Образ ребёнка в художественной литературе. Увековеченные герои детской литературы Сильные личности в детских произведениях

Виртуальное путешествие-обзор

Известный специалист по развитию навыков чтения у детей Ирина Ивановна Тихомирова , кандидат педагогических наук, доцент кафедры детской литературы Санкт-Петербургского Государственного университета культуры и искусств установила имена персонажей – детей и подростков, основных героев детской литературы , вошедших в её золотой фонд. Таких героев она насчитала около 30 в научном издании «Энциклопедия литературных героев» (М., Аграф, 1997) и книге «1000 великих литературных героев» (М., Вече, 2009). Примерно столько же она выявила и памятников литературным героям-детям. Кто эти герои, чем объяснить их бессмертие и способность помогать детям становиться людьми?

Виртуальное путешествие познакомит с литературными героями-детьми, которых сделала бессмертными классика и в их честь благодарные читатели установили памятники.

АЛИСА – умная, добрая, смешная и одновременно грустная героиня двух сказок Льюиса Кэррола «Приключения Алисы в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье» (1875). Автор – профессор математики из Оксфорда и нетривиальный мыслитель, а его сказки – глубокие произведения, внешне наполненные смехом и игрой в «чепуху». В них отражено умение автора взглянуть на мир свежим взглядом ребёнка, пародируются нравоучения, скучная мораль, школьные премудрости и разговорные штампы. Памятники Алисе установлены в английском городе Голфорде и в Центральном парке Нью-Йорка.

БУРАТИНО – герой повести Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»» (1936), любимая деревянная игрушка с длинным носом, вырезанная из полена папой Карло. Он является обрусевшим вариантом деревянного человечка Пиноккио, созданного итальянского писателя Карло Коллоди. Буратино приобрел большую популярность в России: он герой множества песен, мультфильмов, кинофильмов и спектаклей. Дети восхищаются его любопытством, самостоятельностью, добрым сердцем, верностью в дружбе. Люди проносят образ этого героя в сердце через всю жизнь. Буратино – необычный положительный персонаж. У него много недостатков: он часто попадает впросак, его легко обмануть, он не подчиняется правилам. Но читатели ему верят и узнают в нём себя. Благодаря невероятным приключениям Буратино меняется и начинает лучше понимать жизнь. Пройденный им путь – это путь познания реалий жизни и преодоления эгоизма. Памятник герою установлен в российском городе Самаре, Кишинёве (Молдавия), Гомеле (Белоруссия).

ДЮЙМОВОЧКА – героиня сказки Ганса Христиана Андерсена (1836). Она родилась из прекрасного цветка. Всё, что с ней происходит, зависит от воли других. Ей грозит брак с сыном жабы, с майским жуком, кротом и жить в чуждой среде. Но случилось так, что она спасла от гибели ласточку, а затем ласточка – её. Дюймовочка стала женой эльфа, царицей цветов. Эта героиня – воплощение добра, но сама она беззащитная и хрупкая, вызывающая в читателе сочувствие. Памятник ей установлен в Дании на родине Андерсена – в городе Оденсе. Есть памятник в России, в городе Калининграде. А в Киеве (Украина) сооружен музыкальный фонтан «Дюймовочка».

ГАДКИЙ УТЁНОК – герой одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена (1843). Судьба героя близка к притче о вечном столкновении добра и зла. Преображение некрасивого птенца в прекрасного лебедя – лишь внешняя сторона сюжета. Суть образа в изначальном благородстве птенца, от природы щедро награжденного добротой и открытого любви. Гонимый всеми, кто старался его «переделать», он не озлобился. Читателя покоряет изначальная чистота и смиренность этого образа. Памятник герою сказки и её автору установлен в Нью-Йорке.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА – героиня одноимённой сказки Шарля Перро (1697). За прошедшие столетия со времени её создания образ Красной Шапочки в критике и в народе заметно трансформировался. От первоначально религиозной трактовки – богини неба – в современном понимании он превратился в образ положительного персонажа – наивной и услужливой девочки. Памятники Красной Шапочке можно встретить в разных странах: в Мюнхене (Германия), в Барселоне (Испания), в Буэнос-Айресе (Аргентина). В России памятник Красной Шапочке установлен в Ялте в Парке сказок.

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ – герой одноимённой сказки французского лётчика Антуана де Сент-Экзюпери, созданной в разгар Второй мировой войны. Это символ чести, бескорыстия, естественности и чистоты, носитель детства, живущего по «велению сердца». У Маленького принца доброе сердце и разумный взгляд на мир. Он верен любви и дружбе. Его трактуют как образ детскости в душе взрослого человека. Это относится и к автору сказки. Памятник Маленькому принцу установлены в разных городах – во французском городе Лионе, в грузинском Тбилиси. В России есть памятники в Абакане, в Калужской области в парке «Этномир».

МАЛЬЧИШ-КИБАЛЬЧИШ – герой созданного Аркадием Петровичем Гайдаром в 1935 году эпического сказа о маленьком мальчике с душой настоящего воина, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Эту сказку о жертвенном подвиге Мальчиша Натка рассказывает детям в пионерском лагере. Над могилой погибшего Мальчиша поставили большой красный флаг. Пафос сказки поднимается до эпических обобщений, трактующих вечную тему борьбы добра со злом. Зло в сказке олицетворяет Плохиш - трус и предатель, по вине которого погибает Мальчиш-Кибальчиш. В финале сказки в память о Мальчише салютуют проезжающие поезда, проплывающие пароходы и пролетающие самолёты. Памятник герою поставлен в Москве, на Воробьёвых горах, рядом с Дворцом творчества юных.

МАУГЛИ – персонаж романов Редьярда Киплинга «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей» (1894-95). Это потерявшийся в джунглях мальчик, вскормленный волчицей и ставший членом стаи. Маугли – один из персонажей, которых называют «вечными спутниками человечества». Таковы и другие герои Киплинга – отважный мангуст Рикки-Тикки-Тави, любопытный Слонёнок… Путь взросления мальчика среди животного мира роднит книгу с «романом воспитания»: здесь в ненавязчивой форме преподносятся важные нравственные уроки. В образе Маугли писатель убедительно показал, что человек может жить на планете Земля только в согласии с природой. Памятник Маугли поставлен на Украине в городе Николаеве, у входа в зоопарк. В России памятник этому герою есть в городе Приозёрске Ленинградской области.

НАХАЛЁНОК – восьмилетний Мишка, герой трагического и в то же время жизнеутверждающего рассказа Михаила Александровича Шолохова (1925). Рассказ отразил тему становления советской власти на Кубани, в котором принял участие и Мишка, следуя примеру своего погибшего отца. О рассказе говорили: «Сжатость полна жизни, напряжения и правды». Его герой, выходец из простого народа, встаёт на защиту людей, даже если изменить ничего не может. Он не может пройти мимо зла. Читая рассказ, ребёнок забывает, что Мишка – плод фантазии писателя, он воспринимает его как реального, как живого мальчика. Памятник Нахалёнку поставлен в городе Ростов-на-Дону, где часто бывал писатель.

НЕЗНАЙКА – герой сказочной трилогии Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (1954), «Незнайка в Солнечном городе (1958), «Незнайка на Луне» (1965). Это самый известный коротышка Цветочного города, о котором говорят, что он ничего не знает. Своё незнание он восполняет воображением, создавая небылицы и рассказывая их другим. Незнайка – фантазёр и хвастун, непоседа и забияка, любящий слоняться по улицам. Как личность он привлекательнее правильного Знайки и других обитателей города. Он продолжает традиции прославленных сказочных героев – Чиполлино, Мурзилки, Буратино, но не копирует их. Памятник Незнайке создан в городе Прокопьевске Кемеровской области.

НИЛЬС ХОЛЬГЕРСОН – герой сказки шведской писательницы Сельмы Лагерлёф «Удивительное путешествие Нильса Хольгерсона по Швеции» (1906). Нильс – четырнадцатилетний мальчик, обыкновенный ребёнок, поставленный автором в условия необыкновенные. Он, уменьшенный гномом за лень и грубость, совершает одно из самых невероятных путешествий в истории сказки – на домашнем гусе вместе со стаей диких гусей облетает всю Швецию. Во время путешествия Нильс проникает в закрытые для него раньше миры: леса, поля, города и деревни, соприкасается с миром мифов и фольклора. Он познаёт историю и географию своей страны. Сказка странствий оборачивается для Нильса сказкой воспитания. К концу путешествия он внутренне преображается. Памятник Нильсу поставлен в городе Карлскруна (Швеция).

ПИТЕР ПЭН – герой повести-сказки Джеймса М. Барри «Питер Пэн и Венди» (1912). Это символ несдающегося детства. Питер Пэн был когда-то птичкой и превратился в мальчика. Когда ему было 7 дней, он вспомнил, что умеет летать, выпорхнул в окошко и улетел на Птичий остров в Кенсингтонском парке. Это печальная история о белой птичке, снова превратившейся в мальчика. Но Питер не оставил любимого Парка и стал на козлике гарцевать в самых дальних его закоулках и вызывать заблудившихся там детей мелодией своей флейты. Он еженощно объезжает дозором все дорожки сада в поисках потерявшихся малышей и отвозит их к Волшебному домику, где тепло и уютно. Он уверен: настоящие мальчики никогда не оставляют в беде слабых. Памятник своему герою воздвиг сам Джеймс Барри к десятилетию выхода книги. Он находится в том же Парке.

СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК – герой одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена (1838). Этот маленький одноногий игрушечный солдатик, сделанный из оловянной ложки, – символ несгибаемого мужества. Он живёт в мире людей, зверей и игрушек. В игрушечном мире, куда попал он вместе со своими братьями, было много чудесного, но больше всего Солдатика привлекла бумажная танцовщица, тоже стоявшая на одной ножке. Солдатик решил, что они друзья по несчастью. Судьба Оловянного Солдатика сложилась на редкость удивительно, хотя он прожил короткую жизнь и погиб вместе с танцовщицей. Памятник ему поставлен на родине Андерсена – в датском городе Оденсе.

ТИМУР – герой повести Аркадия Петровича Гайдара «Тимур и его команда» (1940). В произведении отразилось умение Гайдара затронуть потаённые струны души подростка, удивительное понимание духовных запросов и возможностей детей. Гайдар был уверен, что любой подросток, при добром к нему обращении, стремится участвовать в настоящем полезном деле. Олицетворением готовности к деятельной романтике стал Тимур. Понятие «тимуровцы» прочно вошло в житейский обиход. Миллионы мальчишек-читателей стали подражать Тимуру, а миллионы девчонок – Жене. Книга положила начало тимуровскому движению у нас в стране и за рубежом. В настоящее время оно переросло в движение волонтеров – добровольцев. Сам писатель был уверен: «Если Тимуров сейчас мало, то их будет много». Так и случилось. Лучшим памятником герою стала сама жизнь.

ТОМ СОЙЕР и ГЕКЛЬБЕРРИ ФИНН – герои романов Марка Твена (1876, 1884). Эти мальчишки – фантазёры, товарищи по играм и забавам. Том Сойер – сирота, живущий у тети Полли, мастер разыгрывать друзей, дурачиться, придумывать небылицы, устраивать игры в индейцев, пиратов, разбойников. Юмор, присущий писателю, даёт читателю-подростку тепло и радость. Его привлекает правдивое отражение внутреннего мира персонажа, который не утратил душевной чистоты и поэтической прелести. Несколько иной настрой присущ книге о Геке Финне. Писатель обличает зло и воспевает духовную красоту героя, бросающего вызов несправедливости. Гек предстаёт перед читателем как человек, готовый пожертвовать собой во имя свободы угнетённого негра Джима. Памятник друзьям возведён в городе Ганнибал (штат Миссури, США).

ЧИК – герой серии рассказов Фазиля Абдуловича Искандера. Рассказы о Чике создавались писателем в разное время, и найти их можно в разных сборниках автора. Чик давно любим читателями-подростками. Это смешной мальчик, а «все смешное обладает бесспорным достоинством: оно всегда правдиво», как говорил сам Ф. Искандер. Приключения Чика обыденны – например, завоевание и удержание лидерства в дворовой драке и одержанная победа. В мальчике силён инстинкт духовного самосохранения, то, что выше ума. Обычная драка предстаёт как рыцарский турнир, как примерка будущих испытаний души. Среди общей дисгармонии писатель учредил школу счастья. Он ненавязчиво дал детям-читателям понять, зачем человек рождается и живёт на Земле. Памятник Чику возведён на родине писателя – в Абхазии, в городе Сухуми.

ЧИПОЛЛИНО – герой повести-сказки Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (1951). Это отважный мальчик-луковка, умеющий приобретать друзей. Он привлекает читателя своей непосредственностью, трогательностью, добродушием. Он твёрдо держит своё слово и всегда выступает защитником слабых. Он Чиполлино не боится грозного синьора Помидора и смело вступается за обиженного кума Тыкву. Образ Чиполлино, при всей его сказочности, очень правдив, все поступки его психологически достоверны, его способность приходить на помощь другим убедительна и заразительна. Перед нами живой мальчик из простой семьи, наделенный лучшими человеческими качествами. Одновременно Чиполлино – символ дружбы, отваги и преданности. Памятники ему поставлены в Италии и в России (Мячино, Коломна, Воскресенск).

На этом обзор персонажей-детей, отраженных в классической детской литературе и увековеченных в памятниках, мы закончим. Конечно, этот список не исчерпывающий.

Можно было бы подобным образом рассказать и о других персонажах-детях из отечественной литературы – например, об Артёмке из рассказа Д. Василенко «Волшебная шкатулка», чей бронзовый памятник украшает город Таганрог, или о Ваньке Жукове из рассказа А.П. Чехова (памятник Ваньке воздвигнут в Перми). Заслужил увековечения и Ваня Солнцев из повести В. Катаева «Сын полка», памятник которому поставлен в Минске (Беларусь).

Есть памятник Пете и Гаврику из повести того же автора «Белеет парус одинокий». Вместе можно увидеть в бронзе ещё двоих – демобилизованного солдата Андрея Соколова и усыновлённого им Ванюшку, маленького оборвыша «с глазёнками как звёздочки» из повести М.А. Шолохова «Судьба человека», памятник им установлен в городе Урюпинске Волгоградской области.

И ещё о многих других, не менее значимых для детского становления персонажах можно было бы рассказать. Кто присоединится к ним, покажет время. Известно, например, что Гарри Поттеру, созданному писательницей Джоан Роулинг совсем недавно, уже поставлен памятник в Лондоне.

Задача библиотекаря – подсказать юным читателям названия произведений. А потом можно устраивать в библиотеке Дни добрых героев и книг и наблюдать, как от книги к книге юные читатели будут становиться светлее и человечнее. Надо указать на книги, после чтения которых ребёнку захочется стать настоящим человеком – на радость себе и другим. Чтобы на вопрос, как вы стали таким, он мог сказать: «Значит, нужные книги я в детстве читал». И не просто читал, а вложил их в свое сердце навеки, чтобы передать потом своим детям и внукам.

ИСТОЧНИК

Тихомирова, И.И. О литературных героях, очеловечивающих детство / И.И. Тихомирова. – Школьная библиотека. – 2018. – № 2. – С. 35-43.

заведующая информационно-библиографическим отделом

Зульфия Елистратова

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

КУРСОВАЯ РАБОТА

ВОСПИТАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Введение

Заключение

Введение

Большая часть детей в современное время растут с отклонениями в здоровье, возросло количество детей, которые употребляют наркотические вещества и алкоголь, растет детская преступность. Одной из причин возникновения всех этих негативных проявлений является снижение духовности, исчезание ориентиров нравственности. Ребенок оказывается лишенным права голоса, он нуждается в защите своих прав и интересов.

Развитие нравственности, интеллекта, эстетики у ребенка напрямую связано с получаемой им духовной пищей.

Особо значимое место в процессе социализации личности ребенка играют СМИ и книги. Попадание детей в книжную вселенную проходит в первую очередь с помощью художественной детской литературы. Детская литература питает ум и воображение детей, открывает для ребенка новые миры, образы и модели поведения, является сильнейшим средством духовного развития личности.

Особое внимание нужно уделять встрече ребенка с книгой уже в раннем возрасте, наличию доступа к книгам, поддержке и поощрению чтения.

Один из самых основных факторов, который влияет на чтение ребенка -доступ к книге. Важно чтобы интерес к чтению у ребенка не погас, поэтому процесс чтения надо поддерживать. Книги должны быть доступными детям, а репертуар чтения должен быть широкий и разнообразный.

Дети как читатели имеют свою специфику: в отличие от взрослых людей дети не могут "откладывать" чтение, т. к. в период детства интересы ребенка интенсивно меняются. Если ребенок вовремя не получает необходимые книги, то он или начинает читать другие книги, или совсем не читает.

Издательская деятельность литературы для детей требует гораздо больших в сравнении с иными видами затрат, и детская литература начинает дорожать, становится недоступными для населения. Финансовые затруднения и снижение уровня жизни большинства населения привели к сокращению возможностей к реализации покупательских потребностей в книгах. Единственный бесплатный источник приобщения ребенка к чтению остается библиотека.

Малое финансирование привело к ухудшению комплектования библиотек литературой для детей. Возникла ситуация "книжного голода" для большинства детей, которые лишены возможности реализовывать свое право на чтение.

Значительность и важность художественной литературы в становлении личности ребенка определяет актуальность нашей работы.

Цель курсовой работы - исследовать вопросы влияния произведений художественной литературы на формирование и развитие личности ребенка.

В соответствии с поставленной целью определены задачи работы:

Изучить литературу по теме исследования;

С учетом психолого-педагогических основ исследовать особенности влияния художественной литературы, в том числе и современной на личность ребенка.

Курсовая работа содержит введение, четыре главы, заключение и список использованной литературы.

1. Книга и чтение в жизни ребенка

Падение интереса детей к чтению книг в свободное время вызывает сильное беспокойство. Происходит обеднение эмоциональной и интеллектуальной сферы развития ребенка, что сказывается на становлении личности ребенка, взаимоотношениях с окружающими людьми. Происходит увеличение дисбаланса тематики репертуара чтения: дети практически не интересуются книгами по "профориентации" и "искусству", у них преобладают книги по фантастике, мистике и "ужасам", детективы. Большая часть таких литературы не может оказывать положительное влияние на становление морали и норм этики, правильных эстетических оценок и развитие словарного запаса ребенка.

Существование прямой связи навыка систематического чтения в свободное время и интенсивного чтения помимо школьных книг, оказывает косвенное влияние на успеваемость и формирование культуры ребенка.

Большинство детей не любят заниматься чтением. Социологи отмечают у детей снижение интереса к чтению и перемещение занятия чтением на одно из последних мест в свободное время. Становление отношения к занятию чтением, формирование культуры чтения ребенка в значительной степени зависят от тех образцов поведения читателя, которые предлагаются ребенку взрослыми. художественный литература личность ребенок

В целом можно говорить о сокращении доли занятия чтением в свободное время подрастающим поколением. Чтение не является одним из любимых занятий для большинства детей разного возрастного периода. А именно в наше время особенно важным становится развитие читательской культуры, информационной грамотности - умения находить и критически оценивать предлагаемую информацию (Дмитриева, 2007).

Негативным процессом, который происходит в чтении детей в настоящее время является быстрое проникновение в репертуар ребенка продукции современной массовой культуры запада низких художественных достоинств - " китча", "чтива", "паралитературы". Это триллеры, детективы, фантастика, приключения, ужасы и мистика.

Ребенку характерно возникновение интереса ко всему необычайному, загадочному. Поэтому этот интерес удовлетворяется детьми в большей степени не научно-познавательной, а литературой по астрологии, магии, религии. Ребенок очень часто проявляет интерес к взрослой литературе, при этом большая часть такой литературы имеет сомнительное содержание.

В процессе социализации личности ребенка увеличивается влияние СМИ. Развиваться начинает культура, называемая "визуальной", "видеокультурой", "электронной культурой". Происходит изменение домашней среды, в которой растут дети, и к домашней библиотеке прибавляются фонотека, видеотека, компьютерная игротека. В России быстро набирает темпы "кризис чтения".

Возникновение беспокойства в мировой общественности связано, с снижением чтения детей и увеличением смотрения телевизора. Все это способствует возникновению у "мозаичной культуры", т. е. бессистемного набора фрагментов знаний об окружающем мире, к порождению пассивного сознания. Увеличивается и отрицательное действие на чтение детей СМИ.

Ведущие мотивы обращения к телевидению у детей - познавательные и рекреационно-развлекательные интересы. Телевидение вызывает у ребенка интерес к окружающей действительности и этим может способствовать стимуляции чтения детьми художественных книг. Но телевидение также вызывает порождение поверхностного восприятия информации. В процессе это способность ребенка к длительному сосредоточению при чтении начинает утрачиваться. У ребенка не происходит деление передач на детские и взрослые, они смотрят все. В результате специфические киноинтересы и предпочтения детей нивелируются, происходит сближение и совпадение их с взрослыми. Школьники начинают наравне с взрослыми смотреть фильмы с содержанием эротики, насилия и убийств. Дети начинают подсознательно проникаться мнением, что подлинные ценности это не столько истина и добро, сколько грубое насилие, сверхъестественная сила и оружие, знание боевых искусств (Голованова, 2011).

Поэтому чтение детьми художественной литературы положительного содержания - главная общенациональная проблема, и от его решения будет зависеть духовное здоровье и будущее нации.

2. Восприятие художественной литературы как фактор развития личности ребенка

Разработка проблемы влияния литературных произведений на развитие личности ребенка имеет важное значение в рамках триединой задачи обучать, воспитывать и развивать, которая стоит перед современной общеобразовательной школой.

Развитие личности детей - одна из сторон образовательного процесса в школе. Произведения художественной литературы являются важным фактором, имеющим развивающий характер как для всей личности ребенка в целом, так и отдельных ее сторон (в частности, эмоциональной сферы).

Широкое освещение теоретических вопросов роли художественной литературы в процессе становления личности ребенка находит отражение в работах многих психологов, среди которых Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Р.А. Зобов, Л. Н. Рожина, В. М. Розин, Б. С. Мейлах, А. М. Мостапенко, Г. Г. Шпет и многие другие. Возможности использования произведений художественной литературы для развития личности ребенка обусловлены огромны.

Чтение художественной литературы выполняет информационную, релаксационную, эстетическую, смыслообразующую и эмоциональную функции.

Произведения художественной литературы аппелируют, прежде всего, к эмоциональной сфере личности ребенка. В научной литературе для обозначения эмоций, возникающих при восприятии художественного литературного произведения, используются понятия «эстетические эмоции», «эстетическое переживание», «художественные переживания», «катарсис», «художественные эмоции» (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Н. Б. Берхин и другие). Данный тип эмоций обогащает внутренний мир личности ребенка (Семанова, 1987).

Обращение детей к художественной литературе, способствует более полному формированию художественной картины мира, субъективной по своему смыслу, поскольку она в образно-эмоциональной форме выражает внутренний мир человека, отношения людей друг к другу, к природе, к миру в целом, эстетические свойства действительности. Научная картина мира, дающая целостный образ мира на основе научных методов познания, упускает вопросы образно - эмоционального, ценностного, эстетического освоения действительности.

Произведения художественной литературы как инструмент искусства, является и познавательным эталоном, и средством для формирования художественной эмоции - сопереживания художественному образу. Литературные произведения являются источником знаний о человеке.

Идея внутренне присущего литературе психологического содержания берет свое начало в работах Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, И. В. Страхова, Б. М. Теплова. Художественная литература выступает как носитель психологического знания, являясь, таким образом, не только объектом, но и субъектом психологии (Якобсон, 1971).

Воздействие книг художественной литературы на ребенка выражается в стимулировании проявления эмоций и чувств; преобразовании ядра личности (смысловых образований), приобщении к общечеловеческим смыслам и ценностям.

Л. Н. Рожина вводит понятие «художественной перцепции» для обозначения процесса восприятия, понимания и оценивания человека, являющегося объектом художественной литературы. Для изучения художественной перцепции и ее влияния на развитие личности ребенка в исследованиях Л. Н. Рожиной использовались литературные тексты. Л. Н. Рожина подчеркивает, что специально организованная учебная деятельность дает возможность одновременно диагностировать и формировать у учащихся способности различать авторские смыслы и оценки, выраженные через систему художественных средств и эмоциональную атмосферу произведения. Чем глубже и точнее художественное восприятие читателя, тем легче ему вступить в диалог с писателем.

В исследовании Л. Н. Рожиной экспериментально доказано, что художественная перцепция включается во множество связей и отношений с различными феноменами развития личности ребенка. Отраженные реципиентом особенности человека, являющегося главным объектом изображения в книгах, складываются в определенную систему знаний и представлений о человеке, художественное познание которого представляет собой сложный процесс интерпретации литературного текста. Содержание и структура образа человека, формирующегося в процессе художественной перцепции, многозначны. Она включает анализ описания его поступков и невербального поведения, многообразных отношений к себе, другим людям, природе, произведениям искусства, мотивов поведения и деятельности, детерминации его характера, сложности его внутреннего мира (Рожина, 1976).

Художественное познание человека обеспечивает развитие эмоционально-смысловой сферы личности школьника, перестройку таких структурных компонентов личности, как сензитивность и эстетическая впечатлительность, формирует эстетическую позицию при оценивании произведений искусства, а также явлений и предметов окружающего мира.

Высокий уровень психологического анализа литературного персонажа обеспечивает раскрытие многообразия, многовариантности присущих ему сторон и свойств, сложности, неоднозначности, возможной противоречивости свойственных ему качеств и мотивов.

О. И. Лейнова делает вывод о том, что обогащение представлений учащихся о человеке, как субъекте труда стало возможным за счет активного использования информации, заложенной в его художественном изображении в книгах.

В работе А. М. Гадилии определена тесная взаимосвязь между восприятием художественной литературы школьниками и развитием их эмоциональной сферы. В частности, отмечается тесная взаимосвязь между восприятием поэтического произведения и расширением словесной репрезентации эмоций у старшеклассников.

Проведенное исследование свидетельствует о том, что учащиеся старших классов не в достаточной мере владеют умениями психологического анализа поэтического текста. Несформированность этих умений, является причиной недостаточно полного и всестороннего восприятия ими образа-переживания.

Согласно А. М. Гадилии специально ориентированная работа, направленная на овладение учащимися умениями литературно-психологического анализа образа-переживания, обеспечивает его восприятие во всем многообразии и многосторонности.

У учащихся формируется представление о широком спектре чувств и переживаний, присущих человеку, что приводит к расширению у них словесной репрезентации эмоций. Это нашло свое выражение в многообразии терминов, используемых учащимися экспериментальных классов для описания воспринятого образа-переживания, а также собственной эмоциональной сферы; семантической наполненности данных терминов; видении многообразных форм проявления описываемого переживания; многообразии характеристик воспринимаемого переживания; адекватном понимании собственных эмоций; тонкой дифференциации и нюансировке чувств и переживания, присущих личности.

Восприятие школьниками художественного текста зависит от умения извлекать информацию из всех элементов предложения и воссоединять ее со своим жизненным опытом. Также как и в работах Л. Н. Рожиной, подчеркивается необходимость и важность диалога с автором, текстом. Настоящее чтение - сотворчество как диалог текста и читателя.

Умения адекватно выражать свои эмоции и чувства вербально и невербально, контролировать и осознавать причины эмоциональных состояний, вычитывать эмоции и чувства других людей, богатство эмоционального словаря являются необходимыми для широкого спектра личностных проявлений учащегося как субъекта учебного процесса.

Диагностика и развитие эмоциональной сферы необходимы для стимулирования самосовершенствования ребенка, повышения эффективности его взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Особенно важным представляется обращение именно к старшему подростковому возрасту, который в эмоциональной сфере считается наиболее противоречивым и сложным.

Процесс восприятия ребенком произведений художественной литературы представляет собой сложную творческую деятельность, опосредованную всеми жизненными, эстетическими, читательскими и эмоциональными знаниями ребенка.

Восприятие ребенком художественной литературы не должно происходить в изолированности от основных задач воспитания, становления личности, восприятия мира, духовного мира.

Взаимосвязь первоначального восприятия литературного произведения и его дальнейшего углубления в процессе анализа является особенно актуальным вопросом.

Восприятие произведений художественной литературы имеет свои особенности, которые свойственны восприятию человеком окружающей действительности во всей ее сложности, восприятию произведений любого вида искусства. Этими особенностями являются целостность, активность и творческий характер (Неверов, 1983).

В восприятии произведений художественной литературы, главное понять, что литература дает читателю целостную картину мира, суждение писателя об окружающей действительности. Познавая заключенную в литературном произведении картину человеческой жизни, читатель познает самого себя. Расширяя сферу духовной жизни ребенка, художественная литература учит самостоятельности мысли.

Восприятие художественной литературы не есть просто прием информации. Оно представляет собой активную деятельность, в которой огромную роль играют положительная мотивация, потребность и интерес.

Целью этой деятельности является создание адекватной картины окружающей человека действительности как данной ему непосредственно, так и преломленной в сознании авторов произведений. Знание окружающего мира и овладение ценностями духовной культуры нужны каждому человеку не только сами по себе, но и для практического пользования, для взаимодействия со средой и, наконец, для удовлетворения своих потребностей.

Ребенка интересует человек как носитель определенных свойств личности. От "включения" в жизнь произведения он постепенно переходит к его объективному восприятию, у школьников растет круг осознаваемых моральных свойств личности человека, появляется интерес к формированию его характера, мотивов его поведения.

Однако ребенок не всегда умеет оценить личность литературного героя в целом, учесть и взвесить различные обстоятельства и мотивы его поведения. Но при этом многие дети проявляют интерес к сложному внутреннему миру героя, стремятся познать творческое мировосприятие автора.

Большинство школьников способны оценить художественную значимость произведения, использовав в своих оценках обобщения эстетического характера.

Вопрос о характере восприятия читателя-школьника имеет еще один аспект, связанный с выяснением не только возрастных, но и индивидуальных возможностей учащихся.

Ряд психологов пришли к выводу о 3 основных типах восприятия школьников:

1) В первом типе отмечается преобладание наглядных и образных элементов.

2) Во втором - преобладание словесных и логических моментов восприятия.

3) Третий тип - смешанный.

Каждый из трех типов восприятия характеризуется, кроме того, большей или меньшей способностью учеников к адекватному восприятию произведения при минимальной или постоянной направляющей работе учителя.

Во всех случаях важно сохранить в ученическом восприятии не подменяемый ничем другим элемент наслаждения, который опосредован объемом знаний и начитанностью ученика, его эмоциональностью, а также его потребностью воспринимать произведения искусства.

Восприятие отдельного произведения должно мыслиться как часть целого, как элемент литературного образования учащихся, как показатель их умственного развития, социальной зрелости и эмоционально-эстетической восприимчивости.

Исследование ученического восприятия в методической науке имеет главной целью совершенствование школьного анализа литературного произведения.

Следует учитывать особенности восприятия читателем различных родов литературы, что поможет четче раскрыть характер первоначального восприятия и его последующего углубления.

Основной особенностью восприятия лирики является сила непосредственного эмоционального впечатления. Учащиеся 5-8 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 8-9 классов, когда у многих подростков наступает временная "глухота" к лирической поэзии. В 10-11 классах интерес к лирике возвращается, но уже в новом, более высоком качестве. Наибольшую сложность представляет восприятие не только конкретного, но и обобщенного смысла поэтических образов, а также эмоциональной и смысловой роли стихотворной формы.

Читатель-школьник чаще всего и больше всего общается с художественным миром прозаического произведения. Опыт изучения прозаических произведений в 7-9 классах является основой всей последующей работы в старших классах (Маранцман, 1974).

Постижение учащимися любви к человеку и природе должно помочь сформировать деятельностные качества личности, стремление внести прекрасное в отношение к товарищам, в стиль поведения, во взаимоотношения с членами семьи, в восприятие природы, памятников культуры, быта.

Дело не только в насыщении школьников самой высокозначимой художественно-эстетической информацией. Формирование духовного мира личности предполагает расширение различных сфер деятельности, в том числе художественно-эстетической. Именно в самостоятельной деятельности в наибольшей степени раскрывается и читательское восприятие школьников.

Мир идей писателя, его эстетические принципы открываются читателю-школьнику не сразу, однако отсутствие целенаправленной совместной деятельности учителя и учеников в данном направлении рождает неполноценное, фрагментарное восприятие, когда учащиеся не соединяют значение отдельных сцен и эпизодов в единую картину, не чувствуют содержательной функции композиции и жанра, мыслят средства поэтической выразительности вне связи с самой сутью произведения.

Выбор книг для самостоятельного чтения, усвоение нравственного потенциала лучших произведений художественной литературы, восприятие эстетического многообразия мировой литературы - вот основные вопросы, которые волнуют учителя-словесника и которые могут быть решены только в общей системе школьного литературного образования.

3. Особенности современной художественной детской литературы

Художественная литература - это неотъемлемая часть жизни человека, его своеобразная фотография, которая как нельзя лучше описывает все внутренние состояния, а также общественные законы и правила поведения.

Как и история, а также общественные группы, литература развивается, изменяется, становится качественно новой. Нет смысла говорить о том, что современная детская художественная литература - стихи и проза, лучше или хуже той, которая была ранее. Она просто другая.

Литература для детей - явление сравнительно позднее в нашей отечественной культуре и культуре человечества в целом.

Детская литература осталась явлением периферийным, отсутствует внимание к ее проблемам, нет попыток современного толкования ее феномена.

Вопрос о специфике литературы для детей по-прежнему сводится к повторению истин о динамичном сюжете, доступности, ясности.

Одной из функций детской художественной литературы является функция развлекательная. Без нее немыслимы и все остальные: не заинтересовав ребенка, нельзя его ни развивать, ни воспитывать.

В художественной литературе содержится «азбука нравственности», из нее во многом ребенок узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Очень важна эстетическая функция детской художественной литературы: книга должна привить истинный художественный вкус, ребенка необходимо знакомить с лучшими образцами искусства слова. Огромна роль взрослого, в постижении ребенком сокровищ мировой и отечественной художественной литературы.

Впечатления детства - самые крепкие, самые важные.

Не вызывает сомнений познавательная функция детской художественной литературы. В отношении художественной литературы познавательная функция подразделяется на два аспекта: во-первых, существует специальный жанр научно-художественной прозы, где в литературной форме детям преподносятся те или иные знания (например, природоведческая сказка В.Бианки). Во-вторых, произведения, даже не имеющие познавательной направленности, способствуют расширению круга познаний ребенка о мире, природе и человеке.

Огромна роль иллюстраций в детской художественной книге. Один из ведущих видов памяти - зрительный, и внешний облик книги с детства прочно соединяется с ее содержанием. Даже взрослый читатель, не говоря уж о детях, начинает знакомство с книгой именно с внешнего ее оформления.

Нельзя не учитывать и психологических особенностей восприятия ребенком художественной литературы:

1) Идентификация - отождествление себя с литературным героем. Особенно это характерно для подросткового возраста.

2) Эскапизм - уход в воображаемый мир книги. Прибавляя к своему реальному миру мир прочитанных ребенком книг, он тем самым обогащает свою жизнь, свой духовный опыт.

Огромную роль в отборе и восприятии художественной литературы играет ее компенсаторная функция. По тому, какие книги предпочитает человек, прекрасно видно, чего ему не хватает в реальной действительности.

Дети, а затем подростки и молодежь, стремясь преодолеть обыденность окружающей жизни, тоскуя о чуде, выбирают сначала волшебные сказки, затем фэнтези и фантастику (Подругина, 1994).

Главная особенность подросткового возраста - формирование неповторимой личности, осознание своего места в мире. Подросток уже не просто получает информацию о мире, он пытается определить своё отношение к нему.

Художественная литература для подростков ставит перед читателем ряд глобальных вопросов о природе человека и смысле его жизни, и, отвечая на эти вопросы, он учится жить в мире людей. На первый план в произведениях для подростков выходят человеческие отношения, в основе сюжета оказываются не только путешествия и приключения, но и конфликты. Усложняются образы героев, появляются психологические характеристики. Отходит на второй план оценочный компонент, поучительность и назидательность: подросток учится мыслить самостоятельно, он не склонен доверять готовым истинам, предпочитая проверять их на собственных ошибках. Поэтому книги и их герои становятся в этом возрасте уже не учителями и советчиками, а собеседниками, помогающими выросшему читателю разобраться в собственных мыслях, чувствах и переживаниях (Загвязинский, 2011).

Итак, о специфике детской художественной литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает читателя в период его интенсивного духовного роста.

Среди главных черт детской художественной литературы можно отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание поучительного и художественного компонентов.

4. Стилистическое своеобразие современной художественной детской литературы

В конце ХХ века, как и на рубеже XIX - XX веков, общество переживает большие потрясения, и процесс социальных преобразований не завершился до сих пор. Происходят определённые сдвиги в общественном сознании, которые не могут не влиять на ход всего литературного процесса.

Детская литература, как и литература вообще, пытается освоить новую реальность, а значит неизбежно обращается к новым темам и ищет новые художественные средства для отображения меняющейся действительности. Но в то же время современная художественная литература для детей продолжает развиваться в том направлении, которое оформлялось на протяжении всего ХХ века, а современные детские писатели опираются на достижения своих предшественников.

Как уже не раз отмечалось, главным открытием детской художественной литературы ХХ века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности, мыслящей, чувствующей, оценивающей окружающий мир. Для современных авторов такое понимание личности маленького человека становится точкой отсчёта и не требует доказательств, поэтому психологизм становится уже не новаторской, а неотъемлемой чертой детской литературы. Дидактическое начало при этом ослаблено, разговор с читателем идёт на равных (Борытко, 2009).

Как и многие поколения детских писателей, современные авторы опираются и на фольклорные традиции. По-прежнему одним из популярнейших жанров детской художественной литературы остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы.

Главными героями детских книг по-прежнему остаются сами дети. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в ХХ веке, прежде всего тема взаимоотношений детей со взрослыми и со сверстниками.

Однако в наше время детская литература не только сохраняет традиции ХХ века, но и приобретает такие черты, которые были совсем не свойственны произведениям для детей в прошлом столетии.

Изменения в жизни общества, произошедшие в последнее десятилетие, в значительной мере изменили и ситуацию в литературе. Без преувеличения можно сказать, что 90-е годы ХХ в. стали кризисными и для литературы вообще, и для детской художественной литературы в частности. Значительно упал тиражи книг для детей, закрылась часть детских журналов, опустели детские библиотеки. Только в последние несколько лет положение начало меняться.

Кроме того, возрождается традиция литературных конкурсов, открывающих всё новые и новые имена авторов, пишущих для детей.

Однако здесь возникает другая проблема - дети перестают читать книги, падает культура чтения, читательский уровень. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях (Жабицкая, 1994).

Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской художественной литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения.

Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские.

Однако существуют и примеры удачного сочетания занимательности и художественных достоинств, когда писатели ищут новые способы донести до ребёнка представления о вечных ценностях и моральных нормах.

В целом же современная детская художественная литература представляет собой подвижное противоречивое явление, находящееся в процессе становления, и сделать выводы о том, какие тенденции возобладают, можно будет только спустя некоторое время, когда ситуация стабилизируется.

Заключение

Художественная литература развивает многие способности детей: учит искать, понимать, любить - всем тем качествам, которыми должен обладать человек.

Именно книги формируют внутренний мир ребенка. Во многом благодаря им дети мечтают, фантазируют и изобретают.

Без интересных увлекательных книг невозможно себе представить настоящего детства. Однако, сегодня проблемы детского чтения, издания книг и периодики для детей и подростков стали еще острей.

Приобщение ребенка к «миру прекрасного» расширяет горизонты видения окружающего мира, создает новые потребности, совершенствует вкус.

Формирование у ребенка способности полноценно воспринимать, глубоко чувствовать и понимать прекрасное в искусстве, в природе, в поступках людей, в быту - это самая важная задача воспитания.

Приобщение к прекрасному в любой форме - это воспитание увлеченности, пробуждение активного, творческого отношения к миру.

Основным средством приобщения к «миру прекрасного» является художественная деятельность человека, выступающая и как усвоение, и как создание эстетических ценностей (Бордовская, 2011).

Художественная деятельность человека представляет собой активный процесс, который требует творческих сил личности, определенных знаний и умений, которые в этой деятельности и приобретаются, и проявляются.

Формирование полноценной личности ребенка немыслимо без воздействия художественной литературы.

Привитие ребенку любви к чтению особенно важно в подростковом возрастном периоде, когда налицо новый уровень развития самосознания, яркость чувств, постоянное стремление к новым впечатлениям, к общению и самовыражению.

Художественная литература несовместима с равнодушием, праздностью, серостью и скукой, которые так опасны в этом возрасте.

Удовлетворение и развитие художественных интересов ребенка создает благоприятные условия формирования его личности, делает содержательным его досуг, его любимые занятия.

Формирование художественных интересов зависит от индивидуальности ребенка, его способностей, условий жизни семьи.

Восприятие художественной литературы как присвоение художественных ценностей невозможно без умения смотреть и видеть, слушать и слышать. Оно представляет собой сложный процесс, имеющий свою специфику, свои тонкости.

Воспринимая произведение художественной литературы, дети могут ограничиться только вниманием к развитию фабулы, динамике действия.

Глубокие нравственные идеи, взаимоотношения литературных героев, их переживания останутся за пределами восприятия детей. Такое ограниченное, неполноценное восприятие нередко определяется влиянием сверстников, их реакцией.

Для того чтобы произведение художественной литературы выполняло свою воспитательную роль, оно должно быть соответствующим образом воспринято.

Отсюда вытекает важная психологическая задача - понять, как воспринимаются произведения искусства детьми разного возраста, какова специфика этого восприятия (Молдавская, 1976).

Поэтому изучение проблемы восприятия художественной литературы представляет несомненный интерес. Коммерциализация книжного рынка отрицательно сказалась на выпуске детской художественной литературы и картине детского чтения вообще: произошел резкий спад показателей издания детской художественной литературы; с расширением тематики детских книг, улучшением их качества значительно повысились цены на детские книги, которые оказываются недоступными населению.

Список использованной литературы

1. Анализ художественного произведения: Художественные произведения в контексте творчества писателя / Под ред. М.Л. Семановой. М.: Издательство «Просвещение», 1987. - 175 с.

2. Богданова О.Ю. Развитие мышления старшеклассников на уроках литературы. М.: Издательство «Педагогика», 1979. - с. 2 - 24.

3. Бордовская Н.В. Педагогика. М.: Издательство «Питер», 2011. -304 с.

4. Борытко Н. М. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2009. - 496 с.

5. Воспитание творческого читателя: Проблемы внеклассной и внешкольной работы по литературе / Под ред. С.В. Михалкова, Т.Д. Полозовой. М.: Издательство «Просвещение», 1981. - 240 с.

6. Голованова Н. Ф. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2011. - 240 с.

7. Дмитриева И.А. Педагогика. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2007. - 192 с.

8. Загвязинский В. И. Педагогика. М.: Издательство «Академия», 2011. - 352 с.

9. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев: Издательство «Штиинца» 1994. - 134 с.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Издательство «Академия», 2005. - 352 с.

11. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. Л.: Издательство ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - 154 с.

12. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: Издательство «Просвещение», 1977. - 208 с.

13. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.: Издательство «Педагогика», 1976. - 224 с.

14. Молдавская Н.Д. Самостоятельная работа учащихся над языком художественного произведения. М.: Издательство «Просвещение», 1964. - 144 с.

15. Неверов В.В. Беседы о художественной литературе. Л.: Издательство «Просвещение», 1983. - 162 с.

16. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Издательство «Книга», 1972. - 152 с.

17. Подругина И.А.Обзорный анализ художественного текста в старших классах. М.: Издательство «Просвещение», 1994. - 78 с.

18. Рожина Л.Н. Психология восприятия художественной литературы. М.: Издательство «Просвещение», 1977. - 176 с.

19. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: Методический словарь-справочник для библиотекарей. М.: Издательство «Школьная библиотека», 2004. - 248 с.

20. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Издательство «Просвещение», 1968. - 557 с.

21. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Издательство «Искусство», 1971. - 85 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль театрализованной игры в развитии личности ребенка. Содержание педагогической деятельности, направленной на знакомство дошкольников с художественной литературой и формирование творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2012

    Проблема нравственного воспитания дошкольников. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы. Воспитательная роль сказок. Формирование дружеских взаимоотношений у детей младшего дошкольного возраста посредством данного жанра.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2014

    Основные цели использования художественной литературы на уроках истории. Место художественной литературы на уроке истории и принципы ее отбора. Классификация произведений художественной литературы. Методика использования художественной литературы.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2004

    Анализ педагогического потенциала художественной литературы и его значимости в условиях современной действительности. Изучение особенностей влияния художественной литературы на детей разного возраста. Негативное воздействие литературы низкого качества.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2018

    Семья и ее социальные функции. Стили и типы воспитания. Факторы, влияющие на формирование личности. Воспитание младших школьников в различных по структуре семьях. Роль родителей в формировании личности ребёнка. Пути решения проблем в семейном воспитании.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2014

    История становления детской литературы. Возрастная периодизация детей дошкольного возраста. Психофизиологические и возрастные особенности ребенка как читателя. Средства, методы и приемы использования художественной литературы в работе с дошкольниками.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2014

    Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей. Особенности развития словаря дошкольников, методы его обогащения и активации. Развитие словаря детей 6–7 лет в процессе использования художественной литературы, его динамика.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2010

    Динамика восприятия в период дошкольного детства. Анализ восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста сказок. Экспериментальное выявление особенностей восприятия дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 08.11.2014

    Понятия художественной культуры. Использование произведений искусства для приобщения к ней. Художественная культура в условиях детского объединения. Использование произведений: литературы, живописи и музыки для обучения детей старшего школьного возраста.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2015

    Психолого-педагогические основы семейного воспитания, его влияние на формирование личности ребенка. Восприятия родителями ребенка как личности и типы взаимоотношений в семье Опытно-экспериментальная работа по анализу семьи как педагогической системы.

Былины об Илье Муромце

ГеройИлья Муромец, сын Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, крестьян села Карачарова под Муромом. Самый популярный персонаж былин, второй по силе (после Святогора) русский богатырь и первый отечественный супермен.

Иногда с былинным Ильей Муромцем отождествляется реальный человек, преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок, похороненный в Киево-Печерской лавре и канонизированный в 1643 году.

Годы создания. XII–XVI века

В чем суть. До 33-х лет Илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). Обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в Киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности Соловья-Разбойника. В Киеве Илья Муромец вступил в дружину князя Владимира и нашел богатыря Святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». В этом эпизоде он продемонстрировал не только физическую мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены Святогора. Позже Илья Муромец разбил «силу великую» под Черниговом, замостил прямую дорогу из Чернигова в Киев, инспектировал дороги от Алатырь-камня, испытал молодого богатыря Добрыню Никитича, спас богатыря Михайлу Потыка из плена в Сарацинском царстве, победил Идолище, вместе со своей дружиной ходил на Царьград, один разбил войско Калина-царя.

Илье Муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по Киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск Сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.

Как выглядит. Супермен. Былины описывают Илью Муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!

За что борется. Илья Муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:

«…постоять один за веру за отечество,

…постоять один за Киев-град,

…постоять один за церкви за соборные,

…поберечь он князя да Владимира».

Но Илья Муромец не только государственник - он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».

Способ борьбы. Поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.

С каким результатом. Несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя Владимира и бояр, неизменно побеждает.

Против чего борется. Против внутренних и внешних врагов Руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.

2. Протопоп Аввакум

«Житие Протопопа Аввакума»

Герой. Протопоп Аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха Никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. Аввакум - первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.

Годы создания. Приблизительно 1672–1675.

В чем суть. Уроженец приволжской деревни, Аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. Перебравшись в Москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю Алексею Михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх Никон. С присущим ему темпераментом Аввакум повел против Никона ожесточенную борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. Аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в Тобольск, Забайкалье, Мезень и Пустозерск. С места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был заточен в «земляную яму». Имел множество последователей. Церковные иерархи пытались уговорить Аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.

Как выглядит. Можно только догадываться: себя Аввакум не описал. Может, так, как выглядит священник на картине Сурикова «Боярыня Морозова» - Феодосия Прокопьевна Морозова была верной последовательницей Аввакума.

За что борется. За чистоту православной веры, за сохранение традиции.

Способ борьбы. Слово и дело. Аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. Считал самосожжение формой возможного сопротивления.

С каким результатом. Страстная проповедь Аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в Пустозерске.

Против чего борется. Против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. Подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.

3. Тарас Бульба

«Тарас Бульба»

Герой. «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Вечно неугомонный, он считал себя законным защитником православия. Самоуправно входил в села, где только жаловались на притеснения арендаторов и на прибавку новых пошлин с дыма. Сам с своими козаками производил над ними расправу и положил себе правилом, что в трех случаях всегда следует взяться за саб­лю, именно: когда комиссары не уважили в чем старшин и стояли пред ними в шапках, когда поглумились над православием и не почтили предковского закона и, наконец, когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Год создания. Повесть была впервые напечатана в 1835 году в сборнике «Миргород». Редакция 1842 года, в которой, собственно, все мы и читали «Тараса Бульбу», существенно отличается от первоначального варианта.

В чем суть. Всю свою жизнь лихой козак Тарас Бульба борется за освобождение Украины от угнетателей. Ему, славному атаману, невыносима мысль о том, что родные дети, плоть от плоти его, могут не последовать его примеру. По­этому изменившего священному делу сына Андрия Тарас без раздумий убивает. Когда же в плен попадает другой сын, Остап, наш герой специально проникает в сердце вражеского стана - но не для того, чтобы попытаться спасти сына. Единственная его цель - убедиться, что Остап под пытками не проявил малодушия и не отрекся от высоких идеалов. Сам Тарас погибает как Жанна д’Арк, предварительно подарив русской культуре бессмертную фразу: «Нет уз святее товарищества!»

Как выглядит. Чрезвычайно тяжел и толст (20 пудов, в пересчете - 320 кг), очи хмурые, исчерна-белые брови, усы и чуб.

За что борется. За освобождение Запорожской Сечи, за незалежность.

Способ борьбы. Военные действия.

С каким результатом. С плачевным. Все погибли.

Против чего борется. Против ляхов-угнетателей, иноземного ярма, полицейского деспотизма, старосветских помещиков и придворных сатрапов.

4. Степан Парамонович Калашников

«Песня о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове»

Герой. Степан Парамонович Калашников, купеческого сословья. Торгует шелками - с переменным успехом. Москвич. Православный. Имеет двух младших братьев. Женат на красавице Алене Дмитриевне, из-за которой и вышла вся история.

Год создания. 1838

В чем суть. Лермонтов не увлекался темой русского богатырства. Он писал романтические поэмы про дворян, офицеров, чеченцев и евреев. Зато он одним из первых выяснил, что XIX столетие богато разве что героями своего времени, а вот героев на все времена следует искать в глубоком прошлом. Там, в Москве Ивана Грозного, ибыл найден (вернее, придуман) богатырь с говорящей ныне фамилией Калашников. Молодой опричник Кирибеевич влюбляется в его жену и нападает на нее ночью, уговаривая отдаться. На следующий день оскорбленный муж вызывает опричника на кулачный бой и убивает его одним ударом. За убийство любимого опричника и за то, что Калашников отказывается назвать причину своего поступка, царь Иван Васильевич велит казнить молодого купца, но не оставляет милостью и заботой его вдову и детей. Такая вот царская справедливость.

Как выглядит.

«Горят очи его соколиные,

На опричника смотрит пристально.

Супротив него он становится,

Боевые рукавицы натягивает,

Могучие плечи распрямливает».

За что борется. За честь своей женщины и семьи. Нападение Кирибеевича на Алену Дмитриевну видели соседи, и теперь она не может показаться на глаза честным людям. Хотя, выходя на бой с опричником, Калашников торжественно заявляет, что борется «за святую правду-матушку». Но герои иногда передергивают.

Способ борьбы. Кулачный бой со смертельным исходом. Фактически убийство среди бела дня на глазах у тысяч свидетелей.

С каким результатом.

«И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася».

Но зато и Кирибеевича закопали.

Против чего борется. Зло в поэме олицетворяет опричник с иноземным отчеством Кирибеевич, да еще и родственник Малюты Скуратова, то есть враг в квадрате. Калашников называет его «басурманский сын», намекая на отсутствие у своего врага московской регистрации. Да и первый (он же последний) удар это лицо восточной национальности наносит не в лицо купцу, а в православный крест с мощами из Киева, что висит на молодецкой груди. Алене же Дмитриевне он говорит: «Я не вор какой, душегуб лесной, / Я слуга царя, царя грозного…» - то есть прикрывается высочайшей милостью. Так что героический поступок Калашникова не что иное, как преднамеренное убийство на почве национальной розни. Лермонтову, который сам участвовал в кавказских кампаниях и много писал о войнах с чеченцами, тема «Москвы для москвичей» в ее антибасурманском разрезе была близка.

5. Данко «Старуха Изергиль»

Герой Данко. Биография неизвестна.

«Жили на свете в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди… Данко - один из тех людей…»

Год создания. Новелла «Старуха Изергиль» впервые напечатана в «Самарской газете» в 1895 году.

В чем суть. Данко - плод неудержимой фантазии той самой старухи Изергиль, чьим именем названа новелла Горького. Знойная бессарабская старуха с богатым прошлым рассказывает красивую легенду: во времена оны произошел передел собственности - случились разборки между двумя племенами. Не пожелав оставаться на оккупированной территории, одно из племен ушло в лес, но там у народа случилась массовая депрессия, ибо «ничто - ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы». В критический момент Данко не позволил своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предложил следовать за ним - в неизвестном направлении.

Как выглядит. «Данко… молодой красавец. Красивые - всегда смелы».

За что борется. Поди знай. За то, чтобы выбраться из леса и тем самым обеспечить своему народу свободу. Где гарантии, что свобода именно там, где закончится лес, непонятно.

Способ борьбы. Неприятная физиологическая операция, свидетельствующая о мазохическом складе личности. Саморасчленение.

С каким результатом. С двойственным. Из леса выбрался, но тут же умер. Изощренное издевательство над собственным организмом даром не проходит. Благодарности за свой подвиг герой не получил: его собственноручно вырванное из груди сердце было растоптано чьим-то бессердечным каблуком.

Против чего борется. Против коллаборационизма, соглашательства и низкопоклонства перед завоевателями.

6. Полковник Исаев (Штирлиц)

Корпус текстов, от «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» до «Бомбы для председателя», важнейший из романов - «Семнадцать мгновений весны»

Герой. Всеволод Владимирович Владимиров, он же Максим Максимович Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц, он же Эстилиц, Бользен, Брунн. Сотрудник пресс-службы правительства Колчака, чекист-подпольщик, разведчик, профессор истории, разоблачающий заговор последователей нацизма.

Годы создания. Романы о полковнике Исаеве создавались на протяжении 24 лет - с 1965 по 1989 год.

В чем суть. В 1921 году чекист Владимиров освобождает Дальний Восток от остатков Белой армии. В 1927-м его решают направить в Европу - именно тогда рождается легенда о немецком аристократе Максе Отто фон Штирлице. В 1944 году он спасает Краков от уничтожения, помогая группе майора Вихря. В самом конце войны ему поручена важнейшая миссия - срыв сепаратных переговоров Германии с Западом. В Берлине герой вершит свое нелегкое дело, попутно спасая радистку Кэт, конец войны уже близок, и Третий рейх рушится под песню Марики Рекк «Семнадцать мгновений апреля». В 1945 году Штирлицу присвоено звание Героя Советского Союза.

Как выглядит. Из партийной характеристики члена НСДАП с 1933 года фон Штирлица, штандартенфюрера СС (VI отдел РСХА): «Истинный ариец. Характер - нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…»

За что борется. За победу коммунизма. Неприятно себе в этом признаваться, но в некоторых ситуациях - за родину, за Сталина.

Способ борьбы. Разведка и шпионаж, местами дедуктивный метод, смекалка, сноровка-маскировка.

С каким результатом. С одной стороны, он спасает всех, кто в этом нуждается, и успешно ведет подрывную деятельность; выявляет законспирированные агентурные сети и побеждает главного врага - шефа гестапо Мюллера. Однако Советская страна, за честь и победу которой он борется, благодарит своего героя по-своему: в 1947 году его, только что прибывшего в Союз на советском теплоходе, арестовывают, и по распоряжению Сталина расстреливают его жену и сына. Штирлиц выходит из тюрьмы только после смерти Берии.

Против чего борется. Против белых, испанских фашистов, германских нацистов и всех врагов СССР.

7. Николай Степанович Гумилев «Посмотри в глаза чудовищ»

Герой Николай Степанович Гумилев, поэт-символист, супермен, конкистадор, член ордена Пятый Рим, вершитель советской истории и бесстрашный уничтожитель драконов.

Год создания. 1997

В чем суть. Николай Гумилев не был расстрелян в 1921 году в застенках ЧК. От расстрела он был спасен Яковом Вильгельмовичем (или Джеймсом Уильямом Брюсом), представителем тайного ордена Пятый Рим, созданного еще в XIII веке. Обретя дар бессмертия и могущества, Гумилев шагает по истории XX века, щедро оставляя в ней свои следы. Укладывает в постель Мэрилин Монро, попутно строя куры Агате Кристи, дает ценные советы Яну Флемингу, по вздорности характера затевает дуэль с Маяковским и, бросив в Лубянском проезде его хладный труп, бежит, предоставив милиции и литературоведам сочинить версию самоубийства. Принимает участие в съезде писателей и подсаживается на ксерион - магическую дурь на основе драконьей крови, которая дарит членам ордена бессмертие. Все бы ничего - проблемы начинаются позже, когда злые драконьи силы начинают угрожать не только миру вообще, но семейству Гумилева: жене Аннушке и сыну Степе.

За что борется. Сначала за добро и красоту, потом ему становится уже не до высоких идей - он просто спасает жену и сына.

Способ борьбы. Гумилев участвует в немыслимом количестве битв и сражений, владеет приемами рукопашного боя и всеми видами огнестрельного оружия. Правда, для достижения особой ловкости рук, бесстрашия, всесилия, неуязвимости и даже бессмертия ему приходится закидываться ксерионом.

С каким результатом. Этого не знает никто. Роман «Посмотри в глаза чудовищ» обрывается, так и не дав ответа на этот животрепещущий вопрос. Все продолжения романа (и «Гиперборейская чума», и «Марш экклезиастов»), во-первых, куда в меньшей степени признаны поклонниками Лазарчука - Успенского, а во-вторых, и это самое важное, тоже не предлагают читателю разгадки.

Против чего борется. Узнав о реальных причинах бедствий, обрушившихся на мир в XX столетии, он борется прежде всего с этими напастями. Другими словами - с цивилизацией злобных ящеров.

8. Василий Теркин

«Василий Теркин»

Герой. Василий Теркин, рядовой запаса, пехотинец. Родом из-под Смоленска. Холост, детей нет. Имеет награду по совокупности подвигов.

Годы создания. 1941–1945

В чем суть. Вопреки распространенному мнению потребность в таком герое появилась еще до Великой Отечественной войны. Твардовский придумал Теркина во время финской кампании, где он вместе с Пулькиными, Мушкиными, Протиркиными и другими персонажами газетных фельетонов сражался с белофиннами за Родину. Так что в 1941 год Теркин вошел уже опытным бойцом. К 1943-му Твардовский от своего непотопляемого героя устал и хотел было отправить его в отставку по ранению, но письма читателей вернули Теркина на фронт, где он провел еще два года, был контужен и трижды попадал в окружение, отвоевывал большие и малые высоты, вел бои в болотах, освобождал деревни, брал Берлин и даже говорил со Смертью. Его простоватое, но искрометное остроумие неизменно спасало его от врагов и цензоров, но вот девушек оно решительно не привлекало. Твардовский даже обратился к читательницам с призывом полюбить его героя - просто так, от сердца. Все-таки не обладают советские герои сноровкой Джеймса Бонда.

Как выглядит. Красотою наделен Не был он отменной, Не высок, не то чтоб мал, Но герой - героем.

За что борется. За дело мира ради жизни на земле, то есть задача у него, как у любого солдата-освободи­теля, глобальная. Сам Теркин уверен, что воюет «за Россию, за народ/ И за все на свете», но иногда на всякий случай упоминает и советскую власть - как бы чего не вышло.

Способ борьбы. На войне, как известно, любые средства хороши, поэтому в ход идет все: танк, автомат, нож, деревянная ложка, кулаки, зубы, водка, сила убеждения, шутка, песня, гармошка…

С каким результатом . Несколько раз находился на волосок от смерти. Должен был получить медаль, но из-за опечатки в списке награда так и не нашла героя.

Зато его нашли подражатели: к концу войны практически в каждой роте был уже свой «Теркин», а в некоторых - и по два.

Против чего борется. Сначала против финнов, потом против фашистов, еще иногда против Смерти. На самом деле Теркин был призван бороться с депрессивными настроениями на фронте, что с успехом и делал.

9. Анастасия Каменская

Серия детективов об Анастасии Каменской

Героиня. Настя Каменская, майор МУРа, лучший аналитик Петровки, гениальный оперативник, в манере мисс Марпл и Эркюля Пуаро расследующая тяжкие преступления.

Годы создания. 1992–2006

В чем суть. Работа оперативника предполагает нелегкие будни (первое свидетельство тому - телесериал «Улицы разбитых фонарей»). Но Насте Каменской трудно носиться по городу и ловить бандитов в темных переулках: она ленива, слаба здоровьем и больше всего на свете любит покой. Из-за этого у нее периодически возникают сложности в отношениях с руководством. Только первый ее начальник и учитель по прозвищу Колобок верил в ее аналитические способности безгранично; прочим же приходится доказывать, что лучше всего она расследует кровавые преступления, сидя в кабинете, попивая кофе и анализируя, анализируя.

Как выглядит. Высокая худощавая блондинка, черты лица невыразительные. Никогда не пользуется косметикой, одежду предпочитает неброс­кую, удобную.

За что борется. Определенно не за скромную милицейскую зарплату: зная пять иностранных языков и имея кое-какие связи, Настя может в любую минуту уйти с Петровки, но не делает этого. Выходит, борется за торжество правопорядка.

Способ борьбы. Прежде всего аналитика. Но иногда Насте приходится изменять своим привычкам и самостоятельно выходить на тропу войны. В этом случае в ход идут актерские способности, искусство перевоплощения и женское обаяние.

С каким результатом. Чаще всего - с блестящим: преступники разоблачены, пойманы, наказаны. Но в редких случаях некоторым из них удается скрыться, и тогда Настя не спит ночами, курит одну сигарету за другой, сходит с ума и пытается примириться с несправедливостью жизни. Однако пока благополучных финалов явно больше.

Против чего борется. Против преступности.

10. Эраст Фандорин

Серия романов об Эрасте Фандорине

Герой. Эраст Петрович Фандорин, дворянин, сын мелко­го помещика, проигравшего фамильное состояние в карты. Начал карьеру в сыскной полиции в чине коллежского регистратора, успел побывать на Русско-турецкой войне 1877–1878 годов, послужить в дипломатическом корпусе в Японии и вызвать немилость Николая II. Дослужился до статского советника и ушел в отставку. Частный детектив и консультант при различных влиятельных персонах с 1892 года. Феноменально удачлив во всем, особенно в азартных играх. Холост. Имеет некоторое количество детей и других потомков.

Годы создания. 1998–2006

В чем суть. Рубеж XX–XXI веков вновь оказался эпохой, которая ищет себе героев в прошлом. Акунин нашел своего защитника слабых и угнетенных в галантном XIX столетии, но в той профессиональной сфере, которая становится особенно популярной именно сейчас, - в спецслужбах. Из всех стилизаторских начинаний Акунина Фандорин - самое обаятельное и потому живучее. Его биография начинается в 1856 году, действие последнего романа датируется 1905-м, а конец истории пока не написан, так что от Эраста Петровича всегда можно ждать новых свершений. Хотя Акунин, как ранее Твардовский, с 2000 года все порывается покончить со своим героем и написать про него последний роман. «Коронация» носит подзаголовок «Последний из романов»; написанные после нее «Любовник Смерти» и «Любовница смерти» издавались в качестве бонуса, но потом стало ясно, что так просто читатели Фандорина не отпустят. Нужен, нужен народу элегантный сыщик, знающий языки и пользующийся бешеным успехом у женщин. Не все же «Менты», в самом деле!

Как выглядит. «Это был весьма миловидный юноша, с черными волосами (которыми он втайне гордился) и голубыми (увы, лучше бы тоже черными) глазами, довольно высокого роста, с белой кожей и проклятым, неистребимым румянцем на щеках». После пережитого несчастья его облик приобретает интригующую дам деталь - седые виски.

За что борется. За просвещенную монархию, порядок и законность. Фандорин мечтает о новой России - облагороженной на японский манер, с твердо и разумно установленными законами и их скрупулезным исполнением. О России, не прошедшей через Русско-япон­скую и Первую мировую войну, революцию и войну гражданскую. То есть о России, которая могла бы быть, если бы у нас хватило удачи и здравого смысла ее построить.

Способ борьбы. Сочетание дедуктивного метода, приемов медитации и японских боевых искусств с почти мистической удачливостью. Кстати приходится и женская любовь, которой Фандорин пользуется во всех смыслах.

С каким результатом. Как мы знаем, той России, о которой мечтает Фандорин, не случилось. Так что глобально он терпит сокрушительное поражение. Да и в мелочах тоже: те, кого он пытается спасти, чаще всего гибнут, а преступники так и не попадают за решетку (умирают, или откупаются от суда, или просто исчезают). Впрочем, сам Фандорин неизменно остается жив, как и надежда на финальное торжество справедливости.

Против чего борется. Против непросвещенной монархии, революционеров-бомбистов, нигилистов и общественно-политического хаоса, который в России может наступить в любой момент. По ходу дела ему приходится сражаться с бюрократией, коррупцией в высших эшелонах власти, дураками, дорогами и обыкновенными уголовниками.

Иллюстрации: Мария Соснина

Художественная литература рассказывает об удивительных вещах, которые, возможно, никогда не случатся с нами в реальной жизни. Вместе с героями книг можно бесконечно путешествовать, влюбляться, преодолевать трудности и, конечно же, набираться жизненного опыта. Книги, как хорошие друзья, могут подсказать решение личных проблем. Тем, кто потерял твёрдую почву под ногами, советует 7 художественных произведений, способных помочь взглянуть на этот мир другими глазами.

«Над пропастью во ржи» (1951)

Джером Дэвид Сэлинджер

Холден Колфилд страдает от немотивированной агрессии, патологической раздражительности и неприкрытого цинизма. Потеряв смысл жизни и утратив возможность влиять на ход значимых ситуаций, он начинает отрицать действительность. Нет, он не странный. Просто ему 17.

В книге нет закрученного сюжета на 1000 страниц. В ней есть душа юных поколений, бунтарей и борцов с системой.

«Хорошо быть тихоней» (1999)

Стивен Чбоски

Чарли излишне наивен для своих пятнадцати лет. Высказывать личное мнение, бороться за место под солнцем — это не для него. Книги Чарли понимает лучше, чем людей. Он космически одинок, хотя с ним всегда кто-то рядом. Герой хранит страшную тайну даже от самого себя.

В этом произведении нет сложных слов. В нём есть мир, показанный глазами интроверта.


«Заводной апельсин» (1962)

Энтони Берджесс

Алекс совмещает внутри себя любовь к насилию и красоте. Он — жертва своего времени, которая одновременно является и палачом системы. После того, как малолетний преступник попадает в экспериментальную программу по перевоспитанию, он теряет ту часть себя, что отвечала за волю к жизни. Без внутренних порывов Алекс становится недочеловеком. И любимая музыка Бетховена вызывает теперь только тошноту.

Хэппи энда здесь ожидать не стоит. Эта книга — размышление над природой человеческой жестокости и стремлением к прекрасному.


«Мартин Иден» (1909)

Джек Лондон

Простой моряк Мартин Иден, ослеплённый поставленными перед собой целями, полностью поглощается в чтение книг и написание собственных произведений. Даже сон кажется молодому человеку пустой тратой времени. Усердие — это хорошо, но в избытке оно приводит к совершенно неожиданным результатам.

В этом романе Джек Лондон не открывает новых истин, а в который раз напоминает, что ценность личности не зависит от степени её признания.


«На западном фронте без перемен» (1929)

Эрих Мария Ремарк

Пауль Боймер любил жизнь, но у войны были другие планы на этот счёт. Она забросила молодого немца в холодный окоп и обрекла на выживание. Его сослуживцы — такие же, как он. Люди без прошлого и без будущего.

В этой книге мало патриотических чувств. В ней много сожалений о потерянном поколении.


«Подросток» (1875)

Фёдор Михайлович Достоевский

Главный герой, молодой человек с чуткой, но неразвитой душой, испытывает соблазны своего времени. Достоевский мастерски смешивает в своём произведении романтику и пошлость, боль и злопамятность, страсть и неуклюжесть, любовь и неприятие, самоуверенность и всепоглощающий страх, банальность и своеобразие, псевдоисключительность и продажность, юношеский максимализм и слабоумие.

В этой книге — срез эпохи с целой палитрой настроений, которые были свойственны молодежи, брошенной старшим поколением.


«Два капитана» (1940)

Вениамин Каверин

Саня Григорьев упрям, горд и противоречив. Его жизненный девиз — «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Личность Александра для каждого без исключения становится ориентиром, за которым хочется следовать. Светлая и немного идеализированная история о романтике научного поиска всё так же привлекает молодых искателей правды жизни.

В книге нет трагизма. В ней есть жизнеописание, которому хочется верить.


Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях


Top