Барселона дом в стиле модерн. Архитектура Барселоны – модерн в компании каталонской готики

October 20th, 2013

Я очень люблю стиль модерн - в архитектуре и дизайне. В Барселоне в этом плане есть чем поживиться. На сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением, было создано несколько шедевров. И есть один очень знаменитый творец, который оставил после себя особенно богатое наследство в самом конце этого благостного для страны периода...
Дома Гауди, самого известного архитектора на Пиренейском полуострове обязательны к посещению всем любителям стиля модерн... Всего он оставил 18 объектов после себя.

Из жилых домов - наиболее известны 2 - Дом Костей и Дом-Пещера. Когда я планировала поездку, у меня был выбор - какой из двух домов Гауди посмотреть. Я остановилась на "Пещере", потому что именно это здание считается самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением Гауди даже с точки зрения сегодняшнего дня.

Этот дом стал к тому же последней из четырех построек Гауди на проспекте Грасиа и второй из сохранившихся. Считается, что свои устремления автор не мог со всей полнотой воплотить в архитектуре другого дома (Костей), где от архитектора требовалось только проведение реконструкции. А потому только здесь архитектор смог выразить полностью свое виденье планировки здания с подвала до крыши.

Многочисленные отзывы - заклинали нас идти именно в "пещеру", так как там внутри гораздо интересней, в отличие от "дома костей". В "пещере" доступна для обзора - квартира домовладельцев, целый этаж со всей обстановкой того времени... Об этой квартире уже был пост в сообществе и очень красивый, я только надеюсь рассказать об этом памятнике искусства - по своему.

дом Мила (Casa Mila), «Ла Педрера» (La Pedrera) - это последняя завершённая работа Гауди. Хотя она имеет несколько названий, но второе - народное - «каменоломня» или «каменная пещера» мне кажется наиболее верным.

Горы, море и пустыня были основной символикой этого проекта.

Гауди назвал фасад "ископаемая волна в одном обширном море камня". Антонио Гауди соеденил особенности каталонской архитектуры (национальную готику ) с входившим тогда в моду стилем модерн.

Сглаженные формы стекают с крыши, как вода с речных порогов, заставляя взгляд скользить вниз по череде водоворотов.


Хотя в здании несущими являются прежде всего - колонны, но глыбы камня для постройки дома были такими тяжёлыми, что для перемещения их требовался специальный транспорт. И это едва не привело подрядчика к банкротству. Каждый камень приходилось поднимать не один раз, прежде чем он ляг на место.


Это своего рода гора, созданная человеком, с пещерами, открывающимися на фасаде. Тема – морские водоросли, повисшие на напоминающих утёсы выступах фасада... Изначально Гауди планировал все балконы украсить пышной растительностью, что бы смягчить каменный фасад. Но и сейчас дом вполне украшен листьями и растениями - только чугунными.



Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в русле одной из сильнейших ремесленных традиций Каталонии. Ворота и ограда содержат бесконечное повторение отлитых из чугуна цветов пальмы. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Милa, принадлежит коллеге Гауди - Жузепо-Марии Хухолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди. Архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.

Одна из историй повествует о том, как он довёл до слёз скульптора, заставляя вновь и вновь переделывать работу, и наконец сам взял в руки резец и изваял декоративную розу, предназначенную для украшения верхней части фасада. Скульптор вырезал конкретную розу с натуры, а Гауди требовалась квинтэссенция розы. Он убирал детали, пока изображение не превратилось в идеал, в розу вообще, застывшую в момент своего расцвета.


Эта роза должна была символизировать жену его клиента, с которой хотел наладить отношения и которая изначально была против его участия в строительстве здания.

С другой стороны - многие описывают розу на его здании - как символ богоматери. Возможно второе предположение ближе к истине, нежли красивое посвящение прекрасной синьоре. Дело в том, что Гауди намеревался разместить еще несколько посвящений святой Деве Марии (в том числе в виде скульптурной композиции в специальной нише на крыше). К тому моменту архитектор стал очень религиозен. Однако в Барселоне поднялась ожесточенная кампания против духовенства, приведшая к поджогам монастырей и кровопролитию. И осторожный владелец дома (племянник мэра Барселоны и депутат) не решился воплотить замыслы Гауди до конца, а про розу сочинил красивую романтическую историю:)
От этого замысла осталась только надпись через весь фасад на латинском языке.



Возможно, Педрера - это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение концепции верности природе, которую исповедовал Гауди. В его проектах нет ни одной прямой линии, нет их и в природе. К сожалению, впоследствии конфигурация квартир внутри здания была значительно выпрямлена.


Сам Гауди сказал про своё произведение: "... исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая... так, мой дворец станет светлее света".


Что бы сделать "пещеру" более светлой и наполненной воздухом - Гауди сконструировал два внутренних двора и шесть световых колодцев... Перекрытие внутреннего дворика, имеющего в плане округлую форму, представляет собой своеобразную копию конструкции главного собора Барселоны, выполненного в готическом стиле.

Для справедливости напишу, что все расчеты для сооружения новой конструкции были произведены помощниками архитектора- Хайме Байо и Каналетой по эскизам Гауди. А опоры конструкции были рассчитаны Хайме Байо, братом работавшего с Гауди подрядчика Байо, который в то время в Школе архитектуры преподавал сопротивление материалов.

В 1984 году "пещера", "дом Мила" был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Давайте же зайдем и посмотрим, что внутри...






Экскурсия начинается на самом деле - сверху, где под самой крышей находится музей архитектора.


Чердак располагается над последним перекрытием. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План конструкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой композиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки.
Форуму этих арок переняли и другие известные архитекторы того времени. Например, архитектор Хосе Пуиг приезжал посмотреть и уточнить - с какой точки конструкции нужно начинать сооружение арки, которую Гауди именовал "уравновешенной".



здесь показаны детали планировки здания, чертежи, макеты и даже фильмы о его творчестве...


Потом можно зайти на крышу или спуститься вниз - в жилую квартиру с предметами обстановки стиля модерн.

Сначала я покажу личные апартаменты, а потом - свожу Вас на крышу:)


Некоторые переходы внутри здания - так же открыты для осмотра...

Гауди был не просто архитектором - он продумал весь дизайн - от стульев до дверных ручек.




Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести. Образцом совершенства он считал куриное яйцо.





Он так же собственноручно лепил восковую модель шестигранной плитки для тротуара, которую впервые применили на стройке дома Батльо. Когда эти плитки с рельефом укладываются по семь штук, получается три изображения: водоросль, раковина и морская звезда.
В его доме - все продумано до мельчайших деталей... Я навсегда осталась под большим впечатлением от увиденного...



К сожалению, после его смерти владелица (не взлюбившая архитектора жена владельца дома) - полностью изменила интерьер после смерти архитектора, оставив не затронутыми только детали фурнитуры здания...



Правда после реставрации здания банком Каталонии - квартира на предпоследнем этаже приобрела вид типичных апартаментов дворянской семьи начала XXв.


А часть мебели из квартиры владельцев сейчас стоит в доме-музее Гауди в Парке Гуэль. Например, эта.


Но изучать интерьер и предметы декора было настолько же увлекательно как и осматривать само здание, хотя они относятся у разным периодам одного стиля...


Музей-квартира занимает 2 жилых квартиры на 4-м этаже здания.










Это кухня



кофемолка, а не мясорубка!:)


кофейник или чайник? того времени


Гладильная



а как Вам этот чемодан для одежды?

В конце осмотра есть детская, в которой самым интересным экспонатом я нашла - шкаф с миниатюрными моделями комнат...

А теперь - поднимемся на крышу:)





На крыше дома есть терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах.







Формы этих элементов не являются совсем безумными - они в принципе отвечают своей утилитарной функции, хотя и были конечно существенно приукрашены... Вентиляции в здании Гауди отводил больше значение - тут много дымоходов и вентиляционных труб.


Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла.




До сих пор спорят - в этих скульптурах отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира) или же архитектор придал им сходство со всеми известными персонажами сказок...



Сам архитектор сказал, что формы этих труб перекликаются с очертаниями гор, окружающих Барселону, которые можно увидеть с крыши этого дома.


Да, виды от туда - просто замечательные!



В конце осмотра жилой квартиры есть сувенирный с очень неплохими альбомами по искусству и интересными изделиями в стиле Гауди...



Это жилой дом то есть там до сих пор живут люди. Не знаю как они терпят присутствие толп туристов, но жить в таком доме наверное - очень интересно)





Его работа представляет собой имитацию жизни космоса, внутри которого люди должны проходить через мистическо-первобытное существование...

Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (адрес Pg. De Gracia, 92,

Для начала небольшой экскурс о каталонском модерне. Это не ровно то же, что французское арт-нуво.

Для Каталонии конца девятнадцатого века модерн означал не просто новое искусство (плавные линии, асимметрия, вдохновение природой и символизм) и промышленный прогресс (железо, стекло и бетон, позволившие эксперименты с материалами), но и возрождение каталонской культуры.

Сугубо каталонское в модерне – традиционные ремесла (цветная мозаика) и сюжеты мифологии (легенда о покровителе Каталонии Святом Георгии). Стоит помнить и о влиянии арабской архитектуры, которое всегда было сильно в Испании.

Модерн в Барселоне ассоциируется с Антонио Гауди. Но мы расскажем не только про его дома, но и о зданиях других знаменитых архитекторов, творивших в то же время. Основной площадкой, на которой оттачивали свои фантазии модернисты в начале двадцатого века, стал современный район Эшампле.

Разбогатевшей каталонской буржуазии понадобились новые дома, которыми можно было бы козырять перед знакомыми. Так появился Эшампле с бульваром Грасия. На нем и построили здания три главных архитектора каталонского модерна: Антонио Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер и Жозеп Пуч-и-Кадафалк.

На бульваре Грасия рядом стоят три шедевра модерна: Дом Бальо Гауди, Дом Лео Морера Доменека-и-Монтанера и Дом Амалье́ Пуча-и-Кадафалка. Этот квартал назвали «Яблоко раздора» (Illa de la Discordia).

Бальо – самый необычный и яркий проект Гауди, заказанный ему промышленником Жозепом Бальо-и-Касановасом. В архитектуре зашифрована легенда о Святом Георгии. Крыша напоминает хребет дракона, башенка-купол – рукоятку меча святого.

Силуэт дома как внутри, так и снаружи кажется причудливым скелетом. Балконы похожи на кости и карнавальные маски.

Фасад, выложенный полихромной цветной мозаикой, меняет оттенки в зависимости от освещения (на ум приходят «Кувшинки» Моне).

Для облицовки дома Гауди использовал традиционные каталонские техники – цветную мозаику для фасада и крыши, а также бело-синюю плитку – для внутреннего двора.

Экскурсии по дому проходят с толково составленным аудиогидом, вплоть до указаний: «а теперь посмотрите на внутренний дворик снизу вверх».

CASA LLEÓ MORERA

Дом архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера, одного из основателей и идеологов каталонского модерна. Заказ поступил в 1902 году от сеньоры Франчески Мореры, чья семья разбогатела в Новом свете. Потом к названию добавилась фамилия ее сына – Лео.

Фасад не сохранился в первоначальном виде, но до сих пор можно видеть статуи, классические, но если приглядеться, они держат в руках приметы времени – граммофон, телефон и электрическую лампочку.

Доменек-и-Монтанер придумал архитектурный проект дома, а внутренную отделку были приглашены делать видные мастера тех времен – скульпторы, краснодеревщики и стекольщики. Сейчас восстановлены интерьеры с богатой деревянной отделкой, керамикой и мозаикой.

Любопытно, что всюду натыкаешься на символы, связанные с фамилиями владельцев. Морера переводится как «шелковица», поэтому керамика в форме цветка, изображения тутового дерева в витражах и мозаике.

Также ищите каменного льва, ведь так переводится фамилия Лео. Самая яркая часть дома – невероятные витражи с петушками и мозаики с дамами, отдыхающими на лужайке у пруда. Все визиты в Дом Лео Морера проходят только по предварительной записи на сайте.

CASA MILÀ (LA PEDRERA)

Дом Мила, прозванный также каменоломней (La Pedrera). В 1905 году магнат Пере Мила поручил построить Антонио Гауди дом с квартирами для сдачи и в том числе с аппартаментами для себя.

Архитектор сделал акцент на волнообразном фасаде и кованых железных конструкциях балконов. Кажется, что засохший плющ обвивает камень. Мила известен выдающейся крышей, где архитектор замаскировал дымоходы и вентиляционные отверстия под каменных воинов.

Считается, что за образец фигур взяты средневековые рыцари. Возможно, Гауди думал и про древнегреческий миф о зубах дракона, из которых выросли воины. Нам в голову отчего-то пришли 33 богатыря из морской пучины в «Сказке о царе Салтане». Главный пункт посещения в Миле – крыша и одна из квартир, где сохранена обстановка начала 20 века.

PALAU DE LA MÚSICA CATALANA

Один из самых важных архитектурных проектов Луиса Доменека-и-Монтанера – Дом каталонской музыки, которым он занимался с 1905 по 1908 год.

Красно-кирпичный фасад отчасти содержит мавританские влияния – с типичными башенками и колоннами, но также и с модернисткими скульптурами, кованым железом, мозаикой и пестрой плиткой.

Ошеломляющее впечатление здание проиводит изнутри, в фойе – витражи и мозаики, а концертный зал – с эмалевыми панелями на потолке, витражным куполом и витражами по всему периметру.

Благодаря обилию стекла для концертного зала днем используется только естественное освещение. В Дом каталонской музыки можно прийти на экскурсию.

HOSPITAL DE SANT PAU

Еще одно произведение Луиса Доменека-и-Монтанера – госпиталь Святого Павла. По масштабности его отчасти можно сравнить с Саграда Фамилия коллеги Гауди.

Оригинальная идея архитектора заключалось в постройке 48 современных и функциональных павильонов, но только 27 из них были построены.

Он соединил в фасаде элементы готики и арабского стиля, добавив туда цветные черепицу и плитку, а также кованые железные конструкции цвета «мышьяк», типичные для модерна.

Внутри – витражи, керамика, мозаики с растительными орнаментами, светильники из цветного стекла. Можете вообразить такой госпиталь?

Сейчас больница переехала в новое здание. Павильоны Hospital de Sant Pau отреставрировали и превратили в музей.

CASA AMATLLER

Третье важное имя для каталонского модерна – Жозеп Пуч-и-Кадафалк. В «Яблоке раздора» его Дом Амалье́ стоит посередке между домами Бальо и Лео Морера. Как и в случае c его коллегами, дом был заказан нуворишем, шоколадным магнатом Антонио Амалье.

Пуч-и-Кадафалк снабдил дом ступенчатым фронтоном в фламандском стиле и готическими окнами. Фасад выложен плиткой пастельных тонов, отчего здание немного напоминает пряничный домик.

Людмила Егоршина - Людмила Егоршина - в прошлом обозреватель журнала «Афиша» и ведущая рубрик о путешествиях, культуре и моде на сайте elle.ru. Объездила половину мира, но особую склонность питает к культуре Азии и итальянской кухне.

Барселона подарила миру архитектурный стиль под названием каталонский модернизм. Это яркое течение существовало в конце XIX-начале XX в. Каталонская ветвь модерна представлена фантастическими работами Антонио Гауди, гиганта архитектурного искусства. Его динамичные и наполненные богатой фантазией творения, наряду с работами Жозепа Пуч-и-Кадафалка и Луиса Доменек-и-Монтанера, можно встретить в Барселоне повсеместно, а культовый храм Гауди превратился почти в синоним города.

Гауди католик и каталонец

Гауди был набожным католиком и патриотом Каталонии. Помимо источников в природе, он черпал вдохновение в образах каталонских средневековых церквей и гордился тем, что использует местные строи тельные материалы: глину, камень и дерево. В контрасте со своей архитектурой Гауди жил простой жизнью и не чурался стучать в двери, буквально выпрашивая деньги на строительство собора.

Когда Гауди стал более предприимчивым, он производил впечатление волка-одиночки. С возрастом он все больше полагался исключительно на религиозное чувство, посвятив остаток жизни тому, что осталось символом Барселоны - незаконченному храму Святого Семейства.

В 1926 г. Гауди умер. По дороге в церковь Св. Филиппа Нери, куда архитектор ходил каждый день, его сбил трамвай. Одежда на Гауди была поношенная, с пустыми карманами (он освободил их для апельсиновых корок), так что поначалу его приняли за нищего и отправили в соседнюю больницу, где положили в палате для бедняков; он скончался два дня спустя. Тысячи людей приняли участие в похоронной процессии к храму Святого Семейства, в крипте которого Гауди и был похоронен.

Как и у его незавершенного творения, храма Святого Семейства, история Гауди далека от окончания. В марте 2000 г. Ватикан решил возобновить процесс канонизации архитектора, и паломники уже приходят поклониться его могиле. Один из ключевых скульпторов, работающих над церковью, японец Эцуро Сотоо, принял католичество из-за страстного увлечения архитектурой Гауди.

Творения Гауди

В своей работе архитектор обращался к житейски ярким, но часто сказочного или сюрреалистического свойства приемам. Прекрасным образцом этого подхода служит частный многоквартирный дом Бальо, в котором все кажется бунтом неестественно естественного - или естественно неестественного. Мало того, что исключены прямые линии, размыта сама черта между реальным и нереальным, разумной трезвостью и опьянением мечтой, здравым смыслом и игрой. В зависимости от того, как посмотреть на фасад, можно увидеть Св. Георгия (одного из покровителей Барселоны), поражающего дракона, великолепную сверкающую рыбу (символ жителей Средиземноморского региона) или элементы безудержного карнавала.

Доменек-и-Монтанер

Хотя он и остается в тени Гауди, Луис Доменек-и-Монтанер (1849-1923) был одним из величайших мастеров модерна. Он много путешествовал, был человеком огромного интеллекта, его знания охватывали разные сферы науки - от минералогии до средневековой геральдики. Кроме того, он был профессором архитектуры, продуктивным писателем и политиком-националистом. Вопрос каталонской самобытности и развития национальной архитектуры целиком поглотил Доменек-и-Монтанера, в течение жизни создавшего более десятка крупномасштабных работ.

Роскошный Дворец каталонской музыки на стальном каркасе - один из его шедевров. Фасад украшают искусно выполненные окна в готическом стиле, цветочные орнаменты и скульптуры, изображающие персонажей каталонского фольклора и мировой музыки, а также обычных граждан Барселоны. Внутренний зал поражает посетителей изящными колоннами, покрытыми растительным орнаментом, сияющими стенами и потолком из цветного стекла. Подвижная авансцена, полная скульптуры, напоминает о персонажах музыкальных эпопей.

Другим величайшим шедевром архитектора является больница Святого Креста и Святого Павла (больница Сан-По) со сверкающей мозаикой на фасаде и потолочными витражами, которые наполняют вестибюль золотым светом (как и Матисс, Доменек-и-Монтанер верил в терапевтическую силу солнца). Цветочный орнамент больничного комплекса, богатое использование скульптуры и купола со сложной деталировкой создают замечательное ощущение структурной красоты.

Материалы и декор

Архитекторы, работавшие в стиле модерн, полагались на ремесленные техники, которые теперь почти ушли в прошлое. Не было бетонирования больших участков (в контрасте с тем, что делается сегодня в храме Святого Семейства). Камень, кирпичная кладка, железо снаружи и стальные каркасы, щедрое использование витражей и керамики в декорировании - вот что было особенностями нового стиля. И в самом деле, именно эти часто встречающиеся детали делают декор модерна таким колоритным.

Мастеровые, способные справиться с реализацией этих задач, были наследниками цеховых ремесленников. Они столетиями постигали на практике, что можно и что нельзя делать с такими материалами. Кованое железо и сталь появились лишь недавно, но подход к изучению способов их использования был сходен с принятым в отношении более традиционных материалов. Гауди в особенности полагался на старые навыки и даже преподавал в классах при храме Святого Семейства, что бы сохранить традиции.

Каталония Модернизм (Modernismo en Cataluña).

КАТАЛОНСКИЙ МОДЕРНИЗМ — (исп . «modernismo catalan») - национально-романтическое течение в искусстве Испании периода Модерна конца XIX — начала XX вв. Идеи этого движения складывались в кружке испанских прерафаэлитов, который возглавлял живописец, теоретик искусства, коллекционер и меценат Пабло Мила-и-Фонтаналс (1810 -1883). В 1851-1856 гг. Мила-и-Фонтаналс был профессором Школы изобразительных искусств в Барселоне. Изучением и реставрацией памятников средневековой Каталонии занимался архитектор Ллуис Доменеч-и-Монтанер (1850 -1923). Археолог, писатель, исследователь архитектуры Хосе Пуиг-и-Кадафальк (1867 -1956) участвовал в движении «Искусства и ремесла», зародившемся в Англии, в мастерских У. Морриса, строил здания в Барселоне в неоготическом стиле с элементами искусства Ар Нуво. Но более всего движение «каталонского модернизма» связано с именем архитектора-фантаста Антонио Гаудй (1852 -1926). Заказчиком и покровителем этого необычного художника был Мила-и-Фонтаналс. Гауди называли «гением Модерна». Он родом из Каталонии и работал в Барселоне. Гауди удалось создать столь невероятный, фантасмагорический стиль, что для него пришлось придумать специальное название: каталонский модернизм. Художник работал в период Модерна, во Франции стиль этого времени называли Ар Нуво ( «Новое искусство»), в Германии - югендштилъ. Человек своей эпохи, Гауди вдохновлялся традициями родной ему каталонской готики, национальными стилями мудехар, исабеллино, платереск и чурригереско. Гауди работал без инженеров-проектировщиков, интуитивно, как средневековый мастер, импровизируя на строительной площадке. Помимо подготовительных рисунков и скульптурных макетов в 1/10 натуральной величины, Гауди рисовал прямо на доске, во время строительства - то, что он хочет сделать, и его помощникам приходилось прикладывать немало усилий, чтобы претворить эти фантазии в материале. Произведения Гауди лишь отчасти можно назвать архитектурой - они не строились, а «возникали », вырастали органически, как природные образования. Конструкция неуловимо преображалась в скульптурное изображение, которое тут же могло превратиться в мозаику на объемной поверхности, стать цветопластикой, живописью, инкрустацией, чтобы потом снова перерасти в некое подобие органо-конструктивной формы. Такую архитектуру в других случаях называют «органической ». Творчество Гауди можно отнести к этому течению, но также лишь отчасти. Его органичная архитектура населена причудливыми существами, фигурами людей и животных, усеяна цветами и деревьями из камня, со стенами из разноцветного бетона, извивающимися как змеи, и крышами с гребнями, похожими на спящего каталонского дракона. Историк архитектуры М. Рагон называл Гауди «одержимым поэтом камня». В некоторых здания Гауди нет ни одного прямого угла, что необычно для архитектуры, но свойственно искусству Модерна. Во многих постройках используются характерные элементы Готики: трилистники, квадрифолии, крестоцветы, готические капители, фиалы и крестоцветы. В созданном архитектором парке Гуэль в Барселоне (1900 -1914) неожиданно появляется колоннада дорического ордера, а во Дворце каталонской музыки - странное соединение мавританского стиля с китайским. Важная роль в этих фантастических произведениях отводилась цвету и фактуре, для чего использовалась облицовка битым керамическим черепком, мозаика из разноцветного стекла. В Доме Батло (1905 -1907) А. Гауди придумал навершия из стеклянных шаров, заполненных окрашенным песком, и разноцветные стеклянные колокольчики, звенящие на ветру. Каталонский мастер использовал в своих сооружениях необычные, но строгие, с математической точки зрения, формы: параболы, геликоиды, гиперболоиды, звездчатые многоугольники для связи колонн и сводов. Причем он подчеркивал, что эти формы постоянно встречаются в природе. Стилистически мир Гауди эклектичен, иногда на грани кича, даже в тех случаях, когда этот гениальный мастер возводит христианский храм - собор Саграда Фамилиа (исп . Sagrada Familia - «Святого Семейства») в Барселоне (начат в 1883 г.). «Всё в его работе кричит о полнейшем безразличии к стилю… У него вообще нет вкуса: по крайней мере, современному глазу варваризмы стилистических коллажей мастера во всех его работах кажутся вопиющими… Достаточно одного взгляда на фасады Саграда Фамилиа, чтобы заметить: при формальном соответствии доктрине от всего так и веет ересью. В этой архитектуре… больше карнавальной мистерии, гимна природе… Магии здесь больше, чем религии, и архаический эпос одержал верх над христианским вероучением… Гауди - это не органическая, а органичная архитектура, не имитация созданного природой, а подражание ее творящей силе». С этой оценкой перекликается высказывание другого художника: «Испания - страна самого дурного в мире вкуса, - как всегда вызывающе, но метко высказался С. Дали, - при общем засилье кича она поставляет самые высокие его образцы. Испания способна рождать таких гениев, как Гауди, как Пикассо». В классическом испанском искусстве соединяется религиозный фанатизм, мистическая экспрессия и натурализм формы. Таково творчество великих испанских живописцев Эль Греко, Ф. Сурбарана, Д. Веласкеса, Ф. Гойи. Фантасмагорическим порождениям классиков родственен «кичевый натурализм» массовых изделий церковного рынка XIX-XX вв. Творения А. Гауди в русле испанской традиции напоминают кошмарные видения, но сам архитектор был искренен, наивен и религиозен. Искренний религиозный порыв чувствуется в главном произведении его жизни - соборе Саграда Фамилиа.

Март 16th, 2013 admin


Каталонский модернизм – это художественное историко-георгафическое название, главным образом связанное с каталонской архитектурой конца XIX — начала XX века. Основные идеи и приемы Каталонского модерна присутствуют также в скульптуре, живописи и декоративных искусствах. Концепции и приемы Каталонского модерна органично вписываются в общеевропейские архитектурные течения того времени — арт нуво, югендстиль и другие. В Испании модернизм приобретает свои отличительные черты и, в первую очередь, ассоциируется со столицей Каталонии — городом Барселона. Каталанский модернизм оказал большое влияние на другие провинции Испании: например, архитектор Виктор Бельтри (Víctor Beltrí) прославился своими произведениями в стиле модерн в городе Картахена, провинция Мурсия. Можно упомянуть и такие испанские города как Комильяс (Comillas), Новельда (Novelda), Асторга (Astorga), Мелилья (Melilla) и Леон (León), которые украшают произведения в стиле каталонского модерна.

Свой след в истории каталонского модерна оставили художники Рамон Касас (Ramón Casas), Сантьяго Русиньоль (Santiago Rusiñol), Хоакин Суньер (Joaquín Sunyer), Ерменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa), Жоан Бруль (Joan Brull), Рикард Канальс (Ricard Canals), Хавьер Госе (Xavier Gosé), Хосе Мария Серт (José María Sert), Мигель Утрильо (Miguel Utrillo) и другие.

Творческие и личностные контакты связывали каталонских художников с их единомышленниками — французскими авангардистами. Барселонское кафе «Четыре Кота» (Els Quatre Gats) было местом их встреч и творческих дискуссий. Кстати, именно здесь в 1900 году была организована первая персональная выставка художника Пабло Руиса Пикассо (Pablo Ruiz Picasso). Музей Пабло Пикассо в Барселоне расположен на улице Монткада (C/Montcada) 15-23. Стоимость входного билета – 11 €.

Фото: Наталья Пенкина. Кафе «Четыре Кота»

Каталанские архитекторы модернисты Элиэс Рохент-и-Амат (Elies Rogent i Amat), Луис Доменек-и-Монтанер (Lluís Domènech i Montaner), Жозеп Пуч-и-Кадафалк (Josep Puig i Cadafalch), Антонио Гауди (Antonio Gaudí) и другие, развивали свою особую архитектурную художественную вселенную. Модернизм отрицает, главенствовавший в первой половине XIX века стиль промышленной архитектуры, развивая новые архитектурные формы. Основой модерна в архитектуре становится ее Величество Природа. Природа присутствует везде: в материалах, которые используются для строительства, в формах зданий и сооружений, в деталях и образах, которые используются в декорировании фасадов. Архитекторы с легкостью размещают на фасадах своих зданий фигуры зверей, птиц, бабочек, растения и цветы. В украшении фасадов и интерьеров широко применяется мозаика и керамика. Огромного размера мифические и сказочные персонажи вдруг возникают на фронтонах и карнизах зданий. Окна и балконы украшаются коваными решетками, повторяющими растительные мотивы.

Фото: Наталья Пенкина. Каталонский мордерн

Музей каталонского модернизма расположен в Барселоне на улице Бальмес, 48 (C/ Balmes, 48). В будние дни и субботу работает с 10:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 14:00. Стоимость входного билета – 10 €. Адрес в


Top