Какое преступление совершила соня мармеладова. Характеристика Сони Мармеладовой – кратко

Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман "Преступление и наказание".

В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, "тварей дрожащих". Самого Себя Раскольников, разумеется, причислял к первым. Создав эту теорию, он решает проверить ее на практике и убивает старуху-процентщицу и ее сестру. Но, оказывается, ему не по силам жить дальше по-прежнему с таким тяжелым грузом на плечах.

Ужасаясь теории Раскольникова, но в то же время видя, как далеко его душа отошла от человеческого тепла и света, автор вводит образ спасительницы в лице Сонечки Мармеладовой. Достоевский был писателем-гуманистом и верил, что добро должно быть действенным, а не просто присутствовать как некий абстрактный знак или символ. Поэтому Соня начинает играть в романе активную роль именно в момент раскаяния главного героя, и именно ей принадлежит главная заслуга в очищении и преображении Раскольникова.

До этого Соня лишь эпизодически появлялась в зарисовках петербургской уличной жизни, сначала как мысль, как рассказ Мармеладова в трактире о семье, о дочери с "желтым билетом", потом косвенно - как фигура мимолетного видения Раскольникова из "их мира" на улице: какая-то девочка, белокуренькая, пьяненькая, кем-то только что обиженная, потом мелькнула подпевавшая шарманщику девушка в кринолине, в мантильке, в соломенной шляпке с огненного цвета пером. Все это по крупицам внешний облик Сони, такой она предстанет, прямо с улицы, у постели умирающего отца. Только все внутреннее в ней - категорическое опровержение крикливо-нищенского наряда.

Пойти по "желтому билету" Сонечку вынудила ее жизнь "среди голодных детей, безобразных криков и попреков", с несчастным отцом-пьяницей и "сумасшедшей от горя" мачехой. Свой первый "заработок" - тридцать целковых - она "молча выложила" перед Катериной Ивановной, а та "весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала...". Так же молча ("Так не на земле, а там... о людях тоскуют, плачут, а не укоряют") Соня подала отцу на похмелье последние тридцать копеек. Позор коснулся ее "только механически; настоящий разврат еще не проник ни одною каплей в ее сердце". Положение этой девушки в обществе, "к несчастью, далеко не одиночное и не исключительное". Перед ней, как сначала полагает Раскольников, открыты три дороги: "броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом или... броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце". Так рассуждает большинство, только один Лебезятников - приверженец "новой" жизни в "коммунах" - смотрит на действия Сони "как на энергический и олицетворенный протест против устройства общества" и глубоко уважает ее за это.

Сама же Сонечка считает себя "великой грешницей". Мысль о "бесчестном и позорном ее положении" давно истерзала душу ее до "чудовищной боли". Робкая от природы, Соня знает, что "ее легче погубить, чем кого бы то ни было", что обидеть ее может каждый "почти безнаказанно". И поэтому кротостью, покорностью "перед всем и каждым" всегда старается избежать "беды". Поступок Лужина, называющего Соню "девицей отъявленного поведения" и подло представляющего ее "воровкой", заставляет девушку ощутить мучительное чувство беспомощности - ей становится "уж слишком тяжело". И тем не менее на вопрос Раскольникова: "Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?" - она отвечает: "Да ведь я Божьего Промысла знать не могу... И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?" Любой человек для нее- не "вошь".

"Ненасытимое сострадание" к ближнему, всепрощающая доброта Сонечки настолько велики, что она "свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет". Она "верит, что во всем справедливость должна быть... И хоть мучайте ее, она несправедливого не сделает". Жизненную силу Сонечке дает вера в Бога: "Что ж бы я без Бога-то была?" Когда Соня "горячо и страстно" читает Раскольникову главы Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря, ее охватывает чувство "великого торжества" - будто она воочию видит, как "вышел умерший".

Этот ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Родион приходит к Сонечке с признанием в совершенном убийстве, чтобы переложить на нее "хоть часть своих мук", и встречает "беспокойный и до муки заботливый взгляд ее", видит одну лишь любовь. Ведь Соня понимает только то, что он "ужасно, бесконечно несчастен". "Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!" - восклицает она и бросается перед Раскольниковым на колени, обнимает и целует его, обещает никогда и нигде не оставлять. При этом Сонечка не испытывает "ни малейшего отвращения, ни малейшего омерзения к нему", он не чувствует "ни малейшего содрогания в ее руке". Соня осознает только, что Раскольников - богохульник, который ничего не понимает (" От Бога вы отошли, и Бог вас дьяволу предал"), и предлагает ему "страдание принять и искупить себя им", "сию же минуту" пойти на перекресток, поцеловать землю, поклониться "всему свету" и произнести вслух: "Я убил!" - "Тогда Бог опять жизни тебе пошлет".

В то же время Соня для Раскольникова представляет собой "неумолимый приговор, решение без перемены" - "тут - или ее дорога, или его". Благословляя на будущее страдание, девушка надевает на грудь Родиону "простонародный" кипарисный крестик, а когда он начинает колебаться, встречает его таким диким взглядом, что он не может не заявить на себя.

Сонечка навещает Раскольникова в тюрьме, а затем (на деньги, оставленные ей Свидригайловым) отправляется за ним в Сибирь. Там она пользуется непонятной для Раскольникова любовью всех арестантов. Каторжники кланяются ей, хвалят и благодарят за все. Она для них "Матушка, Софья Семеновна, мать... нежная, болезная!", бесконечно добрая, понимающая и сострадающая. Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему страданию и горю человеческому.

Образ Сонечки вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Она выступает в романе от лица всех "униженных и оскорбленных". Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира нужна была Достоевскому для спасения и очищения главного героя. Ведь Раскольников - это не обычный, заурядный преступник, а человек, которого захватила идея и который в силу своих личных качеств не может отказаться от нее, не проверив на деле. Решившись на пробу, Раскольников мысленно уже поделил всех людей на "тварей дрожащих" и "право имеющих", а потому лишь некоторые, очень немногие, могли повлиять к тому времени на его мироощущение. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, смогла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона.

Соня Мармеладова, жертва мира Лужиных и Свидригайловых и вместе с тем новая совесть Раскольникова, стала носительницей ноной философии противостояния и ответа злу. Эта хрупкая девушка, наделенная чутким всепрощающим сердцем, способна видеть чужое горе и сопереживать чужому страданию. Но неправильно видеть в Сонечке только смирение перед несчастьями жизни, в ней есть и активность, и страстность неприятия порока, и сила, и деятельная любовь к человеку.

Убежденная в религиозном братстве обездоленных и в возможности воскресить человека, она стремится спасти Раскольникова и не только говорит ему о необходимости искупить его вину всенародным покаянием и страданием, но и побуждает его явиться к людям. Именно ее несокрушимая деятельная вера становится источником возрождения героя.

Образу Сонечки Мармеладовой автор "Преступления и наказания" отводит одно из главных мест в своем романе, так как образ этот воплощает в себе и мировую скорбь, и божественную, непоколебимую веру в силу добра. Возможно, в этом образе воплотились духовные искания и самого Ф. М. Достоевского.

Образ Сонечки Мармеладовой занимает важное место в композиции романа, помогает раскрыть его идею. Девушка также оказывает огромное влияние на всю судьбу главного героя – Родиона Раскольникова, помогает ему понять заблуждения, и, в конце концов, нравственно очиститься.

Впервые мы узнаём о Соне со слов её отца, который рассказывает про несчастную дочь, вынужденную пожертвовать собой ради семьи – самых близких её людей, - которым, если бы не заработки Сонечки, пошедшей «по желтому билету», нечем было бы себя кормить.

Родион, человек с чуткой и доброй от природы душой искренне жалеет девушку, но её история подталкивает его к преступлению. Жесток мир, где таким, как Соня, приходится губить себя, и где старуха-процентщица живёт и процветает, сидя на чужих деньгах! Но он ошибается, утверждая, что она, как и он (уже после совершения Родионом преступления), погубила себя, перейдя черту («ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою»). Но Соня, в отличие от Раскольникова, не погибает нравственно, ведь «переступила» она из безграничного христианского сострадания и милосердия. Раскольников же в первую очередь хотел проверить свою теорию: узнать «тварь дрожащая» он или «право имеет». Родион тянется к Соне, как к человеку, который, как и он сам, находится по ту сторону нравственных законов, и в то же время, не понимает, как ей, живущей в грязи, бесчестье и позоре удаётся излучать столько добра и сохранять прямо-таки детскую чистоту души. А вот Соне-то и некогда мучиться угрызениями совести или совершать самоубийство, тогда как другие страдают (необходимо переложить весь груз страданий на себя!). Именно в желании помочь всем и каждому, а также в вере – спасение героини. Забота Сонечки Мармеладовой не обходит стороной и Раскольникова: именно она помогает ему возродиться, заставляет поверить в Бога и отказаться от губительных идей, приняв простые христианские ценности («их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого»).

Вообще, весь образ Сони сам по себе опровергает теорию Раскольникова. Ведь всем (и Родиону) ясно, что Сонечка – не «тварь дрожащая» и не жертва обстоятельств, ничто не властно над её верой и над ней самой, ничто не может по-настоящему сломить или унизить героиню, и даже

«грязь обстановки убогой» к ней не липнет. Сама Соня, её взгляды, поступки не вписываются в теорию Родиона. Такая же, по мнению Раскольникова, как и он, она, тем не менее, не отрезана от общества, напротив, все её любят, и даже «грубые, клейменые каторжные», снимают шапки и кланяются со словами: «Матушка, Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!».

Таким образом, Достоевский воплощает в Соне идеал добра и сострадания. Писатель показывает нам всю силу искренней любви к Богу и качеств, которые порождает эта любовь в сердце любого человека.

Сонечка Мармеладова является персонажем романа "Преступление и наказание" Федора Михайловича Достоевского. Книга написана после каторжных мытарств. Поэтому в ней явно прослеживается религиозный оттенок убеждений автора. Он ищет правду, обличает несправедливость мира, мечтает о счастье человечества, но при этом не верит в то, что мир можно переделать насильственным путем. Достоевский убежден, что нельзя избежать зла ни при каком общественном устройстве, пока зло есть в душе людей. Федор Михайлович отвергал революцию как преобразователь общества, он обратился в сторону религии, пытаясь решить исключительно вопрос повышения нравственности у каждого отдельного человека. Именно эти идеи отражает в романе героиня Сонечка Мармеладова.

Характеристика героя

Два главных персонажа романа - Соня Мармеладова и Родион Раскольников - идут по сюжету как встречные потоки. Идейная часть произведения представляется читателю через их мировоззрение. Через Сонечку Достоевский показал свой нравственный идеал, несущий веру и любовь, надежду и понимание, душевную теплоту. По мнению автора, именно такими должны быть все люди. Через Соню Федор Михайлович говорит, что каждый, независимо от положения в обществе, имеет право жить и быть счастливым. Героиня убеждена, что добиваться счастья, и своего, и чужого, преступным путем нельзя, а грех в любом случае остается грехом, во имя кого или чего бы он ни был совершен.

Если образ Раскольникова - это бунт, то Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание" олицетворяет смирение. Они являются двумя противоположными полюсами, которые не могут существовать один без другого. Однако о глубинном смысле этого бунта и смирения литературоведы спорят до сих пор.

Внутренний мир

Сонечка Мармеладова глубоко верует в Бога и обладает высокими нравственными качествами. Она видит в жизни глубочайший смысл и не понимает идей своего антагониста о бессмысленности существования, считая, что за каждым событием стоит предопределенность от Бога. Соня уверена, что человек ни на что не может повлиять, и его главная задача - это проявлять смирение и любовь. Для нее такие вещи, как сочувствие и сострадание, являются одновременно смыслом жизни и великой силой.

Раскольников судит о мире только с позиции разума, с бунтарской горячностью. Он не желает примириться с несправедливостью. Это становится причиной его душевных мучений и преступления. Сонечка Мармеладова в романе Достоевского тоже переступает через себя, но не так, как Родион. Она не хочет губить других людей и причинять им страдания, а приносит себя в жертву. Это отражает мысль писателя о том, что для человека должно быть важнее не эгоистическое личное счастье, а страдания во благо других. Только так, по его мнению, можно достичь истинного счастья.

Мораль сюжетной линии

Сонечка Мармеладова, характеристика и внутренний мир которой так тщательно проработаны в романе, отражает мысль автора о том, что каждый должен осознавать ответственность не только за совершенные поступки, но и за все зло, творящееся в мире. Соня чувствует вину за совершенное Раскольниковым преступление, поэтому принимает все близко к сердцу и старается возродить его своим состраданием. Соня разделяет судьбу Родиона после того, как тот открывает ей свою тайну.

В романе это происходит символически: когда Соня читает ему сцену воскрешения Лазаря из Нового Завета, мужчина соотносит сюжет с собственной жизнью, а потом, придя к ней в следующий раз, сам рассказывает о содеянном и пытается объяснить причины, после чего просит ее помощи. Соня наставляет Родиона. Она призывает его отправиться на площадь, чтобы каяться в преступлении перед народом. Сам автор здесь отражает идею подвести преступника к страданию, чтобы тот через него смог искупить вину.

Нравственные качества

Соня Мармеладова в романе воплощает лучшее, что может быть в человеке: веру, любовь, целомудрие, готовность пожертвовать собой. Ей приходилось заниматься проституцией, но, окруженная пороком, она сохранила душу чистой и продолжала верить в людей и в то, что счастье достигается только ценой страдания. Соня, так же как и Раскольников, преступившая евангельские заповеди, тем не менее осуждает Родиона за презрение к людям, не разделяет его бунтарских настроений.

Автор попытался через нее отразить всю суть народного начала и русской души, показать природное смирение и терпение, любовь к ближнему и Богу. Мировоззрения двух героев романа противопоставляются друг другу и, постоянно сталкиваясь, показывают и противоречия в душе Достоевского.

Вера

Соня верит в Бога, верит в чудо. Родион, напротив, считает, что никакого Всевышнего нет и чудес тоже не бывает. Он пытается раскрыть перед девушкой, насколько смешны и иллюзорны ее представления, доказывает, что страдания ее бесполезны, а жертвы безрезультатны. Раскольников судит ее со своей точки зрения, говорит, что грешной ее делает не профессия, а напрасные жертвы и подвиги. Однако мировоззрение Сони непоколебимо, даже будучи загнанной в угол, она перед лицом смерти пытается что-то сделать. Девушка даже после всех унижений и страданий не потеряла веру в людей, в доброту их душ. Ей не нужны примеры, она просто верит, что все заслужили светлую долю.

Соню не смущают ни физические уродства, ни уродства судьбы, она способна к состраданию, может проникнуть в суть человеческой души и не хочет осуждать, ведь чувствует, что любое зло совершается человеком по какой-то неизвестной, внутренней и непонятной другим причине.

Внутренняя сила

Многие мысли автора отражает Сонечка Мармеладова в романе "Преступление и наказание". Характеристика ее дополняется и вопросами о самоубийстве. Девушка, вынужденная пойти на панель, чтобы семья перестала голодать, в какой-то момент думала о том, чтобы наложить на себя руки и одним рывком избавиться от позора, выбраться из зловонной ямы.

Ее останавливала мысль о том, что же будет с ее близкими, пусть и не совсем родными. Для того чтобы удержаться от самоубийства в такой жизненной ситуации, требуется гораздо больше внутренней силы. Но религиозную Соню сдерживала не мысль о смертном грехе. Она волновалась "о них, своих". И хотя разврат для девушки был хуже смерти, она выбрала его.

Любовь и смирение

Еще одна черта, пронизывающая характер Сонечки, - это способность любить. Она откликается на чужое страдание. Она, подобно женам декабристов, следует за Раскольниковым на каторгу. В ее образе Достоевский представил всеобъемлющую и всепоглощающую любовь, не требующую ничего взамен. Это чувство нельзя назвать полностью высказанным, ведь Соня никогда не говорит вслух ничего подобного, и безмолвие делает ее еще прекраснее. За это ее уважают и отец, спившийся бывший чиновник, и мачеха Катерина Ивановна, помутившаяся рассудком, и даже развратник Свидригайлов. Раскольникова ее любовь спасает и исцеляет.

Убеждения автора

Каждый герой обладает своим мировоззрением и верой. Каждый остается верен своим убеждениям. Но Раскольников и Сонечка приходят к тому, что Бог может указать путь каждому, стоит лишь ощутить его близость. Достоевский через своих персонажей рассказывает о том, что каждый человек, пришедший к Богу через тернистый путь нравственных мучений и изысканий, уже не сможет смотреть на мир так, как раньше. Начнется процесс обновления и перерождения человека.

Федор Михайлович Достоевский осуждает Раскольникова. Автор отдает победу не ему, умному, сильному и гордому, а смиренной Соне, образ которой выражает высшую истину: страдание очищает. Она становится символом нравственных идеалов автора, которые, по его мнению, близки русской душе. Это смирение, молчаливая покорность, любовь и всепрощение. Вероятно, в наше время Сонечка Мармеладова тоже стала бы изгоем. Но совесть и правда всегда жили и будут жить, а любовь и добро выведут человека даже из пучины зла и отчаяния. В этом и заключается глубинный смысл романа Федора Достоевского.

Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Соня - девушка лет восемнадцати, небольшого роста, со светлыми волосами и замечательными голубыми глазами. Ее мать рано ушла из жизни, и отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: торговать своим телом. Но от всех остальных девушек, занимающихся тем же ремеслом, ее отличает глубокая вера и религиозность. Она выбрала путь грехопадения не потому, что ее привлекают плотские утехи, она пожертвовала собой ради младших братьев и сестер, спившегося отца и полусумасшедшей мачехи. Во многих сценах Соня предстает перед нами совершенно чистой и невинной, будь то сцена смерти ее отца, где он раскаивается в своих поступках, обрекших дочь на такое существование, или сцена, когда Екатерина Ивановна испрашивает прощение за жестокие слова и обращение с падчерицей. литературный соня мармеладова достоевский

Я оправдываю хрупкую Соню, выбравшую этот нелегкий путь. Ведь девушка не окунается в омут страсти с головой, она все так же духовно чиста перед Богом. Пусть она не ходит в церковь, боясь обличающих слов, но в ее маленькой комнатке на столе всегда лежит Библия, стихи которой ей знакомы наизусть. Кроме того, Соня спасает не только жизни своих родных, в романе она играет еще одну немаловажную роль: Сонечка Мармеладова спасает заплутавшую душу Родиона Раскольникова, убившего старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету.

Родион Раскольников, долго время искавший человека, которому бы он смог рассказать о содеянном, уже хотевший наложить на себя руки, приходит к Соне. Именно ей, а не Порфирию Петровичу он решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Эта девушка, которую Раскольников назвал «юродивой», узнав о совершенном преступлении, целует и обнимает Родиона, не помня себя. Она одна способна понять и пережить с людьми их боль. Не признавая ничьего суда, кроме как Божьего,

Соня не спешит обвинить Раскольникова. она, наоборот, становится для него путеводной звездой, помогающей найти свое место в жизни.

Соня помогает Раскольникову «воскреснуть» благодаря силе своей любви и способностью претерпевать любые муки ради других. Сразу же после того, как узнала всю правду, она решила, что теперь будет с Раскольниковым неразлучна, поедет за ним в Сибирь и силой своей веры заставит уверовать и его. Она знала, что рано или поздно он сам придет и попросит у нее Евангелие, словно знак того, что для него начинается новая жизнь.… И Раскольников, уже после отвержения своей теории, увидел перед собой не «дрожащую тварь», не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних.

Все, чем можно охарактеризовать Соню, это ее любовью и верой, тихим терпением и бесконечным желанием помочь. Она на протяжении всего произведения несет с собой свет надежды и сочувствия, нежности и понимания. И в конце романа в награду за все перенесенные ею трудности Соне дается счастье. И для меня она - святая; святая, чей свет осветил чужие пути…

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. “...А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый) , накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... ” Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию -- “теорию Бога”. Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие “необыкновенный человек”, так же как неприемлема возможность преступить “закон “Божий”. Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. “Убивать? Убивать-то право имеете? ” - воскликнула возмущенная Соня. Для нее все люди равны перед Богом.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: “Мы вместе прокляты, вместе и пойдем”, - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она- через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, “вечная Сонечка”, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановне, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого”. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: “Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... ”

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Раскольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу) . Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня Мармеладова - героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели.
Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова - ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми - жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня - его дочь от первого брака - живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела».
Первое описание Софьи Семеновны автор дает позже, в сцене исповедования раздавленного лошадью и доживающего последние минуты Мармеладова: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца.
Еще один штрих к портрету Сони Мармеладовой - ее поведение при происшествии на поминках. Ее незаслуженно обвиняют в краже, и Соня даже не пытается защититься. Вскоре справедливость восстановлена, однако сам инцидент доводит ее до истерики. Автор объясняет это жизненной позицией своей героини: «Соня, робкая от природы, и прежде знала, что ее легче погубить, чем кого бы то ни было, а уж обидеть ее всякий мог почти безнаказанно. Но все-таки, до самой этой минуты, ей казалось, что можно как-нибудь избегнуть беды - осторожностию, кротостию, покорностию перед всем и каждым».
После скандала на поминках Катерина Ивановна с детьми лишаются крова - их выгоняют со съемной квартиры. Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос - она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?»
Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба - отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня - «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир - библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и ϲᴏᴦласна «пострадать», чтобы очиститься.
Примечательно, что каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» - не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением - и каторжные отвечают ей взаимностью.
Соня Мармеладова - один из важнейших персонажей книги. Без ее жизненных идеалов путь Родиона Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Однако Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению. Благодаря этому «продолжению пути» писателю удалось создать целостный, логически завершенный мир своего великого романа.

Лекция, реферат. Образ Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности. 2018-2019.

« назад Оглавление вперед »
31. Теория Раскольникова и ее развенчание в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание « | » 33. Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание









Top