Как красиво рисовать гуашью, если вы – начинающий художник. Акварель для начинающих: какие материалы выбрать? Какая бумага нужна для рисования гуашью

Качество бумаги часто определяет результат – рисования, каллиграфии, письма. Безусловно, мастерства начинающему художнику дорогая бумага не добавит, но вот удовольствие принесет точно.

Чтобы понять важность выбора материалов, начинающим художникам часто в качестве эксперимента предлагают порисовать акварелью на офисной бумаге. Результат налицо: бумага сначала полностью промокает, потом скручивается, а краска неконтролируемо растекается. «Наверное, дело в плотности, да и качество не то», – смутно догадывается экспериментатор. Что скрывается за серьезным словом «качество» – попробуем приоткрыть завесу.

Плотность действительно является одной из основных характеристик бумаги. Та, на которой мы печатаем и «ксерим», имеет показатель 80 г/м2 (грамм на метр квадратный). Газетная бумага отличается маленькой плотностью – 45-60 г/м2, картон – повышенной (в среднем 250-300 г/м2), в то время как стандартные визитки немного не дотягивают до картона, имея показатель 200-250 г/м2. Кстати, плотность вышеупомянутой акварельной бумаги может достигать 850 г/м2.

Показатель плотности напрямую связан с прозрачностью – способностью пропускать свет, в то время как белизна отвечает за то, насколько эффективно лист отражает свет. Белизна также измеряется в процентах, в среднем колеблясь от 60% до 98%. Чем выше белизна, тем четче картинка. Простая физика продолжает объяснять, как и почему ведет себя та или иная бумага. Например, глянцевая создает блики за счет того, что большое количество падающего света отражается зеркально – угол падения равен углу отражения, в то время как матовая скрывает в себе свойство преимущественно диффузного отражения света, как бы рассеивая его в разных направлениях. В общем говоря, глянцевую лучше использовать в тех случаях, когда нужно добиться контраста и насыщенности красок крупных цветовых пятен, а матовую – когда важны детали. Рядом с этими двумя качествами-антиподами стоят гладкость и зернистость, но работают они несколько по-другому: на гладкой бумаге четче видны мелкие штрихи детализированных рисунков, в то время как фактура наделяет изображение объемом и экспрессией.

Бумага также может быть покрыта воском (вощеная), специальной пастой (например, мелованная), или полимерной – например, цветной – пленкой. Она может обладать тиснением – рельефным рисунком, или быть сделанной вручную, что обеспечивает высокую плотность, фактурность, неровность краев, а значит, уникальность и как следствие – огромное удовольствие от пользования. Крафтовая, или оберточной, бумага также имеет своих приверженцев. Она довольна прочная, грубая, как правило коричневого цвета. Благодаря своей фактуре, хорошо подходит для работы углем, карандашом и пастелью.

Бумага может быть сделана с добавлением различных волокон – кашемира, фланели, хлопка, в то время как примером натуральной и минимально обработанной бумаги может служить промокательная – спрессованная в незначительной мере, состоящая практически на 100% из чистых волокон целлюлозы. Ее свойства объясняет вся та же школьная физика: избыток чернил быстро впитывается за счет того, что поднимается по многочисленным мелким капиллярам.

Акварель

Любой специалист скажет, что точного рецепта в выборе бумаги не существует – нужно пробовать и искать свою. Это как инструмент для скрипача или туфли для танцора. Однако общие рекомендации все же существуют. Если говорить о хорошей бумаге для профессиональной живописи, то лучше всего выбирать плотную – 200-300 г/м2. Часто листы продаются, закрепленные в специальных склейках, что лишает необходимости каждый раз натягивать лист на подрамник. Праильная акварельная бумага обладает высоким показателем белизны, бывая даже с голубоватым оттенком. Она довольна гладкая, хотя и зернистая. Самая распространенная и проверенная фактура называется «торшон», характерная однородной неровной поверхностью, впрочем, так же, как и менее популярная «яичная скорлупа». Важное качество хорошей акварельной бумаги – содержание хлопка. Некоторые производители используют 100% хлопок. Этим отличается Arches, являясь бесспорным лидером среди знатоков и ценителей качественной бумаги. В том же ряду стоят Hahnemuhle, Fabriano, Cornwall, Bockingford, Daler Rowney, Cotman и многие другие. По большому счету, все советы на тему того, какого производителя выбрать, сводятся к общему выводу – отечественные фабриканты едва ли могут предложить профессионалам достойные альтернативы бумаге западных производителей.

Если же говорить о творческих исканиях новичков, а также регулярных занятиях живописью, то опытные художники советуют обратиться к ватману – он гораздо дешевле и вполне годится для упражнений в мастерстве. Перед использованием его можно проверить с помощью ластика: верхний слой должен быть устойчивым к механическому воздействию резинки. Кроме этого, бумага не должна скатываться при попытке снять слой нанесенной краски, а также не браться пятнами и разводами при попадании на нее воды. Однако эти качества откроются уже в работе. Чтобы не попасть впросак, рекомендуют не покупать большое количество однотипной бумаги сразу.

Карандаш и тушь

Как и в предыдущем случае, к бумаге предъявляются особые требования. Блиц-проверку качества можно совершить также – с помощью стирательной резинки, описанному выше. Для рисования карандашом идеально подойдет матовая мелованная бумага. Этот «зверь» очень редок, не любит ластик и требует лезвия. По большому счету для карандаша и туши хороша будет качественная акварельная бумага, плотностью 200 г/м2, или даже меньше. Для регулярных занятий подойдет все тот же ватман. Единственное требование, строго предъявляемое к бумаге в данном случае – это ее фактура. Рисунок рельефа не всегда подходит для работы с тушью и карандашом. Если, например, бумага имеет бороздчатую структуру, то тушь будет собираться во впадинках. Зернистость также влияет на интенсивность цвета, проявление пигмента и четкость штрихов.

Пастель

А вот пастель наоборот требует фактуры. Речь идет о цветных мягких мелках (карандашах), которые при соприкосновении с бумагой должны хорошо цепляться за поверхность листа. Для этого можно взять специальную бумагу для пастели, а также фактурную акварельную. Поскольку пастель любит цветные листы – таким образом цвет получается более насыщенным – то лист акварельной бумаги можно предварительно залить краской или тушью. Пастелью можно также рисовать по пастельной доске, сделанной из пробковой крошки, а также по специальной наждачной или бархатной бумаге. Последнюю получают путем нанесения волокон на бумажную основу, вследствие чего получается ворс, имитирующий ткань.

Каллиграфия и письмо пером

Основное противопоказание – это тонкая бумага. Стартовать стоит с 90 г/м2, а лучше всего выбрать плотность в 130 г/м2. Такая бумага стерпит не только перо, но и маркер, и брашпен, и рапидограф. Однако плотность – это еще не все. Важно, чтоб бумага была в меру гладкой: не глянцевой, поскольку чернила просто не задержатся, но и не слишком фактурной, чтобы перо не царапало поверхность и не цеплялось за бороздки. Главный совет в выборе бумаги для обладателей перьевой ручки и любителей каллиграфии – выбирать с любовью. Бумагу следует посмотреть на свет, убедившись в безупречности текстуры, а также провести по ней пальцем, оценив, насколько вашему перу будет приятно по ней скользить. Точно так же опытные художники советуют выбирать чернила: покупать лишь те, которые настолько нравятся по запаху и текстуре, что их хочется выпить. Ведь любовь к делу, подкрепленная качественными материалами, неизбежно ведет к успеху и удовольствию от занятия!

Живопись акварелью привлекает всё больше начинающих художников. Многие из них утверждают, что стоит лишь начать заниматься ею, как потом трудно оторваться от этого увлекательного процесса. К тому же, акварель позволяет быстро достигнуть ощутимого результата и увидеть плоды своего творчества. У неё есть еще одна особенность: опытные художники говорят, что 50% успеха в акварельной живописи зависит от выбранного материала: бумаги, красок, кистей. Рассмотрим виды материалов и выясним, какие из них стоит предпочесть начинающему художнику.

Бумага

Бумага - один из важнейших материалов для живописи акварелью. От её качества, плотности, водонепроницаемости, рельефа зависит то, какой получится картина. Современная промышленность выпускает бумагу как из древесины, так и из текстильных волокон. Бумага из хлопка более качественная, но и более дорогая. Если она на 100% состоит из хлопка, то считается наиболее качественной.Также есть состав бумаги из 100% льна, на такой бумаге легко вносить правки.

Для того чтобы бумага выдерживала обильное смачивание и не коробилась, выпускают разновидность её с проклейкой. Особо качественную бумагу отличает наличие рельефной маркировки и водяных знаков.

Для живописи акварелью особенно подходит рельефная бумага. Её называют «зернистой» и делят на три типа: грубой зернистости, средней и гладкой.

Грубая зернистая бумага идеальна для крупных форматов, среднее зерно оптимальный вариант для всех видов работ, гладкое зерно для миниатюр.

Первое правило при приобретении бумаги для акварели – она не должна быть гладкой, а обязательно зернистой. Фактурная бумага создает зернистость.

Степень плотности бумаги – еще одно важное обстоятельство, которое нужно учитывать. Плотность определяется отношением массы, которая исчисляется в граммах, к площади, её измеряют в квадратных метрах. Чем больше граммов приходится на один квадратный метр – тем бумага плотнее. Наиболее плотная бумага – 250 г/м2 – 300 г/м2 и более. Чем плотнее бумага для акварели, тем лучше. Есть определённая закономерность при выборе бумаги разных форматов. Чем более крупный лист предстоит использовать, тем плотнее он должен быть.

Мы собрали для вас список акварельной бумаги, которая на наш взгляд лучше всего подходит для акварели. Но разновидности акварельной бумаги большое количество, в склейках, в отдельных листах, разной фактурности.

Чтобы делать обзор по акварельной бумаги, то нужна отдельная статья, а пока наш небольшой список, который поможет вам в начали пути:

  • акварельная бумага Canson Montval на 100% сделана из высококачественной целлюлозы. Бумага подходит для всех «мокрых» техник: акварели, гуаши, акриловой краски. Эти свойства делают эту бумагу особенно подходящей для новичков;
  • акварельная бумага Canson Moilin du Roy создана из 100% хлопка естественно белого цвета. Акварельные пигменты на такой бумаге хорошо сохраняются и выглядят ярче. Moulin du Roy не содержит кислот и отбеливающих веществ, что обеспечивает ей прочность и долговечность;
  • акварельная бумага Arches, 100 % хлопок. У этой бумаги три типа поверхности: горячего литья (Satin), Бумага горячего литья (Satin), Бумага горячего литья (Satin). Равномерное распределение волокон делает бумагу наиболее устойчивой к деформации. Это позволяет акварели равномерно распределяться на ней. Уникальная технология желатиновой пропитки, которая используется на акварельной бумаге Arches, позволяет выдерживать выскабливание и лучше всего сохранить яркость красок;
  • горячепрессованная акварельная бумага. Плотность – 300 г/м2. Производство фирмы «Fabriano»;
  • грубая акварельная бумага размером 56х76 см. Плотность 300 г/м2. Производство фирм «Saunders», «Cotman», «Fabriano».

В магазинах можно приобрести бумагу как в виде отдельных листов, так и в виде блоков или блокнотов. Преимущество блокнотов в том, что не нужно использовать планшет. А отдельные листы чаще всего предлагаются покупателям в папках, где они упакованы по определённому размеру и количеству. Самые распространенные размеры листов - от 20х30 до 40х50.

Кисти

Выбор кистей для акварели также имеет большое значение. От того, на какой разновидности вы остановитесь, зависит, будет ли мазок несколько размытым или более четким. Ну а вид мазка зависит от вашей творческой задачи.

Определяющим признаками классификации кистей для акварели являются их форма, размер и из какого ворса они сделаны. Кисти делают как из синтетического волоса, так и из натурального материала. Например, можно приобрети кисти из куньего или беличьего меха. Они отлично набирают воду и очень мягкие. Если намочить кисть из беличьего меха, даже если она очень толстая, все равно образуется очень тонкий кончик. Такая кисть отлично подходит и для рисования мелких деталей, и для покрытия краской больших пространств картины.
Колонковые кисти не набирают настолько много воды, как беличьи, они более «сухие», но и боле упругие. У них более жёсткий ворс. Работая с ними, мазок получается более четким, не таким размытым и менее «мокрым», чем мазок кистью из беличьего меха.

Набор кистей должен состоять из маленьких, крупных и средних кистей. По форме их разделяют на круглые и плоские.

Среди фирм-производителей материалов для акварели особым успехом пользуются кисти:

  • немецкой фирмы daVinci. Они разнообразны, на их изготовление идут наилучшие образцы ворса. Одни из самых популярных серий кистей этой фирмы - колонковые кисти MAESTRO;
  • фирмы Roubloff. Это отечественные производители, их кисти также отличаются высоким качеством.

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Акварельные краски

Разнообразие красок для акварели настолько велико, что сталкиваясь с выбором для своей палитры можно даже растеряться от их количества. Для начальной палитры лучше остановиться на нескольких из них, а потом постепенно добавлять и другие цвета.

Базовая палитра красок для акварели:

  • кадмий жёлтый,
  • охра светлая,
  • железо-окисная красная,
  • оранжевый,
  • кадмий красный (алая),
  • карминовая (краплак),
  • фиолетовая,
  • зелёная,
  • изумрудная,
  • ультрамарин,
  • ярко-голубая,
  • умбра жжёная.

Акварельные краски высокого качества выпускает фирма «Белые ночи». Они производятся в трёх наборах «Ленинград», «Санкт-Петербург». «Белые ночи».

Среди зарубежных производителей стоит обратить внимание на фирму «Ван Гог».

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Карандаш

С помощью обычного карандаша делаются наброски. Иногда им затушевываются тени. Тонкая карандашная линия может быть контуром акварельного рисунка. Для набросков подойдут карандаши HB или B. Главное его заточить.

Палитры

Палитры могут быть из пластика или фарфора. Пластиковые палитры более дешевы, но и не очень долговечны. Они со временем впитывают цвет, пользоваться ими становится затруднительно и нужно приобретать новую. Лучше воспользоваться и белой фарфоровой тарелкой. Чтобы цвет краски оказался для вас не сюрпризом на листе, то пробуйте краску на бумаге. На палитру удобно выдавливать краски из тюбиков. Следы красок, оставшиеся после мытья палитры, легко удаляются при помощи жидких моющих средств.

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Ластик

Ластики бывают твердыми и мягкими. Твердые ластики могут испортить бумагу, пользоваться ими нужно очень осторожно. Они отлично стирают линии карандаша и высохшие слои красок. Но всё-таки использовать их лучше только в случае крайней необходимости. Мягкие ластики бумагу портят меньше, их также используют для стирания линий карандашей.

Клячки - разновидность очень мягких, легко мнущихся ластиков. Они могут снять тон, удалить небольшое загрязнение на бумаге. Помимо своего прямого назначения клячки используются для снятия стресса, для этого их нужно просто помять в руках. Отлично помогает, если вдруг что-то получается не так, как хотелось бы. Нужно сделать небольшую паузу, помять клячку, и все будет отлично.

Надеемся, эти небольшие советы помогут вам быстрее освоить прекрасное искусство акварели!

Работа нашего преподавателя по акварели и скетчингу

Выбор материалов в изобразительном искусстве очень важен. Ведь от этого зависит результат работы художника. В первую очередь необходимо правильно подобрать бумагу для рисования , которая соответствует той или иной технике.

Бумага для графики

Хорошим вариантом для начинающих художников является ватман. Эта бумага универсальна, имеет почти гладкую, ровную структуру и достаточную плотность. Бумагу для рисования следует подбирать в соответствии с несколькими основными критериями: состав, плотность, фактура, способность к впитыванию (для карандашного рисунка это тоже немаловажно).

Итак, одно из важных свойств бумаги - это способность впитывать. Более подходящей по этому показателю является бумага с плотностью от 200 г/кв.м. Для карандашных зарисовок или эскизов можно позволить себе варианты с меньшей плотностью.

По фактуре различают бумагу: мелкозернистую («гладкое зерно» как результат горячего прессования), среднезернистую (получают методом холодного пресса), и крупнозернистую («грубое зерно», Торшон).

Фактура и зернистость бумаги определяет многие важные качества создаваемого рисунка. В первую очередь, это влияет на общий стиль произведения – крупнозернистая фактурная бумага создает ощущение объемности изображения, помимо этого, явно проявляющаяся текстура придает рисунку особый шарм и стиль.

Фактура влияет и на четкость штрихов. На гладкой или почти гладкой бумаге можно легко проработать мелкие детали, на бумаге с выраженной шероховатой поверхностью это окажется тяжёлой и бесперспективной задачей.

Если рисунок создаётся цветными карандашами, следует учитывать, что на бумаге с разной фактурой, пигмент может проявиться по-разному. В результате цвета будут более яркими или более тусклыми.

Качество бумаги несомненно определяется и её составом. В бумаге для графики важно процентное содержание целлюлозы или хлопка, нейтральный pH, отсутствие хлора и некоторые другие. Правильно подобранная бумага для рисования карандашом , которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, не только подарит удовольствие художнику, но и позволит ему в полной мере проявить свой талант и мастерство.

Бумага для акварели

Для живописи акварельными красками существует специальная бумага с одноимённым названием – акварельная. В отличии от обычной, акварельная бумага предназначена для намокания. Акварель – водорастворимая краска, и красящий пигмент в ней на 99% состоит из воды. Поэтому одним из важных качеств такой бумаги является ее способность сохранять свойства красочного пигмента в рисунке и не давать краске тускнеть с течением времени.

Как писал французский художник и автор знаменитой книги «Живопись и ее средства» Жан Жорж Вибер: «Для акварели бумага должна была бы изготовляться исключительно из тряпок с чистой (льняной) нитью и не должна отбеливаться ничем иным, кроме чистой воды, солнца и воздуха; но так бывает редко».

Вибер написал эти строки в 1870 году, с тех пор технологии шагнули далеко вперёд, но и сегодня настоящая акварельная бумага делается только из чистого хлопка, пропитывается желатином, не содержит кислот и имеет натуральную белизну без оптических отбеливателей. Лучшая бумага высокого качества изготавливается и отбраковывается только вручную.

Но, конечно же, есть и массово выпускаемая фабричная акварельная бумага высокого качества. Сегодня в состав хорошей акварельной бумаги непременно входит натуральный хлопок. Добавление хлопка придает бумаге свойства ткани - она хорошо впитывает воду, хорошо подсыхает, держит цвет и не коробится.

Для того, чтобы акварельная бумага хорошо впитывала влагу и пигменты и при этом сохраняла прочность и интенсивность цветов, бумагу проклеивают, т.е. добавляют специальные гидрофобные вещества в бумажную массу или на поверхность уже готового листа.

Также различают виды акварельной бумаги по текстуре: гладкая или фактурная. Как и графике, фактурная бумага придает оптический эффект объемности.

Бумага для пастели и гуаши

Бумага для пастели обычно очень плотная, имеет тисненую поверхность и бывает разных цветов. Пастели необходима именно фактурная поверхность, которая обладает свойствами удерживать пигмент. На гладкой бумаге частицы материала будут просто соскальзывать.

Можно выделить три наиболее распространённых типа бумаги для пастели: пастельная доска из мельчайших частиц пробки; наждачная бумага в листах большого формата; бархатная бумага, которая имеет бархатистую поверхность и позволяет смягчать пастельные штрихи. Эти виды бумаг делают стирание пастели почти невозможным.

Для живописи гуашью подойдет ватман. Гуашь не настолько жидкие краски как акварель и плотности ватмана будет вполне достаточно.

Многие люди любят посещать картинные галереи и выставки, знакомиться с произведениями искусства в интернете. Большинство из них даже не мечтает научиться рисовать так же. Другие же позволяют себе не только мечтать об этом, но и предпринимают первые шаги к освоению начальных навыков. Для художников современности существует огромное количество различных материалов. Сегодня речь пойдет о гуаши.

В наши дни эту краску часто воспринимают лишь как материал для детского творчества или декора. Однако профессиональные художники создают прекрасные и неповторимые картины гуашью. Пейзажи, особенно в сумерках и на рассвете, получаются великолепными.

Если вы хотите научиться рисовать, и у вас есть немного свободного времени, начните обучение в частной художественной школе. Уроки рисования гуашью можно также найти в глобальной сети, своим опытом на просторах интернета делятся многие профессионалы и любители. Эта статья предназначена для начинающих художников, она даст общее представление о гуаши, техниках рисования и особенностях работы с краской.

Что представляет собой гуашь?

В состав этой краски входят растертые пигменты, водно-клеевая основа и белила.

Картина гуашью может быть написана на бумаге, фанере, стекле, ткани - на эти материалы краска отлично кладется. Работа с гуашью удобна тем, что нет необходимости в приобретении различных вспомогательных средств: специальных разбавителей, ускорителей или замедлителей высыхания. Кроме того, у нее нет специфического запаха, при работе не нужно использовать растворитель, а внесение изменений в картину возможно даже по истечении какого-то времени.

Главное отличие гуаши от акварели в том, что акварель обычно накладывается в несколько слоев, поэтому с окончательным результатом можно играть. С гуашью же накладывание нескольких слоев краски не имеет смысла, ведь человеческий глаз на картине увидит только слой гуаши, нанесенный поверх остальных.

Уроки рисования гуашью. Как выбрать гуашь?

Существуют следующие виды гуаши:

  1. Художественная гуашь, для работы с которой в качестве поверхности подойдет акварельная и тонированная бумага. Краска представляет собой растертые пигменты с добавлением воды, белил и гуммиарабика.
  2. Плакатная гуашь отличается тем, что при ее производстве используется каолин вместо белил. Это делает краску плотнее, а нанесенные цвета ярче.
  3. Специальная гуашь для детского творчества в составе имеет клей ПВА, который заменяет собой более дорогой гуммиарабик. Такой состав позволяет краске высыхать быстрее, меньше осыпаться и истираться. С помощью детской гуаши можно рисовать на бумаге и фанере, на керамических изделиях и холсте без грунта.
  4. Акриловая гуашь применяется для росписи всех возможных поверхностей, при этом после высыхания она не смывается водой.

Секреты работы с гуашью

Для того чтобы картина гуашью получилась ничуть не хуже картины, нарисованной акварелью, необходимо соблюдать некоторые правила:


Для работы с гуашью плохо подходят слишком мягкие кисти. Для растушевок, фонов и заливок при работе влажной кистью отлично подойдут колонок, коза и синтетика.

Для объектов с текстурной поверхностью и при работе с объемным изображением лучше всего использовать сухую кисть со свиной щетиной.

Для изображения сложной структуры можно также пользоваться поролоновой губкой, специальными валиками и обычными бумажными салфетками вместо кисти. С их помощью можно добиться максимальной реалистичности, прорисовывая шероховатости керамических изделий или рисуя натюрморт.

Как создать фон для гуаши?

Для прорисовки фона используется два метода:


Техники гуашевой живописи

Можно использовать различные методы живописи, рисуя картины гуашью. Для начинающих подойдут следующие техники:

Пошаговое написание картины гуашью

Разберем на несложном примере, как рисовать картины гуашью. Поэтапно будем выполнять один шаг за другим для того, чтобы нарисовать дерево:

  1. Поскольку мы планируем нарисовать дерево в зимний день, то для начала
    напишем фон снега и неба. В месте, где планируете нарисовать дерево, советуем выделить небо более ярким цветом, так как на его фоне должны хорошо проглядывать припорошенные снегом белые ветки.
  2. После высыхания фона простым карандашом или сразу краской темного оттенка нарисуем дерево с ветвями.
  3. Продолжаем работать над деревом: рисуем коричневые ветки у ствола и белые тоненькие веточки на концах.
  4. После этого необходимо детализировать само дерево и белые ветки.
  5. Поскольку сам по себе фон неба и снега смотрится скучновато, вводим Можно, к примеру, добавить в фон немного светло-розового, сиреневого или персикового оттенка. Это оживит наш рисунок и сделает его интереснее.

Как видите, написать такую несложную картину может и не очень опытный художник. Нужно лишь иметь под рукой краску, листок бумаги, кисть, воду и, конечно, сильное желание научиться рисовать.


Top