Ремонт переднего моста на уазе. Грамотный ремонт переднего моста УАЗ «буханка. Порядок снятия моста.

Многие пользователи сети интернет в яндексе или гугле вводят подобный запрос - «ремонт переднего моста уаз 469». Значит, их интересует как самому отремонтировать передний или задний мост на уазе. Конечно же, порядок разборки и ремонта моста описан в специальных книгах по ремонту и эксплуатации, которые сейчас достать не проблема. Однако, разобрать своими руками что передний, что задний мост до последнего винтика - задача, мягко говоря, не из легких. Может оказаться так, что нужно всего то заменить какую то маленькую деталь, для доступа к которой не придется разбирать все подряд.

Передний мост УАЗ 469

Вот только некоторые возможные варианты поломок мостов на уаз 469 (Хантер, Патриот, «буханка»):

  1. Изношен дифференциал, погнут картер редуктора
  2. Критический износ главной передачи в редукторе
  3. Износ поворотного кулака (шаровой опоры, цапфы) на переднем мосту
  4. Появление больших зазоров в шкворневых соединениях
  5. Износ подшипников, в результате чего требуется их регулировка\замена
  6. Шприцевание элементов, требующих смазки

Понять что из вышеперечисленного случилось именно с вашим автомобилем бывает непросто, однако, часто можно даже на слух примерно локализовать проблему. Если со стороны переднего или заднего моста слышен повышенный шум, гул (даже на нейтральной передаче) - скорее всего изношен редуктор (требуется ремонт), либо подшипники требуют смазки. Если ваш автомобиль «рыскает» из стороны в сторону и при этом рулевое управление в порядке - проблема может засесть в цапфе, шрусе или в неправильной установке шкворней, фиксирующих шаровую опору, в результате чего появляется люфт и колесо начинает «гулять».


Из чего состоит ШРУС

Очень частая неисправность - вылет шариков-подшипников, которые находятся в ШРУСе. Они вылетают как раз из-за неправильной регулировки шкворней, в результате чего геометрический центр шруса и цапфы не совпадают. Как результат - полуось «гуляет» в посадочном месте и постепенно разбивается. Также повреждается и сам шрус. А при поворотах со стороны колеса слышно хруст и при этом колесо может подклинивать. Некоторые мастера в процессе ремонта просто выкидывают все шарики, кроме центрирующего (дополнительно приварив его) - дабы избавиться от проблемы постоянного их вылетания.


Поворотный кулак переднего моста УАЗ 469 в сборе

Но это спасает ненадолго, бывают даже случаи, когда приваренный шарик обламывает в процессе езды, настолько высокие там нагрузки. Гораздо результативнее заняться регулировкой шкворней. Необходимо добиться такого состояния, при котором линия, проходящая через шкворни, и центр полуоси будут пересекаться в одной точке. И именно в этой точке должен находиться центр шруса. Смещение полуоси влево-вправо, как показано на рисунке - недопустимо, она должна быть жестко зафиксирована, для этого в конструкции предусмотрены упорные кольца и втулки.


Посадочное место под втулку

Важно! Для того, чтобы половинки шруса соединялись плотно - необходимо в шаровой опоре поставить бронзовую втулку. Если такой не нашли в магазине, можно поставить например втулку шатуна трактора Т-40. Разрежьте ее с одной стороны и по чуть-чуть уберите лишний металл до тех пор, пока она плотно не сядет в отверстие (в поворотном кулаке). Затем необходимо разверткой на 32 подогнать втулку под диаметр полуоси. Если этого не сделать - шарики в шрусе все равно будут вылетать.

Снятие шкворня

А теперь рассмотрим процесс снятия шкворня на уаз 469. Для этой процедуры можно использовать специальный съемник, однако, его вполне возможно изготовить самому. Все что для этого понадобится - пластина с отверстием под болт, шайба и 2 гайки. Пластина будет упираться в другие болты по периметру, а центровой болт будет как раз вытягивать шкворень из посадочного места.


Процесс выпрессовки шкворня

Регулировка

Перед тем как заняться регулировкой, подготовьте все необходимое: втулки в цапфу (если на цапфе есть выработка), упорные втулки 4 штуки, а также сальники. Основное условие регулировки заключается в том, чтобы две половины шруса не болтались, как при прямолинейном движении, так и при повороте! Порядок действий следующий:



В процессе сборки после ремонта необходимо смазать все болты нигролом, чтобы в следующий раз все легко открутить. Все привалочные поверхности (место соединения цапфы и корпуса поворотного кулака) необходимо почистить от грязи. Не рекомендуется смазывать шрус солидолом, поскольку он густой. При нагреве под действием центробежной силы весь солидол разбросает по стенкам шаровой опоры, а надо, чтобы и шарики шруса обильно смазывались. Для этого рекомендуется разбавить солидол наполовину нигролом.

После окончательной сборки и ремонта, необходимо сделать еще одну важную регулировку. Речь идет об регулировочном поворотном болте. Это тот болт, который ограничивает максимальный угол поворота колеса. Важно не переборщить, не затягивайте болт до упора - иначе колесо будет подклинивать. Затяните почти до конца, а затем попробуйте провернуть колесо (точнее вал на котором оно будет стоять). Необходимо выкручивать назад болт до тех пор, пока колесо не перестанет клинить. Угол поворота при этом должен получиться не ниже заводского. Ну вот, теперь и вы сами сможете отремонтировать передний мост на 469 УАЗе!

P.S. : по заднему - там ломаться особо нечему, поскольку отсутствуют поворотные части (кулак, шрус). Просто периодическое обслуживание, смазка деталей - и он будет ходить долго. Максимум что может сломаться, так это редуктор. А вообще уазы, а конкретно 469 уаз выпускались с так называемыми «военными» мостами, которые отличались большей надежностью и проходимостью. Поэтому многие владельцы тюнингованных уазов ставят их себе.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ПЕРЕДНЕГО МОСТА, ИХ ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ

Главная передача и дифференциал переднего моста по конструкции аналогичны заднему мосту. Все указания по обслуживанию и ремонту заднего моста относятся также и к переднему мосту.


Рис. 3.98. Поворотный кулак: а – сигнальная канавка; б – указатель; I – правый поворотный кулак; II – левый поворотный кулак; III – муфта отключения колес; IV – муфта отключения колес (вариантное исполнение); в – колеса отключены; г – колеса включены; 1 – рычаг поворотного кулака; 2 – кожух полуоси;

3 – сальник; 4,20 – прокладки; 5 – шаровая опора; 6 – корпус поворотного кулака; 7 – опорная шайба; 8 – накладка; 9 – шкворень; 10 – пресс-масленка;

11 – стопорный штифт; 12 – цапфа; 13 – ступица колеса; 14 – ведущий фланец; 15 – муфта; 16 – болт муфты; 17 – шарик фиксатора; 18 – защитный колпак;

19 – втулка шкворня; 21 – внутренняя обойма; 22 – кольцо-перегородка;

23 – наружная обойма; 24 – резиновое уплотнительное кольцо; 25 – войлочное уплотнительное кольцо; 26 – упорные шайбы; 27 – болт ограничения поворота; 28 – упор-ограничитель поворота колеса; 29 – кольцо; 30 – ведущая щлицевая втулка; 31 – соединительная шлицевая втулка; 32 – ведущая втулка; 33 – колпак; 34 – крышка; 35 – манжета; 36 – штифт; 37 – переключатель;

38 – шарик; 39, 41 – пружины; 40 – прокладка; 42 – ведомая втулка; 43 – растяжная пружина; 44 – корпус; 45 – запорное кольцо




Техническое обслуживание

При техническом обслуживании переднего ведущего моста проверьте и при необходимости отрегулируйте затяжку подшипников шкворней, схождение колес и максимальные углы поворота колес, проверьте и подтяните крепление рычага поворотного кулака, промойте и смените смазку в поворотных кулаках. При осмотре поворотных кулаков обратите внимание на исправность упоров-ограничителей 28 () поворота колес, регулировочных болтов 27 и надежность их стопорения.

Проверку и регулировку осевого зазора шкворней на автомобиле производите в следующем порядке:

1. Затормозите автомобиль стояночным тормозным механизмом или поставьте колодки под задние колеса.

2. Поднимите передний мост домкратом.

3. Отверните гайки крепления колеса и снимите его.

4. Отверните болты крепления сальника шаровой опоры и отодвиньте сальник.


5. Проверьте осевой зазор шкворней, для чего покачайте руками корпус поворотного кулака вверх и вниз ().

6. Отверните гайки шпилек крепления рычага 1 (см. ) поворотного кулака или болты крепления верхней накладки 1 (см. ) и снимите рычаг или верхнюю накладку шкворня.

7. Выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите рычаг или накладку на место.

8. Отверните болты крепления и снимите нижнюю накладку 4 шкворня, выньте тонкую (0,1 мм) регулировочную прокладку и установите накладку шкворня на место.

Для сохранения соосности шарнира выньте прокладки одинаковой толщины сверху и снизу.

Проверьте результаты сборки. Если зазор не устранен, произведите повторную регулировку за счет снятия более толстых прокладок (0,15 мм).

Большой износ шкворней 9 и втулок 19 (см. ) по диаметру вызывает нарушение угла развала колес, «виляние» их при езде и неравномерный износ шин. В этом случае замените изношенные детали.


Проверку максимальных углов поворота колес производите на специальном стенде (). Угол поворота правого колеса вправо, а левого колеса влево должен быть не более 27°. Регулировку производите болтом 27 (см. ).

Схождение колес регулируйте изменением длины поперечной рулевой тяги. Перед регулировкой убедитесь в отсутствии зазоров в шарнирах рулевых тяг и подшипниках ступиц; затем, ослабив затяжку стопорных гаек (имеющих правую и левую резьбы), вращением регулировочного штуцера установите необходимую величину схождения колес.


Схождение колес при нормальном давлении в шинах должно быть таким, чтобы размер А (), замеренный по средней линии боковой поверхности шин спереди, был на 1,5–3,0 мм меньше размера В сзади.

По окончании регулировки затяните стопорные гайки. Момент затяжки 103–127 Н·м (10,5–13 кгс·м).

Схождение колес можно проверять линейкой модели 2182 ГАРО.


Ремонт

Для проведения ремонта снимите передний ведущий мост с автомобиля и разберите.

После разборки и промывки деталей проверьте их состояние и выявите их пригодность для дальнейшей работы.

Ремонт картера, главной передачи и дифференциала производите в соответствии с указаниями, изложенными в разделе «Задний мост». При изгибе кожуха полуоси его правку производите в холодном состоянии. Изношенные детали поворотных кулаков заменяйте новыми, пользуясь данными .

Снятие переднего моста производите в следующем порядке:

1. Установите колодки под задние колеса автомобиля.

2. Отсоедините на левом и правом лонжеронах трубопроводы гидравлической тормозной системы от гибкого шланга, идущего к тормозным механизмам передних колес. Отверните гайки крепления гибких шлангов и снимите их.

3. Отверните гайки крепления нижних концов амортизаторов.

4. Отверните болты крепления переднего карданного вала к фланцу ведущей шестерни.

5. Расшплинтуйте и отверните гайку шарового пальца сошки, отсоединив тягу от сошки.

6. Отверните гайки крепления стремянок передних рессор, снимите подкладки, стремянки и накладки. Поднимите за раму переднюю часть автомобиля.



Разборка переднего моста

Разборку переднего моста производите в следующем порядке:

1. Установите мост на стенд, отверните гайки колес и снимите колеса.

2. Расшплинтуйте и отверните гайку крепления пальца тяги сошки к рычагу поворотного кулака и снимите тягу сошки.

3. Отверните винты и снимите тормозные барабаны.

4. Снимите муфты отключения колес.

5. Выпрямите отогнутые края замочной шайбы, отверните гайку и контргайку, снимите стопорную шайбу и внутреннее кольцо с роликами наружного подшипника ступиц правого и левого колес.

6. Снимите ступицы колес.

7. Отверните болты крепления тормозных щитов, снимите щиты, цапфы поворотных кулаков и выньте шарниры поворотных кулаков.

Разборка мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 включает операции по разборке колесных редукторов заднего ведущего моста, главной передачи и дифференциала, привода управляемых ведущих колес переднего моста.

Колесные редукторы заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется разбирать в следующей последовательности:

Отвернуть штуцера трубопровода гидропривода тормозов от колесных цилиндров и снять трубопровод, затем отвернуть гайки крепления ведущего фланца, снять шайбы и при помощи демонтажных болтов снять фланец (при этом вывертывать шпильки из ступиц колес не рекомендуется);

Разогнуть ус стопорной шайбы, отвернуть контргайку и снять стопорную шайбу, отвернуть гайку регулировки подшипников и снять упорную шайбу, ступицу с барабаном, подшипниками, сальником и упорной шайбой сальника;

Отвернуть гайки крепления цапфы, снять шайбы, маслоотражатель, прокладку маслоотражателя, цапфу, прокладку цапфы, прокладку пружинную, тормоз в сборе, прокладку щита тормоза;

Отвернуть гайку ведомого вала редуктора УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514, вывернуть болты крепления крышки картера колесного редуктора, снять крышку картера колесного редуктора в сборе с ведомым валом, снять прокладку крышки и выпрессовать ведомый вал редуктора с крышки;

Выправить загнутые края на шайбах болтов крепления ведомой шестерни, вывернуть болты и снять шестерню с вала;

Отметить положение корпуса роликового подшипника на приливе картера, выправить загнутые края замочной шайбы болтов крепления корпуса подшипника, вывернуть болты и снять корпус подшипника, вынуть из картера колесного редуктора стопорное кольцо шарикового подшипника, полуось и маслоотражатель, затем снять с полуоси стопорное кольцо роликового подшипника, роликовый подшипник, ведущую шестерню и шариковый
подшипник.

Главную передачу и дифференциал редуктора заднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 рекомендуется разбирать в следующей последовательности:

Отвернуть гайки крепления крышки картера и снять шайбы, крышку с кожухом полуоси и прокладки, вынуть из картера дифференциал с ведомой шестерней в сборе, расшплинтовать и отвернуть гайку крепления фланца па ведущей шестерне и снять фланец;

Выпрессовать из картера ведущую шестерню с внутренним кольцом большого подшипника, распорной втулкой, регулировочной шайбой и прокладками, вынуть из картера сальник, кольцо упорное и внутреннее кольцо малого подшипника;

Снять с ведущей шестерни редуктора главной передачи УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 прокладки, шайбу регулировочную, распорную втулку, спрессовать внутреннее кольцо подшипника и снять регулировочное кольцо, затем выпрессовать из картера и крышки наружные кольца подшипников, снять внутренние кольца подшипников и регулировочные прокладки с коробки сателлитов;

Выправить усики стопорных шайб, вывернуть болты ведомой шестерни и снять ведомую шестерню, после чего выправить усики стопорных шайб и вывернуть болты крепления половинок коробки сателлитов, отсоединить правую половину коробки сателлитов от левой и вынуть шестерни дифференциала, оси сателлитов и опорные шайбы.

Рисунок 1

Привод управляемых ведущих колес переднего моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать в следующей последовательности:

Отвернуть гайки крепления шаровых пальцев наконечников рулевых тяг и снять рулевые тяги, отвернуть защитный колпак муфты отключения колес и
снять муфту отключения вывертыванием болта 26 (см. рис. 1);

В соответствии с указаниями по разборке колесных редукторов заднего ведущего моста снять ведущий фланец, ступицу с барабаном и подшипниками, цапфу, тормоз в сборе, крышку колесного редуктора с ведомым валом, вынуть вал из крышки и снять шестерню с вала.

Отвернуть болты крепления шаровой опоры поворотной цапфы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 к кожуху полуоси и снять упоры-ограничители поворота колес и поворотные цапфы в сборе;

Отвернуть гайки со шпилек крепления рычага на левом корпусе поворотной цапфы или болты крепления верхней накладки шкворня на правом, снять рычаг с разжимными втулками (или верхнюю накладку) и комплект регулировочных прокладок, снять нижнюю накладку шкворня и комплект регулировочных прокладок;

Отвернуть болты крепления сальника шаровой опоры и корпуса поворотной цапфы УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и снять обоймы, войлочное кольцо и манжет сальника с пружиной в сборе;

Вынуть шкворни при помощи съемника и снять корпус поворотной цапфы с шарниром в сборе, выпрессовать сальник из шаровой опоры, вынуть шарнир с ведущей шестерней и подшипниками в сборе. Без особой необходимости отворачивать болты крепления корпуса роликового подшипника и снимать его не рекомендуется;

Отвернуть гайку крепления роликового подшипника на валу шарнира, снять роликовый подшипник, ведущую шестерню, стакан шарикового подшипника и шариковый подшипник.

Шарнир постоянной угловой скорости (ШРУС) УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 разбирать только в случае необходимости в следующем порядке:

Отметить краской взаимное расположение кулаков шарниров и развести кулаки. Для этого необходимо постучать вилкой короткого кулака об угол деревянной подставки;

Зажать шарнир в тиски за длинный кулак коротким кулаком вверх и повернуть короткий кулак в сторону одного из периферийных шариков. Если при этом противоположный шарик не выйдет из канавок, необходимо нажать или ударить медным молотком по короткому кулаку.

При этом следует соблюдать осторожность, так как один из шариков может вылететь из шарнира с большой скоростью. После этого вынуть остальные шарики ШРУС УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514.

Разборку мостов УАЗ-469Б выполняют в той же последовательности, что и ведущих мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514. При этом позиции по разборке колесных редукторов из-за отсутствия опускаются.

Особенностью разборки является выпрессовка ведущей шестерни главной передачи из картера моста. Для этой цели пользуются съемником. Остальные операции при разборке передних к задних ведущих мостов УАЗ-469Б затруднений не вызывают.

После разборки моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 и очистки его деталей необходимо проверить их состояние. При этом следует заменить подшипники, имеющие износ на рабочих поверхностях или на торцах, шестерни с задирами и выкрашиванием на зубьях, оси сателлитов и коробки сателлитов с задирами и сильным износом.

Сателлиты и полуосевые шестерни заменять комплектно. Проверить состояние рабочей кромки сальников, при необходимости сальники заменить новыми. Торцы маслоотгонных колец не должны иметь задиров.

Допускается шлифовка колец до толщины 5 мм. Толщина изношенных опорных шайб полуосевых шестерен должна быть не менее 1,2 мм. При износе торцов коробки сателлитов допускается установка увеличенных по толщине опорных шайб на 0,1-0,2 мм. Номинальный размер 1,71 мм.

Канавки шарниров постоянной угловой скорости не должны иметь выкрашиваний. Допускается местный износ канавок на глубину 0,6 мм. Заменять следует также упорные шайбы шарниров в шаровых, опорах, и цапфах с задирами и сильным износом, шкворни и опорные шайбы шкворней с задирами и выкрашиванием и втулки в цапфах с задирами и сильным износом.

Сборку мостов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 выполнять в последовательности, обратной разборке. Перед сборкой шпилек сопрягаемые поверхности деталей, подшипники и рабочие кромки сальников смазать трансмиссионным маслом.

При сборке дифференциала совместить порядковые номера правой и левой коробок сателлитов. У собранного дифференциала шестерни полуосей должны проворачиваться с помощью шлицевой оправки от усилия не более 6 кгс, приложенного на радиусе 80 мм.


Рисунок 2

Регулировка подшипников дифференциала УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится подбором толщины пакетов регулировочных прокладок, устанавливаемых между торцами внутренних колец подшипников и коробки сателлитов следующим образом:

Напрессовать внутренние кольца подшипников на шейки собранного дифференциала так, чтобы между торцами коробки сателлитов и торцами внутренних колец подшипников был зазор 3-3,5 мм, затем запрессовать наружные кольца подшипников дифференциала в крышку и картер моста, установить дифференциал УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 в сборе в картер, поставить прокладку и крышку, навернуть ганки на шпильки и, проворачивая
дифференциал через отверстие в горловине картера, чтобы ролики заняли правильное положение, равномерно затянуть гайки на шпильках крепления крышки с картером;

Отвернуть гайки, осторожно снять крышку и прокладку, вынуть из картера дифференциал и щупом замерить зазор между торцами коробки сателлитов и внутренних колец подшипников с обеих сторон коробки сателлитов, после чего подобрать пакет прокладок, равный сумме замеренных зазоров, и добавить к этому пакету прокладку толщиной 0,1 мм;

Снять внутренние кольца подшипников с коробки сателлитов, разделить подобранный пакет прокладок пополам и установить на шейки коробки сателлитов, прочесть на ободе ведомой шестерни отклонение монтажного расстояния М (см. рис. 2).

Если отклонение имеет отрицательное значение, то следует переложить из правого пакета в левый пакет прокладки, толщина которых равна величине отклонения. При положительном значении отклонения прокладки переложить из левого пакета в правый.

Положение ведущей шестерни редуктора моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 регулировать подбором необходимой толщины кольца 12 следующим образом:

Запрессовать в картер моста наружные кольца подшипников 9 и 11, вставить в наружные кольца подшипников внутренние кольца с роликами и под осевой нагрузкой 10-12 кгс, проворачивая подшипники, пока ролики не займут правильное положение, замерить размер от оси ведомой шестерни до упорного торца внутреннего кольца подшипника 11 и согласно этому размеру подобрать такое регулировочное кольцо, которое обеспечивало бы монтажное расстояние ведущей шестерни, равном 83,485 мм.

Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи редуктора моста УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится путем подбора такого регулировочного кольца 10, чтобы при затяжке гайки 8 моментом 17-21 кг/см момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни с установленным сальником находился в пределах 10-20 кг/см для новых подшипников и 4-10 кг/см для приработанных.

Если одним регулировочным кольцом этого получить не удается, допускается установка регулировочных прокладок. Замер момента сопротивления проворачиванию ведущей шестерни производится при непрерывном вращении шестерни в одну сторону и не менее чем после 10 оборотов прикатки.

При проверке пружинным динамометром, закрепленным за отверстие во фланце, динамометр в момент проворачивания шестерни должен показывать усилие 2,5-5,0 для новых и 1-2,5 кгс для приработанных подшипников. Отворачивать гайку крепления фланца, чтобы добиться совпадения шплинтового отверстия с прорезью гайки, не допускается.

После регулировки подшипников ведущей шестерни окончательно проверить положение ведомой и ведущей шестерен по пятну контакта. Боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен должен быть 0,2-0,45 мм. Замер производить на фланце ведущей шестерни на радиусе 40 мм (проверять в четырех положениях ведущей шестерни через каждый оборот).



Рисунок 3

Сборка колесных редукторов УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 производится в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учитывать следующее.

У переднего колесного редуктора моста гайку 19 (см. рис. 1) после затяжки раскернить в паз на торце вала, у заднего колесного редуктора кольцо 8 (см. рис. 3) после его установки в кольцевую канавку полуоси необходимо обжать.

Края замочных шайб на болтах крепления корпуса подшипника и болтах крепления ведомой шестерни после затяжки болтов загнуть на грани головок болтов, а гайки 28 (см. рис. 1) крепления подшипников ведомых валов и гайки 27 (см. рис. 3) после затяжки раскернить в пазы валов.

Сборка шарниров равных угловых скоростей ШРУС автомобилей УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

После подбора новых ремонтных шариков увеличенного размера или замене одного из кулаков шарнир ШРУС УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 собирать в следующем порядке:

Зажать в тиски длинный кулак в вертикальном положении и вставить центральный шарик, а затем установить короткий кулак на центральный шарик так, чтобы метки, отмеченные краской, совпадали и, поворачивая его из стороны в сторону, установить поочередно три периферийных шарика;

Разведя кулаки на 10-12 мм и повернув короткий кулак на максимальный угол в сторону от свободных канавок, установить четвертый шарик так, чтобы его закусило в канавках, после чего повернуть короткий кулак в вертикальное положение. При этом допускаются удары медным молотком по стержню короткого кулака.

Предварительный натяг в шариках шарнира ШРУС УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514 должен быть такой, чтобы момент, необходимый для поворота кулака на 10-15° во все стороны от вертикали при зажатом в тисках другом кулаке, равнялся бы 300-600 кг/см. Разница в моментах поворота кулака в двух взаимно перпендикулярных направлениях одного шарнира не должна превышать 100 кг/см. Диаметр центрального шарика равен 26,988-0,05 мм.

Каждый шарнир должен собираться с шариками одной группы или двух соседних групп. При этом шарики одного размера обязательно располагать диаметрально противоположно один другому. Разница в диаметрах двух пар шариков одного шарнира допускается не более 0,04 мм. После сборки обкатать шарнир на стенде при изменении угла от 0 до 30° в течение 2 мин при 300 об/мин.

При обкатке шарики и канавки смазать смазкой согласно карте смазки. При сборке привода управляемых ведущих колес передних мостов УАЗ-469 и УАЗ-469Б необходимо учитывать следующее. В поворотную цапфу автомобиля УАЗ-469 втулка должна быть запрессована с наружного торца цапфы на глубину 18 мм, а в цапфу автомобиля УАЗ-469Б - со стороны фланца цапфы заподлицо с торцом гнезда под упорную шайбу.

После запрессовки втулку развернуть и прогладить брошью до размера 0 32+0,017 мм. Масляные канавки упорных шайб должны быть обращены к шарниру. Для закрепления шайбы в гнезде допускается раскерновка ее в трех-четырех точках, равномерно расположенных по окружности.

При замене в шаровой опоре втулок шкворней втулки после запрессовки необходимо обрабатывать на проход. При постановке шарнира заложить шаровую опору смазку согласно карте смазки, а шкворни и втулки шкворней перед сборкой смазать жидкой смазкой.


Рисунок 4. Подбор регулировочных прокладок УАЗ-469, УАЗ-31512, 31514

М - шаровая опора; 2 - опорные шайбы; 3 - шкворни; 4- регулировочные прокладки; 5 - корпус

Необходимое количество прокладок для получения определенных осевых натягов в упорных подшипниках выбирается в зависимости от размера А (рис. 4) и размера Б. Число прокладок должно быть не меньше пяти.

Размеры замеряют под нагрузкой 160 кгс, приложенной сверху. Размер А должен быть на 0,02-0,10 мм меньше размера Б. Регулировочные прокладки устанавливать сверху и снизу на торцы корпуса. При четном числе одинаковых по толщине прокладок последние ставить сверху и снизу в одинаковых количествах.

При четном числе прокладок, но разной их толщине, или при нечетном числе прокладок разность между суммарными толщинами верхних и нижних прокладок не должна превышать 0,1 мм. При сборке и постановке сальника поворотной цапфы войлочное кольцо пропитать в теплом масле для двигателя.

______________________________________________________________________________

Автомобили УАЗ нельзя назвать слишком распространенной группой транспортных средств на современных дорогах, но, несмотря на это, людей часто интересуют вопросы, связанные с особенностями конструкции переднего или заднего моста или с устранением неисправностей в других узлах и системах этих машин. Учитывая этот факт, в данной статье мы рассмотрим устройство переднего моста УАЗа на примере модели 3741, или, как ее еще называют, – «буханки».

Как устроен передний мост УАЗ

Передние мосты старого образца, к которым относится и часть конструкции УАЗ-3741, не сильно отличаются от аналогичных новых элементов типа «Спайсер». Принципиальные различия между ними кроются только в конструкции картера, размерах составляющих частей главной передачи и дифференциала , а также в некоторых используемых деталях.

Основную часть старого моста составляет разрезной картер, который состоит из двух разделенных половин, в каждую из которых впрессованы кожухи с имеющимися внутри полуосями. На кожухах также предусмотрено наличие предохранительных клапанов, которые отвечают за ограничение роста давления масла в системе.



В картере расположена главная передача и дифференциал, обладающие стандартным устройством: ведущая шестерня с малым диаметром расположена в горизонтальном направлении и соединена с карданом. Она входит в сцепление с большой ведомой шестерней, которая располагается в продольном направлении. Внутрь ведомой шестерни помещен дифференциал, состоящий из четырех сателлитов, расположенных на двух осях, и двух шестеренок полуоси.

По краям картерного кожуха находятся шкворневые узлы, которые включают в себя шаровые опоры с корпусами поворотных цапф (или поворотных кулаков) на них. С противоположной от полуоси стороны к корпусам цапф крепятся сами цапфы, в которых посредством двух подшипников вмонтирована колесная ступица. В корпусах шаровых опор размещены шарниры равных угловых скоростей (шрусы), внешние цапфы которых располагаются в ступицах.

Главной особенностью передних мостов УАЗ является присутствие в них механизма соединения ступицы колеса с полуосью, который выполнен в виде муфты, с помощью которой можно соединять или разъединять ступицу и цапфу шарнира. Именно это гарантирует передачу крутящего момента от дифференциала к колесу.

Когда муфта отключена, ступица колеса может свободно вращаться на цапфе, а значит, автомобиль будет иметь колесную формулу 4×2 . В том случае, когда муфта окажется включенной, ступица колеса через шрус будет соединяться с полуосью и дифференциалом, и автомобиль становится полноприводным - 4×4. Передние мосты старых представителей УАЗ, особенности устройства которых характерны и для «буханок», оборудовались ступицами с установленными на них барабанными тормозными механизмами. Для управления колесной базой на мосту имеются рычаги поворотных кулаков (размещены вверху корпусов поворотных кулаков) и соединенные с ними рулевые тяги.

Обратите внимание! В новых мостах типа «Спайсер» угол поворота колес достигает 32°, в то время как аналогичный показатель более старых экземпляров не превышает 29°. В остальном управление автомобилями с разными типами мостов ничем не отличается.

Возможные неисправности моста и их причины

К основным неисправностям переднего моста стоит отнести образование течей смазочных жидкостей, слишком сильный износ крепежных элементов, дефекты подшипников, зубьев полуосей, а также механические повреждения балки и износ комплектующих. Причины указанных неисправностей могут быть самыми разнообразными. К примеру, если на заднеприводной машине будет включен передний привод, то езда по неровным участкам дороги вызовет повреждения составляющих частей трансмиссии. К подобному эффекту может привести и использование зимнего трансмиссионного масла в летний период или летной жидкости зимой, что в любом случае не самым лучшим образом скажется на функционировании автомобиля. Кроме того, не забывайте поддерживать в шинах постоянное давление, что поможет предотвратить появление проблем с подшипниками и валом.

Что касается наиболее частой причины различных неисправностей переднего моста УАЗ 3741, то, в большинстве случаев, основанием для их появления служит нарушение осевого зазора шкворней. Чтобы проверить, нарушен он или нет, достаточно поднять передок машины с помощью домкрата и попробовать покачать колесо вверх-вниз. Если наблюдается осевой люфт, тогда придется выполнять регулировку зазора шкворней. Интересный факт! Первый выпущенный Ульяновским автозаводом автомобиль, известный как ГАЗ-69, уже обладал колесной формулой 4×4, что обеспечивало ему просто феноменальную проходимость. Более того, это транспортное средство не отличалось прихотливостью в плане обслуживания, что также являлось неоспоримым преимуществом. Подобная концепция «народного внедорожника», которая была успешно реализована в ГАЗ-69, до сих пор сохранила свою актуальность и продолжает реализовываться в современных моделях группы УАЗ.

Как снять передний мост

Учитывая, что УАЗ-3741 обладает рамной конструкцией, то выполнить демонтаж переднего моста не составит особой сложности. Для выполнения задачи вам понадобится прочный и качественный домкрат, упоры, которые смогут выдержать полторы тонны, и специальная жидкость WD-40, помогающая открутить заржавевшие гайки.

Порядок действия при снятии переднего моста следующий:

  1. Подставьте упоры под задние колеса и убедитесь в надежной фиксации транспортного средства.
  2. Отсоедините правый и левый тормозные патрубки от резиновых шлангов, направленных к тормозным барабанам передних колес.
  3. Открутите гайки крепления тормозных шлангов и демонтируйте сами шланги.
  4. Открутите крепежные гайки нижних концов амортизатора и болты, соединяющие карданный вал с фланцем ведущей шестерни.
  5. Расшплинтуйте и открутите гайку шарового пальца сошки и отсоедините от нее тягу.
  6. Теперь следует открутить крепежные элементы (гайки) стремянки передних рессор и снять деталь (стремянку) вместе с прокладками и накладками.
  7. На последнем этапе работы поднимите передок автомобиля за раму и достаньте из-под него мост.
На этом снятие детали можно считать завершенным, и если вы решили провести ремонт переднего моста, то можете приступать к выполнению задуманного.

Как разобрать мост

Выполняя ремонт переднего моста, его необходимо сначала установить на специальный стенд. Это существенно облегчит задачу разборки, которая состоит из нескольких последовательных этапов:



Все, на этом разборку моста УАЗ можно считать завершенной.

Знаете ли вы? Ульяновский автомобильный завод, который до сих пор занимается выпуском автомобилей УАЗ, был основан в июле 1941 года и является частью холдинга «Соллерс».

Разборка поворотного кулака без снятия моста

Если вы не хотите демонтировать передний мост УАЗа, но разобрать поворотный кулак все равно как-то необходимо, тогда следует выполнить следующие действия:



Таким образом, выполнив эти нехитрые манипуляции, вы сможете разобрать поворотный кулак без всякой необходимости в снятии моста.

Отечественное бездорожье не может напугать владельцев автомобилей УАЗ, но для их исправной работы необходимо придерживаться определенных правил эксплуатации.

Так, например, УАЗ («буханка») обладает передним мостом, устройство которого накладывает определенные требования к управлению машиной. Кроме всего прочего, в таких мостах предусмотрено отключение ступиц колес и полуосей, что способствует повышению ресурса деталей моста при отключенном переднем приводе. Поэтому для включения переднего привода УАЗ-3741 придется выполнить два действия: посредством поворота муфты соедините ступицу колеса с полуосью, а затем, используя рычаг, включить передний привод.



Чтобы не повредить составляющие конструкции, включать передний привод можно лишь после включения муфт, причем как на неработающем автомобиле, так и в процессе его движения на скорости не больше 40 км/час. Если рычаг включения привода на выключенном автомобиле никак не хочет занимать рабочее положение, то нужно завести мотор и переключить его уже на ходу.

Как только машина преодолеет проблемный участок пути, выполните все действия в обратной последовательности: остановите транспортное средство, выключите передний мост с помощью рычага и поверните колпаки муфт в положение «4×2». После этого автомобиль сможет продолжить свое движение как обычный заднеприводный транспорт.

Помните! Активировать передний привод посредством рычага (из салона), не включив при этом муфты, нельзя. Также специалисты не советуют постоянно ездить с включенными муфтами, так как это серьезно сокращает ресурс переднего моста и резины.

Тем не менее, в межсезонье и при постоянном использовании УАЗ-3741 в условиях бездорожья, муфты можно и не отключать, достаточно придерживаться умеренного скоростного режима.

Интересный факт! В наше время существуют системы дистанционного поворота муфт, которые могут обладать пневматическим или электрическим приводом. Включение и отключение муфт при наличии такой системы выполняется посредством нажатия на расположенную в салоне кнопку.

Что касается технического обслуживания «буханки», то оно не отличается особой сложностью. В регулярном порядке следует выполнять проверку всех уплотнительных элементов, прочищать клапаны, а также, в случае необходимости, выполнять затяжку имеющихся резьбовых соединений. Кроме того, не забывайте о необходимости периодической проверки и регулировки ступичных подшипников и диагностики осевого зазора ведущей шестерни.

Особого внимания заслуживает залитое в мост трансмиссионное масло, замена которого должна проводиться своевременно (согласно рекомендациям производителя – через каждые 40000 км пробега или чаще, в зависимости от конкретных эксплуатационных условий, возраста транспортного средства и качества заливаемой смазочной жидкости). Также необходимо выполнять периодическую замену масла в шрусе, ступицах колес и поворотных кулаках, а в ведущих мостах типа «Спайсер» дополнительно производится смазка направляющих втулок дисковых тормозов.

Регулярное обслуживание и правильная эксплуатация передних и задних мостов УАЗ-3741 – это залог надежной работы автомобиля на протяжении многих лет.

Подписывайтесь на наши ленты в

Классическая модель

УАЗ 3741 — полноприводный отечественный грузопассажирский автомобиль, в советское время выпускавшийся под индексом УАЗ 452. За характерную форму кузова получил народное прозвище «буханка». В заводской комплектации имеет цельнометаллический кузов, рессорную подвеску и 2 ведущих моста с неблокирующимися дифференциалами, передающими усилие на все 4 колеса.

Задний привод постоянный, передний — подключаемый. Мосты унифицированы с УАЗ 31512. Грузоподъемность — 850 кг. Клиренс — 220 мм. Ремонт переднего моста УАЗ 3741 требуется крайне редко, поскольку конструкция его довольно надежная. В основном все сводится к замене ступичных подшипников и масла в дифференциале, шаровых и шкворнях. Но иногда необходимо снимать мост. И делать это приходится своими руками, так как сервисные центры УАЗ есть далеко не везде.

Снимаем неисправный агрегат

Поскольку УАЗ 3741 имеет рамную конструкцию, снять передний мост довольно легко. Для этого нужно запастись мощным домкратом, упорами, способными выдержать 1,5 тонны веса передней части автомобиля, и специальной жидкостью для откручивания гаек — WD-40.

Порядок действий таков.

  1. Для начала необходимо подставить упоры под задние колеса.
  2. Затем нужно отсоединить правый и левый тормозные патрубки от резиновых шлангов, идущих к тормозным барабанам передних колес.
  3. После этого следует открутить гайки, крепящие тормозные шланги, и снять сами шланги.
  4. Далее нужно открутить гайки, которые крепят нижние концы амортизаторов.
  5. После этого необходимо открутить болты, соединяющие передний кардан с фланцем ведущей шестерни.
  6. Затем следует расшплинтовать и открутить гайку шарового пальца сошки.
  7. Далее необходимо отсоединить тягу от сошки.
  8. Теперь нужно открутить гайки, крепящие стремянки передних рессор, снять стремянки вместе с накладками и подкладками.
  9. В конце следует поднять передок машины за раму и вытащить мост из-под автомобиля.

После того как старый мост снят, можно приступать к установке новой детали, выполняя действия в обратном порядке. Если необходимо, снятый агрегат разбирают, проводят дефектовку, заменяют поврежденные части и устанавливают мост обратно.

Исправление осевого люфта колеса

Наиболее частой причиной неадекватного поведения автомобиля УАЗ 3741 на дороге является нарушение осевого зазора шкворней. Проверить, нарушен он или нет, можно очень просто — достаточно поднять передок домкратом и попробовать покачать колесо вверх-вниз. Если осевой люфт существует, следует отрегулировать зазор шкворней.

Регулировка проводится следующим образом.

  1. Поднимаем передок авто, предварительно поставив машину на ручник.
  2. Демонтируем колесо.
  3. Откручиваем болты, крепящие сальник шаровой.
  4. Проверяем осевой люфт, покачивая руками конструкцию вверх-вниз.
  5. Откручиваем несколько болтов крепления верхней накладки шкворня. Снимаем накладку.
  6. Вытаскиваем самую тонкую регулировочную прокладку и ставим накладку обратно.
  7. Проделываем те же процедуры с нижней накладкой шкворня.
  8. Закручиваем все болты и проверяем результат. Если люфт устранен, прикручиваем обратно сальник и колесо — и ездим. Если же люфт остался, регулируем все заново, снимая на этот раз более толстые прокладки.


Вот этот узел на машине

Важно вытаскивать одинаково толстые прокладки и сверху, и снизу, чтобы сохранить соосность ШРУСа. Если соосность будет нарушена, через некоторое время придется делать дорогой ремонт.


Top