Значение роман римский в православной энциклопедии древо. Именные иконы Происхождение имени Роман

Общие положения
По характеру изобретения и развлекательному замыслу Макробий (somn. 2,8) относит Петрония и Апулея с их argumenta fictis amatorum casibus referta, "сюжетами, которые наполнены вымышленными приключениями влюбленных", к той же категории, что и комедии Менандра. Теории романа в собственном смысле слова в античности не существует. Само это понятие восходит к Средним векам и означает (во Франции) длинное прозаическое или стихотворное повествование, написанное на романском народном языке. Классическая филология использует термин для обозначения достаточно длинного вымышленного повествования в прозе.
Целесообразно провести различие между романом в узком и широком смысле слова. В первом случае имеются в виду - серьезные любовные романы (мы знаем о них по многочисленным греческим текстам), и скорее шуточные формы, сохранившиеся преимущественно на латинском языке. У обоих типов есть определенные общие черты (см. разд. Литературная техника ).
В более широком смысле к жанру относятся: роман с описанием путешествия , биографический роман , часто с увещевательной тенденцией , напр., как зерцало государей, мифологический роман , который трудно отделить от исторического ; роман об Александре в особой степени сочетает черты романа о путешествии с биографией и зерцалом государей. Наконец, роман может стать оболочкой для просветительской демифологизации или утопического проекта . С другой стороны, есть развлекательная литература религиозного направления, напр., служащая религии Изиды (Апулей) или христианства , и частично эти жанры сближаются с биографией и романом о путешествии.
В типах, которые относятся к роману в более широком смысле слова, литературные формы не столь отчетливы, как в любовном и плутовском романе.
Мениппова сатира имеет точки соприкосновения с Сатириконом Петрония в его прозиметрической форме. Однако вообще у менипповой сатиры есть строгая философская позиция; ее сатирическая направленность гораздо отчетливее, чем, скажем, в романе Петрония.
Роман обладает также способностью впитывать в себя малые формы: напр., анекдоты, басни, сказки, новеллы.
Греческий фон
Греческий любовный роман родствен с новой комедией не только по материалу, он возникает в аналогичной общественной среде: в эпоху эллинизма изменившиеся политические обстоятельства стимулируют интерес к частной жизни. Для представленного в Риме двумя значимыми произведениями типа комического романа предварительной ступенью послужил, вероятно, греческий роман об Иолае. Проблема источника романа об осле будет рассмотрена в главе об Апулее. В остальном для латинской литературы значимы традиции мифологического романа, любовного (Historia Apollonii regis Tyri ), агиографического и романа об Александре.
Римское развитие
Сатирикон Петрония и Метаморфозы Апулея для нас - вершины античного романа. Видные предшественники - Сизенна со своими Милетскими рассказами и Варрон с Менипповыми сатирами, однако у Варрона не было единого действия. Латинский роман не только включен в общеантичную жанровую традицию: его развитие обладает и специфическими чертами, свойственными римской литературе. Кроме того, его ярчайшие представители в каждом случае отражают духовный и общественный климат эпохи.
Характерно, что в то же самое время, когда эпос в творчестве Лукана достиг предела своей патетики и начал отчаиваться в своей задаче изображения осмысленности природного и историко-политического космоса, роман - менее притязательный жанр повествовательной литературы - переживает взлет: это свидетельство утонченности общества, которое воспринимает как серьезную проблему упадок аристократии, школы, образования и торжество разбогатевших вольноотпущенников, но достаточно внутренне независимо, чтобы вволю над этим посмеяться.
Иные, но не менее значимые условия развития складываются для латинского романа во II в.: после гибели политического эпоса при Домициане и постепенного смещения центра тяжести из Рима на окраину Империи в то время, когда варвары начинают все чувствительнее нарушать всеобщий мир и Марк Аврелий - последний усыновленный преемник среди римских императоров - еще раз обретает поддержку в стоицизме, прежде чем ratio окончательно уступит religio , многие читатели воспринимают роман Апулея по форме и содержанию как сообразный эпохе: это многосторонний и почти не поддающийся систематизации опыт одиночки в калейдоскопически меняющемся, непредсказуемом мире, свободно самоопределяющийся в религиозно-философских рамках, где никоим образом нельзя вести речь о непритязательности, но направлена она уже не на государство и общество, а на индивидуальность - в рамках, которые своей платоновской тенденцией указывают путь в будущее.
Литературная техника
В романе сочетаются разнообразные технические приемы: они черпаются из эпоса, историографии, новеллы, сказки, декламации, драмы. Любовный роман подчас обозначается как δρᾶμα, σύνταγμα δραματιϰόν , fabula или mimus . Как и в комедии, здесь в центре - двое влюбленных, и действие разыгрывается в "мещанском" окружении; предпочтительное для античной теории комического сочетание с действительностью справедливо для романа еще меньше, чем для комедии, поскольку действие часто "романично", т. е. оно представляет собой нагромождение сенсационных событий, не вовсе немыслимых, но в таком количестве невероятных.
Серьезный греческий любовный роман имеет типичные черты, которые - частично в измененной форме - сохраняют свое значение и для римского романа, скорее юмористически-ироничного: двух влюбленных, безупречно верных и чистых, разлучают враждебные обстоятельства (часто - гнев божества): морская буря, кораблекрушение, плен, продажа в рабство, угроза потерять невинность, предотвращенная в последний момент, близкая гибель - вплоть до мнимой смерти - относятся к числу наиболее характерных ситуаций. Конец произведения - счастливое воссоединение любящих.
Повествовательная техника следует историографическим образцам . Если любящие в разлуке, две сюжетные линии развиваются параллельно. Вставками служат новеллы и экскурсы. Рассказ от первого лица и многослойность вставок - технические приемы, более свойственные эпосу, чем историографии, - встречаются в романе в более позднюю эпоху, особенно у римлян, для которых вообще Одиссея сохраняет значение важного литературного образца.
Отдельный эпизод напоминает трагедию и комедию: диалоги заменяют сообщение, монологи - психологический анализ. Нередко встречаются типичные сцены из драмы - напр., диалогическая экспозиция, сцена обмана, заседание суда, узнавание.
Несомненно, технический арсенал комического романа во многих пунктах - тот же самый: есть и разгневанное божество, и типичные дорожные и морские приключения, и показательные драматические сцены.
Правда, не следует упускать из виду и весомые различия, которые не дают полностью свести латинский роман к любовному греческому. Идеалистический любовный роман, напр., вследствие особенного подчеркивания мотива верности разлученных влюбленных практически не допускает сексуальных сцен, которые, со своей стороны, относятся к непременным признакам комического романа; и вызывает сомнения вопрос, можно ли понимать любовь Энколпия и Гитона, как в первую очередь, пародию на романную любовную интригу. Прежде всего следует отметить, что пародия на тот или иной литературный жанр не является основным мотивом создания произведений на латинском языке. Близость к греческой традиции в духе Романа об Иолае показывает, что у комического романа уже есть своя собственная традиция.
Язык и стиль
Язык и стиль обоих сохранившихся крупных латинских романов совершенно различен. У Петрония много языковых уровней - поэзия, стилистически утонченная проза рассказа от первого лица, вульгарный жаргон вольноотпущенников; у Апулея доминирующий тип - отточенная проза с гомеотелевтами, как и подобает писать в эпоху Второй софистики. Менее точная и трезвая, чем язык Петрония, его латынь отличается подчеркнутой отделкой и игровым характером. Зато ее внутреннее единство выше, чем у Петрония: Апулей, конечно, часто склоняется к поэтичности, но никогда не занимается стихотворством; иногда дает себя знать повседневный язык, однако автор избегает веризма речи вольноотпущенников Петрония.
В позднейшем развитии можно констатировать упрощение языка, причем иногда он приближается к вульгарному, качественно отличающемуся от искусного петрониева изображения простонародной латыни в том отношении, что карикатура выходит ненамеренной.
Образ мыслей I. Литературные размышления
Петроний представляет свое произведение как novae simplicitatis opus ("произведение неслыханного простодушия", 132). Прежде всего это относится к содержанию, однако у принципа называния вещей своими именами есть не только моральная, но и стилистическая сторона. Этот тезис конвергирует с grandis et pudica oratio, "высокой и целомудренной речью" (2), о которой мечтает у Петрония опустившийся ритор Агамемнон.
Естественно, поэтические примеры, которые приводит Петроний, вложены в уста субъекту далеко не безупречной нравственности, однако в них не следует искать образчики плохой литературы. Ученые прежних времен метко назвали Петрония auctorpurissimae impuritatis, "писателем чистейшей нечистоты". Его латынь во всех случаях полностью приспосабливается к своему предмету.
Если он заставляет своих героев спорить об упадке красноречия или за недостатком целомудрия в поступках восхвалять целомудренные речи, то Апулей открыто делает удовольствие читателя литературной программой и признает собственное творчество - в сознательном самоуничижении - fabula Milesiaca , "милетским рассказом", то есть развлекательной литературой. Сравнительно с языковым уровнем литературная программа у Петрония заходит скорее слишком высоко, а у Апулея опускается чересчур низко: вначале нельзя догадаться, что у истории осла есть более возвышенный смысл.
Образ мыслей II
Спорят, служило ли произведение Петрония чисто развлекательным целям или предназначалось для чтения как сатира. Вероятно, здесь сама антитеза - ложная. Анализ словаря в сопоставлении с содержанием показывает, что Петроний критикует бессмысленную мультипликацию безгранично доступных удовольствий и, не подымая морализирующего перста, косвенно дает понять, что он - если и не в моральной области, то в области хорошего вкуса - знает о преимуществах мудрого самоограничения. Тем не менее нельзя делать из Петрония эпикурейского или даже стоического доктринера, хотя он, без сомнения, знаком с учениями и той, и другой школы. В крайнем случае можно назвать его особенно рафинированным сатириком, который никогда не расстраивает читателя, давая понять свои намерения.
У Апулея аналогичная проблема стоит иначе: в корпусе романа так много беззаботно-развлекательного, что многие читатели воспринимают религиозный финал как насильственно привязанный и невероятный. Терпеливая и филигранная исследовательская работа, правда, выявила внутренние линии между основным повествовательным планом и концовкой и - кроме того - тематическую конвергенцию целого и его частей, включая эпизоды. Здесь тоже нет места для или-или. Дело в том, что "автобиографический" роман также приближается к рассказу о философском или религиозном обращении и становится важным предварительным этапом христианской автобиографии. Несмотря на это, роман Апулея - в высшей степени приятное чтение. Резкая грань между "серьезной" и "развлекательной" литературой оказывается вновь и вновь невозможной. Лучшее в обоих романах обязано своим существованием не жанру, а личности авторов.
Справедливо, что Петроний и Апулей - каждый в духе своего времени - придают роману новую ориентацию: Петроний - критическую, Апулей - религиозно-философскую. Таким образом косвенно преодолевается несколько тривиальное мировоззрение идеалистического любовного романа , частично развеиванием иллюзий, частично содержательным углублением. Однако пародийный аспект этого рода литературы не следует считать главным намерением римских авторов; это побочный результат, возникающий наряду с первичным, проистекающим из намерений автора, а их диктует личность и эпоха.

В I в. до Р. Х. Харитон; Роман о Парфеноне и Метиохе; Роман о Хионе; в I в. по Р. Х.: Роман о Каллигоне; II в. по Р. Х.: Роман о Герпиллиде; Лоллиан; Ксенофонт Эфесский; Ахилл Татий; Ямвлих; III в. по Р. Х.: Лонг (пастушеский роман); Гелиодор; V-VI вв.: Historia Apollonii regis Tyri. Роман в более тесном смысле - «длинное повествование в прозе, где в событиях доминируют эротические мотивы и серия приключений, по большей части испытанных в странствиях, для которых можно установить несколько устойчивых типов, доминирующих в сюжетах» (N. Holzberg 1986, 33), со счастливым концом.
Антоний Диоген, I-II вв. по Р. Х.; Лукиан, Правдивые истории (пародия). Драматическое сочинение (прим, перев.).
Ср., напр., K. Plepelits во введении к его переводу Харитона, Stuttgart 1976, 10 сл.
N. Holzberg 1986 подчеркивает компенсаторную функцию идеалистического романа в эпоху эллинизма (напр., 39). R. Merkelbach 1962 устанавливает, по–видимому, слишком шаблонную связь с мистериями; нет никакого сомнения в том, что творческим стимулом римского романа стало секуляризованное стремление к счастью и избавлению.

Имена: происхождение и формы

Роман - (от латинского) римлянин.

Производные : Романка, Ромаха, Ромаша, Романя, Рома, Ромася, Ромуля.

Справочник русских имен

Римлянин (с латинского).

Надежны. Приобретая идеал, настойчиво идут к нему, и в том ультимативны. Убежденные. Удивляющие. Обстоятельства мало влияют на них вплоть до того, что бывают своими среди чужих. Любят сладко поесть и хорошо выпить. У женщин - в цене.

Тайна имени oculus.ru

Роман - римлянин (латинское).
Раньше и сейчас имя достаточно популярное.
Зодиак имени : Водолей.
Планета : Сатурн.
Цвет имени : лиловый.
Камень-талисман : аметист.
Благоприятное растение : тополь, фиалка.
Покровитель имени : бабочка-парусник.
Счастливый день : суббота.
Счастливое время года : зима.
Основные черты : воля, страстность.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Роман Самосатский , мученик, 11 февраля (29 января). Роман, князь угличский, строитель храмов и богаделен в суровые времена монгольского ига, 16 (3) февраля.
Роман страстотерпец , 15 (2) мая.
Роман Олегович , рязанский князь, мученик, 1 августа (19 июля).
Роман Римский , мученик, 23 (10) августа.
Роман Антиохийский (Сирийский) , отшельник, чудотворец, творивший чудеса исцеления, 10 декабря (27 ноября).
Роман Константинопольский , 14 (1) октября. Сладкопевец, творец канонов, диакон, получивший в дар от Богородицы умение слагать церковные гимны и песни.
Роман Кесарийский , Антиохийский, священномученик, диакон, 1 декабря (18 ноября).

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Святому Роману молятся о разрешении бесплодия и бесчадия.
Роман кажет зиму нам: коли на мученика Романа день теплый, то и зима будет теплая.
Ко дню Романа рыбы хоронятся в зимовальных ямах и омутах, готовясь к зимнему сну.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Рома с детства серьезный и обстоятельный, очень любознательный, ответ на его "почему" одним словом ребенка не удовлетворит, родителям придется отвечать подробно. Он горд и упрям, но не следует силой ломать его сопротивление, лучше действовать убеждением.

Маленький Рома очень обаятельный, просто хорошенький. Мама и бабушка его обожают. Поэтому, едва повзрослев, он особенно при посторонних, ведет себя резко и даже, грубо, боится показаться маменьким сынком. Проблемы с Романом возникают и в школе: невыученые уроки, драки, разбитые стекла, прогулы сыпятся почти каждый день. Роман изображает из себя крутого парня. Ему нравятся жесткие виды спорта: борьба, каратэ, бокс. Не следует поощрять эти увлечения, у него и так сильная воля и склонность к риску, жестокости. Так, он никогда не забывает нанесенных ему обид, внутренне удовлетворен, когда узнает о несчастьях или неприятностях у этих людей.

Как личность Роман наиболее ярко раскрывается к 30 годам. Это волевой и трудолюбивый человек, самостоятельный, не поддающийся чужому влиянию. Самоуверен. Согласится на работу, если она хорошо оплачивается. Считает, что его знания и деловые качества должны быть вознаграждены. Он, действительно, полностью отдается делу, собран, терпелив. Он может быть политическим деятелем, искуснейшим разведчиком, работать в органах правопорядка. Роман имеет склонность и к искусству, особенно к театру. У него замечательная интуиция, высокоразвитый интеллект. Сразу всего этого не разглядеть, Роман очень скрытный. Внешне он спокоен и кажется безразличным ко всему происходящему, но глубоко в душе спрятана страстная натура. Его реакция на событие, непосредственно его затронувшее, помешавшее его планам, похожа на внезапно вспыхнувший злобный вулкан, приводящий в ужас окружающих. Роман сумеет довести до конца любое начатое дело. Он удивительным образом сможет убедить нужного человека в том, что ему необходимо.

Роман страстный изобретательный любовник. Секс для него - великолепный театр, огромнейшая ценность в жизни. Эмоциональная связь с одной из партнерш не исключает возможности заниматься другими. Роман стремится быть свободным и не собирается связывать себя моральными нормами. Девушки сходят по нему с ума, потому что с ним весело, он добрый и щедрый. Роман долго не может найти свою единственную, но и женившись, он не будет верным мужем. Жене придется терпеливо ждать, пока он остепенится. В семье Роман - лидер. Он помогает в домашних делах, не скуп, любящий своих детей отец. Если брак не распадется в первые годы, со временем он будет крепнуть.

Роман будет счастлив в браке с Адой, Анной, Валентиной, Еленой, Клавдией, Любовью, Майей, Марией, Мартой, Софьей.

Отчество : Романович. Романовна.

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

Роман Иванович Клейн (1858-1924) - один из самых своеобразных русских зодчих рубежа XIX-XX веков. Современников поражала широта и разнообразие его архитектурных интересов, за четверть века он выполнил сотни проектов, возвел более сорока фундаментальных сооружений, различных по назначению и художественным решениям. Но главным делом жизни Клейна стал Музей изящных искусств в Москве, принесший ему звание академика архитектуры и широкую известность.

Путь Клейна к вершинам архитектурного мастерства лежал через годы напряженного труда. Он родился в семье московского купца, его мать была образованный и музыкально одаренный человек, она нередко приглашала в дом художников и студентов консерватории, многие из которых стали впоследствии знамениты.

На одном из таких вечеров десятилетний Роман познакомился с архитектором Вивьеном. Общительный француз возил мальчика на строительство зданий, объяснял принципы их возведения, делился с ним как со взрослым своими архитектурными замыслами, показывал чертежи. Именно с тех пор у Романа и появилось страстное желание стать зодчим. Вопреки воле отца, который намеревался передать сыну свое дело, и желанию матери, видевшей его скрипачем, он решительно заявил, что будет только архитектором, и сделал все, чтобы эта мечта сбылась.

В 1892 году Роман Клейн участвовал в конкурсе, объявленном Московской городской думой, застройки Красной площади. Его проект торговых рядов получил вторую премию. (Первую получил проект академика А.М. Померанцева - ныне ГУМа). К молодому архитектору обратились частные заказчики. На их средства он возвел на Красной площади так называемые Средние ряды - магазин для оптовой торговли. Увязанные высокими кровлями, формами окон и наличников с архитектурой стоящего напротив храма Василия Блаженного, они хорошо вписались в ансамбль древних зданий.

В 1896 году на Мясницкой улице появилось необычное здание - знаменитый "китайский домик". Здесь до сих пор находится популярный у москвичей и гостей столицы магазин "Чай-кофе". Фасады и интерьеры его по настоянию заказчика, крупного чаеторговца Перлова, стилизованы Клейном под древнекитайскую пагоду. И хотя сам архитектор позднее критически оценивал свою работу, считал ее аляповатой и надуманной, "чайный домик" сыграл немаловажную роль в формировании творческих принципов архитектора. Китайские мотивы удачно выявляли назначение сооружения. И в дальнейшем Клейн старался выразить в декоре здания его функцию, которая в представлении образованного человека связывалась с тем или иным историческим стилем.

В 1898 году Роман Клейн победил на конкурсе проектов Музея изящных искусств, объявленном Московским университетом. Классический стиль. Мотивы архитектуры Акрополя в Афинах, наиболее соответствовали назначению сооружения, в котором намечалось разместить уникальные коллекции. Пытаясь придать исторический облик экспозиционным залам, он спроектировал греческий и итальянские дворики, египетский и белый парадный залы. Таким образом фасады и интерьеры здания сами превратились в экспонаты.

Четко разработанный план, высокие технические достоинства отличали зрительный зал крупнейшего московского синематографа - "Колизея" на Чистых прудах (сейчас театр "Современник"). Зодчий создал изящную полуротонду, которая удачно скрывала истинные габариты постройки и в то же время выглядела органичной в историческом окружении старой улицы.

Самое смелое и новаторское здание Романа Ивановича Клейна - Торговый дом товарищества "Мюр и Мери-лиз", ныне известный как магазин ЦУМ. Здание возведено на железном каркасе. Архитектор одним из первых в России применил прогрессивную металлическую конструкцию, изобретенную американскими инженерами. В оформлении фасадов легкого и необычайно по тогдашним меркам сооружения Клейн сумел удачно соотнести значительное по площади остекление с каменной облицовкой простенков.

Высокая культура большого мастера, тонкий вкус в архитектуре не изменяли Роману Клейну на протяжении всей творческой карьеры.

Публикуется с любезного разрешения проекта "ОКУЛУС" - астропсихология.

Мученики архидиакон Лаврентий, Папа Сикст, диаконы Феликиссим и Агапит, воин Роман, Римские пострадали в 258 году при императоре Валериане. Святой Папа Сикст, родом из Афин, получил хорошее образование, проповедовал в Испании и был поставлен епископом в Рим после мученической кончины святого Папы Стефана. Это было время, когда Папа, занимавший Римский престол, избирался на верную смерть. В скором времени святой Сикст был также схвачен и посажен в темницу вместе с двумя своими диаконами Феликиссимом и Агапитом. Когда святой архидиакон Лаврентий встретил Папу Сикста, которого вели в темницу, он со слезами воскликнул: "Куда ты, отче, грядешь? Зачем оставляешь своего архидиакона, с которым всегда приносил Бескровную Жертву? Возьми своего сына с собой, чтобы и я был общник тебе в пролитии крови за Христа!" Святой Сикст отвечал ему: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам". Святой Лаврентий с усердием исполнил завет святителя.

Услышав, что святой Папа Сикст поведен с диаконами на суд, святой Лаврентий пошел туда же, чтобы видеть их подвиг, и сказал святителю: "Отче, я уже выполнил твое поручение, раздал врученное тобою сокровище, не оставь меня!" Услышав о каком-то сокровище, воины взяли его под стражу, а мучеников усекли мечом. Император заключил святого Лаврентия в темницу и поручил надзирать за ним начальнику тюрьмы Ипполиту. В темнице святой Лаврентий молитвой исцелял собиравшихся к нему больных и многих крестил. Пораженный этим, Ипполит сам уверовал и принял Крещение от святого Лаврентия со всем своим домом. Вскоре архидиакон Лаврентий был вновь приведен к императору с приказанием показать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий ответил: "Дай мне срок три дня, и я покажу тебе эти сокровища". За это время святой собрал множество нищих и больных, питавшихся лишь милостыней Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном".

После этого святого Лаврентия предали жесточайшим мукам, принуждая его поклониться идолам. Мученика били скорпионами (тонкая железная цепь с острыми иглами), опаляли раны огнем, били оловянными прутьями. Во время страданий мученика воин Роман внезапно воскликнул: "Святой Лаврентий, я вижу светлого юношу, который стоит около тебя и отирает твои раны! Заклинаю тебя Господом Христом, не покидай меня!" После этого святого Лаврентия сняли с дыбы и отдали в тюрьму к Ипполиту. Роман принес туда водонос с водой и умолял мученика крестить его. Сразу же после Крещения воины отсекли ему голову. Когда мученика Лаврентия повели на последнее испытание, святой Ипполит хотел объявить себя христианином и умереть вместе с ним, но исповедник сказал: "Затаи ныне свое исповедание в сердце. Спустя немного времени я позову тебя, и ты услышишь и придешь ко мне. А обо мне не плачь, лучше радуйся, я иду получить славный мученический венец". Его положили на железную решетку, под которую подложили горячие угли, а слуги рогатинами прижимали к ней тело мученика. Святой Лаврентий, взглянув на правителей, сказал: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!" Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", - и с этими словами испустил дух.

Святой Ипполит ночью взял тело мученика, обвил пеленами с ароматами и дал знать пресвитеру Иустину. Над мощами мученика в доме вдовы Кириакии совершили всенощное бдение и Божественную литургию. Все присутствовавшие христиане причастились Святых Таин и с честью похоронили в пещере тело святого мученика архидиакона Лаврентия 10 августа 258 года. Святой Ипполит и другие христиане пострадали через три дня по кончине святого Лаврентия (13 августа), как он предсказал им об этом.

Святые покровители носящих имя Роман

Святой благоверный князь Роман Рязанский
Православная Церковь воспоминает святого благоверного князя Романа Олеговича Рязанского 19 июля/1 августа, в день его гибели.
К святому благоверному князю Роману Рязанскому обращаются с просьбами об укреплении веры и даровании сил для благочестивой жизни, о защите от доносов и клеветы, со всеми просьбами – в случае тезоименитства, и конечно, более всего он покровительствует всем, кто проживает на территории, которая была его княжеским уделом. Также известны случаи исцеления при обращении к этому святому. Эту икону часто дарят как именную тем, кто, как и князь, в крещении носит имя Роман.


Заказать икону


Варианты иконы

Икона Святого благоверного князя Романа Рязанского
Иконописец: Юрий Кузнецов
Святой благоверный князь Борис
Празднество святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба установлено 2/15 мая, а также в 1021 году во время княжения в Великом Новгороде благоверного князя Ярослава Мудрого было установлено на 24 июля/6 августа.
Святой благоверный князь Борис (в крещении Роман) – святой, которому молятся при сердечных болезнях. К нему, а также брату его, святому благоверному князю Глебу, обращаются при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. В доме, где есть икона святого, будут царить любовь и взаимопонимание. Тем мужчинам, для кого святой князь Борис является покровителем, икона поможет избежать болезней, убережет от врагов, поможет обрести дружную семью и надежных друзей.
Роман Антиохийский (Сирийский), отшельник


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 27 ноября/10 декабря.

Преподобный Роман подвизался в одиночестве на Сильпийской горе, что находилась к востоку от Антиохии. Сейчас гора называется Начар Даг. Проводил время в посте и молитве, под власяницей носил тяжелые вериги. За свою святую жизнь был награжден Господом даром прозорливости и исцелений. По его молитве многие женщины обрели счастье материнства. Прожил долгую жизнь и мирно отошел к Господу.

Роман Кесарийский, Антиохийский, диакон, священномученик
Роман Римский, мученик


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 10/23 августа.

Роман Самосатский, мученик


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 29 января/11 февраля.

Роман Сладкопевец, Константинопольский, диакон, творец кондаков


Заказать икону


День памяти установлен Православной Церковью 1/14 октября.

Преподобный Роман, Сладкопевец жил в конце V - начале VI веков. Грек по происхождению, он родился в Сирии. Завершив обучение, стал диаконом, а спустя некоторое время переехал в Константинополь и устроился клириком при патриаршем храме. Патриарх Евфимий вскоре приблизил Романа к себе, полюбив юношу за его искреннюю веру и добродетельную жизнь. Роман старательно помогал при богослужении, хотя особым голосом и слухом не обладал.

Приближение к патриарху вызвало зависть в окружении Романа, и его товарищи сыграли с ним злую шутку. Во время предрождественского богослужения, на котором присутствовал император со всей семьей, службу вел сам патриарх, а храм был заполнен прихожанами, преподобного Романа вытолкнули на амвон (специальное возвышение, для чтения Священного Писания, произнесения проповедей, пения). Оказавшись в центре внимания, он был вынужден петь, его никчемное пение привело в недоумение всех присутствующих, а самого Романа ввергло в глубокий стыд.

Придя домой, преподобный Роман упал на колени перед иконой Богородицы и со слезами молился всю ночь. И Богородица услышала его молитвы. Явившись преподобному Роману, Божия Матерь подала ему свиток, который велела съесть. Сразу же после исполнения повеления Роману был дарован красивейший мелодичный голос, да к тому же еще и поэтический дар. Впечатленный всем произошедшим он тут же составил свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

На следующий день преподобный Роман сам настоял на том, чтобы ему разрешили петь. И во время всенощной под Рождество Христово так чудесно спел написанный им гимн, что все вокруг прослезились от восторга, а люди назвали его «Сладкопевцем». С этого момента преподобный Роман украшал своим пением и вдохновенной молитвой каждое богослужение.

Согласно преданию, преподобный Роман Сладкопевец написал за свою жизнь более тысячи молитв и гимнов на различные праздники.

Роман Угличский, князь Святой благоверный князь Роман - сын князя Владимира Угличского, родился в 1235 году. С детских лет Роман отличался благочестием, соблюдал посты, молился, читал Священные книги, посещал храмы, был послушен родителям. После смерти отца и старшего брата принял на себя управление княжеством. С мудростью и любовью управлял он княжеством, и оно в период его правления расцвело и укрепилось. Много времени князь Роман выделял на богоугодные дела: строил больницы, богодельни, странноприимные дома, возводил и украшал храмы. Особо заботился о сиротах и вдовах. Любил посещать келии подвижников, беседовал с ними о Господе и подвигах во имя Его. После смерти жены в 1280 году всецело посвятил себя подвигам поста, молитвы, благотворительности и благочестия. Основал город Романов. В 1985 году, незадолго до своей кончины, предчувствуя ее, созвал к себе всех бояр и завещал им жить в мире и любви друг к другу.


Top