Китайская рок группа. Nine Treasures - китайская фолк-метал группа

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.

Добрый вечер. Сегодня наш полет за рок музыкой пройдет в Поднебесную…

Рок-музыка пришла в Китай в 1980-ых и активно развивалась под действие рок- движения США, а также под влиянием традиционной музыки Китая. Первое течение, получившее название Северо-западный ветер (1980-ые годы), дало начало китайскому року в целом. Направление задали две песни – “Синьтянью” и “Ничего за душой” (1984). Второй трек исполнял Cui Jian, и в нём смешались рок-музыка и элементы традиционной музыки Китая. Именно на таком сочетании жанров рок- музыка Китая строится и по сей день.

Отец китайского рока Cui Jian

Рождение, расцвет и закат Китайского рока (1984-1994 гг.). Песня “Ничего за душой” Cui Jian (1984) – это, по сути, рождение китайского рока. В постреволюционный Китай эта песня привнесла полностью новый дух, сочетающий индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Для молодого поколения она стала символом разочарования в отношении реалий китайского общества, отражением сложных политических и культурных процессов. Старшее поколение восприняло песню, скорее, как символ невыполненных обещаний правящего режима. Кстати, до 1990-го года китайские рок-исполнители не выпускали свои песни, а давали концерты в “клубах”, это было связано с жестким идеологическим напором текущего режима.

Промежуток между 1988-м и 1993-м стал периодом расцвета рок-движения в Китае, и, пожалуй, одна из самых ярких групп этого времени – это Tang Dynasty, которая является первой группой в Китае в жанре хэви-метал.


Китайская heavy-metal группа Tang Dynasty

1994 год ознаменовал спад рок-движения, что было связано с жесткими рамками коммунистической партии, которая установила цензуру и ограничение рока, так как он раскрепощает молодежь и дает ложные ориентиры. Но и в этот тяжелый период были группы, которые или приспособились под рамки и перешли в жанр кантро-поп, или такие как Хэ Юн, активно сопротивляющиеся тем правилам и исполняющим музыку в стиле панк, ска, метал.

По сути, новый виток развития китайского рока случился в 2003 году при совместном концерте Cui Jian с The Rolling Stones. Этот концерт открыл китайский рок всему миру. С этого момента в Китае пошло активное развитие рок-музыки в жанре пост-панк, а также известность и популярность стали набирать стили visual key и готик-рок. На данный момент времени рок-музыка в Китае – это не основное, но развивающиеся направление.

Статью подготовил

Денис Бояринов

Лидер заслуженной китайской рок-группы P.K. 14 Ян Хайсонг рассказал о том, как трудно было рокеру в Нанкине и чем он обязан Виктору Цою


Рок в Китае называют «яогунь» - yaogun, и появился он не так давно - в 1986-м, когда певец Цуй Цзянь, местный Боб Дилан и Джон Леннон в одном лице, исполнил знаменитую песню «Ничего нет» , ставшую гимном студенческих волнений конца восьмидесятых. Кстати, Цуй Цзяня можно назвать и китайским Цоем, потому что по отцу он - кореец.

Заслуженная китайская группа P.K. 14, собравшаяся в 1987-м, играет рок, похожий на русский и чем-то обязанный Виктору Цою. Несмотря на то что молодые китайские музыканты почти поголовно переключились на английский, для участников P.K. 14 по-прежнему важно в песнях послание - тексты, которые лидер и вокалист группы Ян Хайсонг, в жизни похожий на тихого учителя географии, кричит на мандаринском языке. Для его поколения, нынешних 30-летних и 40-летних, рок был верой, которую они не могут предать. Познакомившись с Яном Хайсонгом во время фестиваля Vladivostok Rocks , ДЕНИС БОЯРИНОВ записал его рассказ о новом альбоме «1984», записанном P.K. 14 со знаменитым саунд-продюсером Стивом Альбини, и о прошлом и настоящем яогуня. Судя по его рассказу, у китайского рока и русского времен его расцвета в 1980-х очень много общего.

Первая волна рок-музыки поднялась в Пекине и Шанхае в начале 1980-х. Стали появляться китайские группы, которые были преимущественно хеви-металлические. Я начал слушать китайский рок где-то в 1983-м - тогда мне было 20 лет. Я ловил эти группы на радио. Тогда же стали появляться кассеты, на которых записывались западные группы. Кассеты были дешевы, и на них можно было найти любую музыку. Они расходились из рук в руки. Мы многому научились благодаря этим кассетам.

Когда я начал играть на гитаре, я стал играть шестидесятнический рок - музыку хиппи, потом перешел к панку - Clash и Ramones . Группу P.K. 14 я основал, чтобы играть только постпанк - в стиле Joy Division , Cure , Siouxs ie and the Banshees и Bauhaus .

Мой партнер по группе - басист А Донг переехал в Нанкин в 1986-м и основал там свою группу Shit Dog - они играли злой хардкор. P.K. 14 и Shit Dog были самые большие рок-группы в Нанкине, хотя мы, конечно, были и остаемся в андеграунде. Когда группа А Донга распалась, мы стали играть вместе.

P.K. 14 - «Behind All Ruptures»


Власти Китая никогда не приветствовали рок-музыку. В 1980-е она существовала на полулегальных условиях. Но для моего поколения рок был как религия. Рок-музыка - это была возможность оказаться в другом мире, абсолютно противоположном тому, в котором живет большинство китайцев. Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире. Они сидели целыми днями, запершись дома, и играли на гитарах. Пропускали мимо ушей то, что им твердили учителя и родители. Все мои друзья, которые слушали рок, в свои 20 и 30 жили без работы. Они не смогли бы никуда устроиться, да и не хотели. Зарабатывали от случая к случаю. Жили впроголодь. Копили деньги на кассеты и CD . Это была трудная жизнь.

Когда мы начинали играть - в конце 1980-х - никаких рок-клубов в Нанкине не было. Мы играли в случайных барах. Всю аппаратуру приносили сами - инструменты, усилители, колонки, абсолютно все. Это был полный DIY (do-it-yourself . - Ред. ). Бывали такие истории, что мы успешно выступали и договаривались с владельцем выступить в следующую субботу. Приходили через неделю, а он нам говорил: нет, я передумал, мы не хотим тут никакого шума. Люди не покупают пиво из-за вашей музыки. Врал нам в лицо. Мы говорили - хорошо, разворачивались, нагруженные оборудованием, и уходили искать другой бар. Таких случаев было много. Выступали мы бесплатно - за вход денег не брали. Нам было трудно - поскольку в Нанкине музыкальная сцена не так развита, как в Пекине или Шанхае. Мы не могли найти человека, который бы стал нашим промоутером или директором. К тому же Нанкин - маленький город по китайским меркам, там живет около 8 миллионов человек.

Те, кто выбирал рок, отказывались жить в «нормальном» мире.

Сейчас дела в Китае с рок-музыкой стали намного лучше. Намного-намного. Сейчас в Пекине есть уже где-то около десятка площадок, которые специализируются только на рок-музыке: это бары, клубы или залы. В 2004-м P.K. 14 поехали в свой первый тур по Китаю; мы дали 21 концерт в разных городах - самых маленьких, даже не столицах провинций. В некоторых городах мы были первой рок-группой, которая приезжала с гастролью. С тех пор мы уже четырежды ездили с турами по Китаю, и с каждым разом городов в нашем расписании становится все больше. Скоро мы поедем в очередной тур с новым альбомом «1984» - в нем уже 32 города, в некоторых мы никогда прежде не были. Ситуация улучшается - появляются новые площадки, люди, которые ими занимаются, становятся более профессиональными. Все развивается, и очень быстро.

Стиву Альбини мы просто написали письмо. Потому что мы давно мечтали о том, чтобы нас записал Альбини. Мы большие поклонники его групп Shellac и Big Black .

Все наши предыдущие пластинки мы записали со шведским продюсером Хенриком Ойей, и эта тоже не исключение - мы доводили ее до ума в Швеции. Но нам очень хотелось поехать в Чикаго и реализовать мечту. Нас поддержал наш лейбл Maybe Mars , один из двух китайских рок-лейблов, - дал бюджет. Мы написали письмо, представились, узнали расценки - на ваши деньги это примерно 50 тысяч рублей за один день сессии. Согласовали график - это было самым трудным. Мы записались у Альбини за 5 дней. До этого он писал сольный альбом Ким Дил из Pixies . А после поехал в тур с Shellac . Это было счастьем - работать с одним из лучших саунд-инженеров мира.

Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

В Китае большинство групп, особенно молодые, предпочитают английский. Их можно понять - это международный язык для рок-музыки. Я пишу и пою тексты на мандаринском. Так сложилось с самого начала - и это для нас естественный путь. Нам есть что сказать, что спеть и что прокричать - и мы хотим, чтобы нас понимали в нашей стране.

К тому же то, что мы поем на родном языке, совершенно не означает, что мы не будем поняты жителями других стран. Например, два моих любимых русских исполнителя - это группа «Кино» и Владимир Высоцкий, которые пели на русском. Может быть, я не понимаю все, о чем они поют, но я очень хорошо это чувствую.

Кроме того, у большинства китайских рок-групп плохой английский, просто ужасный. Они поют на Chinglish . Ни о чем. Отстой.

Многие люди в Китае считают, что мы исполняем политизированные песни. Но мы не выступаем в песнях с критикой коммунистической партии, мы поем о том, что нас окружает, - о повседневной реальности. Для нас все - политика.

Одна из наших самых известных песен, «This Red Bus» , была вдохновлена группой «Кино». Мой друг показал мне перевод песни «Электричка» - о том, что поезд везет меня туда, куда я не хочу. Я был невероятно восхищен этим образом - и написал свою песню примерно о том же.

Наш новый альбом называется «1984». Как книга Джорджа Оруэлла - и уже по названию можно понять, о чем этот альбом. Оруэлл нарисовал в своей книге мрачную картину будущего, но для нас в Китае «1984» - это самое настоящее.

Послушать альбомы P.K. 14 можно .

5 лучших новых китайских рок-групп по версии Яна Хайсонга

WangWen
Построк из Даляня.

8 Eye Spy
Ноу-вейв из Нанкина.

Carsick Cars
Нойз-рок из Пекина.

Из истории развития китайской музыки

Еще в I веке до н. э. в Китае было известно более 80 видов национальных музыкальных инструментов. Постепенно формировались основные виды традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.

Лучшими образцами древней классической музыки стали пьеса для циня (семиструнный щипковый инструмент) «Гуанлинсань», «Сюита из 18 частей для флейты хуцзя», пьеса для пипа (четырехструнная лютня) «Круговая засада», пьеса для духовых и струнных инструментов «Лунный свет и цветы на весенней реке» и др.


В 1919 году в китайскую музыку начали проникать европейские элементы . В 30 - 40 гг. китайские музыканты пишут народные произведения, например, сочиненное композитором Не Эром «Марш добровольцев» на слова Тянь Ханя сейчас является государственным гимном Китайской Народной Республики.

Появление оперы «Седая девушка» открыло новую эпоху в творчестве и развитии китайской оперы.

Регулярно проводились фестивали «Шанхайская весна», «Фестиваль музыки и цветов г. Гуанчжоу», «Пекинский фестиваль хоровой музыки», «Неделя музыки Северо-Востока Китая», «Неделя музыки Северного Китая», «Неделя музыки Северо-Запада Китая», «Музыкальный фестиваль города весны» (г. Куньмин), и другие.

Поскольку для китайцев очень важна гармония, правильность и равновесие.

Современная китайская музыка

Цуй Цзянь считается «отцом» китайского рока .

Китайский рок – это смесь традиционных китайских инструментов с драйвом современных . Как и во многих странах, рок пришел с Запада.

Дополнительное влияние оказал еще в начале 20 века - джаз, блюз.

Прорывом стало в 80-е появление металла (рок) Ozzy Osbourne, Rage Against the Machine и т. д.

Его популярность все больше росла на материке, и играло важную роль во время протестов Tiananmen 1989г. и борьбе с политикой правительства относительно цензуры, продаж и записи дисков.

На радиостанциях, контролируемых государством, рок музыкантов мало любили.

Северо-западный ветер (1980-е годы)

Китайский рок имеет истоки в xibeifeng (северо-западный ветер), который появился в поп-музыке материкового Китая. Новый стиль был вызван 2 песнями "Xintianyou" и "I Have Nothing". . Это было объединение быстрого западного ритма, агрессивной линией баса и сильными ударными.

В отличие от мягкого кантопопа (поп музыка на кантонском наречии) эти песни прозвучали как гром. Многие песни стиля "северо-западный ветер" были идеалистичны, резко политическими, пародиями на революционные коммунистические песни, как например, "Nanniwan" и "The Internationale". Они отразили недовольство молодежи существующей ситуацией в стране, а заодно и растущее влияние западногых идей индивидуализма, эгоцентризма.

Тюремные песни (1988-1989 гг.)

"Тюремные песни" стали популярны в 1988 и начале 1989, параллельно со стилем "северо-западный ветер".

Эта странная причуда появилась благодаря Chi Zhiqiang, кто написал стихи о проведенном им в тюрьме времени и соединил их с народными песнями все того же региона. Но в отличие от предыдущего стиля, тюремные песни были медленными, слезливыми, брали отрицательные примеры в качестве образца и часто использовали вульгаризмы, выражая цинизм и отчаяние.

Их нон-конформистские ценности видны в песнях "Мать очень бестолкова" и "Ни капли масла на тарелке".

Рождение китайского рока (1984)

Место рождения китайского рока было в Пекине , так как столица была больше всех политизирована и подвержена иностранному влиянию. Большинство в 80е годы выступало в маленьких барах и отелях. Музыка была исключительно среди университетской молодежи и богемы.

В конце 1989 и начале 1990 китайский рок стал мэнстримом, объединив тюремные песни и стиль "северо-западный ветер".
Весной 1989, песня "I Have Nothing" де-факто стала гимном студенческого протеста на площади Tiananmen.

Кроме того, в мае и июле того же года, выступили 3 известные китайские рок группы: Breathing (Huxi), Cobra, и Zang Tianshuo. Первые рок группы включали "Infallible" (Budaoweng), созданная Zang Tianshuo и Tang Dynasty (Tang Chao), вокалистом и ртм гитаристом Ding Wu, и возможно самые известные: "Black Panther" (Hei Bao), и изначально лидер китайской альтернативной музыки Dou Wei.

Расцвет китайского рока (1990-1993 гг.)

После Tiananmen демонстраций, рок стал неотъемлемой частью городской молодежной культуры . Его уход от маргинальности произошел 17 и 18 Февраля 1990 года, когда состоялся самый долгий концерт в самом большом концертном зале Пекина.

На нем выступили 6 рок групп, среди них группа Cui Jian - Ado и Tang Dynasty . Критерием отбора стала "оригинальность и новизна".

Китайский рок достиг пика творческого потенциала и популярности между 1990 и 1993 . Появились сотни рок групп, многие выступали постоянно. Но так как государство по-прежнему вычеркивало их из мероприятий и не показывало по центральным каналам, большинство выступлений проходило на андеграундных вечеринках.

Большинство рок музыкантов этого периода характеризуют: длинные волосы, черные кожаные куртки, джинсы, серебряные металлические узоры, и беззаботность хиппи. Рок оказал огромное влияние на интеллектуальный слой населения.

Но вместе с постепенным уходом от северо-западных корней, появилось чувство ностальгии и понимание как далеко ушел современный Китай от традиционной сельской культуры.

Закат китайского рока (1994)

С 1994 года, китайский рок в очередном упадке. Это только частично связано с неменяющимся отношением правительства и запретом на рок музыку. Наметился общий спад интереса к политизированным песням и книгам.

Людей стала больше интересовать рыночная экономика, повышение уровня жизни. Можно отметить, что к 2005 году, эта тенденция только усилилась, экономика Китая бурно развивается, и население больше заинтересовано в экономических реформах, чем в политических.

Возрождение китайского рока (2000 г. - наши дни)

В 2000-2004 на рок-сцене появились пост-панк и экстрим-метал, определённую популярность также приобрели Visual kei и готик-рок.

В 2004-2005 гг. группа «Beijing’s Joyside» провела свой первый концертный тур по городам Китая. В поездке их сопровождал американский режиссёр Кевин Фриц, проводивший съёмки своего фильма «Wasted Orient».

Сегодня, рок музыка встречается только в самом центре Пекина и имеет ограниченное влияние в обществе. Развитие китайского рока отличалось от западного, он так и не стал мэйнстримом. И его маргинальность скорее указывает на фундаментальные культурные, политические и социальные различия между Западом и Китаем.

Пекинская музыкальная школа «Миди» и музыкальный фестиваль «Миди»

Другим важным шагом в развитии китайского рока стала Пекинская музыкальная школа «Миди» .

Будучи основана в 1993 году Чжан Фанем, она стала первым учебным заведением в Китае , предлагающим программы обучения для исполнителей джаза и рок-музыки .

Фестиваль современной музыки «Миди», впервые проведённый в 1999 году , первоначально ограничивался рамками школы, но со временем развился в крупнейший рок-фестиваль Китая. Фестиваль проводится ежегодно, собирая до 80 тыс. зрителей и более 100 исполнителей.

Китайские рок группы

    1989

    « 阿修羅 » (а сю ло , кит. «Асура»)

    « 轮回 » (луньхуэй , кит. «Опять»)

    «AK-47»

    «Anodized»

    «Baboo»

    «Black Box»

    « 黑豹 » (хэй бао , кит. «Чёрная пантера»)

    « 腦濁 » (нао чжо , кит. «Сбой мозга»)

    «Carsick Cars»

    «Cavesluts»

    «CLIMAX»

    « 眼 镜蛇 » (яньцзиншэ , кит. «Кобра»)

    « 冷血 动物 » (лэнсюэ дунъу , кит. «Холоднокровные»)

    « 冷酷仙境 » (лэнку сяньцзин , кит. «Холодная сказочная страна»)

    « 子曰 » (цзыюэ , кит. «Конфуций говорит…»)

    «Dzap Dau Dau»

    « 秋天的虫子 » (цютянь дэ чунцзы , кит. «Осенние насекомые»)

    « 花儿 乐队 » (хуа юэдуй , кит. «Цветы»)

    « 青蛙 乐队 » (цинва юэдуй , кит. «Лягушки»)

    « 鲍家街 43 号 » (баоцзя цзе 43 хао , кит. «Улица Баоцзя, 43»)

    « 简迷离 » (цзяньмили , Gemini)

    « 挂在盒子上 » (гуа цзай хэцзы шан , кит. «Держаться за ящик»)

    « 幸福大街 » (синфу дайцзе , кит. «Счастливая авеню»)

    «…Huh!?»

    « 胡同拳 头 » (хутун цюаньтоу , кит. «Кулак Хутуна»)

    « 无限音 » (у сянь инь , кит. «Бесконечный звук»)

    «Joyside»

    « 交工樂隊 » (цзяо гун юэдуй , кит. «Группа трудового обмена»)

    « 左右 » (цзо ю , кит. «Лево и Право»)

    « 木 马 » («MUMA»)

    « 超 载 » (чаоцзай , кит. «Перегрузка»)

    « 与非 门 » (юйфэймэнь , «NAND»)

    « 新 裤子 » «» (синь куцзы , кит. «Новые брюки»)

    « 盘古 » («Pangu», иногда также - PunkGod)

    «Ping Pung»

    «PK14»

    «Proximity Butterfly»

    « 后海大 鲨鱼 » (кит. «Королевская акула»)

    « 反光 镜 » (фаньгуанцзин , кит. «Рефлектор»)

    « 废墟 » (фэйсюй , кит. «Руины»)

    « 二手玫瑰 » (эршоу мэйгуй , кит. «Роза секонд-хенда»)

    « 病蛹 » (бинъюн , кит. «Больные личинки»)

    « 银色灰尘 » (иньсэ хуэйчэнь , кит. «Серебряный пепел»)

    « 清醒 » (цинсин , кит. «Трезвые»)

    « 窒息 » (чжи си , кит. «Удушье»)

    « 春秋 » (чунь цю , кит. «Весна и осень»)

    « 超 级市场 » (чаоцзи шичан , кит. «Супермаркет»)

    « 唐朝 » (тан чао , кит. «Династия Тан»)

    « 麦田守望者 » (майтянь шоуванчжэ , кит. «Над пропастью во ржи»)

    «Total Maverick Decadence» (TMD)

    « 战斧 » (чжаньфу , кит. «Томагавк»)

    « 扭曲的机器 » (нюцюй дэ цзици , кит. «Скрученная машина»)

    « 什么 » (шэньмэ , кит. «Что?»)

    « 野孩子 » (е хайцзы , кит. «Дикие дети»)

Китай – это не только поднебесная страна. Для многих остается неизведанным, что там же зародился и китайский рок-н-ролл, впитав в себя дух американской культуры. Насытившись западными музыкальными творениями, на востоке взялись за современные, (не без включения традиционных китайских), инструменты и «вдарили рок в этой дыре».

Откуда дует ветер?

Такое явление, как «китайский рок» берет свое начало в музыкальном стиле «северо-западный ветер». Праотцами жанрового течения стали две композиции — «Синьтянью» (信天游) и «Ничего за душой» (一无所有). Они соединили в себе традиционные китайские мотивы, приправив их быстротой западного темпа, усилив ритм и включив агрессивные басовые партии.

Новое течение быстро приковало к себе внимание громким и напористым исполнением, которое сильно контрастировало с предшествующим ему стилем кантопоп. Также китайский рок стал музыкальным воплощением культового движения «поиск корней».

Композиции «северо-западного ветра» стали ярким отражением растущего в то время недовольства среди молодежи. Политический подтекст песен демонстрировал западную идеологию, направленную на самовыражение, к которому стремилось современное поколение.

В противовес «северо-западному ветру» в китайской культуре появляется новое направление – «тюремные песни». Причиной популярности этого течения послужила, накопленная усталость от чрезмерно официального стиля жизни и идеологизированной эстрады.

«Тюремные песни» в отличие от «северо-западного ветра» характеризуются более мелодичными и в какой-то степени жалобными композициями, пропитанные цинизмом и отчаянием, в которых во главе тематики стоит отрицание своей социальной роли.

Основными слушателями китайского рока, сочетавшего в себе «северо-восточные ветра» и «тюремные песни», были студенты и богемное общество.

Всему миру открыл этот музыкальный жанр — Цуй Цзянь, который выступил с The Rolling Stones в 2003 году.

Обратная сторона медали.

Течение китайского рока не ознаменовано ярко выраженными недостатками, ведь жанр напротив, стал гимном и основным вдохновителем молодежи. Поэтому основным минусом можно назвать угасание данного направления, на котором значительно сказалась цензура со стороны коммунистических партий, а также ограничение выступлений и запрет передачи такой музыки на телевидении.

«Перекрытый кислород» этому жанру послужил толчком к стремительному возвращению на сцену кантопопа, под который стали подстраиваться многие популярные рок-исполнители, дабы удовлетворить свои потребности в повышении дохода и уровня жизни.

Во главе жанра.

Одни из самых успешных исполнителей рок-индустрии, которым удалось продержаться на музыкальной сцене вплоть до 2014 года — Brain Failure . Их композиции содержали в себе примесь ска и панка, а тексты писались на английском языке, чтобы была возможность выразить то, что китайскому языку неподвластно.

Настоящим гимном китайского рока стала песня — «Ничего за душой», которую исполнил Цуй Цзянь , за счет чего музыкант и приобрел широкую известность. Трек стал «глотком свежего воздуха» для слушателей, ему удалось соединить воедино индивидуализм с прямым и открытым самовыражением. Вскоре он же стал символом разочарования, владевшего поколением молодой интеллигенции с его разрушенными иллюзиями. Цуй Цзяня нередко называли «отцом» данного жанра.

Tang Dynasty — этническая арт-рок и прог-метал группа, которую часто относят к первой волне хэви-метала в Китае.

Слушатели не раз отмечали, что музыка Tang Dynasty позволяет вернуться к древней китайской цивилизации. В творчестве коллектива преобладает сочетание прогрессивного рока, арт-рока и традиционных китайских вокальных техник с лирической поэзией.

Стоит отметить, что коллектив очень быстро получил звание главных представителей тяжелой музыки. В таком достижении немало важную роль сыграл их молниеносный гитарист Liu Yijun, известный как «Lao Wu».

И, наконец, Twisted Machine – пекинская группа, состоящая из четырех человек. Музыканты вдохновились творчеством Rage Against The Machine, поэтому дали себе созвучное имя — Twisted Machine и стали позиционировать себя как хардкор-команду.

Коллектив добился больших успехов у себя на родине, после чего лидер группы Ван Сяо принял решение покинуть коллектив по личным причинам. Ему на замену пришел Лян Лян, который стал новым «маяком» группы и повел Twisted Machine к новому стилю с чертами ню-метала и рэпкора.

Напоследок стоит отметить, Китай может славиться не только высокими горами, но и качественной и вполне развитой рок-музыкой, за плечами которой тернистый путь к существованию. Несмотря на все попытки «прижать» это течение и «перекрыть ему кислород», на сегодняшний день есть примеры коллективов, которые не поддались натиску своих противников.


Top