Фотоохота за достопримечательностями: легенды и призраки Гольшан. Что можно найти в стенах домов Заживо замурованные в стене


Кровавые жертвы строителей средневековья.

По мнению современных ученых, Европа похожа на огромное кладбище. И это не удивительно: большинство замков, мостов и иных фундаментальных строений полито кровью невинных жертв. Кстати, обычай возводить строения на месте принесения человеческой жертвы существовал вплоть до конца XVIII века: с глубокой древности считалось, что стены замков, башен и крепостей, построенные с соблюдением этого условия, простоят столетия и защитят их обитателей от всех земных напастей. И история не раз доказывала... истинность подобных верований.

РАДИКАЛЬНОЕ СРЕДСТВО

В скандинавских сагах говорится о том, как стены средневекового Копенгагена постоянно то тут, то там обрушивались. Покончить со строительным "браком" помогло радикальное средство: в стене сделали нишу и поставили там столик с едой и игрушками, за который посадили голодную девочку. Пока она ела и забавлялась с диковинками, рабочие быстро замуровали нишу и сложили свод. Несколько дней затем у склепа сутки напролет играла команда музыкантов, чтобы заглушить крики невинной жертвы. Хотите верьте, хотите нет, но стены с тех пор рушиться перестали.
В Японии невольников, приговоренных к смерти, заживо заваливали камнями в фундаменте. В Полинезии под каждой из двенадцати колонн храма Мавы при строительстве живьем закопали по шесть юношей и девушек. А францисканский собор, находящийся всего в двух часах езды от Лиссабона (Португалия), вселяет в души посетителей леденящий страх: его стены и своды облицованы человеческими костями - так монахи пытались доказать бренность земного существования...

ЗАМУРОВАННЫЕ ОХРАННИКИ

Большинство замков старой Чехии также построены с принесением человеческих жертв. Тройский замок, Чешский Штернберг, Конопиште, Карлштейн - всюду здесь при раскопках в стенах или в основании фундамента находили замурованных живыми воинов, чтобы, как говорится в старых хрониках, "они при осаде помогали сражаться своим собратьям, вселяя ужас и немощь во врага".
В итальянских преданиях часто упоминается мост через реку Эду, который постоянно обрушивался, пока в центральную опору не была замурована красавица-жена одного из строителей. Мост стоит уже больше трех столетий, но по ночам, рассказывают местные жители, слышно, как он сотрясается от рыданий и проклятии несчастной женщины...
В Шотландии с древности существовал обычай окроплять человеческой кровью фундаменты и стены всех сооружении, Недалеко ушли от шотландцев и их соседи - англичане: в стране жива легенда о некоем Вортингсре, который никак не мог достроить королевскую башню. Она постоянно осыпалась, погребая под собой строителей. И лишь когда отсекли голову мальчику-сироте и окропили его кровью фундамент, башня была благополучно достроена. Она стоит в Лондоне по сей день и известна как Тауэрская башня, средневековая тюрьма для государственных преступников.

И ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛКО

Детей приносили в жертву довольно часто. Например, в Тюрингии при строительстве замка Либенштейн за большие деньги были куплены у матерей несколько детей и живьем замурованы в стену. В Сербии при строительстве крепости Скадры в стену замуровали молодую мать с младенцем. По поверьям, злая русалка постоянно разрушала то, что день за днем возводили триста каменщиков, и только человеческая жертва помогла строителям закончить свою работу. До сих пор сербские женщины приходят поклониться святому источнику, который стекает по стене крепости.
Его вода имеет цвет молока, напоминая пришедшим о несчастной кормящей матери, сложившей здесь свою голову.
Недалеко ушли и восточнославянские князья Юрий Долгорукий и Дмитрий Донской... Приступая к строительству кремля, они обязательно приносили в жертву малолетних детей. Обычно к проезжей дороге посылались дружинники с наказом схватить первых попавшихся отроков. Их-то и замуровывали в основание фундамента. Кстати, другое древнее название кремля, дошедшее до наших дней,детинец...

НЕЖНЫЙ ЗВОН КОЛОКОЛОВ

Язычество с его жертвоприношениями еще довольно долго существовало на христианской Руси. Маленьких девочек замуровывали в основание мостов, людей с увечьями и черных петухов, которые будто бы должны были усилить ценность жертвы, - в стенах царских дворцов. Не говоря уже о варварских обычаях добавлять человеческую кровь в строительный раствор или даже бросать людей, например, в кипящую бронзу, как поступали вьетнамские мастера. Считалось, что если сварить в бронзе для колоколов девственницу, они получатся особенно крепкими и с удивительно нежным звоном - как будто плач молодой девушки...
Не брезговали подобными "методами" и на Руси. И только Бог знает, сколько людей бесследно сгинуло в котлах при массовой отливке колоколов и пушек.

ИНДЕЙЦЫ-РЕКОРДСМЕНЫ"

Жертвами становились не только преступники или крепостные. В Бирме, чтобы сделать столицу неприступной, утопили в реке саму королеву.
Но все рекорды по принесению человеческих жертв покрыла Америка. Индейцы возлагали людей на алтарь своих богов так часто и в таком ужасающем количестве, что все рассказы о жестокости конкистадоров меркнут по сравнению с их варварскими обычаями. Несчастных привязывали к столбам на солнцепеке и после их мученической кончины сдирали мышцы с костей; приковывали своих собратьев к стенам пещер, где они погибали от голода и жажды, а их тела использовались для различных ритуальных действий. В общем, человеческая жизнь там ничего не стоила. Иначе как объяснить целые поселения, дома в которых были построены из человеческих костей и лишь сверху прикрыты шкурами животных?
Кровавые божества различных народов во всех частях света требовали новых и новых жертв, даря взамен, по поверьям, нерушимость строениям и долголетие сильным мира сего.

Корреспонденты «Комсомолки» связались с Сергеем Лавриченко, братом мужа Елена Лавриченко, которая добровольно замуровалась в квартире вместе со своим сыном – Андреем.
Сергей Владимирович считает пострадавшим в этой ситуации именно себя, а претензии своих родственников на квартиру находит необоснованными. Вот что он рассказал:
- Елена Владимировна грубо нарушает мои права на жилье, на проживание. Я не могу попасть в свою квартиру. Почему она не исполняет решение суда, почему она устраивают какую-то трагикомедию?
Выставляет себя белой овечкой, а на самом деле все не так. Она под уголовными делами ходит. В Центральном районном суде Новосибирска рассматриваются два уголовных дела по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупных размерах – мошенничество с недвижимостью, невозврат кредитов, невыплата заработной платы). И еще куча темных дел за ее спиной, и никто с ней справиться не может.
А сейчас она завладела моей квартирой и отдавать не хочет. Елена Владимировна не дала разгородить дверной проем, чтобы поставить дверь и замок. Она отказалась, предпочла замуроваться, устроить комедию на всю Россию.
Тем более, что с момента смерти брата, она за мою половину ни разу не оплатила коммунальные услуги, там уже долги в десятки тысяч рублей накопились. А я эти деньги платить не собираюсь, потому что в квартиру попасть не могу. Елена Владимировна еще раньше меня одной квартиры лишила, в день смерти моего брата она попросила доверенность. В Ленинском суде это дело разбирается.
Хочу уточнить, что мы совсем не родственники, а Елена Владимировна – не жена моего брата, они развелись до его смерти – в 2001 году. В фирмах брата я работал заместителем генерального директора. Мы тогда выпускали электронно-осветительные провода, поставками обуви из Италии, потом переключились на сельское хозяйство.
В свое время я покупал три квартиры в Новосибирске, с покупки именно этой квартиры я начинал в 1992 году, когда переехал в Новосибирск. Позже одну продал, чтобы купить мясокомбинат, две у меня оставалось. А сейчас у меня нет ничего – я живу в квартире своей мамы, 81-летнего инвалида.
В дальнейшем разбираться будем исключительно в рамках закона. Никаких силовых способов, которые любит Елена Владимировна, применять я не намерен. По всей видимости, придется вновь обращаться в суд, чтобы судебные приставы на законных основаниях выкинули их из квартиры. Хотя, конечно, я бы мог найти пару крепких ребят, вскрыть эту квартиру и выкинуть их оттуда к черту, а потом поставить туда охрану. И пусть судится со мной хоть 30 лет. Но я хочу, чтобы город узнал, кто на самом деле она такая.


В фольклоре многих народов фигурируют жуткие истории о замурованных заживо людях. За что же их постигла такая страшная смерть? Считалось, что одних наказывали за преступления, явные или вымышленные. А другие должны были вечно оставаться сторожами и хранителями того места, в котором нашли свою смерть. И все могло бы считаться просто народными сказками, если бы строители и археологи в ходе работ иногда не натыкались бы на такие жуткие находки.

Из истории жертвоприношений


Но начнем по порядку, с самого начала. Народы древности (а некоторые практически и до сегодняшнего времени) считали, что богов и духов надо как следует умилостивить, если хочешь что-то от них получить.


Все логично: люди ведь тоже предпочитают не работать задаром. Также и духи, если хочешь получить что-то значимое и ценное, надо и заплатить соответственно. А что предпочитают духи и боги? А это в зависимости от «специализации» и характера невидимой сущности.


Добрые духи и боги примут в жертву цветы, масло, благовония, вино, а более серьезные хотят и серьезных даров, часто в виде кровавых жертв. Такие серьезные невидимые помощники всегда считались и более сильными. Поэтому, чтобы их задобрить приносили в жертву живых: животных, а в самых серьезных случаях – людей.

Человеческая жизнь в давние времена особо ценной не считалась, причем не только у каких-то там диких племен, но и у самих цивилизованных народов Европы. Сказки и предания отражают давно ушедшие суровые реалии. Помните, сказку про Мальчика-с-пальчик? В голодный год семья попросту оставила детей в лесу, кормить же нечем.


Есть белорусское предание о том, что немощных стариков положено было отвозить в лес умирать. В своей литературной сказке об этом написал классик белорусской литературы В.Короткевич. У Джека Лондона есть рассказ на эту же тему, как индейцы уходили в более благоприятные места, бросая стариков.


Время было такое, от лишних ртов избавлялись без сожаления. Поэтому, чтобы попросить для племени/народа урожая, благополучия или избавления от опасности, приносили в жертву людей. Про ацтеков, которые массово резали пленников в угоду своему богу Солнца написано много.


Но не только индейцы этим отличались. И не только тогда. Одно из затерянных в джунглях племен Индии еще в 20 веке практиковало подобный обычай. Они брали ребенка, чужого, воровали или покупали – не суть важно. Ребенка несколько лет растили, ни в чем не отказывая. А затем, в нужный день, приносили в жертву на полях, причем самым зверским образом.


Считалось, чем больше мучается жертва, тем лучше будет урожай и благосклоннее духи. Так что, как видим, обычай жертвоприношения был везде и даже совсем недавно. С течением времени нравы все же смягчались и человека начали заменять животными. Особо ценными. Кстати, все помнят сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке.

Но вряд ли задумывались об истоках сказки. По одной из версий братец Иванушка – заместительная жертва. Часто же в нужных случаях человеческие жертвы заменяла лошадь или корова. Это были очень ценные животные в древности, их было немного, их берегли.


И в жертву приносили только в крайнем случае, например, на похороны князей. Или при строительстве особо важных зданий. В Европе, кстати, находят скелеты лошадей …. под старыми церквями! Обереги из лошадиных костей вообще были ценными.


Над славянскими жилищами вешали конские черепа. Вряд ли лошадей специально убивали для этого, скорее, брали уже «готовые». Но и убивали тоже, в самые ответственные моменты. В качестве жертвы при строительстве зданий, мостов и т.д. использовали свиней, петухов.


Иногда их резали, а бывало, что и закапывали живьем. Видимо, считалось, что так они лучше будут стеречь вверенную им постройку. И местные духи будут довольны и не станут вредить. Видимо, логика у древних строителей была такая.

Гольшанский замок в Беларуси


И вот мы добрались, наконец, до жертв капитального строительства. Судя по преданиям, человеческие жертвы чаще приносили не «на всякий случай», хотя и такое могло быть, а когда строительство не ладилось. Раз стройка не идет, значит, духи гневаются, рассуждали люди. И их надо задобрить подходящей жертвой.


Подобная легенда существует о старинном замке в Гольшанах, Беларусь. Однажды хозяин замка велел построить башню. Но, как ни старались рабочие, стены постоянно осыпались. Князь торопил строительство и начал гневаться, а гнев князя в те времена, сами понимаете, не шутка.

Тогда и решили принести жертву, решили, что ею станет первый, кто придет на стройку утром. Первой прибежала молодая жена одного из рабочих. Хотела побыстрее принести завтрак любимому мужу... Башня была достроена и простояла до нашего времени. Замок за прошедшие столетия сильно пострадал, на многие части все еще были целы.
7 самых страшных мест Украины, посетить которые решаются далеко не все туристы .

Очень мне понравившийся как в визуальном плане, так и своим патологическим сюжетным замыслом, фильм «Замурованные в стене», снятый по мотивам произведения Les Emmurés под авторством Сержа Брюссоло. Одинокое и величественное, необычное, уникальное жилое здание, находящееся где-то вдали от расхожей цивилизации, создаёт впечатление ангарно-промышленного и, в то же время, готического образования. Как говорила сама героиня Сэм, зданию самое место в известном городском преступном ареале Готэм-сити.

Картина готовит историю мрачных и ужасных тайн, таимым этим самым домом, что всегда очень красочно может смотреться при должном подходе к их раскрытию. И подобного рода фильмы непременно занимают моё внимание — их потайные ходы; неполные архитектурные планы, могущие скрывать как пустопорожние пространства, предназначенные для далеко не хороших целей, так и оккультное расположение или соотнесение чего-либо; затираемые существовавшие здесь жизни и случаи и так далее.

Именно в стены этого сооружения были замурованы 16 тел неким убийцей, судьба которого в финале выясняется хоть и вполне предсказуемым способом, но оттого не изменяющего своей патологии. Проектированием здания занимался сумасшедший гений, как его называли, Малестрацца, чьи сооружения стоят и поныне и ничто не предвещает их падение и забвение. Малестрацца был крайне сведущ в архитектуре, имея огромную специализированную библиотеку, найдя прибежище в идеях строительства древних египтян и их пирамид.

С момента обнаружения и вызволения 16 тел из дома прошло 15 лет. Правительство решило здание снести, для чего была организована сносящая бригада во главе с молодой и привлекательной девушкой инженером Самантой (Миша Бартон). Для Саманты и её семьи снос зданий — семейный бизнес и традиция. Она прибывает к месту возвеличивания здания и вскоре поражается гениальности маэстро Малестрацца (вот подобрали-то фамилию, чтобы звучало загадочно и мрачно). Здесь она знакомится с парнишкой Джимми, который всю свою жизнь пробыл здесь, имея в качестве близкого друга лишь собаку, оставшуюся после замуровывания девочки Джули. Именно та собака, нанюхав местоположение тела, и помогла раскрыть череду жутких пропаж людей. Джимми — молодой и внешней приятный паренёк — проникается чувствами к красивой девушке и влюбляется в неё, потихоньку раскрывая секреты здания и историй здесь происходивших. Но чувства вещь коварная и далеко идущая, в особенности любовь. Джимми дарит Саманте личные записки Малестрацца с черновыми планами здания, исходя из которых девушка полностью вникает в сущность сооружения, соотнося его с египетскими пирамидами. А значит в центре должно быть большое полое пространство, предназначенное для погребения. Именно в эту тайную комнату, в которую можно пробраться через крышу, Джимми заманивает Саманту, таким вот образом надеясь пробудить и её любовь к себе. А в сём вместилище обитает тот самый считавшийся мёртвым Малестрацца, чья персона тут обитает уже более 5 тысяч дней под надзором Джимми и его матери. Но выясняется, что Малестрацца так задумал вообще изначально, в финале откапывая себе могилу и предоставляя возможность Саманте убить себя, тем самым дав жизнь и вечность зданию (по легенде египтян, стойкость и вечная молодость их пирамид обоснованы вливанием в их остовы жизней и душ человеческих, и сам маэстро теперь станет последним штрихом для своего гениального творения, отдав ему душу).

Внимание, конечно же, прежде всего, на себя обращает дом, хоть и являясь компьютерным специальным эффектом. Возможно даже и не дом, а его образ, создающий атмосферу необычного сокрытого и определённой мистификации, когда существуют тайные коридоры, ходы, люки и прочее. Замысел с аллюзиями на египетские пирамиды вкупе с безумием Малестрацца по поводу приурочивания своего фараоновского погребения к вечной жизни здания вообще выглядят прекрасно. Да и вообще можно сказать, что в доме нет сколько либо нормальных людей: Малестрацца убивал людей и замуровывал их в стены, чтобы воплотить свои идеи; Джимми — сходящий с ума от одиночества паренёк, безумно влюбившийся в первую же барышню; мать всё это дело с Малестрацца прикрывает и знает, периодически разговаривая с расковырянной стеной, из которой достали её мёртвого мужа; негр сидит на каких-то кислородных баллонах, поддерживающих его функционирование в моменты стресса (да и ведёт он себя импульсивно); старуха-чаёвница хранит коллекцию архитектурных книг Малестрацца, зная точное их количество (не удивительно, если она всё это прочитала; и чем-то скрыто нервозным веет от неё).

Мрачный, опустошённый своим окружением фильм, возвеличивающий безумие гениального архитектора и заканчивающийся трагедией любви. Кажется, что все герои пришли к своему правильному логическому концу, и даже Джимми, вмиг полюбивший и не справившийся с таким тяжким грузом, как-будто бы единственно верно поступил.

Замуровывание

Замурованные из Каркассона. Гравюра с картины Жана-Поля Лорана. XIX в. Частн. кол.

К заточению навечно, или замуровыванию, в Европе XIV века приговаривали суды инквизиции. Эта казнь, входившая в число высших мер наказания, заключалась в том, что приговоренного помещали в каменный мешок, наглухо заделывая выходы. Замурованные медленно умирали от голода, жажды и недостатка воздуха.

Замуровывание существовало в Древней Греции. Софокл вскользь упоминает о нем в «Антигоне». Нарушив запрет царя Фив Креона, Антигона предала земле тело Полиника. Тиран вынес приговор: Антигона должна была умереть от голода и жажды в пещере, откуда не могла выйти.

Приговор к забвению. Гравюра. Частн. кол.

Та же участь ждала нарушивших обет весталок - жриц богини домашнего очага Весты, которые отбирались из числа юных девственных римлянок. На деле их чаще всего закапывали заживо, как предписывал религиозный кодекс.

В Японии в XIV и XV веках приговоренных замуровывали в опоры строившихся мостов, чтобы их дух придавал сооружению большую прочность.

Во Франции альбигойская инквизиция неоднократно приговаривала к замуровыванию еретиков из Альби, Тулузы и Каркассона. Один из эпизодов истории каркассонской инквизиции начала XIV века вдохновил Ж.-П. Лорана на создание полотна «Освобождение замурованных»: рабочие в присутствии членов муниципалитета разбирают каменную стену, преграждающую вход в тюрьму.

Замуровывание было приговором к забвению. И грозило оно не только еретикам. Веками ни закон, ни обычаи не устанавливали каких-либо четких правил содержания осужденных в тюрьмах. Таким образом, заточение зачастую означало негласный смертный приговор. В середине XIV века в одном только Париже насчитывалось от двадцати пяти до тридцати «специальных тюрем», не считая «каменных мешков» многочисленных религиозных сообществ. В камере на улице Таннери размером три с половиной на два метра десять сантиметров содержали до двадцати узников. Каждую неделю оттуда выносили несколько трупов.

В тюрьмах Большого и Малого дворцов, в Бастилии, Консьержери и Фор-Л’Эвек имелись подземные карцеры, практически лишенные доступа воздуха и света, где человека ждала неминуемая смерть.

В «нижних уставах» Малого дворца человек умирал от удушья в течение одного-двух дней.

Некоторые камеры в застенках аббатства Сен-Жермен-де-Пре находились под землей на глубине больше десяти метров. Своды были настолько низкие, что человек не мог выпрямиться во весь рост. От застоявшейся воды загнивала солома. Оказаться в подобной камере значило попасть в «рабство», «птичью клетку», «колодец», «флягу», «каменный мешок», «гроб» - все эти недвусмысленные названия и сегодня внушают ужас.

Застенки Бастилии. Гравюра с рисунка Уэльта. XVIII в. Частн. кол.

По свидетельствам той эпохи, в Гран-Шатле существовал закуток под названием «дамба Гипократа», где узники не могли ни лечь, ни встать, а их ноги всегда находились в воде.

Один из последних приговоров к замуровыванию светский суд вынес Рене Вермандуа в 1485 году. За убийство мужа ей полагалось быть сожженной на костре. Король помиловал ее, с согласия парламента приговорив к заточению и замуровыванию на кладбище «Святых мучеников», где она должна была закончить свои дни. В соответствии с приговором на кладбище построили камеру, женщину завели внутрь и навсегда замуровали выход.


Top