Бестселлеры XVIII века. Бестселлеры XVIII века «Анна Каренина» Лев Толстой

Век девятнадцатый - особое время для мировой литературы. Он подарил нам непревзойденные шедевры как отечественной, так и зарубежной словесности, которые уже тогда покорили читателей по всему миру и которые продолжают очаровывать их и в наши дни.

Ниже представлена подборка лучших любовных романов XIX века.

Виктор Гюго

Не первый, но один из самых знаменитых любовных четырехугольников в истории литературы. Цыганка Эсмеральда обладает таким неповторимым обаянием, что в нее влюбляются сразу трое мужчин, один из которых - горбун-звонарь Квазимодо, хотя ее сердце навеки отдано другому.

Лев Толстой

Дон-Жуан. Джордж Гордон Байрон

«Дон-Жуан» Байрона - последнее произведение писателя, роман в стихах, принесший ему мировую славу. Без него не было бы «Евгения Онегина» Пушкина. Имя главного героя к нашему времени стало нарицательным. Это красивый, галантный и образованный персонаж, ненасытный соблазнитель, вина которого заключалась только в том, что его неземная красота с легкостью пленила женские сердца.

Шарлотта Бронте

Когда речь заходит о классических романах о любви, то «Джейн Эйр» стоит и всегда будет стоять на первом месте. История непростых отношений гувернантки и Эдварда Рочестера, наполненная немыслимыми сюжетными поворотами, страстями и невыразимыми чувствами, привлекала читательниц от мала до велика во все времена. И сегодня эта книга занимает достойное место в домашней библиотеке каждой уважающей себя барышни.

Чарльз Диккенс

Это история о прекрасной любви, которую главный герой буквально проносит через всю свою жизнь. Пип познакомился с Эстеллой, когда они оба были еще детьми. Но с тех самых пор в его душе поселилась надежда, что его судьба будет к нему благосклонна. Роман великого Чарльза Диккенса очень жизненный, во многом благодаря этому он находит отклик в сердцах многих поколений читателей.

Литература 19 века характеризуется, как «выражение духовного самосознания людей». 1 половина XIX века известна тем, что в этот период актуальными были 2 направления: романтизм и реализм. Причем они сочетались удивительным образом.

Многие зарубежные писатели-реалисты нередко дополняли свои работы элементами романтизма. Из-за подобных приемов специалистам бывает довольно сложно определить, к какому периоду относится то или иное популярное произведение. Но если первая половина 19 века характеризуется смешанностью, то вторая – четким верховенством реализма в литературе.

Благодаря чему произошло подавление романтизма? Дело во французской буржуазной революции, которая началась в 1789 году и была воспринята весьма восторженно, но со временем стало понятно, что подобные меры не принесут желаемого результата. В результате романтики потеряли своих героев, и они приступили к поиску новых. Некоторые обратились к прошлому, вторые же устремили свой взор в будущее. Представители романтизма долго не сдавались, они писали романы на основе детских сказок, тем самым создавая лучшие экземпляры литературы первой четверти 19 века.

Попытки восстановления указанного направления продолжались до середины столетия, а 2 половина периода ознаменовалась «расцветом» реализма. Европейская община начала воспринимать окружение таким, каким он есть, поэтому классические авторы приступили к созданию больших томов своих произведений, со множеством героев и сюжетных линий.

Мировая литература 19 века начала изображать в книгах невыдуманных и идеализированных персонажей, как это было в романтизме, а более реалистичных, которые бы могли назваться типичными. В результате их художественные творения были интересными даже для обычных людей. Американские реалисты, а также писатели Англии и других стран резко критиковали буржуазное общество, поэтому в книгах призвали к его уничтожению.

Что касается русской старинной литературы 19 века, то она немного отставала от европейских темпов и на рубеже 18-19 века в стране все еще активно господствовали классицизм и сентиментализм. Реализм уже окончательно обосновался в российской литературной традиции в конце 19 века.

Узнать об особенностях художественных произведений рассмотренного выше периода можно разнообразными способами. Многие предпочитают использовать наш сайт, то есть, бесплатно и без регистрации читать онлайн понравившуюся книгу или же скачать ее без регистрации и финансовых затрат в одном из форматов epub, fb2, pdf, rtf, txt.

1. «Анна Каренина» Лев Толстой

Роман о трагической любви замужней дамы Анны Карениной и блестящего офицера Вронского на фоне счастливой семейной жизни дворян Константина Лёвина и Кити Щербацкой. Масштабная картина нравов и быта дворянской среды Петербурга и Москвы второй половины XIX века, сочетающая философские размышления авторского alter ego Лёвина с передовыми в русской литературе психологическими зарисовками, а также сценами из жизни крестьян.

2. «Госпожа Бовари» Гюстав Флобер

Главная героиня романа - Эмма Бовари, жена врача, живущая не по средствам и заводящая внебрачные связи в надежде избавиться от пустоты и обыденности провинциальной жизни. Хотя сюжет романа довольно прост и даже банален, истинная ценность романа - в деталях и формах подачи сюжета. Флобер как писатель был известен своим стремлением довести каждое произведение до идеала, всегда стараясь подобрать верные слова.

3. «Война и мир» Лев Толстой

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого, описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805-1812 годах.

4. «Приключения Гекльберри Финна» Марк Твен

Гекльберри Финн, сбежавший от жестокого отца, вместе с беглым негром Джимом сплавляются на плоту по реке Миссисипи. Спустя некоторое время к ним присоединяются проходимцы Герцог и Король, которые в итоге продают Джима в рабство. Гек и присоединившийся к нему Том Сойер организуют освобождение узника. Тем не менее Гек освобождает Джима из заточения всерьёз, а Том делает это просто из интереса - он знает, что хозяйка Джима уже дала ему свободу.

5. Рассказы А. П. Чехова

За 25 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы. Особенное внимание обратили на себя «Степь», «Скучная история», «Дуэль», «Палата № 6», «Рассказ неизвестного человека», «Мужики» (1897), «Человек в футляре» (1898), «В овраге», «Детвора», «Драма на охоте»; из пьес: «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад».

6. «Миддлмарч» Джордж Элиот

Мидлмарч – это название провинциального городка, в котором и вокруг которого разворачивается действие романа. Множество персонажей населяют его страницы, и их судьбы переплетены волей автора: это ханжа и педант Кейсобон и Доротея Брук, талантливый врач и ученый Лидгейт и мещанка Розамонда Винси, ханжа и лицемер банкир Булстрод, пастор Фербратер, талантливый, но бедный Уилл Ладислав и многие, многие другие. Неудачные браки и счастливые супружеские союзы, сомнительное обогащение и возня вокруг наследства, политические амбиции и честолюбивые интриги. Мидлмарч – городок, где проявляются многие людские пороки и добродетели.

7. «Моби Дик» Герман Мелвилл

“Моби Дик” Германа Мелвилла считается самым великим американским романом XIX века. В центре этого уникального, написанного вопреки законам жанра произведения – погоня за Белым китом. Захватывающий сюжет, эпические морские картины, описания ярких человеческих характеров в гармоничном сочетании с самыми универсальными философскими обобщениями делают эту книгу подлинным шедевром мировой литературы.

8. «Большие надежды» Чарльз Диккенс

“В романе “”Большие надежды”” - одном из последних произведений Диккенса, жемчужине его творчества - рассказана история жизни молодого Филипа Пиррипа, прозванного в детстве Пипом. Мечты Пипа о карьере, любви и благополучии в “”мире джентльменов”” разбиваются в один миг, едва он узнает страшную тайну своего неизвестного покровителя, преследуемого полицией. Деньги, окрашенные кровью и отмеченные печатью преступления, как убеждается Пип, не могут принести счастья. Да и в чем оно, это счастье? И куда заведут героя его мечты и большие надежды?

9. «Преступление и наказание» Федор Достоевский

Сюжет разворачивается вокруг главного героя, Родиона Раскольникова, в голове которого созревает теория преступления. Раскольников сам очень беден, он не может оплатить не только учёбу в университете, но и собственное проживание. Мать и сестра его тоже бедны; вскоре он узнает, что его сестра (Дуня Раскольникова) готова выйти замуж за человека, которого не любит, ради денег, чтобы помочь своей семье. Это было последней каплей, и Раскольников совершает преднамеренное убийство старухи-процентщицы и вынужденное убийство её сестры, свидетельницы. Но Раскольников не может воспользоваться краденым, он прячет его. С этого времени начинается ужасная жизнь преступника.

Дочь состоятельного помещика и большая мечтательница, Эмма пытается разнообразить свой досуг, организовывая чужую личную жизнь. Будучи уверенной, что она никогда не выйдет замуж, она выступает в роли свахи для своих подруг и знакомых, но жизнь преподносит ей сюрприз за сюрпризом.

Век девятнадцатый - особое время для мировой литературы. Он подарил нам непревзойденные шедевры как отечественной, так и зарубежной словесности, которые уже тогда покорили читателей по всему миру и которые продолжают очаровывать их и в наши дни.

Ниже представлена подборка лучших любовных романов XIX века.

Виктор Гюго

Не первый, но один из самых знаменитых любовных четырехугольников в истории литературы. Цыганка Эсмеральда обладает таким неповторимым обаянием, что в нее влюбляются сразу трое мужчин, один из которых - горбун-звонарь Квазимодо, хотя ее сердце навеки отдано другому.

Лев Толстой

Дон-Жуан. Джордж Гордон Байрон

«Дон-Жуан» Байрона - последнее произведение писателя, роман в стихах, принесший ему мировую славу. Без него не было бы «Евгения Онегина» Пушкина. Имя главного героя к нашему времени стало нарицательным. Это красивый, галантный и образованный персонаж, ненасытный соблазнитель, вина которого заключалась только в том, что его неземная красота с легкостью пленила женские сердца.

Шарлотта Бронте

Когда речь заходит о классических романах о любви, то «Джейн Эйр» стоит и всегда будет стоять на первом месте. История непростых отношений гувернантки и Эдварда Рочестера, наполненная немыслимыми сюжетными поворотами, страстями и невыразимыми чувствами, привлекала читательниц от мала до велика во все времена. И сегодня эта книга занимает достойное место в домашней библиотеке каждой уважающей себя барышни.

Чарльз Диккенс

Это история о прекрасной любви, которую главный герой буквально проносит через всю свою жизнь. Пип познакомился с Эстеллой, когда они оба были еще детьми. Но с тех самых пор в его душе поселилась надежда, что его судьба будет к нему благосклонна. Роман великого Чарльза Диккенса очень жизненный, во многом благодаря этому он находит отклик в сердцах многих поколений читателей.

Роман является наиболее подвижным, открытым для непрестанного изменения жанром. Его расцвет в эпоху реализма обнаруживает эту исконную природу, поскольку реалистическое изображение базируется на материале самой развивающейся действительности.

Динамичность романной структуры проявляется многообразно, так как жанровые формы романа отражают движущееся время, решая в каждый исторический момент определенные идейно-художественные задачи, воплощая авторское миропонимание, меняясь каждый раз в зависимости от конкретного замысла произведения.

В процессе поступательного развития на каждом этапе роман реализует определенные потенции жанра. Поэтому каждая исторически обусловленная форма романа не только закономерна и неповторима, но и не может быть отменена последующими, даже самыми выдающимися достижениями жанра. Известно, что само развитие романа нельзя рассматривать как историю простого, прямолинейного совершенствования и прогресса. Процесс развития искусства неравномерен. Он сопровождается не только достижениями, но и утратами, а жанровые формы, однажды признанные устаревшими, в другие эпохи могут активизироваться и в преображенном виде служить новым художественным целям.

Русский реалистический роман, классическая форма которого сложилась в «Евгении Онегине», возник в ту переломную историческую эпоху, когда обстоятельства русской и общеевропейской жизни привели писателей к отказу от просветительского умозрительного подхода к действительности. Объектом внимания в нравоописательном романе XVIII в. был индивид, частное лицо, преследующее свои личные жизненные цели, д ействия которого не подчинялись объективным закономерностям, а совершались под влиянием случайности. Такое понимание личности определило механическую связь элементов сюжетного движения – нанизывание на условную нить похождений главного героя авантюрных или сатирико-нравоописательных эпизодов и закрытый финал романа, в большинстве случаев благополучный по своему содержанию.

Предпосылки нового изображения героя были заложены в романтизме, в его понимании личности как человека-универсума, гражданина вселенной, противопоставленного обезличенному реальному человеку буржуазного или крепостнического общества.

Это открытие романтиков, поставленное на почву социально-исторического понимания человеческой природы, привело в реалистическом романе к созданию образа героя времени, сущность которого составляет конфликт с действительностью (стихийный или сознательный), с наличными формами общественного бытия, воодушевленность внеличными целями и интересами. Новая трактовка соотношения личности и общества способствовала взаимообогащению интимной и общественной сфер жизни героя.

Совершившийся переворот коренным образом меняет структуру романа в литературе реализма; возникает целостное повествование, в котором природа, общество, быт, события и эпизоды жизни героев, их общественные и личные связи, интимная сфера жизни перестают быть разрозненными элементами сюжета и становятся динамически взаимосвязанными звеньями причинно обусловленного движения сюжета . Появляется открытый финал романа , демонстрирующий зависимость разрешения личного конфликта от судеб общественного развития. Все эти качества впервые во всей полноте были проявлены в «Евгении Онегине». Историзм, предстающий в этом романе как закономерная смена эпох в умственном развитии общества, диалектическая взаимосвязь характера и обстоятельств, значение героини, воплощающей духовные тенденции, не реализованные в герое, центральная роль автора – организатора повествования и носителя положительных ценностей в более полном содержании, чем это представлено в героях – все эти черты были унаследованы и развиты в романе середины XIX века.

В «Герое нашего времени» складывается новая структура романа. Предметом изображения становится, прежде всего, потенциальное содержание духовного мира личности. В облике Печорина оказываются синтезированными те качества, которые в пушкинском романе распределялись между автором и его героями. Происходит укрупнение характера героя, этим пролагается путь к созданию социальных типов романа 50-х годов.

В романе Лермонтова вырабатываются приемы многостороннего психологического изображения характера (самоанализ, объективное обнаружение скрытых духовных свойств через непосредственную реакцию на окружающее) и многозначной оценки героя.

Эстетика натуральной школы вносит более сложное понимание принципа детерминизма. Действительность становится самостоятельным предметом изображения и рисуется более дифференцированно. В изображении характера подчеркивается всеподчиняющее влияние социальных обстоятельств, давление века.

В романе Герцена устанавливается система причинной взаимосвязи явлений, вскрывающая конкретное проявление закона объективной необходимости в судьбе личности.

В процессе эволюции «натуральной школы» усиливается внимание писателей к положительным природным задаткам человека, появляется противопоставление природного и социального в человеке и сосредоточение на психологическом анализе. Возникновение автономии духовного начала является залогом новой перестройки в романной структуре, которая в 50-е годы сказалась в том, что объектом изображения стало сознательное противопоставление героя среде, действительности, а в пореформенном романе – в изображении духовной жизни героя как самодвижущегося потока.


Top