Как танцевать танго? Возможно ли это и кому подходит? Делаем первые шаги в танго (фото, видео-уроки) Аргентинское танго шаги учиться танцевать.

Танго – это магия, превращающая мужчину и женщину на недолгое время, пока звучит музыка, в единое целое. Этот ритм как нельзя лучше подходит для того, чтобы продемонстрировать всему миру, насколько хорошая вы ПАРА. В этой статье мы расскажем и покажем как жениху и невесте самостоятельно в домашних условиях поставить свадебное танго. Уже заинтересовались? Тогда читайте дальше…

В основном танго известно по своей европейской версии, искусственно переделанной под исполнение на соревнованиях по спортивному бальному танцу. К счастью, в последнее время аутентичное танго, родившееся в Аргентине, все больше завоёвывает популярность во всём мире и постепенно теснит «бальную» переделку. Мелодичность и чувственность настоящего аргентинского танго замечательно подходят для использования в свадебном танце молодожёнов.

Перед началом обучения не поленитесь немного почитать:

  • Про аргентинское танго – http://tango-beregovo.blogspot.com/2016/02/blog-post_40.html
  • Про его историю – http://tango-beregovo.blogspot.com/2016/02/blog-post_83.html
  • Про его музыку – http://tango-beregovo.blogspot.com/2016/02/blog-post_48.html

Многих людей танго «зацепило» после просмотра голливудской картины «Запах женщины». В фильме есть красивый и трогательный эпизод, где главный герой (ослепший военный) танцует с симпатичной девушкой танго («Por Una Cabeza»). Под эту же мелодию известный всем «терминатор всех времён и народов» неожиданно для своих габаритов красиво и элегантно ведёт свою партнёршу в кинокартине «Правдивая ложь».

Для того, чтобы попытаться «словить» ощущение и шарм аргентинского танго, рекомендуем посмотреть фильмы «Танго» Карлоса Сауры и «Уроки танго» Салли Поттер.

Предлагаемый эстрадный номер создан по мотивам танцевального фрагмента из фильма «Запах женщины». Несмотря на кажущуюся сложность, номер сравнительно легко осваивается. Достаточно лишь понять, и качественно отработать несколько ключевых моментов. И побольше практики, само собой!

Кстати, первоисточник (танго из «Запаха женщины») отрабатывался актерами несколько месяцев! Так что практика, практика и ещё раз практика! Однако профессионально исполненный свадебный танец того стоит.

О танцевальных шагах танго

Этот танец, в отличие от почти всех остальных, не подчиняется жесткому ритму. В предлагаемом номере есть как быстрые, так и медленные фрагменты. Танго больше танцуется под мелодию, а не ударник. Особенно хорошо это заметно во время исполнения первого и второго куплетов, где танцоры следуют за мелодией скрипки. Поэтому в танго нужно вслушиваться, чтобы почувствовать мелодию и «спеть» её ногами и телом партнёрши.

Внимательно просмотрите замедленный вариант видео и вслушайтесь в акценты. Постановщики старались максимально обыграть фигурами танго красоту мелодии.

Вот первый дубль с подробным разбором всей композиции:

Вот эта же композиция, но только разобранная с другой партнёршей:

Третий дубль:

Он же, но в замедленном воспроизведении:

Ещё один разбор схемы:

Как видите, освоить аргентинское танго оказалось по силам дамам самых разных возрастов. Главное – практика!
Обратите внимание на основные моменты номера. Вы можете совсем не знать основ аргентинского танго, но, если аккуратно выполните наши рекомендации – ваш танец будет выглядеть профессионально!

О музыкальном сопровождении

Танцевальный номер был поставлен на композицию «Por Una Cabeza». Мелодия сама по себе небыстрая. Однако, если поискать, можно подобрать варианты исполнения как помедленнее , так и побыстрее .

В крайнем случае, можно самостоятельно или с помощью специалистов чуть замедлить музыкальное сопровождение для свадебного танца.

О позициях в представленной композиции

В танго применяются дальние и ближние позиции.

Если бы Вам удалось станцевать весь номер в ближней позиции – это было бы замечательно! Но это сложно, так что постановщики оставили в танце лишь несколько обязательных моментов, требующих ближней позиции. Во всех остальных фигурах уместна дальняя позиция.

Однако в ней следует постоянно поддерживать виртуальный контакт в корпусах. Это значит, что грудные клетки партнёра и партнёрши постоянно должны быть направлены друг на друга.

На что следует обратить внимание при разучивании композиции

Первый куплет

  1. Уже при подходе партнёров друг к другу нужно установить контакт в корпусах.
  2. Когда молодожёны становятся в пару, обнять друг друга нужно неторопливо и красиво.
  3. Поскольку музыка куплета сравнительно медленная, желательно пользоваться ближней позицией.
  4. Первую проходку и партнёр, и дама начинают лицом с левой ноги.
  5. Вторую - с правой.
  6. Партнёр помогает даме исполнить шаги с поворотом для красивого раскрытия пары.
  7. Для быстрого закрытия партнёр аккуратно тянет даму на себя (ни в коем случае не рывком!).

Припев

  1. Начинается с открытой позиции. В ней партнёры должны быть полуоткрыты к зрителям корпусом и ступнями.
  2. Когда партнёр вращает даму, желательно делать это не руками, а всем корпусом.
  3. Первый раз партнёр останавливает шаги партнёрши назад с вращением (фигура называется «очо назад») своей ступней (фигура называется «сандвич»).
  4. Синхронный обход партнёров друг вокруг друга можно заменить обходом дамы вокруг партнера.
  5. После обхода партнёр останавливает «очо назад» партнёрши не ступней, а бедром.
  6. Самая красивая комбинация припева (так называемый «диалог в ногах») требует серьёзной отработки. Только тогда она станет действительно красивой!

Второй куплет

  1. Партнёр двумя руками помогает даме выйти ей на исходную позицию.
  2. При движении в открытой позиции не забывайте об ориентации корпусов пары. Пара должна быть только полуоткрыта к зрителям, при сохранении надёжного контакта друг с другом.
  3. При движении партнёров по кругу необходимо сохранить виртуальный контакт в корпусах.
  4. При исполнения танго-выпада (позы) у партнёрши ноги и бедра должны двигаться быстрее корпуса. Так достигается большая амплитуда и зрелищность исполнения. Чтобы этого было легче достигнуть, партнёр подаёт свою левую ногу к партнёрше. А дама должна своей правой ногой как бы к ней «приклеиться». Тогда партнёр, сделав шаг назад, увлечёт за собой даму в красивую и характерную позу. Но не нужно делать выпад чрезмерно длинным и глубоким.
  5. Дело в том, что сразу после выпада паре нужно выполнить раскрытие. Партнёру нужно помочь даме выйти из позы и повернуться.

Второй припев

  1. По исполнению ничем не отличается от первого. Единственное отличие – во время «диалога» в ногах музыка замедляется. Соответственно нужно будет притормозить и исполнение движений.
  2. Заканчивается номер танго-выпадом. Его можно сделать низким и глубоким. Стойте в позе всё время пока продолжаются аплодисменты. Снимать позу следует лишь тогда, когда хлопки становятся реже.
  3. Обязательно отработайте поклон пары после окончания номера. Так вы будете выглядеть профессиональнее.

Замечания по поводу одежды и обуви

Для невесты

Танго и длинная юбка несовместимы. Приготовьте заранее отдельный наряд для выступления (никакого мини!). Характерная юбка для танго должна быть скроена по бедрам. В ней обязательны разрезы, позволяющие делать выпад и открытие. Сделайте длинную юбку подвенечного наряда съемной.

Позаботьтесь заранее о сменных туфлях для танца. Подбирайте не «модельный» вариант обуви (никаких длинных носов!), а купите качественные танцевальные туфельки. Они удобны, элегантны и выглядят не хуже модельной обуви.

Для жениха

Пиджак для исполнителя танго кроится так, чтобы при поднятии рук плечи одежды не задирались. Если ваша одежда пошита не так, выступайте без пиджака (в рубашке, жилете).

Никаких туфель с длинным носом! Подберите себе удобную классическую обувь, желательно специально пошитую для танцев.

Вы должны репетировать в той обуви, в которой будете танцевать. Это необходимо, чтобы Ваши ноги успеть привыкнуть к танцевальной обувке.

Воздержитесь от расхожих танго штампов (роза в зубах, шляпа у партнёра) при исполнения свадебного танца. Для того чтобы не выглядеть смешно при использовании предметов, нужна длительная предварительная тренировка.

Примеры свадебного танго из Сети. Учитесь на чужих ошибках, не делайте своих!

Оказывается «Por Una Cabeza» весьма популярная мелодия для свадебного танца! Однако молодожены часто делают ошибки, «замахнувшись» на столь непростую и «обязывающую» мелодию:

Постановка элементарная, но чувствуется, что молодые недостаточно подготовились к выступлению. Туфли партнёра просто «убивают» наповал…

А здесь партнёрша «отличилась». В длинном платье танцевать такое танго нельзя!

Самый приятный вариант. Ребятам бы ещё немного практики – и было бы всё просто замечательно!

Сравните уровни «конкурентов» – и принимайтесь за репетиции! Станцевать предложенный танец красиво на собственной свадьбе вполне вам по силам!

Я очень люблю танцевать и всегда хотела научиться танцевать танго.

В те далекие времена, когда я ходила на бальные танцы, мне казалось, что танго – это очень и очень сложный танец. Мы учили, под каким углом ставить стопы, шаги наискосок, схемы шагов вроде “медленно, медленно, быстро быстро медленно, быстро быстро”. В общем, складывалось впечатление, что потанцевать танго в обычной жизни просто нереально и только профессионалам это доступно.


Чем танго выгодно отличается от других танцев?

Самба, мамба, сальса – довольно быстрые танцы. Это уже определенная сложность. Там есть работа бедер, чему надо подучиться. В самбе шаги пружинящие, и это определенная нагрузка на колени. В джайве надо вообще здорово попрыгать. Вальс красивый танец, но вряд ли без предварительной подготовки можно его взять и станцевать. Ча-ча-ча, румба – сложная схема шагов (в румбе на 4, 2 и 3), работа бедер… И любой из этих танцев требует определенной физической формы.

То ли дело танго! В танго можно танцевать так медленно, как вам хочется. Шаги можно выполнять примерно также, как вы ходите в жизни (только попадая в “раз, два, три, четыре”, конечно)). Работы бедер особой нет. Руки как не поставь – все правильно. Главное, чтобы с харизмой движения выполнять))

Единственная загвоздка – если у вас этой самой харизмы нет, то и демонстрировать нечего. Танго не для вас)) Лучше просто потопчитесь как обычно под медляк.

Просматривая танцы из фильмов, я поняла о танго следующее :

1. В танго не бывает ошибок! Если танцевать с этой установкой, то задача не кажется сложной изначально. Танго – это игра.

2. Забудьте про схемы “медленно, медленно, быстро быстро медленно”. Если вы способны посчитать под музыку “раз, два, три, четыре” и способны переставлять ноги под этот счет, значит, вы уже не потеряны для общества))

3. В танго не нужно никуда спешить. Можно шагать через счет – на раз, и на три. Можно вообще многозначительно стоять на месте целый такт.

4. Очень хорошо, если есть цветок, который можно взять в зубы:) и передавать друг другу или которым мужчина может провести по лицу партнерши. Или по области декольте…



Что требуется от мужчины в танце:

1. Смотреть в упор на партнершу, наклонив голову в ее сторону. Демонстрировать свою мужскую харизму – женщинам это нравится))

2. Многозначительно стоять на месте, поддерживая партнершу, пока она делает выпад или поворот))

3. Отпускать партнершу и притягивать обратно к себе – нежно или более резким движением.

4. Помогать поворачиваться.

5. Наклонять в разные стороны (а во время наклона можно склониться к ее декольте))

6. Закидывать ногу партнерши на себя и тащить по ее танцполу.

7. Переставлять ноги под музыку))

Для продвинутых: очень здорово, если вы будете давать почувствовать женщине, в какую сторону собираетесь ее вести дальше. Так она будет более расслаблена и ваш танец будет выглядеть очень гармонично.



Что требуется от женщины:

1. Расслабиться, полностью подчиниться партнеру и переставлять ноги в том направлении, куда он ведет.

2. Наклоняться, выполнять повороты, делать выпады в сторону и назад.

3. Уходить и возвращаться.



Самые простые шаги

1. Проще всего начинать учиться двигаться бок о бок лицом к лицу. Так ноги партнеров не мешают друг другу))

2. Шаги вперед, назад, в сторону, лицом друг к другу или глядя в одном направлении (женщина спиной к мужчине).

История танго началась с Аргентины. Вначале страстный танец исполнялся только чернокожими мужчинами в барах, тавернах, различных увеселительных заведениях. Это была настоящая дуэль за сердце прекрасной дамы. Именно ей предстояло выбирать самого интересного, ловкого танцора. Но уже к концу 19 века его популярность растет. В Буэнос-Айресе он очень полюбился эмигрантам, а затем всему миру. В наше время это уже парный танец, где ведет партнер, а партнерша, едва сдерживая страсть, следует за ним.

Первые шаги в танго

Сейчас аргентинскому танго может научиться любой желающий. Видео уроки аргентинского танго для начинающих помогут вам сделать первые шаги в освоении красивого, свежего, экспрессивного танца. Это, несомненно, танец сердца, любви и смерти. Даже приглашают на него не иначе, как взглядом, а если дама отвела от кавалера глаза, то это уже расценивается как отказ.

Уроки аргентинского танго для начинающих – подробное и замечательное видео, где опытные хореографы, профессионалы покажут все базовые шаги и связки, которые помогут изобразить любое настроение и чувство при помощи танца. Они помогут научиться правильно слушать музыку, следовать ей, грамотно выдерживать стиль, расскажут обо всех особенностях исполнения.

Экспрессия и страсть

Самая важная часть аргентинского воплощения любви – эмоции, чувства, страсть, которая не выходит наружу, а бурлит где-то внутри. Такая скрытая экспрессия заставляет исполнителя находиться на самом острие чувственного.

Видео танца аргентинское танго расскажет о том, как правильно выразить ваше мироощущение, научиться импровизировать. Ведь это не точные шаги, выверенные схемы, а настоящий спектакль. Это не просто танец, а целая маленькая жизнь, прожитая за несколько минут.

Несомненно, аргентинское танго для начинающих не представляет особой большой сложности. Научиться может абсолютно любой, главное слушать себя, свои ощущения, чувства, гармонично контактировать с партнером, понимать друг друга.

Неизменные атрибуты танца

Существует определенный неизменный стиль, идеально подходящий для темпераментного исполнения. Чтобы начать танцевать танец страсти необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

  1. Обувь;
  2. Одежда;
  3. Музыка.

Обувь для аргентинского танго должна отличаться комфортом и удобством, но при этом быть изящной и красивой. Для женщин это утонченные босоножки на тонком каблуке. Цвет может быть любым, желательно ярким. А для мужчин подойдут элегантные лакированные штиблеты.

Одежда для аргентинского танго – красивое узкое платье, часто с открытой спиной, обязательным разрезом на боку. Оно не должно сковывать ваши движения и выглядеть в нем вы будете сногсшибательно. Тут также любят яркие расцветки, особенно актуален красный цвет. У партнера должна присутствовать неизменная фетровая шляпа. Можно дополнить образ подтяжками.

И, конечно же, большую роль играет выбор музыки. Люди часто интересуются, как называется гармоника для аргентинского танго? Это изначально бандонеона, которой может сопутствовать целый оркестр, где присутствуют различные инструменты:

  1. Гитара;
  2. Пианино;
  3. Контрабас;
  4. Флейта;
  5. Скрипка.

Эта музыка пользуется в наше время большой популярностью, ее часто можно услышать в фигурном катании, синхронном плавание, гимнастике.

Красивый танец исполняется повсеместно: на специальных площадках, сценах, на фестивалях, соревнованиях, в клубах. Оно имеет множество вариаций. Чтобы научиться его танцевать необязательно знать большое количество фигур, главное, чтобы стиль и техника отличались безупречностью, а движения были музыкальными. Упражнения для аргентинского танго можно посмотреть и начать танцевать уже сейчас.

Как научиться танцевать танго?

Для начала окунемся в историю и посмотрим, откуда к нам пришел этот яркий танец. Родина танго – Аргентина, именно там танго получил широкое распространение. Тем не менее, не все знают, что зародился этот танец среди африканских поселений в Буэнос-Айресе. Итак, как научиться танцевать танго?

Музыка для танго

Для того, чтобы научиться танцевать танго, в первую очередь нужно усвоить ритм танца. Какую именно музыку выбрать для обучения, решать вам. Подойдет любая мелодия с четким, постоянным ритмом.

Основные шаги

Шаги – основной элемент большинства движений танго. Первым делом нужно научиться делать шаг на каждую сильную долю музыки. Сильные доли мелодии должны чередоваться с интервалом примерно в одну секунду. Начните практиковаться в темпе: медленно-медленно. Затем переходите к классической форме танго, где два быстрых шага чередуются с одним медленным. Быстрые шаги должны попадать в сильные доли музыки.

Для тренировок используйте свою собственную комнату. Двигайтесь вдоль периметра по очереди сначала по, а затем против часовой стрелки. Движение по краю танцпола – основное для этого танца.

Чтобы избежать столкновения с другими парами во время танца, направление движения меняется на противоположное. Также допускается пересечение центральной зоны с последующим возвращением обратно на линию танца. Вы также можете разместить на своем пути препятствия и пробовать обходить их, меняя направление.

Положение ног в танго определяется тем, что вы ставите ногу сначала на носок, при этом ноги следует выпрямлять больше обычного. Это придает движениям ощущение скольжения по поверхности. Для тренировки мускулатуры вы можете практиковать ходьбу на носках, но в танце этого лучше не делать.

При движении назад, поверните голову в бок, чтобы лучше ориентироваться. При этом женщины поворачивают голову вправо, а мужчины – влево. Следите за тем, чтобы вес тела всегда был смещен немного вперед, а шаг начинался с передней части стопы.

Фигуры танго

После того, как основной шаг освоен, можно приступить к изучению фигур танго, причем их сочетание зависит от полета вашей фантазии и не ограничивается определенным алгоритмом.

Вот лишь некоторые виды шагов танго:

  • la Cadencia - два шага на месте
  • la Caza - второй шаг на месте после первого. В бальных понятиях данный шаг называется Chasse, что в переводе означает преследование.
  • Фигура las Cunitas позволяет огибать препятствия, при этом шаги делаются, слегка покачиваясь и постепенно поворачивая по или против часовой стрелки.
  • El Circulo – еще одна фигура, позволяющая красиво избежать столкновения с другими парами. Принцип тот же самый, постепенно поворачивайтесь, вышагивая, и таким образом, сформируйте круг.
  • Salida – это фигура из шагов в виде буквы U. Также различают фигуру из шагов в виде буквы L.

Для того, чтобы освоить все фигуры, запаситесь терпением и наслаждайтесь каждым моментом обучения танго, чтобы потом развить свою собственную композицию танца.

Более сложные элементы являются сочетанием нескольких простых. Сочетайте и комбинируйте различные элементы танго. Делайте шаги на месте, серии шагов в одном направлении с резким поворотом на 180 или 360 градусов, меняйте длину шагов.

Танго – это парный танец, если у вас не с кем тренироваться, представьте себе невидимого партнера, следите за руками и осанкой. Эмоции и страсть – неотъемлемые части образа танцора. Стремитесь выразить свое настроение и чувства через движения своего тела.

Как танцевать танго, какие шаги и стили использовать решать именно вам. Не бойтесь экспериментов и посмотрите видео, как танцевать танго, чтобы закрепить результат.

Танго появилось в Аргентине в конце XIX века. Оно родилось из смеси местных ритмов «милонга» и музыки европейских иммигрантов, звучавшей в портовых кабачках Буэнос-Айреса. В начале XX века танго попало в Европу, где произвело фурор в модных салонах. В то же время этот танец был признан непристойным католической церковью и запрещен архиепископом Парижа.

Никакой другой танец не обладает таким четко выраженным ритмом. Кроме того, пе-ременный медленно-быстрый ритм танго позволяет танцору контролировать свое тело и вследствие этого элегантно перемещать центр тяжести. Чтобы хорошо танцевать танго, считайте шаги следующим образом: медленная часть длится два такта, быстрая — один.


Движение вперед

Движение вперед — главная фигура танго. Движение ног выучить легко, при единственном условии: хорошо считать — медлен-но, медленно, быстро, быстро, медленно. Считайте вслух, медленная часть должна быть в два раза длиннее быстрой. Когда вы движетесь вперед, шагайте с каблука. По-мните, что вы не должны опираться на ногу, заштрихованную на схеме.


Партнер:

1. Левой ногой сделайте шаг вперед (медленно).

2. Правой ногой сделайте шаг вперед (медленно).

3. Левой ногой сделайте шаг вперед (быстро).

4. Правой ногой сделайте шаг вправо (быстро).

5. Приставьте левую ногу к правой, не перенося вес на левую ногу, и выдержите паузу (медленно).


Партнерша:

1. Правой ногой сделайте шаг назад (медленно).

2. Левой ногой сделайте шаг назад (медленно).

3. Правой ногой сделайте шаг назад (быстро).

4. Левой ногой сделайте шаг влево (быстро).


Top