Чернышевский Н.Г. Основные даты жизни и творчества

Летопись жизни и творчества
Николая Гавриловича Чернышевского
(1828-1889)

1828 12 (24) июля — у саратовского протоиерея, благочинного члена консистории Гавриила Ивановича Чернышевского рождается сын Николай.

Отец Николая Гавриловича — сын дьякона из села Чернышева Чембарского уезда Пензенской губернии. Фамилию свою он получил при поступлении в пензенскую семинарию по названию родного села. После смерти саратовского протоиерея Сергиевской церкви Е. И. Голубева по настоянию губернатора назначить на место покойного «лучшего студента» из числа окончивших семинарию (на тот момент отец Чернышевского работал в должности преподавателя в семинарии), переезжает в Саратов и становится новым протоиреем и женится на дочери покойного — Евгении Егоровне Голубевой — матери Николая Гавриловича.

1835 лето — начало учебы под руководством отца.

1836 декабрь — поступление Чернышевского в Саратовское духовное училище.

1842 сентябрь — Чернышевский зачислен в Саратовскую духовную семинарию.

1846 май — Чернышевский переезжает из Саратова в Петербург для поступления в университет. Летом этого года Чернышевский успешно сдает экзамены и поступает на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. В августе , после начала занятий в университете, Чернышевский знакомится с поэтом М. Л. Михайловым , будущим революционером и сотрудником «Современника».

1848 — с весны этого года Чернышевский начинает интересоваться ходом революционных событий в странах Западной Европы, в частности, во Франции. После знакомства и общения с петрашевцем А. В. Ханыковым начинает изучать работы французского социалиста-утописта Фурье . Беседы с Ханыковым укрепляют Чернышевского в мыслях о близости и неизбежности революции в России.

1850 — по окончании университета Чернышевский становится преподавателем словесности во 2-м Петербургском кадетском корпусе.

1851-1853 — получив назначение в Саратовскую гимназию в должности старшего учителя русской словесности, Чернышевский весною 1851 года переезжает в Саратов. В 1853 году он знакомится там с О. С. Васильевой , на которой вскоре женится. В мае уезжает с нею в Петербург. Начинает сотрудничество с журналом «Отечественные записки». Работает над магистерской диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности». Вторичное поступление в качестве учителя словесности во 2-й Петербургский кадетский корпус. Осенью Чернышевский знакомится с Н. А. Некрасовым и начинает работать в «Современнике».

1854 — в журнале «Современник» печатаются статьи Чернышевского: о романах и повестях М. Авдеева , «Об искренности в критике», о комедии А. Н. Островского «Бедность — не порок» и др.

1855 май — защита в университете магистерской диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». В № 12 «Современника» выходит первая статья Чернышевского из цикла «Очерки гоголевского периода русской литературы».

1856 — знакомство и дружба с Н. А. Добролюбовым . Н. А. Некрасов , уезжая за границу для лечения, передает свои редакторские права на «Современник» Чернышевскому.

1857 — в № 6 «Современника» публикуется статья о «Губернских очерках» М. Е. Салтыкова-Щедрина . Во второй половине года Чернышевский, передав в ведение Добролюбова литературно-критический отдел журнала, начинает разрабатывать на страницах «Современника» философские, исторические и политико-экономические вопросы, в частности, вопрос о предстоящем освобождении крестьян от крепостной зависимости.

1858 — Чернышевский становится редактором «Военного сборника». В № 1 «Современника» опубликована статья «Кавеньяк», в которой он в жесткой форме обличает либералов за измену народному делу. В № 2 «Современника» выходит статья «О новых условиях сельского быта». В журнале «Атеней» (ч. III, № 18) опубликована статья «Русский человек на rendez-vous». В № 12 «Современника» — статья «Критика философских предубеждений против общинного владения».

1859 — в журнале «Современник» (с № 3) Чернышевский начинает печатать систематические обзоры европейской политической жизни под общим заглавием «Политика». В июне Чернышевский едет в Лондон к А. И. Герцену для объяснения по поводу статьи “Very dangerous!” («Очень опасно!»), вышедшей в «Колоколе». По возвращении из Лондона уезжает в Саратов. В сентябре возвращается в Петербург.

1860 — в № 1 «Современника» публикуется статья Чернышевского «Капитал и труд». Со второго номера «Современника» начинает выходить его перевод «Оснований политической экономии» Дж. С. Милля , сопровождаемый глубокими критическими комментариями. В № 4 «Современника» опубликована статья Чернышевского «Антропологический принцип в философии», являющаяся одной из самых известных деклараций материализма в русской литературе.

1861 — поездка в Москву для участия в совещании петербургских и московских редакторов по вопросу о проблемах и смягчении цензуры. В № 6 «Современника» выходит статья «Полемические красоты» — своеобразный ответ Чернышевского на нападки реакционных и либеральных литераторов на его статью «Антропологический принцип в философии». В августе известный провокатор Всеволод Костомаров передает через своего брата в Третье отделение две рукописные прокламации: «Барским крестьянам» (автор Н. Г. Чернышевский) и «Русским солдатам» (автор Н. В. Шелгунов ). Осенью, со слов очевидца А. А. Слепцова , Чернышевский обсуждает мероприятия по организации тайного общества «Земля и воля». Полиция учреждает систематическую слежку за Чернышевским и дает секретное указание губернаторам о невыдаче Чернышевскому загранпаспорта.

1862 — Чернышевский присутствует на открытии Шахматного клуба в Петербурге, имевшего целью объединить представителей передовой общественности столицы. Цензура запрещает к изданию «Письма без адреса» Чернышевского, так как статья содержит резкую критику крестьянской «реформы» и социально-политической картины жизни в России. В марте Чернышевский выступает на литературном вечере в зале Руадзе с чтением на тему «Знакомство с Добролюбовым». В июне «Современник» закрывают на восемь месяцев. 7 июля Чернышевский арестован и заключен в Петропавловскую крепость.

1864 19 мая состоялась публичная «гражданская казнь» Чернышевского на Мытнинской площади в Петербурге и последующая ссылка в Сибирь. В августе Чернышевский прибывает в Кадаинский рудник (Забайкалье).

1865-1868 — период работы над романом «Пролог пролога», «Дневник Левицкого» и «Пролог».

1866 в августе О. С. Чернышевская с сыном Михаилом приезжает в Кадаю для свидания с Н. Г. Чернышевским. В сентябре Чернышевский отправлен из Кадаинского рудника на Александровский завод.

1871 в феврале в Иркутске арестован революционер-народник Герман Лопатин , приехавший в Россию из Лондона с целью освобождения Чернышевского. В декабре Чернышевского переводят из Александровского завода в Вилюйск.

1875 — попытка И. Н. Мышкина освободить Чернышевского.

1883 — Чернышевского направляют из Вилюйска в Астрахань под надзором полиции.

1884-1888 — в Астрахани Чернышевский ведет большую литературную деятельность. Им написаны «Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову», статьи «Характер человеческого знания», «Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь», подготовлены «Материалы для биографии Добролюбова», переведены с немецкого языка одиннадцать томов «Всеобщей истории» Г. Вебера .

1889 — Чернышевскому разрешено переехать в Саратов, куда он и отправляется в конце июня .

17 (29) октября Чернышевский после непродолжительной болезни умирает от кровоизлияния в мозг.

Места проживания в Санкт-Петербурге:

19 июня — 20 августа 1846 года доходный дом Прилуцкого — Набережная Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 44;

21 августа —7 декабря 1846 года — доходный дом Вяземского — Набережная Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 38, кв. 47;

1847-1848 — дом Фридерикса — Владимирская улица, 13;

1848 год — доходный дом Соловьёва — Вознесенский проспект, 41;

20 сентября 1849 — 10 февраля 1850 года — квартира Л. Н. Терсинской в доходном доме И. В. Кошанского — Большая Конюшенная улица, 15, кв. 8;

1853-1854 — квартира И. И. Введенского в доходном доме Бородиной — Набережная реки Ждановки, 7;

Конец июня 1860 — 7 июня 1861 года — доходный дом В. Ф. Громова — 2-я линия Васильевского острова, 13, кв. 7;

8 июня 1861 — 7 июля 1862 года — доходный дом Есауловой — Большая Московская улица, 6, кв. 4.

Произведения Н. Г. Чернышевского

Романы

1862-1863 — Что делать? Из рассказов о новых людях.

1863 — Повести в повести (незаконч.).

1867-1870 — Пролог. Роман из начала шестидесятых годов (незаконч.).

Повести

1863 — Алферьев.

1864 — Мелкие рассказы.

Литературная критика

1850 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.

1854 — Об искренности в критике.

1854 — Песни разных народов.

1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.

1855 — Сочинения Пушкина.

1855-1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.

1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.

1856 — Стихотворения Кольцова.

1856 — Стихотворения Н. Огарева.

1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.

1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.

1856 — Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.

1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.

1857 — «Губернские очерки» Щедрина.

1857 — Сочинения В. Жуковского.

1857 — Стихотворения Н. Щербины.

1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.

1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».

1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.

1861 — Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

Публицистика

1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.

1856 — «Русская беседа» и её направление.

1857 — «Русская беседа» и славянофильство.

1857 — О поземельной собственности.

1858 — Откупная система.

1858 — Кавеньяк.

1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.

1859 — Суеверие и правила логики.

1859 — Капитал и труд.

1859-1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.

1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.

1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.

1861 — О причинах падения Рима.

1861 — Граф Кавур.

1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей.

1862 — В изъявление признательности Письмо к г. З<ари>ну.

1862 — Письма без адреса.

1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.

1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары

1883 — Воспоминания о Некрасове.

1884-1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.

1884-1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.

1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.

1855 — Возвышенное и комическое.

1855 — Характер человеческого знания.

1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.

1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.

1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Переводы

1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля». Со своими примечаниями.

1884-1888 — «Всеобщая история Г. Вебера». Со своими статьями и комментариями.

Писатель, философ и журналист Николай Чернышевский был популярен при жизни в узкой среде читателей. С приходом советской власти его работы (особенно роман «Что делать?») стали хрестоматийными. Сегодня его имя - один из символов русской литературы XIX века.

Детство и юность

Николай Чернышевский, биография которого началась в Саратове, родился в семье провинциального священника. Отец сам занимался образованием ребенка. От него Чернышевскому передалась религиозность, которая сошла на нет в студенческие годы, когда юноша увлекся революционными идеями. С детства Коленька много читал и проглатывал книгу за книгу, чем удивлял всех окружающих.

В 1843 году он поступил в духовную семинарию Саратова, но, не окончив ее, продолжил образование в университете Санкт-Петербурга. Чернышевский, биография которого была связана с гуманитарными науками, выбрал философский факультет.

В университете у будущего писателя сформировались Он стал социалистом-утопистом. На его идеологию повлияли члены кружка Иринарха Введенского,с которыми студент много общался и спорил. Одновременно с этим он начал свою литературную деятельность. Первые художественные произведения были только тренировкой и остались неопубликованными.

Преподаватель и журналист

Получив образование, Чернышевский, биография которого теперь была связана с педагогикой, стал учителем. Он преподавал в Саратове, а потом вернулся в столицу. В эти же годы он познакомился со своей женой Ольгой Васильевой. Свадьба состоялась в 1853 году.

С Петербургом было связано начало журналисткой деятельности Чернышевского. В том же 1853 году он начал публиковаться в газетах «Отечественные Записки» и «Санкт-Петербургские Ведомости». Но больше всего Николай Гаврилович был известен как член редакции журнала «Современник». Там существовало несколько кружков писателей, каждый из которых защищал свою позицию.

Работа в «Современнике»

Николай Чернышевский, биография которого уже была известна в литературной среде столицы, больше всего сблизился с Добролюбовым и Некрасовым. Эти авторы страстно увлекались революционными идеями, которые они хотели выражать в «Современнике».

За несколько лет до того по всей Европе прошли гражданские бунты, что эхом прокатилось и по России. Например, в Париже буржуазией был свергнут Луи-Филипп. А в Австрии националистическое движение венгров было подавлено только после того, как на выручку императору пришел Николай I, который прислал в Будапешт несколько полков. Царь, правление которого началось с подавления восстания декабристов, боялся революций и усилил цензуру в России.

Это вызывало озабоченность либералов в «Современнике». Они Василий Боткин, Александр Дружинин и другие) не хотели радикализации журнала.

Деятельность Чернышевского все больше привлекала внимания государства и чиновников, ответственных за цензуру. Ярким событием стала публичная защита диссертации об искусстве, на которой писатель выступил с революционной речью. В знак протеста министр просвещения Авраам Норов не дал присудить премию Николаю Гавриловичу. Только после того, как его на этой должности сменил более либеральный Евграф Ковалевский, писатель стал магистром русской словесности.

Взгляды Чернышевского

Важно отметить некоторые особенности взглядов Чернышевского. На них повлияли такие школы, как французский материализм и гегельянство. В детстве писатель был ревностным христианином, но в зрелом возрасте стал активно критиковать религию, а также либерализм и буржуазию.

Особенно яростно он клеймил крепостное право. Еще до того, как был опубликован Манифест об освобождении крестьян Александра II, писатель в множестве статей и очерков описывал будущую реформу. Он предлагал радикальные меры, в том числе передачу земли крестьянам на безвозмездной основе. Однако Манифест имел мало общего с этими утопическими программами. Так как были установлены которые мешали крестьянам стать окончательно свободными, Чернышевский регулярно ругал этот документ. Положение русских крестьян он сравнивал с жизнью чернокожих рабов в США.

Чернышевский считал, что уже через 20 или 30 лет после освобождения крестьян страна избавится от капиталистического земледелия, и наступит социализм с общинной формой собственности. Николай Гаврилович ратовал за создание фаланстеров - помещений, в которых жители будущих коммун работали бы вместе для взаимной выгоды. Проект сей был утопическим, что неудивительно, ведь автором его выступал Фаланстер был описан Чернышевским в одной из глав романа «Что делать?»

«Земля и воля»

Пропаганда революции продолжалась. Одним из ее вдохновителей был Николай Чернышевский. Краткая биография писателя в любом учебнике обязательно содержит хотя бы абзац о том, что именно он стал основоположником знаменитого движения «Земля и воля». Это действительно так. Во второй половине 50-х годов Чернышевский стал много контактировать с Александром Герценем. отправился в эмиграцию из-за давления властей. В Лондоне он начал издавать русскоязычную газету «Колокол». Она стала рупором революционеров и социалистов. Ее тайными тиражами отправляли в Россию, где номера пользовались большой популярностью среди радикальных студентов.

Печатался в ней и Николай Гаврилович Чернышевский. Биография писателя была известна любому социалисту в России. В 1861 году при его горячем участии (а также влиянием Герцена) и появилась «Земля и воля». Это движение объединяло дюжину кружков в самых больших городах страны. В него входили писатели, студенты и другие сторонники революционных идей. Интересно, что Чернышевскому даже удалось перетянуть туда офицеров, с которыми он сотрудничал, печатаясь в военных журналах.

Члены организации занимались пропагандой и критикой царских властей. «Хождения в народ» с годами стали историческим анекдотом. Агитаторы, пытавшиеся найти общий язык с крестьянами, ими же и выдавались полиции. На протяжении многих лет революционные взгляды не находили отклика в простом народе, оставаясь уделом узкой прослойки интеллигенции.

Арест

Со временем биография Чернышевского, кратко говоря, заинтересовала агентов тайного сыска. По делам «Колокола» он даже ездил к Герцену в Лондон, что, конечно, только больше привлекало к нему внимание. С сентября 1861 года писатель оказался под негласным наблюдением. Его подозревали в провокациях против власти.

В июне 1862 года Чернышевского арестовали. Еще до этого события вокруг него начали сгущаться тучи. В мае был закрыт журнал «Современник». Писателя обвинили в составлении порочащей власть прокламации, которая оказалась в руках провокаторов. Также полиции удалось перехватить письмо Герцена, где эмигрант предлагал снова издавать закрытый «Современник», только уже в Лондоне.

«Что делать?»

Обвиняемого поместили в Петропавловскую крепость, где он находился на протяжении следствия. Оно шло полтора года. Сначала писатель пытался протестовать против ареста. Он объявлял голодовки, которые, впрочем, никак не меняли его положения. В дни, когда арестованному становилось лучше, он брался за перо и начинал работать над листом бумаги. Так был написан роман «Что делать?», который стал самым известным произведением, которое опубликовал Чернышевский Николай Гаврилович. Краткая биография этого деятеля, напечатанная в любой энциклопедии, обязательно содержит информацию об этой книге.

Роман был опубликован во вновь открытом «Современнике» в трех номерах за 1863 год. Интересно, что никакого издания могло бы и не быть. Единственный оригинал был потерян на улицах Санкт-Петербурга во время перевозки в редакцию. Бумаги нашел прохожий и только по своей душевной доброте вернул их в «Современник». Николай Некрасов, работавший там и буквально сходивший с ума от потери, был вне себя от счастья, когда ему вернули роман.

Приговор

Наконец в 1864 году состоялось оглашение приговора опальному писателю. Он отправлялся на каторгу в Нерчинск. Также приговор содержал пункт, по которому Николай Гаврилович должен был провести остаток жизни в вечной ссылке. Александр II изменил срок каторги на 7 лет. О чем еще может нам поведать биография Чернышевского? Кратко, буквально в двух словах, скажем о годах, проведенных философом-материалистом в неволе. Суровый климат и тяжелые условия сильно ухудшили его здоровье. Несмотря на пережил каторгу. Позже жил в нескольких провинциальных городках, но так и не вернулся в столицу.

Еще на каторге его пытались освободить единомышленники, которые придумывали различные планы побега. Однако они так и не были реализованы. Время с 1883 по 1889 год Николай Чернышевский (биография его гласит, что это было под конец жизни революционера-демократа) провел в Астрахани. Незадолго до смерти он вернулся в Саратов благодаря протекции сына.

Смерть и значение

11 октября 1889 года в родном городе скончался Н. Г. Чернышевский. Биография писателя стала предметом подражания многих последователей и сторонников.

Советская идеология поставила его в один ряд с деятелями XIX века, которые были предвестниками революции. Роман «Что делать?» стал обязательным пунктом школьной программы. На современных уроках литературы эта тема тоже изучается, только на неё отведено меньше часов.

В российской журналистике и публицистике есть отдельный список основоположников данных направлений. В него вошли Герцен, Белинский и Чернышевский. Биография, краткое содержание его книг, а также влияние на общественную мысль - все эти вопросы исследуются литераторами и сегодня.

Цитаты Чернышевского

Писатель был известен своим острым языком и умением строить предложения. Вот наиболее знаменитые цитаты Чернышевского:

  • Личное счастье невозможно без счастья других.
  • Молодость — время свежести благородных чувств.
  • Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная — от грубости и пошлости.
  • Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.
  • Только в правде сила таланта; ошибочное направление губит самый сильный талант.

Николай Гаврилович Чернышевский - русский революционер, демократ, писатель, философ, экономист, публицист, литературный критик, ученый - появился на свет в Саратове 24 июля (12 июля по ст. ст.) 1828 г. Его отцом был священник, человек разносторонне образованный. Еще в детские годы Николай пристрастился к чтению и изумлял окружающих начитанностью.

В 1842 г. он становится учащимся Саратовской духовной семинарии. Годы учебы в ней (завершил обучение в 1845 г.) были наполнены интенсивным самообразованием. В 1846 г. Чернышевский - студент философского факультета (историко-филологическое отделение) Петербургского университета. После его окончания в 1951-1853 гг. преподавал в местной гимназии русский язык. В студенческие годы Чернышевский сформировался как личность и был готов посвятить жизнь революционной деятельности. К этому же периоду биографии относятся первые пробы пера.

В 1853 г. Николай Гаврилович, женившись, переехал в Санкт-Петербург и был в 1854 г. определен во Второй кадетский корпус преподавателем. Несмотря на педагогический талант, вынужден был уйти в отставку после конфликта с коллегой. К 1853 г. относится и начало его литературной деятельности в виде небольших статей, которые публикуются «Санкт-Петербургскими Ведомостями» и «Отечественными Записками». В 1854 г. Чернышевский становится сотрудником журнала «Современник». Защита магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» превратилась в значимое общественное событие и дала старт развитию национальной материалистической эстетики.

На протяжении 1855-1857 гг. из-под пера Чернышевского выходит целый ряд статей, главным образом, литературно-критического и историко-литературного характера. В конце 1857 г., перепоручив критический отдел Н. Добролюбову, он приступает к сочинению статей, освещавших экономико-политические вопросы, в первую очередь, касающиеся планируемых аграрных реформ. К этому шагу правительства он относился негативно и в конце 1858 г. стал выступать с призывом к тому, чтобы реформа была сорвана революционным путем, предупреждал, что крестьянство ожидает масштабное разорение.

Конец 50 - начало 60 гг. отмечен в его творческой биографии написанием политэкономических работ, в которых писатель выражает убежденность в неотвратимости прихода социализма на смену капитализму, - в частности, «Опыт земельной собственности», «Суеверия и правила логики», «Капитал и труд» и др.

С начала осени 1861 г. Н.Г. Чернышевский становится объектом тайного полицейского надзора. На протяжении лета 1861-1862 гг. он являлся идейным вдохновителем «Земли и воли» - революционной народнической организации. Чернышевский значился в служебной документации тайной полиции как враг номер один Российской империи. Когда было перехвачено письмо Герцена с упоминанием Чернышевского и предложением выпускать за границей запрещенный к тому времени «Современник», Николая Гавриловича 12 июня 1862 г. арестовали. Пока шло следствие, он сидел в Петропавловской крепости, в одиночной камере, продолжая при этом писать. Так, в 1862-1863 гг. в застенках был написан знаменитый роман «Что делать?».

В феврале 1864 г. был вынесен вердикт, согласно которому революционеру предстояло провести 14 лет на каторге с последующим пожизненным проживанием в Сибири, но Александр II снизил срок до 7 лет. В тюрьме и на каторге Н. Чернышевскому в общей сложности довелось провести более двух десятков лет. В 1874 г. он отказался от написания прошения о помиловании, хотя ему предоставляли такой шанс. Семья выхлопотала ему в 1889 г. разрешение жить в Саратове, но, переехав, он 29 октября (17 октября по ст. ст.) 1889 г. скончался и был похоронен на Воскресенском кладбище. В течение еще нескольких лет, до 1905 г., все его работы были в России под запретом.

.
1851-1853 - преподавание в гимназии Саратова.
1853 - начало работы в журнале «Современник».
1855, 10 мая - защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности».
1862, 7 июля - арест и заключение в Алексеевский paвeлин Петропавловской крепости.
1862-1863 - создание романа «Что делать?».
1864, 19 мая - гражданская казнь на Мытнинской площади Петербурга.
1864,20 мая - отправлен на Kaтopгy в Восточную Сибирь.
1889, 17(29) октября - умер в Саратове.

Очерк жизни и творчества

Становление критика.

В своих трудах он четко оформил позиции революционно-демократического движения, чем привлек пристальное внимание III Отделения. Как и предвидел Н. Г. Чернышевский, eгo не только арестовали, но и на долгие годы исключили из активной политической борьбы. Заточение в Петропавловской крепости, гражданская казнь, долгие годы в заключении сломали здоровье. В 1883 году из Якутии в Астрахань приехал человек, в котором уже не было
сил не только для этой борьбы, но и для творчества.

Литература. 10 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, О. Е. Марьина и др. ; под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М. : Дрофа, 2007.

Литература для 10 класса, учебники и книги по литературе скачать , библиотека онлайн

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки
2. Журналистcкая деятельность
3. Политическая идеология
4. Социально-экономические воззрения
5. Адреса в Санкт-Петербурге
6. Отзывы потомков
7. Произведения
8. Цитаты

Романы

  • 1862−1863 - Что делать? Из рассказов о новых людях.
  • 1863 - Повести в повести
  • 1867−1870 - Пролог. Роман из начала шестидесятых годов.

Повести

  • 1863 - Алферьев.
  • 1864 - Мелкие рассказы.

Литературная критика

  • 1850 - О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
  • 1854 - Об искренности в критике.
  • 1854 - Песни разных народов.
  • 1854 - Бедность не порок. Комедия А. Островского.
  • 1855 - Сочинения Пушкина.
  • 1855−1856 - Очерки гоголевского периода русской литературы.
  • 1856 - Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
  • 1856 - Стихотворения Кольцова.
  • 1856 - Стихотворения Н. Огарева.
  • 1856 - Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
  • 1856 - Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого.
  • 1856 - Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского.
  • 1857 - Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
  • 1857 - «Губернские очерки» Щедрина.
  • 1857 - Сочинения В. Жуковского.
  • 1857 - Стихотворения Н. Щербины.
  • 1857 - «Письма об Испании» В. П. Боткина.
  • 1858 - Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
  • 1860 - Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
  • 1861 - Не начало ли перемены? Рассказы Н. В. Успенского. Две части.

Публицистика

  • 1856 - Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
  • 1856 - «Русская беседа» и ее направление.
  • 1857 - «Русская беседа» и славянофильство.
  • 1857 - О поземельной собственности.
  • 1858 - Откупная система.
  • 1858 - Кавеньяк.
  • 1858 - Июльская монархия.
  • 1859 - Материалы для решения крестьянского вопроса.
  • 1859 - Суеверие и правила логики.
  • 1859 - Капитал и труд.
  • 1859−1862 - Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
  • 1860 - История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
  • 1861 - Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
  • 1861 - О причинах падения Рима.
  • 1861 - Граф Кавур.
  • 1861 - Непочтительность к авторитетам. По поводу "Демократии в Америке" Токвиля.
  • 1861 - Барским крестьянам от их доброжелателей.
  • 1862 - В изъявление признательности Письмо к г. З<ари>ну.
  • 1862 - Письма без адреса.
  • 1878 - Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.

Мемуары

  • 1861 - Н. А. Добролюбов. Некролог.
  • 1883 - Воспоминания о Некрасове.
  • 1884−1888 - Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
  • 1884−1888 - Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.

Философия и эстетика

  • 1854 - Критический взгляд на современные эстетические понятия.
  • 1855 - Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
  • 1855 - Возвышенное и комическое.
  • 1855 - Характер человеческого знания.
  • 1858 - Критика философских предубеждений против общинного владения.
  • 1860 - Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
  • 1888 - Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.

Top