Как складывались отношения ногайцев. Крымское ханство

К моменту начала первых взаимоотношений два государства - контрагента представляли собой совершенно разных политических организма. Ногайская Орда, будучи кочевым государством, на первых порах было мало заинтересовано в установлении дипломатических связей с Московией. Гораздо больше её беспокоила Большая Орда, с которой отношения у Юрта к концу 15 века испортились донельзя. Именно в связи с победоносным походом ногаев на хана Ахмеда в 1481г. Москва и обратила впервые своё внимание на Юрт. Конец 15 века характеризовался для Мангытского Юрта постепенным выходом из под протектората сибирских Шибанидов. Более того, именно в период ослабления влияния Шибанидов на ногайскую политику, мангыты получают возможность менять ханов Большой Орды так, как им посчитается нужным. С приходом к власти Мусы им же были засеяны первые семена апогея и могущества Юрта, ибо при Мусе мурзе Орда получает небывалый внешнеполитический авторитет. С ногаями вынуждены считаться не только государства - осколки бывшей Золотой Орды - Казанское, Астраханское и Крымское ханства, но вступившее в новый этап своего развития Московское княжество. Неоднократно присылал посольства в Мангытский Юрт и литовский король Казимир IV, с предложением напасть на Русь с двух сторон, от чего Орда, к слову, довольно дипломатично воздерживалась, потому что понимала всю необходимость дальнейших взаимоотношений с Москвой, в которых Белокаменная столица государства российского, несомненно, тоже была заинтересована ввиду постепенного разрешения дел в Поволжье. К тому, при Мусе было положено начало торговле лошадьми с Московией. Иметь ногайскую конницу в своём распоряжении мечтало любое из этих государств. Итак, к концу 15 века, то есть ко времени прямых дипломатических взаимоотношений с Россией, Мангытский Юрт представлял собой довольно сильное кочевое государство, построенное на патриархальных джучидских традициях с развитым государственным аппаратом и социальной иерархией.

Что же касается Московского княжества, то в конце 15 века, на финальном этапе правления Ивана III, фактически завершается процесс собирания русских земель вокруг единого политического центра государства - Москвы. Наблюдалось постепенное укрепление политического единства страны благодаря последовательной и довольно успешной политике Ивана III, в особенности, благодаря введению Судебника 1497 года. С обретением независимости от Большой Орды в 1480 году начинается более смелая внешняя политика Московии. В частности, Российское княжество начинает активно вмешиваться во внутренние дела Казанского ханства, ведёт дипломатические и военные интриги против Великого Княжества Литовского. Отношения с Крымским ханством, которое к концу 15 века уже было вассалом Османской империи, были дружескими. Союз с крымцами сохранялся в течение всего периода правления Ивана III, когда обе стороны вели войны против общих врагов - Великого Княжества Литовского, большой Орды и “детей Ахматовых”. Лишь со смертью московского князя начинаются постоянные набеги отдельных крымских отрядов на русские земли. Таким образом, к началу дипломатических взаимоотношений с Ногайской Ордой, Московское государство представляло собой довольно сильное государство, прошедшее этап своего становления и ставшее полновесным участником международных отношений как в Поволжье, так и в Восточной Европе.

По своему социально - экономическому устройству, оба государства являли собой два совершенно разных политических организма. Разница эта состояла в том, что Мангытский Юрт был кочевым государственным образованием, как верховный бий, так и подвластные ему мурзы постоянно меняли места своих летних и зимних кочёвок. Сельское хозяйство и ремёсла не имели места в экономической жизни ногаев, которые ограничивались лишь охотой и рыболовством. Как мы уже упоминали ранее, центральное место в экономике Юрта играло кочевое скотоводство и последующая торговля лошадьми с Москвой. В этом отношении Ногайская Орда уступала Московии, которая, конечно же, была оседлым государством, где сельское хозяйство и ремёсла культивировались с далёких пор её существования. Обе державы потому и были заинтересованы во взаимоотношения, что каждая имела то, чего не было у соседа. Необходимость дипломатического и торгового сотрудничества была очевидной, что конечно же, и явилось одной из причин установления отношений друг с другом.

За всю историю ногаеведения одним из основных до сих пор является выяснение степени зависимости Мангытского Юрта по отношению к Москве: существовал ли вассалитет, протекторат или же ногаи были подданными Русского государства? На сегодняшний день доминирующей является гипотеза о взаимном восприятии мангытскими и русскими лидерами рангов друг друга. Первый ногайский беклербек, предок биев и мурз, Едигей, будучи главой знати Золотой Орды, был по должности выше всех татарских и вассальных сановников и властителей. По этой причине он и обращался к правителю Русского улуса, великому князю Московскому, Василию Дмитриевичу, ставя своё имя без титулатуры и впереди. Беклербек Большой Орды и Крымского ханства, Тимур бий Мансур называл Ивана III сыном, он же его - отцом. Джанкувват бий Дин - Суфи видел Ивана Васильевича как брата, в то время как Таввакул бий Тимур рассматривал Москвоского князя уже как дядю. Особое своё положение чувствовал Муса, который на первых порах держался довольно скромно, позволяя князю называть его, как сам Иван III пожалует. Однако уже после смерти действующего главы Ногайской Орды, Аббаса бия Ваккса, и восхождении на престол самого Мусы, в грамотах наблюдаются признаки уже более высокой номенклатурной терминологии, что проявилось в марте 1497 г., когда он предложил Ивану III, князю Московскому находиться друг с другом в дальнейшем в братских отношениях. Несмотря на это, ранг ногайских властителей к тому времени ещё не оформился окончательно. Избавившись от вышестоящих ханов, они, скорее всего, не совсем ясно себе представляли, как позиционировать себя перед местными правителями. К примеру, преемник Мусы, его брат Ямгурчи, в одной и той же грамоте 1504 г. объявляет себя и сыном, и племянником, и братом, и другом Ивана III. Таким образом, можно ясно усмотреть факт того, что не игравший ранее какой-либо важной роли, Мангытский Юрт постепенно, начиная с самого Едигея, и особенно при Мусе, приобретает определённый вес и влияние при Московском дворе, что ярко проявилось в титулатуре номенклатуре мангытских аристократов. Становится ясным, что Москва в своём внешнеполитическом диалоге видела в Ногайской Орде собеседника, с которым нужно было считаться. В тот начальный период взаимоотношений между двумя государствами существовал характер равноправного партнёрства, хотя уже в более поздний период, начиная с середины 16 в. при бии Исмаиле, они переросли, согласно Б.-А.Б. Кочекаеву, в русский протекторат с элементами вассалитета.

В настоящее время на территории России проживает около 103 тысяч представителей национальности ногаец. Это ответвление тюркского народа, который исторически жил в Нижнем Поволжье, на Северном Кавказе, в Крыму, Северном Причерноморье. Всего, по приблизительным подсчетам, в мире осталось около 110 тысяч представителей этого народа. Помимо России, диаспоры обосновались в Румынии, Болгарии, Казахстане, Украине, Узбекистане и Турции.

Государство ногайцев

Изначальным государственным образованием представителей национальности ногаец была Ногайская Орда. Это последняя из кочевых держав, образовавшаяся в результате распада Золотой орды. Считается, что она оказала значительное влияние на все современные тюркские народы.

Данное государство фактически сформировалось в 40-х годах XV века в междуречье Урала и Волги. В начале XVII столетия распалось под внешним давлением и из-за междоусобных войн.

Основатель народа

Историки связывают появление народа ногайцы с золотоордынским темником Ногаем. Это был правитель самого западного улуса, который с 1270-х годов фактически отказался подчиняться ханам Сарая. Под от него в результате попали Сербия и Второй а также часть северо-восточных и все южные русские княжества. Именно от его имени берет свое название народ ногайцы. Золотоордынского беклярбека они считают своим основателем.

Административным центром Ногайской Орды стал город Сарайчик на реке Урал. Сейчас на этом месте исторический памятник, а рядом одноименное село на территории Атырауской области Казахстана.

Крымский период

Под влиянием калмыков, которые двигались с востока, в XVII веке ногайцы перекочевали на границу Крымского ханства. В 1728 году они поселились в северном Причерноморье, признав над собой юрисдикцию Османской империи.

Большое влияние они оказывали и на события, происходившие в то время на территории нашей страны. Отечественные военные и историки узнали название ногайцев в 1783 году, когда они подняли крупное восстание на Кубани. Это стало ответом на присоединение Крыма к Российской империи и насильственному переселению ногайцев на Урал по решению царских властей.

Ногайцы попытались взять Ейск, но русские пушки оказались для них серьезной преградой. 1 октября объединенные части Кубанского корпуса под командованием Суворова переправились через реку Кубань, напав на лагерь повстанцев. В решающем сражении русская армия одержала убедительную победу. По оценкам отечественных архивных источников, в результате погибли от 5 до 10 тысяч ногайских воинов. Современные общественные ногайские организации утверждают о десятках тысяч погибших, среди которых было много женщин и детей. Некоторые из них заявляют, что это был акт геноцида.

В результате этого восстания понесла значительные потери. Это сказалось на всем этносе, а их политическая самостоятельность после этого была окончательно утрачена.

По оценкам современных исследователей, до середины XIX века на территорию Османской империи перешли около 700 тысяч ногайцев.

В составе России

После сокрушительного поражения представители национальности ногайцев оказались в составе Российской империи. При этом они были вынуждены покинуть свои земли, так как считались политически неблагонадежным контингентом. В результате они рассеялись на Закубанью, по всему Северному Кавказу, вплоть до низовьев Волги и Прикаспийских степей. Такова на тот момент стала территория ногайцев.

С 1793 году ногайцы, которые поселились на Северном Кавказе, вошли в состав приставств, небольших административно-территориальных единиц, созданных для управления мусульманскими народами Кавказа. В действительности они существовали только формально, так как реальный надзор за ними осуществляли военное ведомство.

В 1805 году появилось специальное положение для управления ногайцев, которое разработал комитет министров Российской империи. С 1820-х годов большая часть ногайских орд вошла в состав Ставропольской губернии. Незадолго до этого в состав России вошло все Причерноморье. Остатки ногайских орд перешли на оседлый образ жизни, поселившись на Кубани и на севере Таврической губернии.

Примечательно, что ногайцы участвовало в Отечественной войне 1812 года в составе казачьей кавалерии Их дошел до Парижа.

Крымская война

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, помогали русским войскам. После поражения России представители этого народа вновь были обвинены в симпатии к Турции. Их кампания по выселению из России возобновилась. Часть влилась в состав крымских татар, основная масса ассимилировалась с турецким населением. К 1862 году практически все ногайцы, жившие в Мелитопольском уезде, эмигрировали в Турцию.

Ногайцы с Кубани проследовали по тому же маршруту после Кавказской войны.

Социальное расслоение

До 1917 года основным занятием ногайцев оставалось кочевое скотоводство. Они разводили овец, лошадей, крупный рогатый скот, верблюдов.

Основным районом их кочевания оставалась Ногайская степь. Это равнина в восточной части Северного Кавказа между реками Кума и Терек. Данный регион расположен на территориях современного Дагестана, Ставропольского края и Чечни.

С XVIII века начали вести кубанские ногайцы, которые занялись земледелием. Ко второй половине XIX столетия выращиванием сельскохозяйственных культур преимущественно занимались ногайцы Ачикулакского приставства.

Стоит отметить, что земледелие при этом у большинства носило прикладной характер, в основном, занимаясь скотоводством. При этом практически весь скот принадлежал султанам и мурзам. Составляя только 4 процента от всего населения ногайцев, они владели 99 % верблюдов, 70 % лошадей, почти половиной рогатого скота. В результате многие бедняки были вынуждены отправляться на заработки в близлежащие станицы на уборку хлеба и винограда.

На военную службу ногайцев не призывали, взамен в них взимался особый налог. Со временем они начинали все больше отходить от традиционного для них разведения верблюдов и овец, переключаясь на земледелие и рыболовство.

Современное расселение

Сегодня ногайцы преимущественно живут на территории семи субъектов Российской Федерации. Больше всего их в Дагестане - около сорока с половиной тысяч. Более 22 тысяч живет в Ставропольском крае, еще пятнадцать с половиной тысяч в республике Кабардино-Балкария.

Более тысячи ногайцев в России также было учтено в Чечне, Астраханской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах.

В последние десятилетия достаточно крупные общины образовались в Москве и Санкт-Петербурге, численностью до нескольких сотен человек.

В истории ногайцев было немало переселений. Традиционно много представителей этого народа сегодня живет в Турции и Румынии. Там они преимущественно оказались в XVIII и XIX веках. Многие из них в то время переняли этническую идентичность тюркского населения, которое их там окружало. Но при этом большинство сохранили память о своем ногайском происхождении. При этом установить точную численность ногайцев, проживающих сегодня на территории Турции, не представляется возможным. Переписи населения, которые проводились с 1970 года, перестали собирать информацию о национальной принадлежности граждан.

В 2005 году было принято решение о создании национального ногайского района на территории Карачаево-Черкессии. К тому времени аналогичное образование уже существовало в Дагестане.

Язык

Язык ногайцев относится к тюркской группе алтайской семьи. За счет их широкого географического расселения в нем выделились четыре диалекта. В Чечне и Дагестане говорят на караногайском диалекте, в Ставропольском крае - на кумском или непосредственно ногайском, в Астраханской области - на карагашском, в Карачаево-Черкессии - на кубанском или акногайском.

По классификации и происхождению ногайским является степной диалект, который относится к диалекту крымско-татарского языка. Отдельные специалисты также относят к ногайским диалектам говоры алабугатских и юртовских татар, хотя не все придерживаются такого мнения.

Существует у этого народа и ногайский язык, созданный на основе караногайского диалекта.

С начала XVIII века до 1928 года письменность была основана на арабской графике. Затем десять лет в ее основе была латиница. С 1938-го официально используется кириллица.

Культура

Говоря о традиционной культуре и традициях ногайцев, все сразу вспоминают о занятии отгонным и кочевым животноводством. Примечательно, что, помимо верблюдов и лошадей, исторически ногайцы также занимались разведением гусей. От них они получали не только мясо, но также перья и пух, которые чрезвычайно высоко ценились при производстве одеял, подушек, перин.

Охотились коренные представители данного народа преимущественно с использованием ловчих птиц (соколов, беркутов, ястребов) и собак (борзых).

В качестве подсобного промысла развивалось растениеводство, рыболовство и пчеловодство.

Вероисповедание

Традиционная религия ногайцев - ислам Они относятся к одной из правых школ в суннитском исламе, основателем которой считается богослов VIII века Абу Ханифа с учениками.

Данная ветвь ислама отличается четкой иерархией при вынесении вердиктов. Если появляется необходимость выбора из нескольких существующих предписаний, приоритет отдается мнению большинства или самому убедительному аргументу.

Большинство современных мусульман являются последователями именно этого правого толка. Ханафитский мазхаб имел статус официальной религии в Османской империи и в империи Великих Моголов.

Костюм

По фото ногайцев можно составить представление об их национальном костюме. В его основе элементы одежды древних кочевников. Его черты складывались с VII века до нашей эры до времен гуннов и кыпчаков.

Хорошо известно ногайское орнаментальное искусство. Классические узоры - "древо жизни", Они восходят в образцам, впервые обнаруженным в курганах сарматского, сакского, золотоордынского периодов.

Ногайцы на протяжении большей части своей истории оставались степными воинами, так что редко спускались с лошади. Особенности их отражает их одежда. Это сапоги с высокими голенищами, штаны широкого покроя, в которых было удобно ездить верхом, головные уборы обязательно учитывали особенности времени года.

К традиционной одежде ногайцев также относятся башлык и бешмет (кафтан со стоячим воротником), а также овчинные тулупы и шаровары.

Женский костюм по покрою похож на мужской. Его основу составляет платье-рубаха, шапочки из ткани или меха, шубы, косынки, платки, шерстяная обувь, различные виды украшений и поясов.

Жилище

В обычаях ногайцев было селиться в юртах. Их саманные дома, как правило, состояли из нескольких комнат, расположенных в ряд.

В частности, такие жилища получили широкое распространение у их соседей в районах Северного Кавказа. Исследования подтвердили, что ногайцы самостоятельно создали такой тип жилья.

Кухня

Система питания ногайцев построена на балансе мяса и продуктов молочного животноводства. Они применялись в разных формах переработки, способах приготовления. Дополнялась продуктами охоты, земледелия, собирательства и рыболовства.

Национальный характер блюд зародился в недрах всевозможных империй Евразии, а обусловлен исторически сложившимися культурно-хозяйственным укладом, традициями, образом жизни.

В их рационе распространено вареное мясо, часто готовили кашу талкан из жареного просо, перемолотого в муку. Ее употребляли в пище вместе с молоком. Из перемолотой кукурузы и пшеницы варили суп, а из кукурузной муки готовили каши.

Значительное место в рационе занимали всевозможные супы с разными заправками - лапшой, рисом. Любимым блюдом ногайцев считался хинкали. Его готовили из пресного теста, нарезанного в форме небольших квадратиков и ромбиков, их варили в мясном бульоне. При приготовлении данного блюда преимущество отдавали баранине.

Из напитков у них были пять видов чая, из молока кобыл традиционно готовили кумыс, который славился своими целительными свойствами. Из кобыльего молока готовили водку, еще одним алкогольным напитком была буза, которую варили из просяной муки.

В начале XVII в. часть ногайцев уже обитала на севере Крымского полуострова. «Ногайские татары,-- писал итальянский автор этого времени,-- живут вне полуострова и граничат с Россией (т. е. Малороссией), Московским государством и стороной черкесов. Их страна -- одна часть которой (лежит) в Европе, а другая в Азии, так как одни из них живут по ту сторону Азовского моря, азиатские же по ту сторону того же моря -- Великого». По сообщению другого итальянского автора, Асколи, побывавшего в Крыму в 1634 г., ногайцы начали осваивать Крым уже в начале XV в., т. е. до образования Больших и Малых Ногаев. В дальнейшем же приток ногайского населения в Крым стал возрастать.

Более точные сведения о расселении ногайцев в Крыму и на Северном Кавказе появляются лишь в XVIII в. В документе, датированном 1770 г., кочевки ногайцев определены следующими земельными участками. Едисанской Орде принадлежали равнинные земли южной части Херсонской губернии. Ее население в литературе иногда называли Очаковской Ордою. Едишкульская Орда занимала земли Днепровского и Мелитопольского уездов Таврической губернии. Эти районы были отведены орде в 1759 г. Крым-Гиреем для охраны границы от запорожцев.

На восток от Крыма кочевали азовские ногайцы и по Кубани -- кубанские ногайцы. Кочевья кубанских ногайцев подробно указаны в документах. В нем говорится, что Едисанская Орда правого поколения кочевала от устья Сасык-Ея и Буглу-Тогая вниз по течению и около Ейского базара, а также по Чембуре и в верховьях Кагальника. Левое поколение Едисанской Орды занимало территорию от устья Есенея и Челбаса вверх по течениям рек и вдоль Кабаша и Куюнтюне. Джембойлуковцы кочевали от устья Сасык-Ея и по течению Большого Ея. Представители Буджакской Орды вели оседлый образ жизни на Чебакле. Незначительная часть Едишкульской ветви обитала по Сухому Чембуре, между едисанцами правого поколения. Четыре родоплеменных объединений Едишкульской Орды имели свои наделы. За членами мынского рода были закреплены устья рек Кирпилей и Зенгели, китайский род кочевал по Онгалану, Контору, Каракубани и по Кубани. Бурлацкая группа находилась между Копылой, Темрюком и Ачуевым, а кипчакская занимала Таманский полуостров.

Наиболее ранние сведения о численности кубанских ногайцев появляются в 1782 г. По данным военного ведомства, едисанцев насчитывалось 20 тыс. казанов (т. е. семей), джембойлуковцев -- 11 тыс., едышкульцев -- 25 тыс. и каракитайцев -- 5400 казанов.

В 1783 г. было официально объявлено о присоединении Крыма к России. В этой связи, чтобы вывести ногайцев из-под влияния Турции, власти решили переселить кубанских ногайцев в уральские, тамбовские и саратовские степи. В конце июня 1783 г. были завершены подготовительные работы к переселению. На это мероприятие было отпущено ногайцам 200 тыс. рублей пособия. В том же месяце под Ейском собралось свыше 3 тыс. ногайцев, которые затем направились к Дону. Между тем крымский хан Шагин-Гирей стал возбуждать ногайцев к возмущению «посредством тайно рассылаемых писем». Ногайские мурзы, поддавшиеся агитации, решили вернуть людей на Кубань. Суворов и другие русские военачальники попытались убедить ногайских мурз быть верными данной ими присяге, однако их старания не дали результатов. Орда, шедшая на Кубань, наткнулась на военный отряд под командованием Житкова и при столкновении понесла значительные потери.

Поражением орды воспользовались крымские и турецкие агенты, которые с новой силой развернули агитацию среди ногайцев. Поддавшись этой агитации, ногайские мурзы во главе с Тав-султаном в августе 1783 г. совершили нападениена Ейскую крепость, но, потерпев неудачу, вынуждены были снять осаду и уйти на Кубань.

Первого октября 1783 г. на Урупе в районе Кременчук и Сары-Чигера произошло столкновение между ногайцами и царскими войсками под командованием Суворова. Затем, чтобы избежать дальнейшего кровопролития, Суворов направил парламентеров к другой части ногайцев, и переговоры завершились мирным исходом.

В 1805 г. управление ногайским населением стало осуществляться на основании нового «Положения для управления ногайцев», разработанного комитетом министров. По «Положению», управление ногайцами было передано Таврическому гражданскому губернатору, но, надзор за ними в пределах их кочевья вел пристав ногайских орд.

Реорганизация административного аппарата не изменила положения кочевников. Содержание лишь приставского аппарата ежегодно обходилось им в 2 тыс. руб. Кроме того, они на свои деньги содержали в каждом ауле старшину, сотника и десятника.

С самого начала XIX в. военные и гражданские власти Таврической губернии стали требовать от руководителей ногайцев проводить повсеместно политику оседания. Этой задаче были подчинены все последующие действия местных и губернских властей. Последние исходили из того, что оседлыйобраз жизни позволит более надежно контролировать родо-племенные группы и ограничит их общение с жителями различных районов Северного Кавказа.

Осуществление политики перевода к оседлости власти начали с того, что приобрели в счет налогов строительный материал. Выдача его ногайцам началась в 1806 г. Чтобы стимулировать оседание, власти приступили к строительству мечетей и жилых домов для служителей религии.

В результате в конце 1850-х годов кубанские и ставропольские ногайцы стали переселяться в Турцию. Их примеру последовали Таврические ногайцы. Картину их расставания с родными местами А. Сергеев описывалследующим образом: «Расставанье с родиной и соседями -- русскими, с которыми ногайцы жили хорошо, носило драматический характер. В ногайских селениях раздавался плач женщин и детей. На кладбищах происходили потрясающие сцены прощания с родными могилами. Когда русские крестьяне уговаривали остаться, ногайцы со слезами отвечали: «нельзя -- все идут, грех оставаться». Переселение ногайцев продолжалось с апреля по октябрь 1860 г. За это; время из Таврической губернии ушли 48345 чел. и с Кубани 16 тыс. чел. Переселения повторялись и в последующие годы. К концу 1864 г., по официальным данным, в Таврической губернии оставалось лишь 37 ногайцев.

Царская администрация не приняла каких-либо мер для предотвращения этой национальной трагедии. «Пропаганда эмиссаров Турции и Англии,-- пишет Хаджи Мурат Ибрагимбейли,-- не оказала бы эффективного воздействия на умы населения, если бы не внутренние социально-политические причины, порождавшие недовольство народных масс. Царизм, отбирая земли у местных жителей, вызывал резкое недовольство у них. К тому же само царское правительство было заинтересовано в переселении в Турцию части «некоторых горцев», и даже содействовало им в этом».

Какие цели преследовал царизм, содействуя переселению ногайского народа в султанскую Турцию? Во-первых, он хотел тем самым избавиться от тех, кто при соответствующих обстоятельствах мог бы стать резервом национально-освободительного движения в империи. Во-вторых,царизм, поощряя переселение, освобождал плодородные земли, занятые ногайцами. Оставленные переселенцами земли власти раздавали помещикам, офицерам, представителям местной феодальной знати. В их лице царизм создавал себе опору на окраинах России.

Турецкие власти поселили переселенцев-ногайцев из Таврической губернии в Болгарии и Румынии, но после русско-турецкой войны 1877 г. Их заставили переселиться в Брусский и Кокийский вилайеты Турции. В начале XX в. значительное количество ногайцев проживало в горах Эски-шахир, Кокия, Карамен и в ближайших от них селениях. В «единоверной» Турции переселенцы оказались в невыносимых условиях. «Положение переселенцев, отмечалось в то время,-- стало невыносимым... Это сборище нищих и голод- ных оборванцев, в доме нет ничего». Уже в первые годы пребывания в Турции ногайцы стали подавать прошения русскому послу, чтобы им разрешили вернуться в Россию. Посольство оказалось буквально заваленным такими прошениями. Чтобы обмануть общественное мнение России, царизм разрешил отдельным «благонадежным» ногайским семьям вернуться на родину. Так, в 1863--1864 гг. из Турции возвратились 110 семей. Разместили их в Перекопском уезде Таврической губернии. «Этот обратный прием ногайцев,-- отмечал А. Сергеев,-- в русское подданство был допущен, однако, как исключение».

После распада Ногайской Орды Северный Кавказ становится основным районом обитания ногайцев. Здесь родоплеменные объединения выступали самостоятельными единицами, совершая перекочевки со скотом на свободных земельных угодьях. Традиционная хозяйственная система и бесконечные межплеменные столкновения за пастбища способствовали образованию ряда обособленных районов с ногайским населением.

В отличие от северо-западного Кавказа, восточные его районы были освоены главным образом выходцами из Малой Ногайской Орды и лишь отчасти из Большой (в Сулакской низменности).

Оседание ногайцев в Сулакской низменности завершилось в конце XVII в. «Довей-Мурза до пришествия Петра I в Персию,-- писал П. Г. Бутков,-- с тремя своими братьями и аулами кочевал подле гор, от Аксая к Судаку, по степи» 179 . Однако военные события, развернувшиеся на Кавказе в XVIII в., не оставили ногайское население в стороне. В 1722 г. Петр 1, возвращаясь из иранского похода, дал указание переселить часть сулакских ногайцев во главе с Довей-Мурзою на Волгу. Приказ царя был выполнен, но не коснулся ногайцев, во главе которых стоял мурза Еманчиев. Подвластные ему кочевники в то время находились во владениях Тарковского шамхала. Переселенцы из Судака, пробыв год на Волге, вновь перекочевали в Дагестан, за исключением улусных людей Каспулата Агайшеева.

Пребывание Петра I на Кавказе и, в частности, в Дагестане имело большое значение для сулакских ногайцев. В низовьях Сулака по указанию Петра I была возведена крепость, названная Святым Крестом. В крепость перевели воинский гарнизон из Терки, а на ее безлюдные окраины переселили часть терских ногайцев. Их примеру последовали тарковские ногайцы. Таким образом, здесь сложился устойчивый массив ногайского населения, существующий и поныне. В XIX в. кочевников этих мест начали именовать аксаевскими и костековскими ногайцами.

Костековские и аксаевские ногайцы обитали восточнее Кизляра, занимая побережье Аграханского залива Каспийского моря. Когда-то граница Ногайской степи на востоке проходила от устья Нового Терека до северных окраин Кизлярского залива. Вся эта береговая полоса служила отличной зимней стоянкой для скота кочевников-скотоводов на протяжении более чем двух веков.

На юге и на юго-востоке костековские и аксаевские ногайцы граничили с кумыками и тарковскими ногайцами. Последние, составляя небольшую группу, кочевали вдоль Каспия в пределах Тарковского шамхальства. Их здесь насчитывалось около 300 кибиток.

Костековские и аксаевские ногайцы в начале XIX в. составляли 1100 кибиток. О них в одном из документов того времени говорится следующее. «Ногайцы, остатки Большого и Малого Ногая, кочевую жизнь ведущие, коих аксаевским князьям принадлежащих 500, а андреевским и костюковскимоколо 600 кибиток; питаются овечьими стадами, частью рогатым скотом и конскими табунами, кои, однако же, малочисленны. Андреевские во всем достаточные аксаевских. Даней князьям никаких не платят кроме налагаемых на них штрафных за убийство, драку и воровство, кои старшие князья собирают; засим дают вспомогательным воинов. Ногайцы кочуют на понизовьях, около устья реки Аксая, Амансу и Казьмы».

Относительно численности прибрежных ногайцев и их расселения в начале 1770-х годов И. А. Гильденштедт сообщал: «Восемь селений (аулы сих ногайцев) суть подданные Яксайского князя; 12 деревень принадлежат князю Андрейскому, а 24 аула или деревни Таркумскому Шамхалу. В прежние времена сии ногайцы были многолюднее, но в царствование Петра Великого перешло их около 1000 семейств в Россию, кои теперь еще кочуют в левой или северной стороне Терека. Находящихся еще в кумыкском владении считается до 5000 шатров или семейств».

Обитатели побережья Аграханского залива, хотя и составляли две разные группы -- костековцев и аксаевцев, однако их социально-экономическая структура оставалась единообразной. В конце XIX в. в составе этих обществ насчитывалось 1300 семейств, в которых проживали 6148 человек.

Местные ногайцы особенно ощущали недостаток в земельных угодьях. Поэтому они только раз, иногда два-три в год, совершали перекочевки. «У наших ногайцев так мало земли, что если бы они и захотели перекочевывать чаще, то им пришлось бы крутиться на одних и тех же вытоптанных скотом местах», - отмечал Н. Семенов.

Земельный голод вынуждал часть ногайцев скитаться за пределами родных мест. Ежегодно это делали до 450 семейств. Они обычно кочевали на северной стороне Нового Терека, где были расположены земельные владения богатых казаков, и на общинных землях казачьих станиц. Здесь они надоговорных началах заготавливали сено, убирали урожай, обрабатывали сады и виноградники, нанимались пастухами. Заработки их были мизерными. За световой день работник мог заработать лишь до 30 коп. а за рабочий сезон 20--23 руб. С возмущением описывая экономическое положение ногайцев, живущих вдоль Астраханского залива, Н. Семенов говорил, что «трудно предсказывать занимающей нас отрасли ногайского племени более или менее отрадную будущность».

В первой половине XVIII в. на пространстве между Тереком и Кумой обособляется устойчивый, но более крупный по своим размерам, массив ногайского населения, сохранившийся по сей день (в основном нынешний Ногайский район ДАССР). Его население в дореволюционной литературе XIX--начала XX в. именовалось караногайцами.

Формирование караногайцев фактически начинается со времени отмежевания им собственной территории. Караногайцы, по распоряжению ген. Левашова, «получили землю от Коная (старый Терек южнее Кизляра) и реки Атай Бахтан до самой Кумы и от Каспийского моря до урочища Джелань и Степан-Бугор, с полной свободой от всяких платежей и иных повинностей». За отведенную землю каждая семья по первому требованию властей обязана была снарядить арбу с возчиком для транспортировки провианта.

Когда в начале 1780-х годов в среде закубанских ногайцев началось брожение, инспирированное турецкими агентами и крымской феодальной верхушкой, последним удалось привлечь часть ногайских мурз на свою сторону и направить их оружие против мероприятий, проводимых на Северном Кавказе русскими военными властями. Суворову было поручено восстановить дипломатическими средствами дружественные отношения ногайцев с Россией. Но обстановка оказалась настолько накаленной, что ему не удалось уладить дело миром. В 1783 г. Суворов дал бой ногайцам в районе Кременчука, закончившийся поражением едишкульцев, едисанцев и джембойлуковцев. Пленных ногайцев, по указанию Потемкина, переселили в Крым и на северо-западную территорию формировавшегося тогда Караногая. «Вероятно в это время,-- отмечал Ф. Капельгородский,-- за кизлярскими ногайцами окончательно утвердилось название караногайцев, то есть черных, простых ногайцев. Этому способствовало появление в соседстве с ними более привилегированных родичей, имевших многочисленные роды, своих собственных мурз».

После переселения едишкульцев, едисанцев и джембойлуковцев на юг будущей Ставропольской губернии сложился третий массив ногайского населения.

Значительный численный рост кочевого населения на Северо-Восточном Кавказе вынудил губернскую администрацию срочно заняться созданием управленческого аппарата. В 1793 г. на землях ногайцев были образованы четыре приставства: Калаус Саблинское, Калаус Джембойлуковское, Ачикулак, Джембойлуковское и Караногайское.

Калаус-Саблинскому приставству были отмежеваны земли по верховьям Калауса и его нагорной стороне, а также участок между озерами Большой и Малый Янкули. Кроме того, к приставству отошел район Кавказских Минеральных Вод. На этой территории кочевали едисанские, едишкульские и касаевские ногайцы.

Низовья Калауса и районы бассейнов таких небольших рек, как Айгур, Барханчук,Камбулат и Кугульта, отвели Калаус-Джембойлуковскому приставству. Здесь обитали джембойлуковцы со следующими подразделениями: канглинским карарюмским и меситским. К ним примыкал калмыцкий этнический массив, носивший наименование шерты или хазлара. Последняя группа в результате многовекового пребывания в ногайской среде приняла мусульманскую религию и, по-видимому, язык ногайцев.

Территория закумской безводной части была передана Ачикулак-Джембойлуковскому приставству. На этом участке кочевали едисанцы и джембойлуковцы.

Территориальные границы Караногайского приставства сложились гораздо раньше, чем в трех предыдущих приставствах. Граница Караногайского приставства на юго-востоке доходила до побережья Каспийского моря, на северо-западе -- до реки Кумы и на юго-западе до Степан-Бугорского урочища.

Образование приставств не внесло существенных изменений в общественно-политическое устройство ногайского населения Северного Кавказа. Приставства существовали лишь формально, а надзор за кочевыми народами продолжало осуществлять военное ведомство. Только в августе 1800 г. Министерство иностранных дел учредило должность главного пристава над ногайцами, калмыками, туркменами и кабардинцами с непосредственным подчинением Коллегии иностранных дел.

В 1803 г. кавказская администрация добилась у правительства учреждения самостоятельного приставства для ногайцев, обитающих в четырех приставствах. Во главе его поставили ногайского князя Султан Менгли-Гирея из Закубанского края, присвоив ему одновременно звание генерал-майора. Назначение его на эту должность было вызвано, прежде всего, присутствием здесь значительного числа переселенцев с Кубани, которые продолжали время от времени высказывать недовольство ограничением их передвижения. Несмотря на все эти меры в 1813г. все же состоялось крупное переселение ногайских родоплеменных объединений с их мурзами в Закубанский край.

Кавказская война вовлекла в свою орбиту и ногайцев. Многие из них доставляли провиант и строительные материалы на передовые участки военных действий царизма. Именно они подвозили материалы при закладке таких крепостей, как Марьинская, Георгиевская, Екатеринодарская, Павловская и др. Эти обязанности по-прежнему продолжало исполнять и ногайское население только что образованных приставств. Как отмечал Ф. Капельгородский, «от караногайцев требовалось ежегодно 5 500 подвод, едишкульцев - 2500, едисанцев и джембойлуковцев - 2000». Тяжесть несения натуральных повинностей особенно ощущали на себе экономически слабые хозяйства.Кроме натуральных повинностей, ногайцы содержали за свой счет около пятидесяти вооруженных всадников на Баталпашинском и Кисловодском участках, весь управленческий аппарат, а также несколько почтовых станций по Кизляро-Астраханскому тракту.

После создания ногайских приставств на северо-востоке Кавказа, местная администрация столкнулась с незнанием обычно-правовых норм ногайцев, без применения которых немыслимо стало управлять народом, имевшим когда-то свою государственность. Поэтому главный ногайский пристав Балуев вместе со своими помощниками занялся сбором материала, относящегося к обычаям, обрядам и социальной структуре ногайского народа. Эти сведения впоследствии легли в основу вновь разработанного в 1827 г. «Положения о кочующих инородцах», позднее вошедшего во второй том «Свода законов Российской империи». По этому «Положению» местные власти осуществляли управление ногайским населением вплоть до победы Великой Октябрьской социалистической революции.

Несмотря на создание приставств и установление строгого контроля за ногайцами, население время от времени возмущалось грубыми действиями администрации и тяготами налоговой системы. Свой протест оно выражало угоном скота у состоятельных скотовладельцев и укрыванием от преследования лиц, бежавших из-за Кубани. Поступки подобного рода настолько участились, что власти вынуждены были в спешном порядке разработать дополнительные правила к «Положению». Документ, получивший название «Правила о выселении ногайцев», был утвержден правительством в 1831 г.

Правила допускали применение огнестрельного оружия к лицам, вызвавшим волнения в ногайском обществе и укрывшим от властей беглых с Кубани лиц. Но самым суровым наказанием ногайцы считали выселение кочевников с семьями в Саратовскую губернию.

Начиная с 1820-х годов на Северном Кавказе был проведен ряд административных реформ. Кавказскую губернию преобразовали в область с центром в г. Ставрополе, а в 1847 г. Кавказскую область -- в Ставропольскую губернию. При этом все ногайские приставства были включены в состав Ставропольской губернии, и только в 1888 г. Караногайское приставство с Кизлярским уездом передали Терской области. Таким образом, история восточных ногайцев с XIX в. была неразрывно связана с историей Ставропольской губернии.

В Ставропольской губернии территория, занятая ногайцами, была официально разделена на четыре приставства. Этим искусственным членением местные власти разобщили родоплеменные группы в пределах одной губернии.

После создания приставств на юге Ставропольской губернии власти решили привлечь и здешних ногайцев по примеру таврических к несению воинской службы. По ходатайству ген. Вельяминова военное министерство присоединило бештаво-кумских и калаусо-саблинских ногайцев к Кавказскому линейному войску. Однако это решение вскоре было отменено из-за трудностей, которые возникли в процессе его практического осуществления. Вновь вернулись к этому вопросу в 1840 г., когда начали формировать Кавказский конно-горский дивизион. В его составе находились пятнадцать ногайских всадников. Каждый всадник обходился населению в 623 рубля. Для отправки на службу воину обычно приобретали на народные средства две лошади, предметы ее седловки, две черкески, пистолет, ружье, шапку и кинжал. В дальнейшем ногайцев перестали привлекать к несению воинской повинности, но вновь частично вернулись к этому в 1904 г. и во время первой мировой войны.

В процессе привлечения ногайцев к обязательной воинской службе местные власти начали проводить в среде кочевников агитацию за переход к оседлости. С официальным предложением о необходимости перехода ногайцев к оседлости к военному министерству обратился барон Розен. Для осуществления политики седентаризации он предлагал отводить всем желающим ногайцам земельный надел под усадьбу в пределах кочевья. Однако, когда по этому вопросу обратились непосредственно к царю, он ограничился надписью «Зачем?» Это на долгие годы предопределило экономическую структуру ногайского общества.

В 1830-х годах военная обстановка, сложившаяся на Северном Кавказе, вынудила командующего усилить воинские части, размещенные на северо-восточном Кавказе. С этой целью 37 станиц с русским населением были переданы в распоряжение Кавказского казачьего линейного войска. Кроме того, 58,4 тыс. десятин земель восточных ногайцев были отмежеваны переселенцам из России. В 30-х и 40-х годах на ней возникли свыше 40 станиц. Появление русских станиц способствовало в дальнейшем постепенным изменениям в хозяйстве и культуре ногайцев.

: 22 006 (2010)

  • Нефтекумский район : 12 267 (пер. 2002 г.)
  • Минераловодский район 2 929 (пер. 2002 г.)
  • Степновский район 1 567 (пер. 2002 г.)
  • Нефтекумск : 648 (пер. 2002 г.)
  • Карачаево-Черкесия : 15 654 (2010)
  • Астраханская область : 7 589 (2010)
  • Ханты-Мансийский автономный округ : 5 323 (2010)
  • Чечня : 3 444 (2010)
  • Ямало-Ненецкий автономный округ : 3 479 (2010)
  • Украина : 385 (перепись 2001 г.)

    Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

    Нога́йцы (самоназвание - ногай , мн.ч. - ногайлар ) - тюркоязычный народ на Северном Кавказе и в Поволжье . Говорят на ногайском языке , который относится к кыпчакской группе (кыпчакско-ногайской подгруппе) тюркских языков . Литературный язык создан на основе караногайского диалекта и ногайского говора. Письменность связана с древнетюркской, уйгуро-найманской письменностями; с XVIII в. до 1928 года ногайский алфавит строился на арабской графике, с 1928-1938 гг. - на латинской графике. С 1938 года используется кириллица.

    Численность в РФ - 103,7 тыс. чел. ().

    Политическая история

    В середине XVI века Гази (сын Урака, правнук Мусы) увел часть ногаев, кочевавших в Поволжье, на Северный Кавказ, где были традиционные старые кочевья мангытов, основав Малые Ногаи .

    Ногайская Орда между Волгой и Эмбой пришла в упадок в результате экспансии Московского государства в Поволжье и войн с соседями, из которых наиболее разрушительной стала война с калмыками . Потомки ногайцев, не переселившихся в Малые Ногаи, растворились среди башкир, казахов и татар.

    Антропология

    Антропологически ногайцы принадлежат к южносибирской малой расе, переходной между большими монголоидной и европеоидной расами

    Расселение

    В настоящее время ногайцы проживают в основном на Северном Кавказе и Южной России - в Дагестане (Ногайский , Тарумовский , Кизлярский и Бабаюртовский районы), в Ставропольском крае (Нефтекумский район), Карачаево-Черкесии (Ногайский район), Чечне (север Шелковского района) и Астраханской области . От названия народа происходит название Ногайская степь - район компактного расселения ногайцев на территории Дагестана, Ставропольского края и Чеченской Республики.

    За последние десятилетия крупные ногайские диаспоры образовались в других регионах России - Москве , Санкт-Петербурге , Ямало-Ненецком автономном округе , Ханты-Мансийском автономном округе .

    Язык

    В культурном наследии ногаев главное место занимает музыкально-поэтическое искусство. Имеется богатейший героический эпос (в том числе поэмы «Эдиге»)

    Религия

    Ногайские девочки в национальных костюмах. Начало XX века.

    Одежда

    Жилище

    История

    Ногаи - один из немногих народов современной России, имеющий в прошлом многовековые традиции государственности. В длительном процессе ногайского этногенеза приняли участие племена из государственных объединений Великой Степи VII в. до н. э. - XIII в. н. э. (Саки , Сарматы , Гунны , Усуни , Канглы , Кенегесы, Асы , Кыпчаки , Уйгуры , Аргыны , Кытай, Найманы , Кереиты , Кунграты , Мангыты и др.).

    Окончательное оформление ногайской общности с надплеменным названием ногай (ногайлы) произошло в XIV веке в составе Улуса Джучи (Золотой Орды). В последующий период ногаи оказались в разных государствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, - Астраханском, Казанском, Казахском, Крымском, Сибирском ханствах и Ногайской Орде.

    Ногайские послы впервые прибыли в Москву в 1489 году. Для ногайского посольства был выделен Ногайский двор за Москвой-рекой недалеко от Кремля на лугу против Симонова монастыря. В Казани также было отведено место для ногайского посольства, называемое «мангытское место». Ногайская Орда получала дань от татар казанских, башкир, некоторых сибирских племен, играла политическую и торгово-посредническую роль в делах соседних государств. В 1-й половине XVI в. Ногайская Орда могла выставлять более 300 тысяч воинов. Воинская организация позволяла Ногайской Орде успешно отстаивать свои границы, помогать дружинникам и соседним ханствам, русскому государству. В свою очередь, Ногайская Орда получала военную и экономическую помощь от Москвы. В 1549 году в Ногайскую Орду прибыло посольство от турецкого султана Сулеймана. Через столицу его - город Сарайчик, проходила главная караванная дорога, соединявшая Восточную Европу со Средней Азией. В первой половине XVI в. Москва пошла на дальнейшее сближение с Ногайской Ордой. Усилился товарообмен. Ногайцы поставляли лошадей, овец, продукты животноводства, взамен получали сукно, готовую одежду, ткани, железо, свинец, медь, олово, моржовую кость, писчую бумагу. Ногайцы, выполняя договор, несли кордонную службу на юге России. В Ливонской войне на стороне русских войск выступали ногайские конные полки под начальством мурз - Тахтара, Темира, Бухата, Бебезяка, Уразлы и др. Забегая вперед напомним, в Отечественной войне 1812 года в армии генерала Платова был ногайский кавалерийский полк, дошедший до Парижа, о чем писал А. Павлов.

    Крымский период XVII-XVIII вв.

    После падения Золотой Орды ногайцы кочевали в нижнем Поволжье, однако движение калмыков с востока в XVII веке привело к перекочевкам ногайцев в северокавказские пределы Крымского ханства) .

    В составе России с XVIII в.

    Ногайцы рассеялись разрозненными группами по Закубанью возле Анапы и по всему Северному Кавказу вплоть до Прикаспийских степей и низовьев Волги. Около 700 тысяч ногайцев ушли в Османскую империю .

    К 1812 году всё Северное Причерноморье окончательно вошло в состав России. Остатки ногайских орд были поселены на севере Таврической губернии (современная Херсонская область) и на Кубани, и принудительно переведены на оседлый образ жизни.

    Ногаеведы

    Примечания

    1. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. Всероссийская перепись населения 2010. Национальный состав населения РФ 2010
    3. Всероссийская перепись населения 2010 г. Национальный состав регионов России
    4. Этносостав населения Дагестана. 2002
    5. Этносостав населения КЧР. 2002
    6. Этносостав населения Чечни. 2002
    7. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.
    8. Minahan James One Europe, Many Nations: A Historical Dictionary of European National Groups . - Greenwood Publishing Group , 2000. - P. 493–494. - ISBN 978-0313309847
    9. Народы мира. Историко-этнографический справочник. Гл. ред. Ю.В. Бромлей . Москва "Советская энциклопедия" 1988. Статья "Ногайцы", автор Н.Г.Волкова, с. 335.
    10. KavkazWeb: 94 % опрошенных - за создание Ногайского района в Карачаево-Черкесии - результаты референдума
    11. В Карачаево-Черкесии официально создан Ногайский район
    12. В Карачаево-Черкесии создан Ногайский район
    13. В Карачаево-Черкесской республике создан Ногайский район
    14. Esperanto новости: Конференция о будущем ногайского народа
    15. Традиционная одежда и форма терских, кубанских казаков
    16. Ногайцы
    17. Ногайцы
    18. Российские военные и дипломаты о статусе Крыма в период правления Шагин-Гирея
    19. Вадим ГЕГЕЛЯ. Освоение Дикого Запада по-украински
    20. В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. НОГАЙЦЫ

    См. также

    Ссылки

    • IslamNGY - Блог группы "Ногайцы в Исламе". Исламский анализ истории ногайцев, призыв ногайских проповедников, статьи, стихи, книги, видео и аудио об Исламе и ногайцах.
    • Ногайцы.ру - Информационный сайт посвященный Ногайцам. История,Информация,Форум,Чат,Видео,Музыка,Радио,Электронные книги,Стихи, и многое другое касающиеся Ногайцев.
    • В. Б. Виноградов. Средняя Кубань. Земляки и соседи. Ногайцы
    • Владимир Гутаков. Русский путь к югу (мифы и реальность). Часть вторая
    • К. Н. Казалиева. Межэтнические отношения ногайцев на юге России

    Литература

    • Ярлыкапов, Ахмет А. Ислам у степных ногайцев. М., Инст. этнологии и антропологии, 2008.
    • Ногайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
    • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 374

    В последнее время о ногайцах вспоминают в основном в связи с земельным вопросом в Дагестане. Что это за народ и что происходит с этносом сейчас "НацАкценту" рассказал заместитель директора Астраханского филиала РАНХиГС, к.п.н. Эльдар Идрисов.

    Происхождение ногайцев

    Формирование ногайцев как этноса происходило на пространстве Евразийских степей от Иртыша до Дуная. Среди их предков - средневековые кочевые тюркские и монголоязычные племена, пришедшие в период Батыева нашествия.

    Мнения об изначальном месте проживания у исследователей расходятся. Часть считает "родиной" ногайцев улус темника Ногая в районе рек Днепра и Днестра в конце XIII века. Другие - Эмбо-Уральское междуречье, в котором в 1391 г. Беклярибек Эдиге (беклярибек – административная должность в Золотой Орде, по своему функционалу схожая с современным премьер-министром – прим.ред.) основал Мангытский юрт. Эпос "Эдиге" посвящен деяниям беклярибека - основателя династии правителей Ногайской Орды.

    История ногайцев

    На рассказы о происхождении этноса часто накладываются ненаучные представления и народная мифология, которые зачастую интерпретируют события прошлого с позиции выгодной в тот или иной период времени. Принято подчеркивать древность народа и спорить о его прошлом незыблемом могуществе. Истории ногайцев в этом отношении богата спекуляциями. Сложилось так, что после распада Ногайской Орды кочевые группы вошли в состав казахов, средневолжских татар, башкир, туркмен и каракалпаков. Таким образом, культурное наследие средневековых ногаев "распылилось" среди всех этих народов. Неудивительно, что теперь каждый их них стремится дать истории свою интерпретацию, включив ее в свое этнополитическое конструирование.

    Так появились и концепция "разделенного народа" ногайцев и казахов, и взгляд ученых из Татарстана на ногайцев, как часть татарской нации. К этому надо добавить современное деление на этнотерриториальные группы ногайцев: представители народа живут в нескольких историко-культурных зонах на Северном Кавказе и в Нижнем Поволжье.

    Ногайская Орда, окончательно сложившееся как самостоятельное кочевое государство в начале XV века, стала последним крупным независимым объединением кочевников на территории России и просуществовала до начала XVII века. Развитие государства определялось закономерностями самоорганизации крупных кочевых объединений: сформировалась крыльевая структура управления, использовалось прошлое золотоордынское наследие в форме "Ясы" и нормы исламской религии.

    В 1489 г. были установлены дипломатические отношения с Московским княжеством, развивались широкие династические и социально-экономические связи с тюркскими государствами Причерноморья, Поволжья и Средней Азии.

    В середине XVI века в Ногайской Орде произошел внутренний катаклизм, совпавший с широким продвижением Московского государства на территории Северного Кавказа и Волго-Уралья. В условиях междоусобиц, в связи с убийством бия Юсуфа, рухнула система традиционного кочевания, в степи распространилась чума. Начался первичный распад Ногайской Орды, который продолжился до начала XVII века. Разрозненные улусы, отошедшие от власти верховного бия, уже не смогли оказывать сопротивление движению калмыков из Северного Китая в направлении Нижнего Поволжья.

    Не простым был процесс вхождения ногайских кочевых групп в состав Российской империи. Оказавшись на стыке геополитических интересов России и Турции, ногайцы подпали не только под политическое, но и под военное воздействие с обеих сторон. А в 1783 году в битве у Керменчука войсками под командованием Александра Суворова причерноморским ногайцам был нанесен ощутимый удар.

    В советское время, в период политики "коренизации" ногайцы не смогли сформировать этнотерриториальное образование.

    В 1957 году указом Верховного совета РСФСР территорию их традиционного проживания на Северном Кавказе разделили между тремя субъектами: Ставропольским краем, Дагестанской АССР и Чечено-Ингушской АССР.

    В начале 1990-х годов ногайское общественное движение "Бирлик" пыталось оспорить это решение, но безрезультатно.

    Попытка консолидации

    В России ногайцы, кроме основного места проживания – Дагестана –живут в Ставропольском крае, Карачаево-Черкесии, Чечне. Начиная с 1990-х гг. довольно существенное число представителей народа мигрирует на север, в города Уральского федерального округа.

    Первые попытки создать общеногайское этнокультурное движение предпринимались еще в дореволюционное время. В конце XIX века в Астрахани появилась целая плеяда деятелей ногайской культуры. Одним из самых заметных был ученик татарского ученого Шагабутдина Марджани, собиратель ногайского фольклора и видный религиозный деятель Абдрахман Умеров. Умеров воспринял и адаптировал идеи своего учителя о нациостроительстве для ногайского этноса. Главный труд Абжрахмана Умерова – "История астраханских ногайцев", её написанию ученый посветил практически всю свою жизнь. Увы, рукопись была утеряна в советское время.

    Последователи и соратники Умерова - Абдул-Хамид Джанибеков, Басыр Абдуллин, Булат Салиев, Наджип Гасри (Мавлембердиев) и другие. Некоторые из них после революции продолжили свою деятельность на Северном Кавказе. Так, Абдул-Хамид Джанибеков стал одним из разработчиков норм современного литературного ногайского языка, участвовал в переводе алфавита с арабицы на латиницу и с латиницы на кириллицу.

    Перестройка и самосознание народа

    В период перестройки произошел всплеск ногайского самосознания на территории Астраханской области. Исторически здесь сложились несколько групп ногайцев – юртовцы, карагаши, кундровцы и утары . В советское время все они были причислены к… татарам, и в целом возобладала идея включения астраханских ногайцев в состав татарского этноса. Однако Леонидом Арслановым, Виктором Викториным и другими учеными в 1970-е годы были проведены лингвистические и этнографические исследования, которые доказали сохранение ногайских черт языка и культуры у вышеуказанных групп.

    Демократизация общества и совместная попытка решить экологические проблемы, возникшие в связи с работой вблизи от селений ногайцев-карагашей подразделений Астраханского Газпрома, породили самостоятельное этнокультурное движение астраханских ногайцев. В этот процесс особенно активно включились карагаши и кундровцы, в наибольшей степени сохранившие ногайское самосознание.

    В результате от Всесоюзной переписи 1989 года до последней Всероссийской переписи 2010 года количество ногайцев в Астраханской области выросло вдвое - до 8 тыс. человек.

    Численность ногайцев

    Всего в России по официальным данным переписи 2010 года проживает 106 000 ногайцев. Группы ногайцев живут в Румынии, где они оказались в результате большой откочевки в конце XV века, образования Белогородской орды и последующей миграции. Еще одна большая группа проживает в Турции. Ее формирование проходило в период "мухаджирства" – переселения во время Кавказской войны.

    В Казахстане, в приграничных районах с Россией, в Атырауской и Уральских областях, а также в Саратовской и Волгоградской областях России, живет многочисленная группа "нугай-казак", сформировавшаяся в период миграции ногайцев в конце XVIII - начале XIX веков. Сейчас они считаются отдельным родом в составе казахов, но помнят свои ногайские корни.

    Составной частью крымских татар является субэтническое отделение "ногай", которое сложилось из выходцев из Ногайской Орды. В процессе этнокультурного развития, а также в результате депортации середины XX века, усилились внутренние интеграционные процессы, в результате которых ногайцы, наряду с татами и яйлыболинцами, практически слились с местными тюрками в составе общности "крымлы".

    Сегодня в мире примерно 300 000 человек являются носителями ногайского этнического самосознания.


    Новое время

    С конца 1980-х годов в России сложилась практика проведения межрегиональных мероприятий. Центральным общеногайским событием стало празднование в 1990-м году 600-летия эпоса Эдиге в райцентре Ногайского района Республики Дагестан с. Терекли-Мектеб. Там же была проведена первая большая научная конференция "Историко-географические аспекты развития Ногайской Орды".

    С 1991 г. в Астраханской области проводятся Джанибековские чтения, посвященные деятельности ногайского просветителя, этнографа-фольклориста Абдул-Хамида Шаршенбиевича Джанибекова. А в 2018 году в Астрахани ему откроют памятник у дома, где он родился.

    В 2004 году в Махачкале был проведен Первый международный фестиваль "Ногай Эл", собравший ногайцев со всего мира. В 2006 году в Санкт-Петербурге состоялась Международная конференция "Современное положение и перспективы развития ногайского народа в XXI веке". Раз в два года с 2014 года стала проводиться Международная научно-практическая конференция "Ногайцы: 21 век. От истоков к грядущему. История. Культура. Язык".

    В 2013 году была зарегистрирована Федеральная национально-культурная автономия ногайцев РФ "Ногай Эл" ("Ногайский народ"). Ее учредителями стали региональные отделения Дагестана, Ставропольского края и Карачаево-Черкесии. С одной стороны, форма национально-культурной автономии хорошо подходит для координирования общеногайского этнокультурного движения, с другой - руководство "Ногай Эл" до сих пор не сформировало такую программу развития, которая учитывала бы этнические и культурные интересы всех территориальных групп ногайцев.

    Слово молодежи

    В регионах работают несколько самостоятельных ногайских этнокультурных организаций. Особняком стоят молодежные организации: студенческие объединения – "Союз ногайской молодежи" в Москве и Уренгое, а в Астрахани - Молодежный центр ногайской культуры "Эдиге".

    Интересным молодежным межрегиональным проектом стали соревнования по вольной борьбе "Степные богатыри". Ежегодно меняется место проведения турнира. Стартовав в Дагестане, он с 2007 года был проведен во всех субъектах СКФО и ЮФО, где проживают ногайцы. В 2018 году соревнования уже во второй раз пройдут в Чеченской Республике.

    Проблема сохранения родного языка для ногайцев актуальна. Особенно остро она стоит в Дагестане. Ногайская интеллигенция видит перспективу в новых методиках и технологиях, развитии системы дополнительного образования. Хорошо зарекомендовала себя школа "online" обучения языков "Ethnoschool".

    Территориальные особенности

    Сегодня каждый из регионов проживания ногайцев имеет свою "специализацию".В Дагестане в Ногайском районе действует Ногайский государственный фольклорно-этнографический ансамбль "Айланай", Ногайский государственный оркестр народных инструментов и Ногайский государственный драматический театр.

    В Карачаево-Черкесской республике в 2007 году появилось муниципальное образование "Ногайский район". Но в целом Карачаево-Черкесия - центр ногайской научно-исследовательской деятельности. Именно здесь действует ногайское отделение Института гуманитарных исследований КЧР.

    Астраханская область - признанный центр просветительства и успешных молодежных проектов.

    В силу региональных социально-политических процессов ногайская этничность часто политизируется, время от времени возникают даже разговоры о территориальной автономии.


    В России и в мире

    Ногайцы активно контактируют друг с другом не только внутри России, но и с зарубежными диаспорами. Помимо Турции и Румынии, представители этого народа сегодня весьма компактно проживают в Германии, Нидерландах и Норвегии. К ногайцам все больше тяготеют этнические группы, сложившиеся на кыпчакской основе в Венгрии.

    В консолидацию ногайцев всего мира большой вклад внес музыкант из Карачаево-Черкесии Арсланбек Султанбеков. Его композиция "Домбра" обрела международную популярность, а песня "Ногай Эл" стала неофициальным гимном ногайского народа.

    
    Top