Понятие о воображении. Виды и функции воображения

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
В представлении ожидаемого результата с помощью воображения – коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.
Основная функция – представлять результат труда до его начала, так и его промежуточные продукты. Функции воображения:
1. Планирование деятельности – конечный субъективный образ, до начала деятельности есть цель.
2. Мотивация деятельности – это цель (любой осознанный мотив).
3. Удовлетворение потребностей тех, которые реально невозможны в данный момент.
4. Функция психологической защиты – строим образы и потом их переживаем.
5. Познавательная функция – узнать чтолибо новое.
Воображение тесно связано с мышлением. Сходство: возникают в проблемной ситуации, мотивируется потребностями личности. Различие: воображение оперирует образами, мышление – понятиями. Вместе с сознанием и мышлением развивалось воображение.
Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения.
Физиологическая основа: образование новых сочетаний из временных связей уже сформировавшихся в прошлом опыте человека. Создание нового образа предполагает создание временных связей ранее не вступавших во взаимодействие друг с другом. Воображение – это отход от действительности, но оно всегда реальное.
Виды воображения:
1. Пассивное (непроизвольное) – это создание новых образов без какихлибо внешних побудителей, которые воплощаются в жизнь. Воображение выступает как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.
2. Преднамеренное воображение создает образы не связанные с волей, направленное на воплощение их в жизнь, называемое грезами.
3. Непреднамеренное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии во сне и т.д., галлюцинация. Галлюцинация – проявление пассив. воображения, при котором человеком воспринимаются несуществующий объект, яркий образ, когда человек абсолютно убежден в его реальности.
4. Активное (произвольное) – создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности.
5. Воссоздающее воображение (репродуктивное) – это воображение на основе прочитанного или услышанного. Оно имеет место тогда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался.
6. Творческое воображение – это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. Писатели, художники, музыканты, стремились отобразить жизнь в образах. Образы объектов создаются вновь.
*Рубинштейн С. Л. различает
7. конкретное – различаются по модальности (зрительн. представление, слуховые, осязательные, обонятельные) и единичные, вещные, с деталями.
8. абстрактное – образы типизированные, обобщенные в схемы и символы.
9. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенность – построение тех образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда не могут осуществляться.

Все представления воображения строятся из материала, полученного в прошлых восприятиях и сохранённого в памяти. Деятельность воображения всегда является переработкой тех данных, которые доставляются ощущениями и восприятиями. Напр., человек не бывший на Крайнем Севере, может вообразить тундру только потому, что он видел изображения её на картинках и фотографиях, видел в действительности отдельные элементы, входящие в ландшафт тундры, - видел покрытую снегом равнину, мелкий кустарник, видел в зоопарке оленей.

Воображение - психич. процесс, заключающий в создании новых образов(представлений),путём переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Присуще только человеку. Оно-познавательный процесс. Специфика состоит в переработке прошлого опыта. Оно неразрвыно связано с процессом памяти(запоминание,сохранение,воспроизведение и забывание). Преобразует то, что есть в памяти.

Виды воображения: 1 ) воссоздающее воображение - развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа. 2)творческое воображение – создание совершенно нового, оригинального образа, не существовавшего до сих пор. 3)мечта – особая форма воображения, локализованная в достаточном будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества.

Виды воображения:

«»Пассивное воображение: 1. преднамеренное; 2. непреднамеренное.

Пассивное преднамеренное воображение: грёзы – образы фантазий, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь.

Пассивное непреднамеренное воображение: в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидение), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т. д. Возникает при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Активное воображение: 1 творческое; 2 воссоздающее.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Приемы (способы) создания образов воображения: 1)агглютинация – создание нового образа путем соединения в одно целое фрагментов различных мыслей и слов. наблюдается при шизофрении(в частности является одним из механизмов образования неологизмов) и при очаговых корковых нарушениях речи (приводит к образованию парафазий типа контаминаций.) 2)акцентирование – один из способов создания образов воображения. выдвигать на первый план, подчеркивать какую-нибудь мысль. 3)схематизация – создание образов с помощью схем, картин. 4)типизация – отбор или разработка типовых конструкций или производственных процессов на основе общих; обобщение, выражение общих идей, процессов и явлений; выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретной базе.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах.

1) агглютинация – предполагает «склеивание» различных частей в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей.

2) гиперболизация - характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещение.

3) заострение - подчёркивание каких-либо признаков (шаржи, карикатуры).

4) схематизация – отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

5) типизация – выделение существенного, повторяющегося, воплощение их в конкретном образе.

Развитие воображения.

    Игра характеризуется бурным развитием процессов воображения. Воображение формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребёнок перестаёт действовать.

    Фантазия выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта. Фантазия – важное условие развития личности ребёнка.

    Мечта - образы желаемого будущего.

Психологическая сущность воображения. Как субъект действия человек не только созерцает и познает, но и изменяет мир, преобразует природу, создает предметы, которых в ней нет. Но человек не смог бы всего этого совершать, если бы не представлял себе ясно результата своих действий. Чтобы преобразовать мир на практике, надо уметь преобразовывать его мысленно, в представлении.

Воображение – это психический процесс, в результате которого человек создает в своем сознании образ, несуществующий пока в реальности. Основой создания подобного образа является прошлый опыт, который человек получает, взаимодействуя с объективной реальностью. Таким образом, воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Как и любой психический процесс, воображение отражает :

ñ то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам;

ñ то, что было, но свидетелем чего человек не мог бы быть;

ñ то, чего нет, но что может быть;

ñ то, что никогда не сбудется, не произойдет.

Таким образом, в воображении человек выходит за пределы реального мира во времени и пространстве; может соединить и разъединить неразложимое и несоединимое; может перемещать вещи, события, процессы из настоящего в будущее, в прошлое, из одного пространства в другое.

Воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той иди иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения протекает в неразрывной связи с памятью и мышлением. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание эти представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения. Образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.


Воображение играет важную роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения. В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Воображение тесным образом связано с эмоциями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий, присутствуя в любом виде нашей трудовой деятельности. Прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения, оказывая влияние на многие органические процессы (функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др.). Воображение оказывает влияние на двигательные функции человека (стоит вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп).

Таким образом, воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Виды воображения. В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как пассивное и активное. Активное воображение, в свою очередь, делится на воссоздающее и творческое. А пассивное воображение – на преднамеренное и непреднамеренное.

Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

Воссоздающее воображение - воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.

Творческое воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей; новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.

Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы, мечтательность), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Под ред. проф. А. В. Петровского.

Учебник
М., 1996.


ЧАСТЬ II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

ГЛАВА 8. ВООБРАЖЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ О ВООБРАЖЕНИИ, ЕГО ОСНОВНЫХ ВИДАХ И ПРОЦЕССАХ

Воображение и проблемная ситуация. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Оно выступает как необходимая сторона художественной, конструкторской, научной, литературной, музыкальной, вообще творческой деятельности. Строго говоря, для того, чтобы кустарным способом сделать простой стол, воображение не менее необходимо, чем для написания оперной арии или повести: надо заранее представить, какой формы, высоты, длины и ширины будет стол; как будут скреплены ножки, насколько он будет отвечать своему назначению стола обеденного, лабораторного или письменного, - одним словом, до начала работы требуется видеть этот стол уже как бы готовым.

Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, но заменяющих ее.

Первое и важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда (например, стол в завершенном виде как готовое изделие), но и его промежуточные продукты данном случае те детали, которые надо последовательно изготовить, чтобы собрать стол). Следовательно, воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Подобно мышлению, оно позволяет предвидеть будущее.

Что же общего между мышлением и фантазией и к чему сводятся различия между ними? Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. Реальному процессу удовлетворения потребностей может предшествовать иллюзорное, воображаемое удовлетворение потребностей, т.е. живое, яркое представление той ситуации, при которой эти потребности могут быть удовлетворены. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессах фантазии, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир.

Таким образом, в проблемной ситуации, с которой начинается деятельность, существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора образа лежит в основе воображения, возможность новой комбинации понятий лежит в основе мышления. Часто такая работа идет сразу в «двух этажах», так как системы образов и понятий тесно связаны - выбор, например способа действия, осуществляется путем логических рассуждении, с которыми органически слиты яркие представления того, как будет осуществляться действие.

Рассматривая сходство и различие мышления и воображения, необходимо заметить, что проблемная ситуация может характеризоваться большей или меньшей неопределенностью. Если исходные данные задачи, к примеру научной проблемы, известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления. Другая картина наблюдается, когда проблемная ситуация отличается значительной неопределенностью, исходные данные с трудом поддаются точному анализу. В этом случае в действие приходят механизмы воображения. Например, некоторая неопределенность исходных данных сказывается в работе писателя. Недаром роль фантазии так велика в литературном творчестве, когда писатель в воображении прослеживает судьбу своих героев. Ему приходится иметь дело с гораздо большей степенью неопределенности, чем конструктору или инженеру, поскольку закон человеческой психики и поведения во многом более сложи менее известны, чем законы физики.

В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, одна и та же задача может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Есть основания сделать вывод, что воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика. Чем более привычной, точной и определенной становится ситуация, тем меньше простора дает она фантазии. Совершенно очевидно, что для той области явлений, где основные законы выяснены, нет необходимости использовать воображение. Однако при наличии весьма приближенных сведений о ситуации, напротив, трудно получить ответ с помощью мышления - здесь вступает в права фантазия.

Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты знаний, которые необходимы для1 мышления. Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления и все-таки представить себе конечный результат. Но в этом же и слабость такого решения проблемы. Намеченные фантазией пути решения нередко недостаточно точны, нестроги. | Однако необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией привела к возникновению у человека аппарата воображения. Поскольку в окружающем нас мире всегда останутся неизученные области, этот аппарат воображения всегда будет полезен.

Виды воображения. Воображение характеризуется активностью, действенностью. Вместе с тем аппарат воображения может быть использован и используется не только как условие творческой деятельности личности, направленной на преобразование окружающего. Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат. В этом случае человек временно уходит в область фантастических, далеких от реальности представлений, чтобы скрыться от кажущихся ему неразрешимыми задач, от необходимости действовать, от тяжелых условий жизни, от следствия своих ошибок и т.д. Создав образ Манилова, Н.В. Гоголь обобщенно изобразил людей, которые в бесплодной мечтательности видят удобную возможность уйти от деятельности. Здесь фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществленными. Данная форма воображения называется пассивным воображением.

Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно: такого рода образы фантазии, преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь, называются грезами. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. В грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности, он свидетельствует о ее пассивности. Если человек пассивен, если он не борется за лучшее будущее, а настоящая жизнь его трудна и безрадостна, то он часто создает себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где сполна удовлетворяются его потребности, где ему все удается, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Пассивное воображение может возникать и непреднамеренно. Это происходит главным образом при ослаблении контролирующей роли сознания, при временном бездействии человека, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения), при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) и т.д.

Если пассивное воображение может быть подразделено на преднамеренное и непреднамеренное, то активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих описанию, называют воссоздающим. При чтении как учебной, так и художественной литературы, при изучении географических карт и исторических описаний постоянно оказывается необходимо воссоздавать при помощи воображения то, что отображено в этих книгах, картах и рассказах.

Многие школьники пропускают или бегло просматривают в книгах описание природы, характеристику интерьера или городского пейзажа, словесный портрет персонажа. В результате они не дают пищу воссоздающему воображению и крайне обедняют художественное восприятие и эмоциональное развитие своей личности - фантазия не успевает развернуть перед ними яркие и красочные картины. Своеобразной школой воссоздающего воображения служит изучение географических карт. Привычка странствовать по карте и представлять в своем воображении различные места помогает правильно увидеть их в действительности. Пространственное воображение, необходимое при изучении стереометрии, развивается при внимательном рассматривании чертежей и натуральных объемных тел в различных ракурсах.

Творческое воображение , в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникшее в труде творческое воображение остается неотъемлемой стороной технического, художественного и любого иного творчества, принимая форму активного и целеустремленного оперирования наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей.

Ценность человеческой личности во многом зависит от того, какие виды воображения преобладают в ее структуре. Если у подростка и юноши творческое воображение, реализуемое в конкретной деятельности, преобладает над пассивной, пустой мечтательностью, то это свидетельствует о высоком уровне развития личности.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру.

Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и какое их строение? Процессы воображения имеют аналитике-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом -созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

Основная тенденция памяти - возобновление образов в максимальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения - преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия - это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Применительно к воображению, участвующему в художественном творчестве, это положение можно проиллюстрировать высказыванием К. Паустовского:

«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметлое движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" - повесть, роман или поэму» .

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах (рис. 17).

Наиболее элементарная форма синтезирования образов -агглютинация - предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках. Пегас, кентавр и т.д.), она используется и в техническом творчестве (например, танк-амфибия, соединяющий качества танка и лодки, аккордеон - сочетание фортепьяно и баяна).

По форме преобразования представления агглютинации близка гиперболизация, которая характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета (великан - огромный как гора и мальчик с пальчик), но и изменением количества частей предмета и их смещением: многорукие богини в индийской мифологии, драконы с семью головами и т.д.

Возможный путь создания образа фантазии - заострение, подчеркивание каких-либо признаков. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры (рис. 18). В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, образ схематизируется. Хороший пример схематизации - создание художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира. Наконец, синтез представления в воображении может быть произведен при помощи типизации, широко используемой в художественной литературе, скульптуре, живописи, для которых характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.

Течение творческого процесса предполагает возникновение множества ассоциаций (однако их актуализация отличается от того, что наблюдается в процессах памяти). Направление, которое приобретает ход ассоциаций, оказывается подчинено потребностям и мотивам творчества. В дневнике С.А. Толстой есть запись, проливающая свет на специфику отбора ассоциаций в процессе творческого воображения Льва Толстого: «Сейчас Л.Н. Толстой мне рассказывал, как ему приходят мысли к роману: "Сижу я внизу, в кабинете, и разглядываю на рукаве халата белую шелковую строчку, которая очень красива. И думаю о том, как приходит в голову людям выдумывать все узоры, отделки, вышиванья; и что существует целый мир женских работ, мод, соображений, которыми живут женщины. Что это должно быть очень весело, и я понимаю, что женщины могут это любить и этим заниматься. И, конечно, сейчас же мои мысли (т.е. мысли к роману) Анна... И вдруг мне эта строчка дала целую главу. Анна лишена этих радостей заниматься этой женской стороной жизни, потому что она одна, все женщины от нее отвернулись, и ей не с кем поговорить обо всем том, что составляет обыденный, чисто женский круг занятий"» .

Специфическая особенность творческого воображения заключается в том, что оно отклоняется от привычного хода ассоциаций, подчиняя его тем эмоциям, мыслям, стремлениям, которые преобладают в данный момент в психике художника. И хотя механизм ассоциаций остается тем же (ассоциации по сходству, смежности или контрасту), отбор представлений определяется именно этими детерминирующими тенденциями. Какие ассоциации вызывает, например, вывеска мастерской «Ремонт часов»? Были зафиксированы следующие высказывания: «Ремонт часов... Мои часы давно нуждаются в чистке, отстают... Надо как-нибудь зайти сюда»; «Ремонт часов... Часовая мастерская у нас в микрорайоне есть, а вот обувная все никак не откроется» и т.д. Но вот на ту же вывеску упал взор поэта, и в результате появляется стихотворение, где вытягивается цепь ассоциаций, причиной возникновения которой оказывается внешнее впечатление (в данном случае вывеска), пропущенное сквозь фильтр соответствующего эмоционального состояния: «Ремонт часов, ремонт минут, ремонт недели, месяца», - ассоциирует поэт и просит: «Отремонтируйте мне год - он прожит неисправно». Этот необычный ход ассоциаций, нарушающий актуализацию привычных связей, весьма существенная сторона творческой фантазии.

1 Паустовский К. Золотая роза // Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Гослитиздат, 1957. - Т. 2. - С. 498.

2 Дневники Софьи Андреевны Толстой (1860-1891). - М., 1928. - С. 36.

Воображение принадлежит к высшим познавательных процессов. Она обусловлена потребностями, которые возникают в жизни человека, и прежде всего потребностью изменить те или иные предметы окружающего мира. Человек не может начинать работу, не представив себе ее готов результат. Воображение возникла и развилась в процессе трудовой деятельности человека. По образному определению А. Эйнштейна, "воображение важнее знания, потому что знания ограничены, воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции". Множество представлений возникает в голове человека в день. Некоторые из них не оставляют следа, а самые интересные, самые значимые остаются в памяти и составляют воображение. Итак, воображение - это психический процесс создания человеком новых образов на основе ее предыдущего опыта.

Функции воображения:

o моделирование конечного результата деятельности человека и средств, необходимых для его достижения;

o создание программы поведения человека, когда проблемная ситуация неопределенна;

o создание образов, не программируют деятельность, а подменяют ее;

o создание образов объектов с опорой на схемы и описания. Характерные черты воображения.

1. Воображение присуща только человеку и является необходимым условием ее деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность. Прежде чем что-то

сделать, человек представляет, что нужно сделать и как она это будет делать. Человек также заранее представляет конечный результат своего труда и этим отличается от умелых животных. Воображение в значительной мере зависит от направленности личности: ее интересов, стремлений, потребностей, убеждений.

2. Воображение тесно связана с мышлением, памятью, ощущением, восприятием и эмоциями.

Нелегко отделить процесс воображения от процессов ощущения и памяти, а также от процессов мышления. Решению этой задачи Аристотель посвятил книгу "О душе".

Воображение, как и мышление, возникает в проблемной ситуации, то есть тогда, когда нужно найти новое решение. Так же, как и мышление, воображение мотивируется потребностями личности. Реальный процесс удовлетворения потребностей может иногда подменяться иллюзорным, воображаемым удовольствием их.

Что касается общего и отличного между мышлением и воображением, то все зависит от определенности задачи или ситуации, то есть одно и то же задание может решаться как с помощью воображения, так и с помощью мышления. Если исходные данные задачи или научной проблемы известны, то ход их решения подчиняется преимущественно законам мышления. Если же проблемная ситуация отличается большой неопределенностью, исходные данные не поддаются точному анализу, то в этом случае в действие вступают механизмы воображения.

Воображение находит решения проблемной ситуации даже при отсутствии необходимой полноты знаний, которые нужны для мышления. Воображение позволяет "перескочить" через какие-то этапы мышления и представить конечный результат. Но именно в этом заключается слабость процесса воображения, поскольку намеченные воображением пути решения не всегда правильные.

В процессе мышления человек комбинирует представления, память выдает сознания. Однако можно намеренно нафантазировать какую-нибудь комбинацию представлений, зная, что это лишь вопрос воображения. Не только в реальности, но и во сне мы осознаем, что представленное нами является фантазией. В этом случае происходят два одновременных процесса: человек что-то представляет и вместе с тем мыслит о том, что представляет - оценивает его особенности, вероятность, красоту, перерабатывает, исправляет или прогоняет. По выражению Аристотеля, мы отличаем воображение от мышления уверенностью, которая присуща нашему мышлению: если мы уверены в реальности представляем, то мы мыслим.

Некоторые психологи сравнивают принципы работы воображения принципу действия калейдоскопа, который с помощью нескольких стекол создает множество узоров.

Необходимость существовать и действовать в среде с неполной информацией повлекла возникновение у человека воображения. Аппарат воображения всегда будет полезным для нее.

Образы воображения отличаются от образов памяти тем, что в воображении мы меняем упоминавшееся или создаем что-то такое, чего не было в нашей памяти. Если мы в нашем сознании можем воспроизвести тот или иной предмет с большей или меньшей степенью ясности и если предположить, что мы ничего не в фантазировали к тому, что хранилось в нашей памяти и в настоящее время воспроизводится нашим сознанием, то, без сомнения, это припоминанием (процесс намятые), ярким, но все-таки припоминанием. По образностью процессы припоминания (памяти) не уступают воображении. Воображение отличается от памяти новизной воспроизведенных ней ассоциаций в отношении тех, которые хранятся в памяти. Память хранит следы и идеи представлений; выдает их снова сознания в ощутимой форме представлений, а воображении принадлежит только новая комбинация этих элементов, сохранившихся памятью.

Воображение отличается также и от непосредственного ощущения. По Аристотелю, "Воображение является как бы ощущением, но только без материала". Эти слова поражает своей точностью, если вспомнить те минуты, когда мы вынуждены бороться с произведениями нашей собственного воображения. Мы воспринимаем их как ощущение внешнего мира, с той только разницей, что от предметов внешнего мира мы можем отвернуться или уйти, зато образы нашего воображения мы носим всегда и везде с собой и можем избавиться от них только волевым усилием, выбирает другой материал для нашей психической деятельности.

3. Воображение всегда является отходом от действительности, однако в любом случае источник воображения - объективная действительность.

Подвергаясь воздействию эмоций, чувств, симпатий и антипатий, воображение способствует более глубокому осмыслению и познанию действительности, но иногда искажает ее. Так, под влиянием любви наше воображение порождает желаемый образ, хотя этот образ может и не соответствовать настоящему. Воображение в таком случае готовит нам немало горьких разочарований.

Художники, люди с развитым воображением, изображая то или иное явление, зачастую не бывают его очевидцами и непосредственными участниками. Но любой создаваемый художником образ всегда опирается на реальные объекты действительности. Например, на картинах В.М. Васнецова "Ковер-самолет", "Иван-царевич на сером волке" или М.О. Врубеля "Демон", "Пан", мы видим элементы нереального (ковер, летит в небе, фантастические существа и т.п.), но одновременно это отражение вполне реальных вещей. Так, ковер, летит, изображено как обычный ковер - прямоугольной формы, с типичным для ковра орнаментом, а фантастические герои имеют признаки реальных существ. Н.А. Врубель делал много этюдов с натуры, наблюдал различные состояния природы, он опирался на реальную жизнь, поэтому его фантастика такая выразительная. Так произведения воображения ценнее, чем художник больше учитывает известные ему законы объективной действительности. Именно в этом сила человеческого воображения. Фантазия, которая отрывается от действительности, становится бессильной.

4. Воображение - составляющая творчества.

Воображение выступает как антипод тривиального. Это чувство новизны, которое является неоценимой качеством человека.

"Вселенная не имеет границ и края, он безмерный и бесконечный", - сказал Дж. Бруно, представляя бесконечность Вселенной, и был казнен.

"Человечество достигнет звезд и заполнит собой Вселенная", - сказал К.Б. Циолковский, и его высмеяли современники.

Известный специалист в области автоматического оружия Ф.В. Токарев говорил, что когда он создавал новые образцы оружия, то выезжал в село с двумя альбомами... швейных машин. Он листал альбомы, в которых были изображены конструкции различных швейных машин, и непременно находил нужную ему идею. Итак, если человек увидит в предмете другую его функцию, можно считать, что у этого человека хорошо развито воображение.

5. Воображение неразрывно связана со всеми звеньями психики человека.

Высочайший "расцвет" воображения оказывается в минуты опасности: перед атакой, операцией, перед смертельной опасностью.

Восприятие стимулирует воображение. Известный тест Роршаха на восприятие неопределенных форм 5 - пятен на 5 таблицах 2 черно-белые и 3 цветные - позволяет наглядно отследить качественные различия воображения здоровой и психически больного человека. У людей с патологией воображения пятна приобретают очертания, отражающие особенности их эмоционального неблагополучия. В привычных пятнах им мерещатся призраки, демоны, символические образы смерти, то есть проецируется страх, состояние тревоги, отчаяния, тоски. Живые чернильные пятна активно стимулируют воображение и будто освобождают ЕЕ, то есть решают какой-то мере проблему, над которой "бьются" психологи.

Стимулируют воображение запах, ритмы музыки.

Разработан специальный метод активизации воображения - метод «мозгового штурма». Он заключается в том, что создается непринужденная атмосфера общения и поиска, когда свободно высказывается неограниченный некритичен поток ассоциаций, представлений, идей, образов, то есть рождаются предположения, нереальные идеи.

Ситуация фрустрации, безысходности, скажем, при неразделенной любви также активизирует воображение.


Top