Произведения бородин самые известные список. Эстетические основы творчества А.П

Произведения для фортепиано

* Helene-Polka (1843)
* Реквием
* Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
1. В монастыре
2. Интермеццо
3. Мазурка
4. Мазурка
5. Грёзы
6. Серенада
7. Ноктюрн
* Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

* Симфония № 1 ми бемоль мажор
1. Adagio. Allegro
2. Scherzo. Prestissimo
3. Andante
4. Allegro molto vivo
* Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
1. Allegro
2. Скерцо. Prestissimo
3. Andante
4. Финал. Allegro
* Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
1. Moderato assai. Poco piu mosso
2. Scherzo. Vivo
* В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерты

* Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

Камерная музыка

* Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
* Фортепианный квинтет до минор (1862)
* Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
* Струнное трио (1847), утрачено
* Струнное трио (1852-1856)
* Струнное трио (1855; неокончено)
o Andantino
* Струнное трио (1850-1860)
* Струнный квартет № 1 ля мажор
1. Moderato. Allegro
2. Andante con moto
3. Scherzo. Prestissimo
4. Andante. Allegro risoluto
* Струнный квартет № 2 ре мажор
1. Allegro moderato
2. Scherzo. Allegro
3. Notturno. Andante
4. Finale. Andante. Vivace
* Скерцо для струнного квартета (1882)
* Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
* Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
* Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
* Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

Оперы

* Богатыри (1878)
* Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
* Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
* Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
Наиболее известный номер - Половецкие пляски.

Романсы и песни

* Арабская мелодия. Слова А. Бородина
* Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
* Из слез моих. Слова Г. Гейне
* Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Море. Баллада. Слова А. Бородина
* Морская царевна. Слова А. Бородина
* Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
* Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
* Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
* Спесь. Слова А. К. Толстого
* Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
* У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
* Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
* Что ты рано, зоренька… Песня
* Чудный сад. Романс. Слова C. G.

Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Дата публикации: 06.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НАПРАВЛЕНИЕ:

Теория и методика дополнительного образования детей

«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

Выполнила: Потапова О.Н.

преподаватель

теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ»

с.Инзер 2017 г.

1. Введение.

2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

обязательных

дисциплин

искусств.

направлен

духовно-нравственное

развитие

овладение

духовными и культурными ценностями народов мира.

На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

соотносить

прослушанное

произведение

знакомым

стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

учащихся

формируются

музыкально-исторические

представления,

художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,

провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

стремительность

порывистость,

соединённая

изумительной

страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

А.Бородина.

Цель:

познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

совершенствовать

музыкальное

восприятие,

анализировать,

сравнивать, выделять главное.

Задачи

Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

вокальной

частности

композитора

А.Бородина);

организовать процесс анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать

импровизации

различных

композиторов; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: на

эмоционального

восприятия

вокального

творчества

композитора

А.Бородина

воспитывать

уважение

музыкальной

культуре

воспитывать

уважение

доброжелательное

отношение

мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: портрет

А.Бородина,

М.Мусоргского,

репродукции

русских художников, ноутбук.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

практические, словесные;

активизация

музыкального

учащихся

индивидуальной

групповой деятельности.

Форма урока: урок-диалог.

План урока

1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

4. Итог урока.

2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

Александр

Порфирьевич

творческое

наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

Образы народного эпоса, сказки.

Лирические и психологические зарисовки.

Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

скованной

враждебными

когда «час

пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

и богатырь-освободитель (просмотр видео).

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

к свободе (просмотр видео).

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

выражает

настроение

сдержанной

мужественной

скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

А.Толстого.

Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

отличает

добродушный

приблизился

социальной

сатире-жанру,

популярному

творчестве

А.Даргомыжского

М.Мусоргского.

титулярный

советник-это

человеческий

конкретный

представитель

которого

соседству,

персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

Задание для учащихся

В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

времени- романтизм.

русского

романтизма

началась

образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

историческим

событием-победой

Отечественной

национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

проявляется

как не просто положительный, но героический, национально-

самобытный,

коренится

исторических

традициях

исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

ускользает,

фантастические

сказочная

мечтательность, глубокая духовная тематика.

Описание задания:

на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

прикрепить

написаны

композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

Н.Римский-Корсаков,

В.Верстовский,

В.Моцарт,

А.Бородин,

Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

выбрать русских композиторов-романтиков).

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

поэтические образы.

В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

добивался

выразительно сти

аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

ИТОГ УРОКА :

Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

Определили стилистическое направление в творчестве композитора

романтизм и его характерные черты;

Закрепили знание жанров романсов.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

собственные

впечатления,

музыкально-историческое

представление

услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

развития русского романтизма, его характерные черты.

На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

В ходе проведения урока был сделан вывод:

вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

«Феникс», 2007г.

2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007

Среди композиторов XIX века А.П. Бородин (1833-1887) выделяется своим универсализмом . Светлая, цельная и широкая натура, он был одарен необыкновенно. Великий композитор, представитель «Могучей кучки», европейски известный ученый-химик , талантливый врач-практик, общественный деятель , Бородин играл на флейте, виолончели, скрипке, рояле, дирижировал, знал несколько иностранных языков. Остроумный рассказчик, талантливый лектор, он блистательно владел литературным словом (о чем говорят его письма , рецензии в газете «Петербургские ведомости», тексты романсов и либретто «Князя Игоря»). Исключительная одаренность и энциклопедическая образованностьсближает Бородина с великими титанами эпохи Возрождения, а также с просветителями XVIII века (такими, например, как М. В. Ломоносов).

Композиторское творчество Бородина, в связи с острейшим дефицитом у него свободного времени, невелико по объему. Оно представлено оперой«Князь Игорь» (над которой композитор работал 18 лет, так и не завершив),тремясимфониями,симфоническойпоэмой«В Средней Азии»,двумя струнными квартетами,двумятрио, 16 романсами, несколькими фортепианными пьесами .Тем не менее, в XX веке слава Бородина-композитора превзошла его научную известность.

В музыкальном стиле Бородина выделил несколько компонентов: «Глинка + Бетховен + Шуман + свое». Эта внешне простая формулировка выдержала испытание временем. Действительно, Бородин был продолжателем «руслановской» традиции русской музыки, наиболее близким М.И. Глинке в отражении гармонии и устойчивости мира. Глинку он боготворил, сам постоянно отмечал единение с ним душ (даже жена Бородина подчас обращалась к нему: «мой маленький Глинка»). Его мировосприятие, как и у Глинки, было позитивным, оптимистическим, отмеченным верой в богатырскую мощь русского народа. Именно богатырство - коренная черта русского народа в понимании Бородина (тогда как у Мусоргского - скорбное терпение и стихийный протест, а у Римского-Корсакова - богатство художественной фантазии). Показ богатырского началасоставляет самую суть «бородинского» в музыке. При этом сила народа у Бородина почти всегда одухотворенная и добрая: она созидает и защищает, а не разрушает. Композиторапривлекали цельные, ясные характеры, мир чистый, здоровый, высоконравственный.

Истоки богатырских сюжетов Бородина - в русской истории и героическом эпосе. В отличие от Мусоргского, его привлекали не «смутные времена», а такие, в которые народ противостоял внешнему врагу, проявляя мощь и патриотизм. Одной из настольных книг Бородина была «История России с древнейших времен» русского философа и историка С.М. Соловьева.

С именем Бородина неразрывно связан русский музыкальный эпос .Эпос является ведущей доминантой его творчества.В созданной Бородиным художественной картине мира доминирует настроение эпического сказа, повествующего о «вечном».Отсюда - характерные для негопринципы драматургии : длительное развертывание одного образа, внутренне цельного изавершенного,долгое пребывание в одном эмоциональном состоянии, постепенная смена музыкальных планов. Развитие осуществляется путем сближения контрастных тем, итогом которого является их единство. Естественно, что эпическое начало с наибольшей полнотой проявилось в крупных сочинениях Бородина - опере «Князь Игорь» и симфониях, особенно во Второй («Богатырской»), которая сталавершиной русского эпического симфонизма.

Камерно-инструментальная музыка Бородина больше тяготеет к лирике. Ярким примером является прекрасная музыка «Ноктюрна» (III часть) из Второго квартета, посвященного жене композитора. Лирика, так и драматизм Бородина несут на себе сильнейший отпечаток эпического начала.

На почве эпоса, через объективизм, уравновешенность, стремление к целостному охвату явлений,возникли классические черты мышления Бородина. Он высоко ценил стройность и цельность музыкальной формы как таковой, тяготел к камерно-инструментальной музыке, к непрограммному симфонизму. Мышление в рамках классических форм, прежде всего сонатной, стало законом его инструментального творчества. В пристрастии к соразмерности частей, закругленности форм, возможно, проявилось мышление ученого.

Сам характер музыкального образования Бородина, полученногов рамках любительского музицирования, был чисто классическим, западным. Считая себя дилетантом, он переиграл все квартеты венских классиков, Шуберта, Шумана, Мендельсона. Будучи руководителем оркестра и хора Петербургского кружка любителей музыки, Бородин публично дирижировал бетховенскими симфониями, увертюрами, мессой До-мажор. Музыку Бетховена он знал досконально.

Многочисленны примеры бетховенского влияния на творчество Бородина. Это и утверждение героической темы, и особый тип мужественной лирики, и многие принципы формообразования (именно у Бородина как устойчивая традиция закрепляется бетховенская идея использования сонатной формы в качестве раздела более крупной конструкции). Вместе с тем, эпико-повествовательная направленность драматургического развития в произведениях Бородина резко отливается от острой бетховенской конфликтности.

С миром русских образов в музыке Бородина соседствует столь же яркая и полнокровная сфера Востока .Идея равноценности культур (Восток-Русь), их единства была близка композитору, и в этом мало усматривать только спонтанноепроявление голоса крови .Бородин серьезно занимался восточной музыкальной фольклористикой, причем в поле его интереса входила не только музыка Северного Кавказа и Закавказья, но и Поволжья, Средней Азии. Не удивительно, что Восток, как и Древняя Русь, в музыке Бородина лишен момента условности и сказочности, присущего многим сочинениям XIX века, в том числе Глинки и Римского-Корсакова.

И в «Князе Игоре», и в симфонической картине «В Средней Азии» восточные образы удивительно разнообразны. В них нашли отражение страсть и нега, прохладный оазис и испепеляющий зной, суровая воинственность и томная грация.

Мелодии Бородина по своему строению и ладовой природе родственны русским крестьянским песням. Их излюбленный мелодический оборот - трихорд, состоящий из кварты (терции) и большой секунды - прямо заимствован композитором из образцов русского народного творчества.

Ладовое мышление Бородина характеризуется опорой на свежие слои фольклора. Помимо натуральных ладов он нередко использует их смешение, а также искусственные лады.

Смелым новаторством отличается гармония Бородина, отмеченная, с одной стороны, мелодической насыщенностью (идущей от народной полифонии), а с другой - вниманием к фонизму созвучий, их красочности, необычным строением (по квартам и секундам), ослаблением внутрифункциональных отношений.Исследователи отмечают у Бородина частое отсутствие классического 4-х голосия, «школьного» голосоведения. Так, например, он вводит в обиход пустые кварты и квинты, не принятые в европейской гармонии XIX века.

Не столь обширное, как можно ожидать от композитора мирового уровня. Ему ведь приходилось быть не только композитором, но и ученым-химиком, а также медиком и врачом, совмещая весь этот винегрет с преподавательской деятельностью. Но правду ведь говорят, когда утверждают, что талантливый человек – талантлив во всем.

Писать музыку Бородин начал во время обучения в Медико-хирургической Академии. Точнее, интерес к написанию музыки он проявлял еще раньше, но именно в студенческие годы он стал писать романсы и фортепианные пьесы. Это вызывало неудовольствие его научного руководителя, который считал, что его ученик стал слишком отвлекаться от научной деятельности.

Так и сложилось, что во время своей заграничной стажировки Бородин предпочел скрывать свой интерес к написанию музыки. Он просто не хотел вызвать неудовольствие коллег. Когда же в 1862-м году вернулся в Россию, то познакомился с и стал членом его кружка. Того самого, который в последующие годы получил название « ».

Стоит ли говорить, кто с этого времени влиял на музыкальные предпочтения Бородина? Он стал приверженцем русской национальной школы, а также последовал духу творческого наследия Михаила Глинки. Позже Бородин также стал активным участником беляевского кружка.

Свое основное произведение, которое и принесло своему автору мировую известность, он так и не смог закончить при своей жизни. Оперу “Князь Игорь» Бородин писал более, чем в течении восемнадцати лет.

Самое грандиозное свое произведение Александр Бородин основал на исторической работе «Слово о полку Игореве». Его идею Бородину как-то подсказал , они как раз были тем вечером на музыкальной встрече у Шестаковой. Александру пришлась по вкусу эта идея, и он с энтузиазмом принялся за работу.

Он так и не успел дожить до окончания своей оперы. Поэтому Глазунов и Римский-Корсаков решили закончить за него эту работу. Есть мнение, что Глазунов самостоятельно восстановил увертюру, которую когда-то слышал в исполнении автора. Впрочем, сам Глазунов это всячески отрицал. Но целиком и полностью достоверно известно, что он самостоятельно сочинил и оркестровал третью часть «Князя Игоря».

«Князь Игорь» продолжает традиции произведения Глинки «Жизнь за царя». Она точно также насыщена мощными звуками хора и грандиозными народными сценами.

Идея этого произведения, как и желание почтить усопшего, побудили нескольких музыкантов объединиться с тем, чтобы написать за него его же произведение. И стоит отметить, что именно благодаря этому редкостному духу единства это произведение получилось таким целостным.

Памятник, установленный в 1889 году на могиле Бородина (скул. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет) на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из “Богатырской” симфонии

Впрочем, некоторые критики утверждают, что эти авторы взяли уже полностью готовое произведение Бородина и выдали его за свое, или же полностью переписали некоторые его части. В любом случае, это произведение, которое было поставлено в 1890-м году, стало вершиной творчества композитора и воплощением монументальной целостности оперы, а также кульминацией русского симфонизма.

Но его творчество отмечается сильным влиянием не только русской народной музыки, но и музыки наров Востока.

Нежно любивший свою жену, он часто служил подле нее и врачом, и сиделкой. Та страдала от астмы, что не мешало ей быть страстной курильщицей и курить без всякого зазрения совести. Ко всему прочему она еще и мучилась от бессонницы. Муж, естественно, тоже недосыпал.

Последний год своей жизни он все жаловался на боли в груди. 15 февраля 1887-го года он был в гостях у своих друзей. Там он внезапно потерял сознание. Привести его в чувство не удалось. Впоследствии была установлена причина смерти: разрыв сердца.

Список произведений Бородина:

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  • В монастыре
  • Интермеццо
  • Мазурка
  • Мазурка
  • Грёзы
  • Серенада
  • Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

  • Симфония № 1 ми бемоль мажор
  • Adagio. Allegro
  • Scherzo. Prestissimo
  • Andante
  • Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
  • Allegro
  • Скерцо. Prestissimo
  • Andante
  • Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
  • Moderato assai. Poco piu mosso
  • Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерты

  • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

Камерная музыка

  • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
  • Фортепианный квинтет до минор (1862)
  • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
  • Струнное трио (1847), утрачено
  • Струнное трио (1852-1856)
  • Струнное трио (1855; неокончено)
  • Andantino
  • Струнное трио (1850-1860)
  • Струнный квартет № 1 ля мажор
  • Moderato. Allegro
  • Andante con moto
  • Scherzo. Prestissimo
  • Andante. Allegro risoluto
  • Струнный квартет № 2 ре мажор
  • Allegro moderato
  • Scherzo. Allegro
  • Notturno. Andante
  • Finale. Andante. Vivace
  • Скерцо для струнного квартета (1882)
  • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
  • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
  • Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
  • Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

Оперы

  • Богатыри (1878)
  • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
  • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
  • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
  • Наиболее известный номер - Половецкие пляски

Романсы и песни

  • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
  • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
  • Из слез моих. Слова Г. Гейне
  • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Море. Баллада. Слова А. Бородина
  • Морская царевна. Слова А. Бородина
  • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
  • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
  • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
  • Спесь. Слова А. К. Толстого
  • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
  • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
  • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
  • Что ты рано, зоренька… Песня
  • Чудный сад. Романс. Слова C. G.


Top