Серж лифарь. Сергей михайлович лифарь Серж лифарь мусагет

Serge Lifar Musagete / Balanchine In Paris. Journal d’une choregraphie. 0 - Франция

Режиссер: Доминик Делуш

Серия "Этуали в примерах" (Coffret Etoiles pour l"exemple)."Заболевший" балетом в раннем детстве французский кинорежиссер Делуш снимает документальные фильмы о звездах танца. Истинный певец балета, он создал галерею портретов выдающихся артистов балета, среди которых Максимова и Васильев, Плисецкая, Вырубова, Шовире, Лифарь. Делуш говорит, что в фильмах его интересует не сам балет, а прежде всего работа мастеров и создание танца. Эти значительные киноновеллы сохраняют для будущих поколений искусство прошлого, имена и облик великих артистов.

Диск: I.

"Серж Лифарь Мусагет" (2005 г.). Монография посвящается столетию со дня рождения легендарного танцовщика и хореографа Сержа Лифаря. Мусагет - предводитель муз. Лифарь, возродивший французский балет и вырастивший 3 поколения балерин и танцовщиков, достоин такого определения. Более 30 лет он возглавлял балетную труппу Гранд-Опера, поставил более 200 балетных спектаклей. "Аполлон - Мусагет" (1928 г.) - шедевр, освятивший талант танцовщика. К сожалению, документальных кадров танца Лифаря почти не сохранилось. Есть лишь немного записей, запечатлевших его работу как хореографа и репетитора. Режиссеру удалось почти из ничего собрать образ танцора. Иветт Шовире, Нина Вырубова, Сирил Атанасов, бережно передававшие его хореографию, стиль, манеру исполнения молодым артистам, вспоминают великого мастера. Делуш был лично знаком с Лифарем. В 1959 г. режиссер снял короткометражную ленту "Спектр танца" о великом танцоре и хореографе, который согласился сняться у кинематографиста-дебютанта абсолютно бесплатно. Лифарь создал новое направление в балете - неоклассицизм, вписал яркие и самобытные страницы в балет XX века. Сегодня балетное наследие Лифаря украшает репертуар Оперы Гранье. (Без перевода)

Диск: II.

Баланчин в Париже (2011).Последний фильм в коллекции Etoiles pour l"example французского кинорежиссера Доминика Делуша. Невозможно представить себе современный танец без Джорджа Баланчина. Великий хореограф оставил после себя богатое наследие, которое тщательно сохраняется и передается следующим поколениям. На протяжении всей своей жизни, родившийся в России хореограф, имя которого чаще всего связывается с New York City Ballet, который он основал в 1934 году, поддерживал тесные контакты с Францией, той страной, где появились его первые творения. В 1929 году Баланчин поставил для "Русских сезонов" несколько балетов, в том числе знаменитые "Аполлон Мусагет" на музыку Игоря Стравинского и "Блудный сын" на музыку Сергея Прокофьева. Оба эти произведения, перенесенные им позднее на американскую сцену, вошли в сокровищницу мирового балета ХХ века. В 1947 году в Париж был приглашен из Нью-Йорка Джордж Баланчин для то­го, чтобы перенести на сцену Гранд-опера три балета нью-йоркского репертуара ("Серенаду", "Аполлон Мусагет", "Поцелуй феи"). В этот период парижской труппе был преподнесен в подарок, написанный специально для нее номер - "Хрустальный дворец", ставший одним из шедевров. Это своеобразный портрет Гранд-Опера, образ парижской школы классического танца. Гилен Тесмар, Виолетт Верди - две почти легендарные фигуры, музы Баланчина проводят увлекательные мастер-классы для нового поколения танцоров Опера Гарнье, передавая из первых рук стиль, мельчайшие детали, технику хореографа, которые были получены от одного из величайших реформаторов балета, чтобы сохранить драгоценное наследие, осознавая, что со смертью Баланчина оно может исчезнуть. Балет - это одна из немногих профессий, основанных на обмене, на передаче опыта от человека к человеку. Баланчин был очень влюбчив, женщины в его жизни играли роль Муз. Он мог творить только тогда, когда рядом с ним была очередная Муза. Оставив брату в Грузии пару золотых часов, Баланчин раздарил все свои балеты восемнадцати любимым женщинам. Все балеты – это 425 сочинений. Гилен Тесмар с юмором вспоминает, что труппа была, как гарем, вокруг фигуры гуру Баланчина. Он настаивал, что балерина должна чувствовать, что она самая красивая женщина в мире, она должна была быть королевой. (Без перевода)

Журнал хореографии (1982). Уникальный мастер-класс великого хореографа Джона Ноймайера (John Neumeier), который он дает тогда еще начинающей звезде Гранд Опера Патрику Дюпону. Зритель имеет возможность подсмотреть репетицию так и не увидевшего свет балета "Петрушка" на музыку Игоря Стравинского. (Без перевода). (2 DVD)

http://www.liveinternet.ru/community/4989775/post232491170/
Тангейзер

СЕРЖ ЛИФАРЬ - БЛУДНЫЙ СЫН МИРОВОГО БАЛЕТА


Последним желанием Сержа Лифаря было увидеть букет белых лилий. Именно эти цветы он держал в руках всякий раз, когда исполнял одну из своих коронных партий - принца Альберта в «Жизели».



АЛЬБЕРТ В ЗНАМЕНИТОЙ "ЖИЗЕЛИ"...


Даже в последние минуты жизни он хотел видеть то, что напоминало ему о сцене и танце.


Его имя вернулось на Родину уже после смерти мастера хореографии. Ныне осталось очень мало людей, которые не просто видели, а лично знали Сергея Михайловича.

Один из немногих — известный французский кинорежиссер Доминик Делуш, снявший фильм «Серж Лифарь Мусагет». К сожалению, документальных кадров танца Лифаря почти не сохранилось.

От «неперспективного» до звезды балета


Сергей Лифарь родился в Киеве, на Тарасовской улице в зажиточной киевской семье чиновника Департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи Марченко — дочери владельца старинного имения в Каневском уезде Киевской губернии. Семья Лифарей имела казацкое корни. Позже Сергей Михайлович вспоминал, как, гостя у своего деда в Каневе, слушал рассказы о героическом прошлом Украины и рассматривал «пожелтевшие выцветшие грамоты с восковыми печатями, которыми награждали ростовщиков украинские гетманы и кошевые атаманы великого Войска Запорожского».


С детства Лифарь пел в церковном хоре Софийского собора, брал уроки игры на скрипке у профессора Воячека, посещал класс фортепиано в Киевской консерватории.

Многие критики пытались разгадать феномен Сержа Лифаря. То, что он стал танцовщиком, и при чем экстра-мастером, можно назвать невероятным зигзагом судьбы. Ведь учиться танцевать он начал поздно, в 14 лет.

В своих воспоминаниях Лифарь писал: однажды увидев в Киеве урок классического танца, он почувствовал, что балет — его призвание. Хотя педагог Бронислава Нижинская, сестра легендарного танцовщика Вацлава Нижинского, поначалу дала Сержу убийственную характеристику, считая его «неперспективным», — упорные репетиции, тренинг, фантастическая влюбленность в балет дали свои прекрасные всходы.


Несмотря на невзгоды — разгар Гражданской войны — 18-летний Лифарь практически без денег добрался до Парижа. Там он нашел антрепренера «Русских сезонов» Сергея Павловича Дягилева и, проявляя настойчивость, сумел доказать, что может быть полезен его труппе.

Очень скоро одаренного молодого человека, почти не имевшего профессиональной подготовки, заметили, а благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца Серж Лифарь стал звездой «Русского балета». То, что Серж впоследствии стал тонким знатоком музыки, живописи, литературы, обладал прекрасным вкусом — во многом заслуга именно С.П.Дягилева (его учителя и возлюбленного).


Этапным в творческой жизни артиста стал 1929 год.



Именно тогда проявился талант Лифаря-хореографа, но этот же год забрал его друга и наставника — Сергей Дягилев скончался на его руках. В 24 года Серж Лифарь стал перед дилеммой: кто продолжит дело Дягилева?


Эту тяжелую миссию ему пришлось взвалить на себя: Серж возглавил балет Парижской оперы, совместив три функции — главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Это был отчаянный шаг. Ведь Лифарю пришлось возрождать французский балет, который в XVIII—XIX веках являлся законодателем моды; французские педагоги и хореографы перенесли балет в Россию, а расцвет Императорского балета был связан с именем легендарного Мариуса Петипа. Но молодость и смелость, как говорится, может горы свернуть, и Серж, объединив молодых энтузиастов, репетируя по восемь часов, сумел создать талантливую труппу.


Очень популярными у публики стали «Балетные среды». Восторженно зрители приняли его балет «Прометей», поставленный на музыку Бетховена. Звездами («этуаль») были Ольга Спесивцева и сам Лифарь. В своей труппе Сергей Михайлович стал проводить тренинги, передавая секреты мастерства, обучая дуэтным танцам, добиваясь, чтобы балет нес мысль, а не только развлекал публику.

Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность (когда мужественность сочеталась с изяществом); возвысил роль танцовщика. Лифаревские мастер-классы дали прекрасный результат — на сцене появились такие замечательные балерины, как Иветт Шовире, Нина Вырубова, Лисетт Дарсонваль и танцовщики Юлий Алгаров, Александр Калюжный, Ролан Пети и др.


По воспоминаниям современников, Лифарь был очень красивым мужчиной. Как танцовщик он восхищал музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью, зажигая энергетикой и артистизмом. Как хореограф умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали коллеги и публика. Например, Поль Валери назвал Лифаря «поэтом движения».

Одной из вершин творчества мастера стал балет «Икар» (1935 р.). Критики отмечали, что эта постановка стала «замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего Шедеврами Сержа Лифаря стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта» и др. Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Создавая свои балеты, хореограф использовал классическую музыку или музыку современных композиторов — Стравинского, Прокофьева, Равеля и др. Сценографию для лифаревских постановок делали такие знаменитые художники, как Пикассо, Бакст, Бенуа, Кокто, Шагал.


— Лифарь создал новое направление в балете — неоклассицизм, — продолжает свой рассказ Д.Делуш. — Благодаря ему академический танец приобрел новые, модерновые черты. На мой взгляд, хореографию Сержа Лифаря можно назвать продолжателем традиций Михаила Фокина. Благодаря тонкому вкусу, сформированному Дягилевым, Лифарь сумел поднять свой талант на большую высоту. Серж представлял французский неоклассицизм, как Баланчин — американский. Это были два гения хореографии, которые вписали яркие и самобытные страницы в балет ХХ столетия. И сегодня балетное наследие Лифаря украшает репертуар Оперы Гранье (а в Национальной опере Украины восстановлены его балеты «Ромео и Джульетта», «Сюита в белом» и «Утренняя серенада». — Т. П.).


В БАЛЕТЕ "АППОЛОН МУСАГЕТ" С АЛЕКСАНДРОЙ ДАНИЛОВОЙ(1928)


За возрождение французского балета Сержу Лифарю было присвоено звание «Кавалер ордена Почетного легиона». Он был избран членом Института Франции («бессмертным» академиком), ректором Университета танца. К 20- летию творчества Сергею Михайловичу вручили первый танцевальный «Оскар» — «Золотую балетную туфельку», которая ныне хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины (эту реликвию передала на Родину вдова танцовщика, графиня Лиллан Алефельд).


Можно сказать, что благодаря кипучей деятельности Сержа Лифаря французы полюбили балет. Он выступал как лектор, написал несколько книг о балете, основал Университет танца, кафедру хореографии в Сорбонне, Международный институт хореографии. Сергей Михайлович добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный певец Федор Шаляпин, была установлена мемориальная доска. Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра. Проводил вечера памяти Сергея Дягилева. Как талантливая и харизматичная личность, он имел армию поклонников, но и немало людей, которые Лифаря не любили.

Как считает Доминик Делуш, недруги появились у Сергея Михайловича из-за его неосторожных политических высказываний. Во время Второй мировой войны Лифарь подписал письмо, в котором приветствовал фашистов, видя в них освободителей от «большевистской чумы» (Серж не принял советскую власть и эмигрировал во Францию).



Следует помнить, что Лифарь был знаковой фигурой, и то, что он не отвернулся от оккупантов Парижа, впоследствии принесло хореографу массу неприятностей. Хотя Лифарь не сотрудничал с гитлеровцами, уклонился от личной встречи с фюрером, когда тот посетил дворец Гранье (здание Парижской оперы), отказал Геббельсу передать портрет Вагнера, написанный Ренуаром. В воспоминаниях Сергей Михайлович писал о том периоде: «Моя общественная деятельность главным образом была направлена к спасению от разгрома немцами, временными оккупантами Франции, Парижской оперы — французского национального достояния, музея и библиотеки шведского магната Rolf de Mare, Русской консерватории им. Рахманинова, балетных школ, и, наконец, моей личной библиотеки и коллекции»...



С ЛЁГКОЙ КОКО НА РУКАХ...)

Но слух о том, что Лифарь был коллаборационистом и сотрудничал с гитлеровцами, привел к тому, что Сергея Лифаря бойцы французского Сопротивления приговорили к смерти, и хореографу пришлось на несколько лет перебраться в Монако. «Я думаю, что Лифарь ошибся, но его политическая близорукость — это было скорее импульсом творческого человека, не разобравшегося в ситуации, — считает Делуш. — Серж не был французом, и как эмигрант он мечтал вернуться на свою Родину, в Киев, и думал, что советский строй рухнет благодаря нацистам. Он был артистом и жил в своем мире... Очень скоро он понял, что поторопился с восторгами, но его слова многие не забыли, укоряли, и довольно резко, и это очень отравляло жизнь Лифарю». Только после войны Национальный французский комитет по вопросам чистки, тщательно изучив вопрос, полностью (!) опроверг все обвинения и официально извинился перед Лифарем. В 1947 г. Серж вернулся в Париж.


Кстати, Шарль де Голль (политик, военачальник, возглавивший французское Сопротивление, а затем президент Франции) дружил с хореографом, восхищался его талантом. А антиподом Сержа Лифаря в балете являлся знаменитый танцовщик Рудольф Нуриев, не скрывавший, что не любит его хореографию. Он категорически отказывался выступать в лифаревских балетах. Нуриев входил в группу людей, которые принципиально не общались с Сержем. Так что влиятельных врагов и друзей у Лифаря было, наверное, поровну... а творчество нескольких поколений артистов и хореографов».



Мир балета был не единственным увлечением Лифаря. Он дружил со многими художниками, среди которых были Пабло Пикассо, Жан Кокто, Кассандр (Адольф Мурон), Марк Шагал, оформившие многие его спектакли. В свое время сотрудничество Лифарю предлагал Сальвадор Дали, однако его сюрреалистический проект декораций и костюмов к знаменитому «Икара» (с костылями вместо крыльев) был отклонён.


Уход из театра подтолкнул Лифаря профессионально взяться за кисть. В 65 лет у него проявился талант художника. Он рисовал и раньше: на программках, афишах, записках — карандашом, помадой, гримом. В 1972—1975 годах выставки картин Лифаря пользуются большой популярностью: Канны, Париж, Монте-Карло, Венеция. Хотя сам Лифарь достаточно сдержанно относился к своему увлечению. «Эти графические, почти пластические работы я посвятил своему другу Пабло Пикассо. Он был настолько любезным, что удивился, залюбовался и горячо посоветовал мне продолжать. Только я не художник, а хореограф, рисующий», — писал он в последний автобиографической книге «Мемуары Икара». Он оставил после себя более сотни оригинальных картин и рисунков. Основной сюжет — балет, движения, драматургия танца.


Второй его страстью были книги. Началось все с личного архива Сергея Дягилева, который состоял из коллекции театрального живописи и декораций и библиотеки (около 1000 наименований). Лифарь выкупил её у французского правительства за деньги, полученные за год работы в Гранд-Опера. Как позже вспоминал хореограф: «Деньги на покупку дягилевского архива я заработал ногами».


ЗНАМЕНИТЫЙ ИКАР...

Серж Лифарь собрал одну из самых интересных в Европе российских библиотек, состоявшей из старопечатных XVI—XIX веков. Особое место в его библиотеке занимала и «Пушкиниана», самым дорогим сокровищем которой были 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, редкие издания, другие пушкинские раритеты.

Богач - бедняк

Невероятно, но факт: такой знаменитый человек, как Лифарь, никогда не имел своего дома, а жил в отеле. Кроме балета, страстным увлечением Сержа было коллекционирование, которое он перенял от Дягилева, завещавшего Лифарю свою коллекцию. Кстати, обладая раритетными сокровищами (книги, картины, материалы о балете, костюмы, декорации, Пушкиниана и др.), Серж Лифарь не научился думать о «черном» дне. К деньгам он был равнодушен, и все, что зарабатывал, раздавал на благотворительность и пополнение своей коллекции, поэтому, когда ушел со сцены, то жил бедно.


НА ПУШКИНСКОЙ ВЫСТАВКЕ В ПАРИЖЕ.1937 ГОД

Несмотря на кипучую деятельность в Опере, Лифарь принимал активное участие в культурной жизни русской эмиграции, одно время был директором консерватории им. Рахманинова, членом общества сохранения русских культурных ценностей, членом "Общества друзей Толстого", участвовал в подготовке книги "Вклад русской эмиграции в мировую культуру".


С САЛЬВАДОРОМ ДАЛИ...

В 1937 году он был одним из организаторов замечательных торжеств в память 100-летия смерти Пушкина.

Естественно, Лифарь проводил вечера памяти своего великого наставника С. П. Дягилева в ознаменование 10-летия его кончины (1939) и в честь 100-летия со дня рождения (1972).

З.Серебрякова Портрет С.Лифаря

Он добился, чтобы на доме, где жил и умер гениальный Шаляпин, была установлена мемориальная доска.

Он принял участие в перенесении праха знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского из Лондона на кладбище Монмартра, рядом с легендой французского балета Вестрисом.

В течение многих лет Лифарь помогал обездоленным соотечественникам, проводил благотворительные концерты в пользу Союза русских инвалидов Первой Мировой войны.

Кроме балета, его страстным увлечением было коллекционирование всего, связанного с Пушкиным и с Русским балетом Дягилева, с целью вернуть России сокровища ее культуры.


ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ...

Пушкинскому дому он подарил рукопись Пушкина - предисловие к "Путешествию в Арзрум", музею в Пятигорске - картину Лермонтова.

Именно отсутствие средств заставило его продать на аукционах часть коллекции.


НА СНИМКЕ ВЕЛИКИЕ БАЛЕТНЫЕ ИМЕНА: С СЕРЖЕМ ЛИФАРЁМ...НАТАЛЬЯ МАКАРОВА,М.КШЕСИНСКАЯ И ЕГО СУПРУГА ЛИЛИАН АЛЕФЕЛЬД


Если бы не встреча с Лиллан Алефельд, возможно, Сергей Михайлович умер бы беспризорным. «Она была богатой дамой и стала доброй феей для Лифаря, — считает Д.Делуш. — Их союз нельзя назвать полноценным браком, это скорее был дружественный союз.


Серж обожал Лиллан за красоту, молодость. Она стала для него путеводной звездой в творчестве. Лиллан можно сравнить с Надеждой фон Мекк (музой композитора Петра Чайковского). Это были высокие отношения, которые возможны, наверное, только в мире искусства»...



Сергей Михайлович умер от рака 16 декабря 1986 года в Лозанне (Швейцария) и был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа возле Парижа. На его могиле выгравирована лаконичная надпись «Серж Лифарь из Киева»...

Сергей Михайлович (Серж) Лифарь - выдающийся танцовщик, балетмейстер, педагог, коллекционер родился 2 (15) апреля 1905 г. в Киеве в семье чиновника департамента водного и лесного хозяйства. В 1914-1920 гг. обучался в Императорской Александровской киевской гимназии. С 1913 г. Сергей Лифарь занимался музыкой по классу фортепьяно, мечтал стать пианистом. Война перевернула все его планы: во время перестрелок на киевских улицах он был ранен в руку. С мечтой стать музыкантом пришлось расстаться.
Случайно попав на урок классического танца, юноша почувствовал, что его призвание - балет. Учиться танцевать он начал в 14 лет в Киевской студии Брониславы Нижинской. В 1923 г. по ее рекомендации Лифарь был вызван в Париж на просмотр в «Русский балет» С.П. Дягилева. 18-летний юноша практически без денег добрался через Польшу во Францию.«Я не буду описывать испытанные мной муки, страхи, опасности, когда я пересекал границу под пулями, цепляясь за вагон. Руки т
ак свело холодом, что это даже помогло мне не сорваться», - вспоминал Лифарь. Несмотря на слабую подготовку, он был принят в прославленную труппу. Вскоре, благодаря упорной работе над техникой и выразительностью танца, Сергей Лифарь стал лучшим лирико-романтическим танцовщиком труппы и занял в ней ведущее положение. С 1924 г. Сергей Лифарь совершенствовал свое мастерство под руководством хореографов Энрико Чекетти и Николая Легата. Лифарь исполнил главные роли во многих знаменитых дягилевских балетах: «Кошка» (1927), «Аполлон Мусагет» (1928), «Блудный сын» (1929) - балетмейстер Д. Баланчин; «Зефир и Флора» (1925), «Ода» (1928) - балетмейстер Л. Мясин.

Этапным в его творчестве стал 1929 год. Именно в этом году он выступил в качестве балетмейстера, поставив свой первый самостоятельный спектакль «Байка про лису, кота, петуха да барана» на музыку Игоря Стравинского. Друг и наставник Лифаря Сергей Павлович Дягилев признал в нем редчайший дар хореографа: «Когда Лифарь впервые появился на репетиции “Байки про лису…” Стравинского, подумалось, что он всю жизнь только и делал, что создавал балеты. Он точно знал, чего хотел». В этот же год Сергей Павлович Дягилев скончался. Антреприза Дягилева со смертью ее руководителя прекратила свое существование.
В 1929 г., после смерти Дягилева, Сергей Лифарь был приглашен в Парижскую Оперу («Grand-Opera»), где поставил балет «Творения Прометея» на музыку Людвига ван Бетховена. C 1930 г. он возглавил балетную труппу «Grand-Opera» и оставался ее балетмейстером до 1958 г., а танцовщиком - до 1956 г. (с перерывом в 1944-1947 гг., когда он руководил труппой «Новый балет Монте-Карло»).
Сергей Лифарь сыграл огромную роль в развитии балета во Франции, обогатил репертуар Парижской Оперы, поставив более 70 оригинальных
балетов и большое количество возобновлений, в том числе такого знаменитого спектакля классического наследия, как «Жизель», в котором он исполнял роль Альберта с 1931 г. и до конца своей карьеры. Лифарь провел реформу театра, где вплоть до 1930-х гг. сохранялись порядки, заведенные в ХIХ веке. До прихода Лифаря балет в «Grand-Opera» занимал подчиненное положение. Балеты давались после оперных спектаклей в виде дополнения. Дирекция театра не верила, что публика придет на балетный спектакль. И только Лифарь сумел изменить положение, возвысив балетное представление до уровня искусства. Кроме того, Сергей Лифарь пригласил новых педагогов, и благодаря ему в труппе выросло несколько поколений выдающихся артистов. Под его руководством балетная труппа «Grand-Opera» стала одной из лучших в Европе.

Стиль балетов Сергея Лифаря формировался постепенно, от постановки к постановке. Это были одноактные сюжетные балеты, преимущественно основанные на мифах и легендах - библейских, античных или средневековых. В центре его ранних спектаклей - герой, упорно идущий к своей цели: «Творения Прометея» (1929), «Икар» (1935), «Давид» (1937), «Александр Великий» (1937), «Рыцарь и девушка» (1941). В более поздних балетах возникла тема одиночества героя, невозможности противостоять судьбе: «Наутеос» (1947), «Фантастическая свадьба» (1955), «Гамлет или благородный безумец» (1957), «Пиковая дама» (1960). Сценографами лифаревских постановок были такие знаменитые художники, как П. Пикассо, Л. Бакст, А. Бенуа, Ж. Кокто, М. Шагал.
В решении идеи спектакля Сергей Лифарь склонялся к аллегоричности, мелодраматической патетике и стилизации. Он внес в исполнительскую манеру артистов лиризм и выразительность. Тщательно разрабатывая партии протагонистов (главных героев), противопоставляя их кордебалету, Лифарь повысил значение мужского танца в балете. Сергей Лифарь пользовался средствами классического танца, но обновлял его, вводя новые движения. Сам он называл свой стиль «неоклассическим».
Помимо исполнительской и постановочной работы немалое значение имела деятельность Лифаря как теоретика танца, писателя, просветителя. В 1935 г
. Лифарь опубликовал «Манифест хореографа», один из главных тезисов которого - самостоятельность танца, независимость его от музыки. На практике он осуществил эту идею в балете «Икар». В 1947 г. он основал Хореографический институт (позже Университет танца) при «Grand-Opera». С 1951 г. руководил хореографическим отделением в Русской консерватории в Париже. На протяжении долгих лет Сергей Лифарь читал курс истории и теории танца в Сорбонне.
Сергей Лифарь еще в молодости начал собирать редкие книги, и чем больше он отходил от балета, тем более увлекался коллекционированием. Лифарь владел ценным собранием пушкинских автографов и мемориальных предметов, основу которых составляли реликвии из коллекции С.П. Дягилева. Уникальная дяги
левская библиотека, жемчужиной которой были 11 писем А.С. Пушкина, была приобретена им после смерти Дягилева. Сергею Лифарю принадлежит и главная заслуга в деле организации парижской выставки в 1937 г. «Пушкин и его эпоха», посвященной 100-летию со дня смерти поэта. На чествовании Лифаря Пушкинским Комитетом в Париже при закрытии выставки был зачитан адрес: «В этом Пушкинском служении здесь, вне Русской Земли, перед лицом иностранцев, Вы сумели добиться прямо поразительных результатов, побудив многошумный, живущий иными помыслами Париж заинтересоваться в
еликим творчеством Пушкина среди тревог и забот, обуревающих сейчас мир. <…> …выставка «Пушкин и его эпоха» явилась совершенно исключительным и блестящим завершением всемирного прославления Пушкинского гения».
В 1961, 1968, 1969 и 1976 годах Сергей Лифарь посещал СССР, побывал в пушкинских местах, передал безвозмездно в дар Пушкинскому дому в Ленинграде часть своей пушкинской коллекции.
В последние годы жизни Лифарь увлекался живописью. Об этом периоде его жизни вспоминал барон Э.А. Фальц-Фейн: «Сережа в последние годы жил тихо, занимался своими громадными архивами, приводил их в порядок. Писал картины - в утрированно примитивной манере, нарочито сочными
красками. Выставки его живописи имели успех… <…>. Одну из картин я у него купил и подарил Третьяковской галерее, чтобы ваши искусствоведы заинтересовались живописным талантом Лифаря».
Заслуги Сергея Лифаря были высоко оценены. В 1935 г. после успешного представления балета «Икар» он получает
звание «Этуаль» (первый танцовщик) «Grand-Opera». Ранее это звание присуждалось только танцовщицам. В 1956 г. в ознаменование 25-летия работы в «Grand-Opera» он получает Золотую медаль города Парижа. С 1976 г. становится почетным президентом Совета танца при ЮНЕСКО.
В 1982 г. правительством Франции Сергею Лифарю было присуждено звание Кавалера ордена Почетного легиона.
Сергей Михайлович Лифарь скончался 15 декабря 1986 г. в Лозанне (Швейцария) и был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

В оформлении баннера использован рисунок Павла Челищева «Серж Лифарь в роли Альберта в балете “Жизель”», 1932 г.

В экспозиции использованы книги, периодические издания, архивные материалы, подаренные Дому Русского зарубежья им. А. Солженицына Марией Ивановной Лифарь.

На выставке также экспонируются материалы из Российского Фонда культуры.

Под его руководством балетная труппа Парижской оперы стала одной из лучших в Европе, с разнообразным и обширным репертуаром. За свою долгую жизнь он поставил более 200 балетов.

Серж Лифарь родился 2 апреля 1905 года в Киеве. Заниматься балетом он начал поздно, в шестнадцать лет. В своих воспоминаниях Лифарь писал: однажды увидев в Киеве урок классического танца, он почувствовал, что балет – его призвание. В 1921–1923 годах он учился в киевской студии Брониславы Нижинской. Хотя педагог Нижинская поначалу дала Сержу убийственную характеристику, считая его «неперспективным», – упорные репетиции, тренинг, фантастическая влюбленность в балет дали свои прекрасные всходы. Кроме того, он брал уроки у Екатерины Гельцер.

В 1923 году Лифарь вместе с четырьмя другими учениками Брониславы Нижинской отправился в Париж в «Русский балет» Сергея Дягилева. Путешествие оказалось непростым. Через границу Лифарю пришлось перебираться нелегально. По его словам, в него стреляли, и он был ранен. Несмотря на невзгоды – все-таки был разгар Гражданской войны – восемнадцатилетний Лифарь практически без денег добрался до Парижа. Там он нашел антрепренера «Русских сезонов» Сергея Дягилева и сумел доказать, что может быть полезен его труппе.

К тому времени, как Лифарь появился в Париже, прошло уже несколько лет с тех пор, как Дягилев остался без первого танцовщика труппы Вацлава Нижинского. Ему требовалась замена. Дягилев обладал поразительной интуицией и хорошо знал людей. Он не ошибся и на этот раз, остановив свой выбор на Лифаре. Он послал его учиться в Италию к знаменитому педагогу Энрико Чекетти, учителю Анны Павловой и многих других выдающихся балерин и танцовщиков. То, что Лифарь впоследствии стал тонким знатоком музыки, живописи, литературы, обладал прекрасным вкусом, – во многом заслуга именно Сергея Дягилева.

Лифарь стал ведущим солистом «Русского балета». Он оказался не только великолепным танцовщиком, но и блестящим хореографом.

«Его искусство восхищало, – вспоминал Александр Бенуа. – Он был первым танцовщиком двадцатого века, все остальные придерживались эстетики девятнадцатого. Меня ослепляла его красота, дивные мускулы и такой размах, порыв танца. <...> Позже в разных странах я видел некоторые балеты, которые ставил Лифарь. Но это уже жалкие подделки. В его же пластике были важны детали внутри пластического текста, благородная манера, акценты, движения музыки, на которые откликается тело. Особая точность деталей и создает стиль, не так ли? Балеты с участием Лифаря сейчас кажутся мне сном».

Но впоследствии Лифарь ограничил свой репертуар главными партиями в собственных постановках.

Этапным в творческой жизни артиста стал 1929 год. Именно тогда проявился талант Лифаря-хореографа, но этот же год забрал его друга и наставника – Сергей Дягилев скончался на его руках. В 24 года Серж Лифарь стал перед дилеммой: кто продолжит дело Дягилева?

Эту тяжелую миссию ему пришлось взвалить на себя.

Лифарь возглавил балет Парижской оперы, совместив три функции – главного балетмейстера, хореографа и ведущего танцовщика. Это был отчаянный шаг. Ведь Лифарю пришлось возрождать французский балет, который в XVIII–XIX веках являлся законодателем моды; французские педагоги и хореографы перенесли балет в Россию, а расцвет Императорского балета был связан с именем легендарного Мариуса Петипа. До прихода Лифаря балет в парижской Опере занимал подчиненное положение. Балеты давались после оперных спектаклей в виде какого-то довеска. Дирекция театра не верила, что публика придет на балетный спектакль. И только Лифарь сумел изменить положение.

Молодость и смелость могут горы свернуть, и Лифарь, объединив молодых энтузиастов, репетируя по восемь часов, сумел создать талантливую труппу. В качестве балетмейстера он впервые выступил в 1929 году, поставив для «Русского балета» «Сказку про лису, петуха, кота да барана» на музыку Игоря Стравинского.

Балетные сюжеты он нередко черпал из античной или библейской мифологии, классической литературы и поэзии. Его эстетике были близки изощренная стилизация и возвышенная патетика. В своих балетах Лифарь тщательно «выписывал» партии солистов, которым «аккомпанировал» кордебалет, чья роль была отчасти уподоблена хору античной трагедии. Лифарь активно развивал традиции академического танца, разрабатывал принципы «трех хореографических планов»: хореографическая драма как целое, сквозной пластический лейтмотив и детально разработанная техника танцовщика.

Одной из вершин творчества мастера стал балет «Икар» (1935). Критики отмечали, что эта постановка стала «замечательным достижением в драматическом и пластическом планах, образцом четкого, емкого неоклассического стиля, повлиявшего на творчество нескольких поколений артистов и хореографов». Термин «неоклассицизм» для характеристики собственного творчества выдвинул сам Лифарь. Он стал продолжателем традиций Михаила Фокина.

Его шедеврами стали его балеты «Миражи», «Федра», «Сюита в белом», «Ромео и Джульетта». Лифарь танцевал в собственных постановках, воплощая образы героические или поэтические; он был Аполлоном и Александром Македонским, Давидом и Энеем, Вакхом и Дон Жуаном. Создавая свои балеты, хореограф использовал классическую музыку или музыку современных композиторов – Стравинского, Прокофьева, Равеля. Сценографию для лифаревских постановок делали такие знаменитые художники, как Пикассо, Бакст, Бенуа, Кокто, Шагал.

По воспоминаниям современников, Лифарь был очень красивым мужчиной. Как танцовщик он восхищал музыкальностью, элевацией, совершенством и одухотворенностью, зажигая энергетикой и артистизмом. Как хореограф умел выявить максимум возможностей каждого артиста. Его обожали коллеги и публика. Например, Поль Валери назвал Лифаря «поэтом движения».

Очень популярными у публики стали «Балетные среды». Восторженно зрители приняли балет «Прометей», поставленный на музыку Бетховена. Звездами были Ольга Спесивцева и сам Лифарь. В своей труппе Лифарь стал проводить тренинги, передавая секреты мастерства, обучая дуэтным танцам, добиваясь, чтобы балет нес мысль, а не только развлекал публику.

Было время, когда его фотографии ежедневно появлялись на страницах парижских журналов и газет. Ему нравилось, что он был окружен поклонением и лестью, но жил он в скромном отеле в комнате, заваленной книгами. Одевался скромно. Деньгам значения не придавал. Тратил их на расширение перешедшей к нему дягилевской коллекции. Охотно давал тем, кто нуждался, и готов был отдать все, когда речь шла об искусстве и русской культуре.

Но были в его судьбе и смутные моменты. Когда началась Вторая мировая война, Лифарь не отвернулся от оккупировавшей Париж немецкой армии, хотя от прямого сотрудничества с гитлеровцами уклонялся. Он мечтал вернуться в Киев, полагал, что советский строй рухнет благодаря нацистам, открыто говорил об этом, а в результате бойцы французского Сопротивления приговорили его к смерти. Хореографу пришлось скрываться в Монако. Только после войны Национальный французский комитет по вопросам чистки, тщательно изучив вопрос, полностью опроверг все обвинения и официально извинился перед Лифарем. В 1947 году он вернулся в Париж.

Кстати, Шарль де Голль – политик, военачальник, возглавивший французское Сопротивление, а затем президент Франции – дружил с хореографом, восхищался его талантом.

В 1930–1944, 1947–1959, 1962–1963 годах и в 1977 году Лифарь был балетмейстером, солистом (до 1956 года) и педагогом Парижской оперы. В 1944–1947 годах он руководил труппой «Новый балет Монте-Карло», в 1947 году основал в Париже Институт хореографии. С 1955 года вел курс истории и теории танца в Сорбонне, где специально для него была создана кафедра хореографии. Он был членом Академии изящных искусств и автором более двух десятков книг о балете.

Именно отсутствие средств заставило его продать на аукционах часть коллекции. Если бы не встреча с шведской графиней Лиллан Алефельд, возможно, Сергей Михайлович умер бы беспризорным. В конце пятидесятых годов Лифарь женился на Алефельд, не имевшей никакого отношения к театральному миру. Она оставалась преданной ему до конца его жизни, а после его смерти самоотверженно защищала его память.

За возрождение французского балета Сержу Лифарю было присвоено звание кавалер ордена Почетного легиона. Он был избран членом Института Франции («бессмертным» академиком), ректором Университета танца. К 20 – летию творчества ему вручили первый танцевальный «Оскар» – «Золотую балетную туфельку», которая ныне хранится в Киеве, в Музее исторических драгоценностей Украины.

Последние годы жизни Лифарь провел в Швейцарии. Он умер от рака 16 декабря 1986 года в Лозанне и был погребен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа возле Парижа. На его могиле выгравирована лаконичная надпись «Серж Лифарь из Киева»…

Д. Трускиновская

Серж Лифарь… в советскую эпоху об этом человеке на родине говорили как о «французском балетмейстере» – и действительно, большая часть его жизни и творческой деятельности прошла во Франции, но родился он все-таки в предместье Киева – в 1905 году – в семье лесничего, имевшей казацкие корни. Настоящее его имя было Сергей Михайлович Лифарь.

Увидев в Киеве урок классического танца, 16-летний юноша загорается любовью к балету, а в 1921 году начинает заниматься в студии Брониславы Нижинской. Она считает его бесперспективным – но упорный труд помогает преодолевать недостатки, и со временем она начинает считать его одним из лучших учеников. Именно поэтому в 1922 году, сотрудничая в Париже с «Русским балетом», она приглашает Сергея вместе с двумя другими учениками в эту труппу.

Добраться до Парижа было нелегко – шла Гражданская война, границу пришлось переходить нелегально, денег не было – но вот 18-летний танцовщик наконец встретился с С. Дягилевым, который отправляет его в Италию, чтобы учиться у Энрико Чекетти. Уроки знаменитого итальянца многое дали С. Лифарю, и он становится первым солистом «Русского балета». Он с триумфом выступает в заглавных ролях в балетах «Блудный сын» и «Аполлон Мусагет» И. Ф. Стравинского, Ивана Царевича в « ». «Лифарь ждёт собственного подходящего часа, чтобы стать новой легендой, самой прекрасной из легенд балета», – говорит о нем С. Дягилев.

1929 год стал для русского балета годом утрат – покинул сцену В. Нижинский, умерла А. Павлова, в том же году умер и С. Дягилев. Но появляется новая «звезда» в лице Сержа Лифаря. Он начинает работать в Парижской опере в качестве балетмейстера и одновременно ведущего танцора. Сказать, что балет в Париже тогда находился в тяжелом положении – значит, ничего не сказать: в театре даже не было отдельных балетных спектаклей, их давали в качестве «приложения» к оперным, опасаясь, что на один только балет публика не пойдет. Исправить ситуацию предстояло С. Лифарю.

Балетмейстер собирает вокруг себя молодых, исполненных энтузиазма артистов, репетирует с ними по восемь часов в день – и таким образом он создает прекрасную труппу. С. Лифарь ставит балеты на различные сюжеты – источниками становятся и литературные произведения, и Библия, и античная мифология. Партии солистов он выписывает очень тщательно, а роль кордебалета можно уподобить роли хора в греческой трагедии. Детально разработанные партии танцовщиков сочетаются с использованием пластических лейтмотивов и трактовкой хореографической драмы как единого целого.

С. Лифарь поставил немал балетов: «Сюита в белом», «Федра», «Миражи», «Александр Великий», «Шота Руставели», «Вакх и Ариадна» – всего более 200 спектаклей, но вершиной его творчества стал «Икар», поставленный в 1935 году. Столь же широким был диапазон музыкальных произведений, которые он использовал: и классическая музыка прошедших времен, и произведения его современников – С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского. Для создания декораций он привлекал известных художников своего времени – П. Пикассо, А. Бенуа, М. Шагала. Предлагал ему свои услуги и С. Дали, но предложенный им проект показался слишком оригинальным (у Икара вместо крыльев должны были быть… костыли), и С. Лифарь отказался.

Серж Лифарь сам выступал в собственных спектаклях: Александр Великий, Давид, Вакх, Дон-Жуан, Икар, Эней… Его артистизм, мощная энергетика, музыкальность и техническое совершенство завораживали публику. А. Бенуа признавался впоследствии, что балеты С. Лифаря в исполнении других артистов уже не могли произвести такого впечатления, как в то время, когда танцевал он сам. Если же учесть, что Серж Лифарь был еще и удивительно красивым мужчиной – неудивительно, что успех его был колоссальным: множество поклонников, фотографии в газетах и журналах… Но при этом популярный балетмейстер очень скромно одевался, снимал комнату в недорого отеле, а большую часть денег тратил на поплнение коллекции С. Дягилева, которая перешла к нему после смерти антрепренера, и на помощь деятелям русской культуры в эмиграции.

Во время Второй мировой войны С. Лифарю пришлось уехать в Монако. Ему пришлось сделать это потому, что Французское сопротивление приговорило его к смерти: балетмейстер открыто говорил о своих надеждах на то, что нацисты уничтожат советскую власть. Он руководит «Новым балетом Монте-Карло», а в 1947 году, когда обвинение было снято возвращается в Париж, где создает Институт хореографии, а с 1955 года преподает теорию и историю танца в Сорбонне.

В 1958 году балетмейстер, так много сделавший для балета Парижской оперы, был уволен из театра. Впоследствии он открывает в себе новый талантизобразительное искусство. Основной темой его картин становится танец – сам С. Лифарь считал себя не художником, а скорее «рисующим хореографом». В первой половине 1970-х гг. выставки его картин с успехом проходят в Париже, Монте-Карло, Венеции и Каннах.

За свою балетмейстерскую деятельность Серж Лифарь удостоился многих наград: орден Почетного легиона, орден Литературы и искусства, а также высшая балетная награда – «Золотая туфелька».

Всю жизнь Сергей Лифарь мечтал вернуться в Киев: «Даже прекрасный блестящий Париж не смог заставить меня, киевлянина, забыть мой широкий, величавый Днепр». Киев он посетил в 1961 году.

Серж Лифарь умер в 1986 году, похоронен на кладбище Сент-Женевьев де Буа.

Музыкальные Сезоны


Top