Усадьба шереметьевых. Усадьба Михайловское (Шереметьевых)

Усадьба графа Шереметьева, обладающая статусом «европейской жемчужины», преобразована в музей. Она признана уникальным архитектурным памятником, великолепным образцом летних дворянских резиденций.

Расположение Кусково
Родовое поместье с огромным архитектурно-художественным ансамблем раскинулось на востоке Москвы, захватив живописный кусочек исторического местечка Вешняки. Некогда там располагалось старинное село Кусково, переданное В. А. Шереметьеву. Василий Андреевич положил начало основанию роскошного имения, стал его первым известным владельцем.

История поместья
История усадьбы Шереметьевых в Кусково с 18 столетия и по сию пору неразрывно связана с одним дворянским родом – представителями семейства Шереметьевых. В 1715 году имение переходит в собственность к графу Борису Петровичу Шереметьеву. Он выкупил его у брата, Владимира. С этого момента начинается серьезное обустройство Кусково. Усадьба Шереметьевых приобретает статус постоянной резиденции дворянской семьи. Ее внутреннее убранство заполняется родовыми реликвиями. По распоряжению фельдмаршала в залах находят место для коллекции редкого оружия и собрания портретов с русскими царями и государственными деятелями. Его сын, просвещенный вельможа Петр Борисович, занимается организацией увеселений. При нем имение становится широко известной летней резиденцией, где проходят пышные приемы, многолюдные театрализованные празднества и гуляния. Более полувека Петр Борисович трудится над созданием блестящего ансамбля на манер царских загородных резиденций. К обустройству поместья им привлечены знаменитые архитекторы и живописцы, талантливые крепостные мастера. Изысканными элементами усадебной архитектуры, французским парком, каскадом прудов обустраивается Кусково. Усадьба Шереметьевых с великолепными образцами садового искусства, выступающими в качестве превосходных декораций, становится впечатляющей театральной площадкой под открытым небом. Здесь разыгрывают грандиозные театральные празднества, приуроченные к дням рождения владельцев, а также важным государственным и церковным датам. Сюда стремятся попасть все представители светского общества Москвы. В особо торжественные приемы усадьба Шереметьевых радушно встречала до 30 000 гостей.

Театр в Кусково
Воздушный театр – главная особенность поместья. Громкая слава о нем вышла далеко за пределы графской резиденции. Наемных певцов, музыкантов и танцовщиков в нем малая часть. Основа актерского состава – местные крестьяне, обученные театральной игре заграничными мастерами. Параша Ковалева, заявлявшаяся в программках под сценическим псевдонимом (Прасковья Жемчугова), признана выдающейся актрисой шереметьевского театра. Екатерина II, не единожды наезжавшая в имение, восхищалась умением актеров искусно играть. Она особо выделяла исполнение П. Жемчуговой. Однажды актриса получила от императрицы в дар бриллиантовый перстень.

Закат дворянской резиденции
Любовь господ Шереметьевых к родовому гнезду была велика. Внуком Петра Борисовича, Сергеем Дмитриевичем, последним владельцем шикарной резиденции, прилагались немалые усилия для сохранения имения, сотворенного предками. Им спасалось от разорения Кусково. Усадьба Шереметьевых с накопленными в ней культурными ценностями скрупулезно описывалась Сергеем Дмитриевичем перед официальной передачей Советскому правительству. Он целенаправленно превращал поместье в музей. Благодаря Сергею Дмитриевичу архитектурно-парковому ансамблю с богатейшими коллекциями, собранными владельцами, суждено было стать крупным центром русской культуры и просвещения. В 1918 году усадьба Шереметьевых признается историческим памятником и преобразуется в музей.

Подмосковный Версаль
Поскольку хозяева намеревались проводить здесь пышные светские приемы и помпезные торжества, поместье облагораживали жилыми и охотничьими домиками, парковыми беседками, зверинцами. В нем построили даже кунсткамеру и создали на прудах маленькую флотилию судов. В архитектурно-парковом комплексе удалось сохранить свыше 20 уникальных памятников русского зодчества, окруженных великолепными элементами садового ландшафта. Музей-усадьба включает дворец, домики с элементами итальянской, голландской и швейцарской архитектуры, павильоны, оранжереи, церкви и прочие строения боярского и крепостного дворов. В старинном поместье действует музей керамики. В нем собрана крупнейшая в мире коллекция керамических и стеклянных изделий. Экспозиции представляют предметы, созданные мастерами в разных уголках мира, начиная с античности и до нынешнего времени.

Шереметьевский дворец
Великолепный дворец – композиционный центр барочно-рокайльного комплекса в Кусково. Усадьба Шереметьевых украшена огромным французским парком, где поблескивают зеркальными блюдцами пруды с изящными беседками и мраморными скульптурами. В двухэтажном дворце соблюдена модная в XVIII столетии планировка. В нем анфиладное расположение комнат. Двери помещений находятся на одной оси, залы раскрываются последовательно, один вслед за другим. Дворцовые залы предназначались для торжественных приемов гостей. Винным погребам и хозяйственным помещениям нашлось место в цоколе так называемого Большого дома.

Гостевые домики
Названия домиков неслучайны в Кусково. Усадьба Шереметьевых объединила строения разных стилей, придуманных голландскими, итальянскими и швейцарскими архитекторами. У самой поздней постройки – деревянного Швейцарского домика, украшенного изящным «деревянным кружевом», первый этаж расписан «под кирпич». Это позволяет оригинальному шале перекликаться с голландским павильоном. Двухэтажный павильон, сооруженный в 1749 году, называется Голландским домиком. Сооружение является олицетворением эпохи Петра I. Его функциональное назначение четко разграничено. Первый этаж занимает кухня, а на втором организована прекрасная гостиная. В Итальянском домике, относящемся к числу федеральных архитектурных памятников, с 1755 года организовывали «малые» приемы. Во дворце-павильоне парадность комнат, лишенных торжественной анфилады, подчеркивает разнообразная архитектурно-декоративная отделка. Залы для малых приемов отделаны дубовыми панелями, золоченой резьбой, наборным паркетом и декоративной живописью. Благодаря изысканной роскоши миниатюрного декора интерьеры Итальянского домика очаровательны.

Павильоны
В павильоне «Эрмитаж» отдыхали владельцы резиденции и приближенные к ним люди. Грот признан уникальным павильоном. Его интерьер, отделанный ракушками, поразителен. Он выполнен из камня в стиле роскошного барокко. Став музеем, продолжает жить усадьба графа Шереметьева. Кусково хранит старинные традиции русских поместий. Здесь по-прежнему принимают гостей, организуют для них концерты, выставки, экскурсии, празднества и гулянья.

Усадьба Шереметевых в Высоком December 17th, 2012

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.


Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.

Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.

Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.

Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Наконец-то закончилась трудовая неделя, и наступили долгожданные выходные. Как обычно, встал вопрос: «Чем заняться? Куда пойти? и Что делать?». На субботу план был стандартный – дела по дому, а вот на воскресенье нужно было что-то придумать. Посовещавшись, мы решили поехать на ВДНХ в природно-исторический парк Останкино , в котором находится усадьба Шереметева . Т.к. мы планируем объехать по возможности все парки отдыха Москвы, я решил создать отдельную рубрику и описывать здесь наши поездки в музеи, заповедники, усадьбы, на пруды и просто красивые и интересные места Москвы.

Как я уже сказал, в это воскресенье выбор пал на усадьбу графа Шереметева в Останкино . Находится она на станции метро ВДНХ. Там же расположены намного более известные, чем усадьба Шереметьева, достопримечательности Москвы – это и (ВВЦ), а также монумент «Покорителям космоса». По пути к усадьбе мы хотели пофотографироваться у монумента и телебашни. На ВВЦ в этот раз решили не ходить.

Доехав до ВДНХ (для приезжих – это оранжевая ветка, север Москвы), слева от выхода из метро увидели первую цель нашей поездки – монумент «Покорителям космоса». Стела монумента с космическим кораблём на конце – высотой 110 метров, угол наклона 77 градусов – сделана из полированного титана, применяемого в ракетостроении. Рядом с ней находится памятник К.Э. Циолковскому – основоположнику космонавтики, а чуть ниже С.П. Королёву – выдающемуся конструктору ракетной и ракетно-космической техники.

По центру аллеи на расстоянии нескольких метров друг от друга установлены небольшие памятные монументы с выгравированными фамилиями известных космонавтов, и людей, связанных с космонавтикой. Некоторые из этих монументов ещё не заполнены. Есть, так сказать, вакантные места.

Особой популярностью пользуется экспозиция солнечной системы, где показаны все планеты, их орбиты и солнце с солнечными (извините за тавтологию) часами в центре. Большинство людей не упускают случая сфотографироваться здесь, и возле экспозиции, как правило, всегда много народу.

Также следует отметить стоящие в конце аллеи глобусы. Один из них обычный (если не считать его размеры) – с изображениями материков нашей планеты, другой - с картой звёздного неба - знаками зодиака и прочими созвездиями.

Сфотографировавшись на фоне Циолковского, экспозиции солнечной системы и обоих глобусов, мы двинулись в сторону усадьбы Шереметева . От метро до неё можно добраться на электричке по монорельсовой надземной дороге, на автобусе или пешком. Мы выбрали последний вариант, и минут 15-20 шли пешком. Ориентиром служила . Её высота 540 метров, она хорошо видно издалека, поэтому с пути сбиться трудно. Мы когда еще только вышли из метро, решили, если получится сходить туда на экскурсию и само собой сфотографироваться на её фоне.

Какого же было наше разочарование, когда, подойдя к башне, мы увидели, что к ней прохода нет. Всё огорожено забором и поверху проходит колючая проволока (сразу вспомнилось здание военного суда напротив нашего дома). Раньше в башне была смотровая площадка и ресторан «Седьмое небо», но после пожара все экскурсии были прекращены, а ресторан закрыт. Где-то прочитал, что с мая 2009 года, в Останкинской башне проводили пилотные экскурсии, а недавно узнал, что башня открыта для посетителей в постоянном порядке. Только все места по выходным забиты на месяц вперёд. Подробнее про экскурсии по Останкинской башне на официальном сайте: http://www.tvtower.ru/52_SmotrovyaPl/

Вот, наконец, и усадьба графа Шереметева показалась. Находится она прямо напротив Останкинской башни по ту сторону пруда, его, кстати, так и называют «останкинский пруд ». Возле усадьбы стоит церковь. На мой взгляд, церковь намного красивее внешне, чем усадьба.

Прошли вдоль пруда, посидели немного на лавочке, благо их много стоит. Чистотой Останкинский пруд не отличается, весь зарос водорослями и тиной, да и мелкий он сам по себе. На пруду много уток, и что очень удивило – они не особо то боятся людей. Сидят себе спокойненько на берегу, мимо люди проходят, а они ноль внимания. На пруду есть возможность взять на прокат лодки. Но у меня особого желания здесь поплавать не возникло, поэтому я даже не стал уточнять цену. Думаю, стоить это будет как обычно, рублей 100 в час.

Также можно «побегать» по пруду в надувном шаре. Правда, побегать – это громко сказано. Точнее – повеселить народ тем, как ты будешь падать в этом шаре. Смысл забавы такой: ты залезаешь в шар, его надувают, застёгивают за тобой молнию и спускают на воду. Теоретически, ты должен бежать внутри шара вперёд, а он будет вращаться назад. Т.е. шар будет стоять на месте, а ты будешь пыхтеть как на беговой дорожке. Практически же, шар вращается намного быстрее, чем ты бежишь, и ты по инерции постоянно падаешь к немалому удовольствию зевак, которые собираются поглазеть на тебя.

Обычно это забава для детей, но нам удалось увидеть девушку, которая пыталась побегать в таком шаре. Она с трудом вставала, делала два шага и со смехом падала, а потом лежала в шаре пару минут отдыхала. Затем всё повторялось заново. Мне подруга тоже предложила «полежать» в этом шаре. На что я ответил: «Ага, щас!», и мы пошли дальше по пути, в конце которого нас ожидала усадьба графа Шереметева .

Вход на территорию парка оказался платным -15 руб./чел. Хотели взять билет на экскурсию по усадьбе, но выяснилось, что опоздали. Мы пришли к 15:00, и к этому времени все экскурсии уже подходили к концу, можно было только взять билет на обзорную экскурсию, и то, только в 16:00. Обзорная экскурсия означает, что сам просто ходишь по усадьбе, смотришь. Стоит она 100 руб., а с экскурсоводом – 150 (могу ошибаться). Плюс фотосъёмка как оказалось платная – 100 руб., а видео – 200 руб., причём не только в самой усадьбе, но и на территории природно исторического парка Останкино , точнее, той его части, что непосредственно прилегает к усадьбе.

Так как до 16:00 был ещё целый час, решили погулять по парку и перекусить на лавочке. С лавочками тут проблем нет, присесть есть где, слава Богу. В центре парка находится так называемая гора Парнас. Она находилась на реставрации, о чём свидетельствовала табличка с надписью, которая висела на верёвочке, натянутой по периметру горы. Дело всё в том, что мне захотелось сфотографироваться на фоне дерева, которое стояло на этой горе, всего в шаге от верёвки-ограждения. На саму вершину, где стояла какая-то беседка, у меня и в мыслях не было заходить. Я перешагнул через верёвку, встал под дерево, и тут сработала сигнализация. Нет, не завыла сирена, «маски шоу» не приехали, зато заорала бабка, которая проверяла наши билеты, она походу, по совместительству ещё и охранницей была. Типа, мы такие сякие, зашли на гору Парнас, у неё здесь везде видеокамеры, ей милиция позвонила, говорит у тебя там по горе лазает кто-то (эта фраза меня вообще убила), а за съёмку на территории парка нужно платить, а мы не платили, и теперь она может с нас взять штраф – 3000, нет 5000 руб., так что уходите или я милицию вызову. Вот так я узнал, что платить нужно за фотосъёмку не только в усадьбе Шереметева в Останкино , но и на территории парка. Короче, испортила настроение эта чокнутая бабка. Я понимаю, если б я на саму вершину этой горы забрался, а то буквально за верёвку заступил, а крику то. Глазастая, как ещё увидела то? Дальнозоркая, мать её. Спорить с ней не стал, ну её, настроение только всё испортила.

Ушли мы из этого парка. Так и не удалось в тот день попасть в усадьбу графа Шереметева. Прогулялись по той части парка, куда вход бесплатный. Там тоже есть пруд, намного чище, чем первый, что мы видели. Кстати, меня стали терзать смутные сомнения, а может, как раз его и называют останкинским прудом, а не тот - грязный? Подскажите, если кто знает.

Здесь также можно покататься на лодке, на берегу много аттракционов, есть дискотека для тех, кому за 50. Мне не понравилось в этом природно историческом парке Останкино то, что везде всё огорожено. Огорожена платная зона, где усадьба (ну это ещё понятно), огорожено всё вокруг пруда, дальше тоже одни заборы. Чувствуешь себя как в клетке.

Так мы шли и шли вдоль пруда, пока не вышли к ВВЦ. По ВВЦ гулять не стали, настроения не было, бабка эта старпёрка, всё испортила. Пошли сразу же в сторону метро. Ещё раз через монумент «Покорителям Космоса» и оттуда на метро домой.

Жаль, конечно, что не получилось попасть в усадьбу Шереметева в Останкино, зато, как я недавно узнал, 5-6 сентября в Москве все музеи работают бесплатно. Обязательно придём сюда ещё раз. Так что, как говорится: продолжение следует. Через неделю я всё-таки напишу про усадьбу Шереметева, а также про Мемориальный Музей Космонавтики, который находится под монументом «Покорителям Космоса».

Усадьба Кусково - один из замечательных исторических, культурных и архитектурных памятников Москвы. Созданная в XVIII веке как загородная резиденция графов Шереметевых, она сохранила до настоящего времени свою обаятельность и очарование.

В дворцовом ансамбле Кусково - здание графского дворца; удивительное по своей красоте здание Грота в стиле барокко; Эрмитаж; Большая каменная оранжерея; усадебная церковь; итальянский, швейцарский и голландский домики, другие памятники архитектуры. Прекрасно сохранился регулярный парк с мраморными скульптурами и прудами. Центром ансамбля является Дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров, состоящее из первоклассных произведений русского и западноевропейского изобразительного искусства; уникальная коллекция живописи XVIII века, дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы - Шереметевых. Летним днем здесь великолепно прогулятся в тени аллей.Вход на территорию усадьбы платный, достаточно купить билет на любую из выставок и это будет служить входным билетом, цены от 50-150 рублей. А вот как выглядел этот дворец в 1839 году.


Усадьба Кусково – это один из самых уникальных архитектурно-парковых памятников, который имеет высокое художественное значение. Не смотря на свою принадлежность к категории памятников усадебной культуры России XVIII века, он до сих пор отлично сохранился. Принадлежала усадьба одному из самых богатых российских вельмож XVIII века - графу Петру Борисовичу Шереметьеву. П.Б. Шереметьев приходился сыном и наследником великому фельдмаршалу, первому российскому графу - Шереметьеву Б.П. Еще в XVI веке эта земля была передана во владение семье Шереметьевых.


Для создания неповторимой по своей красоте и архитектуре усадьбы графу понадобилось более 50-ти лет! «Летняя загородная увеселительная резиденция Петра Борисовича Шереметьева» - под таким названием стала известна усадьба после окончания постройки. Получивший образование в Европе неординарный граф Шереметьев для постройки усадьбы привлекал как самых популярных живописцев, архитекторов, так и одаренных крепостных умельцев. Кологривов Ю., Фохт А., Бланк К., Лагрен Л. принимали участие в постройке и оформлении увеселительной резиденции. Немалая часть построек проектировалась местными мастерами: Мироновым А., Дикушиным Г., Аргуновым Ф. Много повидавший и путешествовавший граф Шереметьев непосредственно сам руководил созданием усадьбы, применял достижения ансамблевого строительства, учитывая традиционность и особенность русского ландшафта, включал образы царских резиденций.

Загородная резиденция делилась на три части: парк в английском стиле «Гай», парк во французском стиле с основным архитектурным балансом и запрудная часть со Зверинцем.


Своеобразие и неповторимость усадьбы определило дальнейшее её назначение. Великолепие французского парка, зеркальные пруды, архитектурные изыски построек стали превосходными естественными декорациями для проведения различных театрализованных празднеств и торжеств.


При наступлении лета гостеприимный хозяин выделял два дня в неделю для приглашения на усадебные гуляния всех, «кому угодно оным пользоваться». Своими великолепными увеселительными затеями, грандиозными празднествами и театральными постановками усадьба графа Шереметьева прославилась на всю страну, вся Москва стремилась попасть сюда. На обширной по площади усадьбе из 230 гектар в особенно торжественные моменты собиралось 30 000 посетителей!


В центре усадьбы располагался венец архитектурного творчества – Дворец. Здесь же, по берегам Большого пруда, расположились колокольня, церковь, флигель кухни. При проведении гуляний по пруду скользили ярко убранные челноки, парусная яхта с пушками, превращая водную гладь в сценическую площадку для разыгрывания морских сражений.


Северная часть дворца имеет выход во французский парк, он единственный пример садового искусства, который уцелел в Москве с XVIII века. Его представляют цветники партера и зал торжеств под открытым небом, геометрическая точность зеленой архитектуры в сочетании со скульптурными изысками из белого мрамора итальянских и русских мастеров, а также превосходная каменная оранжерея.

В восточной и западной частях парка раскинулись небольшие пруды, на берегах которых находятся два небольших ансамбля - Итальянский и Голландский. Голландский домик – это одна из самых ранних увеселительных построек усадьбы, но лучше всего сохранился ансамбль вблизи Итальянского пруда. Домик в итальянском стиле, экзотический Грот пруда - все это великолепие расположилось невдалеке от зеленого воздушного театра, который, к сожалению, не сохранился до наших дней.


Самым ярким «блюдом» для гостей были популярные «кусковские» спектакли: оперы в итальянском и французском стиле, балетные дивертисменты обыгранные крепостными актерами графов Шереметьевых. Именно здесь на одной из сцен усадьбы Кусково впервые прозвучал голос знаменитой Прасковьи Жемчуговой - крепостной актрисы XVIII века.

Богатые архитектурные коллекции, собранные Шереметьевыми, сделали из усадьбы Кусково не только место для увеселения и отдыха, но и носили информационно-просветительное значение. Прогуливаясь по парку, гости как будто бы попадали в различные страны: перед ними представали наиболее яркие образцы художественной культуры иных народностей. Павильон «Эрмитаж» и «подводное царство», певчие птицы Вольера и многие другие диковинки радуют и удивляют посетителей и по сей день.

Сегодня побывал в усадьбе Шереметьевых (или Шереметевых, как указано в ряде источников) в Высоком Новодугинского района. Экскурсию в это замечательное место мне организовал мой вяземский читатель, за что ему большое спасибо;) Не скажу, что я большой ценитель архитектуры, но на мой дилетантский взгляд усадьба в Высоком по своему масштабу не уступает . По-видимому, это одно из крупнейших дворянских гнезд, расположенных на Смоленщине. Особенно хочется отметить, что автором этого памятника зодчества являлся Николай Леонтьевич Бенуа. Тот самый мастер, который создал Петергоф. Т.е. разрушенная и разграбленная усадьба в смоленской глубинке и прославленные дворцы Петергофа - дело рук одного всемирно известного мастера. Печально, что не сберегли. Такой бы мог получиться центр притяжения туристов…

Итак, чтобы попасть в Высокое нужно доехать до Вязьмы, затем повернуть на Сычевку и ехать до Торбеево. Там будет поворот налево и указатель на Высокое. Следующие 10 км пройдут в борьбе за сохранность колес и подвески автомобиля. Местами дорога грунтовая, местами - древний асфальт, который не приводили в порядок уже много лет. Мимо Высокого не проедете, вы упретесь в этот населенный пункт. В целом, возникло ощущение, что это вполне себе живое местечко. А жизнь в нем поддерживает Высоковский сельскохозяйственный техникум. Здесь имеются учебный корпус и общежитие.

На въезде в Высокое вас встретит постройка XIX века и раскуроченный реактивный самолет. (все фотки кликабельны!)

Когда-то здесь находился птичник.

Похоже, здание бывшей школы.

Дом для детей Шереметьевых, как утверждают источники.

Единственный объект архитектурного ансамбля, который пытаются привести в порядок - Тихвинская церковь.

В храме проводятся богослужения, зарегистрирован православный приход. Храм строился в 1867-1871 годах.

Тихвинская церковь создана по подобию Троицкой церкви в подмосковном имении Шереметьевых в Останкине.

Рядом с церковью расположен дворец Шереметьвых.

Кстати, усадьба в Высоком имела все шансы возродиться. Об этом подробно рассказывалось пару лет назад: в 2014 году миллиардер Алексей Семин выразил готовность возродить четыре усадьбы на Смоленщине. В их число вошла и усадьба Шереметьевых в Высоком. Для этого государство должно было сдать усадьбы предпринимателю в аренду на 49 лет за символические деньги. Но, увы, эта история, похоже, так и окончилась ничем. В марте 2015 года в Казани произошел крупный пожар в ТЦ «Адмирал» , который принадлежал Семину. Погибли люди, Семин уехал во Францию, скрывшись от следственных органов. Вместе с Семиным уехала и надежда на возрождение усадеб.

Бурьян, бытовой мусор и настенная живопись - вот и все, что встречает здесь путника.

Внутри здания также все плачевно. Протекающие своды оголили кафельную плитку.

Назначение сей ямы мы так и не уловили. Явно не для хранения старых телевизоров.

А вот и Вазуза. Место красивое, тихое, романтичное.

К сожалению, на территории усадьбы попадалось множество построек, назначение которых нам не известно. Даже в Сети при беглом анализе никакой информации на сей счет нет. Вот, к примеру, здание на берегу Вазузы. Что здесь было?

На мельницу или электростанцию не похоже.

Исток Вазузы находится примерно в 15 км от этого места, в деревне Марьино Вяземского района.

Ну а мы возвращаемся в усадьбу. Проходим заросший пруд, на берегу которого 150 лет назад, по-видимому, Шереметьевы коротали время.

Это здание бывшего конного завода. Сейчас здесь расположен ДК и общежитие сельскохозяйственного техникума.


Top