Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя. Русская архитектура первой половины XIX века Егэ архитектура первой половины 19 века презентация


В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры. Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.


В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.


Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.


Крупнейшие представители ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич , русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры здания Адмиралтейства в Санкт- Петербурге ().


Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.


ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге Казанский собор (), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт () отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.



БОВЕ Осип Иванович (), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (), Триумфальные ворота ().


МОНФЕРРАН Август Августович () - русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.



Тон Константин Андреевич – (), русский архитектор, «русско- византийского» стиля в русской архитектуре. В под его началом был возведен Большой Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля () и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге ныне Московский,).



Карл Иванович Росси – () русский архитектор. Внёс новый вклад в историю русского классицизма. Его крупнейшие работы: Михайловский Дворец в Санкт-Петербурге(ныне Русский музей) со всей площадью искусств, ансамбль Дворцовой площади с зданием Главного штаба и аркой и др.


Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей. Первая половина XIX в. вошла в историю как начало «золотого века» русской художественной культуры. Её отличали: стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и тесная взаимосвязь литературы и других областей искусства, усиление общественного звучания создаваемых произведений, органическое единство и взаимодополнение лучших образцов западно-европейской и русской народной культуры. Всё это делало художественную культуру Росси разнообразной и многозвучной, вело к возрастанию её влияния на жизнь не только просвещённых слоёв общества, но и миллионов простых людей.



1 слайд

Русская архитектура в первой половине XIX века Презентацию подготовили: Романова Женя Таначёва Женя

2 слайд

В начале XIX века значительно возрос интерес общества к произведениям искусства, что способствовало развитию художественной культуры. Важной особенностью развития искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей.

3 слайд

В архитектуре первой половины века классицизм задержался дольше, чем в других областях художественного творчества. Он господствовал практически до 40-х гг. Его вершиной в начале XIX века являлся стиль ампир, выражавшийся в массивных формах, богатых украшениях, строгости линий, унаследованных от императорского Рима. Важным элементом ампира были также скульптуры, дополнявшие архитектурное оформление зданий. В стиле ампир возводились дворцы и особняки знати, здания высших правительственных учреждений, дворянских собраний, театры и даже храмы. Ампир являлся воплощением идей государственного могущества и воинской силы.

4 слайд

Начало XIX в. было временем быстрой застройки столиц - Петербурга и Москвы. А также центральной части крупных губернских городов. Особенностью строительства этого периода стало создание архитектурных ансамблей - ряда зданий и сооружений объединённых в единое целое. В Петербурге в этот период сформировалась Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади. в Москве - Театральная. Губернские города перестраивались по специальным планам. Их центральную часть теперь составляли не только соборы, дворцы губернаторов и особняки знати, здания дворянских собраний, но и новые учреждения – музеи, школы, библиотеки, театры.

5 слайд

Крупнейшие представители ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич , русский архитектор. Представитель ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры - здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-23).

6 слайд

Захаров создал монументальное здание в строгих формах русского ампира по традиционной трехосевой схеме: башня, окруженная вверху колоннадой и увенчанная куполом со шпилем, и два крыла, каждое из которых имеет центральный портик и две боковые шестиколонные лоджии. Многочисленные статуи (аллегорические фигуры) и рельефы фасадов и интерьеров работы В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, И. И. Теребенева и С. С. Пименова органически связаны с архитектурными формами здания. Адмиралтейство, к башне которого сходятся три магистрали города, является центром архитектурной композиции Петербурга.

7 слайд

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор, представитель ампира. Его произведения в Санкт-Петербурге - Казанский собор (1801-1811), положивший начало крупному городскому ансамблю на Невском проспекте, Горный институт (1806-1811) - отмечены монументальной и строгой торжественностью. Участвовал в создании архитектурных ансамблей Павловска и Петергофа.

8 слайд

9 слайд

БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский архитектор. Представитель ампира. Главный архитектор Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812. При участии Бове реконструирована Красная площадь, создана Театральная площадь с Большим театром (1821-24), Триумфальные ворота (1827-34).

10 слайд

МОНФЕРРАН Август Августович (1786-1858) - русский архитектор, декоратор и рисовальщик. Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России. Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

11 слайд

12 слайд

Тон Константин Андреевич – (1794-1881), русский архитектор, «русско-византийского» стиля в русской архитектуре. В 1838-1849 под его началом был возведен Большой Кремлевский дворец. В 1837 по его проекту в Москве началось строительство грандиозного Храма Христа Спасителя в память героев Отечественной войны 1812., в 1839 зодчий проектирует Большой Кремлевский дворец и Оружейную палату Московского Кремля (1843-51) и становится их главным строителем. В Москве Тон построил также первый в России железнодорожный вокзал Николаевской дороги (ныне Ленинградский вокзал, 1849; в Петербурге - ныне Московский, 1844-51).

13 слайд

«Художественная культура 19-20 веков» - 20 век. Русская художественная культура. Идеи светлого будущего Идеал свободной личности. Художественная культура 19- 20 века. История культуры 20 века – в Великой французской революции. Европейское искусство 19-20 века. Мировая художественная культура двух веков.

«Импрессионизм в искусстве» - Поле маков. Ван Гог. (1848 - 1903). Поцелуй. (1839 - 1906). Равель. Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века. (1830 - 1903). Пьер. Женщина, держащая плод. Паруса в Аржентейле. Азнагулова Наталья Александровна. Абсент. Сёра. Импрессионизм.». Дега. Монотипия. Бал в Мулен де ла Галетт.

«Архитектура XIX века» - Возведённая башня. Архитектура XIX века. Эйфелеву башню строили 300 рабочих. Всё в интерьере подчинено строгим геометрическим законам. Неоклассицизм. Шедевры. Викторианская неоготика. Сооружение будет увенчано восемнадцатью башнями. Церковь Святого Семейства. Сказочный Нойшванштайн. Эклектизм. Наружное устройство.

«Изобразительное искусство модерна» - Обри Бёрдсли «Кульминация». Изобразительное искусство модерна. Саломея. Саломея, роковая женщина, обезглавившая Иоанна Крестителя. О.Бёрдсли «Зигфрид». ИСКУССТВО XX века. Бёрдсли. О.Бёрдсли «Юбка из павлиньих перьев». Обри Бёрдсли «Туалет Саломеи». Обри Винсент Бёрдсли 1872 - 1898.

«Художники XX века» - Женщина в кресле. «Герника» и пацифизм. Призрачная корова. Три женщины. «Завтрак на трава» по мотивам Эдуарда Мане. Поднятое колено. Женщина в шляпе. Картины, вошедшие в золотой фонд сюрреализма, написаны в 1930-х гг. Три фигуры. Анри Матисс (фр. Фовизм Матисса. Один из самых известных представителей сюрреализма.

«Импрессионизм в живописи» - «Камилла в японском кимоно». «Бульвар Монмартр. Эдуар Мане (1832-1883). «Весенний Букет». Великие импрессионисты. Огюст Ренуар, «Лягушатник». Горич Ангелина. Импрессионизм. «Белые Пионы». «Танец в Буживале». Французский живописец, один из первых и наиболее последовательных представителей импрессионизма.

Всего в теме 34 презентации

АРХИТЕКТУРА первой половины XIXвека.

Архитектура
Ведущим стилем в России первой половины XIXвека
стал ампир -воинствующий, победный классицизм.
Стиль сложился в период империи Наполеона I
во Франции, где его отличало парадное великолепие,
монументальность архитектуры и богатый декор.
Ж.Ф.Т. Шальгрен
Триумфальная арка
Б.Виньон
Церковь Сен-Мадлен
П.Ф.Л.Фонтен
Триумфальная арка

Особенности ампира:
Образец – искусство Императорского Рима
отличавшееся пышностью, приверженностью к
военной тематике;
в убранстве зданий: мечи, щиты, шлемы,
знамёна;
Триумфальная арка
О.Бове
особая роль скульптуры, скульптура,как
бы «заговорила» стала объяснять
замысел архитектурного сооружения;
Казанский собор
А.Воронихин.

Архитектура ампира
Петербургский
Архитектура проспектов
И площадей
К.И.Росси
(1775-1849)
А.Н.Захаров
(1761-1811)
А.Н.Воронихин
(1759-1814)
Московский
Архитектура отдельных
зданий
Д.И.Жилярди
(1785-1845)
О.И.Бове
(1784-1834)
А.Г.Григорьев
(1782-1868)

В Петербурге и Москве возникли архитектурные, ансамбли
преобразовавшие обе столицы. Строились крупные общественные
здания- театры, биржи, правительственные и военные учреждения.
Государство -заказчик не жалело на строительство ни сил, ни средств
, что способствовало необыкновенному размаху строительства в
стиле ампир.

Казанский собор
(1801-1811)
Вид Казанского собора
Художник Фёдор Алексеев

Автор собора –бывший крепостной графа А.С.Строганова-
А.Н.Воронихин
Учился зодчеству у знаменитых архитекторов В.И.Баженова и
М.Ф.Казакова.
Храм был построен накануне войны 1812г.
Вскоре собор стал памятником победы русского народа в
Отечественной войне. Архитектура собора достойна этой Славы.

Главное украшение собора:величественные каменные колонны144- снаружи из пудостьского камня и 56 внутри из гранита.
Храм – блестящий образец синтеза искусств..
С севера в нишах установлены бронзовые статуи Св.Владимира,
Ал.Невского, Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного.
Наружняя скульптура выполнена ваятелями И.П.Мартосом,
С.С.Пименовым, И.П.Прокофьевым
и В.И.Демут-Малиновским.

Здание украшают
скульптуры:
«Геракл
удушающий Антея»
скульптора Пименова,
И « Похищение Прозерпины
Плутоном»
Демут –Малиновского;
Здание Горного института
(1806-1808) арх. А.Н.Воронихин

В
Ансамбль Стрелки Васильевского острова
входят:
Полукруглая
площадь
перед зданием
Две Ростральных
колонны
Тома де Томон (1805-1810)
Здание Биржи

Здание Биржи
(1805-1810)
Зодчий взял за образец форму античного
периптера-храма, окружённого со всех сторон колоннами. Важное
значение играет скульптура. Навстречу течению Невы выплывает бог морей
Нептун в
колеснице, запряжённой морскими конями.

Ростральные колонны- маяки,
олицетворяющие морское
могущество России.Они украшены
якорями и носами древних кораблейрострами.
У основания высеченные из камня
фигуры, олицетворяющие
реки России: Волгу, Днепр,
Неву и Волхов.

Адмиралтейство
(1805-1823)А.Д.Захаров
Здание состоит из 5 частей:
центральной башни, двух
крыльев и двух корпусов.
Шпиль –кораблик, венчающий
башню, стал
символом
Петербурга.

Важную роль играет скульптура: здесь она не
украшение, а часть единого целого. Соавторами
Захарова были: Ф.Ф.Щедрин, С.С.Пименов,
И.И.Теребенев, В.И.Демут-Малиновский.
Скульптура усиливает значение здания как
памятника русской морской славы.

Главная идея здания: Россия- великая
морская держава. Над Аркой барельеф
«Заведение флота в России»: Нептун
вручает Петру I трезубец в знак владычества
над морями.

Ансамбль
Дворцовой
площади.
(1819-1829)
К.Росси достроил полукилометровую
дугу зданий,а в центре спроектировал
проездные ворота – арку Главного Штаба.

Расходящиеся веером
2 арки (вид с Невского
проспекта.)
Арка Росси напоминает триумфальные ворота.
По обеим сторонам проезда помещены воинские доспехи.
Между колоннами -фигуры воинов.
Венчает арку колесница в которой стоит богиня
Победы. Её авторы ваятели- С.С.Пименов,
В.И. Демут- Малиновский.

Ансамбль
Михайловского дворца
(1819-1834)
Один из самых красивых заловБелоколонный, модель которого
была выслана английскому
королю.

Ансамбль
Александринского
театра (1816-1834)
К.Росси: « Размеры предполагаемого
мною проекта
превосходят те,которые римляне
считали достойными для своих
памятников Неужели побоимся мы
сравниться с ними в великолепии…»

Здание театра –пример синтеза
искусств. Скульптура раскрывает
назначение здания:
античные театральные маски,
гирлянды лавровых венков,
статуи муз в нишах
великолепная квадрига
Аполлона на аттике главного
фасада.
Драматический
театр имени.А.С.Пушкина

Улица Росси (1828-1834)
Признана одной из
красивейших улиц мира!
состоит из двух протяжённых зданий, построенных
для дирекции театров и для Министерства просвещения.

Здание Сената
и Синода
(1829-1834)
Ансамбль из двух равновеликих зданий:
Сената- ближе к Неве и
Синода- ближе к Исаакиевскому собору.

Сенат и Синод объединены
аркой переброшенной над Галерной
улицей

Ансамбль Елагина
дворца (1818-1826)
В настоящее время здесь находится музей
К.Росси.

Исаакиевский
собор
(1818-1858)
Высота: 101м
Диаметр купола25м
4 место в мире по величине;
вмещает 12тыс. чел.
Сооружение и отделка
обошлись государству
23млн. 256тыс.рублей
«Недостаток собора» -обвинение в перегруженности
редкостью и драгоценностью
употребляемых на его постройку материалов.

Его украшают:
112 колонн
из гранитных монолитов
до 114 тонн каждая
Около 400 рельефов и
бронзовых скульптур
Оформление собора: более150 произведений монументальной
живописи; среди них работы В.Шебуева, К.Брюллова, Ф.Бруни;
Свыше 300 статуй, скульптурных групп и рельефов,выполнены
И.Витали; более 60 мозаик, выполненных русскими мастерами.

Мозаики собора в 1862г. на
Всемирной выставке в
Лондоне
получили высокую оценку:
«у русских изготовление смальты доведено до такого
совершенства как нигде в
Европе»!
В соборе находится один из
крупнейших в России витражей
площадью в 28,5кв.м

В отделке интерьера использованы многие породы
ценных камней: малахит, лазурит, порфир, мрамор.

«Новая жизнь» Исаакиевского собора.

Александровская
колонна
(1830-1832)
Современники XIXвек:
« Вид колонны вызывает истинное удовольствие
удовлетворённый глаз с любовью обозревает
детали и отдыхает на целом».

Высота колонны-47.5 м
самый высокий в мире монолит,вес-600 тонн.
Является памятником
русской воинской славы,символом победы в войне
1812г.
Венчает колонну 4,26 м фигура.
ангела,попирающего змею
(Скульптор Б.И.Орловский).
О.Монферран, участник Наполеоновских войн, вместе с
русскими мастерами воздвиг памятник славы победителям
войне с Наполеоном. Это самая высокая триумфальная
колонна в мире!

Московский ампир
Его своеобразие вытекало из сочетания
новых идей 19 века с национальными традициями;
До войны 1812 года облик Москвы создан М.Ф.Казаковым.
Здание Градской больницы арх. М.Ф.Казаков.

Москва после пожара
1812года
из 9 тыс. домов уцелело
2,5тыс.
В столице в 1813-1830 гг.
возникли главные
архитектурные ансамбли,
важнейшие общественные
сооружения.
Созданная в 1813 году Комиссия для строения Москвы (из
учеников и последователей М.Ф.Казакова), обеспечила
стилевую целостность застройки города.
.

О.И.Бове
Возглавлял комиссию архитектор О.И.Бове,
создавший архитектурный ансамбль
центра города. Он провёл:
реконструкцию Красной площади
(торговые ряды)
Разбивку Александровского сада;
Создал Театральную площадь, за счёт
«погребения» реки Неглинки.
Раух. « Красная площадь»
Верхние торговые ряды

Театральная площадь(1816-1824)
арх. А.А.Михайлов и О.Бове
Центр площади- здание Большого
театра,имеющего высоту 37 метров,
по его оси был расположен 8-колонный
портик, увенчанный великолепной
фигурой Аполлона на колеснице
зал вмещал 3тыс. зрителей.
Московские ведомости о
рождении Большого театра:
«прекраснейшее здание
очаровывающее благородной
простотой, соединенной с
изяществом, величавостью и
легкостью» 17января 1825г.

После пожара восстановлен архитектором
А.К.Кавосом (он увеличил
высоту, изменил
пропорции и
архитектурный декор).
Пожар Большого театра,1853г
Квадрига Аполлона
Скульптор П.К.Клодт

Большой театр является гордостью
русской культуры.
С 1842 года на его сцене ставятся
оперы и балеты русских
композиторов.
В 1941году,прорвавшийся немецкий
бомбардировщик сбросил 500кг.
бомбу на театр.
Ежегодно у фонтана Большого
театра собираются ветераны
Великой Отечественной войны.

На Театральной площади располагается и здание Малого театра«второго Московского университета». Открытие его состоялось в
1824году. Архитекторами являлись О.Бове и
А.Ф.Элькинский (перестроено в 1838 году архитектором К.А.Тоном).
Этот театр называют ещё «домом Островского»,
47 пьес А.Н.Островского поставлено на его сцене.
А.Н.Островский о театрах на Театральной площади:
«национальные театры- есть признак совершеннолетия нации,
так же как и академии, университеты, музеи».

Александровский сад
О.Бове проектировал устройство Александровского
сада до Троицкого моста. Были высажены лучшие
деревья и кусты, разбиты клумбы, построен грот.
Предполагалось устроить в саду пруды с каскадом
и подсветкой.Эта идея О.Бове была воплощена в жизнь
В XX веке при реконструкции Манежной площади.
Отдельный выход из Александровского сада вёл к
Манежу.

Здание Манежа (1817г).
Построено к 5-ю победы русского
оружия в войне1812г.
Предназначалось для смотра
и учения войск.Представляло
уникальное инженерное сооружение длиной 166м, шириной 45м.
Без промежуточных опор внутри. В
Манеже мог маневрировать
пехотный полк численностью
2 тыс.человек. Построено по
проекту инженеров А.А.Карбонье,
и Л.Л.Бетанкура.

Триумфальные ворота О.Бове(1834г)
Воздвигнуты у Тверской заставы на
месте деревянных возведённых в
1814году для встречи победоносных
русских войск из заграничного похода.
В 1936г арку разобрали, её части
хранились в Музее архитектуры на
территории Донского монастыря. В
1983г арку восстановили на
Кутузовском проспекте.Скульптуры
на арке выполнены И.Т.Тимофеевым и
И.П.Витали. В основу проекта
положена знаменитая аркаТита.

Храмовые постройки
О.Бове
В культовом зодчестве 20-30х г. распространена храмовая
купольная ротонда.
Церковь Всех скорбящих
Радости на Ордынке.
Церковь Вознесения у Никитских
ворот

О.Бове
Дом Н.С. Гагарина на Новинском бульваре(разрушен
во время войны)
Покровская церковь

Д.И.Жилярди (1788-1845 г)
Д.И.Жилярди по происхождению
итальянец.С1810-1832 работал в России.
Восстановил здание Университета (18171819)г.
А.Ф.Мерзляков: «Храм Миневры, восстал
облекаясь в великолепие, превосходящее
даже то, в коем был до пожара.»
Он сохранил объём здания,
ионический портик Казакова
был заменён более крупным
дорическим.Использовал декор
в виде масок, факелов, венков.

Дом Луниных на Никитском бульваре
ныне Музей искусств народов Востока
Д.И.Жилярди
(1823г.)
В этом здании проявилась московская черта – общая
живописность композиции, динамичность,
неуравновешенность.Асимметричный по построению
состоящий из сооружений различных форм и размеров,
ансамбль развивается, как бы следуя направлению уличного
движения.

А.Г.Григорьев(1782-1868)
Славу архитектору принесло строительство жилых зданий.
Интересными среди них являются 2 дома на Пречистенке:
Хрущёвых-Селезнёвых (ныне Музей А.С. Пушкина1814г)
Лопухиных- Станицких (ныне Музей Л.Н.Толстого 1817-1822г)
С 1920 года музей
А.С.Пушкина
С 1968 года музей Л.Н.Толстого.

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев.
Здание Опекунского совета
(1821-1826г)
Усадьба УсачёвыхНайдёновых(18291831г)
Вместе они осуществили перестройку Вдовьего дома,
Слободского дворца в Лефортове, Екатерининского института, в

Д.И.Жилярди и А.Г.Григорьев
Мавзолей –ротонда в Суханово
Парадный монументализм
подчёркнутый мощными колоннами
фасадов, чёткой ритмикой
орнаментальных
вставок и скульптурного декора.
Конный павильон
в Кузьминках

Кризис классицизма и появление эклектики.
В 30-40г единый стиль, скреплявший
прежде всё русское зодчество
распадается, разрушается
ансамблевость,
из зодчества уходит былое величие и
простота.Наступает время эклектики
или историзма.
Синодальная
типография
А.Балакирев
И.Мироновский
Храм Христа
Спасителя
К.Тон

А.Григорьев.
О.Бове
К.Росси
М.Казаков
Д.Жилярди
А.Воронихин
О.Монферран.
В.Баженов

Архитектура второй половины 19 века

В архитектуре второй половины 19 века
окончательно изжил себя классицизм.
С развитием капитализма в градостроительстве произошли изменения. Научные и
технические открытия в промышленном производстве, строительство железных
дорог, упорядочение транспортной сети городов, уличное освещение привели к
поискам новой структуры городов и возникновению новых сооружений: вокзалов,
фабрик, заводов, административных зданий, спортивных сооружений, торговых
зданий и т. д.
Зодчие искали изменения в прошлом, в стилях: готика, ренессанс, барокко. Это
привело к господству стиля эклектика.

В середине XIX - начале XX веков в дворцовой архитектуре
появилось направление, провозгласившее “руссковизантийский” стиль. Например, в фасадах Большого
Кремлевского дворца в Москве (архитектор К. Тон)
механически соединены приемы композиции того времени
с деталями древнерусской и византийской архитектуры.

Фасад большого Кремлёвского дворца в Москве

Центральный фасад Московского Политехнического музея

Третье направление было основано на
подражании нарядному московскому
зодчеству середины XVII в., но создало
сухую, вычурную архитектуру, например в
Москве - здание Исторического музея
(архитекторы В. Шервуд, А. Семенов) с
усложненной композицией фасада, в
архитектурные членения которой
механически введены мотивы декора XVII в.

Здание Исторического музея в Москве

В это время в моду входят шатровые завершения,
башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники. Это
можно наблюдать на примере таких строений как:
Городская дума в Москве(архитектор Д.Н. Чичагов), и
Верхних торговых рядов(архитектор А.Н. Померанцев).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская архитектура первой половины 19 века

Андреян Дмитриевич Захаров (8 августа 1761 г.- 27 августа 1811 г.), один из наиболее выдающихся русских архитекторов, творец Петроградского Адмиралтейства. Уроженец Петрограда, Захаров 6-ти лет был отдан в младший возраст академического училища при Императорской Академии Художеств, курс в которой он окончил 3 сентября 1782 г. с большой золотой медалью, производством в 14 класс и с заграничной командировкой. Известные работы: Здание Адмиралтейства в Петербурге.

Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

Андрей Никифорович Воронихин (1759 – 1814). Сын крепостного крестьянина. Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И. Баженов и М.Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге. Известная работа: Казанский собор.

Казанский собор - один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801-1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Карло ди Джованни (Карл Иванович)Росси родился(1775- 1849) года в Неаполе. С 1787 года вместе с матерью, балериной Гертрудой Росси, и отчимом, выдающимся балетным танцором Шарлем Ле Пиком, жил в России, в Санкт-Петербурге, куда был приглашен его знаменитый отчим. Известные работы: Русский музей с площадью Искусств Дворцовая площадь Здание Главного штаба

Главное здание музея - находится в центре города, на площади Искусств. Он построен по проекту известного архитектора К.Росси в 1819-1825 годах и представляет собой выдающийся образец дворцового ансамбля в стиле высокого классицизма (или стиля ампир, как его часто называют). Дворец предназначался для великого князя Михаила Павловича - четвертого сына императора Павла I.

Дворцовая площадь. Площадь образуют памятники истории и культуры федерального значения: Зимний дворец, Здание штаба Гвардейского корпуса, Здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Её размеры составляют около 5 га (по другим сведениям - 8 га; для сравнения - Красная площадь в Москве имеет площадь 2,3 га). В составе исторической застройки центра Санкт-Петербурга площадь включена в список Всемирного наследия.

Здание Главного штаба Центральная часть здания состоит из двух корпусов, соединённых аркой, составляющих вместе дугу общей длиной 580 метров . В зданиях, помимо Главного Штаба, располагались Военное министерство, Министерство иностранных дел и Министерство финансов (в восточном корпусе). После Октябрьской революции в здании располагался Наркомат Иностранных дел, а впоследствии отделение милиции. В настоящее время часть здания принадлежит Западному военному округу. В 1993 году восточное крыло здания Главного штаба передано Эрмитажу. Со стороны Невского проспекта к зданию пристроен флигель, где располагалось Вольное Экономическое общество. До 1840-х годов на углу Невского проспекта находилось старое здание. В 1845-1846 годах на этом участке архитектор И. Д. Черник построил новое здание, фасад которого решён в общих формах с Главным штабом.

Осип Иванович Бове родился в Петербурге в семье неаполитанского художника Винченцо Джованни Бова, приехавшего в Россию в 1782 году для работы в Эрмитаже. Данное при крещении имя Джузеппе позднее было переделано на русский манер в Осипа Ивановича. Вскоре после рождения Осипа семья переехала в Москву. Архитектурное образование получил в архитектурном училище при Экспедиции Кремлёвского строения (1802-1807) у Ф. Кампорези, затем, ещё до пожара Москвы, работал под руководством М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери. Известные работы: Красная площадь Театральная площадь Триумфальные ворота

Кра́сная пло́щадь - главная площадь Москвы, расположенная в центре радиально-кольцевой планировки города между Московским Кремлём (к западу) и Китай-городом (на восток). От площади к берегу Москвы-реки ведёт покатый Васильевский спуск. Площадь расположена вдоль северо-восточной стены Кремля, между Кремлёвским проездом, проездом Воскресенские ворота, Никольской улицей, Ильинкой, Варваркой и Васильевским спуском к Кремлёвской набережной. Выходящие с площади улицы далее разветвляются и вливаются в основные магистрали города, ведущие в разные концы России.

Театра́льная пло́щадь (в 1820-е годы Петро́вская пло́щадь, в 1919-1991 пло́щадь Све́рдлова) - площадь в центре Москвы. Располагается к северо-западу от площади Революции, между Театральным проездом, Петровкой и Копьевским переулком. На площади находятся Большой, Малый театры и Российский академический молодёжный театр.

Моско́вские Триумфа́льные воро́та - сооружены в 1829-1834 годах в Москве по проекту архитектора О. И. Бове в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Ныне расположены на площади Победы (Кутузовский проспект) в районе Поклонной горы. Ближайшая станция метро - «Парк Победы».

Константин Андреевич Тон- русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек - храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов. Известные работы: Большой Кремлевский дворец Ленинградский вокзал храм Христа Спасителя

Большой Кремлевский дворец. Длина дворца составляет 125 метров, высота - 47 метров; общая площадь составляет около 25 000 м². Ансамбль дворца включает в себя Теремной дворец, девять церквей (с 14, 16, 17 веков), вестибюль и около 700 комнат. Здание дворца образует прямоугольник с внутренним двором. Пять залов дворца (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский), названные по имени орденов Российской империи, в настоящее время используются для государственных и дипломатических приемов и официальных церемоний, а сам дворец является парадной резиденцией Президента Российской Федерации.

Ленинградский вокзал - памятник архитектуры, охраняется государством. Здание вокзала построено в 1844-1849 годах по единому проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Желязевича. Строительство проводило Правление IV-го округа путей сообщения и публичных зданий, единоличным подрядчиком был купец 1 гильдии А. Л. Торлецкий. Построено для петербургского вокзала в Москве и Московского вокзала в Санкт-Петербурге, Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году.

храм Христа́ Спаси́теля в Москве - кафедральный собор Русской православной церкви, недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы(улица Волхонка, 15-17). Существующее сооружение - осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.



Top