Полная характеристика чацкого горе от ума. Характеристика чацкого по произведению "горе от ума"
Характеристика героя
Чацкий Александр Андреич — молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот.
После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор.
Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности.
Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея».
Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи — она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» обеспечила автору, без всякого сомнения, подлинное бессмертие в веках. Главный герой произведения, Александр Андреевич Чацкий, и вовсе стал одним из самых неоднозначных и известных литературных «Золотого века» русской литературы. Именно о нём, открывающим целую галерею образов так называемых «лишних людей», ярчайшим представителем которой станет пушкинский Евгений Онегин, крайне неоднозначно отозвалась критика.
Рассказанная на страницах пьесы история прогрессивно настроенного молодого человека, столкнувшегося с непониманием со стороны консервативной аристократии, заключена Грибоедовым в традиционный межличностный любовный конфликт, который, впрочем, является лишь одной из самых поверхностных в комедии проблем.
Основной же конфликт, как уже было сказано, заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Стоит обратиться к небезызвестному факту, чтобы подтвердить это предположение: изначально искусный дипломат А.С. Грибоедов, создавший своё эпохальное произведение в годы развёртывания разного рода тайных организаций, объединивших передовых людей своего времени, назвал комедию «Горе уму».
Позже, в своих дневниках, он напишет: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Итак, вот и становится очевидным конфликт, который сам автор поставил, что называется, во главу угла: главный герой «Горя от ума» противопоставлен традиционному обществу, жизнь которого полностью пропиталась фальшью, глупостью; его ценности мизерны и пусты, оно отвергает всё новое, рациональное.
Александр Андреевич оказывается инородным телом в доме Фамусова . Его вина заключается в том, что он смело и прямо высказывает собственное мнение, идущее вразрез с порядками консервативной аристократии. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - замечает он в ответ на монолог Фамусова-старшего, советующего Чацкому заработать себе чин. Герою чужды нравы неискреннего и глупого «высшего света», где правит бал сомнительный этикет.
Чацкий же поразительно умён; его речь остроумна, остра и откровенна. И если поначалу это вызывает интерес, то позже, поняв, что сговориться с этим образованнейшим борцом за справедливость, за честность, за ум не удастся, общество отторгает героя, объявляя его сумасшедшим. В этом и заключается удивительный драматизм этой бессмертной комедии.
Для Александра Андреевича, вернувшегося в Москву спустя три года странствий по Европе и напитавшегося передовыми идеями того времени, становится особенно прозрачна картина жизни московского света. Он откровенно противится чинопочитанию, взяточничеству, протекционизму, царящим в сфере государственной службы.
Он приемлет лишь служение «делу, а не лицам» - и это вступает в противоречие с убеждениями представителей «века минувшего». Кроме того, герой выступает против крепостного права и даже рассказывает о передовом помещике, избавившем крестьян от бремени рабского труда. Этот внесценический герой, единожды лишь упоминающийся в повествовании, оказывается своего рода «двойником» Чацкого - и, увы, в рассказе о его судьбе Грибоедов предвосхищает исход деятельности самого главного героя: его считают чудаком и сторонятся.
Чацкий на всё имеет собственное мнение и - он готов его отстаивать. Этот открытый, искренний и преданный самому себе персонаж оценивает людей не по их положению в обществе, а по их действиям, внутренним качествам.
В обществе, в котором главный герой не видит абсолютно ничего положительного и приятного, его удерживает лишь любовь к Софье Фамусовой. При этом интересно, что сам Чацкий во многом ведёт себя эгоистично: он оставляет возлюбленную на несколько лет в одиночестве, не оставив предупреждения об отъезде, а затем возвращается совершенно неожиданно - и ведёт себя с героиней так, будто не было трёх лет разлуки.
Чацкий ошибочно считает мировосприятие Софьи близким к своему собственному, не понимая, что она, в отличие от него, не была обучена так же, как он, не напиталась вольнолюбивыми идеями. Наоборот, эта девушка, которая имела все шансы стать близкой Чацкому по духу - недаром она Софья, т.е. «мудрая» - погрязла в жизни московского света больше, чем кто-либо другой. Поэтому героиня с говорящим именем носит «консервативную» фамилию - Фамусова. Именно она обрекает Александра Андреевича на репутацию безумца.
Таким образом, Чацкий терпит поражение и на общественном, и на любовном фронте. Драма, горе персонажа заключаются не только в конфликте его убеждений с порядками жизни традиционно настроенной аристократии, но и в его абсолютной неспособности принять отличия в мировоззрении других людей, в непонимании мотивов чужих поступков и неприятии осознания собственных допущенных ошибок.
В комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" изображено общество дворян, воплощающее в себе черты отсталой, цепляющейся за минувшие порядки России. Этому фамусовскому обществу минувшего века противопоставлен молодой дворянин Чацкий Александр Андреич. Чацкий - яркий представитель молодого поколения России, одержавшей победу в Отечественной войне 1812 года.
Этот послевоенный период стал переломным для страны: незыблемые каноны самодержавия вдруг пошатнулись. Повеял свежий ветер перемен и принес в умы русского народа понимание никчемности правительства и всего общественного строя России. На этом общественно-политическом фоне свободомыслящие граждане страны объединяются в тайные кружки и общества. Появляются декабристы.
Молодой энергичный Чацкий и закоснелое фамусовское общество олицетворяют борьбу старой и новой России, молодого и старого поколения, отживающего общественно-политического строя и новых реформаторских веяний, вольнодумства. Чацкий - олицетворение человека нового времени, отличающегося от представителей уходящей эпохи трезвым складом ума и декабристскими взглядами.
Поскольку покойный отец Чацкого был другом Фамусова, Чацкий рос и воспитывался в семье Фамусова вместе с его дочерью Софьей. В пьесе отсутствует подробное описание взросления, учебы и странствований Чацкого. Из монологов Чацкого и других персонажей произведения можно сделать вывод, что он получил хорошее образование, славно пишет и переводит, занимаясь литературной деятельностью, побывал за границей и служил в русской армии. Трехлетнее пребывание за границей дало возможность Чацкому расширить свой кругозор, по-новому взглянуть на мир, приобрести новые знания. Однако Чацкий нисколько не кичится тем, что он побывал в других странах, не преклоняется перед всем заграничным, как большинство из фамусовского общества. Молодой дворянин остается патриотом своей родины, он истинно любит Россию и свой народ. Чацкий осуждает и высмеивает бестолковые порядки окружающей его действительности, он благороден и честен в своих суждениях.
Чацкий возвращается в дом Фамусова с надеждой встретить Софью и увидеть обновленную Москву. Однако его ждет разочарование. Его любимая забыла о нем, а Москва предстала перед ним наполненная пошлостью и ложью, лестью и глупостью, безнравственностью и ограниченностью. Чацкий находит, что Москва нисколько не изменилась, здесь царит тот же дух никчемности, угодничества и подавления личности, как и до 1812 года.
Глубокое разочарование Чацкого приводит его к неизбежному столкновению с фамусовским обществом. Восторженный в начале пьесы Чацкий, к концу ее все более ожесточается, не в силах смириться с закоснелыми и устоявшимися порядками московского дворянства. Нарастающее противоречие между Чацким и московским дворянским обществом усугубляется еще и тем фактом, что сам Чацкий имеет дворянское происхождение. И в этом уже прослеживается борьба внутри самого дворянства, борьба взглядов и убеждений.
1. Эта борьба убеждений двух поколений отображена между Фамусовым - представителем и поборником старых порядков, и Чацким - новым человеком, революционером-декабристом. Монолог Чацкого «А судьи кто?» обличает и развенчивает всю низость и пошлость общества екатерининской эпохи, называя ее эпохой покорности и страха, лести и спеси. В отличии от Фамусова, идеалом которого служит Максим Петрович, льстивый и подлый вельможа, Чацкий считает своим идеалом человека свободомыслящего, не раболепствующего и умного.
2. Если Фамусов и ему подобные служат ради выгоды и возможности угодить важной персоне, то Чацкий желает служить на благо и процветание отчизны. Именно из-за необходимости услуживать и угождать начальству Чацкий оставляет свою службу. Он рад служить, но прислуживаться Чацкому тошно. Он стремится принести пользу своей державе занимаясь наукой, литературой и искусством. Однако, цепляющееся за старину общество, не понимает важности этой сферы деятельности, и всех, кто причастен к науке и культуре тотчас подвергает гонениям и объявляет мечтателем опасным. Таким опасным мечтателем слывет в фамусовском обществе Чацкий. Радует то, что у него есть и единомышленники в лице племянника княгини Тугоуховской и двоюродного брата Скалозуба.
3. В то время как фамусовское общество заискивая перед Западом, в частности перед Францией, преклоняется перед всем иностранным и предпочитает французский язык русскому, Чацкий, как истинный патриот, всячески отстаивает национальную культуру, невзирая на то, что длительное время ему пришлось побывать на Западе. Он высоко ценит русский народ, его ум и смекалку, верит в него и стремится улучшить его жизнь.
4. В противоположность фамусовскому обществу, оценивающего человека по его достатку, родству и количеству крепостных, Чацкий ценит личные качества человека, его ум, достоинство и талант.
5. Фамусов и ему подобные зависимы от чужих суждений, они боятся в открытую высказатьсвое мнение и поступают не так, как им этого хотелось бы, а так, чтобы не вызвать негодования княгини Марьи Алексевны. Свободолюбивый Чацкий в разговоре с Молчалиным удивляется святости чужого мнения для московских обывателей. Сам он ценит собственное мнение каждого человека и признает право отстаивать его.
6. Чацкий едко высмеивает и осуждает произвол и деспотизм, лесть и лицемерие, пустоту и никчемность жизненных интересов консервативных слоев дворянства.
Более полно образ Чацкого передает его речь, интонация, манера общения. Чацкий - умный высокообразованный человек. Его грамотная речь характеризуется богатым словарным запасом. Он использует как народные выражения, так и иностранные слова. В его речи встречаются и старинные русские слова такие как давеча, впрямь, пуще, чай. Иностранными словами он попусту не щеголяет, а пользуется ими только в крайнем случае, если подходящее русское слово отсутствует. Чацкий много читает и использует в своей речи цитаты из литературных произведений. Для более яркого восприятия сказанного им, Чацкий использует много метких афоризмов.
Речь Чацкого достаточно эмоциональна, она наполнена восклицательными и вопросительными предложениями, она полностью передает его чувства, будь то гнев, любовь, презрение, или насмешка. Чацкий с точностью может дать характеристику любому человеку.
От душевного состояния Чацкого зависит и тон его речи. В общении с Софьей он волнуется как всякий влюбленный, поэтому он говорлив и оживлен. Слова, обращенные к девушке, овеяны лирическими нотками. Общаясь в начале пьесы с Фамусовым он открыт и добродушен. Однако, по мере пребывания в лживом фамусовском обществе, Чацкий все больше раздражается и его речь достигает высшего накала негодования и едкой насмешки в самом конце произведения.
Александр Андреевич Чацкий – главный мужской персонаж комедии. Он довольно рано остался сиротой, и воспитывался в доме приятеля своего отца – Фамусова. Вместе с дочерью покровителя получил отличное образование. Со временем его дружба с Софьей переросла в любовь. Он искренне восхищался ей и хотел жениться.
Чацкий очень честный и деятельный человек. Ему стало скучно, и он отправился путешествовать, повидать мир. Фамусов не смог привить Чацкому свое мировоззрение. По возвращению Чацкий понял, что общество осталось таким же. Чацкий живет
будущим, отрицательно относится к жестокости помещиков и крепостному праву. Чацкий борец за справедливое общество и мечтает приносить пользу народу. Он критикует людей, которые занимаются карьеризмом, считает, что “нужно служить делу, а не человеку”. И хотя Чацкий очень умен, как подметил Фамусов: “он малый с головой, и славно пишет, переводит”, но служить он пошел в армию.
Чацкий гордый, прямой и благородный человек, который всегда высказывает свое мнение. Ему трудно жить в безнравственном обществе. Он сильно переживает разочарование в любимой и ее предательство, и понимает, что ему нет места среди людей, которые живут во лжи и подлости.
Другие работы по этой теме:
- Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий...
- Чацкий – победитель или побежденный? Прочитав трагедию Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, трудно сказать кем оказался главный герой Чацкий: победителем или побежденным. В этом...
- Чацкий и Фамусовское общество В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий – молодой,...
- “Горе от ума” А. С. Грибоедова стало для его современников одним из загадочных произведений русской литературы. Поставленная в 1825 году пьеса собрала массу отзывов. А....
- Павел Афанасьевич Фамусов – один из главных героев комедии. Если с латыни перевести фамилию Фамусов, то это будет означать “известный, пользующийся славой”. Фамусов живет в...
- Чацкий приезжает в Москву, надеясь на большие перемены, произошедшие в обществе, и оставшуюся прежней Софью. Но оказывается в совершенно иной ситуации. Софья прошедшее все обратила...
- Петрушка Петрушка – один из второстепенных персонажей комедии Грибоедова “Горе от ума”; слуга и буфетчик в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Его почти не видно и...
- Главной темой пьесы “Горе от ума” является конфликт сильной личности с обывательскими взглядами окружающего общества. Наиболее ярко это показано на примере фамусовского дома. В тишину...
Пожалуй, одно из самых популярных произведений у Александра Грибоедова - это комедия "Горе от ума". Один из главных героев комедии - Чацкий, и в этой статье мы хотим коротко рассмотреть характеристику Чацкого в комедии "Горе от ума". Известно, что именно после сочинения этого произведения Грибоедов сразу же занял почетное место в ряду ведущих поэтов эпохи и снискал популярность. Бурно отреагировали и литературные круги, многие критики торопились высказаться в отношении образов комедии и сделать свой анализ произведения. Как раз один из таких образов, который вызвал особенный интерес - это образ Чацкого.
Кто стал прототипом Чацкого?
Например, Александр Пушкин написал в 1823 году письмо Вяземскому, в котором упомянул комедию "Горе от ума". Там Пушкин отметил, что прототипом образа Чацкого стал Чаадаев. Есть и другие подтверждения такому утверждению, ведь известно, что изначально фамилией главного героя была Чадский.
Но есть и другая версия. Некоторые литературоведы убедительно говорят, что не кто иной, как Кюхельбекер выступил, как прототип образа Чацкого. Если посмотреть на биографию Кюхельбекера, можно легко в это поверить - пылкий и потерявший успех за границей, но возвратившийся в родные края, молодой человек очень похож по своему характеру и образу действий на нашего героя комедии.
Эти рассуждения уже помогают кое-что прояснить в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова.
Что сказал сам автор о Чацком
Как-то раз добрый друг Грибоедова Катенин сказал, что по характеру Чацкий "сбивчивый", то есть в его действиях нет последовательности, на что автор ответил весьма прямо. Суть ответа Грибоедова: в комедии полно глупых людей, и все они приходятся на одного умного человека со здравым смыслом.
Грибоедов видел характеристику Чацкого в таких качествах, как образованность и ум, которые проявились в непростой ситуации. Да, Чацкий противостоит обществу, он понимает, что превосходит других и не скрывает этого. Но почему? У Чацкого подозрение в наличии соперника в отношении возлюбленной, чьего внимания никак не добиться, хотя раньше она сама была неравнодушна к нему. К тому же, он одним из последних слышит о своем "сумасшедствии", которое приписали ему. Чацкий действительно очень горяч, но автор считает, что виной тому сильнейшее разочарование в любви. Вот поэтому он кажется таким опальным, сбивчивым и с непоследовательными поступками.
Мировоззрение Чацкого
В образе Чацкого отразился портрет того, кто имеет уже сложенную систему ценностей и принципов, у кого свое мировоззрение и принятая мораль. И это важно в характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума". Главный герой оценивает личность свою и других по тому, насколько человек стремится к знаниям и высокому, вечному. Он считает, что для блага отечества стоит потрудиться, но есть огромная разница между службой и прислуживанием - этот момент принципиальный в комедии.
Что еще отличает Чацкого от общества? Он не боится, что у нем думают другие, у него нет авторитета, он независим. Все это становится причинами для страхов у аристократического круга в Москве, потому что для них Чацкий - опасный бунтовщик, который не побоится посягнуть на всё святое. Как-то Фамусов предлагает Чацкому пожить "как все", но такая позиция далека от Александра Андреевича, и он презрительно отказывает Фамусову.
Давайте подведем краткий итог, говоря о характеристике Чацкого в комедии "Горе от ума" Грибоедова. Автор во многом солидарен со своим главным героем. В образе Чацкого четко прослеживается просвещенный человек, не боящийся открыто выражать свое мнение, однако важно: он не выдает революционного и радикального настроя. А на самом деле в обществе Фамусова все, кто отклоняются от принятых норм, кажутся безумцами и опасными для остальных. Неудивительно, что в итоге Александр Андреевич Чацкий был признан сумасшедшим.
Вы прочитали в данной статье о характеристике Чацкого и его образе, вы можете также ознакомиться с биографией Александра Грибоедова и прочесть краткое содержание "Горе от ума" . Кроме того прочитайте.