Почему нужно изучать шинель гоголя. Анализ «Шинель» Гоголь

Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма, автором, который наглядно описал образ «маленького человека» и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. М. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели».

История создания

Литературный критик Анненков отмечал, что Н. В. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель».

При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы.

Описание произведения

Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца.

Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями.

Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой.

Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника.

Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.

В конце произведения автор добавляет немного мистики. После похорон титулярного советника в городе начали замечать призрак, который отнимал шинели у прохожих. Немного позже этот самый призрак отобрал шинель у того самого «генерала», отругавшего Акакия Акакиевича. Это послужило уроком для важного чиновника.

Главные герои

Центральная фигура повести, жалкий государственный служащий, который всю жизнь занимается рутинной и не интересной работой. В его работе отсутствуют возможности для творчества и самореализации. Однообразие и монотонность буквально поглощают титулярного советника. Все, чем он занимается - переписывание никому не нужных бумаг. У героя нет близких. Свободные вечера он проводит дома, иногда переписывая бумаги «для себя». Внешность Акакия Акакиевича создает еще более сильный эффект, героя становится по-настоящему жалко. Есть что-то ничтожное в его образе. Впечатление усиливает рассказ Гоголя о постоянных неприятностях, постигающих героя (то неудачное имя, то крещение). Гоголь как нельзя лучше создал образ «маленького» чиновника, который живет в страшных лишениях и каждый день борется с системой за свое право на существование.

Чиновники (собирательный образ чиновничества)

Гоголь, рассказывая о сослуживцах Акакия Акакиевича, делает акцент на таких качествах, как бессердечность, черствость. Коллеги несчастного чиновника всячески издеваются и подшучивают над ним, не испытывая ни грамма сочувствия. Весь драматизм отношений Башмачкина с коллегами заключен в сказанной им фразе: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

«Значительное лицо» или «генерал»

Гоголь не называет ни имени, ни фамилии этого человека. Да это и не важно. Важен чин, положение на социальной лестнице. После пропажи шинели, Башмачкин впервые в жизни решается отстоять свои права и отправляется с жалобой к «генералу». Тут то «маленький» чиновник и сталкивается с жесткой, бездушной бюрократической машиной, образ которой заключен в персонаже «значительного лица».

Анализ произведения

В лице своего главного героя Гоголь словно объединяет всех бедных и униженных жизнью людей. Жизнь Башмачкина - вечная борьба за выживание, нищета и однообразие. Общество с его законами не дает чиновнику права на нормальное человеческое существование, унижает его достоинство. При этом сам Акакий Акакиевич соглашается с таким положением и безропотно терпит тяготы и трудности.

Пропажа шинели - переломное событие в произведении. Оно заставляет «маленького чиновника» в первый раз заявить обществу о своих правах. Акакий Акакиевич направляется с жалобой к «значительному лицу», которое в повести Гоголя олицетворяет всю бездушность и обезличенность бюрократии. Натолкнувшись на стену агрессии и непонимания со стороны «значительного лица», бедный чиновник не выдерживает и умирает.

Гоголь поднимает проблему чрезвычайной значимости чина, которая имело место в обществе того времени. Автор показывает, что такая привязанность к чину губительна для людей с самым разным социальным статусом. Престижная должность «значительного лица» сделала его равнодушным и жестоким. А младший чин Башмачкина привел к обезличиванию человека, его унижению.

В конце повести Гоголь не случайно вводит фантастическую концовку, в которой призрак несчастного чиновника снимает с генерала шинель. Это некоторое предостережение важным лицам о том, что их бесчеловечные поступки могут иметь последствия. Фантастика в конце произведения объясняется тем, что в российской действительности того времени практически невозможно представить ситуацию возмездия. Так как «маленький человек» в то время не имел прав, не мог требовать к себе внимания и уважения со стороны общества.

История создания

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель».

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей». В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 годами. Объединены повести по общему месту событий - Петербургу. Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества. Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники - «маленькие люди ». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

В повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Г оголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы. О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и Г.П. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св. Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и - жизнь после смерти.

Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц. Свое видовое название - повесть - оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета. Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом. «Шинель» - это не просто обличительносатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия. Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека - жертвы общественной системы - доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» - ив этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой». Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX века, фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея

«Зачем же изображать бедность...и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства?... нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости» - писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.

«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести - Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая - духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая - произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя. Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер. История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.

Основные герои

Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек». Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства - если он не родился дворянином) - и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний. Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия...» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное - 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий -- смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа - только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину.

Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума. Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире. И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть - это подготовлено всей повестью, тут - вся ее суть, все ее целое.

Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели. Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «Шинели» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его приведение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого... анекдота», - так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков.

Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта - новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмачкин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь.

Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия - походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть"шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог - фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города. Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и, сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц. Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом - сюжет у него всегда бедный, скорее - нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить немного, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», - писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Г оголя».

Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», - отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься во все тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз - аллегория гоголевского Петербурга.

Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования - все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Великий русский критик В.Г. Белинский сказал, что задача поэзии состоит в том, «чтобы извлекать поэзию жизни из прозы жизни и потрясать души верным изображением этой жизни». Именно таким писателем, писателем, потрясающим души изображением самых ничтожных картин существования человека в мире, является Н.В. Гоголь. По словам Белинского, повесть «Шинель» «одно из глубочайших созданий Гоголя».
Герцен навал «Шинель» «колоссальным произведением». О громадном влиянии повести на всё развитие русской литературы свидетельствует фраза, записанная французским литератором Эженом де Вогюэ со слов «одного русского писателя» (как принято считать, Ф.М. Достоевского): «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

Произведения Гоголя неоднократно ставились на сцене и экранизировались. Одна из последних театральных постановок «Шинели» была предпринята в Московском «Современнике». На новой сценической площадке театра, получившей название «Другая сцена», предназначенной в первую очередь для постановки экспериментальных спектаклей, режиссером Валерием Фокиным была поставлена «Шинель».

«Поставить гоголевскую «Шинель» - это моя давняя мечта. Я вообще считаю, что есть три главных произведения у Николая Васильевича Г оголя - это «Ревизор», «Мертвые души» и «Шинель», - сказал Фокин. Первые два я уже поставил и мечтал о «Шинели», но никак не мог начать репетировать, поскольку не видел исполнителя главной роли... Мне казалось всегда, что Башмачкин - это необычное существо, не женского и не мужского рода, и кто-то здесь должен был такое играть необычный, и действительно актер или актриса», - рассказывает режиссер. Выбор Фокина пал на Марину Неелову. «В репетиции и в том, что происходило в процессе работы над спектаклем, я понял, что Неелова - это единственная актриса, которая вот смогла сделать то, что я задумаю», - говорит режиссер. Премьера спектакля состоялась 5 октября 2004 года. Сценография повести, исполнительское мастерство актрисы М. Нееловой были оценены зрителями и прессой очень высоко.

«И вот снова Гоголь. Снова «Современник». Когда-то давным-давно Марина Неелова сказала, что иногда представляет себя белым листом бумаги, на котором каждый режиссер волен изобразить все, что пожелает - хоть иероглиф, хоть рисунок, хоть долгую заковыристую фразу. Может, кто и кляксу сгоряча посадит. Зрителю, который заглянет на «Шинель», возможно, померещится, что на свете вовсе нет женщины по имени Марина Мстиславовна Неелова, что ее мягким ластиком начисто стерли с ватмана мироздания и нарисовали вместо нее совсем другое существо. Седенькое, жидковолосое, вызывающее во всяком, кто поглядит на него, и гадливое омерзение, и магнетическую тягу».


«В этом ряду открывшая новую сцену фокинская «Шинель» выглядит просто академической репертуарной строкой. Но только на первый взгляд. Отправляясь на спектакль, вы можете смело забыть о своих прежних представлениях. Для Валерия Фокина «Шинель» - это вовсе не то, откуда вышла вся гуманистическая русская литература с ее вечной жалостью к маленькому человеку. Его «Шинель» принадлежит совершенно другому, фантастическому миру. Его Акакий Акакиевич Башмачкин - это не вечный титулярный советник, не убогий переписчик, не способный переменить глаголы из первого лица в третье, это даже не мужчина, а какое-то странное существо среднего рода. Для создания такого фантастического образа режиссеру нужен был актер невероятно гибкий и пластичный не только в физическом, но и в психологическом плане. Такого универсального актера, вернее, актрису режиссер нашел в Марине Нееловой. Когда на сцене появляется это корявое, угловатое существо с редкими спутанными клоками волос на лысой голове, зрители безуспешно стараются угадать в нем хоть какие-нибудь знакомые черты блестящей примы «Современника». Напрасно. Марины Нееловой тут нет. Кажется, она физически превратилась, переплавилась в своего героя. Сомнамбулические, осторожные и вместе с тем неловкие стариковские движения и тонкий, жалобный, дребезжащий голосок. Поскольку текста в спектакле почти нет (немногочисленные фразы Башмачкина, состоящие в основном из предлогов, наречий и других частиц, которые решительно не имеют никакого значения, служат скорее речевой или даже звуковой характеристикой персонажа), роль Марины Нееловой практически превращается в пантомиму. Но пантомиму поистине завораживающую. Ее Башмачкин уютно устроился в своей старой гигантской шинели, как в домике: копошится там с карманным фонариком, справляет нужду, устраивается на ночлег».

8 класс

Анализ повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Беседа по вопросам.

    С каким чувством, каким отношением к герою вы читали по­ весть Гоголя?

Что мы узнаем о герое в начале повести? Что означает его имя?

(Что он служил в од­ном департаменте, что ничего замечательного о нем сказать нельзя, низенького роста, рябоват, рыжеват, подслеповат, с небольшой лы­синой на лбу, с морщинами, ему за 50 лет, но служит он чиновником низшего класса в табели о рангах - вечный титулярный советник (это 9 ступень чиновничьей лестницы). Фамилия его - Башмачкин. Называя ее, писатель словно иронизирует: «...она произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом... ничего этого неизвестно».)

Ирония – это … (см. раздаточный материал)

2. Какова история рождения Акакия Акакиевича? - от «Родился... про­тив ночи» до «...другого имени дать было никак невозможно». И опять автор иронизирует над героем. (Отрывок №1)

3. Когда же меняется отношение рассказчика к герою? (Или оно остается неизменным?)

(Конечно, ученики заметили, что отношение меняется, и уже с первых страниц ироническое настроение часто переходит в груст­ное. Акакия Акакиевича становится жаль, когда мы узнаем об от­ношении к нему сослуживцев, которые не оказывали ему никако­го уважения, когда появляется сравнение с мухой.)

4. Как относились в департаменте к Акакию Акакиевичу? (Отрывок №2)

5. Для чего вводит Гоголь молодого человека, который не будет героем повести? (Отрывок №3 – зачитать)

(В этом фрагменте звучит важная для писателя мысль об уважении к человеку, «маленькому человеку», как стали называть таких героев, как Акакий Акакиевич. Читателю становит­ся понятно, что насмешки над такими людьми омерзительны.)

6 . Что мы узнаем об отношении героя к службе? Как в этом про­является его характер?

(Он служил с любовью, переписывание бу­маг для него - особый приятный мир, но ничего более он делать не умел, терялся от задания переменить глаголы из 1 лица в 3-е. Дома он также переписывал бумаги, ожидал, «что-то бог пошлет перепи­сывать завтра». За свою работу он получал всего 400 рублей в год, мизерные по тем временам деньги. Он покорен судьбе, не склонен к протесту.)

7. Назовите врага «всех, получающих 400 рублей в год»? Почему?

(«Есть в Петербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров»).

8. Шинель для Акакия Акакиевича - это не ружье из анекдо­та, это не излишество, а самая первая необходимость. Вот почему он так расстроился, когда портной Петрович отказался взять ее в ремонт.

Обратимся к тому фрагменту, в котором повествуется о первом визите героя к портному. Наше внимание должна привлечь речь Ака­кия Акакиевича - это не речь, а какие-то обрывки речи: «А я вот к те­бе, Петрович, того...», «А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...». Отрывок №4 зачитать

(Трудно представить, чтобы герой, живущий в одиночестве и заби­тости, говорил иначе. Но дело и в умственной неразвитости, ограни­ченности кругозора, конечно, тоже. Таким образом, автор сочувству­ет своему герою. К тому моменту, когда он пишет: «Отчего же нельзя, Петрович? - сказал он почти умоляющим голосом ребен­ка...», жалость, сочувствие к герою уже сформировались в читателе.)

9. Расскажите о разговоре Акакия Акакиевича с Петровичем. О чём размышляет Акакия Акакиевича после него. (Здесь важно, чтобы ученики поняли, что Гоголь не скрывает ужасающей нищеты героя, которая и влияет на формирование его характера, на поведение. Кроме того, в его жизни нет человеческой привязаннос­ти, вот и возникает странная «любовь» к красивым буквам и к буду­щей шинели, как к живому человеку.)

10. Внимательно прочитайте (прослушайте) фрагмент статьи революционе­ра-демократа Н.Г.Чернышевского «Не начало ли перемены?» выскажите свою точку зрения на гоголевского героя (т.е., согласны ли они с мнением критика и почему? ):

«...в ком заключалась причина бедствий и унижений Акакия Акакиевича? В нем самом, только в нем самом. Ведь в самом деле Акакий Акакиевич был смешной идиот... Он был круглый невежда и совершенный идиот, ни к чему не способный. Это видно из рассказа о нем, хотя рассказ написан не с тою целью. Зачем же Гоголь прямо не налегает на ту часть правды об А.А., - на ту невыгодную часть правды, вы­ставленную нами?.. Все недостатки прячутся, затушевываются, за­мазываются!..»

(Учащиеся пытаются объяснить столь резкую оценку Чернышевского и одновременно - почему отри­ цательные черты Башмачкина писатель приглушает, а крупным пла­ ном дает другое: кротость героя, душевную незлобивость, безропот­ ное терпение забитого жизнью бедняка? )

(Чтобы взглянуть на беды Башмачкина, понять их и посочувствовать ему, надо быть добрым че­ловеком. Так поступил молодой человек, понявший, что издеваться над Акакием Акакиевичем - бесчеловечно. Не все в руках одного человека, этого Чернышевский не хочет увидеть. Точка зрения революци­онных демократов была другой - человек должен сам изменить свою жизнь. Мнение автора не совпадало с точкой зрения критика.).

11. Как реагирует герой на новые условия жизни, как готовится к
приобретению шинели? Откуда взял деньги на её пошив? Отрывок №6.

(Казалось бы, после второго визита к Петро­вичу и его отказа от починки старой шинели герой должен отчаяться, но этого не происходит. Читаем от слов: «Но прежде читателю должно узнать, где взялась первая половина...» до «...оставаться в одном только демикотоновом халате, очень давнем и щадимом даже самим временем».)

Но это, так сказать, материальный план.

12 . Чем стала будущая шинель для героя повести?

А какие изменения происходят в характере, манере поведе­ ния? Отрывок №7.

(Мы видим, что он меняется внешне, поведение его становит­ся более решительным и целеустремленным. Читаем от слов: «...но зато он питался духовно... в голове даже мелькали самые дерзкие и отважные мысли: не положить ли, точно, куницу на воротник?»

Конечно, в этом отрывке появляется юмор, но это добрый юмор, а главное в том, что он становится человеком, впервые начинает се­бя чувствовать человеком: даже принимает приглашение товарищей на вечеринку и выпивает шампанское.)

Юмор – (см. раздаточный материал)

13 . Шинель готова. Как ощущает Акакий Акакиевич себя в новой шинели?

(Словесное рисование.)

А теперь закройте глаза и представьте, как выглядит во время одевания шинели Акакий Акакиевич? Какова его внешность? Выражение лица? Жесты? Как стоит герой? Как ведёт себя? Может, представите и предметы, окружающие его в этот момент?

Посмотрите на стенд, где помещены иллюстрации художников Кукрыниксов (Кукрыниксы - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.), выполненные акварелью. Одна из иллюстраций так и называется «Акакий Акакиевич примеряет новую шинель».

Совпали ли ваше устное словесное рисование с видением этой же сцены художников?

Вид работы, которую вы сейчас выполняли, называется словесным рисованием.

При чтении художественного произведения нам мысленно «видятся», «представляются» определённые картины, образы. Описание их и называют словесным рисованием. Оно может быть как устным, так и письменным. Словесное рисование предполагает не только понимание текста, но и его распространение и домысливание.

Обратите внимание на ваше д/з. Вам предстоит выполнить словесное рисование на тему ««Обложка к изданию повести Н.В.Гоголя «Шинель»».

Возвращаемся к разбору повести.

14. Как сослуживцы отнеслись к новому приобретению Башмачкина?

16. Определите, какой эпизод является кульминационным в по­ вести.

(Без труда учащиеся определят, что таким эпизодом является сцена ограбления - первое потрясение для Акакия Акакиевича.)

17.Какие перемены произошли с героем после ограбления?

(Тишайший Акакий Акакиевич начинает бранить будочника за то, что тот не помогает человеку, когда его грабят. Впервые не идет он на службу, начинает добиваться, чтобы его принял частный пристав. Когда его не пропускают, говорит писарю, что пришел по казенно­му делу, что пожалуется, если не пустят, «так вот тогда они увидят».
Но самое главное начинается после визита к «значительному лицу».)

18. Расскажите о встрече А.А. со значительным лицом. Отрывок № 8.

Обратим внимание учеников на то, как Гоголь акцентирует внима­ние читателей на роль чина: «...генеральский чин совершенно сбил его (значительное лицо) с толку». Вспомним, что этот акцент важен был для автора и в повести «Невский проспект».

Читаем от слов: «Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича и его старенький вицмундир...» до слов : «...его вынесли почти без движения».

После этого визита Башмачкин уже ничего не помнил и не ви­дел, не чувствовал ни рук, ни ног, когда добрался домой, не в силах был говорить. Началась сильная горячка и вскоре «бедный Акакий Акакиевич испустил дух».

Смерть только подчеркнула одиночество и бедность героя, который не оставил наследников и наследства. «И Петербург ос­тался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было».

19. Но все ли так, как мы сказали, не пропущено ли какое-то звено в этих событиях последних дней нашего героя?

(Этот вопрос заставля­ет учеников еще раз прочитать текст и увидеть очень важное место в повести: в предсмертных видениях представлялся Башмачкину то Пе­трович, то генерал, которому он приговаривал не только «Виноват, ва­ше превосходительство!», но и «даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова... которые следовали непосредственно за сло­вом «ваше превосходительство» и которых от него никогда не слыша­ла его хозяйка».)

Он ругает не грабителей, а генерала, то есть высшие власти, мстит не тем, кто снял с него шинель, а генералу и в его лице тем, кто пре­вратил его в бессловесное, униженное существо. Это протест, бунт.)

20. Почему Гоголь решил закончить повесть трагически – смертью героя?

(Для писателя важ­нее всего правда жизни, к ней, этой трагической правде, он и стре­мился привлечь внимание читателей.)

Слово учителя

Мысль автора ясна: высшие власти, представленные в повести «значительным лицом», виноваты в ужасном существовании героя и его смерти. Но писатель призывает и к тому, чтобы все люди дума­ли друг о друге, поступали так, как хотят, чтобы поступали с ними - в этом смысл повести «Шинель».

Сцена у генерала не понравилась герою романа Ф.М.Достоев­ского «Бедные люди» Макару Девушкину: «А лучше всего было бы не оставлять его умирать, беднягу, а сделать так, чтобы шинель его отыскалась, чтобы тот генерал, узнавши подробнее об его доброде­телях, перепросил бы его в свою канцелярию, повысил чином и дал бы хороший оклад жалованья, так что, видите ли, как бы это было: зло бы было наказано, а добродетель восторжествовала бы, и канце­ляристы товарищи все бы ни с чем и остались. Я бы, например, так сделал...»

21. Почему Гоголь поступил иначе? С какой целью Гоголем выбирает фантастическое окончание повести?

(В реалистической части повести не могли проявиться такие стороны характера Акакия Акакиевича, которые показало фанта­стическое окончание.) (Башмачкин умирает не из-за кражи шинели, он умирает из-за грубости, равнодушия и цинизма окружающего мира. Призрак Акакия Акакиевича выступает мстителем за свою незадачливую жизнь. Это бунт, хотя его можно назвать “бунт на коленях”. Автор стремится вызвать у читателя чувство протеста против абсурдных условий жизни и чувство боли за унижение человеческого достоинства. Гоголь не хочет давать утешительной развязки, не хочет успокаивать совесть читателя. Если бы писатель наказал Значительное лицо, вышла бы скучная нравоучительная сказка; заставил бы переродиться – вышла бы ложь; а он великолепно выбрал фантастическую форму момента, когда пошлость на мгновение прозрела…)

V . Обобщение.

1) Достойны ли люди, подобные Акакию Акакиевичу, пренебрежения и унижений?

(Акакий Акакиевич – удавшийся человек настолько, насколько у него было жизненных амбиций. У него гармония потребностей и возможностей. Людей, подобных Акакию Акакиевичу, много.)

2) Какой тип “маленького человека” воплотился в Башмачкине?

(Жертва, не осознающая трагизма своего положения, так называемая духовно “стёртая” личность, что при явно выраженном сочувствии автора к “маленькому человеку” не исключает истинного подхода к проблеме.)

3) Актуальна ли проблема «маленького» человека в наши дни?

4) А как должно быть в жизни?

Заключение . На этом разговор о повести «Шинель» ещё не окончен. В 9 и в 10 классе вы вновь вернётесь к чтению произведений Гоголя из цикла «Петербургские повести», и изучите их подробнее и глубже.

План

1. Введение

2.История создания

3.Смысл названия

4.Род и жанр

5.Тема

6.Проблематика

7.Герои

8.Сюжет и композиция

Является основателем критического реализма в русской литературе. Его " " оказали огромное влияние на Ф. М. Достоевского. В этот цикл входит повесть " ", в которой остро поставлена проблема "маленького человека". В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

П. В. Анненков вспоминал, что Гоголю был рассказан забавный случай о бедном чиновнике, который очень долго экономил на всем и сумел скопить деньги на покупку дорогого ружья. Отправившись с драгоценным оружием на охоту, чиновник по неосторожности утопил его. Потрясение от потери было настолько велико, что чиновник слег с горячкой. Обеспокоенные друзья сложились и купили бедняге новое ружье. Чиновник оправился, но до конца жизни не мог без содрогания вспоминать об этом случае. Гоголю не было смешно. Он очень тонко почувствовал страдания "маленького человека" и, как уверяет Анненков, задумал повесть "Шинель". Другим источником повести стали личные воспоминания писателя. В первые годы жизни в Петербурге мелкий чиновник Гоголь сам целую зиму проходил в летней шинели.

Смысл названия Шинель лежит в основе всей повести. Фактически это еще один главный действующий персонаж. Все мысли бедного Акакия Акакиевича сосредоточены на этом предмете одежды. Долгожданная покупка стала самым счастливым днем в его жизни. Утрата шинели в конечном счете привела к его смерти. Идея о возвращении шинели даже смогла фантастическим образом воскресить Акакия Акакиевича в облике призрака чиновника.

Род и жанр . Повесть.

Основная тема произведения - униженное положение мелкого петербургского чиновника. Это - тяжелый крест, который были вынуждены нести многие поколения жителей столицы. Характерно замечание автора в начале повести. При рождении Акакий сделала такое лицо, "как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник". Жизнь Акакия Акакиевича скучна и бесцельна. Его единственное призвание - переписывать бумаги. Больше он ничего не умеет, да и не хочет. Покупка новой шинели стала для чиновника первой настоящей целью в жизни. Это приобретение буквально окрылило его, дало смелости общаться с другими людьми. Ночное нападение и утрата шинели вдребезги разбили новое положение Акакия Акакиевича. Его унижение возросло многократно при попытках добиться возвращения шинели. Апогеем стал разговор со "значительным лицом", после которого чиновник слег в постель и вскоре скончался. Акакий Акакиевич был настолько незначительным "существом" (даже не человеком!), что о его смерти узнали в департаменте лишь на четвертый день после похорон. Человек, проживший на свете более пятидесяти лет, не оставил после себя никакого следа. Никто не помянул его добрым словом. Единственной радостью в жизни для самого Акакия Акакиевича стало недолгое обладание шинелью.

Основная проблема повести заключается в том, что материальное положение человека неизбежно изменяет его духовный мир. Акакий Акакиевич, получая более чем скромное жалование, вынужден ограничивать себя во всем. Такое же ограничение постепенно накладывается на его общение с другими людьми и на уровень духовных и материальных запросов. Акакий Акакиевич - главный объект для шуток своих сослуживцев. Он настолько привык, что воспринимает это как должное и даже не пытается дать отпор. Единственная защита чиновника состоит в жалостливой фразе: "Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?". Так говорит человек, которому уже более пятидесяти лет. Годы бездумного переписывания бумаг оказали серьезное воздействие на умственные способности Акакия Акакиевича. Он уже не способен к какой-либо другой работе. Даже изменение формы глаголов ему не под силу. Бедственное положение Акакия Акакиевича приводит к тому, что простое приобретение шинели становится для него главным событием в жизни. В этом состоит вся трагедия повести. Еще одна проблема заключена в образе "значительного лица". Это человек, недавно получивший повышение. Он еще только осваивается со своим новым положением, но делает это быстро и решительно. Основной метод - усилить свою "значительность". В принципе, это хороший и добрый человек, но в силу установившихся в обществе убеждений он стремится к максимальной беспричинной строгости. "Разнос" Акакия Акакиевича был вызван желанием показать приятелю свою "значительность".

Герои Башмачкин Акакий Акакиевич.

Сюжет и композиция Бедный чиновник Акакий Акакиевич, ограничив себя во всем, заказывает у портного новую шинель. Ночью на него нападают воры и отбирают покупку. Обращение к частному приставу не дает результатов. Акакий Акакиевич по совету направляется к "значительному лицу", где получает "распекание". У чиновника начинается горячка, он умирает. Вскоре в городе появляется призрак чиновника, сдирающий с прохожих шинели. Нападению подвергается и "значительное лицо", узнающее в призраке Акакия Акакиевича. После этого дух чиновника исчезает.

Чему учит автор Гоголь убедительно доказывает, что стесненное материальное положение постепенно делает из человека забитое и униженное существо. Акакию Акакиевичу очень мало нужно для счастья, но при этом даже выговор вышестоящего чиновника может его убить.

Широко известная фраза французского критика Э. Вогюэ о том, что целая плеяда литераторов выросла из гоголевской «Шинели», вполне соответствует истине. Образ «маленького человека», ставший популярным благодаря Чарли Чаплину, в каком-то смысле тоже оттуда, из нее. В тридцатые и сороковые годы описания великих подвигов выдающихся личностей не то чтобы приелись читателю, но хотелось уже чего-то другого, необычного. В это время и написал Николай Васильевич Гоголь «Шинель». Анализ этого произведения проводился неоднократно, и до революции, и после нее. В нем находили то мечты о всеобщем равенстве и братстве, а то и призывы к свержению самодержавия. Сегодня, перечитав повесть глазами современника, можно смело утверждать, что ничего этого там нет.

Главный персонаж, А. А. Башмачкин

Чтобы утвердиться во мнении о том, что в повести отсутствуют не то что революционные мотивы, но и вообще социальная идея, достаточно понять, о ком написал Н. В. Гоголь «Шинель». Анализ личности главного героя приводит к поиску современных аналогий. На ум приходят пресловутые «менеджеры среднего звена», презрительно называемые также «офисным планктоном», выполняющие рутинные поручения. Работники, по мнению одного литературного персонажа, делятся на две основные категории: большинство не способно ни на что, и лишь некоторые могут практически все. Судя по описанию Акакия Акакиевича и его отношений с коллективом, он к всемогущему меньшинству не относится. Но Гоголь не был бы собой, если бы не углядел в нем и определенных достоинств, о которых пишет тоже с изрядной долей иронии. Башмачкин, типичный «вечный титулярный» (таких в Советской Армии называли пятнадцатилетними капитанами, по сроку службы в младшем офицерском звании), работу свою любит, он прилежен и покорен до смирения. На шутки товарищей, порой злые, он реагирует мягко и мирно. Друзей, помимо красивых каллиграфических букв, у него нет, да ему и не нужно.

Для того чтобы оценить материальное положение Башмачкина, современному читателю нужно покопаться в литературе и понять, что и сколько тогда стоило. Занятие это требует кропотливости и терпения. Цены на многое были совсем другими, как и ассортимент современного супермаркета отличается от выбора товаров в лавках и магазинах той эпохи, в которую писал Гоголь «Шинель». Анализ покупательной способности можно произвести приблизительно.

Сравнивать цены середины XIX века с сегодняшними совсем невозможно. Сейчас появилось множество товаров, совершенно не вписывающихся в тогдашнюю потребительскую корзину (мобильные телефоны, компьютеры и пр.). К тому же и выбор одежды стал очень широким (от дешевого ширпотреба, шьющегося нашими китайскими друзьями, до предложений суперпрестижных бутиков). Сравнение целесообразнее производить с зарплатами в относительно недавнем советском прошлом.

Расчет финансовых возможностей главного героя

Известно жалование героя - 800 рублей в год. По тогдашним меркам, не так уж и мало, с голоду не умрешь. Судя по косвенным признакам и на основании текста повести, можно сделать вывод о том, что масштаб цен примерно соответствовал возможности рядового инженера поздней советской эпохи (70-х или 80-х годов), получавшего рублей 120 оклада. Известно также, во что обошлась Акакию Акакиевичу новая шинель. Повесть писалась в 1842 году, дефицита продуктов и очередей не было, но знакомства с нужными людьми уже тогда имели значение. «По блату» некий Петрович, портной, готов справить нужную вещь всего за 80. За такие деньги приличное пальто в СССР купить было невозможно, а чтобы собрать на обновку, рядовому трудящемуся требовалось экономить несколько месяцев.

Вот и Акакий Акакиевич урезал свой бюджет, чтобы пошить себе новую шинель. Проблемы его носили исключительно экономический характер, и, в общем-то, были вполне решаемыми.

Что же случилось?

Сюжет Гоголю навеян был историей про такого же небогатого и заурядного чиновника, долго копившего на ружье и потерявшего его на первой своей охоте. Нужно было быть гением, чтобы увидеть в таком несмешном анекдоте фабулу будущего произведения и развить его до трагикомедии, каковой по праву считается повесть «Шинель». Главные герои ее - тоже чиновники, и в своем большинстве получают столько же, сколько Башмачкин, или больше, но ненамного. Увидев обновку, они, шутя, требуют «вспрыснуть» (сегодня чаще употребляют глаголы «обмыть» или «проставиться»). Коллеги знают, что денег на излишества у Башмачкина нет, а если бы и были, то, очевидно, он тоже не спешил бы с ними расставаться - за много лет характер его они изучили. Помощь пришла от помощника столоначальника (судя по названию должности, тоже не великий богач), который предлагает угощение и зовет к себе в гости. А после банкета Акакия Акакиевича ограбили и раздели, отняв новую шинель. Краткое содержание сцены дружеской попойки ярко показывает, насколько воспарил духом скоромный чиновник, купив, в общем-то, заурядную вещь. Он даже проявляет интерес к некой даме, впрочем, ненадолго.

И тут такой крах.

Образ начальника

Конечно же, Николай Васильевич рассказывает нам не просто историю о том, как обрел и потерял безвестный чиновник свою шинель. Повесть, как и все выдающиеся литературные произведения, об отношениях между людьми. Человек познается, обретя власть. Некоторым стоит только получить должность…

Вот и новый начальник, недавно занявший свой пост, рисуется перед приятелем, распекая Акакия Акакиевича по надуманному предлогу неправильного обращения, и вообще, беспокойства высшей инстанции по столь мелкому вопросу, как какая-то шинель. Краткое содержание гневной тирады Значительного лица (так он обозначен у автора) сводится к напоминанию о том, с кем разговаривает Башмачкин, перед кем он стоит, и риторическому вопросу о том, как он смеет. При этом у генерала есть свои проблемы, он назначен недавно, и совершенно не знает как себя вести, оттого и напускает на всех подряд страху. В душе же он человеком был добрым, порядочным, хорошим товарищем и даже неглупым (во многих отношениях).

Получив такой афронт, бедный чиновник пришел домой, захворал, да и умер, непонятно, от простуды ли или по причине перенесенного сильнейшего стресса.

Что хотел сказать автор

Трагический финал характерен и для других русских писателей XIX и XX веков, «выросших» из той же упомянутой верхней одежды. А. П. Чехов («Смерть чиновника») так же «убивает» (только без последующей мистики) своего главного персонажа, как и Н. В. Гоголь («Шинель»). Анализ этих двух произведений, их сравнение наводит на мысль о духовном родстве мастеров пера и общем неприятии ими страха перед кем бы то ни было. Декларация внутренней свободы стала основным лейтмотивом обоих произведений, созданных на основе приема антитезы. Классики словно говорят нам: «Не будьте вы Акакиями Акакиевичами! Живите смело, ничего не бойтесь! Все проблемы разрешимы!».

Как странно, что за прошедшие десятилетия и века лишь немногие приняли к сердцу этот призыв.


Top