почитать «Словарь живого великорусского языка» Владимира Даля, в котором он уделил слову «терпение» целую колонку. Это слово, оказывается, имеет целый спектр значений. Первое его значение «выносить», «переносить», «страдать». В.Даль в связи с этим приводит такое слово как «Терпиха». «Терпиха» - это диалектный вариант слова «терпение», которое пронизано ощущениями тяжести, мрачности и по сути дела непереносимости. Понимаемая таким образом терпимость может представлять, по мнению психологов, определенную опасность для психического здоровья человека. Если человек находится в ситуации долготерпения, то это вызовет отрицательные последствия, в том числе и для того, кто терпит. Ведь в такой ситуации возникает проблема насилия над собой, эмоционального зажима, неприязни к чему-то или кому-либо, когда человек заставляет себя в силу обстоятельств терпеть что-либо, блокируя собственную нетерпимость. «Если под «терпимостью» понимать именно долготерпение, подразумевать состояние «стиснуть зубы», «деражать себя в руках», то, конечно, о толерантности здесь и речи не идет» (3)

    Совершенно иначе интерпретируется толерантность в Декларации принципов толерантности (1995), в которой понятие «толерантность» понимается, во-первых, «как активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека», а во-вторых, как «уважение, принятие, и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Как мы видим, такое толкование «толерантности» многослойно и имеет много значений: оно подразумевает уважительное отношение к иным расам, национальностям, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному статусу и происхождению, достатку и т.д. Понимаемая таким образом толерантность ориентирует нас на занятие активной жизненной позиции, которая связана с защитой прав любого человека, предполагает негативное отношение к проявлениям нетерпимости в любой ситуации. Следование принципам толерантности поэтому исключает всякое примиренчество к нарушениям юридических и этических норм. Но самое главное в таком прочтении слова «толерантность» – это уважение. Современное понятие толерантности и ее сущности основывается прежде всего на уважении к непохожести и осознании того факта, что непохожесть, различие и многообразие – это залог дальнейшего развития. Поэтому толерантность никоим образом нельзя сводить к индефферентности, к необходимости преодоления чувства неприятия другого, чужого. Подлинная толерантность раскрывается как заинтересованное отношение к другим людям, другим культурам, другим религиям именно по той причине, что мироощущение других отлично от нашего и вызывает активное желание, потребность с ним познакомиться поближе. К сожалению, на русский язык с английского Декларация принципов толерантности была переведена как «Декларация приниципов терпимости», хотя, как выше было сказано, понятие «терпимость» не только не отражает всей полноты понятия «толерантность», но и может быть прямо противоположно ему.

    Толерантность можно рассматривать в разных аспектах: философско-этическом, психологическом, социологическом. В философском смысле толерантность выступает как этическая категория, которая относится к нравственному аспекту личности и в этом смысле выступает как «категорический императив», руководящий поведением человека в обществе. Категорический императив Канта, как известно, в окончательной редакции звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла всегда стать и принципом всеобщего законодательства». Это означает, что человек в своем отношении к другим должен исходить из идеи непреходящей ценности различных достоинств и добродетелей человека, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций, культур, народов и религий. В современных условиях, когда связи и контакты между различными народами, культурами, религиями стали необходимостью и повседневностью, толерантность должна стать нормой взаимоотношений между этими народами, культурами и религиями. Это важнейшее условие выживания человечества в условиях стремительного развития коммуникаций и становления единой экономики. И в этом смысле можно сказать, что толерантность должна обрести для всех людей, всех народов, религий и культур значение нравственного императива.

    В психологическом плане толерантность выступает как характеристика личности, которая проявляется при взаимодействии с окружающими людьми. На психологическом уровне толерантность проявляется в виде внутренней установки, добровольного выбора уважительного отношения к другим людям, к коллективам, нациям, государствам, культурам и религиям, которые, и это самое важное в данном аспекте, не навязываются со стороны, извне, а приобретаются каждым из нас через систему воспитания и личный жизненный опыт. Речь в данном случае идет о психологии толерантности и об установках толерантного поведения. Установки, которых мы придерживаемся по отношению к событиям, людям, культурам, определяют наши положительные или отрицательные эмоции, определяют наши реакции и действия, которые могут быть позитивными, т.е. толерантными, или же негативными, нетолерантными, принимая форму предубеждения, предвзятости, агрессии и т.д.

    В случае социологического подхода толерантность есть социальная норма, социальный институт, который определяет устойчивость субъектов социального взаимодействия к конфликтам в полиэтническом, многоконфессиональном и поликультурном обществе. Историю человечества в этом плане можно разделить на два этапа: первый этап – это общества традиционные, интолерантные, жизнь которых построена на принципе нетерпимости к «чужому», «другому». Это традиционные общества, в которых для сохранения устойчивости социальных структур (системы взглядов, социальных, политических и др. групп) всякое инакомыслие, особенно внутреннее, должно быть подавлено. Второй же этап в истории человечества начался совсем недавно, после перехода человечества к обществу постиндустриальному, открытому, в основе которого лежат принцип плюрализма идей, ценностей, образа жизни. Только таким образом цивилизация сможет в основном избежать конфликтов, войн и революций. Как писал американский социолог Д.Трумэн, «если обществу и удается избежать революции, вырождения, упадка и сохранить стабильность, то только благодаря множественности принадлежности». Одним из важнейших признаков открытого общества является признание неизбежности и необходимости плюрализма взглядов, мнений, идеологий, что влечет за собой требование толерантности, терпимости к инакомыслию и т.д. Социальные и политические конфликты при этом не исчезают, но акцент делается на процедурах их демократического разрешения путем учета и согласования интересов и позиций всех участвующих сторон.

    Социологический подход к исследованию толерантности рассматривает толерантность с различных позиций. Толерантность, например, можно рассматривать как систему ценностей, которые выступают в качестве неотъемлемой части общественного сознания. В этом случае толерантность находит свое выражение в общественной морали, нравах, общественной психологии, в политической и государственной идеологии и т.д. В этом случае объектом социологического анализа могут выступать проблемы разработки шкалы объективных показателей уровня толерантности как общественного сознания в целом, так и сознания различных социальных групп, классов, социальных слоев населения и т.д. Большой интерес в этом плане представляет анализ влияния социально-экономических факторов на формирование толерантности/интолерантности, а также их обратного влияния на общество. Толерантность можно рассматривать с точки зрения функционирования какого-либо конкретного социального института, особо значимого для исследования идеологии толерантности, например, государства, права, образования, СМИ и т.д. Объектом социологического исследования в этом случае будут функции толерантных или интолерантных ценностей и норм и их воздействие на выполнение институтом своих основных функций. Так, в частности, можно рассматривать эффективность влияния образовательных институтов (школ, ВУЗов и т.д.) на успешность воспитания подрастающего поколения. Наконец, предметом социологического анализа может быть как система межгрупповых взаимодействий (межнациональных, межэтнических, межконфессиональных и т.д.), так и межличностные отношения между членами этих групп (межличностные отношения двух конкретных представителей национальных или религиозных групп или же отношение к человеку как к представителю той или иной группы) (4).

    Как известно, в социологии очень часто используется структурно-функциональный анализ общественных институтов, т.е. изучение социальных функций этих институтов. Большое значение имеет изучение функций и толерантности, особенно для ее субъектов, в качестве которых может выступать социальная группа, личность и т.д. Для группы важнейшими функциями толерантного взаимодействия будут: предотвращение межгрупповых и внутригрупповых конфликтов, формирование и поддержание стабильности и внутренней устойчивости группы; создание имиджа стабильной и сплоченной группы, что крайне важно для взаимодействия с государственными структурами, с социальными группами и организациями и привлечения в группу социально-адаптированных новых членов. Для личности толерантность также играет огромную роль. Ведь по мере резкого увеличения числа, объема и характера конфликтных ситуаций в различных сферах жизни крайне актуальным становится формирование позитивного отношения к жизни (что помимо всего прочего представляет собой серьезную психофизиологическую терапию, позволяющую сокращать стрессы). Следует также учитывать влияние толерантных установок на внешние формы поведения личности, предотвращающие агрессивные формы взаимодействия, в том числе и противоправного характера. Разве можно говорить о высоком качестве жизни, о правах человека, если каждый не осознает, что мера реализации этих прав зависит в первую очередь от полноты реализации прав другой личности. (5)

    Чтобы разобраться в социальной сущности толерантности надо не только исследовать ее функции в обществе; необходимо также понять и природу тех условий, которые могут как способствовать, так и препятствовать формированию толерантного сознания и поведения. Развитие в обществе толерантных принципов, отказ от монополии на истину, готовность идти на компромисс, на диалог зависит от различных факторов, включающих в том числе и исторические традиции в данной сфере, ментальность различных категорий общества, политическую волю власти, развитие политической и правовой культуры граждан, наличие соответствующей системы законодательства и т.д. Важную роль в формировании условий распространения принципов толерантности и ограничения социальной базы экстремизма как крайней формы проявления интолерантности играют объективные социально-экономические факторы. Всем понятно, какую роль может сыграть для утверждения в обществе атмосферы толерантности ситуация в экономике, политике, идеологии. Все понимают, что социальной базой формирования в обществе атмосферы интолерантности, питательной почвой экстремизмы является в первую очередь экономический, политический, духовный кризис и все с ним связанные тяготы населения. И наоборот, устойчивое экономическое развитие, гармоничная социальная политика, гарантированная безопасность, правовая защищенность и т.д. способствуют утверждению в обществе культуры мира и толерантности.

    Любое социальное действие, как говорил известный немецкий социолог Макс Вебер, предполагает как минимум двух деятелей. С этой точки зрения важно понять, что толерантность есть форма взаимодействия субъекта и объекта толерантности. Со стороны субъекта мы видим готовность принять социокультурные (внешние признаки, высказывания, особенности поведения) отличия объекта. В качестве социального субъекта может выступать индивид, социальный институт, социальная, в том числе этническая, общность, конфессиональная общность, социальная группа, организация. Толерантность может проявляться на двух уровнях: идеологическом, духовном и деятельном, практическом. В этом случае целесообразно говорить о толерантном сознании и поведении. Если говорить о социальных связях, отношениях и взаимодействия между субъектами толерантного сознания и взаимодействия, то возможны различные формы субъектно-объектных отношений: социальный институт – социальный институт, социальный институт – индивид, социальный институт – социальная группа и т.д. Толерантное сознание и поведение может проявляться во всех сферах социальной жизни общества и жизнедеятельности личности. В связи с этим исследователи выделяют различные виды толерантности (6)

      Этническая (межнациональная) толерантность – формирование и утверждение принципов толерантности в сфере межэтнических отношений, уважительное отношение к представителям всех наций, способность не переносить недостатки и негативные действия отдельных представителей национальности на всю эту национальность, на весь народ, относиться к любому человеку с позиций «презумпции национальной невиновности».

      Расовая толерантность – уважительное отношение к представителям другой расы, отсутствие предубеждений, предрассудков, связанных с ними.

      Политическая толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к деятельности различных, в том числе и оппозиционных, политических партий и объединений, а также на взгляды людей, придерживающихся иных политических взглядов

      Религиозная толерантность – распространение принципов толерантности на сферу межрелигиозных, межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений, уважительное отношение к любой религиозной традиции, признание права любой религии на существование, равенство религий перед законом.

      Гендерная толерантность – распространение принципов толерантности на отношение к представителям другого пола, непредвзятое отношение к ним, отсутствие чувства превосходства одного пола над другим, равенство в социальных позициях женщин и мужчин, отсутствие дискриминации по гендерным признакам.

      Возрастная толерантность – отсутствие неравной оценки качеств и способностей отдельных возрастных групп, непредвзятое отношение к априорным «недостаткам» человека, связанных с возрастом последнего (обвинения молодежи в отсутствии опыта, невоспитанности или неспособность понимать молодых людьми старшего поколения, отсталости последних и т.д.). Одной из форм возрастной толерантности является уважение к людям преклонного возраста.

      Организмическая, или физиологическая толерантность – толерантное отношение к людям с врожденными или приобретенными индивидуальными недостатками.

      Географическая толерантность – непредвзятое отношение к жителям провинции, глубинки. Отсутствие насмешек по поводу манеры их одеваться, речи и т.д.

      Социальная (межклассовая) толерантность – терпимое отношение к социальному расслоению в обществе, терпимое отношение к представителям разных социальных слоев – богатых к бедным и наоборот.

      Образовательная толерантность – уважительное отношение друг к другу лиц с разным уровнем образования.

      Сексуально-ориентационная толерантность – непредвзятое, спокойное отношение к лицам с нетрадиционной сексуальной ориентацией.

      Маргинальная толерантность - терпимость по отношению к людям, относимых к маргинальной прослойке общества (нищие, заключенные, бомжи и т.д.)

    Всем разновидностям толерантности присущи одни и те же критерии. Проявления толерантности в этом случае включают:

        равноправие;

        взаимоуважение.

        доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп, группам в целом, другим идеям и т.д.

        сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств

        возможность следовать своим традициям

        свобода совести и вероисповедания.

        сотрудничество и солидарность в решении общих вопросов

        позитивная лексика в наиболее острых вопросах межэтнических отношений, в отношениях между полами

    Сущность толерантности более ярко раскрывается через понимание проявлений ее противоположности – интолерантности. В отличие от термина толерантность, который по своему содержанию шире понятия «терпимость», то возражений против перевода «интолерантности» как «нетерпимости» в литературе обычно не встречается. Интолерантность – это антитеза, антипод толерантности, который основывается на убеждениях человека или какой-либо социальной группы, общности, что только его (их) система взглядов является истинной, что только его (их) образ жизни является правильным и возможным, что та группа, к которой он (они) принадлежат, стоят выше, чем все остальные. По существу это неприятие другого (других) лишь по одной причине: он выглядит, думает, поступает иначе, он живет по-другому. Нетерпимость отличается крайне консервативностью, стремится подавить все, что выходит за привычные установленные в данном социуме рамки. Диапозон ее весьма широк и включает в себя и пренебрежительное отношение к окружающим, и умышленное унижение людей с другим цветом кожи и т.д. К сожалению, даже не все сознают, что их можно отнести к нетолерантному типу личности. Вот почему целесообразно выявить наиболее общие критерии интолернатности (нетерпимости). Проявления нетерпимости включают следующие характеристики:

      оскорбление (языком) – уничижительный язык, обесценивающий, унижающий иные культурные, социальные, национальные, конфессиональные и т.д. Отрицание права этих групп пользоваться своим языком.

      остракизм (бойкот) – игнорирование присутствия или существования других.

      стереотипы и предубеждения - предвзятое, обычно негативное, мнение о другой культуре, нации, индивиде на основе отрицательных характеристик

      этноцентризм - оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций своей группы как лучшей, эталонной в сравнении со всеми иными

      ксенофобия – страх и неприятие иностранцев и представителей других групп, а также убежденность в том, что «чужие», «другие» угрожают «своим».

      поиск врага или «козла отпущения», т.е. перенос вины за свои проблемы на других, отличающихся от вас.

      преследование – действия, имеющие своей целью устрашение, запугивание других, изгнание, запрет на трудовую деятельность, учебу, на свой язык, свою культуру, свою религию.

      запугивание – использование физического, морального или численного превосходства в целях унижения других, лишения их материальных ценностей, положения в обществе и т.д.

      изгнание - запрет или лишение права на посещение каких-либо общественных мест

      расизм – дискриминация людей по расовому признаку.

      репрессии, фашизм, геноцид

      национализм, агрессивный национализм – уверенность в превосходстве одной нации над другой и праве распоряжаться ими

      тоталитаризм – политический режим, характерными чертами считается отсутствие гражданских свобод, тотальный контроль над общественной и частной жизнью, подавление всякого инакомыслия, строгое наказание политических и религиозных диссидентов (инакомыслящих и инаковерующих).

      эксплуатация (использование чужого времени или труда без справедливого вознаграждения)

      Сексизм – идеология, политика, общественное поведение, имеющее своей целью дискриминцию по половому признаку, в том числе и исключение женщины из полноценной жизни общества на основании мифа о превосходстве мужского поал над женским. В современном мире возможны сдучаи сексистского поведения и женщины по отношению к мужчине. (7).

    Интолерантность является причиной самых тяжелых и мрачных последствий, среди которых и кровавые конфликты, войны, тоталитарные политические режимы вроде третьего рейха в Германии и диктатуры КПСС в СССР в прошлом столетии, религиозные войны в Европе Нового времени, апартеид в ЮАР (открытая форма расовой дискриминации по расовым признакам), геноцид (уничтожение отдельных групп людей по этническим, расовым, религиозным признакам, например, уничтожение в фашистской Германии в прошлом столетии цыган, евреев) и т.д. В основе этих проявлений воинствующей интолерантности лежит антигуманная, человеконенавистническая идеология, основанная на отрицании, неприятии идеи самоценности человеческой личности. К интолерантному поведению часто приводит агрессия. Психологи даже ставят знак равенства между интолерантностью и агрессией.

    Агрессия, как ее определяют словари, - это мотивированное деструктивное поведение человека, которое противоречит нормам и правилам поведения людей в социуме и причиняет физический и моральный ущерб. Э.Фромм выделял две разновидности агрессии: «доброкачественная» и «злокачественная». Первая возникает в моменты опасности и потому носит защитный, оборонительный характер. «Злокачественная» агрессия возникает спонтанно и безпричинно, ибо связана с внутренними особенностями человека.

    Конечно, не все виды интолерантности способствуют являются причиной кровавых конфликтов в обществе и столкновений, многочисленных жертв со стороны мирного населения. Такую опасность представляют для человечества прежде всего этническая, расовая, политическая, религиозная нетерпимость. Можно в связи с этим вспомнить балканский кризис и многочисленные жертвы, которые он повлек за собой. Можно вспомнить о миллионных жертвах сталинских репрессий в СССР в первой половине 20 в. Стоит вспомнить и Холокост – национальную трагедию еврейского народа в прошлом столетии. Однако это не значит, что мы можем относиться к другим формам нетерпимости снисходительно. К сожалению, многие люди проявляют непонимание, а то и жестокость по отношению к тем, у кого имеются физические недостатки, к тем, кто является «белой вороной» в коллективе, к тем, кто отличается нетрадиционной формой сексуальной ориентации, что также делает наше общество агрессивным, некомфортным для всех его членов.

    К сожалению, в нашем обществе наблюдается рост социальной агрессии, ксенофобии и др. проявлений нетерпимости и особенно у молодежи. Сегодня практически все рассуждают о том, почему среди молодых людей наблюдается не культура толерантности, а культура ненависти? В чем кроются причины этих негативных процессов в нашей стране? Какой характер они имеют?

    Среди основных причин возникновения и резкой активизации интолерантности можно выделить следующие:

      резкое ухудшение материального положения значительной части населения России, низкий уровень социальной и правовой защищенности граждан;

      идейно-политический раскол, духовный вакуум;

      наличие нерешенных острых межнациональных и межконфессиональных проблем;

      снижение духовно-нравственного уровня населения;

      недостаточно эффективное правовое и политическое воспитание граждан.

    Все перечисленные выше условия возникновения интолерантности относятся к объективным факторам, однако нельзя забывать о наличии субъективных факторов возрастания интолерантности в обществе. Хорошо известно, что указанные выше тенденции в развитии общества находят свое отражение в сознании людей. Когда привычная жизнь рушится, в сознании людей начинают преобладать пессимизм, иррациональное восприятие мира, страх, тревога и т.д. Человек пытается разобраться в причинах своих тревог, своего собственного положения. Если такой человек находится в ситуации крайнего информационного дефицита, то очень возможно, что он будет, скорее всего, мыслить по принципу конфигуративной атрибуции, приписывая причины негативных явлений исключительно действиям определенных политических лидеров и политических сил, злонамеренных «плохих» социальных или этнических групп (8). В результате в ход идут мифологические архетипы вроде «свой – чужой», «мы – они», что толкает человека, склонного к мифологизации окружающего мира, к поискам «козла отпущения», в роли которого выступают чаще всего люди, принадлежащие к другому этносу, разговаривающие на другом языке, исповедающие другую веру. Идеология интолерантности у некоторых людей выступает, таким образом, средством канализации отрицательных эмоций. Поэтому столь важно заниматься не только решением экономических проблем, полагая, что это автоматически приведет к установлению в обществе гражданского мира и согласия, но и воспитанием в нем атмосферы толерантности

    Следует учитывать и другие факторы, могущие повлиять на развитие у молодых людей нетерпимости, агрессивности. В этом плане стоит вспомнить о виртуальном насилии, тиражируемом Интернетом и принимающим с каждым годом все более масштабный и агрессивно-наступательный характер. Нельзя также забывать и о том, какие фильмы смотрят молодые люди. А смотрят они, как говорят опросы, такие фильмы, как «Брат», «Брат-2», «Гаррит Поттер», «Властелин колец» и т.д. А кто главный герой фильма «Брат». Что он за человек? Это такой спокойный, философствующий и в чем-то весьма симпатичный киллер, а по-русски убийца. И вот этот-то убийца, для которого лишить человека жизни самое обычное занятие, у отдельных молодых людей стал «героем нашего времени». Не следует искать виновных в такой ситуации, но следует обратить внимание на роль киноискусства, телевидения в воспитании культуры ненасилия, толерантности. Настоятельной потребностью современного этапа нашей жизни является противопоставление виртуальному насилию, которое тиражируется Интернетом и принимает из года в год все более масштабный и агрессивно-наступательный характер, таких мировоззренческих информационных технологий, которые воспитывали бы у молодежи культуру толерантности, терпимость, уважение к окружающим.

    Для успешного процесса воспитания молодежи в духе толерантности и противодействия интолерантности необходимо учитывать многовариантный характер последней. Один тип интолерантности – это скрытая интолерантность. В этом случае субъект социального действия осознает моральную неадекватность декларации идей интолерантности или интолерантных действий, но в силу собственных установок и взглядов относится враждебно к представителям различных культур, народов, религий, может даже мысленно допускать агрессивные действия по отношению к ним. Но при этом его отношение носят не публичный, личный характер. Другой тип интолерантности – это вербальная интолерантность. В этом случае субъект не только допускает возможность, но в ряде случаев считает даже необходимым высказать свою негативную позицию по отношению к представителям других этносов, религий, хотя и не считает возможным реализовать ее в форме каких-либо публичных действий – насилие, агрессия и т.д. Третий же тип интолерантности – это агрессивная поведенческая интолерантность. В этом случае субъект социального действия считает морально оправданным совершение действий, имеющих своей целью запрет, ограничение различных форм жизнедеятельности и даже насилие по отношению к другому субъекту. В оправдание таких действий делатель ссылается на необходимость восстановления попранной социальной справедливости, истины и т.д. В тех случаях, когда в роли субъекта интолерантной политики выступает государство (обычно тоталитарный недемократический режим), то интолерантность становится стержнем государственной идеологии (9)

    Важным для анализа сущности толерантности является также верное понимание границ, пределов толерантности, ибо толерантность не является синонимом вседозволенности и всепрощения. Итак, есть ли у толерантности границы, или толерантность должна быть безграничной? Во всех ли случаях и всегда ли человек должен не просто терпеть, но и признавать право существования другого, чуждого ему? В литературе, посвященной проблеме толерантности, часто приводится так называемый «парадокс терпимости»: «Неограниченная терпимость должна привести к исчезновению терпимости. Если быть безгранично терпимым к нетерпимым и не быть готовым защищать терпимое общество от нетерпимых, то терпимые будут разгромлены». Определил пределы терпимости в своем знаменитом «принципе терпимости» также и известный западный философ 20 в. К.Поппер. Свой принцип терпимости он сформулировал так: «Терпимость ко всем, кто сам терпим и не проповедует нетерпимость». Из слов философа вытекает, что мы должны относится с уважением к выбору, моральному, политическому и т.д., если этот выбор не противоречит принципу толерантности. Поппер не полагал, что в его словах подразумевается обязательный запрет всех нетерпимых направлений, однако считал, что следует предусмотреть и такую возможность. «Мы, - продолжал развивать свою мысль философ, - должны провозгласить право подавлять их в случае необходимости даже силой: ведь вполне может оказаться, что они не готовы общаться с нами на уровне доводов и разума и начнут с того, что отвергнут всякие доводы… Таким образом, во имя терпимости следует провозгласить право не быть терпимым к нетерпимым. Мы должны объявить вне закона все движения, исповедующие нетерпимость, и признать подстрекательство к нетерпимости и гонениям таким же преступлением, как подстрекательство к убийству, похищению детей или возрождению работорговли» (9). Из этих слов знаменитого американского философа следует, что предел терпимости (толерантности) в любом жизнеспособном обществе существует и он определяется необходимостью сохранения целостности системы, сохранения устойчивости и воспроизводства социальной системы.

    Аналогичной позиции придерживались и русские философы. Так, знаменитый русский философ конца 19 -начала 20 в. Н.Бердяев в своей статье «Духи русской революции» обвинил не менее знаменитого русского писателя Л.Толстого в том, что последний развратил своим учением непротивления злу насилием русскую интеллигенцию, следствием чего стала ее неспособность отстаивать и защищать свои ценности в жизни.

    С мнением этих двух философов трудно не согласиться. Терпимость никоим образом не означает уступку или потворство всем без исключения политическим позициям (ведь фашизм – это тоже политическая позиция), идеологическим системам (и здесь фашизм выступает как одна из таких систем). Толерантность – это никоим образом не индефферентность, не безразличие ко всем идеям, взглядам и действиям. В жизни встречаются, и не так уж редко, случаи, когда нравственным будет именно борьба с иным, чуждым, чужим, несущим разрушение. Не может быть согласия между правдой и ложью, добром и злом.

    Ключевые слова:

    • глобализация
    • globalization
    • идеология
    • ideology
    • парадигма
    • paradigm
    • субстанциальная основа
    • substantial basis
    • толерантность
    • tolerance

    Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    УДК 316.647.5 DOI 10.12 737/13639

    Идеология толерантности как субстанциальная основа бытия России в глобальном мире Кишлакова Наталья Михайловна Канд. филос. наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета E-mail: [email protected]

    В статье рассматривается проблема определения парадигмы развития России в условиях глобализации. Предпринята попытка поиска ответа на вопрос: быть или не быть человечеству как единству многообразия? Проводится анализ трансформаций социума в условиях глобального мира и противоречивости тенденций его развития. Показывается, что практика движения человечества к мировому сообществу порождает в нем не только чувство страха перед культурной гомогенностью, обусловленной утратой отличительных черт традиционных культур во всем мире, но и тенденцию к сохранению различными человеческими сообществами своей национальной идентичности. В XXI в. начинается новый этап исторической динамики национальных идентичностей, который обусловлен растущим в мире процессом демократизации общественно-политических систем, способствующим в том числе расширению прав этнических меньшинств, религиозных конфессий и течений. Отмечается, что в России особое место в осмыслении этого вопроса занимает идейно-философское наследие евразийцев.

    Утверждается, что трактовка глобализации как унифицирующей тенденции в цивилизационном развитии является методологическим заблуждением, так как этнонациональная и религиозная многоукладность современного мира требует осуществления реального и продуктивного диалога, в результате которого необходимо выходить за рамки национального развития, одновременно сохраняя их особенности, т. е. добиваться единства многообразия. Создание евразийской «континентальной федерации» на базе идеологии толерантности рассматривается в качестве одного из возможных эффективных инструментов адекватной реакции национальных государств на новые вызовы глобализационного развития. Дается понимание идеологии толерантности как системы принципов и реальных механизмов поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, потенциал развития, сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных социальных общностей. Делается вывод о том, что идеология толерантности — это субстанциальная основа бытия народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений в глобальном мире, без которой невозможно сохранение их единства и многообразия. Идеология толерантности способствует расширению диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях.

    Ключевые слова: глобализация, идеология, парадигма, субстанциальная основа, толерантность.

    Ideology of Tolerance As the Substantial Basis for the Russia"-s Being in the Global World

    Kishlakova Natalia Mikhaylovna

    Candidate of Sciences (Philosophy), Professor Philosophy Department, Finance University E-mail: [email protected]

    The paper concerns the paradigm of Russia"-s development in terms of globalization. An attempt is made to answer the question, whether the humankind is to exist or not to exist as the unity of the many. Transformations of society in terms of the global world and contradictory tendencies of its development are being analyzed. As it is revealed, the practice of humanity"-s movement towards world community not only causes fear of cultural homogeneity resulting from the privation of the peculiarities of traditional cultures

    № 3(19)/2015

    around the globe, but also causes a serious tendency for various human communities to preserve their national identity. Essentially, a new stage in the historical dynamics of national identities begins in the XXI century, which is predetermined by the globally proliferating process of democratization of socio-political systems that, in particular, contributes to the enhancement of the rights of ethnic minorities, religious confessions and denominations. It is pointed out that in Russia, a special role in the apprehension of this problem is played by the ideas and philosophic heritage of the Eurasians, who maintained that universal human culture can only be created through the creation of a multinational culture, and emphasized that universal human progress should not be realized entirely through cultural and social unification of peoples.

    It is asserted that the concept of globalization as a unifying tendency in civilizational development is a methodological delusion, by the reason that the ethno-national and religious complexity of the contemporary world demands the implementation of a dialogue, real and productive, the outcome of which would demand to break the framework of national development whilst keeping its peculiarities, i.e., seek for the unity of the many. The creation of the Eurasian «continental federation» on the basis of the ideology of tolerance is considered as one of possible effective instruments of the adequate reaction of national states to new challenges of globalizational development.

    The ideology of tolerance has got the new understanding as a system of principles and new mechanisms to support diversity in the evolution of various complex systems, the potential of development, co-existence, interaction, co-operation, mutual assistance and consolidation of various social communities. This ideology ensures sustainable development of humanity inside those systems as the unity of the multitude in the global world, as well as the balance and harmonization of interests between opposing sides in ideology, politics, economy, and also in any other form of interpersonal, social and political interrelation of individuals and social groups. It makes it possible for everyone to determine the right and value of being different. It is concluded that the ideology of tolerance is but the substantial basis for the being of peoples, nationalities, states, religions and outlooks in the global world, without which the preservation of their unity and multitude is hardly possible. It helps enhance the range of capacities possessed by those systems in various unpredictable situations.

    Keywords: globalization, ideology, paradigm, substantial basis, tolerance.

    Вопрос о парадигме развития России в условиях глобализации неслучайно привлекает к себе пристальное внимание исследователей различных областей социально-философского знания. Логика, динамика, объективные и субъективные факторы развития процесса глобализации все очевиднее свидетельствуют о неоднозначности и противоречивости его последствий как для мирового сообщества в целом, так и для нашей страны в частности. Поэтому трудно не согласиться с А. Г. Асмоловым, который считает, что всем нам давно пора задаться почти гамлетовским вопросом: быть или не быть человечеству как единству многообразия? .

    Как показывает практика, в столь стремительно трансформирующемся социуме одновременно обнаруживают и проявляют себя две противоположные тенденции. Одна из них выражается в стирании пространственных границ между различными социальными системами, переплетении всех сфер общественной жизни и формировании кросскуль-турного пространства взаимодействия, т. е. целостной мировой системы. Другая тенденция связана с ослаблением национальной безопасности и упадком культуры, обострением проблемы занятости, незаконной миграцией, терроризмом и в целом не несет весомых преимуществ для населения разных стран, в том числе и России. У. Бек пишет: «…вместе с глобализацией <…> рушится структура основных принципов, на которых до сих пор организовывались

    ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Вес и жили общества и государства, представляя собой территориальные, отграниченные друг от друга единства <…> образуются новые силовые и конкурентные соотношения, конфликты и пересечения между национально-государственными единствами и факторами, с одной стороны, и транснациональными факторами, идентичностями, социальными пространствами, ситуациями и процессами — с другой" .

    Неоднозначной и противоречивой является и оценка научным сообществом самого процесса глобализации и его влияния на дальнейшее развитие человеческой цивилизации. В отечественной и западной философской литературе можно обнаружить различные подходы и точки зрения по этому вопросу. Часть исследователей солидаризируется с мондиа-листским подходом и считает, что контуры «планетарного человечества» сложились к концу ХХ в., а в настоящее время формируется «единая мировая цивилизация — глобальное общество», поэтому страны, стремящиеся к сохранению своей национальной идентичности, должны понять объективность этого процесса и принять его .

    Другая часть считает, что сегодня для России основными приоритетами в ее цивилизационном развитии должны оставаться такие политические и социальные цели и задачи, как сохранение статуса суверенного субъекта мирового процесса, защита национальных интересов в сочетании с идеологией к Финансового университета =

    толерантности по отношению к другим странам и народам, приверженность идеалу правового социального государства .

    В условиях глобализации движение человечества к мировому сообществу порождает в нем чувство страха перед культурной гомогенностью, обусловленной утратой отличительных черт традиционных культур во всем мире. Но из этого не следует делать вывод о том, что глобализация создает угрозу человеческой идентичности или резко меняет условия ее формирования . Уже сегодня становится очевидным тот факт, что глобализация, будучи связанной с процессом унификации цивилизационных различий культуры, порождает и серьезную тенденцию к сохранению различными человеческими сообществами своей национальной идентичности.

    По мнению Т. М. Махаматова, в XXI в. начался новый этап исторической динамики национальных идентичностей. Данный этап обусловлен растущим в мире процессом демократизации общественно-политических систем, который способствует в том числе расширению прав и этнических меньшинств, религиозных конфессий и течений . Иллюстрацией в этом отношении могут служить явления, которые мы наблюдаем сегодня в Турции (Пакет демократизации), России (о государственных языках в субъектах Федерации), странах Западной Европы (обсуждение проблем мультикультурализма). Как бы то ни было, но все вышеизложенное свидетельствует о том, что невозможно решить проблему единства и многообразия человечества без осмысления вопроса об идеологии толерантности как субстанциальной основы бытия глобального мира.

    В России особое место в осмыслении этого вопроса занимает идейно-философское наследие евразийцев. Еще в трудах Н. С. Трубецкого и Л. П. Карсавина было очерчено проблемное поле современных дискуссий о глобализации . Евразийцы метко подмечали, что созидать общечеловеческую культуру можно только путем созидания многонародной культуры, и подчеркивали, что общечеловеческий прогресс не должен осуществляться только путем культурной и социальной унификации народов.

    Определяющую роль в сохранении многонародной культуро-личности России-Евразии они отводили евразийской элите и государству, идеал которого ассоциировали с «идеей-правительницей». Идеок-ратия, по их мнению, — это та власть, которая призвана реализовывать эту идею с опорой на авторитет традиции, авторитет компетентности и идеологию толерантности. Это власть ответственная, осознающая цели-идеи, обладающая знанием ценностей и

    принципов, а не средств и методов. Ее компетентность заключена в знании архе своего народа и общества.

    Несмотря на то, что глобализация представляет собой мощнейшее испытание для многонациональных и поликонфессиональных государственных образований, ее трактовка как унифицирующей тенденции в цивилизационном развитии — методологическое заблуждение. Этнонациональная и религиозная мно-гоукладность современного мира требует осуществления реального и продуктивного диалога, в результате которого необходимо выходить за рамки национального развития, одновременно сохраняя их особенности, т. е. добиваться единства многообразия. Вот почему создание евразийской «континентальной федерации» на базе идеологии толерантности могло бы стать одним из эффективных инструментов адекватной реакции национальных государств на новые вызовы глобализационного развития.

    Известно, что история развития человечества изобилует проявлениями агрессии, национальной нетерпимости, фанатизма, экстремизма и других человеческих фобий. Это и крестовые походы, и Варфоломеевская ночь, и гитлеровская идеология, и этнические конфликты во Франции, и современная фундаменталистская идеология, и многое другое. И сегодня за примерами далеко ходить не приходится. Ярчайшим подтверждением этому является современное положение на Украине. Наивно думать, что фашизм, неонацизм и другие фобии — это наше прошлое. Человечество привыкло делить мир на своих и чужих, верных и неверных, Запад и Восток, навязывая друг другу мнение о том, что им никогда не сойтись вместе. Жаль, что и многие российские политики до сих пор с трудом осознают тот факт, что распространение ксенофобии, вандализма, миг-рантофобии, убийств на национальной почве представляет собой реальную угрозу целостности Российского государства.

    В этих условиях все более очевидной становится простая истина — только идеология толерантности выступает объективной субстанциальной основой развития многонациональных и поликонфессиональных открытых обществ и России в глобальном мире. Подчеркнем, именно открытых, так как субстанциальным основанием развития закрытых обществ выступает ксенофобия, доминирование которой ведет к регидности общественных систем, сепаратизму и изоляционизму, конфликту как основе их бытия и развития.

    Именно идеология толерантности, которая понимается как система принципов и реальных меха-

    низмов поддержки разнообразия в эволюции различных сложных систем, является потенциалом развития, сосуществования, взаимодействия, кооперации, взаимопомощи и консолидации различных видов, рас, народов, национальностей, государств, религий и мировоззрений. Идеология толерантности способствует расширению диапазона возможностей данных систем в различных непредсказуемых ситуациях. Такая идеология обеспечивает в них устойчивое развитие человечества как единства разнообразия в глобальном мире, баланс и гармонизацию интересов противоборствующих сторон в идеологии, политике, экономике, а также в любых других формах межличностного, социального и политического взаимодействия личностей и социальных групп. Она позволяет определить право и ценность каждого быть иным.

    В рассматриваемой идеологии феномен толерантности обретает иную систему координат и понимается как противоречивый путь восхождения человечества к человечности. В связи с этим уместно будет вспомнить взгляды таких гуманистов, как Джон Локк, Франсуа Вольтер, Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Михаил Бахтин, Мартин Бубер и многих других. Взгляды этих философов были далеки от противников идеологии толерантности, которые сводят ее понимание исключительно к терпимости, мультикультурализму и политкорректности. Последние не хотят осознавать, что ксенофобия утверждает в жизни людей как базовое основание предрассудок, а толерантность содержит опору на разум. Идеоло-

    гические установки, основанные на предрассудках, как правило, стоят за большинством человекофобских, нацистских или расистских теоретизирований, обслуживающих идеи превосходства, гегемонии одной социальной группы, нации, расы или класса над другой. Их проявления можно встретить и в современной России, не говоря уже о том плачевном русофобском и неонацистском состоянии, которое мы наблюдаем сегодня на Украине.

    Где бы ни находились люди, одержимые ксенофобией, их мышление и действия стоят на трех китах: идеологии фундаментализма, психологии фанатизма и технологии терроризма. Но даже для этих людей идеология толерантности как идеология человечности и ненасилия могла бы стать своеобразной школой жизни с непохожими людьми, школой гуманности и великодушия. В этом отношении важно понимать, что толерантности всегда имманентна внутренняя свобода, а не подавление собственных негативных эмоций, «признание за человеком права на тайну». Одновременно она не исключает взаимозависимости, что позволяет ей обеспечивать устойчивость и целостность человечества как единства многообразия . Available at: http://www.ug.ru/archive/ug/2011/36 (Accedded: 23 July).

    10. Bek U. 2001. Chto takoeglobalizatsiya? . Moscow, Progress-Tradition Publ., 2001. 296 p.

    11. Chumakov A.N. Global"-noe obshchestvo kontury tselostnogo mira . Moscow, Prospekt Publ., 2005. 430 p.

    ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. Вестник Финансового университета

    12. Kishlakova N.M., Makhamatov T.M. Grazhdanskoe obshchestvo i struktura grazhdanstva . Filosofiya ikul"-tura . 2012. № 8 (56).

    13. Kishlakova N.M. Etnicheskaya identichnost"- kak sposob vyzhivaniya v global"-nom mire . Vopros natsional"-noy identichnostiv konteksteglobalizatsii: sb. nauchnykh statey . Moscow, Prospectus Publ., 2014.

    14. Makhamatov T.M. Ob"ektivnye osnovaniya natsional"-noy identichnosti kak samopoznaniya . Vopros natsional"-noy identichnosti v kontekste globalizatsii: sb. nauchnykh statey . Moscow, Prospectus Publ., 2014.

    15. Vodolagin A.V., Danilov S.I. Metafizicheskaya os"-evraziystva . Tver, 1994. 93 p.

    16. Mirimonova M.S. Tolerantnost"- kakfenomen individual"-nyy isotsial"-nyy . Moscow, Prometheus Publ., 2004. 253 p.

    КНИЖНАЯ ПОЛКА Ганина Е. В. , Чумаков А.Н.

    Проблема языка в глобальном мире: монография. М.: Проспект, 2016.208 с.

    Монография посвящена важнейшей теме современности — проблемам коммуникации и взаимопонимания людей различных культур в условиях сформировавшегося единого информационного пространства и нарастающей глобальной взаимозависимости отдельных стран и народов. Содержание книги составляют статьи известных российских ученых — специалистов в области социальной философии, лингвистики, культурологии и современной глобалистики, в которых с разных сторон анализируются новейшие тенденции мировой динамики и проблемы трансформации естественных языков, возникающие в результате глобализации. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся современной глобализацией и ее влиянием на развитие культуры и общественные процессы- может быть также использована преподавателями, студентами и аспирантами при изучении гуманитарных дисциплин и предметов социально-экономического профиля.

    Другие работы

    Проблемой принято считать положение, условие, вопрос или объект, создающий неопределённость, затруднение, или побуждающий к действию и связанный с избыточностью или недостатком процессора (специалиста), знаний, ресурсов, регламента (упорядоченности, алгоритма, программы). Проблема побуждает к действию или ограничивает его. Сущность проблемы для человека такова, что требует анализа, оценки...

    Философия включает в себя определенное миропонимание. Она объясняет мир, сущность природы, место в ней человека. Она содержит в себе эмоциональную оценку мира, объяснение его тайн. Она служит для людей своеобразным духовным поводырем и наставником. Концепции человека делятся на две группы: объективистские, субъективистские. Объективистские концепции рассматривают человека как существо...

    Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен...

    Рассматривая всё сущее как единство противоположных начал, китайские мыслители объясняли бесконечный процесс движения их диалектическим взаимодействием. Наполняющие Вселенную, порождающие и сохраняющие жизнь эти первичные субстанции или силы обусловливают сущность Пяти Элементов: Металла, Дерева, Воды, Огня и Почвы. Собственно эти представления лежат в основе древнекитайской философии...

    Строки эти родились в моём сознании после прочтения первой главы «Самопознания». Чтобы «нащупать» основания окружающего нас мира Бердяев обращается к своему микрокосму, но для того, чтобы познать загадочную тайну собственной личности, он старается абстрагироваться от повседневной реальности настолько, насколько это возможно. Действительно, нужно ли возвеличивать бытие и его причудливые механизмы...

    Этот внутренний нравственный закон обозначается им как категорический императив. Соответственно нравственным является то, что связано с исполнением долга. Долг по отношению к другим - делать добро, долг по отношению к себе - сохранять свою жизнь и прожить ее достойно. «Максима благоволения (практическое человеколюбие) - долг всех людей друг перед другом (все равно, считают их достойными любви или...

    Неотъемлемое определение «иррациональная» Философия Абсурда получила, в том числе, вероятно, из-за своего основного метода, называемого «феноменологической редукцией» и заимствованного из Философии Жизни, которая отрицает рационализм как метод познания. «Феноменологическая редукция». Сартр заявляет, что человеческое бытие и экзистенцию с самого начала надо описывать, имея в виду сознание, ибо...

    Научная новизна исследования заключается в том, что: Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она позволяет организовать социально-философское исследование социальной реальности на новых основаниях- расширяет наши представления об основных принципах ориентации в социальном пространстве и возможности его изучения. В структуре работы актуализируются новые контексты интерпретации...

    Диссертация

    Цель диссертационной работы заключается в социально-философском анализе ряда конфликтогенных элементов этнонациональной сферы в контексте учения об этнической толерантности, а также в разработке механизмов преодоления этнонациональных конфликтов, основанной на принципах этнической толерантности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: Объектом исследования является...

    Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования в теоретическом анализе кратического менталитета XX века как социоприродного и социокультурного феномена. Задачи: Теоретико-методологическая основа исследования. Проведение исследования основывается на общефилософских принципах изучения социальных явлений и процессов, особенно на антропологическом и компаративистском...

    Диссертация

    Вмеоте с тем, проблему общечеловеческих ценностей никоим образом нельзя считать исчерпанной в нашей литературе. Следует отметить неравномерность разработки всего круга вопросов, относящихся к общечеловеческим ценностям, а также ряд проблем, вообще недостаточно исследованных в литературе. В частности, речь идет о выяснении содержания самого понятия «общечеловеческое» в применении к проблеме...

    Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения и библиографии. Библиографический список включает 248 наименований. Заключение. В данном исследовании была предпринята попытка рассмотрения проблемы онтологии в исторической ретроспективе. Для достижения поставленной цели был осуществлен анализ ведущих онтологических концепций, начиная с момента...

    
    Top