Использование компьютерных технологий в работе логопеда. Применение компьютерных технологий в логопедической работе Виды презентаций, используемых в работе логопеда



Введение.



Задачи:



Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

Заключение

Проведенное изучение подтвердило нашу гипотезу о том, что при создании определенных педагогических условий в ДОУ при взаимодействии с педагогами возможен процесс коррекции звукопроизношения средствами компьютерных технологий у детей младшего дошкольного возраста. На успешность развития речевой моторики, звукопроизношения, фонематического слуха у младших дошкольников влияют личностно-ориентированное общение, развивающие методики, использование в работе компьютерных технологий.

В данной работе мы изучили основные подходы в развитии речевой моторики, звукопроизношения, фонетического слуха у детей младшего дошкольного возраста. Лишь своевременно проведенное обследование и последующая коррекционная работа как логопеда, так и родителей с детьми, страдающими нарушением звукопроизношения, позволяют выявить и устранить данный речевой недостаток, что в свою очередь будет способствовать более успешному обучению таких детей, включая современные компьютерные технологии.

В экспериментальной части нашего исследования мы провели диагностику, результаты которой показали необходимость проведения работы по коррекции нарушения звукопроизношения, фонематического слуха, у детей с речевыми нарушениями. Проанализировав различные исследования в области создания системы коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включение родителей в педагогический процесс, которыми занимались Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.А. Волкова, Овчарова О.В. и другие.

Результаты исследования подтверждают эффективность опытно-экспериментального исследования по коррекционной работе детей с речевыми нарушениями. В целях проверки данных был проведен эксперимент, который обнаружил позитивные изменения в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях у детей дошкольного возраста;

Использование компьютерных технологий выступает достаточно сильным фактором в становлении и коррекции речевого развития у детей;

Динамика коррекции речевого развития детей происходит от общих и конкретных задач, поставленных воспитателем и логопедом;

Взаимодействие нескольких специалистов расширяет возможности ребенка в самореализации, творчестве, формирует у него такие ценностные качества как уверенность в себе, гордость за достигнутые успехи в речевом развитии;

Компьютерная грамотность взрослых и детей дает возможность интенсивнее и интереснее проводить занятия у детей младшего возраста.

Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшей разработки и являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия компьютерной грамотности воспитателей и детей; интегративный подход в речевом развитии детей с речевыми нарушениями.


Список литературы

1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании / Б. Андерсен, В.Д. Бриик. – М. : Дрофа, 2007. – 213 с.

2. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. М.:, ВПА, 1988

3. Андреев А.А., Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика № 2, 1995 г., с. 75-78.

4. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика № 1,1995 г., с. 55-63.

5. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. М.: ВУ, 1995 г. с. 43-48.

6. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 125с.

7. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И. и др. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»//Начальное образование.-2006.-№3.-С.9-11.

8. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М:,1982

10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989

11. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих.-пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2002.

12. Белобородова Е.Г., Горвиц Ю.М., Любимова М.М. Использование компьютерных игр «Кид/Малыш» для коррекции и развития речи у детей младшего возраста// М.: МИФИ, 1999.-с.186-187.

13. Бутченко Н.Б. Веренёва Е.П. Ресурсы информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников с нарушением речи // Логопед. М.: 2010 №5, с.46-52

14. Веракса,под.ред. Васильева. Программа от рождения до школы.

15. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. -М.: Изд-во «Институт практ.псих.» 1996, -255с.

16. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960

17. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004

18. Грибова О.Е. Методика работы с тренажером Дэльфа-142. М.

19. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

20. Дошкольное образование, сайт. Разработчик: не указан // [Электронный ресурс]

21. Давыдов Н.А. Педагогика -М: ИЭП, 1997, -134с.

22. «Dizartria.NET», электронное пособие. Авторы А.А. Блудова, Н.В. Белова.

23. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. М.:МИФИ, 1998.с.26-27.

24. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

25. «Жизнь и творчество великих художников» (http://www.bibliotekar.ru/al/.)

26. Жукова П. С., Мастюкова Р.. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.; ил.

27. Журавлёв А.А., «Что такое педагогические технологии и как ими пользоваться?..», 2007

28. Золотарев А.А. и др. Теория и методика систем интенсивного обучения. Т.1-4. -М.: МГТУ ГА, 1994.

29. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог, 1996, 335с.

30. Игры для Тигры. Электронный ресурс.

31. Интерактивные игры для проведения занятий детскими специалистами Мерсибо [Электронный ресурс]/ Е.А. Суслова.

32. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

33. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993 г.

34. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996 г., № 2, с. 14-17.

35. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989.;

36. Коменский Я.А. Избр. пед. соч. М., 1955. С.238

37. Котова, Е. А. Играем и учимся [Электронный ресурс]/Е.А.Котова

38. Компьютер и образование. М: АПН СССР, 1991, 117с.
Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С.

39. Комаровой: диагностический журнал. Старшая группа / авт.-сост. Н. Б. Вершинина. - Волгоград: Учитель, 2011. - 27 с.

40. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

41. Колодинская В.И., «Информатика и информационные технологии дошколятам», 2008.

42. Комарова Т.С., Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

43. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

44. Кукушкина О. И. Компьютерные программы для детей с отклонениями в развитии// Дефектология. 2003. № 6. С. 67-69.

45. Куликовская Н. Э. Условия построения компьютерных логопедических игр// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 9. С. 96-103.

46. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996 г., № 5-6 с 48-54.

47. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М: ВШ, 1991-224с.

48. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004

49. Лихова Е.В. Использование компьютерной технологии при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта.

50. Логозавр (www.logozavr.ru)

51. Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2001. 191 с.

52. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Пермь: ПКИПКРО, 2007. 60 с.

53. Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения. Электронный ресурс.

54. Лунтик. Русский язык для малышей. Компьютерная игра.

55. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ // Логопед в детском саду, 2006г., №6(13)

56. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.

57. Малофеев Н. Н., Шматко Н. Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. 2008. № 2. С. 86-94.

58. Новоселова С.Л., Компьютерный мир дошкольника. - М., 1997

59. Основы дидактики. Под ред. Б.П.Есипова. М.: 1967.

60. Осьмакова М. В. Мультимедийные презентации в обучении дошкольников.

61. Официальный сайт компьютерной игры для детей 4-7 лет «Играем и учимся»

62. Педагогика. Под ред. С.П. Баранова, В.А Сластенина -М.: 1986.

63. «Профессиональные конкурсы для педагогов ДОУ»
[Электронный ресурс]

64. Полулященко И.В ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: 2008.

65. Развивающая, обучающая игра для детей «Домашний логопед» / Разработчик: ID COMPANY // [Электронный ресурс]

66. «Развитие речи. Домовёнок Бу в мире слов». Развивающая компьютерная игра. Разработчик / Developer: ИДДК (5) и Баюн (3)

67. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5 (14), стр. 283-285.

68. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285 287.

69. Сайт «Учительский портал» Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич // [Электронный ресурс]

70. Сайт «Логопед. Ru» [Электронный ресурс]

71. Сайт «Дошкольник». [Электронный ресурс]

72. Синицкая Е.П. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением зрения

73. Сазонов А.В. Создание эффективных программных, информационных и методических средств для поддержки учебного процесса в различных предметных областях: Отчет о НИР // HИИBO рук. 1996 г..

74. Теория и практика систем интенсивного обучения. Кн. 1-4 под. Ред. А.А. Золотарева -:М МГТУГА, 1994 г.

75. Тимофеева Ж. А. О способности детей с нарушением в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы //Дефектология. 1997. - № 2. с.41-49.

76. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981

77. Трое из Простоквашино. Шарик учит азбуку. Компьютерная игра. 2008.

78. Уваров А.Ю Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, 1993, № 1.

79. Читаем по слогам с Домовенком Бу. Компьютерная игра. 2007.

80. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

81. Шелест Е.Г. Использование игры в логопедической работе с детьми., 2013

82. Якубайтис Э.А. Информационные сети и системы -М: ФиС, 1996, с.365.

Введение…………………………………………………………………………….2

Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

1.1. Применение компьютерных технологий в детском саду……………………..7

1.2. Обзор компьютерных программ и сайтов для работы педагогов ДОУ с детьми…………………………………………………………………………………18

Глава 2. Компьютерные игры, как средство обучения дошкольников

2.1. Изучение представлений педагогов и родителей об использовании компьютерных игр в развитии детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………30

2.2. Анализ логопедических компьютерных игр для детей старшего и младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………………34

2.3. Применение современных образовательных технологий в рамках реализации работы воспитателя и учителя-логопеда…………………………………………..41

Глава 3. Экспериментальное изучение использования информационных технологий в логопедической работе

3.1. Разработка мероприятий по повышению эффективности внедрения разработанных компьютерных логопедических игр…………………………………………………………………………………….51

3.2. Организационный план внедрения разработанных мероприятий………….65

3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий…………………………78

Заключение……………………………………………………………………………85

Список литературы…………………………………………………………………..87
Приложение……………………………………………………………………………


Введение.

Современные технологии настолько плотно вошли в систему дошкольного образования, что уже широко применяются с целью совершенствования управления образовательным учреждением, не только в школах, но и в детских садах. Без сомнения, они нужны и интересны, но и таят в себе некоторые опасности. Информационные технологии принадлежат к числу действенных средств обучения, все чаще используемых в педагогике. В последние годы между педагогами ведутся споры о результативности форм, методов обучения, которые позволяли бы добиться максимально возможных успехов в развитии ребенка.
В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

Но в то же время А.Г.Шмелев указывает и на опасность, связанную с ранним приобщением к компьютерной игре: "...условность мира игр (как, впрочем, и мира "мультиков") требует чрезвычайного ограничения в доступе к ним дошкольника, вплоть до полного исключения в отдельных случаях.

Часто можно столкнуться с тем, что педагогу тяжело удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Вроде бы и упражнения интересные, картинки красочные и предметы лишние убраны из поля зрения, а все равно ребенок не включается в работу, или же быстро теряет интерес, не хочет заниматься. Но что удивительно, детей просто «заколдовывают» аналогичные упражнения на компьютере.

Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых обратить его в полезное русло, сделать компьютерные средства через освоение компьютерной грамотности привычными и естественными для повседневной жизни детей. В связи с этим возникает необходимость приобщения детей к компьютерному миру как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для человека привычным и естественным.

Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показали, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с 4 лет. Однако совершенно ясно, что знания информатики как теории компьютерной практики ребенку-дошкольнику и младшему школьнику еще не нужны. Компьютер повсеместно входит в жизнь ребенка через игру и другие увлекательные, свойственные возрасту занятия. Например, с компьютерной программой можно экспериментировать, получая неожиданный результат или, наоборот, результат, подготовленный предварительным обдумыванием несложного проекта либо путем составления программы событий на экране через создание живой картинки (мультик).

Таким образом, применение компьютерной техники позволяет сделать коррекционный процесс привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.

Объект исследования: дети дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование информационных технологий в логопедических занятиях.
Гипотеза:исследования заключается в том, что включение компьютерных программ в работу логопеда может способствовать развитию мотивации к занятиям.
Задачи:

1. Рассмотреть использование информационных технологий в детском саду;

2. Изучить, некоторые существующие компьютерные программы для обучения и развития дошкольников;

3. Рассмотреть принципы и методики компьютерных программ в обучении детей;

4. Разработать и провести 4 экспериментальных занятия, направленных на выявление эффективности использования логопедических игр для дошкольников.

Цель исследования: введение информационных технологий в качестве вспомогательного средства обучения дошкольников.
Методы исследования:анализ теоретических источников по проблеме исследования, проведение практических занятий, направленных на исследование эффективности использования ИКТ в работе с детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи.

По своей структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Глава 1. Информационные технологии в логопедической работе

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций .

В основу использования НИТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б. Элькониным и др.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями (И.К. Воробьев, М.Ю. Галанина, Н.Н. Кулишов, О.И. Кукушкина и др.)

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Дефектологу, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать НИТ в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

Приоритетная задача применения НИТ в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания, создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности .

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам. Изучение специальной литературы показывает, что большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны внедрения НИТ в коррекционный процесс .

Важность и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения и воспитания детей, страдающих речевыми нарушениями вследствие органического поражения центральной нервной системы, при помощи компьютерных технологий, научная и практическая значимость этих проблем определяют актуальность нашего исследования. Повторим, что его предметом стало использование компьютерных программ в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими различные формы речевой патологии. Цель исследования заключается в создании системы приемов компьютерно-опосредованного логопедического воздействия на эти нарушения.

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников .

Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ЭВМ, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация .

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития их моторики. В любых играх, от самых простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук, моторику детей. Ученые отмечают, что чем больше мы делаем мелких и сложных движений пальцами, тем больше участков мозга включается в работу. Как и руки, очень большое представительство в коре головного мозга имеют и глаза. Чем внимательнее мы всматриваемся в то, над чем работаем, тем больше пользы нашему мозгу, потому что формирование моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов с успехом достигается на занятиях детей на компьютерах .

Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Компьютерные игры учат детей преодолевать трудности, контролировать выполнение действий, оценивать результаты. Благодаря компьютеру становится эффективным обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценки результатов самостоятельной деятельности ребенка, через сочетание игровых и неигровых моментов. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, подчиняя им свои действия, стремиться к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание. Таким образом, компьютер помогает развить не только интеллектуальные способности ребенка, но и воспитывает волевые качества, такие как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а так же приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру .

Информационные технологии обучения должны разрабатываться с учетом классических дидактических принципов. Компьютерное обучение определило два новых принципа: индивидуализации обучения и активности. В основном, технология компьютерного обучения исследовалась в двух направлениях: визуализации (обеспечения наглядности) учебного содержания и алгоритмизации учебной деятельности. Однако, рассмотрение структуры самой дидактики как совокупности теорий дидактических принципов, учебных методов, учебных программ и общей системной теории учебника, позволяет в каждом элементе структуры определить как общее так и частное, относящееся к информационной технологии обучения. Во-первых, как уже отмечалось ранее, информационная технология обучения является новой методической системой, позволяющей рассматривать учащегося не как объект, а как субъект обучения, а компьютер - как средство обучения. Обучаемый переходит в новую категорию потому, что по форме компьютерное обучение является индивидуальным, самостоятельным, но осуществляется по общей методике, реализованной в обучающей программе. Компьютер как средство обучения является беспрецедентным в истории педагогики, потому что объединяет в себе как средство, инструмент обучения, так и субъект - педагога. Изменение ролевой обстановки ведет к значительному пересмотру теории обучения. Появилась необходимость разработки теории дидактической технологии, являющейся частью информационной технологии обучения. Рассмотрим последовательно основные дидактические принципы. Научность определяет содержание, требует включения в него не только традиционных научных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также вопросов перспектив ее развития. При этом способы усвоения учебного материала должны быть адекватны современным научным способам познания. Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними, как раз и является как основой для разработки содержания компьютерной обучающей программы, так и одним из методов современного научного познания. Виды учебной деятельности, осуществляемой при усвоении содержания при компьютерном обучении отражают основные моменты научного познания. Само содержание при структурировании и выделении различных уровней сложности усвоения учащимся позволяет включать не только те темы, которые обеспечивают обязательный минимальный уровень знания, но, во-первых, рассматривать более широкие понятия данного учебного предмета, расширять кругозор детей, делать его знания более фундаментальными, а, во-вторых, связывать эти понятия с другими предметами, изучая их во взаимосвязи и строя, тем самым, более полную и научную картину мира. Использование экспертных систем выводит обучение на новый качественный виток, позволяет практически в любом учебном заведении, оснащенным компьютерами, независимо от его местоположения, использовать методический и научный опыт экспертов высшей квалификации. Таким образом, научность содержания обеспечивается самой информационной технологией обучения.

Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы детей или для некоторого усредненного ребенка данного возраста, в принцип индивидуальной доступности и рассматривается как возможность достижения цели обучения. Учебный материал, реализованный в компьютерном обучении, предполагает наличие разветвлений, различных путей и скоростей прохождения учебного курса, оказание помощи в виде пояснений, подсказок, дополнительных указаний и задач, постоянно контролирует и поддерживает на необходимом уровне мотивацию обучаемого. Доступность при компьютерном обучении играет роль фильтра содержания, светофора процесса обучения и, в конечном счете, обеспечивает достижение цели обучения учащимися с различной начальной подготовкой.

Наиболее широко рассмотрен в литературе, применительно к компьютерному обучению, принцип наглядности, называемый также "интерактивной наглядностью". Если в традиционном понимании под наглядностью понималась прежде всего иллюстративная компонента, обеспечение потребности учащегося увидеть в какой-либо форме предмет или явление, произвести с ним минимальные манипуляции, то в компьютерном обучении наглядность позволяет увидеть то, что не всегда возможно в реальной жизни даже с помощью самых чувствительных и точных приборов. Более того, с представленными в компьютерной форме объектами можно осуществить различные действия, изучить их не только статичное изображение, но и динамику развития в различных условиях. При этом компьютер позволяет как вычленить главные закономерности изучаемого предмета или явления, так и рассмотреть его в деталях. Различные формы представления объекта могут сменять друг друга и по желанию обучаемого, и по команде программы, чередуя или используя одновременно образное, аналитическое, языковое представления. Это позволяет, согласно задачам обучения, как уплотнить информацию об изучаемом объекте, так и расширить ее. Процессы, моделируемые компьютером, могут быть разнообразными по форме и по содержанию, относиться к физическим, социальным, историческим, экологическим и другим процессам. Принцип наглядности подвергся в информационных технологиях обучения значительной дифференциации. При отражении чувственного объекта не следует увлекаться "натурализмом", в программе должна быть представлена не любая модель, а только та, которая способствует реализации дидактических целей данной обучающей программы; модель, содержащуюся в программе, следует предъявить в форме, позволяющей наиболее четко раскрыть существенные связи и отношения объекта; существенные признаки, связи и отношения модели должны быть в программе адекватно зафиксированы цветом, миганием, звуком и т.д. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом мощном инструменте познания - когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов-картинок и текста, а также позволяет визуализировать те человеческие знания, для которых еще не найдены текстовые описания, или которые требуют высших ступеней абстракции .

Принцип систематичности и последовательности связан как с организацией учебного материала, так и с системой действий обучаемого по его усвоению. Компьютерное обучение характеризуется последовательностью специфических действий, часть которых присуща обучению в любых формах, а часть - только компьютерному. Такими действиями, например, являются восприятие информации с экрана дисплея, работа в знаковых моделях, ввод ответа с клавиатуры. Для обеспечения принципа последовательности учащемуся в начале сеанса компьютерного обучения полезно дать ориентировочную основу действия, сформулировать цель обучения. Независимо от сложности и длины пути, приводящего обучаемого к цели, это происходит систематично и последовательно.

Понятие последовательности получило свой смысл в информационных технологиях обучения, под последовательностью как раз и понимается очередность выдачи учебных фрагментов обучающей программой, построение и корректировка наиболее эффективной последовательности при самостоятельной работе обучаемого в интеллектуальных учебных средах. В зависимости от содержания учебного материала, последовательности предоставления знаний обучаемому могут строиться либо по индуктивному, либо по дедуктивному методу. Само представление знаний в информационных технологиях обучения обеспечивает дидактический принцип систематичности.

Принцип сознательности обеспечен в компьютерном обучении методикой организующей стратегии, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Эта методика, описанная в зарубежных психолого-педагогических теориях компьютерного обучения, направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи, самостоятельно изучает материал, дополняя полученные в учебном заведении знания. Для реализации принципа сознательности обучаемому сообщаются цели и задачи обучения, сведения о предметной деятельности и основных этапах ее осуществления. Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей.

Информационные технологии обучения потребовали введения, обоснования и раскрытия еще одного общего принципа, который, хотя и присутствовал всегда в процессе обучения, но не являлся основополагающим. Речь идет о коммуникации, организации диалога между обучаемым и обучающим, в данном случае между компьютером и учащимся. Этот новый, присущий только компьютерному обучению принцип можно назвать принципом когнитивности коммуникации .

Целью компьютерных программ является развитие способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий. Задачи, которые решаются для достижения поставленной цели, можно объединить в следующие группы :

I. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла.

1. Познакомить детей с компьютером, как современным инструментом для обработки информации:

· познакомить с историей ЭВМ;

· познакомить с назначением ЭВМ;

· познакомить с устройством ЭВМ.

2. Познакомить детей с правилами поведения в КИК и правилами безопасной работы на компьютере.

3. Преодолевать при необходимости психологический барьер между ребенком и компьютером.

4. Сформировать начальные навыки работы за компьютером:

· познакомить с клавиатурой;

· познакомить с манипулятором "Мышь".

II. Группа задач образовательно-воспитательного цикла.

1. Формировать навыки учебной деятельности:

· учить осознавать цели;

· выбирать системы действий для достижения цели;

· учить оценивать результаты деятельности.

2. Формировать элементарные математические представления:

· совершенствовать навыки счета;

· изучать и закреплять цифры;

· проводить работу с геометрическими фигурами;

· решать простейшие арифметические задачи;

· развивать умение ориентироваться на плоскости;

· закреплять представления о величине предметов.

3. Развивать речь:

· расширять словарный запас детей и знания об окружающем мире;

· формировать звуковую культуру речи;

· формировать грамматический строй речи.

4. Развивать сенсорные возможности ребенка.

5. Формировать эстетический вкус.

6. Развивать знаковую функцию сознания.

7. Развивать эмоционально-волевою сферу ребенка:

· воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,

усидчивость;

· приобщать к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

III. Группа задач творческого цикла.

1. Развивать конструктивные способности.

2. Тренировать память, внимание.

3. Развивать воображение.

4. Развивать творческое, понятийно-образное, логическое, абстрактное

мышление; использовать элементы развития эвристического мышления.

5. Развивать потребности к познанию.

Всего три десятилетия назад казалось, что компьютер это сложный и загадочный прибор отдаленного будущего, который доступен только избранным. А сегодня, благодаря своей многофункциональности он полезен человеку любой профессии. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие на уроках информатики, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса всех учебных заведений от детского сада до школы. Интерес детей к компьютеру огромен, и дело взрослых, обратить его в полезное русло. В связи с этим возникла необходимость в “приобщении” детей к компьютерному миру, как можно раньше, уже в дошкольном возрасте, с тем, чтобы этот мир стал для ребёнка привычным и естественным. Л.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал, и тогда, вместо того, чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается, но только благодаря специальным компьютерным игровым программам. Так рождается мотивационная готовность к вхождению в компьютерный мир, появляется желание освоить компьютерные премудрости и начать игру.

Подходы к применению компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте:

  • Первое направление применения компьютера как средство обучения, основная цель которого использование компьютерных программ при обучении письму, чтению.
  • Второе направление: использование компьютера как средства познавательного развития ребенка. Наиболее распространенное и полезное направление применения компьютера в дошкольном и младшем школьном возрасте – использование его в качестве средства обучения в системе развивающей дидактики.

Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников и младших школьников компьютер обладает рядом преимуществ.

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
  2. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
  3. Это отличное средство поддержания задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей.
  4. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе своей деятельности за компьютером ребёнок приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
  5. Компьютер очень “терпелив”, никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет пока он сам исправит их.

Следовательно, можно говорить о том, что компьютер это путь к интеллектуализации ребенка, помощь в диагностике развития, совершенствование всего педагогического процесса, развитие детской инициативы и любознательности, создание элементов развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера возможно и необходимо. Оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всесторонне развивает ребенка.

Основной контингент детей с нарушениями речевого развития это дети с ОНР. Под общим недоразвитием речи понимается системное речевое недоразвитие, обусловленное органическим поражением центральной нервной системы или периферического отдела речевого аппарата (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). У детей с ОНР отмечаются грубые недостатки в произношении и различении звуков речи, нарушение слоговой структуры даже двух-, трехсложных слов. Словарный запас беден. Наблюдаются многочисленные ошибки в грамматическом оформлении самостоятельных высказываний и трудности в понимании сложных грамматических конструкция. Особенно страдает связная речь. Дети затрудняются в построении развернутого высказывания, его лексико-грамматического оформления. По мере обучения устная речь приближается к общепринятым нормам, но возникают трудности при овладении письменной речью. Все типы ошибок, которые отмечаются в устной речи, находят свое проявление на письме: несовершенство звукового и буквенного анализа, трудности использования сложных слоговых структур, недостаточное развитие лексико-грамматического строя речи. Отмечаются устойчивые затруднения при овладении техникой чтения и осмысления прочитанного.

Другая группа детей имеет некомпенсированное фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Под ФФНР понимается нарушение процессов формирования произносительной стороны речи (дизартрия). У детей с ФФНР наблюдается общая смазанность речи, ее недостаточная четкость и выразительность. В речи чаще всего проявляются замены при произнесении одного звука другим и смешении звуков. Нарушение письма у таких детей обусловлено несформированностью предпосылок к овладению звуковым анализом: дети с трудом выделяют звуки из анализируемого слова, не всегда достаточно четко дифференцируют на слух выделяемый звук, смешивают его с акустически парным и т.п. На письме чаще всего встречаются фонологические замены, нарушение структуры слова, раздельное написание частей слова, аграмматизмы, большое количество орфографических ошибок.

Для учащихся с ОНР и ФФРН характерны неустойчивость внимания, отвлекаемость, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

Тяжелое речевое недоразвитие у учащихся препятствуют использованию в процессе обучения стандартных учебных программ и методик, рассчитанных на детей с нормой речевого развития. Особенно важно скорригировать речевые дефекты в устной речи и предупредить появление специфических трудностей в письменной на начальных этапах обучения. Известно, что предупредить нарушение всегда легче, чем его исправить, ломая сложившиеся стереотипы.

Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения. В результате поиска наиболее эффективных способов решения традиционных и коррекционных задач, новых способов обучения возникла необходимость внедрения компьютерных технологий в специальное коррекционное обучение. Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу.

Необходимо учитывать и негативные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.

Разнообразие нарушений развития требует системного подхода к их коррекции. Одной из компьютерных программ является специализированная компьютерная логопедическая программа “Игры для Тигры”. Данная программа предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. “Игры для Тигры” позволяют эффективно организовать индивидуальную и подгрупповую работу с детьми. Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развития Л.Н. Ефименковой, Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Р.И. Лалаевой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. Решение учебных и коррекционных задач с помощью программы “Игры для Тигры” встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями детей. Каждое занятие является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения, отвечающую индивидуальным образовательным потребностям ребенка с нарушениями речевого и языкового развития. Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Компьютерная технология “Игры для Тигры” предлагает серии упражнений, входящих в четыре блока – Звукопроизношение, Просодика, Фонематика, Лексика, использование которых позволяет работать над формированием, развитием и коррекцией следующих характеристик:

  • звукопроизношение;
  • просодические компоненты устной речи;
  • фонематический слух и восприятие;
  • фонематический анализ и синтез;
  • лексико-грамматического строя речи;
  • коммуникативные навыки;
  • артикуляционная моторика;
  • мелкая моторика (работа с мышью, клавиатурой);
  • слуховое и зрительное восприятие;
  • внимание;
  • словесно-логическое мышление.

Несколько слов о том, как с помощью компьютера можно “вылечить” дисграфию. В настоящее время необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, - одна из наиболее сложных и важных задач, стоящим перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.

Логопедические занятия по исправлению дисграфии можно вести с помощью “Word” - текстового редактора.

Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимает эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука. Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика.

Программа “Word” помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.

Память компьютера позволяет учителю-логопеду весь свой раздаточный материал по коррекции и развитию речи перенести в электронные картотеки, по мере своей работы пополнять их и извлекать когда это необходимо, что тоже очень удобно и эстетично.

Удобства и эффективность работы в текстовом редакторе, очевидны, когда возникает необходимость исправить опечатку, удалить или переместить слово, предложение, заменить часть задания.

Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст может быть отпечатан с помощью принтера или его правильный вариант записан в тетрадь.

Примерные виды заданий для работы с компьютером на логопедических занятиях :

1. Работа на синтаксическом уровне.

Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.

Примерные виды заданий : разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, расставить границы предложения; изменить порядок слов в предложении; составить из двух предложений одно; исправить ошибки в предложении; дифференцировать написание предлога и приставки и др.

2. Работа на лексическом уровне.

Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи. Примерные виды заданий : подобрать имена прилагательные к именам существительным; подобрать глагол к имени существительному (составить предложение); образовать единственное и множественное число имен существительных; образование имен существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; найти синонимы (антонимы) и др.

3. Работа на уровне смешиваемых букв.

Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.

Примерные виды заданий : вставить пропущенные буквы; исправить ошибки; вставить слоги; заменить букву и др.

Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Евгения Канева
Использование компьютерных технологий в логопедической практике

Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» , в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее : «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике .

Информационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.

Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории.

Использование различных компьютерных игр , мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике . Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение, добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми.

Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был более продуктивным, я изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании» , «Об учителях – логопедах и педагогах-психологах учреждений образования и т. д., познакомилась с условиями сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов, а именно :

использование новых моделей компьютера ;

работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (с детьми 5-6 лет : 5-10 мин., с детьми 6-7 лет : 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);

проведение гимнастики для глаз.

С помощью программ Мicrosoft Word, Мicrosoft Роint, Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher я использовала нескольких видов учебных ММП :

презентации для эпизодического включения в занятия;

презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;

игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.

Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются . Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.

Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика , реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд» ).

артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения) ;

изолированное произнесение звука (при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т. д.);

произнесение звука слогах (упраж. «моторчик» : у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);

произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги» , называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т. д.) ;

определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда» );

произнесение звука в предложениях, тексте : договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.

Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно , так и полностью, в зависимости от этапа работы.

Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши» , бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т. д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами : считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.

В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Института Коррекционной педагогики РАО.

В итоге мы получаем наш желаемый ИКР (идеальный конечный результат) - «обучение с увлечением» , а это – одна из главных составляющих успеха в коррекции нарушений речи у дошкольников.

Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях : составляю анкеты для родителей, разрабатываю «листы домашних заданий» , использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинарах и собраниях знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся с детьми на занятиях, какие игры мы используем . Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами. Предлагаю вниманию родителей интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх , но и проиграть в них с ребенком онлайн. Подбираю материал для информационного стенда для родителей, где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях , о правилах безопасности во время использования ребенком компьютера и т . д. Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях , которые родители могут использовать самостоятельно , занимаясь с ребенком дома.

Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда .

Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка :

повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям ;

формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;

обучается некоторым элементарным действиям с компьютером .

Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда :

составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;

позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;

компьютер на логопедических занятиях не цель , не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.

Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки : самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий в логопедической работе.

С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи и актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их обучения, в том числе с опорой на информационно – коммуникативные технологии (ИКТ).

Информационные технологии способны внести существенный вклад в решение наиболее острых проблем современной коррекционной педагогики: разработку инструментов педагога для выявления соотношения между обучением и развитием ребёнка; создание новых «обходных путей» обучения, основанные на применении инновационных ресурсов; проектирование новых содержательных областей образования; разработку качественной индивидуализации обучения; разработку специальных технологий нового типа на основе широкого применения информационно – коммуникативных технологий.

По определению Л.Р. Лизуновой информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – это технологии доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата. В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио-, кино-, видео-) .

Для педагога использование инновационных, информационных ресурсов предоставляет широкие возможности проектирования обучающей среды, реализация принципиально новых форм и методов обучения, развития личности обучаемого.

Систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствует активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи. Компьютерные технологии позволяют создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка .

Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов позволяет заинтересовать детей, помогает разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок призов, сопровождающихся звуковым оформлением .

Следует отметить ряд преимуществ информационно коммуникационных технологий. Это информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что в процессе обучения ведет к положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной. Использование информационно – коммуникационных технологий в логопедической работе дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения, активизировать динамику развития навыков правильной речи у детей и всего коррекционно –образовательного процесса в целом .

Компьютерные задания расширяют возможности коррекционных методов и технологий. Применение компьютерных технологий в логопедической работе улучшает мотивацию дошкольников, повышает их интерес на занятии, а сами занятия делает более интересными, современными, эмоциональными, путём моделирования коррекционно –развивающей компьютерной среды, позволяющей формировать просодическую, фонетическую и фонематическую стороны речи; лексико –грамматические средства языка . Так же развивается произвольная регуляция деятельности дошкольников: умение подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков. Использование компьютера даёт возможность ребёнку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания, на мониторе он видит результат своих действий .

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию, ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет свои действия поставленной цели . Между логопедом и ребёнком устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как в этом случае логопед выступает в качестве партнёра ребёнка, а контролирующую функцию берёт на себя компьютерная программа. Всё это помогает создать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности .

Большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук, при занятии на компьютере, было отмечено Л. Р. Лизуновой. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

В своей работе я использую такую программу, как PowerPoint, которая позволяет создать целый комплекс с серией разнообразных заданий. Создание слайд – фильмов и презентаций по силам большинству педагогов, так как не требует слишком углубленных знаний компьютерных технологий. Педагог может создать фильм или презентацию, что называется «под себя», учитывая особенности своих воспитанников, цели и задачи, поставленные на конкретном занятии. Подобные компьютерные продукты, как правило, вызывают больший интерес у детей за счет реалистичности, динамичности изображения, использования анимированных изображений . Просмотр созданных на компьютере слайд – фильмов, сопровождаемых музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом, намного интереснее для детей, чем рассматривание картинок вызывает у них эмоциональный отклик. Такая информация легче переводится в долговременную память. Информационные технологии позволяют быстро создавать дидактический материал, необходимый для занятия, позволяющий реализовывать индивидуальный подход к ребёнку, учитывая зону его ближайшего развития .

Использование компьютера должно органично входить в комплекс речевой работы, построенной с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка, Важно методически правильно проводить занятия, следить, чтобы ребёнок не просто смотрел и слушал, а и сопровождал речью демонстрируемые слайды, свои действия, контролировал правильное произношение и т.д. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени 5 – 12 минут в зависимости от возраста детей. Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования .

Такое построение обучения не только намного облегчает труд логопеда, но и позволят добиться значительно лучших и более устойчивых результатов. Итак, использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно простым и эффективным, освобождает от рутинной ручной работы, открывает новые возможности специального образования.

Таким образом, используя возможности мультимедийной презентации, ставятся задачи развития не только всех сторон речи учащихся, но и задачи развития логического мышления, памяти, внимания, зрительного восприятия.

Следует отметить, что использование информационно – коммуникативных технологий на логопедических занятиях способствует формированию универсальных учебных действий, развивают основную ключевую компетенцию дошкольников, как желание учиться, а так же способствуют развитию мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.



Top