Noize MC (Нойз МС): биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Noize MC: Все правильно сделал Почему нойз мс проиграл версус

Неделей позже в петербургском "ГлавClub"е" песня была исполнена уже без помощи телефона и под аккомпанемент живых музыкантов - но выучить ее за эту неделю успел далеко не только сам Noize MC . Трек, основанный на ДТП с участием вице-президента "Лукойла" Анатолия Баркова, наделал много шума в рунете и СМИ, породив множество вопросов. Иван ответил FUZZу на главные из них.

FUZZ: Первым делом - главный вопрос, который задают в связи с песней: почему ты сразу обвинил во всем Баркова, если следствие тогда еще даже не началось, неоспоримых доказательств вины "Мерседеса" в ДТП нет, а за его рулем вообще находился водитель?
Noize MC: Если бы сразу же не были предприняты решительные действия, то никакого следствия и не было бы. Явно имеет место быть сокрытие улик. Версия, изначально прозвучавшая по радио, уже через несколько часов была заменена на печально известную "официальную", радикально отличающуюся от первой - прямо скажем, куда более правдоподобной. Наглые, топорные попытки замести следы. Отсутствие каких-то своевременных, внятных комментариев от самого Баркова. Бездушный, поражающий своим цинизмом пресс-релиз от "Лукойла". Всё это говорит не в пользу экипажа "Мерседеса". Всё пытаются повесить на водителя, но, на самом деле, его реальное участие в этом ДТП вообще вызывает сомнение. Довольно странно, что водитель совершенно не пострадал, в то время, как сам Барков, сидевший, по идее, за ним - то есть на самом безопасном месте - получил ушиб ноги. В любом случае, в подобных ситуациях решение о выезде на встречную полосу принимает Тот, Кого Везут, а не человек за рулём. К тому же следы уж точно заметаются не самим водителем, и явно не из желания его "отмазать". Так или иначе, Барков в этой истории - ключевая фигура.

FUZZ: Что ты сделаешь в том случае, если вдруг окажется, что на самом деле он ни в чем не виноват?
Noize MC: Выпущу ещё одну песню. У меня уже есть первые две строчки: "Разрешите представиться, меня зовут Барков Анатолий/Над головой у меня нимб - вы не видите, что ли?"

FUZZ: Сейчас твое мнение о произошедшем такое же, как и на момент записи песни? Не допускаешь ли ты, например, возможность обоюдного нарушения?
Noize MC: Неоднократно наблюдал лично, как подобные машины со спецномерами цинично и нагло нарушают правила. Выезд на "встречку" - это ещё не "высший пилотаж", бывает и покруче. В полосе "Мерседеса" была пробка, а вот "Ситроену" нарушать было абсолютно незачем. Поэтому я считаю, что девушка за рулём "Ситроена" не при чём. Моё чёткое мнение как на момент записи, так и теперешнее, полностью отражено в треке. Они одинаковы, мнения эти.

FUZZ: Если очевидно, что дело "заминают", но с деталями не все ясно, то не лучше ли было бы написать песню именно о заметании следов, а не о всех смертных грехах сразу?
Noize MC: Мы имеем дело с классической формулой "на вору и шапка горит". Зачем дело "заминать", если ты невиновен? Почему бы не связаться с родственниками погибших лично, чтобы, как минимум, выразить свои соболезнования по-человечески и вовремя? Корректная песня о заметании не получилась по разным причинам. Главная из них заключается в том, что погибли близкие родственницы моей подруги, Насти Александриной, это задело меня очень сильно, я был невероятно разгневан поведением самого Баркова, "Лукойла" и ГИБДД в отношении этого дела.

FUZZ: О том, что ты дружишь с Анастасией Алексадриной (известной в хип-хоп-мире как Staisha), твои поклонники узнали в этом году, когда вы записали совместный трек "Ctrl+Alt+Delete" - а на самом деле вы знакомы давно?
Noize MC: Мы знакомы около 5 лет, записывались на одной и той же студии и по сей день работаем там же. Я услышал её песню, мне очень понравилось, я хотел сделать на неё ремикс, попросил нашего общего звукорежиссёра познакомить меня с Настей по этому поводу, что он, собственно, и сделал. С тех пор мы дружим, периодически выступаем и записываемся вместе, ну, там, не знаю, дарим друг другу подарки на праздники - обычные человеческие отношения.

FUZZ: Некоторые издания утверждают, что песня написана по просьбе Анастастии. Правильно ли понимаю, что на самом деле она только рассказала о случившемся?
Noize MC: Правильно понимаешь. Заплаканная девушка, только что потерявшая близких родственников, сквозь слёзы попросила меня "Ваня, напиши об этом песню" - они так себе это представляют, интересно? Никто меня ни о чём не просил.

FUZZ: Некоторые обвиняют тебя в том, что "пришел на защиту своих", а на чужих было бы наплевать. Как, по-твоему, личная встреча с несправедливостью влияет на творчество? За теми твоими "протестными песнями", в которых нет конкретных имен, тоже стоят какие-либо жизненные случаи, или только общие наблюдения со стороны?
Noize MC: Если я написал песню, значит, меня так или иначе на это вдохновил какой-то конкретный случай. Жизнь надо нюхать, а не читать пресс-релизы "парфюмеров" по поводу её запаха. Личная встреча с несправедливостью делает песни честными и обоснованными. Можно вдохновиться и выпуском новостей, но только тогда, когда сказанное там оказывается как-то связанным с тем, что ты сам пережил.

FUZZ: Когда ты писал песню, опирался только на общедоступные материалы, или Анастасия сообщила какие-то подробности, которых в интернете нет? Она сама тогда уже была уверена в полной вине Баркова, или допускала другие варианты?
Noize MC: Я опирался на то, что мне рассказала сама Настя, наши общие друзья, побывавшие вместе с ней на месте происшествия и, лишь в последнюю очередь, на материалы интернета. Никто никаких других вариантов не допускал. Я уже много на эту тему сказал, повторяться не буду.

FUZZ: Для тебя это песня про конкретного Баркова, или про всех подобных ему людей?
Noize MC: Изначально песня была написана о данном конкретном случае, но он, к большому сожалению, тенденциозен. Поэтому так получилось, что и "барковым" как классу, в итоге, досталось на орехи.

FUZZ: Обвинения в "пиаре на крови" сложно рассматривать всерьез - но нет ли у тебя желания сказать что-либо выдвигающим их?
Noize MC: Эта трагедия коснулась меня лично. И я хорошо знаю, что такое потерять близкого человека. Этот год начался для меня со смерти матери. Она долго и мучительно умирала от рака. От неё отказались все врачи. Я полгода колол ей обезболивающие, врал, что всё будет хорошо, отвлекал её, как мог, от мрачных мыслей и искал любые методы нетрадиционного лечения. Новый год мы встречали вместе, и это был страшный праздник. А 3-го января её уже не стало. Если бы в её смерти была повинна не болезнь, а какой-то конкретный человек, я бы эту гниду просто растоптал.
Когда я узнал, что случилось с Настиной сестрой и её свекровью, я это воспринял очень остро. И сделал то, что сделал, в порыве чувств, полностью пропустив эту ситуацию через себя.
Будучи артистом, что бы ты ни сделал, насколько бы это ни было искренне и честно - если твои действия вызывают мощный общественный резонанс, тебя тут же обвиняют в неприличном и неуместном пиаре. Удобнее всего заткнуться и петь п****страдальческие песенки а-ля ЗВЕРИ и иже с ними, не позволяя себе никаких решительных, социально значимых действий. В пиаре не обвинят. Наверное, это круто. Так и надо. Простите, ребята, что я тут высовываюсь со своей болью, ответственностью, чувством нарушенной справедливости и прочей показушной х***ёй.

FUZZ: Не боишься ли ты, что Барков каким-либо образом до тебя доберется?
Noize MC: Волков бояться - в лес не ходить. Успею побояться в багажнике машины или на опушке среди сосен. Сейчас не время бояться - действовать надо.

FUZZ: С помощью песни ты хотел только помочь свершиться правосудию на государственном уровне, или еще и самостоятельно наказать Баркова единственным возможным способом?
Noize MC: И то, и другое. Каким бы ни оказался исход дела (есть основания сомневаться в справедливости суда, естественно), имя Баркова уже стало нарицательным, а это чего-нибудь, да стоит.

FUZZ: Можешь ли как-то прокомментировать ситуацию с отстранением Троицкого от эфира "Эха Москвы" из-за его желания поставить твою песню?
Noize MC: Cправедливости ради надо заметить, что я лично всё-таки никаких дисков Артемию не передавал (не мог бы этого сделать чисто физически), это был блеф, чтобы "продавить" программного директора. Я не удивлён такой реакцией - многие побоялись освещать подобным образом это происшествие. Нам отказали и на радио "Маяк", и ещё в нескольких местах. Троицкий - большой молодец, очень хорошо, что он так серьёзно взялся за это дело, участие Общественной палаты в данном процессе, в принципе, его заслуга.

FUZZ: Песня была записана "в гостиничном номере на дохлый ноутбук", или удалось организовать вполне приличные условия для записи?
Noize MC: Мне помогли знакомые рэпперы из Владивостока - Дима МС Граф, локально известный хип-хоп-исполнитель и радио-ведущий, и Костя Zur, написавший инструментал к песне. Запись была сделана на их домашней студии, "Shtrikh Code Records". Хотя ноутбук всегда с собой, и, не окажись возможности записаться более качественно, песня всё равно бы увидела свет в те же сроки.

FUZZ: В песне ты сравнил Баркова с Евсюковым, а затем этим делом занялся адвокат Игорь Трунов, ранее занимавшийся делом Евсюкова. Это совпадение или нет?
Noize MC: Это скорее закономерность. Просто Игорь Трунов - один из немногих юристов в нашей стране, не боящихся браться за такие сложные дела.

FUZZ: Доволен ли ты тем, как теперь развиваются события, или при сочинении песни хотелось достичь большего?
Noize MC: В целом, доволен. Песня выполняет свою миссию. На уши уже поднялась и мировая пресса - скоро выйдет обширный репортаж на "National Public Radio" в США, включающий в себя, в числе прочего, полный перевод текста на английский. Звонили также из CNN и популярной немецкой радиостанции. Игорь Трунов уже сказал, что если правды не удастся добиться здесь, то дело будет решаться на мировом уровне.

FUZZ: Считаешь ли ты, что песня может изменить ситуацию с "барковыми на дорогах" в целом, или максимум, которого возможно добиться - честное расследование одного конкретно взятого дела?
Noize MC: Искренне надеюсь, что этот случай станет достаточно показательным, чтобы реально изменить ситуацию. Это сложно и маловероятно, но я очень надеюсь.

FUZZ: Теперь, спустя неделю с лишним после записи песни, считаешь ли ты, что все сделал правильно?
Noize MC: ДА. ДА! И ЕЩЁ РАЗ ДА!!!

Евгений Трифонов

Хип-хоп исполнитель Иван Алексеев, более известный как Noize MC, нечасто рассказывает о личной жизни и уж тем более показывает своих детей прессе. Поэтому когда на днях музыкант и его сыновья Василий и Михаил стали гостями аттракциона виртуальной реальности "Миссия Марс", который открылся в Artplay, мы решили разглядеть ребят получше.

Noize MC с сыновьями Василием и Михаилом

Иван был не против - с удовольствием позировал с сыновьями фотографам, рассказывал о том, как проводит время с детьми.

Новый аттракцион виртуальной реальности "Миссия Марс" действует в рамках интерактивного космического пространства Sолярис. Для того, чтобы почувствовать себя первым человеком на Марсе, нужно всего лишь надеть специальные очки. Эффектности добавляет и тот факт, что пространство на "Марсе" позволяет исследовать его - бродить, рассматривать детали.

Нам больше всего понравилась планета с повышенной гравитацией и зеркальный коридор, - поделился впечатлениями Noize MC. - И, конечно, планета, где можно создавать собственных животных. Я рисовал их вместе с детьми и не мог оторваться. А упасть в 18-тиметровую яму в аттракционе "Миссия Марс" я так и не рискнул.






Саша Соколова, солистка популярной петербургской группы Atlantida Project, известная многим по совместной работе с Noize MC «Иордан», скончалась после продолжительной борьбы с раком. Девушка боролась с болезнью весь последний год своей жизни, пробуя разные методики лечения, но усилия оказались тщетны. Саша скончалась в конце сентября, спустя две недели после премьеры клипа« Иордан». Об этом на своей странице во «ВКонтакте» сообщила организатор концертов коллектива Прасковья Шишкоедова.

« Сашка ушла. Ребята, Сашка ушла. Любимая моя девочка. Ты — искорка. И на всю жизнь со мной», — написала она.

О своем диагнозе 34-летняя Саша узнала во время гастролей в Израиле. Ей диагностировали рак четвертой степени. Ежедневно в социальных сетях появлялась информация о состоянии здоровья Саши. Друзья и поклонники собирали деньги на дорогостоящее лечение: суточная порция лекарств обходилась певице в 25 тысяч рублей. Девушка прошла курс химиотерапии, а также изучала другие методики лечения — проходила курс виротерапии, белковой терапии, лечилась при помощи теплового шока и другими способами.

« Спасибо огромное всем, кто рядом с нами, всем, кто был рядом с Сашей и поддерживал ее и нас все эти месяцы. Весной 2014 года у нас случилась трагедия и чудо одновременно. Смертельный диагноз у Саши. И вдруг оказалось, что рядом — тысячи неравнодушных людей, для которых ее музыка важна, которым она нужна. Мы воспряли духом», — написала Прасковья.

Как пишет Шишкоедова, Саша была« гениальной девочкой, в голове которой рождались удивительные слова и мелодии».

« При более тесном знакомстве она оказалась такой ранимой, почти ребенком, с мечтами — светлыми и очень понятными, эмоциональной, противоречивой. И — очень близкой. Сашка любила контрасты, иногда любила быть грубоватой. Это такая защита от мира, который заставляет быть сильной. Она всегда знала — ее предназначение петь, писать, творить», — говорит женщина.

Соболезнования друзьям и родным Саши Соколовой принес и музыкант Noize MC, с которым певица записала совместную песню« Иордан» незадолго до смерти.

« Мы познакомились год назад. Сергей Зязин, гитарист, композитор и саунд-продюсер Atlantida Project, прислал мне письмо с несколькими готовыми песнями и припевом „Иордана“. Была ночь, я ехал домой после целого дня в студии, уставший донельзя, но эта музыка так меня вскрыла, что я и думать забыл о сне. Голос Саши пронизывал насквозь, как сканер. У меня были мурашки, я сидел в такси и плакал. В письме упоминалось о ее проблемах со здоровьем — от этого я тоже, конечно, был в шоке. Я помню свою маму на 4-й стадии рака. То, что человек способен петь, сочинять и выступать с таким диагнозом(пусть даже во время ремиссии), — это чистая сила разума, это вопреки всему», — написал Noize MC на своей странице во «Вконтакте».

« К сожалению, ремиссия в какой-то момент закончилась. Уже в мае, на съемках клипа, Сашино состояние было далеко от нормального. Летом болезнь прогрессировала, но ребята продолжали играть, мы выступили вместе в Питере на студенческом фестивале. После этого мы так и не успели увидеться — я был в вечных разъездах и делах… Уже в сентябре, когда я был в Америке, Сергей написал мне лаконичное письмо о том, что у Саши дела совсем плохи. По последующей нашей переписке стало понятно, что речь идет о последних днях и полном тупике. К сожалению, так и вышло. Лучшим из людей отводится минимум времени. Вечная память тебе, Саша Соколова. Твоими устами говорил космос», — добавил музыкант.

Сегодня, 1 сентября, исполняется ровно три года, как у Петербурга появился « Versus Battle» , а у «Versus Battle» - тысячи поклонников и миллионы просмотров на канале YouTube.

О том, что идея превратится в настоящее движение и станет так популярна, не догадывались поначалу ни герои, ни организаторы проекта, но в 2013 году «маятник» был раскачан. Теперь это, если не новое направление в культуре рэп-музыки, то уж точно значимая его часть. «Ленинградский рэп-клуб» - именно так назвали «Versus Battle» в одном из выпусков «Вечернего Урганта».

«Versus» - явление действительно питерское, проходит, как правило, в баре 1703, что располагается вблизи Лиговского проспекта. Два участника, три судьи, три раунда и никаких битов и микрофонов. Все максимально просто, если ты смотришь видео, сидя в уютном домашнем кресле, но так ли все на самом деле? О том, как все начиналось, НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал один из самых первых участников баттла, популярный петербургский рэп-исполнитель и просто отличный парень - Гарри Топор (Игорь Александров).

ТОГДА ЭТО ЕЩЕ НЕ БЫЛО ЧЕМ-ТО ОСОБЕННЫМ

Версусу три года. Каково это - стоять у истоков? Расскажи, как все начиналось. Сколько времени тогда дали на подготовку к баттлу?

Очень круто стоять у истоков, тогда это еще не было чем-то особенным. То есть это была какая-то странная и мутная движуха. Малознакомый мне парень по прозвищу «Ресторатор» пригласил меня в ней поучаствовать. Он сказал: «Будет некий баттл без музыки с заготовленными текстами, где популярные исполнители будут сталкиваться друг с другом. Я подумал, что это странная идея и, мол, кому это вообще может быть интересно, потому что у нас в России это совсем не популярно. Потом посмотрел зарубежные аналоги и решил, а почему бы и не попробовать? Изначально моим соперником должен был быть участник группы «Черная экономика», но в итоге что-то там у него не срослось.

Потом я улетал в Сербию и прямо перед самолетом узнал, что мне нашли другого оппонента и им будет St1m в своем новом образе Билли Миллигана. Тогда еще никто не умел баттлиться и не знал, как именно это делать. Никто из публики, по сути, тоже не знал, как себя вести.

Текст я написал в Сербии. На подготовку ушло порядка двух недель. Сразу же, как закончился первый выпуск, и я пришел домой, я увидел, что в новостях говорят о появлении в Петербурге нового некоего закрытого рэперского баттла. Всем стало очень интересно, что же это за мероприятие.

ИСТОРИЯ УСПЕХА


В самом начале жизни Версуса кто-нибудь предполагал такую популярность? Кто-нибудь думал, что ролики на Youtube будут собирать миллионы просмотров?

Нет, конечно. Именно поэтому мы шли на первое выступление со снисходительным настроением в стиле «Ну, посмотрим, что там будет». Тогда и рэп то, по сути, был другим, лишь единичные исполнители могли похвастаться хорошими сборами на концертах.

Но уже после первого баттла нас с Тони Раутом подписали на одно из самых крупных в России booking-агентств. Тогда мы подписали контракт и за три года откатали шесть больших туров.

Сейчас Версус посещают по 200-300 человек, а тогда приглашали только своих или некую «элиту»: участникам давали всего по паре плюсов (прим.ред.: пригласительных билетов ), поэтому зрителей было максимум человек 30. В самом начале приходили исключительно известные люди, а также те, кто рядом с ними: известные рэперы, поэты, музыканты, директора крутых магазинов. Та публика, которая вращалась среди друзей организаторов. Проходки было достать совершенно невозможно. Человеку со стороны даже за деньги невозможно было купить билеты. Насколько я помню, у выступающих была возможность привести с собой пять человек, а у всех остальных - по одному.

Сначала были проблемы со съемкой, со звуком и светом: операторы не вырезали паузы, когда участники забывали текст, поэтому зрелищность была не такой крутой, но потом все стало развиваться. В первую очередь, потому что это ново и необычно для нашей страны. Такого не было еще никогда, а люди хотят хлеба и зрелищ, хотят грязи. Если посмотреть на мой баттл с Нойзом, то он тогда казался мегагрязным и аморальным. Сейчас не так. Если посмотреть какие-то свежие выпуски, то он будет чуть ли не девственен.

СЕЙЧАС СТАЛО СЛИШКОМ МНОГО СЛАБЫХ И СКУЧНЫХ УЧАСТНИКОВ

Какие эмоции получил от баттла с Нойзом? Не было ли разочарования от того, что все закончилось именно так, потому что, наверняка, хотелось чего-то глобального?

Нойз сказал, что баттлиться будем через 50 дней, это почти два месяца. В итоге, он не подготовился, читал текст с мобилы, фристайлил. Обычно участники готовятся по две недели.

Безусловно, разочарование было. Все готовились к тому, что это будет какая-то эпохальная битва, потому что Нойз – это очень известный исполнитель, который выиграл баттл, у которого большие туры, и победить его «в одну калитку» - это просто неинтересно.

Что касается Версуса нынешнего и Версуса прошлого. Есть ли разница в уровне выступлений?

Здесь нет конкретного ответа, потому что кто-то стал гораздо круче, поняв, что именно нужно показать в выступлении и как. Но, с другой стороны, сейчас стало слишком много откровенно слабых и скучных участников.

А разве нет отборочного тура для участников?

Отбор существует, но до конца ведь никогда не ясен результат, его нельзя спрогнозировать. Рассмотрим на примере фотографа. В его портфолио могут быть отличные кадры, но когда я позову его на мероприятие, он может выдать мне плохой результат. И я ведь не мог этого спрогнозировать. Мы можем понять уровень исполнителя только методом проб и ошибок.

А часто ли участники вообще импровизируют? Или абсолютно все шутки заготовлены?

Основная часть – это, разумеется, заготовка. На выступлении ты можешь пошутить в ответ на какой-нибудь панч, но это обычно чуть больше пары строчек.

Да там нет ничего секретного, просто выступление получилось не очень зрелищным из-за нескольких забытых строчек, больших пауз и унылейшей толпы на заднем плане.

А перед баттлом организаторы оговаривают темы, которые нельзя затрагивать?

Цензуры внутри баттла нет. Если будет какой-нибудь хардкор, то на монтаже кусок этот, наверное, просто вырежут и все.

О ВЕРСУСЕ ЗНАЮТ ВСЕ – ОТ ДЕПУТАТА МИРОНОВА ДО ВАНИ УРГАНТА

Как ты относишься к цензуре, когда на видео заглушены шутки про политику, религию и прочее?

Отношусь положительно. Никому ведь не хочется, чтобы после очередного выпуска Версуса к Ресторатору пришли люди в пиджаках и закрыли проект. У нас же это как делается: посадят двоих-троих, чтобы другим неповадно было. А потом будем «задним умом» думать: «Надо было зацензурить!»

Конечно, хорошо, что есть цензура, потому что за такие темы скользкие рано или поздно могут прикрыть лавочку. О Версусе знают все – от депутата Миронова до Вани Урганта. И все эти люди могут задать справедливый вопрос о том, почему какой-то человек на всю страну, не стесняясь в выражениях, говорит то-то и то-то.

На съемках «Вечерний Ургант», , волновался? А на Версусе?

Да, черт возьми! У Урганта невозможно не волноваться – там нет права на ошибку. Но если человек волнуется, значит ему не все равно.

И на Версусе, раз мы говорим о нем, участники тоже волнуются. Участники могут делать вид, что им все равно, но они всё же переживают. На Версусе, как и на «Урганте», нет пересъемок. Если я оговорюсь, то эта оговорка пойдет в эфир. Плюс всем хочется победить.

Ты не можешь влиять на состав судей, но если ты согласился участвовать, будь добр уважать их решение. Если бы был человек, который ко мне откровенно плохо относится, я бы, наверное, попросил его поменять, объяснив причину Ресторатору. Хотя в баттле против Типси Типа, который проходил на крыше, судьей был Руслан Муннибаев – концертный директор «Касты», вроде как, и редактор сайта «The-Flow». Он никогда не скрывал, что ему не нравится моя музыка, и мое участие в этом поединке было рискованным. Но, несмотря ни на что, тогда свой голос Руслан отдал за меня.

А как быть с баттлом ST и Оксимирона? Люди же посчитали, что решение судей было несправедливым.

Это я комментировать не буду, потому что и Окси, и ST – не чужие мне люди.

Но я скажу так: мнение судей очень важно. Независимо от того, что скажет народ, в сухом остатке - один человек победил, а другой проиграл.

ТОГДА, КОГДА МНЕ БУДЕТ ЭТО ВЫГОДНО

Ты планируешь с кем-то еще баттлиться в будущем?

Я уже года полтора не участвую. У меня есть другие сейчас приоритеты – запись нового материала, концертные туры. Если бы я вернулся на Версус, то сделал бы это, процитирую: «тогда, когда МНЕ это будет выгодно» (прим.ред.: строчка, принадлежащая перу Оксимирона, из баттла Оксимирона против Джонибоя ). То есть соперник должен быть очень известным и востребованным. После Нойза и ST снижать планку не стоит. Более того, больше не хочется идти против того, к кому есть сильный позитив, а не неприязнь.

Есть ли у тебя какие-то пожелания Версусу?

Держаться. Если, как говорит Ресторатор, уже цензуру ввели, и есть какие-то предупреждения, то Версус под колпаком. И пусть будет больше качественных баттлов!

Справка:

Тем временем, организаторы Versus делают новые выпуски, популярность которых уверенно продолжает расти.

На данный момент идет третий сезон при участии молодых рэп-исполнителей. Отборы продолжаются, раунды становятся все жестче, так что: «Пошумим, пожалуйста» (прим.ред.: перед началом каждого баттла Ресторатор говорит эту фразу, только вместо «пожалуйста» употребляет нецензурное слово).

Поклонникам, а также тем, кто хочет поближе познакомиться с творчеством Гарри Топора, сообщаем, что в этом году у Гарри Топора и Тони Раута большой тур .

В рамках тура в Петербурге 13 ноября на сцене концертного зала AURORA ребята презентуют новый сольный альбом Тони, однако обещают, что не забудут и про старые популярные треки. Билеты можно приобрести у билетных операторов, а также в кассах клуба.

Детство Noize MC

Ваня родился в Смоленской области. Мама мальчика была химиком по профессии, а отец – музыкантом. Когда ему исполнилось девять, родители расстались. Примерно в этот период он начал писать свои первые стихи, а через год «заболел» гитарой. Причём в музыкальную школу он отправился в середине года и был принят. Иван начал заниматься и делал успехи в игре на классической гитаре.

В 1997-ом вместе с мамой он уехал в Белгород, где продолжил заниматься. Там Ваня дважды участвовал в областном конкурсе исполнителей. В 1998-ом он сумел занять первое место, а в 2000-ом – второе. С 2000-го года начинающий музыкант пробовал силы в разных музыкальных коллективах города, в том числе в группе «Рычаги машин». Сам он впервые собирал рок-группу ещё в возрасте тринадцати лет.

Начало карьеры Noize MC

Ваня увлекался и творчеством Nirvana, и творчеством The Prodigy. Вскоре он стал пробовать писать рэп, но и игру в рок-группе не прекращал. В школе юный музыкант учился вместе с Аркадием, который тоже выступал в музыкальных группах под именем «Adik». Некоторое время одноклассники вместе играли в коллективе «V.I.P», который в пределах города был весьма известным благодаря частым выступлениям.

Иван взял себе псевдоним MC Noize, но позже немного видоизменил его и стал называться Noize MC. Через время одноклассники создали свою группу и дали ей имя «Face2Face». Они начали участвовать в областных фестивалях, выступать на концертах, принимали участие в конкурсах. «Face2Face» попробовала силы и на международном фестивале, который проходил в Харькове, где имела успех. Музыкальную школу Иван Алексеев окончил в 2001-ом году, а через год стал выпускником общеобразовательной школы.

Переезд Ивана Алексеева в Москву

В 2002-ом Ваня отправился в Москву, где начал учиться в государственном гуманитарном университете. Ему пришлось покинуть группу в Белгороде. Как многие иногородние студенты РГГУ, Иван поселился в общежитии. Он решил заняться сольным творчеством. Через год из таких же студентов как он, молодой человек создал группу «Protivo Gunz». Музыкант постоянно становился участником различных столичных хип-хоп соревнований и фристайл-баттлов, где удачно выступал и нередко оказывался в числе победителей.

Вместе с «Protivo Gunz» Иван объездил немало городов Подмосковья, выступая с концертами. Время от времени со своим творчеством он знакомил жителей столицы, выходя на городские улицы. Первая популярность пришла к Noize MC после того, как он стал выкладывать в сети Интернет свои треки, которые записывал в годы студенчества.

Пришедшая популярность Noize MC

Летом в 2005-ом и в 2006-ом году музыкант провёл в разъездах по стране, где команда уличного фестиваля «Snickers Urbanия» и Иван давали совместные концерты. Вырученные деньги Noize MC собирал для записи первого альбома. «Respect Production» - название рэп-лейбла, с которым он заключил контракт. Примерно в тот же период группа с «Protivo Gunz» стала участницей российского конкурса «Urban Sound», где одержала победу. Призом стала возможность записи клипа, правда бюджет был совсем небольшим. Это стало причиной того, что ребята записали видео на свой старый трек, название которого «Песня Для Радио». Клип признали провокационным, но в ротацию он всё-таки вошёл. Через год сюжет клипа было решено изменить, что сделало его более провокационным.

Noize MC Фристайл в поезде

Весной 2007-го, участвуя в седьмом Баттле Hip-Hop.Ru талантливый музыкант стал победителем, что стало его очередным успехом в карьере. Тогда же он заключил контракт с Universal Music Group, что само по себе уже было значительным событием.

Павел Лунгин пригласил Ивана в свою картину «Розыгрыш», где он получил свой первый опыт съёмок в кино. Он же стал автором саундтрека к фильму. Его героя звали Игорь Глушко. Это был старшеклассник, начинающий музыкант, который перебрался в столицу после смерти родителей.

«За Закрытой Дверью» - название второго клипа хип-хопера. Видео было наполнено чёрным юмором и фирменной иронией Noize MC. Эта работа оказалась в 2007-ом году на десятом месте среди ста лучших песен MTV-2007. Последние достижения в творчестве

Noize MC -- Фристайл в МГУ

Прошёл год, и хип-хопер решил расторгнуть контракт с Universal Music Group. А вскоре почитатели его творчества увидели первый дебютный альбом. Его название – «The Greatest Hits vol.1». Золотая коллекция нового русского рока включила в себя многие синглы этой пластинки. В 2010-ом году вышел второй альбом музыканта. Его название – «Последний альбом».

Noize MC сегодня

Следующий альбом вышел в 2011-ом году. Параллельно было снято множество клипов, но рекордным по снятым клипам стал 2011-ый год. Весной 2012-го появился альбом под названием «Новый альбом».


В 2013-ом году группа «Protivo Gunz» отметила своё десятилетие выступлением с юбилейным концертом. Известно, что в 2014-ом году ожидается выход полнометражного фильма, в котором снимется группа в полном составе.

Личная жизнь Noize MC

Хип-хопер не особо охотно говорит о своей личной жизни, считая, что на то она и личная, чтобы не быть достоянием общества. Тем не менее, в одном своём интервью он рассказал о жене-красавице и двух прекрасных детях.

Иван и Анна познакомились в 2008-ом году на концерте. Их взгляды на жизнь были схожи, кроме того Ане очень нравилось творчество музыканта. Он приложил все усилия, и она через время согласилась стать его супругой. В 2010-ом у них родился Василий, а в 2012-ом появился Михаил. Несмотря на занятость, Иван всегда стремится больше бывать с семьёй.


Top